Общественный финансовый контроль осуществляют

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Общественный финансовый контроль осуществляют" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

133. Общественный финансовый контроль.

Общественным— осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному отно­сятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.

Также Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информациювсем заинтересованным лицам (юридическимифизическим). В организации общественного контроля важную роль играютсредства массовой информации, выражающие интересы различныхобщественных организаций,политических партийи других структур.

Общественный контроль осуществляется профсоюзами:

1. в соответствии с принципами:

– социального партнерства между профсоюзами, государственными органами и иными организациями;

– законности при осуществлении общественного контроля и ответственности профсоюзов, их представителей за нарушение законодательства при его осуществлении;

2. в форме проведения:

– проверок в случаях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 года № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»;

– мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг).

По результатам осуществления общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, профсоюз вправе в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке выдать контролируемому субъекту рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения), если иное не установлено Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 года № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами». Контролируемый субъект обязан рассмотреть данную рекомендацию и информировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок.

Профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за:

– соблюдением законодательства о труде;

– соблюдением законодательства об охране труда;

– соблюдением законодательства о профсоюзах;

– выполнением коллективного договора (соглашения).

Планы проведения профсоюзами проверок размещаются на официальных сайтах республиканских объединений профсоюзов в глобальной компьютерной сети Интернет.

134. Независимый коммерческий финансовый контроль.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

http://studfile.net/preview/5270326/page:65/

Статьи по предмету Финансовое право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

http://justicemaker.ru/view-article.php?id=23&art=3325

Виды финансового контроля

ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Можно выделить различные виды финансового контроля в зависимости от основания классификации :

1) по субъектам, осуществляющим контроль:

а) государственный (на уровне Российской Федерации и ее субъектов):

— надведомственный, или внешний (осуществляется органами государственной власти, не входящими в структуру контролируемого субъекта);

— парламентский (осуществляется законодательными (представительными) органами власти);

— внутриведомственный, или внутренний (осуществляется структурным подразделением контролируемого субъекта);

б) муниципальный (осуществляется органами местного самоуправления):

в) общественный (осуществляется гражданами или их объединениями, общественными организациями);

г) внутрихозяйственный, или внутрифирменный (осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов).

д) независимый (осуществляется специализированными негосударственными организациями);

2) по содержанию (по объекту контроля):

а) бюджетный (контроль за формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлением государственных и муниципальных заимствований, представлением государственных и муниципальных кредитов, использованием государственного имущества);

б) налоговый (контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах);

в) валютный (контроль за соблюдением валютных ограничений);

г) таможенный (контроль за соблюдением декларантами, перевозчиками, таможенными брокерами таможенного законодательства в части уплаты таможенных платежей);

д) банковский (контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации);

е) страховой надзор.

3) в зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на:

а) предварительный (Осуществление данного вида контроля предшествует осуществлению подконтрольных операций);

б) текущий (В рамках этого контроля финансовые операции проверяются при их осуществлении. К примеру, контроль Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета).;

в) последующий (При последующем финансовом контроле контрольные мероприятия проводятся по итогам финансовой деятельности. К примеру, проверка Счетной палатой РФ отчета об исполнении федерального бюджета).

4) в зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений соответственно правовым нормам различают:

Н.И. Химичева называет следующие виды финансового контроля:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

Государственный финансовый контроль (по мнению Гутцайт Е.М.) — структурный элемент единой системы финансового контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных единством поставленных для решения задач и используемых методов контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными при этом исполнительной властью. Основной целью данного вида контроля является максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Муниципальный финансовый контроль — осуществляется органами местного самоуправления, которые в силу ст. 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. В своей деятельности органы местного самоуправления руководствуются ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Читайте так же:  Налог на недвижимость в казахстане

Общественный финансовый контроль.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положении Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ст. 24 Конституции РФ). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) осуществляется главным образом в форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ) предусмотрено обязательное ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами. Данный вид контроля осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины.

Независимый (негосударственный) финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций, учреждений, осуществляемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Если государственный финансовый контроль — приоритет публичных интересов, то негосударственный аудиторский финансовый контроль — приоритет частных интересов хозяйствующих субъектов. Принципы, присущие как государственному финансовому контролю, так и негосударственному – это независимость, законность, объективность, эффективность, оперативность, гласность.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором). Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/1_102700_vidi-finansovogo-kontrolya.html

Понятие и виды финансового контроля

План

Тема 1.3. Финансовый контроль

1. Понятие и виды финансового контроля

2. Методы государственного финансового контроля

3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

4. Таможенный и валютный контроль

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и муниципальных образований.

По сути, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними воп­росов деятельности субъектов хозяйствования и управления в области финансовой деятельности государства с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами всех уровней, а также специально созданными учреждениями[15].

Финансовый контроль содействует успешной реализации финансовой политики государства, эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он присущ всем финансово-правовым институтам.

Основными направлениями финансового контроля является проверка:

1) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

2) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

3) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

4) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Задачами контроля являются:

— обеспечение соблюдения действующего законодатель­ства и нормативных актов;

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фон­дов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, резервов снижения себе­стоимости и повышения рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии;

— правильность ведения бухгалтерского учета и отчетно­сти;

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятия;

правильность ведения валютных операций;

— увеличение доходных поступлений в бюджет и сохранность государственной собственности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от субъектов различают следующие виды финансового контроля: государственный (президентский контроль, представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов), внутрихозяйственный, ведомственный, общественный, аудиторский, контроль финансово-кредитных органов.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, и он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, госкомитетов и других органов государственного управления.

Муниципальный – осуществляется органами муниципальных образований

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами, службой финансового менеджмента). Объектом здесь служат структурные подразделения своего же предприятия – цеха,участки, отделы, филиалы.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица на добровольной и безвозмездной основе.

Читайте так же:  Водный налог кто должен платить

Аудиторский финансовый контроль – негосударственный контроль. Осуществляется специальными субъектами, обладающими лицензией на осуществление аудиторской деятельности.

По времени проведенияфинансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значе­ние для предупреждения финансовых нарушений. Он пре­дусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного рас­ходования средств. Примером такого контроля на макро­уровне является процесс составления и утверждения бюд­жетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показате­лей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий(оперативный) финансовый контроль про­водится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он пре­дупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующийфинансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

По форме проведения различают обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контрольза финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контрольне вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

По сфере проверяемой финансовой деятельности финансовый конт­роль бывает: бюджетный, налоговый, валютный, кредит­ный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9662 — | 7399 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_66759_ponyatie-i-vidi-finansovogo-kontrolya.html

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

Читайте так же:  Налоговые правонарушения предусматривают в виде санкций

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/936855.html

Общественный финансовый контроль

Общественный финансовый контроль — раздел Финансы, Финансовое право Финансовый Контроль, Осуществляемый Государственными Органами.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, который основан на положениях Конституции РФ: праве на участие в управлении делами государства[144], обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы[145].

Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях»[146] они вправе вносить свои предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности, финансового контроля.

Читайте так же:  Возврат налога на детей

Особое место в общественном финансовом контроле занимает Общественная палата РФ[147] и Общественные палаты субъектов РФ[148].

Общественная палата Российской Федерации

обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

К основным задачам Общественной палаты относятся:

· проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

· осуществление общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Поскольку финансовая деятельность органов исполнительной власти является одной из основных составляющих их деятельности вообще, то Общественная палата осуществляет, в том числе, и финансовый контроль в рамках общего контроля.

http://allrefs.net/c58/4be6e/p22/

Негосударственный финансовый контроль

При переходе к рыночной экономике возрастает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных контролирующих органов. Негосударственный (частно-хозяйственный) финансовый контроль включает следующие виды:

· внутрихозяйственный финансовый контроль организаций и домохозяйств;

· общественный финансовый контроль.

Объектом такого финансового контроля является вся совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций и домохозяйств.

· неукоснительное соблюдение законности в ходе проведения проверки;

· квалифицированное предоставление аудиторских услуг;

· обеспечение сохранности документов, получаемых в ходе проверки и неразглашение их содержания без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющие силу официального документа.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией и специальными подразделениями организаций, а также домохозяйствами (индивидуальными предпринимателями и непредпринимателями) с целью контроля результативности и эффективности использования финансовых ресурсов. Он осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Что касается внутрихозяйственного контроля на предприятие, то это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятия в целом, так и отдельные его структурные подразделения. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например, в сфере образования, в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения. Органами общественного контроля могут быть: Общественная палата РФ, отраслевые профессиональные союзы, попечительские советы (например, в сфере образования), которые могут обеспечивать приток в эту сферу дополнительных финансовых и других ресурсов. К органам общественного контроля относится общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений и другие общественные организации. Деятельность этих органов финансового контроля направлена на защиту финансовых интересов отдельных групп населения страны.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 626 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/3_45670_negosudarstvenniy-finansoviy-kontrol.html

Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль

Субъекты финансового права:

а) публично-правовые (публично-правовые образования в лице их органов-РФ, субъекты Федерации, муниципальные образования). Основные характеристики:

· наличие финансово-правовой компетенции государственно-властного характера, например РФ, как субъект финансового права имеет суверенные правомочия: право денежной эмиссии; устанавливает федеральные, региональные и местные налоги; полномочия в сфере бюджетного права и процесса; право на государственный кредит, где государство выступает как в роли кредитора, так и в роли заёмщика;

· финансово-правовая деятельность публично-правовых образований сопровождается полномочиями по финансовому контролю, как законодательных, так и исполнительных органов власти

б) частно-правовые (физические лица и организации)

· объединяющего понятия финансовой правосубъектности не существует, она дифференцируется в зависимости от отраслей и институтов (эмиссионная, валютная, налоговая правосубъектность)

· законодатель «дифференцированную правосубъектность» коррелирует (связывает) либо с гражданской правосубъектностью, либо с административной правосубъектностью.

В теории финансового права существуют два подхода к определению финансового контроля. Одни ученые настаивают на том, что финансовый контроль – это самостоятельный институт общей части финансового права. Другие ученые придерживаются другой позиции, утверждая, что не существует некоего финансового контроля, финансовый контроль является необходимой частью, составляющей конкретных институтов, подотраслей Особенной части финансового права.

Первая точка зрения: законодатель должен принять единый нормативный акт (ФЗ о финансовом контроле, в котором предусмотреть взаимосвязанную систему органов финансового контроля, перечень полномочий, формы финансового контроля (проверки, ревизии), результаты (будут привлекать к ответственности или нет). Попытка создать такой закон предпринималась, но законопроект не прошел. На уровне СНГ В 2004г. был принят Модельный закон СНГ «О финансовом контроле», т.е. участникам Содружества на базе этого модельного закона иметь такой же.

Вторая точка зрения: каждая форма финансового контроля имеет свою специфику, отсюда нет оснований исключать нормы такого контроля из указанных специальных нормативных актов

Читайте так же:  Возмещение ндс подрядчиком

В настоящее время в ГД РФ одерживают верх сторонники именно второго подхода. На международном уровне преимущество у первого подхода. М.В. Лушникова придерживается первого подхода.Сформировать своё отношение к этой проблеме

Финансовый контроль в зависимости от уровня этого контроля подразделяют на:

1)публичный (государственный и муниципальный)

3)аудиторский (ФЗ Об аудиторской деятельности)

При этом авторы одних учебников полагают, что все эти три уровня финансового контроля включаются в предмет финансового права, другие же придерживаются иной позиции, полагая, что к финансовому праву имеет отношение только публичный финансовый контроль, а внутрихозяйственный контроль (контроль по бухгалтерскому учету) и аудиторский – это сфера административного права

Согласно ФЗ Об аудиторской деятельности выделяется два вида аудита:

б) обязательный (сфера финансового права, разновидность финансового контроля). КС в постановлении от 01.04.2004 причисляет обязательный аудит к форме публичного финансового контроля, аргументируя это следующими доводами:

· -обязательный аудит преследует публичные цели, защищает публичные интересы

· -именно ФЗ уполномочил негосударственные аудиторские организации осуществлять публичные финансовые функции по контролю

Публичный финансовый контроль

– это регламентированная нормами права деятельность государственных и муниципальных органов власти в формах проверок и ревизий своевременности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды и целевого, эффективного их использования

Классификация видов финансового контроля

По органам, осуществляющим финансовый контроль:

а) финансовый контроль представительных органов власти

· независимый финансовый контроль (это контроль, который осуществляет счетная Палата РФ, счетные органы субъектов РФ)

· парламентский контроль, который осуществляет законодательный орган, например, контроль ГД РФ при утверждении отчета об исполнении бюджета

б) финансовый контроль исполнительных органов власти (парламентский контроль, который осуществляет законодательный орган, например, контроль ГД РФ при утверждении отчета об исполнении бюджета

-финансовый контроль органов общей компетенции

· финансовый контроль Контрольного управления Президента

· уполномоченные представители президента в федеральных округах

*контроль на уровне Правительства РФ

-финансовый контроль органов специальной компетенции

*финансовый контроль ЦБ

*Федеральной таможенной службы

· Федеральными службами в структуре министерства Финансов: Федеральная Налоговая Служба (ФНС), Федеральная Служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу (см. дополнительно ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»), Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное казначейство

К практическому занятию составить таблицу:

Наименование органа финансового контроля

Нормативно-правовая основа контрольной деятельности

Формы финансового контроля (ревизии, проверки)

результаты контроля (привлекают к ответственности, наблюдают)

В зависимости от времени проведения:

1. предварительный контроль

2. текущий финансовый контроль

3. последующий финансовый контроль

В зависимости от предмета финансового контроля:

1. бюджетный контроль

2. налоговый контроль

3. валютный контроль

4. банковский контроль (пруденциальный)

5. контроль в сфере денежного обращения

В зависимости от формы проведения финансового контроля:

1. обязательный финансовый контроль (коммеральная налоговая проверка)

2. инициативный финансовый контроль (выездная налоговая проверка)

По методу проверки:

1. сплошной финансовый контроль

2. выборочный финансовый контроль

В зависимости от способа получения информации при выполнении контрольных функций:

1. документальный контроль

2. фактический контроль

3. финансовый мониторинг (информацию контрольный орган получает от финансовых информаторов, например, органы госавтоинспекции являются налоговыми информаторами)

По периодичности проведения:

В зависимости от способа организации контрольных действий (мероприятий)

3. наблюдения (мониторинг)

Тема 2. Налоговая система Российской Федерации

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.1)
  • Постановление Пленума ВАС №5 от 28.12.2001г. «О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ»

Налоговая система РФ

– это совокупность налогов и сборов, установленных налоговым законодательством в порядке и в соответствии с принципами налогового права.

Налоговая система выполняет две функции:

1. фискальная функция (сбор налогов в бюджетную систему)

2. регулирующая функция:

· стимулирующая (чаще всего находит отражение в налоговых льготах)

· дестимулирующая (с помощью налогов ограничить той или иной вид предпринимательства, например налоги с игорного бизнеса)

Эффективной признаётся только та налоговая система, где указанные 2 функции оптимально согласованны, сбалансированы. Соответственно, смещение в ту или иную функцию неизбежно приведут к сбоям в регулировании правовых отношений. Так, в Российской налоговой системе отсутствует довольно распространённый в зарубежной практике налог на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования. Мотивы законодателя следующие: он уповал на регулятивную функцию налоговой системы, её социальный характер.

Структура налоговой системы РФ.

Структура сложная и включает в себя общую систему налогообложения и специальные налоговые режимы. В свою очередь, общая система включает в себя 3 уровня налогообложения: федеральные, региональные и местные налоги. Перечень этих налогов установлен соответственно ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Этот перечень закрытый.

Специальные налоговые режимы – это особый порядок уплаты единого налога, а также освобождение от уплаты федеральных, региональных и местных налогов. Закрытый перечень специальных налоговых режимов установлен ст. 18 НК РФ, и к ним относятся упрощённая система налогообложения, единый налог на вменённый доход, единый сельскохозяйственный налог, налогообложение при заключении соглашений о разделе продукции.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1577 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/10_21237_publichnie-sub-ekti-finansovogo-prava-i-finansoviy-kontrol.html

Общественный финансовый контроль осуществляют
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here