Общая характеристика валютного законодательства российской федерации

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Общая характеристика валютного законодательства российской федерации" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

Статья 4 . Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

http://base.garant.ru/12133556/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

Характеристика ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле (стр. 1 из 2)

1. Характеристика Закона

2. Валютные операции

3. Внутренний валютный рынок

4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг

Список используемой литературы

29 июня 2004 года начали действовать положения Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц – резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации

Закон предусматривает довольно серьезную либерализацию валютного режима. Прежде всего, отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала (включая инвестиции российских резидентов за рубежом). Отныне никакие валютные операции резидентов с нерезидентами не требуют особого разрешения Центрального банка. Взамен, однако, вводятся меры экономического сдерживания: правительству и ЦБ России дано право введения резервирования по некоторым видам валютных операций. Это значит, что сумма, пропорциональная сумме данной операции, блокируется на отдельном счете на определенный срок. Кроме того, некоторые виды операций можно проводить только через специальные счета, предназначенные для облегчения государственного контроля.

Автор ставит перед собой следующие цели: дать характеристику ФЗ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», рассмотреть основные положения данного закона.

1. Характеристика Закона

Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит в себе 25 статьей, которые объединены в 5 глав. К ним относится общее положение, валютное регулирование, репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки, валютный контроль и заключительное положение.

Целью Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильность внутреннего валютного рынка РФ.

Общее положения включает принципы валютного регулирования и валютного контроля, основные понятия, используемые в данном Законе, к ним относиться валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, валютные операции и другие.

Закон вносит определенные изменения в понятийный аппарат законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Прежде всего, уточнены понятия валюты РФ и иностранной валюты, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Определения этих понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, и прежде всего с ГК РФ.

В главе валютное регулирование содержатся положения об органах валютного регулирования, к ним Закон относит Центральный банк РФ и правительство. А также в 5 главе рассмотрены валютные операции между резидентами и нерезидентами, валютные операции между резедентами, валютные операции между нерезидентами, права и обязанности резидентов и нерезидентов и т.д

Читайте так же:  Размер подоходного налога на детей

Валютный контроль в соответствии с Законом осуществляет правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти уполномоченные правительством РФ.

Закон фиксирует понятие паспорта сделки, ранее содержавшееся лишь в актах ЦБР. Так называется документ, содержащий основные сведения о валютной операции, который оформляется резидентами в своих уполномоченных банках при осуществлении валютных операций с нерезидентом. Правила оформления паспорта сделки устанавливает ЦБР; этот документ затем может использоваться для целей валютного контроля (в частности, передаваться в таможенные органы для контроля за экспортом и импортом).

Таким образом, закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

2. Валютные операции

В Законе уточнено понятие «валютные операции». Теперь это любые операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности, переводы средств одним и тем же лицом со счета на счет или ввоз-вывоз валюты на территорию России.

Валютные операции между резидентом и нерезидентом

На практике наибольший интерес представляют, по-видимому, валютные операции между резидентами и нерезидентами. Согласно данному закону, они осуществляются без ограничений, кроме некоторых операций по определенному закрытому списку.

В предыдущей версии закона валютные операции делились на текущие (в частности, экспорт и импорт) и капитальные (в частности, инвестиции и кредиты). При этом текущие операции осуществлялись без ограничений, а на осуществление капитальной операции требовалось, по общему правилу, особое разрешение ЦБР или отдельный разрешительный нормативный акт. Таким образом, действовал принцип «запрещено все, что не разрешено». Теперь ситуация противоположная: разрешены любые операции с нерезидентами, но с некоторыми ограничениями.

Ограничения, впрочем, не означают запрета. Предполагается лишь возможность введения для определенных (капитальных) операций между резидентами и нерезидентами требования о резервировании и (или) использовании спецсчета. По некоторым операциям решение принимает правительство, по некоторым — ЦБР. Если такое решение не принято, операции проводятся без ограничений.

Как бы извиняясь перед согражданами, законодатель сообщает непосредственно в тексте закона, что «ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации», и что эти ограничения «отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление».

Правительство может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

— расчеты по экспорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы), с отсрочкой свыше трех лет;

— расчеты за строительство за рубежом, с отсрочкой свыше пяти лет;

— расчеты по внешнеторговой деятельности, где резидент предоставляет нерезиденту отсрочку платежа более 180 дней;

— расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше 180 дней;

— расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше трех лет в виде предоплаты по импорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы);

— расчеты при приобретении резидентами у нерезидентов долей в капитале юридических лиц.

Центральный банк может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

— расчеты по кредитам и займам (в валюте);

— расчеты по кредитам и займам (в рублях);

— операции с внешними ценными бумагами (включая расчеты);

— исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам [погашение облигаций и т.п.]

— операции по приобретению внутренних ценных бумаг (включая расчеты);

— исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;

— операции кредитных организаций, кроме банков [банковская деятельность регулируется отдельно].

Предусмотрена возможность введения спецсчетов и резервных требований как для резидентов, так и для нерезидентов. Резервные требования — до 20% на срок до года или до 100% на срок до 60 дней; они устанавливаются ЦБР по согласованию с правительством.

При этом расчеты по внутренним бумагам осуществляются в рублях, а по внешним могут осуществляться в валюте, если иное не установлено ЦБР.

Физическим лицам-резидентам разрешено без ограничений приобретать у нерезидентов (а также продавать и производить другие операции) внешние ценные бумаги на сумму до 150 тыс. долл. в год (сумма выросла вдвое по сравнению с предыдущей версией закона).

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены, кроме операций по определенному закрытому списку. В список входят:

· расчеты в магазинах беспошлинной торговли;

· операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) по договорам с нерезидентами;

· операции по вспомогательным договорам при экспорте, импорте, транзите через РФ (перевозка, страхование);

· операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ (на организованном рынке РФ и через депозитарии в РФ);

· операции юридических лиц с внешними ценными бумагами (через депозитарии в РФ и с расчетами в рублях);

· уплата налогов в валюте;

Видео (кликните для воспроизведения).

· некоторые операции физических лиц (включая дарение валюты близким родственникам, переводы в РФ и из РФ и др.).

Валютные операции между нерезидентами

Может показаться странным, что валютные операции между нерезидентами также регулируются рассматриваемым законом РФ. Напомним в связи с этим, что операции между нерезидентами с рублями и рублевыми ценными бумагами закон относит к валютным операциям.

К счастью для нерезидентов, им разрешено безо всяких ограничений переводить иностранную валюту с одного счета на другой, как в пределах РФ, так и за границу или из-за границы, как на свои собственные счета, так и на счета других нерезидентов.

Читайте так же:  Социальный налоговый вычет представляет

Операции с рублевыми ценными бумагами нерезиденты производят в рамках законодательства РФ (антимонопольное и о ценных бумагах). Порядок ведения операций устанавливается ЦБР, при этом возможно введение для них спецсчетов.

http://mirznanii.com/a/257614/kharakteristika-fz-o-valyutnom-regulirovanii-i-valyutnom-kontrole

Основы валютного законодательства (стр. 1 из 4)

Исторически валютное законодательство включали в состав законодательства о финансах и кредите, рассматривая как составную часть финансового права. Действительно, предметы финансового и валютного права очень близки, а непосредственно финансовое и валютное право имеют общие области регулирования, такие как осуществление валютного контроля, создание и использование государством и муниципальными образованьями фондов в иностранной валюте и некоторые другие.

Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок. Являясь формой организации движения валютных ценностей в Российской Федерации, валютный рынок в последние годы развивался быстрыми темпами: появились новые уполномоченные банки, валютные биржи, валютные отделы на фондовых биржах, широкая сеть обменных пунктов, растет объем валютной выручки предприятий от экспорта товаров, работ и услуг, развивается торговля валютными фьючерсами и опционами.

Валютный рынок представляет собой финансовый центр, в котором сосредоточена купля-продажа валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки стран мира обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли от разных курсов валют.

Либерализация и развитие внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, рост внешнеторгового оборота потребовали наличия в стране правового механизма валютного регулирования. В связи с этим 4 ноября 1992 году был принят Закон РФ № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”, который является одним из самых постоянных и неизменяемых в истории российского законодательства. В тоже время в развитие этого Закона было принято более тысячи нормативных актов, при этом регулирование валютных отношений постоянно меняется.

В результате развития регулирования операций с валютными ценностями в российском праве фактически сложилась новая отрасль права – валютное, которое объединяет совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере обращения валютных ценностей и регулирующая их.

2. Общая характеристика валютного законодательства

История валютного законодательства послереволюционной России может быть условно поделена на 4 этапа.

Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, организации, учреждения) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена система так называемых “валютных отчислений”, когда валютные поступления в определенных пропорциях делились между государством и непосредственными производителями экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение валюту, зачисляемую в “валютные фонды” (на балансовые и внебалансовые счета, а позднее – только балансовые). Объемы внешнеэкономической деятельности резко возросли в 1987-1988 годах, в связи с развитием совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, в результате которой появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. Роль специального органа валютного регулирования в это время выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, а источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР и издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Все это привело к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из органов государственного управления и послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР “О валютном регулировании” начался третий этап развития валютного регулирования в стране. В юридическую практику впервые на уровне закона были введены такие понятия как “валютные ценности”, “валюта СССР”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты”, “валютные операции”, “текущие валютные операции”, “валютные операции, связанные с движением капитала” и многие другие. Названным законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы в валютном регулировании и управлениями валютными ресурсами.

В законе впервые было провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями, организациями и гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствовало практике большинства стран мира, где аналогичные функции осуществляют центральные (национальные) банки государств. Главным документом, который регулировал основные стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24.05.1991 года № 352 “Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР”, в котором были подробно расписаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами).

Распад СССР и образование суверенного государства Российской Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе кредитно-денежной и валютной. В этой связи, а, также учитывая, что многие положения (статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19) Закона СССР “О валютном регулировании” фактически перестали действовать, актуальной стала задача скорейшего принятия аналогичного закона Российской Федерации.

Началом четвертого этапа развития валютного законодательства в РФ стало вступление в силу Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” в ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ действует на территории РФ и в настоящее время. В этом законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура и содержание.

Читайте так же:  Отчисления при упрощенной системе налогообложения

В Раздел 2 “Валютное регулирование” была введена новая статья “Защита валюты РФ” (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких операций только через уполномоченные банки.

Кардинально был изменен Раздел 3 “Валютный контроль”, в котором было установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ. Впервые в юридический оборот был введен институт “агентов валютного контроля”, то есть организаций, которые на основе законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.

http://mirznanii.com/a/185797/osnovy-valyutnogo-zakonodatelstva

Общая характеристика валютного законодательства

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

  • формирование и развитие национального валютного рынка;
  • регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;
  • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

  • требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;
  • лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
  • требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;
  • введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;
  • установление лимитов открытой валютной позиции банков;
  • введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

  • определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;
  • надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
  • контроль экспортных операций;
  • контроль импортных операций;
  • контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
  • определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

  1. путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;
  2. с помощью инспекционных проверок;
  3. путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Читайте так же:  Написать жалобу на работу налоговой инспекции

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

  • осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
  • проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

  • взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;
  • взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

  • взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;
  • приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
  • других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

  • проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;
  • приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;
  • приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

http://www.konspekt.biz/index.php?text=36457

Валютное право

Общая характеристика валютного права

Предмет регулирования валютного права Российской Федерации. При определении предмета валютного права РФ необходимо исходить из того, что оно является публичным правом. Публичность валютно-правовых отношений обусловлена прежде всего заинтересованностью государства в контроле над валютными операциями, регламентации важной части экономической жизни. Валютное регулирование играет важную роль в экономике (выбор и поддержание валютного курса, регламентация обязательной продажи части валютной выручки, препятствование оттоку валюты за рубеж и т.п.). «Валютная» составляющая в значительной мере обеспечивает наполнение бюджета, что делает возможным выполнение государством своих функций в экономической, социальной, правоохранительной и других сферах. Таким образом, нормы валютного права обеспечивают публичные функции государства и являются в итоге отражением интересов всего общества.

Валютное право России регламентирует:

  • правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;
  • полномочия органов валютного регулирования;
  • права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами;
  • права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля;
  • ответственность за нарушение валютного законодательства;
  • иные отношения, подпадающие под регулирование норм валютного права.

Метод регулирования валютного права — императивный, что также позволяет отнести валютное право к публично-правовой сфере. Основными способами правового регулирования являются: обязывание (предписание совершить определенные действия); запрет (возложение обязанности воздерживаться от совершения определенных действий). Такой способ, как управомочивание (предоставление возможностей различного поведения), в валютном праве используется меньше.

Отношения, составляющие предмет российского валютного права, весьма обширны и неоднородны. Среди них выделяются группы общественных отношений, выражающие ту или иную сторону финансовой и экономической деятельности государства, физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов). Нормы валютного права объективно группируются по предмету регулирования. Совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп правовых норм, существующих и развивающихся в рамках валютного права, образует систему данной отрасли.

Институты валютного права представляют собой группы норм, объективно выделяющиеся в рамках валютного права, регулирующие отдельные сферы отношений (например, институт валютных операций, институты валютного контроля и обязательной продажи части валютной выручки и т.п.).

Валютное право — совокупность правовых норм (международных и внутригосударственных), регулирующих отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Предметом валютного права выступают:

  • функционирование системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • правовая регламентация осуществления операций с валютными ценностями;
  • защита публичного правопорядка в сфере валютных операций;
  • поддержание стабильности курса национальной валюты.

Принципы валютного права нашли свое отражение в ст. 3 Закона № 173-ФЗ:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл физического лица

Место валютного права в системе российского права. В большинстве зарубежных государств валютное право является самостоятельной отраслью права. В России современное валютное законодательство в точном значении этого слова начало развиваться в конце 80-х гг. XX в. На это время приходится начало не запрещенной государством частной предпринимательской деятельности и бурный рост внешнеэкономических связей.

В настоящее время российское валютное право представляет собой отдельную отрасль законодательства и находится на пути выделения в отдельную отрасль права. Вместе с тем валютное право РФ опирается на достижения других отраслей российского права. В статье 1 Закона № 173-ФЗ в связи с этим подчеркивается: «Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».

Вопрос статуса совокупности норм, регламентирующих валютное регулирование и валютный контроль в России, в системе российского права в среде отечественных ученых-юристов является дискуссионным.

Проблема определения места совокупности правовых норм, определяющих основы валютного регулирования и валютного контроля, в системе права должна рассматриваться в контексте проблемы статуса валютного права в системе российского права и законодательства.

Основные точки зрения на статус валютного права в системе российского права следующие. Валютное право — это:

  1. самостоятельная отрасль права;
  2. подотрасль (институт) финансового права;
  3. подотрасль административного права;
  4. комплексная отрасль законодательства.

Валютное право и финансовое право имеют частично пересекающийся предмет регулирования.

Думается, что российское валютное право представляет собой комплексную отрасль законодательства, которая основывается на нормах национального права (конституционного, финансового, гражданского, административного, уголовного и др.) и международного права.

Валютное право «отпочковывается» прежде всего от финансового права. Основное отличие валютного от финансового права заключается главным образом в предмете правового регулирования. Валютное право регламентирует прежде всего операции с валютой и валютными ценностями, финансовое право — все расчеты и операции. Хотя, безусловно, некоторые отношения подпадают под двойное или тройное «регулирование» (формирование «валютной» части бюджета, уведомления налогоплательщиков об открытии ими валютных счетов и вкладов, проверки налоговыми органами соблюдения валютного законодательства и т.п.).

Валютное право РФ имеет большое число точек соприкосновения с административным правом . К ним относятся: императивный метод регулирования; установление за валютные правонарушения административной ответственности и другие обстоятельства. Вместе с тем особый объект регламентации (в частности, установление и поддержание валютного курса, совершение сделок с валютой, и т.п.), субъекты (резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки и др.), широкое использование экономических и финансовых категорий («платежный баланс», «трансферты», «валютная интервенция» и т.д.) свидетельствуют о самостоятельности валютного права как отрасли российского права.

Весьма близки валютное и таможенное право (которое в настоящее время по большей части является международным правом). Так, в соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности. По статье 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов Таможенного союза (далее — ТС).

Разграничение между этими валютным и таможенным правом проводится по предмету правового регулирования. Таможенное право в сфере валютных отношений регламентирует главным образом ввоз в ТС и вывоз из ТС валютных ценностей. Предметом же валютного права является прежде всего оборот валюты внутри страны и проведение валютных операций на территории РФ. Области, подпадающие под совместное регулирование, все же меньше по объему, чем остающиеся в «единоличном владении» норм валютного и таможенного права.

Валютное право РФ тесно связано с гражданским правом . В актах валютного законодательства и валютного регулирования широко используются гражданско-правовые термины и категории («собственность», «сделки», «работы», «договор банковского счета» и т.д.). Зачастую валютное право вообще немыслимо без норм гражданского права (недействительность сделки с валютой, страхование валютного риска, исполнение обязательства по ввозу импортируемого товара и т.д.). Однако ст. 140-141 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) переводят регулирование всех сделок с иностранной валютой в сферу действия валютного законодательства. Согласно ч. 2 ст. 140 ГК РФ, случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ «определяются законом или в установленном им порядке». В соответствии со ст. 141 ГК РФ «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле». Таким образом, гражданское законодательство РФ по отношению к валютному носит субсидиарный характер.

Большое количество точек соприкосновения валютное право имеет с банковским правом . Центральный банк РФ является органом валютного регулирования и контроля со всеми вытекающими последствиями. Согласно ст. 5 Закона о банках купля-продажа иностранной валюты относится к банковским операциям. В соответствии со ст. 13 Закона в лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Иными словами, некоторые валютные правоотношения регулируются нормами и валютного, и банковского права.

Таким образом, несмотря на области «совместного ведения», валютное право обладает собственным предметом регулирования, отличным от предмета других отраслей российского права.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://isfic.info/valprav/nikka02.htm

Общая характеристика валютного законодательства российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here