Нарушения выявленные финансовым контролем

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Нарушения выявленные финансовым контролем" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Нарушения, выявляемые в ходе государственного (муниципального) финансового контроля. Ответственность за их совершение

Нарушения, выявляемые в ходе государственного (муниципального) финансового контроля. Ответственность за их совершение

В ходе мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля выявляются различные нарушения и недостатки. Значительную часть из них составляют правонарушения в сфере публичных финансов. Понятие финансового правонарушения не имеет законодательного закрепления. Вместе с тем в научной литературе можно найти его определения. Финансовое правонарушение — это совершенное противоправное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность.

Финансовое правонарушение отвечает ряду признаков:

1) это деяние (действие или бездействие) субъекта публичных финансов;

2) нарушаются нормы, закрепленные актами финансового законодательства;

3) причиняется вред публичным финансам;

4) деяние является виновным;

5) является основанием применения финансовой ответственности (мер финансово-правового принуждения, направленных на умаление имущественного положения субъекта правонарушения).

Определение всех юридических признаков противоправного деяния дает основания для его квалификации в качестве финансового правонарушения и применения соответствующей санкции (меры воздействия).

Внимание

Различные недостатки (ошибки и факты неэффективной деятельности) правонарушением не являются. Кроме того, не признается нарушением невыполение рекомендаций различного рода писем (Минфина России, ФНС России и т.п.), поскольку они не являются нормативными правовыми актами.

К финансовым правонарушениям относятся и бюджетные нарушения, понятие которых дается в п. 1 ст. 306.1 БК РФ. Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;

— бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;

— бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

— приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);

— передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Единой классификации бюджетных, финансовых и иных нарушений, выявляемых в ходе осуществления мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля, на сегодняшний день не существует. Отсутствуют в настоящее время и правила квалификации действий должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений в качестве того или иного нарушения.

Вместе с тем работа по разработке и утверждению соответствующих классификаторов (перечней) нарушений организована и проводится уполномоченными органами на всех уровнях (федеральном, региональном и местном).

Приведем некоторые из таких классификаторов (перечней):

Наименование классификатора (перечня) нарушений

Реквизиты документа, утвердившего классификатор (перечень)

Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля)

Одобрен Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014

Используется с января 2015 года

Классификатор нарушений, выявляемых в ходе государственного финансового контроля

Одобрен Коллегией Счетной палаты РФ от 26.06.2009 протокол N 32К (669)

Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля

Одобрен Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан, рекомендован к применению 30.09.2005 (с изменениями от 29.03.2006)

Классификатор нарушений, недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса

Утвержден приказом Министерства финансов УР от 16.01.2009 N 11

Классификатор основных видов нарушений и недостатков, выявляемых в процессе государственного финансового контроля

Утвержден Коллегией Контрольно-счетной палаты Вологодской области, протокол N 11(106) от 29.12.2009, в редакции решения коллегии от 26.04.2012 N 4(139) п. 6

Перечень наиболее часто встречающихся нарушений и недостатков, выявляемых органами государственного финансового контроля

Направлен письмом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 13.02.2009 N 09/793

Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе муниципального финансового контроля

Утвержден решением Совета муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан от 04.10.2013 N 64

В качестве основного систематизированного перечня нарушений можно рассматривать Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014.

Внимание

Должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля могут фиксировать в материалах контрольных мероприятий нарушения согласно требованиям Классификаторов и ведомственных правовых актов. Например, в ходе проверки могут быть выявлены «переплаты», «незаконные расходы», «недостачи», «осуществление деятельности без лицензии» и т.д.

В дальнейшем на основании материалов контрольных мероприятий должностные лица соответствующих уполномоченных органов (Прокуратуры РФ, Полиции, Федерального казначейства, Счетной палаты РФ и т.д.) принимают решения о наличии в действиях должностных лиц организаций госсектора признаков административных правонарушений или преступлений, составляют протоколы, возбуждают уголовные дела.

Ответственность за нарушение финансового законодательства предусмотрена нормами бюджетного, налогового, административного, уголовного права и нацелена на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний, а также превентивного воздействия на правонарушителя.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте так же:  Календарь выплаты дивидендов пао газпрому

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на февраль 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Видео (кликните для воспроизведения).

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

http://base.garant.ru/58070518/

Нарушения выявленные финансовым контролем

Эволюция внешней политики и политики безопасности ЕС

Европейское сообщество является самой крупной экономической силой на мировой арене, но его роль в важных вопросах международной политики пока еще ограничена. Усилия, предпринимаемые Сообществом для того, чтобы придать политическое измерение экономической интеграции, датируются первыми годами его существования. Первые попытки ввести европейскую внешнюю политику и политику безопасности в рамки начавшегося интеграционного процесса были предприняты в начале 1950-х годов.

24 октября 1950 г. глава французского правительства Р. Плевен изложил в Национальном собрании подробный план создания «европейской армии, тесно привязанной к экономическим и политическим институтам объединенной Европы».

План Плевена предусматривал «полное слияние личного состава и вооружений» западноевропейских стран в армию «под единым европейским политическим и военным руководством». читать далее

http://pandia.ru/text/81/352/43345.php

Нарушения выявленные финансовым контролем

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Продолжаем изучать изменения в бюджетное законодательство, внесенные Федеральными законами от 26.07.2019 № 199-ФЗ, № 247-ФЗ. Рассмотрим Перечень значимых нарушений (рисков), выявляемых Казначейством в ходе осуществления внутреннего госфинконтроля в финансово-бюджетной сфере, с мерами ответственности за их нарушение, актуализированный с учетом изменений законодательства, внесенных в КоАП РФ, которые вступили в силу в 2019 году.
Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет ограничения

В прошлом номере журнала были рассмотрены изменения в части уточнения полномочий участников бюджетного процесса по его организации и проведению, новые задачи и порядок осуществления внутреннего контроля.

Виды бюджетных нарушений и меры принуждения за их совершение

Бюджетное нарушение: понятие и составы

Напомним, что Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ (далее – Закон № 199-ФЗ) внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетным нарушением, согласно статье 306.1 БК РФ (в новой ред. Закона № 199-ФЗ), признается совершенное высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

1) нарушение положений бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
4) нарушение требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта (абз. 4 п. 1 ст. 306.1 БК РФ вступает в силу с 01.01.2020 );
5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов (абз. 5 п. 1 ст. 306.1 БК РФ вступает в силу с 01.01.2020 );
6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Новое в порядке внутреннего контроля организаций бюджетной сферы

Бюджетное законодательство теперь регулирует часть вопросов бухучета учреждений, а именно:

порядок организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни при внутреннем финансовом контроле (ч. 3 ст. 19 Закон № 402-ФЗ в ред. Закона № 247-ФЗ);
порядок передачи полномочий по централизованному ведению бухучета и (или) представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 264.1 БК РФ в ред. Закона № 199-ФЗ).

Порядок обеспечения (осуществления) внутреннего контроля во всех организациях, в том числе бюджетной сферы, утверждается руководителем экономического субъекта (далее – руководитель) в составе документов учетной политики (ч. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ , п. 8, 9 ФСБУ «Учетная политика» ).
При централизации учета полномочия по внутреннему контролю не передаются централизованной бухгалтерии (ЦБ). В составе единой учетной политики ЦБ нет Порядка организации и обеспечения внутреннего контроля (п. 14 ФСБУ «Концептуальные основы» ).
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н).
ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Методы осуществления полномочий по внутреннему госфинконтролю

При осуществлении полномочий по внутреннему ГФК органами внутреннего госфинконтроля (Казначейства):

проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях;
назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;
предоставляется необходимый для осуществления контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам;
направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

При изучении нарушений (рисков) важно обратить внимание на стандарт осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля (утв. приказом Минфина России от 03.10.2018 № 203н), который применяется в части организации и проведения проверок предоставления из бюджета и (или) использования средств бюджета, в том числе:

субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (далее – госзадание) на оказание государственных услуг (выполнение работ) (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
грантов в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 БК РФ);
субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности или приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность (далее – субсидии на капитальные вложения) (п. 4 ст. 78.2 БК РФ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

http://www.referent.ru/40/12654

Нарушения выявленные финансовым контролем

Эволюция внешней политики и политики безопасности ЕС

Европейское сообщество является самой крупной экономической силой на мировой арене, но его роль в важных вопросах международной политики пока еще ограничена. Усилия, предпринимаемые Сообществом для того, чтобы придать политическое измерение экономической интеграции, датируются первыми годами его существования. Первые попытки ввести европейскую внешнюю политику и политику безопасности в рамки начавшегося интеграционного процесса были предприняты в начале 1950-х годов.

24 октября 1950 г. глава французского правительства Р. Плевен изложил в Национальном собрании подробный план создания «европейской армии, тесно привязанной к экономическим и политическим институтам объединенной Европы».

План Плевена предусматривал «полное слияние личного состава и вооружений» западноевропейских стран в армию «под единым европейским политическим и военным руководством». читать далее

Читайте так же:  Налоговые льготы по оплате ндфл

http://pandia.ru/text/84/237/2487.php

Нарушения выявленные финансовым контролем

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Обзор нарушений по материалам государственного внутреннего финансового контроля Федерального казначейства и комплексных проверок Департамента контрольно-ревизионной деятельности и профилактики правонарушений Минобрнауки России, проводимых по обновленным программам в 2017–2018 годах.

Контрольные мероприятия

как у получателей средств бюджета, так и у получателей субсидий – бюджетных и автономных учреждений;
а также у главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) и учредителей государственных учреждений.

При этом эффективность такой системы оценивается по результатам контрольных мероприятий государственного финансового контроля, когда в выводах актов отсутствуют самые «опасные» формулировки. Так, при нарушении нормативных правовых актов это такие формулировки как «незаконное», «неправомерное», «нецелевое расходование», при которых высоки риски привлечения к административной ответственности не только руководства учреждения, но и предъявления санкций (штрафов, пеней) к учреждению (юридическому лицу), а также вынесения предписания о возмещении ущерба и возврате средств в бюджет, в том числе при невыполнении государственного задания, условий соглашений.

Проверка ФХД

Нарушения, выявленные при проверке порядка ведения финансово-хозяйственной деятельности:
1. Нарушение порядка открытости при предоставлении и размещении информации об учреждениях (отсутствие) на официальном сайте www.bus.gov.ru. следующей информации в электронном структурированном виде:

решения учредителя о создании учреждения;
учредительных документов учреждения, в том числе внесенных в них изменений;
свидетельства о государственной регистрации учреждения;
решения учредителя о назначении руководителя учреждения;
положений о филиалах, представительствах учреждения (при наличии филиалов, представительств);
сведений о составе наблюдательного совета автономного учреждения;
государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);
плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (для автономных и бюджетных учреждений);
годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ;
отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества;
сведений о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах

(нарушение пунктов 4, 6, 7, 15 порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утв. приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н; далее – Порядок № 86н).
2. Нарушение сроков размещения информации о плане финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД) на официальном сайте www.bus.gov.ru (нарушение пункта 15 Порядка № 86н, пунктов 14, 16, 17, 20 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, утв.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

http://www.referent.ru/40/12257

Нарушения выявленные финансовым контролем

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Главная задача внутреннего контроля – выявить ошибки и своевременно их исправить, определить необходимые мероприятия внутреннего контроля по наиболее вероятным «зонам риска» (нарушениям законодательства и правонарушениям) и защитить деловую репутацию учреждения.
Оценка надежности системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни каждой организации – неотъемлемая часть программ проверок всех государственных (казённых, бюджетных, автономных) учреждений, в том числе образовательных организаций. Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего (финансового) контроля – обязательная составная часть документов учетной политики (стандарт субъекта), поскольку документы учетной политики представляют собой совокупность стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта.
В статье рассмотрим обзор рисков организации внутреннего финансового контроля как инструмент оценки его надежности.

Правовые основы осуществления внутреннего финансового контроля

Организация, состояние и оценка надежности системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни – обязанность как руководителей, так и учредителей всех казённых, бюджетных и автономных учреждений.
Оценка эффективности внутреннего контроля учредителем (ГРБС) осуществляется через реализацию Министерством обязанности по проведению в подведомственных организациях проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса в соответствии с Положением о Министерстве науки и высшего образования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 № 682.
Правовые основы осуществления внутреннего финансового контроля в государственном учреждении следующие:

ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ);
п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
п. 9 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственных финансов «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее – СГС «Учетная политика»);
п. 56 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н;
ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Модели внутреннего (финансового) контроля

Организационные модели ВФК в учреждении

Контрольные функции могут осуществляться как силами самого учреждения, так и сторонней организацией по заданию учреждения (аутсорсинг) на основании договора (аудит инициативный или обязательный, в случаях, установленных законом ).
1. Силами самого учреждения:

Читайте так же:  Имеющих задолженность по уплате налогов
специально созданным структурным подразделением;
ревизионной (аудиторской) комиссией;
отдельным должностным лицом или несколькими, на которых возложены полномочия осуществления внутреннего финансового контроля;
главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета.

Обратите внимание! В этом случае важно обеспечить независимость этих структурных подразделений (комиссий, должностных лиц) и их подотчетность только руководителю учреждения.
2. Сторонней организацией по заданию учреждения (аутсорсинг) на основании договора (соглашения):

на постоянной основе;
временно (периодически, при необходимости).

При этом организационная модель внутреннего контроля выбирается и актуализируется учреждением самостоятельно исходя из изменений законодательства, отраслевой специфики, структуры, количества подведомственных подразделений, разнообразия видов уставной деятельности и финансовых возможностей.
При этом процесс планирования внутреннего (финансового) контроля включает определение основных приоритетов исходя из принципов:

соразмерности, когда принимаемые в ходе контрольных мероприятий меры адекватны рассчитанному риску;
гибкости, когда происходит регулярная переоценка риска исходя из появления новых факторов и угроз;
законности, когда все действия контрольной комиссии основываются на документально зафиксированной системе оценки рисков;
открытости, когда критерии оценки и классы риска открыты для подконтрольных лиц;
цифровизации, информационной непрерывности взаимодействия.

Включение в Программу внутреннего финансового контроля основных финансово-хозяйственных рисков учреждения по типовому перечню в области:

полноты выполнения государственного задания;
ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;
соблюдения требований Трудового кодекса РФ и трудовых взаимоотношений с работниками учреждений, выполнения показателей «дорожной карты» указов Президента РФ;
выполнения полномочий учредителя;
стипендиальных выплат обучающимся;
обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов учреждения, контроля положительного значения чистых активов, ликвидности внебюджетной деятельности;
обеспечения эффективного использования имущества учреждения, достоверности отчетов о результатах деятельности;
закупочной деятельности, заключения сделок (согласования и (или) одобрения крупных, с заинтересованностью);
соблюдения требований оказания платных услуг и работ, в том числе установления и индексации стоимости платных услуг;
качества планирования, обоснованности показателей плана;
других вопросов деятельности учреждения: открытости/доступности размещения обязательной информации в сети Интернет.

Выбор модели ВФК

При выборе модели внутреннего финансового контроля (ВФК) руководителям учреждения следует учитывать следующее:

количество лиц, необходимое для осуществления ВФК;
экономические затраты на осуществление ВФК;
перечень локальных актов, необходимых для реализации ВФК;
необходимость осуществления ВФК на постоянной или временной основе или их сочетание («микс»);
накопление, сохранение, передача специальных знаний, навыков, опыта осуществления ВФК;
использование результатов ВФК для целей предотвращения рисков нарушений финансово-хозяйственной деятельности.

Регламентация внутреннего контроля: порядок организации

Необходимость наличия регламента (порядка осуществления) внутреннего контроля и риск-ориентированных методов его использования направлены на выбор модели организации и осуществления контрольной деятельности внутри учреждения, при которой выбор формы, продолжительности, периодичности (частоты), интенсивности проведения контрольных мероприятий определяется отнесением конкретных направлений и видов деятельности (в целом или по видам финансового обеспечения) к определенной категории риска (типовых нарушений).
При этом формулировки выводов актов «внешних» для учреждения проверок госфинконтроля указывают, что уставами учреждений предусмотрено осуществление внутреннего контроля за использованием средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Однако не везде для осуществления этой уставной функции создаются условия для обеспечения внутреннего контроля, не утверждены локальными актами регламенты (порядки), не проводятся проверки по направлениям финансово-хозяйственной деятельности созданных структурных подразделений, филиалов.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

http://www.referent.ru/40/12530

О мерах, принимаемых учреждениями по итогам контрольных мероприятий

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Одним из требований, направляемых государственным (муниципальным) учреждениям органами государственного (муниципального) финансового контроля по результатам ревизий и проверок их финансово-хозяйственной деятельности, является требование об устранении выявленных нарушений и (или) устранении причин и условий их совершения, а также недопущении их в будущем. О том, как организовать работу в учреждении, чтобы принять меры по устранению выявленных нарушений и их дальнейшему недопущению, мы поговорим ниже.

Каковы требования контрольного органа?

В силу положений ст. 270.2 БК РФ если по результатам государственного (муниципального) контроля будут выявлены нарушения в финансово-хозяйственной деятельности учреждения, то контрольный орган будет обязан направить такому учреждению представление или предписание (а иногда и то, и другое), содержащее в том числе требование по устранению вываленных нарушений.

Напомним, что под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гаранти­ями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога иис какие нужны документы

Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон о Счетной палате) и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Так, представление Счетной палаты РФ направляется при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности проверяемого учреждения, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Административная ответственность за неисполнение представлений органов государственного финансового контроля названным кодексом не установлена. Значит, и привлечь учреждение к административной ответственности за неисполнение представления орган государственного (муниципального) финансового контроля не вправе. В указанных случаях контрольный орган может обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) (либо к учредителю учреждения).

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время в Госдуме РФ рассматривается проект федерального закона № 1112269-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства». Данным законопроектом предлагается также установить административную ответственность за невыполнение в определенный срок законного представления органа государственного финансового контроля.

Направляемые в учреждение предписания чаще всего содержат в себе требования:

в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;

проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

Например, в предписании Счетной палаты РФ должны быть указаны основания для его вынесения, информация о выявленных нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий названных нарушений, сроки выполнения указанного предписания и ответственность за его невыполнение.

О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата РФ уведомляется в письменной форме руководителем объекта аудита (контроля) или лицом, исполняющим его обязанности.

В свою очередь, в представление включаются требования:

о рассмотрении информации об обозначенных в представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

о принятии мер по устранению выявленных нарушений и (или) устранению причин и условий их совершения (с указанием сроков принятия мер);

об информировании в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения представления.

Например, согласно ч. 3 ст. 26 Закона о Счетной палате представление Счетной палаты РФ должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Представление Счетной палаты РФ должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект аудита (контроля). Срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты РФ, но не более одного раза.

Что необходимо предпринять учреждению?

После получения от органа государственного (муниципального) финансового контроля представления (предписания) руководителю учреждения целесообразно провести совещание с привлечением всех заинтересованных лиц с целью выработки мероприятий по выполнению требований, обозначенных в поименованном документе. Проведение совещания, оформленного протоколом, будет являться выполнением требования представления о рассмотрении информации об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Копию протокола необходимо приложить к ответу в проверяющую организацию.

В ходе совещания следует разработать и утвердить план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с отражением сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения. Названный план может быть оформлен следующим образом:

Утверждаю:
руководитель учреждения Е. Е. Сидоренко

«__» _____ 2017 г. ___________

План мероприятий по устранению нарушений,
выявленных по результатам проверки от «__» _____ 20 __ г.,
проведенной ______________________

п/п

Описание выявленного нарушения

Перечень мероприятий, направленных на устранение нарушений либо выполнение требований представления или предписания

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/907451.html

Нарушения выявленные финансовым контролем
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here