Оформление налоговых правонарушений

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Оформление налоговых правонарушений" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Оформление налоговых правонарушений

Российский налоговый курьер, N 17, 2007 год
Рубрика: Налоговое администрирование
Подрубрика: Налоговый контроль
С.А.Тараканов,
советник отдела методологии налогового контроля,
Управление контрольной работы ФНС России

Вступившие в силу перечисленные изменения в совокупности вызвали много вопросов о разграничении порядков оформления актов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, и рассмотрения дел о таких правонарушениях применительно к их конкретным составам. Кроме того, изменения и регулирование в данной области законодательства о налогах и сборах непосредственно затрагивают важнейшие аспекты контрольной работы налоговых органов. Например, вопросы формирования доказательственной базы по фактам налоговых правонарушений.

Оформление налоговых проверок и акта об обнаружении налоговых правонарушений

— документы и предметы, полученные в результате выемки (ст.94 НК РФ);

— экспертные заключения, составленные по результатам экспертизы в порядке, указанном в статье 95 НК РФ.

Исключение составляют материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, которые связаны с налоговыми проверками и предусмотрены в пункте 6 статьи 101 НК РФ. Такие сведения в акте налоговой проверки не отражаются и входят в состав дополнительных материалов налоговой проверки.

Обратите внимание: круг доказательств, используемых в налоговом контроле, не ограничен документами, полученными в ходе контрольных мероприятий, которые непосредственно касаются данной налоговой проверки, проводимой в отношении конкретного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Доказательствами могут служить любые документы, которые имеются у налогового органа, в частности:

— налоговые декларации (расчеты), представленные в установленном порядке в налоговый орган по месту учета (подп.4 п.1 ст.23 НК РФ);

— сообщения налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей (п.2 ст.23 НК РФ);

— информация нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п.3 ст.23 НК РФ);

— сообщения налоговых агентов (подп.2 п.3 ст.24 НК РФ);

— иные сведения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, указанные в части второй Налогового кодекса;

— информация банка (п.3.1 ст.60 НК РФ);

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Оформление налоговых правонарушений

Российский налоговый курьер, N 17, 2008 год

Рубрика: Налоговое администрирование
Подрубрика: Налоговый контроль
С.А.Тараканов,
Контрольное управление ФНС России

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России

«Налоговые» особенности административной ответственности

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).
  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

  1. Неуплата налогов.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Внимание! С 10 апреля 2016 г. штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
  • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.
  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.
Читайте так же:  Проверка правильности начисления налогов

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф от 500 до 3 000 руб.
  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

Акт налоговой проверки

Кому вручается акт налоговой проверки

Акт налоговой проверки вручается проверяемому лицу или его представителю под расписку. Документ может быть передан и иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом либо его представителем. Это следует из пункта 5 статьи 100 НК РФ.

В пунктах 1 и 3 статьи 26 НК РФ записано, что налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (п.3 ст.29 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы вручают копии акта налоговой проверки, проведенной в отношении налогоплательщика-организации:

— законным представителям организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.

В настоящей статье читатель найдет краткий обзор налоговых правонарушений, а также изложение некоторых основных понятий, связанных с налоговой ответственностью.

Статья 106 Налогового кодекса РФ определяет налоговое правонарушение как «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Это означает, что законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение.

  • Это, во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах. Какие бы то ни было действия, не связанные с нарушением законодательства, не могут квалифицироваться как правонарушения.
  • Второй признак — виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность. Отсутствие вины исключает применение санкций.
  • Следующий обязательный признак правонарушения — наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.
  • Наконец, четвертое — это признак наказуемости деяния. Если за совершение конкретных противоправных деяний законодательством не предусмотрено взыскания, то наступление ответственности абсолютно исключается.

В соответствии с Налоговым кодексом к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет. Ответственность по Налоговому кодексу для физических лиц наступает в том случае, если их деяния не содержат признаков состава преступления (ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.

Основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс устанавливает недопустимость повторного привлечение одного и того же лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно следует отметить, что в случае совершения одним лицом нескольких правонарушений, предусмотренных НК РФ, с этого лица взыскиваются в полном объеме санкции, установленные за совершение каждого из совершенных правонарушений без поглощения менее строгих санкций более строгими.

Привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности по уплате (перечислению) соответствующих сумм налога и пени.

Следует сказать о принципе презумпции невиновности налогоплательщика (налогового агента). Согласно этому принципу он считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока обратное не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке и установлено вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возложена законом на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

За совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, если со следующего дня, после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение, истекли три года. За совершение всех остальных налоговых правонарушений лицо может быть привлечено к ответственности в течение трех лет со дня совершения соответствующего правонарушения. При этом санкции (штрафы) взыскиваются налоговыми органами исключительно через суд, обратиться в который с иском о взыскании санкций налоговый орган вправе не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таковы, очень коротко, положения законодательства, определяющие общие правила и порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Теперь перейдем к обзору составов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения (по месту жительства) налогоплательщика в течение 10 дней после его государственной регистрации. 30-дневный срок установлен для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (срок начинает течь с момента создания такого подразделения) и по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств (срок исчисляется с момента регистрации имущества).

Несоблюдение вышеуказанных сроков является налоговым правонарушением, за которое статьей 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, а в случае нарушения срока подачи заявления более, чем на 90 дней, размер штрафа удваивается.

Факт осуществления деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе расценивается уже не просто как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а как уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК РФ). За такое правонарушение с виновного взыщут 10 процентов всех доходов, которые были получены им за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, причем независимо от размера этих доходов взыскиваемая сумма не может быть меньше 20000 рублей. Если деятельность без постановки на налоговый учет продолжается более трех месяцев, с правонарушителя взыщут не 10, а 20 процентов тех доходов, которые были получены им в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Читайте так же:  Земельный налог если 2 участка

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов в банках. Несоблюдение этого правила в соответствии со ст. 118 НК РФ влечет для налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя ответственность в размере 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

Срок уплаты налога является обязательным элементом налогообложения и устанавливается для всех налогов. Также по отношению ко всем налогам установлены сроки представления соответствующих налоговых деклараций. Нарушение этих сроков (ст. 119 НК РФ) наказывается взысканием пяти процентов от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. Взыскиваемая санкция не может быть менее 100 рублей и более 30 процентов от подлежащей уплате в соответствии с декларацией суммы налога.

Если декларация не представлена в течение более 180 дней со дня окончания срока, установленного для ее представления, размер санкций существенно увеличивается. С налогоплательщика будет дополнительно взыскано не только 30 процентов от суммы декларированного налога, но и по 10 процентов от этой суммы за каждый (в том числе и неполный) месяц, начиная с 181 дня непредставления декларации.

Действующим законодательством установлены правила ведения организаций учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения считается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, а также несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (при условии, если такое нарушение допущено более одного раза в течение календарного года). Наказывается подобное правонарушение (ст. 120 НК РФ) штрафом в размере 5000 рублей, штрафом в размере 15000 рублей (при условии совершения указанного правонарушения в течение более одного налогового периода) либо штрафом в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей (если следствием грубого нарушения правил учета явилось занижение налоговой базы).

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. В случае совершения указанных действий умышленно размер штрафа удваивается. Такие санкции установлены статьей 122 НК РФ.

Следует заметить, что совсем недавно Конституционным Судом РФ было вынесено Определение, фактически запретившее одновременное привлечение к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 3 ст. 120, а также п. 1 ст. 122 НК РФ. Сделано это в связи с недостаточной разграниченностью между собой составов установленных указанными нормами правонарушений. При этом не исключается возможность самостоятельного применения этих составов на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Для налоговых агентов, неправомерно не перечисляющих (или перечисляющих не в полном объеме) суммы подлежащего удержанию и перечислению налога, статьей 123 Налогового кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от подлежащей перечислению суммы.

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов (а также — в пределах своей компетенции — органов внебюджетных фондов и таможенных органов) в соответствии со ст. 91 при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента). Воспрепятствование такому доступу, в случае проведения должностным лицом налоговой проверки, является согласно статье 124 НК РФ правонарушением и наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Еще одним правонарушением, направленным на воспрепятствование осуществления налогового контроля, является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для проведения налоговой проверки (статья 126 НК РФ). Данное правонарушение может быть совершено как субъектом налоговой проверки, так и любой другой организацией, располагающей сведениями о проверяемом. Штраф за каждый непредставленный документ составляет 50 рублей, а в случае отказа представить истребованные сведения или предоставления заведомо недостоверных данных — 5000 рублей (для физических лиц . 500 рублей). Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно обязано в соответствии с НК РФ сообщить налоговому органу, является самостоятельным составом правонарушения и в соответствии со ст. 129-1 НК РФ наказывается штрафом в размере 1000 либо 5000 (при совершении правонарушения повторно в течение года) рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лицо, вызванное в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и не явившееся по вызову без уважительных причин либо уклоняющееся от явки, наказывается штрафом в размере 1000 рублей. В три раза больший штраф предусмотрен за ложные показания свидетеля или неправомерный отказ от дачи показаний. Наказуемым являются также ложное заключение эксперта или ложный перевод переводчиком (штрафа за такие правонарушения составляет 1000 рублей). При отказе от участии в проведении налоговой проверки лицо, привлеченное в качестве эксперта, специалиста или переводчика будет подвергнуто штрафу в 500 рублей. Составы указанных правонарушений определены в статьях 128 и 129 Налогового кодекса.

Наконец, вероятно, наименее распространенным является налоговое правонарушение, связанное с несоблюдением правил исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях и предусмотренное статьей 125 НК РФ. Растрата, сокрытие или отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест) имущества, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Итак, мы привели полный перечень налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом. Тем не менее приведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность.

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Энциклопедия решений. Налоговые правонарушения, дела о которых рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ

Налоговые правонарушения, дела о которых рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ

Порядок рассмотрении дел о налоговых правонарушениях установлен в ст. 100.1 НК РФ, согласно которой:

— дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ;

— дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Из взаимосвязанного толкования положений ст. 100.1 НК РФ следует, что исключительный порядок рассмотрения дел в порядке ст. 101 НК РФ. предусмотрен только в отношении правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ. Такие правонарушения могут быть выявлены только в рамках налоговых проверок. В отношении иных составов налоговых правонарушений законодательство о налогах и сборах подобного запрета не содержит. Следовательно, производство по всем иным составам налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ, возможно в порядке, установленном статьями 101.4 и 101 НК РФ.

Читайте так же:  Валютный контроль акция

Следует учитывать, что в силу ст.ст. 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Принимая во внимание этот факт, Пленум ВАС РФ в п. 37 постановления от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57) разъяснил, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. Вместе с тем, если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки, они могут быть отражены в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принимаемом по итогам рассмотрения указанных материалов (ст. 101 НК РФ).

Информация о правонарушениях, рассматриваемых в порядке ст. 101.4 НК РФ, приведена в Рекомендациях ФНС России по проведению камеральных и выездных налоговых проверок, изложенных в письмах от 16.07.2013 N АС-4-2/[email protected] и от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (далее — Рекомендации). Для наглядности приведем эти данные в таблице.

Производство
по делу осуществляется
в порядке

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Непредставление в установленный срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

Непредставление расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный срок

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ

Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях

Нарушение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах 132, 133, 134, 135, 135.1 и 135.2

Из Рекомендаций следует, что налоговые правонарушения, предусмотренные ст.ст. 125, п. 2 ст. 126, ст. 128, 129, 129.1, 129.3, 129.4 НК РФ, а также совершенные банком и предусмотренные гл. 18 НК РФ), оформляются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, независимо от формы проводимых мероприятий налогового контроля (налоговые проверки или иные), в рамках которых они выявлены.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 116, 118*(2) и 129.2 НК РФ, рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ (п. 4.2 письма N АС-4-2/[email protected]). Однако в случае их выявления в ходе выездной налоговой проверки, такие правонарушения отражаются в акте выездной налоговой проверки, дела об их выявлении рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ (п. 6.5 письма N АС-4-2/[email protected]).

В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством о налогах и сборах срока привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации. По результатам данной проверки сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основании этой декларации и являющаяся базой для расчета суммы штрафа, может быть подтверждена налоговым органом либо скорректирована. Поэтому такие дела рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, в том числе и в случае, если по результатам камеральной проверки указанной налоговой декларации будет выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ (п. 1.6 письма N АС-4-2/[email protected]).

Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, связанных с несоблюдением способа представления отчетности (расчетов), а также с непредставлением сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ответственность за которые установлена ст. 119.1, п. 1 ст. 126 НК РФ), может осуществляться как в порядке ст. 101 НК РФ, так и в порядке ст. 101.4 НК РФ. Применяемый порядок привлечения к ответственности зависит от обстоятельств дела.

Внимание

С 1 января 2016 года вступила в силу новая ст. 126.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ), которой установлена ответственность налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ.

В связи с этим в декабре 2015 года ФНС России рекомендовала налоговым агентам в целях представления достоверных сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц — получателей дохода.

Одновременно территориальным налоговым органам поручено обеспечить контроль за полнотой и достоверностью представления налоговыми агентами сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год. При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ (письма ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/[email protected], от 17.12.2015 N БС-4-11/[email protected]).

Кроме того, с 2016 года налоговые агенты обязаны ежеквартально представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ. При установлении факта непредставления расчета в установленный срок принимать решение о привлечении к ответственности в соответствии с п. 1.2 ст. 126 НК РФ налоговые органы будут также в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ. Такой алгоритм действий проверяющих предусмотрен в письме ФНС России от 10.03.2016 N БС-4-11/[email protected] «О направлении Контрольных соотношений».

*(2) Статья 118 НК РФ утратила силу с 02.05.2014 и с этой даты не применяется в связи с отменой обязанности налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов в банке и других кредитных организациях, ранее установленной пп. 1 п. 2, п. 3 ст. 23 НК РФ. Соответствующие поправки внесены в НК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ

Читайте так же:  Социальный налоговый вычет представляет

что понимать под днем (моментом) выявления налогового правонарушения в тексте ст. 101.4 НК РФ

Ст. 101.4 НК РФ предусматривает составление акта должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления налогового правонарушения. Нигде не могу найти ответ на вопрос: ЧТО СЧИТАТЬ ДНЕМ или МОМЕНТОМ выявления налогового правонарушения в ходе иных мероприятий налогового контроля? Может быть, кто-нибудь подскажет?

В ходе документальной (выездной) проверки таким днем будет оформление акта. Во всех остальных случаях — по ситуации. В НК не расписано, но часто встречается в решениях судов.
Приведу неплохой комментарий знакомого юриста:
«Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Таким образом, можно предположить, что для налоговых правонарушений, по ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которые, как правило, и выявляются по результатам выездных налоговых проверок, моментом, с которого начнет течение срок давности взыскания налоговой санкции, будет являться дата составления акта выездной налоговой проверки.

Что же касается иных налоговых правонарушений, то дата их обнаружения должна определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Причем даже если, например, налогоплательщик не представит в процессе выездной налоговой проверки какие-либо документы, т.е. совершит налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ, срок давности взыскания санкции должен начать исчисляться не с момента составления акта по результатам этой выездной проверки, а по истечению срока, в течение которого эти документы должны быть предоставлены (постановление ФАС СЗО от 25.09.2001 N А26-2532/01-02-04/95; постановление ФАС УО от 05.03.2003 N Ф09-419/03-АК; постановление ФАС ВСО от 20.05.2003 N А-33-14621/02-С3с-Ф02-1370/03-С1).

При проведении иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля днем обнаружения правонарушения можно назвать день, когда полномочное должностное лицо налогового органа выявило деяние лица, содержащее состав данного налогового правонарушения. При этом не имеет значение, оформляется ли факт обнаружения налогового правонарушения каким — либо актом или в составлении такого акта не было надобности, т.е. важен сам факт обнаружения налогового правонарушения. В литературе по этому поводу правильно указывается, «если налоговые органы и составляют акты при камеральных налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок подлежит исчислению со дня обнаружения налоговой инспекцией факта налогового правонарушения безотносительно даты составления акта. Этот день в каждом конкретном случае устанавливается по-разному»

У меня похожая ситуация, как у автора НКБ.

В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2018 г. налоговая инспекция выставила требование о представлении пояснений. Срок ответа на требование (5 дней) истек 13.09.18. Вместо представления пояснений, организация подала уточненную декларацию по НДС за 2 квартал 2018 г. 15.10.18., т.е. с пропуском срока представления пояснений по требованию на 22 дня.

Практически спустя год налоговая составила акт об обнаруженных ею фактах, свидетельствующих о налоговом правонарушении В акте — штраф по ст. 129.1 п. 1 — 5000 руб.

Я подала возражения

В них основная мысль была следующая:

Поскольку в связи с подачей уточненной декларации проверка ранее сданной декларации прекращается, отсутствует и обязанность по представлению документов(пояснений) в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной декларации. Следовательно, отсутствует объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ,ст. 129.1 так как в соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его события.

ФАС МО в Постановлении от 09.09.2010 № КА-А41/10459-10 пришел к выводу о том, что невыполнение требования о представлении документов по первоначальной камеральной проверке не влечет налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.

Таким образом, в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 № 09-АП-28331/2010-АК).

К сожалению, налоговая признала их необоснованными и спустя 1, 5 месяца после акта прислала решение о привлечении к ответственности. Также вместе с возражениями я подавала ходатайство о смягчении ответственности, но налоговая его проигнорировала.

Прошу эксперного мнения стоит ли подавать апелляционную жалобу

Прошу прощения,закралась опечатка, решение налоговая прислала не спустя 1,5 месяца после акта, а спустя 2,5 месяца после даты рассмотрения дела (дата решения 26.09. 2019,эта дата совпадает с датой рассмотрения дела, а прислали его только 03.12.2019).

Я думаю, что жалоба бессмысленна. Сложившаяся за последнее время судебная практика, говорит о том, что при наличии налогового правонарушения позднее оформление налоговым органом акта и решения о привлечении к ответственности — не причина для отмены такого решения. Отменить решение по процедуре можно только в случае грубого нарушения прав налогоплательщика. Ну, например, не уведомили о рассмотрении материалов проверки, и, таким образом, налогоплательщик лишился возможности участвовать в рассмотрении и отстаивать свою точку зрения.

У вас нарушение на лицо: в установленный срок вы не представили пояснения или уточненку. На мой взгляд ссылка на отсутствие правонарушения с вашей стороны не имеет оснований.

По поводу представления документов по первоначальной декларации после подачи уточненки, мнение тоже изменилось, на прямо противоположное: уточненка не отменяет необходимость представления документов по требованию, направленному в ходе камералки первичной декларации.

Добрый день! Большое Вам спасибо за ответ. Если можно дайте, пожалуйста, ссылки на мнение, что уточненка не отменяет необходимость представления документов по требованию, направленному в ходе камералки первичной декларации.

И еще вопрос про хадтайство о смягчении ответственности, там я просила учесть, что подобное нарушение было впервые, неумышленно и оплата налога проведена в срок. Его просто проигнорировали. Это не является нарушением?

Определение ВС от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522 по делу № А65-27076/2014.

Вы можете подать в УФНС жалобу о том, что инспекция при принятии решения не учла заявленные вами смягчающие обстоятельства. Возможно ваше ходатайство было проигнорировано, поскольку вы одновременно оспаривали привлечение вас к ответственности. Т.е., вы одновременно просили снизить штраф и вынести решение об отказе в привлечении к ответственности, и налоговая не поняла, чего вы собственно хотите). Но, тем не менее, налоговики должны были дать оценку вашим смягчающим обстоятельствам и признать или не признать их таковыми.

Читайте так же:  Справка из банка для возврата налога

Большое спасибо. А как вы считаете можно написать в жалобе и про сроки и про неучтение заявленных обстоятельств. От этого хуже не будет? Понимаю, что вы уже указали свое мнение по поводу сроков выше.

Но основываясь на своем опыте, могу сказать, что налоговая очень не любит апелляционные жалобы, в которых указаны их нарушения. Я подавала их дважды и оба раза звонили из налоговой и просили забрать жалобу в обмен на «аннулирование» акта.

Поэтому хочется все написать, чтобы как говориться «застращать»))

Нет, хуже не будет. Более того, в жалобе вы должны указать все обстоятельства дела, на которых основываются ваши доводы. Самое страшное, что может случиться, это ответ УФНС в стиле «ИФНС конечно статьи ХХ НК РФ, и мы их за это пожурим, но это не отменяет вашей вины».

Большое Вам спасибо за участие. Пойду подавать. О результатах напишу в эту тему.

А что именно не понятно? Довольно сносно все обьяснено. Бывает что и хуже. Деталей и допущений больше в разы. А в этом случае предельно понятно. Ну почти можно сказать

В ходе документальной (выездной) проверки таким днем будет оформление акта. Во всех остальных случаях — по ситуации. В НК не расписано, но часто встречается в решениях судов.
Приведу неплохой комментарий знакомого юриста:
«Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Таким образом, можно предположить, что для налоговых правонарушений, по ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которые, как правило, и выявляются по результатам выездных налоговых проверок, моментом, с которого начнет течение срок давности взыскания налоговой санкции, будет являться дата составления акта выездной налоговой проверки.

Что же касается иных налоговых правонарушений, то дата их обнаружения должна определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Причем даже если, например, налогоплательщик не представит в процессе выездной налоговой проверки какие-либо документы, т.е. совершит налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ, срок давности взыскания санкции должен начать исчисляться не с момента составления акта по результатам этой выездной проверки, а по истечению срока, в течение которого эти документы должны быть предоставлены (постановление ФАС СЗО от 25.09.2001 N А26-2532/01-02-04/95; постановление ФАС УО от 05.03.2003 N Ф09-419/03-АК; постановление ФАС ВСО от 20.05.2003 N А-33-14621/02-С3с-Ф02-1370/03-С1).

При проведении иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля днем обнаружения правонарушения можно назвать день, когда полномочное должностное лицо налогового органа выявило деяние лица, содержащее состав данного налогового правонарушения. При этом не имеет значение, оформляется ли факт обнаружения налогового правонарушения каким — либо актом или в составлении такого акта не было надобности, т.е. важен сам факт обнаружения налогового правонарушения. В литературе по этому поводу правильно указывается, «если налоговые органы и составляют акты при камеральных налоговых проверках на сео соответствие и поисковые алгоритмя рунета и гугла в частности и иных мероприятиях налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок подлежит исчислению со дня обнаружения налоговой инспекцией факта налогового правонарушения безотносительно даты составления акта. Этот день в каждом конкретном случае устанавливается по-разному»

Ответственность за налоговые правонарушения в 2019-2020 годах

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;

Об одном из них читайте здесь.

  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. здесь), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

Источники

Оформление налоговых правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here