Обязанности налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Обязанности налогоплательщика при выездной налоговой проверке" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Выездная налоговая проверка

Предмет проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Проводится на территории (в помещении) налогоплательщика; если у плательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, по крупнейшим налогоплательщикам – налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Возможность проведения повторной проверки:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления плательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При этом проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

3) в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.

Если при повторной выездной проверке выявлены правонарушения, которые не были выявлены при первоначальной проверке, к плательщику не применяются налоговые санкции (исключение: если невыявление факта правонарушения при первоначальной проверке явилось результатом сговора между плательщиком и должностным лицом налогового органа).

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных проверок в течение календарного года (исключение: в случае принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки плательщика).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

У него могут быть истребованы необходимые для проверки документы посредством вручения требования о представлении документов. Документы представляются в виде заверенных печатью и подписью руководителя организации (заместителя руководителя, уполномоченного лица) копий. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При невозможности предоставления в течение дня, следующего за днем получения требования, необходимо письменно уведомить проверяющих с указанием причин и сроков, в течение которых могут быть представлены документы. В течение 2 дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить сроки или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Основания и порядок продления срока устанавливаются ФНС.

Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

При этом проверка может быть приостановлена на срок не более 6 месяцев в совокупности для:

1) истребования документов (информации) о плательщике или налоговом агенте или информации о конкретных сделках у контрагентов или иных располагающих документами лиц (направляется письменное поручение об истребовании в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы ® после получения в течение 5 дней налоговый орган направляет этому лицу требование о представлении документов ® лицо исполняет требование в течение 5 дней со дня получения)

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ (срок может быть увеличен на 3 месяца);

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При необходимости в ходе проверки может проводиться:

1) инвентаризация имущества ;

2) осмотр территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов – производится в присутствии понятых, в необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, составляется протокол;

3) выемка документов и предметов – производится на основании мотивированного постановления в присутствии понятых; предлагается добровольная выдача, в случае отказа производится принудительно; составляется протокол; если есть основания полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, инспектор вправе изъять подлинники, с которых изготавливают копии, заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются одновременно с изъятием документов или в течение 5 дней после изъятия;

4) привлекаться свидетели – может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, за исключением адвокатов, аудиторов и лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

5) экспертиза – если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле; осуществляется на договорной основе. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц.

6) привлечение переводчика – не заинтересованное в исходе дела лицо, привлекаемое на договорной основе;

7) привлечение понятых – вызываются в количестве не менее 2 человек любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о предмете и сроках проведения проверки и вручить ее плательщику или его представителю. В течение 2 месяцев со дня составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым (его представителем) и вручается последнему в течение 5 дней с даты этого акта под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения. В случае уклонения проверяемого от получения акта, этот факт отражается в нем, и акт направляется по почте заказным письмом и считается полученным на 6 день. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверяемый в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в налоговый орган письменные возражения, приложив подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии).

Читайте так же:  Налог на недвижимость какие документы нужны

В рамках выездной проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Может проводиться самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по региональным и (или) местным налогам сроком не более 1 месяца.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/10_202867_viezdnaya-nalogovaya-proverka.html

9.2. Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок

В отношениях с налоговыми органами налогоплательщик наделён различными правами, например:

– представлять свои интересы в отношениях с налоговиками лично либо через своего представителя (пп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 НК РФ);

– на сохранение налоговой тайны (ст. 102 НК РФ);

– на обжалование действий и решений налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

Кроме того, налоговое законодательство предусматривает целый ряд специальных прав налогоплательщика при проведении выездной проверки и вынесении решения по ее результатам. В таблице 1 представлены права налогоплательщиков при проведении налоговых проверок.

Если указанные права налоговые органы нарушают, налогоплательщик может подать жалобу на их действия или бездействие руководителю проверяющего налогового органа, в вышестоящий орган или суд (ст. ст. 137–139 НК РФ).

При этом решение по итогам проверки всё равно будет принято. Жалоба может лишь приостановить обжалуемое действие или исполнение обжалуемого решения. Для этого рассматривающая жалобу инстанция должна принять соответствующее решение (п. п. 2, 3 ст. 138 НК РФ).

Признать же незаконным решение по итогам проверки на основании процедурных и иных нарушений в ходе проверки и рассмотрения её материалов на практике очень сложно. Дело в том, что безусловным основанием для отмены итогового решения может быть только нарушение права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Контрольные вопросы

1. Назовите права налоговых органов в рамках проведения налоговых проверок.

2. Дайте определение понятия «налоговая тайна».

3. Какая информация о налогоплательщике является налоговой тайной?

4. Какие обязанности возложены на налоговые органы при проведении налоговых проверок?

5. Назовите права налогоплательщика при проведении налоговых проверок.

http://sci-lib.biz/nalogi/prava-obyazannosti-nalogoplatelschikov-pri-33864.html

Решение о проведении выездной проверки: статья для налоговых юристов

Изъян НК: в ст. 89 НК РФ нет сроков на вручение решения о проведении ВНП налогоплательщику. И этим пользуются инспекторы.

В настоящей статье автором проанализирован аспект отсутствия в содержании действующего налогового законодательства сроков на исполнение обязанности налогового органа по вручению решения о проведении выездной налоговой проверки, а также некоторых практических последствий отсутствия подобной нормы, которые существенным образом влияют на правовое положение налогоплательщиков и формируют предпосылки для злоупотреблений со стороны налоговых органов путем создания формальных условий для проведения налогового контроля.

Вопросам правового регулирования проведения выездных налоговых проверок посвящена статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Если провести анализ редакций данной статьи, то можно увидеть, что данная норма одна из самых динамично развивающихся в содержании НК РФ, так как за последние 15 лет статья была переписана практически полностью и ее изначальное содержание существенно изменено, что свидетельствует о достаточно частых реакциях законодателя на объективные потребности совершенствования процедуры проведения выездной налоговой проверки. Развитие такого регулирования способствует очерчиванию границ прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков при проведении проверок, что отвечает как интересам государства, так и интересам налогоплательщиков.

В свою очередь практика применения ст. 89 НК РФ показывает, что ее нормы подлежат дальнейшему развитию, которое бы способствовало не только увеличению правомочий налоговых органов, но и большим образом закрепляло их обязанности с целью исключения каких-либо злоупотреблений, формирования надежных правовых гарантий для налогоплательщиков.

Одной из очевидных проблем, существованием которой пользуются налоговые органы, является отсутствие в содержании ст. 89 НК РФ сроков на вручение решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику.

Однако, вышеуказанное Письмо ФНС России не отвечает на главный вопрос: а в какие сроки подлежит реализация данной обязанности налогового органа? Письмо ФНС России не раскрывает приведенные аспекты, чем порождает правовую неопределенность, которая негативно сказывается на налогоплательщиках.

Само собой эти негативные моменты являются частными вопросами правоприменения, между тем, глубоко убеждены, что любая норма права должна быть универсальным, эффективным методом регулирования отношений, исключающим злоупотребления какой-либо стороны правоотношения. Не являются исключением и налоговые правоотношения, где одна сторона (налоговые органы) будучи публично-правовым образованием являются заведомо сильной стороной данного отношения, вследствие чего поиск должного баланса должен выражаться и в правовой определенности норм, исключающей злоупотребления в конкретных правоприменительных ситуациях.

Проблема отсутствия регламентации сроков вручения решения о проведении выездной налоговой проверки в практике налогового администрирования приводит к следующему.

В первую очередь, следует заметить, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица.

Соответственно, выездную налоговую проверку вправе проводить налоговый орган по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет. В практике бывают случаи, когда налогоплательщики — граждане, либо индивидуальные предприниматели меняют место жительства, в связи с чем встают на регистрационный учет в другом налоговом органе, в частности, в налоговом органе, расположенном в ином регионе страны. Однако, налоговый орган по прежнему месту жительства, установив факт смены места налогового учета предпринимателя, и имея вопросы к правильности определения налоговых обязательств таким налогоплательщиком выносил решение о проведении выездной налоговой проверки датой, предшествующей дате смены адреса регистрации предпринимателя, а фактическое вручение решения налогоплательщику происходило спустя полтора-два месяца с момента его вынесения.

Таким путем налоговый орган по прежнему месту учета обеспечивает себе формальное право на проведение выездной налоговой проверки налогоплательщика, однако, фактическое вынесение решения «задним числом» нельзя счесть законным методом налогового администрирования.

Само собой, такие изобретательные налоговые органы говорят, что не нарушили ни одной нормы НК РФ и их действия находятся в рамках закона, тем не менее, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в п. 3.1. Постановления № 14-П от 16.07.2004 датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. (аналогичная позиция: Решение АС Рязанской области по делу №А54-8336/2017 от 20.11.2018 г.), соответственно, из данной правовой позиции можно сделать вывод, что решение о проведении выездной проверки должно быть датировано днем предъявления налогоплательщику этого решения.

Читайте так же:  Налог на проданную квартиру полученную по наследству

Между тем, в отсутствие нормативного урегулирования данного вопроса в содержании ст. 89 НК РФ ссылки на весьма пространные рассуждения Конституционного суда РФ вряд ли будут убедительными для налоговых органов, выполняющих свои задачи любыми путями, пусть даже эти пути порой вызывают сомнения с точки зрения справедливости и законности.

В этой связи видим целесообразным дополнение ст. 89 НК РФ нормой, устанавливающей срок на реализацию обязанности налогового органа по вручению решения о проведении выездной налоговой проверки.

Вторая ситуация, которой пользуются налоговые органы в отсутствие в ст. 89 НК РФ срока на вручение решения о проведение проверки связана с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В этой связи, оформление решений о проведении проверки все также «задним числом», может способствовать тому, что налоговый орган может формально обеспечивать себе право проверки налоговых периодов, которые бы уже ушли из-под выездного налогового контроля, если бы на таких решениях стояла действительная дата их вынесения.

Например, в январе 2020 года налоговый орган имеет формальное право вручить налогоплательщику решение о проведении выездной налоговой проверки, датированное 31 декабря 2019 г., тем самым обеспечив себе проверку 3 лет, предшествующих году вынесения решения, то есть 2016, 2017 и 2018 годов. Тем не менее, если бы вручение решения произошло в год его фактического оформления, то периодами проверки могли быть только 2017, 2018 и 2019 года. Данный момент также приводит к выводу о крайней важности существования в содержании ст. 89 НК РФ пресекательного срока на вручение решения о проведении выездной налоговой проверки.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в постановлении от 16.07.2004 № 14-П, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции РФ, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно — надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.

Как отмечено Конституционным Судом РФ, НК РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 3 (части 1 — 3) и 55 (часть 3) Конституции РФ недопустимо.

Учитывая изложенное и принимая во внимание положения пункта 2 статьи 22 НК РФ, устанавливающие обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, отмечаем, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, а когда налоговый орган при исполнении своих полномочий руководствуется целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, то такое поведение трудно счесть соответствующим критерию добросовестности.

В Определении СКЭС ВС РФ № 304-КГ18-5513 от 18.09.18 по делу №А81-813/2017, включенному ВС РФ в Обзор практики за 4 квартал 2018г., Верховный суд РФ также указывал, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания формальных условий для взимания налогов.

В решениях Конституционного Суда Российской Федерации также неоднократно отмечалось, что в силу требований статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (в том числе определения от 03.03.2015 № 417-О, от 02.04.2015 № 583-О) (см., аналогичная позиция: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу А27-2069/2019 от 26.07.2019 г., Определение СКЭС ВС РФ от 02.07.2019 г. по делу № А62-5153/2017).

При этом, в любом случае, в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Тем не менее, применение п. 7 ст. 3 НК РФ в текущих правовых реалиях себе может позволить разве что Верховный суд РФ, а также Конституционный суд РФ, а основная масса арбитражной практики заключается в формальном следовании букве закона, пусть даже эти законы неполным образом, фрагментарно и противоречиво регулируют правоотношения.

Учитывая данные обстоятельства, дополнение ст. 89 НК РФ нормой о сроках вручения налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки является насущной потребностью, которая будет способствовать формированию надлежащих правовых гарантий для налогоплательщиков от злоупотреблений со стороны налоговых органов. Какими бы ни были внешне безупречными нормы НК РФ, общеизвестное низкое качество правоприменителей на местах способствует использованию любых недосказанностей закона против налогоплательщиков, и это основная проблема регулирования правоотношений, одной из сторон которых выступают государственные и муниципальные органы.

http://www.klerk.ru/buh/articles/495321/

Обязанности налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Читайте так же:  Экономическое двойное налогообложение субъектов отдельных видов деятельности

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

http://www.garant.ru/consult/control/1207820/

Выездная проверка: права и обязанности организации

Далеко не каждый бухгалтер в своей карьере сталкивается с выездной проверкой. Однако никто от нее не застрахован. А если уж инспектор приходит в организацию для проведения подобного мероприятия, то количество забот у бухгалтерии возрастает в разы, и неподготовленные бухгалтеры с ними вряд ли справится. Так что знать права инспектора и обязанности компании при выездных проверках не помешает, даже если применить эти знания на практике и не придется.

К кому придут

Очевидно, что проводить выездные налоговые проверки у каждого налогоплательщика невозможно налоговикам не хватит ни сил, ни времени. Да и запреты с ограничениями, о которых мы расскажем чуть ниже, не способствуют тотальному выездному контролю. Поэтому выездные проверки проходят лишь у «избранных» налогоплательщиков. К чести налоговых органов надо заметить, что они давно уже перестали делать секрет из тех критериев, которые ложатся в основу отбора «счастливчиков». Любой желающий может ознакомиться с документом под названием «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» (утверждены приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected]).

Из этого документа следует, что основными кандидатами для выездных проверок будут компании, показатели деятельности которых отклоняются от «средней температуры по больнице». Например, заработная плата персонала ниже, чем у персонала других компаний той же сферы деятельности. Или компания постоянно заявляет большие суммы вычетов по НДС. Либо сумма уплаченных налогов слишком уж несоразмерна с оборотом средств, проходящих через счета организации.

Кроме этого, под прицел могут попасть компании, которые пренебрегают общением с налоговыми органами (не представляют затребованных пояснений или объяснений), часто переезжают, ведут деятельность через посредников и т.п.

Кого пускать

О назначении выездной налоговой проверки налогоплательщик, как правило, узнает от пришедших с этой самой проверкой контролеров. Они должны предъявить руководству организации свои служебные удостоверения, а также решение о проведении выездной проверки. Причем, с последним документом инспекторы должны ознакомить руководителя организации (или другого уполномоченного уставом или доверенностью сотрудника) под роспись. А вот про обязанность вручить налогоплательщику копию решения о проведении проверки Налоговый кодекс не говорит. Поэтому прежде чем поставить подпись об ознакомлении с решением, надо обязательно проверить следующие данные:

— решение вынесено именно в отношении вашей компании, то есть правильно указаны ее наименование (как полное, так и сокращенное) и ИНН/КПП;
— решение вынесено именно «вашей» налоговой инспекцией;
— в решении перечислены фамилии инспекторов, которые будут проводить проверку и эти фамилии совпадают с фамилиями тех, кто пришел с проверкой;
— в решении указано какие именно налоги будут проверять, либо указано, что проверка будет по всем налогам и сборам;
— в решении указан период, за который будут проверять налоги;
— решение подписано руководителем или заместителем руководителя инспекции, либо лицом, выполняющим их обязанности (в случае сомнения, можно позвонить в инспекцию и уточнить данную информацию);
— на решении стоит гербовая печать инспекции.

Куда пускать

В действующей редакции Налогового кодекса прямо не зафиксирована обязанность организации предоставлять проверяющим для работы специальное помещение. В Кодексе говорится: если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ). Из этого следует, что предоставление помещения под проверку все же входит в компетенцию проверяемого, но каких-либо требований к этому помещению кодекс не устанавливает. Более того, даже если налогоплательщик не предоставит такого помещения, каких-либо неблагоприятных последствий не будет. Правда, при условии, что непредставление помещения вызвано объективными причинами (п. 1 ст. 89 НК РФ). В противном случае можно говорить уже о воспрепятствовании проверке, а это влечет штраф по ст. 19.4 КоАП РФ.

Инспекторы могут производить осмотр производственных, складских и торговых помещений налогоплательщика. Кроме того, проверяющие могут поинтересоваться и другими помещениями и территориями, которые организация использует для извлечения дохода, или теми, на которых содержатся объекты налогообложения (п. 13 ст. 89 НК РФ). Тут важно помнить, что осмотр любых помещений проводится в присутствии налогоплательщика, под протокол и с участием понятых (ст. 92 НК РФ). В противном случае использовать полученную информацию для доначисления налогов и штрафов инспекторы не смогут (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Что проверят

В рамках выездной проверки инспекторы могут проверять любые документы налогоплательщика, относящиеся к тем налогам, которые указаны в решении о проведении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик обязан обеспечить ознакомление контролеров с подобными документами (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание, что на территории налогоплательщика инспекторы вправе изучать подлинники документов, но выносить их за пределы организации они могут, только если оформили протокол выемки данных документов (п. 14 ст. 89 НК РФ).

Подбирая документы для предоставления их инспекторам, надо помнить о периоде проверки, указанном в решении. Период проверки не может превышать трех календарных лет, не считая текущего налогового периода (п. 4 ст. 89 НК РФ). Проще говоря, в 2009 году инспекторы могут проверить как текущий год, так и периоды 2008-2006 годов. Причем, глубина проверки не зависит от того, какой именно налоговый период установлен для проверяемого налога. Ведь в норме Налогового кодекса, которая устанавливает глубину проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ), речь идет именно о календарных годах. То есть о периоде с 1 января по 31 декабря (ст. 6.1 НК РФ). Так что в 3 квартале 2009 года инспекторы вполне могут назначить выездную проверку по НДС за 2 квартал 2006 года.

Помимо запрета на проверки за пределами трехлетнего срока, Налоговый кодекс установил и другие ограничения. Так, налоговики не вправе проверять налоги и периоды, которые уже однажды были предметом выездной проверки (п. 5 ст. 89 НК РФ). Это значит, что если в конце 2007 года инспекторы уже проводили выездную проверку по НДС и изучали документы вплоть до 3 квартала, то в 2009 году они могут проверить НДС только начиная с 4 квартала 2007 года.

Читайте так же:  Водный налог кто должен платить

Как долго будут проверять

Теперь в Налоговом кодексе установлены четкие сроки, в которые должны уложиться проверяющие. Так, по общему правилу, выездная налоговая проверка должна закончиться в течение двух месяцев с даты вынесения решения о ее проведении (п. 6 и п. 8 ст. 89 НК РФ). Окончание проверки фиксируется специальной справкой, после составления которой инспекторы уже не могут проводить контрольные мероприятия и появляться на территории организации*.

Налоговый кодекс также устанавливает механизмы продления или приостановления срока проверки. Так, если инспекторы назначили и экспертизу, встречную проверку, либо запросили документы за границей, то руководитель инспекции может вынести решение о приостановлении проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Во время приостановления инспекторы не имеют права появляться на территории организации, требовать документы и т.п. Другими словами, приостановление проверки означает прекращение всех контрольных мероприятий, кроме того, которое послужило причиной приостановления — например, экспертизы или встречной проверки.

Что касается продления сроков проверки, то решение об этом принимает вышестоящий налоговый орган по мотивированному ходатайству инспекторов. Так, Управление ФНС по субъекту Федерации может продлить срок проверки сначала до 4 месяцев, а потом (по повторному ходатайству) до 6 месяцев. Дальнейшее продление сроков уже не допускается. Все доказательства, полученные за пределами этих сроков, будут недействительными (п. 6 ст. 89 и п. 4 ст. 101 НК РФ).

Завершение проверки

Как уже упоминалось, окончание проверки фиксируется специальной справкой, где налоговый орган указывает предмет проверки и ее реальные сроки. Данная справка вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ). В дальнейшем на основании этой справки инспекция составляет акт проверки, где указываются все выявленные нарушения, а также предложения по их устранению. Акт также вручается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ). С момента получения этого акта у организации появляется возможность обжаловать результаты проверки. О том, как это сделать читайте в следующей статье «Как бороться с доначислениями».

__________
* Единственное исключение — вынесение решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которые фактически возобновляют проверку. Эти мероприятия не могут длиться более месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).

http://www.buhonline.ru/pub/beginner/2009/7/1775

9.1. Права и обязанности налоговых органов при проведении налоговых проверок

В соответствии с главой 5 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ. При этом ст. 31 НК РФ определяет следующие права налоговых органов в рамках проведения налоговых проверок:

• требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

• производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

• вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

• в порядке, предусмотренном НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

• определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объектов налогообложения или ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

• требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

• взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;

• требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Налоговые органы в соответствии со ст. 32 НК РФ обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах и бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчётов) и разъяснять порядок их заполнения.

В рамках проведения налоговых проверок налоговые органы обязаны соблюдать следующие права налогоплательщиков, предусмотренные НК РФ:

• направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

Читайте так же:  Госуслуги заявление на налоговый вычет

• по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

• по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

• соблюдать налоговую тайну и обеспечивать её сохранение.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом данные о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством выборах.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.


http://sci-lib.biz/nalogi/prava-obyazannosti-nalogovyih-organov-pri-33863.html

Полномочия ФНС при проведении проверки

Столкнувшись с проверкой налогового органа вы должны быть «в полной боевой готовности». На что имеют право сотрудники налоговой? Могу ли я не пустить на территорию предприятия?

Важно иметь в виду, что налоговики часто превышают круг своих полномочий и выходят за рамки. Распознать неправомерные действия возможно, зная права и обязанности сотрудников ФНС, в целях их пресечения и возможности обжалования в дальнейшем.

Задачи Федеральной налоговой службы

На 2017-2021 гг. ФНС раз­ра­бо­та­на стра­те­ги­че­ская карта ве­дом­ства, вклю­ча­ю­щая в себя цели, за­да­чи и необ­хо­ди­мые ме­ро­при­я­тия для их до­сти­же­ния.

К за­да­чам и целям ФНС на бли­жай­шие 5 лет от­не­се­ны, в част­но­сти, сле­ду­ю­щие:

  • про­ти­во­дей­ствие укло­не­нию от упла­ты на­ло­гов и стра­хо­вых взно­сов;
  • обес­пе­че­ние за­кон­но­сти, обос­но­ван­но­сти и мо­ти­ви­ро­ван­но­сти ре­ше­ний, при­ни­ма­е­мых на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми и раз­ви­тие си­сте­мы до­су­деб­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния спо­ров;
  • со­кра­ще­ние вре­ме­ни на под­го­тов­ку и по­да­чу на­ло­го­вой от­чет­но­сти (от­чет­но­сти по стра­хо­вым взно­сам) на­ло­го­пла­тель­щи­ком (пла­тель­щи­ком стра­хо­вых взно­сов);
  • рас­ши­ре­ние спек­тра сер­вис­ных услуг и по­вы­ше­ние ка­че­ства об­слу­жи­ва­ния;
  • со­вер­шен­ство­ва­ние элек­трон­но­го вза­и­мо­дей­ствия и уда­лен­но­го до­сту­па, мак­си­маль­ный пе­ре­ход на те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ка­на­лы связи;
  • сбли­же­ние на­ло­го­во­го и бух­гал­тер­ско­го уче­тов;
  • раз­ви­тие ин­фор­ма­ци­он­ной от­кры­то­сти.

Полномочия налоговой службы

Запрашивать необходимые документы у вашей организации

Но не любые, а только те которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты. Первичные бухгалтерские документы или не являющимися таковыми, которые не имеют никакого отношения к формированию налоговой базы, например карточки счетов 60,62; отчеты; аналитические справки. Хранить первичные документы, связанные с исчислением налогов следует не менее 4-х лет, согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Проверяющие вправе запросить только копии необходимых документов в письменной форме, предъявив вашей организации требование о представлении документов. Запросить подлинники для ознакомления налоговики могут только с вашего согласия и в устной форме, не отказывайте в данном случае, так как согласно НК РФ это является вашей обязанностью. При этом обеспечьте условия для ознакомления с данными документами – при возможности предоставьте кабинет и столы со стульями.

Производить выемку документов

В случае возникновения сомнений у проверяющих в отношении документов, например подлинности или их подмены и изменения, для ознакомления с данными документами непосредственно по месту нахождения налоговой инспекции производится выемка на основании отдельного мотивированного постановления. Также при вашем отказе добровольно дать доступ к документам, проверяющие имеют право вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.

Проводить инвентаризацию имущества предприятия

А также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий организации.

  • Содействуйте – обеспечьте проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой. Если вы откажете в такой просьбе, сотрудники ФНС могут расценить ваш ответ как воспрепятствование деятельности проверяющих и итогом проверки будет существенное доначисление налогов;
  • При воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика налоговики имеют право составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Для осмотра и иных действий в рамках проведения налогового контроля могут быть привлечены специалисты, обладающих специальными знаниями и навыками.

Проводить допрос

Для дачи показаний в качестве свидетеля на допрос может быть вызвано любое физическое лицом, в том числе сотрудники организации, которым могут быть известны какие — либо обстоятельства имеющие значение для целей проверки.

Не могут быть допрошены:

  • лица, не достигшие 14 лет;
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор, нотариус).

На практике многие руководители отказываются от дачи свидетельских показаний на основании того, что они не обязаны свидетельствовать против самого себя. Сотрудники ФНС расценивают данное поведение как отказ и налагают штраф, так как допрос проводится в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не самого руководителя. Однако, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и вас вызвали на допрос, свидетельствовать против самого себя вы не обязаны, поэтому смело можете отказать.

Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы

Помните, перешагнув порог вашего предприятия, проверяющие в большинстве случаев, ведут видеосъёмку, которая является весомым доказательством вашего поведения и сотрудников предприятия. Вы должны содействовать проверке, а не воспрепятствовать, не стоит оскорблять, унижать или как – либо умалять честь и достоинство сотрудников ФНС.

Привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле

Экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом вы вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Проведение выездной проверки фиксируется в протоколе проверяющими, вы в свою очередь тоже записывайте каждый шаг и каждое действие сотрудников ФНС. При сомнениях и чувстве неуверенности вы можете обратиться к профессионалам для оказания юридического сопровождения. Своевременная консультация – залог вашего спокойствия при проведении проверки ФНС.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://zhorin.com/articles/polnomochiya-fns-pri-provedenii-proverki/

Обязанности налогоплательщика при выездной налоговой проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here