Независимость финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Независимость финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Международный опыт организации финансового контроля

Функциональная и организационная независимость системы финансового контроля означает, что никто не вправе приостановить проведение проверок и ревизий, вмешиваться в их ход и результаты.

Объективность контроля достигается неукоснительным соблюдением правовых норм при анализе фактического материала. Компетентность обеспечивается подбором в контрольные органы хорошо подготовленных профессионалов, использованием передовых методик контрольной деятельности. Гласность в работе достигается публикацией результатов контроля, постоянным информированием общественности о проводимых проверках.

Анализ основных положений Лимской декларации позволяет сформулировать ряд общих требований к работе органов финансового контроля.

Прежде всего, высшие органы финансового контроля должны быть независимы в своей деятельности.

Во-вторых, эти органы должны иметь право и возможность запрашивать и получать любые документы и любую информацию, связанную с финансовой деятельностью проверяемого субъекта.

В-третьих, в финансовой деятельности государства и его структур не должно быть направлений, изъятых из системы контроля.

Большинство государств, подписавших Лимскую декларацию, соблюдают ее основные требования, которые действительно направлены на повышение эффективности системы финансового контроля. Рассмотрим особенности национальных систем финансового контроля на примере отдельных стран.

Государством с самой мощной на сегодняшний день финансовой системой являются Соединенные Штаты Америки, которые имеют достаточно разветвленную и структурированную систему финансового контроля.

Важную роль в контрольном механизме США играет Служба Финансового Контролера. Она основана еще в 1863 году Законом о национальной валюте и представляет собой старейший федеральный распорядительный орган по контрольной деятельности. Данная служба относится к Министерству финансов. Финансовый контролер назначается на пять лет. Его главные функции: следить за выполнением федеральных финансовых и банковских законов, устанавливать правила регистрации уставов кредитных организаций, контролировать создание и ликвидацию национальных банков, проводить их ревизию. Служба финансового контролера также имеет право контролировать международные финансовые операции, вплоть до осуществления ревизий. Для выполнения этих задач существует специальный независимый контрольный аппарат более чем из 2 тысяч человек. Примечательно, что Служба финансового контролера существует на деньги тех кредитно-финансовых структур, деятельность которых регулирует.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

К числу органов финансового контроля, действующих в США, относятся также административно-бюджетное управление при Президенте, инспекторские службы в федеральных ведомствах, Президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях.

Особенностью осуществления государственного финансового контроля в Германии является тот факт, что основные правила функционирования финансовой системы этой страны закреплены в специальном разделе конституции ФРГ. Этот раздел носит название «Финансы», регулирует финансовые отношения между федерацией, землями, общинами, гарантируя их устойчивость. В частности, достаточно подробно говорится о системе распределения налоговых доходов между федерацией и землями. Эта система, в соответствии с конституцией, направлена на выравнивание различий в финансовых возможностях между землями (ст.107 Основного закона ФРГ). В то же время федерация и земли независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства (ст.109).

Принципы финансового контроля

Финансовому контролю свойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятельности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля .

Принципами финансового контроля являются:

1) принцип независимости.

Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера самостоятельностью, в особенности от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Статус контрольных органов должен быть закреплен в законодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеет их финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методов контроля;

2) принцип объективности.

Он подразумевает исключение предвзятости и предрасположенности, а также каких-либо особых мотивов (политических, личных и др.) в ходе осуществления контрольной деятельности. Так, уже на стадии планирования контрольных мероприятий и их проведения должны быть исключены какие-либо предубеждения об изначальном наличии негативных аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по проверкам должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими объективную и качественную информацию. Существенной гарантией объективности финансового контроля является неукоснительное соблюдение контрольными органами действующего законодательства;

Этот принцип представляет собой наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов. Финансово-контрольные органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и не занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех сферах, которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность анализировать деятельность, безошибочно определять правильность ведения учета и отчетности, разбираться в сложных финансовых операциях и т. п. обеспечат эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с добросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случае даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;

4) принцип системности.

Он предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. При этом система как таковая не означает создание некой единой структуры, а допускает определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольные органы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;

Читайте так же:  Зарплата подоходный налог несовершеннолетний ребенок

5) принцип гласности.

Результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Представление отчетов о работе контрольных органов в вышестоящие органы и публикация результатов проверок в открытой печати позволяют информировать общество о реальном положении дел в государстве. В то же время не все результаты финансовых проверок могут быть немедленно опубликованы, если предстоит дальнейшее разбирательство, выявление причин нарушений и наказание виновных.

В практике финансового контроля наряду с вышеперечисленными сложились и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены одной цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11021 — | 7451 — или читать все.

Понятие и принципы финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Финансовому контролюкак неотъемлемой части финансовой деятельности присущи принципы:

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово — плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. В ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово — плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10794 — | 8073 — или читать все.

7. Финансовый контроль

Финансовый контроль отражает практическую реализацию присущую контрольной функции финансов.

Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов на обеспечение исполнения хозяйственными субъектами установленных форм и методов реализации финансовых отношений. Финансовый контроль представляет собой контроль со стороны государства за процессом создания и движения финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Финансовый контроль определяется характером финансовой деятельности государства и является одной из стадий управления финансами. Реализация контрольных функций в области финансов осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, это контроль по окончании стадий формирования, распределения и использования государственных денежных средств, своего рода итоговый контроль; с другой – это контроль, который осуществляется на каждой из стадий, — оперативный контроль. Финансовый контроль выступает как деятельность государственных органов и негосударственных организаций по обеспечению законности, финансовой дисциплины и целесообразности при мобилизации, распределении, использовании денежных средств и связанных с этим материальных ценностей.

Читайте так же:  Подоходный налог с зарплаты физических лиц

Принципы финансового контроля:

независимость (исключение материальной или моральной заинтересованности проверяющего);

гласность (результаты проверок публикуются для общественности);

превентивность (предупредительный характер финансового контроля);

деятельность (по результатам контрольной проверки всегда принимаются соответствующие меры);

регулярность (контроль проводится с определенной периодичностью);

объективность (контроль проводится согласно требованиям действующего законодательства);

общеохватывающий характер (по возможности финансовый контроль должен охватывать все стороны финансово-хозяйственной деятельности).

Финансовый контроль проводится на макро- и микро- уровнях.

Объектом финансового контроля на макроуровне являются государственные финансы. Субъектами финансового контроля являются государственные органы власти и управления.

Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне субъектов хозяйствования всех форм собственности. Объектом контроля на этом уровне является финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений. Предметом контроля являются финансовые показатели (прибыль, себестоимость, налоги, отчисления). Финансовый контроль на данном уровне совершается экономическими службами предприятия, отдельными его специалистами. Для этих целей привлекаются также независимые аудиторские организации.

В переходный период от административных к рыночным формам управления финансовый контроль значительно ослабился. Была сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги станут лучшими контролерами. Сейчас очевидным является то, что такая позиция ошибочна.

Схематически классификации финансового контроля изображено на рисунке 3.

Рис. 3 Классификация финансового контроля

В зависимости от субъектов, которые выполняют финансовый контроль, различают его виды.

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти и управления. Государственный финансовый контроль разделяют на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный контроль осуществляют Кабинет Министров Украины, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Государственная контрольно-ревизионная служба, Государственная таможенная служба. Местные государственные администрации и другие структуры. От того, как организован общегосударственный контроль в стране, зависят пути экономического развития общества, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики.

Ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств. В последние годы в связи с ликвидацией большого количества министерств, возникновение новых форм собственности, масштабы финансового контроля значительно сократились.

Общественный финансовый контроль при административно-командной системе был наиболее массовым видом финансового контроля. Его выполняли партийные органы и комитет общественного контроля (более чем 10 млн. человек). Реально общественный контроль не выполнял свои функции из-за непрофессиональности и незаинтересованности исполнителей. Сейчас этот вид контроля осуществляют:

Общественные организации (партии, движения, профорганизации, которые следят за исполнением условий трудового договора);

Средства массовой информации;

Отдельные специалисты (физические лица на основе добровольности и без единых материальных поощрений).

Аудит – относительно новый для Украины вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих началах.

В Украине аудит как вид финансового контроля функционирует относительно недавно. 22 апреля 1993 года был принят закон «Про аудиторскую деятельность», который определил правовые способы осуществления аудиторской деятельности и был направлен на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов собственника.

Появление и развитие аудита в Украине обусловлено:

отмиранием неэффективного ведомственного контроля;

наличие предприятий новых форм собственности, для которых нет понятия «вышестоящая организация», которая осуществляла бы контроль за их деятельностью;

невозможностью общегосударственными органами финансового контроля охватить регулярными и глубокими проверками все субъекты хозяйствования (что и возлагается на аудиторские фирмы).

В зависимости от времени проведения выделяют такие формы финансового контроля:

Предыдущий, который проводится до завершения финансовых операций (бухгалтерия предприятия перед тем как выписать документы на расходование средств проверяет целесообразность затрат, их соответствие требованиям норм);

Текущий, который проводится в процессе совершения финансовых операций (перечисление налогов, совершение выплат);

Последующий, который проводится по окончанию определенных периодов (по итогам месяца, квартала, года).

Основным методом проведения предыдущего и текущего контроля является визуальные проверки, которые не оформляются ни актами, ни справками. Все дело сводится к распоряжению, приказу в письменной или устной форме о недопущении или остановке незаконной финансовой хозяйственной операции. А по результатам будущего контроля составляются акты или справки.

Методы финансового контроля – это конкретные приемы проведения финансового контроля, они распределяются на:

натуральные, когда контроль происходит не по документам, а проверяется наличием товароматериальных ценностей (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство, проверка фактически выполненных работ);

документальные, когда контроль проходит по документам ревизии и проверки.

Ревизия – это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, организации или организации на предмет соблюдения законодательства по финансовым вопросам, достоверности учета и отчетности, а также является методом, документального вскрытия, недостач, затрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, способ предупреждения финансовых злоупотреблений.

По результатам ревизии составляется акт, от юридически грамотно составленного акта в значительной мере зависит результативность ревизии. Акт – это не просто перечень допущенных нарушений, а документ, который должен послужить основой для правильных выводов для следующей деятельности предприятия.

Проверка – это обследование отдельных звеньев финансово-хозяйственной деятельности предприятий или их подразделений (проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

Каждая проверка и ревизия должны быть тщательно подготовленными, для этого изучаются соответственные законы, постановления, инструкции; проводится ознакомление с материалами предыдущих ревизий и проверок, изучаются особенности производства.

Органы, осуществляющие финансовый контроль, образуют систему из трех групп:

органы, осуществляющие общегосударственный контроль (Верховная Рада, Кабинет Министров Украины);

Видео (кликните для воспроизведения).

органы ведомственного финансового контроля (Минфин Украины, Нацбанк Украины и др.);

Читайте так же:  Социальные налоговые вычеты пример

органы, осуществляющие независимый финансовый контроль (аудиторские организации).

Верховная Рада осуществляет финансовый контроль в ходе рассмотрения проектов и утверждения Государственного бюджета Украины, отчета о его выполнении. Контрольные функции реализуются Верховной Радой при обсуждении и принятии финансового законодательства. Финансовый контроль осуществляется комитетами Верховной Рады Украины (в соответствующей для них сфере). Более широкие полномочия в сфере финансового контроля за состоянием и движением государственных финансов принадлежат двум специализированным комитетам: Комитету по вопросам бюджетной деятельности и Комитету по вопросам финансов и банковской деятельности.

Отдельными контрольными полномочиями наделена Счетная палата Верховной Рады Украины. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на Верховную Раду, органы исполнительной власти, Нацбанк Украины, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества и другие органы государства. Счетная палата имеет право контролировать местные государственные администрации, органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от форм собственности, если их деятельность связана с денежными средствами Государственного бюджета Украины или они имеют долю государственной собственности.

Контрольные функции Президента Украины основываются на его статусе как главы государства и реализуются им, например, во время подписания законов Украины.

Кабинет Министров Украины осуществляет финансовый контроль в ходе реализации финансовой политики Украины как в целом, так и в области ценообразования и оплаты труда, составления и выполнения Государственного бюджета Украины, отчета о его выполнении и т.п.

Минфин Украины осуществляет контроль за движением и использованием государственных денежных средств, выполнением Государственного бюджета, его кассовым выполнением по доходам. Минфин устанавливает и контролирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности о выполнении бюджетов, смет расходов государственных учреждений, контролирует выпуск и оборот ценных бумаг, ведет общий реестр их выпуска.

В системе центральных органов исполнительной власти и на местах функционируют специальные контролирующие службы: Государственное казначейство Украины и Государственная контрольно-ревизионная служба Украины. Последняя осуществляет контроль за использованием средств и материальных ценностей, их хранением, состоянием, достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, бюджетных учреждениях, на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов или государственных валютных фондов.

Довольно широкий круг контролирующих функций принадлежит Нацбанку Украины. Это прежде всего контроль за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов и представительств. Функцию надзора осуществляет Департамент банковского надзора Нацбанка Украины. Операции по надзору проводят территориальные управления Нацбанка Украины на соответствующих территориях.

К функциям Государственной таможенной службы Украины относится контроль за правильностью и своевременностью уплаты пошлины и таможенных сборов, перемещением валютных ценностей через таможенную границу Украины.

Министерство связи Украины контролирует соблюдение правил почтовых переводов и пересылки валютных ценностей.

Ведомственный контроль координируется Минфином Украины. Он осуществляется министерствами, другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных предприятий, учреждений и организаций через функционально самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств (управления, отделы, группы).

Соединение государственных интересов, интересов негосударственных хозяйствующих субъектов осуществляется через механизм независимого аудиторского финансового контроля. Аудит представляет собой проверку официальной бухгалтерской отчетности, учета первичных документов и информации, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, с целью определения их достоверности, полноты отчетности и учета, соответствия законодательству.

Принцип независимости в финансовом контроле, виды независимости.

Принцип независимости. В Лимской декларации подчеркивается, что высшие контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в случае независимости от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влия ния (ст. 5). Таким образом, независимость контроля должна обеспечиваться: а) финансовой, функциональной и организационной независимостью контрольных органов, необходимой для выполнения возложенных на них задач; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закрепле нием в конституции их статуса

Принцип объективности в финансовом контроле.

Принцип объективности. Принцип предполагает полное и объек тивное объяснение результатов контроля на основе сопоставления 172 Раздел 2. Виды финансового контроля 1 содержания проверенных фактов с законами, основными положе ниями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, ре гулирующими проверяемую деятельность должностных лиц при ее выполнении.

Принцип компетентности в финансовом контроле.

Принцип компетентности. Принцип подразумевает наличие необ ходимой теоретической и практической профессиональной подготов ки всех членов и сотрудников контрольного органа, осуществление контролерами своей профессиональной деятельности на основе стро го установленных стандартов проведения ревизионной работы. Лим ская декларация в ст. 14 подчеркивает, что переподготовка кадров должна поощряться всеми возможными финансовыми и организаци онными средствами.

Принцип плановости в финансовом контроле.

Принцип гласности в финансовом контроле.

Принцип гласности. Он подразумевает постоянную связь государ ственных контролеров с общественностью и средствами массовой ин формации. Из этих принципов вытекают и иные принципы осуществления финансового контроля1 , в том числе: результативность; четкость и ло гичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; согласованность действий различных контролирующих органов.

Принцип законности в финансовом контроле.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фон дов денежных средств детально регламентируется нормами финансо вого права, соблюдение которых обеспечивается возможностью при менения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность финансо вых отношений, необеспеченность финансовыми ресурсами разнооб разных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Читайте так же:  Оплата налог на землю

Публичный финансовый контроль, его элементы

Административный финансовый надзор, структуры, проводящие его.

2. Основные принципы и требования организации государственного финансового контроля

2.1. Принципы организации государственного финансового контроля

Ключевым условием достижения целей и задач государственного финансового контроля является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом. Необходимо также отметить и основные требования к организации системы государственного финансового контроля. Данные требования по своей сути хотя и не являются принципами, но также обуславливают эффективность отдельных элементов государственного финансового контроля, а также эффективное функционирование системы государственного финансового контроля в целом. Схематично данные принципы и требования представлены в приложении.

Раскроем содержание каждого из представленных принципов и требований.

Итак, следующие принципы являются базовыми правилами, краеугольным камнем государственного финансового контроля. После наименования каждого принципа раскрывается его содержание.

1. Принцип законности

Среди всех принципов государственного финансового контроля важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов. Свои исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства Российской Федерации, т.е. деятельность органов государственного финансового контроля (в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры) должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам.

Должны строго соблюдаться предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами права и интересы контролируемых (контролеры не должны допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых).

Принцип законности предусматривает следующее:

— качество нормативно-законодательной базы государственного финансового контроля и законодательства РФ в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы (не секрет, что далеко не всякий нормативно-правовой акт способствует развитию и совершенствованию системы государственного финансового контроля и в целом должным образом отвечает потребностям общества, конституционно установленным правам и свободам каждого его члена, иными словами, сами же законы порой предусматривают совершенно ”законную” (с формальной точки зрения) возможность необоснованно или нецелесообразно, т.е. не в интересах укрепления финансовой базы государства, использовать государственные средства);

— соблюдение норм права органами государственного финансового контроля (их представителями) при реализации своих контрольных полномочий (включая осуществление контроля и вынесение решений по его результатам), а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения.

2. Принцип независимости

Органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера (с точки зрения заинтересованности, личных или родственных связей и т.д.) независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют (т.е. должно быть исключено любое влияние со стороны последних), а также от лиц, тем или иным образом связанных с последними. Например, результаты проверки, проведенной органом ГФК, будут менее объективны, если его положение в государственном устройстве будет как-то зависеть от результатов того направления, к которому относятся объекты проверки.

Принцип независимости органов государственного финансового контроля имеет важное государственное значение, так как при реализации этого принципа органы государственного финансового контроля будут иметь возможность успешно осуществлять свою деятельность, достигать свои цели и задачи. Независимость органа государственного финансового контроля определяется его статусом, в том числе функциями и подчинением, в системе государственных органов (статусом в организации — для отдельных органов государственного финансового контроля, являющихся подразделениями органов исполнительной власти и управления). При этом сама структура органов государственного финансового контроля может предусматривать их прямое или непрямое подчинение друг другу.

Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей.

Фактором независимости являются, кроме того, и источники финансирования органов государственного финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой.

Среди специалистов распространена точка зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности, б) методы контроля, в) содержание и формы отчетов. Независимость также укрепляется правом контрольного органа самостоятельно определять объемы, сроки и способы проведения контрольных мероприятий. При этом не должна исключаться возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов. Но за контрольным органом должно закрепляться право на отклонение таких запросов (по формально установленным основаниям).

В то же время независимость снижается при законодательном ограничении отдельных вопросов деятельности органа государственного финансового контроля. Например, независимость Счетной палаты РФ снижена при законодательном закреплении обязательности включения в планы и программы ее работы поручений палат парламента и обращений не менее одной пятой от общего числа депутатов палат парламента (т.е. остается возможность оказывать прямое давление на Счетную палату РФ).

1. Независимость.

Независимость органов, осуществляющий финансовый контрольна любом уровне (государственном или муниципальном) должна закрепляться законодательно. Для эффективного финансового контроля просто необходимо соблюдать этот принцип. Независимость финансового контроля обязательно должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа.

Данный принцип подразумевает обязательное следование законодательству проверяющими контролерами. Это отражает их высокий профессиональный уровень их деятельности на основе четко установленных и определенных стандартов проведения проверок.

Гласность подразумевает непрерывную связь контрольных органов со средствами массовой информации и общественностью. Она присуща контрольным финансовым органам и в том смысле, что они напрямую или опосредованно отражают интересы людей как главных налогоплательщиков, которые должны владеть информацией об использовании своих средств.

Заключается в честном и добросовестном отношении контролирующих органов к своим профессиональным обязанностям.

А исключить возможность повторения различными органами финансового контроля одних и тех же функций помогает разграничение полномочий.

Читайте так же:  Налог на землю добровольный или обязательный

Состоит в том, что в контрольной деятельности устанавливается определенный порядок в периодичности контрольных проверок, основываясь на правовую базу.

Существует определенная классификация государственного финансового контроля в РФ.

Она продемонстрирована на Рисунке 3.

1) Бюджетный контроль — вид государственного финансового контроля, который осуществляется в сфере бюджетной деятельности.

По сути бюджетный контроль проявляется в контроле над организацией денежного обращения; исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; внешним и внутренним долгом; состоянием государственных резервов, а также налоговых льгот.

2) Налоговый контроль — проводится должностными лицами налоговых органов.

Осуществляется с помощью налоговых проверок (в том числе проверок данных учета и отчетности), получения пояснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, осмотра помещений и территорий, которые используются для извлечения прибыли.

3) Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Формы таможенного контроляэто отдельные виды проверочных мероприятий ( это может быть проверка документов или таможенный досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение либо другие формы).

4) Денежно-кредитный контроль можно рассмотреть как:

Надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (Центральный банк Российской Федерации).

Контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций (коммерческие банки).

При организации системы банковского контроля (Рисунок 4) огромное значение можно придать предоставлению кредитными учреждениями Центральному банку Российской Федерации информации о своей деятельности.

5) Парламентский контроль — один из видов государственного контроля, является обязательным фактором устойчивого конституционного строя. Это самостоятельный институт парламентаризма.

Существует для того, чтобы обеспечить соблюдение и исполнения законов и контроль за действиями исполнительной власти. Также помогает защищать интересы страны. Парламентский финансовый контроль осуществляется за счет своей деятельности Счетной палаты, создаваемой совместно Государственной думой и Советом Федерации.

6) Страховой финансовый контрольосуществляет Государственный Департамент Страхового надзора. Департамент страхового надзора РФ — государственный орган, который осуществляет надзор за страховыми компаниями. Также он выдает лицензии на право ведения страховой деятельности.

7) Правоохранительный контрольосуществляется такими институтами, как Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России и Федеральной службой по финансовому мониторингу.

По регламенту осуществления:

1) Обязательный (внешний) — финансовый контроль хозяйствующего субъекта, осуществляют специально созданные для этого либо специализированные государственные контрольные органы, которые функционально и организационно независимы от него. Например, органы, осуществляющие данную форму контроля:

1. Счетная палата РФ;

2. Министерство финансов РФ и его подразделения;

3. Федеральная налоговая служба;

4. Федеральное казначейство.

2) Инициативный (внутренний) контроль не выходит из финансового законодательства, но тем не менее является обязательной частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел осуществляет ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, которые состоят на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Срок проведения ревизии не может превышать 40 дней. Однако, есть возможность продления такого срока с разрешения руководителя, который назначил данную ревизию.

По времени проведению:

1) Предварительный государственный финансовый контроль осуществляется компетентными соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления заранее, еще до осуществления финансовых операций, которые непосредственно обеспечивают формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств.

2) Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется финансовыми органами в момент совершения финансовых операций и денежных сделок, а также выдачи ссуд и субсидий и т. д.

3) Последующий контроль производится по результатам завершения финансово-хозяйственных операций (по наступлению отчетного периода), с целью выявления эффективности финансовой деятельности. Данная форма контроля выделяется наиболее глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования.

По методам проведения:

1) Проверки осуществляют по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. И для их осуществления используют отчетные, балансовые и расходные документы.

Можно разделить проверки по определенным признакам.

1. По объектам и средствам контроля проверки выделяют:

а) Документальная;

б) Автоматическая;

в) Фактическая (выездная);

г) Камеральная.

2) Обследование — это некий сбор и обобщенный анализ данных по определенному вопросу с целью определения целесообразности и рациональности дальнейшей детальной проверки.

Обследование в отличие от проверки охватывает гораздо более полный круг финансово-экономических показателей обследуемого эко­номического субъекта. По мере данного обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и прочего.

3) Надзор осуществляют контролирующие органы за экономическими субъектами, которые получили лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности.

4) Анализ финансового состояния означает доскональное детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности, для того чтобы получить общую оценку итогов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

5) Мониторинг представляет собой постоянный контроль, который осуществляют кредитные организации за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.

6) Ревизия — метод полной и сплошной контроля всех финансово-хозяйственных операций, которые были осуществлены проверяемой организацией за определенный период.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ревизия может считаться одним из самых действенных способов последующего контроля. Ее главная цель — оценить экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, целесообразность и достоверность финансовых операций, путем использования определенных приемов документального и фактического контроля.

Источники

Независимость финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here