Налоговые проверки принципы

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налоговые проверки принципы" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка

См. также Информацию ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполно­моченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления от­четных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами пре­доставленных контрольных полномочий возможна только в поряд­ке, установленном Налоговым кодексом РФ. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.

Виды налоговых проверок:

    1. камераль­ные;
    2. выездные.

Основная цель налоговых про­верок:

  • контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

Субъекты, упол­номоченные проводить налоговые проверки:

    1. налого­вые органы (обладают всеми правами на проведение налого­вых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
    2. таможенные органы (только в отношении налогов, подле­жащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).

Общие правила проведения налоговых проверок:

    • Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах, который также равен трем годам.
    • Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налого­вой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выезд­ной налоговой проверки.
    • Запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:
      1. проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
      2. проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового орга­на, проводившего первичную проверку.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при прове­дении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда . На­званный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников нало­говых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику или их представителям, а также имуществу, на­ходящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реа­лизация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причи­ненных такими действиями. Неправомерными действиями со­трудников налоговых органов следует считать поступки, совер­шенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подле­жат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма ви­ны, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вре­да производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, а также документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления о возврате имущественного вычета

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

В чем суть проводимых мероприятий?

Налоговым контролем называют гос. управление в сфере налогообложения. Перед сотрудниками ведомства стоит задача выявлять все нарушения и призывать виновных к ответственности. Кроме того, они вправе получать компенсацию за причиненный ущерб и проводить мероприятия, которые позволят в будущем исключить возможность совершения подобных налоговых преступлений.

Налоговые инспекторы обязаны выполнять следующие действия:

  • следить за тем, как ведется учет денежных поступлений, финансовых затрат и тех объектов, что подлежат налогообложению;
  • проверять, правильно ли были начислены суммы налогов;
  • отслеживать своевременное внесение налоговых платежей;
  • контролировать правильность проведения банковских операций по уплате налогов;
  • устанавливать обстоятельства, способствующие нарушение норм действующего налогового законодательства.

Такому контролю подвергаются все предприятия (юридические и физ. лица), вне зависимости от того, частная это собственность или государственная. Не придается значения и тому, в каком регионе страны находится объект налогообложения. Законы налогового законодательства едины для всех. Более того, для улучшения качества проводимой работы несколько ведомств регулярно обмениваются информацией о налогоплательщиках, их задолженности (если таковая имеется), налоговых агентах, финансовых учреждениях и других участниках отношений. Доступ к этой информации есть у сотрудников налоговой службы, таможни, государственных внебюджетных фондов и ОВД.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

Читайте так же:  Земельный налог налогоплательщиком организацией

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

Видео (кликните для воспроизведения).

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

Читайте так же:  Торговый сбор разобрать поэлементно

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Кого называют субъектом налоговых отношений?

Участники налоговых отношений – это, с одной стороны, таможня, налоговая, финансовые учреждения. С другой – собственно налогоплательщики (физические лица и организации). Однако обязанность отслеживать своевременное внесение налоговых платежей возложена только на сотрудников налоговой и таможенной служб. А значит, именно они и являются субъектами налоговых отношений.

Основным субъектом из этих двух ведомств признается налоговая инспекция, которая представляет собой единую систему контролирующих органов власти. Она состоит из:

  • ФНС (Федеральной налоговой службы);
  • межрегиональных и межрайонных служб.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

Принципы и практика налогового контроля организаций

Мы продолжаем знакомить читателей с материалами Первого открытого налогового форума, проведенного редакцией при поддержке Федеральной налоговой службы. Речь пойдет о снижении вероятности включения организации в список кандидатов для выездных налоговых проверок.

На сегодняшний день выездные проверки — наиболее эффективная форма налогового контроля, поскольку налоговые органы одновременно решают несколько задач. Одна из них — выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также их предупреждение.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), в которой предусмотрен новый подход к планированию данных мероприятий. Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Напомним, что ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Анализируем критерии отбора кандидатов для выездного контроля

Чтобы обеспечить системный подход к отбору объектов для выездных налоговых проверок, в Концепции предусмотрен специальный алгоритм. Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы (включая сведения из внешних источников), и определении зон риска совершения налоговых правонарушений.

Риск назначения выездной налоговой проверки каждая организация может оценить самостоятельно на основании 11 общедоступных критериев, приведенных в Концепции. Перечислим их.

1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Напомним, что налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

2. В бухгалтерской либо налоговой отчетности налогоплательщик показывает убытки на протяжении нескольких налоговых периодов (если организация ведет финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение двух и более календарных лет).

3. В налоговой отчетности отражаются значительные суммы налоговых вычетов за определенный период (доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев).

4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Величина выплачиваемой среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, позволяющих налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы.

7. Индивидуальный предприниматель отражает сумму расхода, максимально приближенную к сумме дохода, полученного за календарный год (по НДФЛ доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных в статье 221 НК РФ и заявленных в налоговых декларациях индивидуальных предпринимателей, в общей сумме доходов превышает 83%).

8. Финансово-хозяйственная деятельность построена на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) при отсутствии разумных экономических или иных причин (деловой цели). Анализ проводится в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

9. Налогоплательщик не дает пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия между показателями деятельности. То есть отсутствуют без объективных причин пояснения в отношении обнаруженных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями из документов, имеющихся у налогового органа, полученными в ходе налогового контроля. Между тем согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ налогоплательщик в течение пяти дней после получения письменного уведомления из налогового органа должен представить необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Читайте так же:  Усн освобождение от налога на имущество

10. Налогоплательщик неоднократно снимался и вставал на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения (миграция между налоговыми инспекциями). Например, в ходе выездной налоговой проверки выявлено два и более случая (с момента госрегистрации юридического лица) представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица в связи со сменой адреса, если эти изменения влекут необходимость смены места постановки на учет по месту нахождения данной организации.

11. Уровень рентабельности по данным бухучета значительно отклоняется от уровня рентабельности для конкретной сферы деятельности по данным статистики. По налогу на прибыль — это отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухучета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Организация может быть внесена в план проверок как по одному критерию, так и по нескольким. Как правило, это превышение вычетов по НДС, убыточность бизнеса, выплата средней зарплаты ниже среднеотраслевого уровня и недостаточный уровень налоговой нагрузки.

Перечень общедоступных 11 критериев не является исчерпывающим. Чтобы включить налогоплательщиков в план проверок, налоговые органы могут использовать и другие сведения, полученные из правоохранительных, таможенных и иных контролирующих органов.

Эффект системного подхода налицо. Результативность проверок в 2007 году в целом по Федеральной налоговой службе достигла 97%, а величина среднего доначисления на одну проверку организации по сравнению с 2004 годом увеличилась почти в четыре раза — с 950 тыс. руб. до 3,7 млн. руб.

В планы проверок на 2008 год на 90% внесены организации, у которых имеются отклонения по указанным критериям. Сам по себе факт соответствия деятельности налогоплательщика перечисленным критериям не означает, что он нарушил налоговое законодательство и при выездной налоговой проверке ему обязательно предъявят налоговые претензии. Решение о предъявлении доначислений за нарушение налогового законодательства принимается только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и первичных документов.

ФНС России будет постоянно проводить анализ, по результатам которого значения определенных критериев будут уточняться и дифференцироваться по отраслям экономики. Концепция мотивирует налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов: не выходя за рамки критериев, они смогут оставаться в зоне налоговой стабильности (за пределами зоны риска). Контрольными мероприятиями в отношении них останутся мониторинг данных отчетности и информации из внешних источников.

Сроки выездной проверки и истребования документов

С 1 января 2007 года максимальный срок выездной налоговой проверки составляет два месяца. Он начинает исчисляться с момента вынесения налоговым органом решения о назначении проверки и до даты составления справки о ее проведении. В то же время срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести.

Не создает проблем налогоплательщику и процедура приостановления проведения проверки. Ведь в это время представители налоговых органов прекращают действия, связанные с проверкой, на территории налогоплательщика и не вправе требовать у него документы.

Основания приостановления проверки изложены в пункте 9 статьи 89 НК РФ, а порядок продления срока выездной налоговой проверки регламентирован приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] Обычно продление сроков проверки связано со значительным объемом проверяемых документов и касается крупнейших налогоплательщиков и организаций, в состав которых входит достаточно много обособленных подразделений.

Срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен и в том случае, если налогоплательщик в установленный срок не представит необходимых для такой проверки документов.

Многих налогоплательщиков интересует процедура истребования документов. В частности, насколько правомерно требование налоговой инспекции о представлении документов, если срок их подачи находится за сроком окончания проверки.

Ограничений на этот счет в Налоговом кодексе не предусмотрено. Если требование на предъявление документов было вручено в пределах срока проверки, они должны быть представлены проверяющим.

Дополнительные мероприятия

Напомним, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении свидетеля, эксперта или специалиста. При необходимости получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствии таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о дополнительных мероприятиях налогового контроля принимается не только по представленным возражениям. Основанием для подобного решения служит рассмотрение всех материалов проверки: акта, документов, истребованных у организации в ходе проверки, возражений и приложенных к ним документов. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость в подобных мероприятиях, указываются срок и конкретная форма их проведения. Дополнительные контрольные мероприятия предполагают истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, если считает нужным получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или, наоборот, отсутствия таковых (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Дополнительные мероприятия проводятся, например, если проверяемая организация представила доказательства, которые в ходе проверки не были изучены. Однако это может быть вызвано и тем, что по акту проверки, в котором отражены налоговые правонарушения, проверяющие собрали недостаточную доказательную базу.

Читайте так же:  Снижение ставки подоходного налога

Если налоговые органы ссылаются на документы, полученные по истечении срока выездной проверки, подобные доказательства не считаются допустимыми. Ведь документы получены в нарушение установленной в Налоговом кодексе процедуры сбора доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения. Обстоятельства такого нарушения должны быть подтверждены определенными доказательствами (п. 3 ст. 100 НК РФ). Речь идет о доказательствах, собранных, систематизированных и оформленных в рамках проведения выездной проверки и дополнительных мероприятий. Иное нарушало бы принцип правовой определенности.

Новоселов К.В.
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, канд. экон. наук
Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России
Журнал «Российский Налоговый Курьер» №11 за 2008 год

Принципы налогового контроля

Принципы налогового контроля – это требования, которые должны соблюдать участники налоговых отношений. О каких требованиях идет речь? К кому они предъявляются? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Каких принципов должны придерживаться контролирующие органы?

Определенные принципы должны лежать в основе каждого действия упомянутых контролирующих органов:

  • законность;
  • юридическое равенство;
  • соблюдение прав гражданина;
  • гласность;
  • ответственность;
  • защита прав;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • возмещение ущерба.

Каждый из них рассмотрим подробнее.

Законность. Согласно принципу законности, каждый участник налоговых отношений должен соблюдать нормы действующего законодательства. Полномочия инспекторов, а также формы и методы налогового контроля прописаны в соответствующих статьях НК РФ. За любое отступление грозит наказание: административное или уголовное.

Равенство. Данный принцип предполагает равное положение всех налогоплательщиков вне зависимости от их расовой принадлежности, религиозных убеждений, социального положения и т.д. Единые налоговые ставки и льготы устанавливаются без учета формы собственности, происхождения капитала, гражданства физ. лиц.

Соблюдение прав. Согласно 3 статье НК РФ, если во время налоговой проверки будут выявлены факты, вызывающие сомнение в законности проведения операций, все сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Для инспектора налогоплательщик должен быть априори невиновным (презумпция добросовестности).

Гласность. Данный принцип предполагает следующее: работа госслужащих должна быть открытой, размеры налоговых ставок и сборов должны быть официально опубликованы. Каждый гражданин и организация имеют право на получение достоверной информации о действиях, предпринимаемых сотрудниками налоговой службы.

Ответственность. Предприниматель, который нарушил закон, обязан нести ответственность: административную или уголовную.

Защита прав. Суть данного принципа выражается в следующем: проверяемые налогоплательщики вправе высказать возражения и обжаловать в суде действия налоговых инспекторов, вне зависимости от того, на какой стадии проверки они были совершены.

Налоговая тайна. Вся информация о проверяемом физическом или юридическом лице является налоговой тайной. Инспекторы не имеют право ее разглашать. Исключение составляют случаи, прописанные в федеральных законах и единые для всех граждан.

Возмещение ущерба. Данный принцип означает следующее: инспектор во время проверки не вправе причинять ущерб налогоплательщику (юридическому или физическому лицу). Если это произойдет, убытки, в том числе и упущенная выгода, в обязательном порядке должны быть возмещены.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, налоговый контроль – это мероприятия, проводимые сотрудниками налоговых органов с целью выявления нарушений действующих налоговых норм. Этот контроль проводится с соблюдением ряда принципов, которые гарантируют налогоплательщикам соблюдение их прав.

Источники

Налоговые проверки принципы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here