Налоговые проверки понятие и виды

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налоговые проверки понятие и виды" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Понятие и виды налоговых проверок

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка – это совокупность действий налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Выявление нарушений законодательства РФ о налогах и сборах производится на основе сопоставления данных, полученных в результате проведения налоговых проверок, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов после принятия их должностными лицами налогового органа. Она проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчетов, деклараций, расчетов путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Она проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение проверяющим, то выездная проверка может проводиться в помещении налогового органа.

В рамках камеральной или выездной налоговой проверки может быть проведена встречная налоговая проверка. Термин «встречная проверка» из НК исключен. Однако по сути она осталась как одно из дополнительных мероприятий налогового контроля.

Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, которые имеются о нем у других лиц. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.93′ НК РФ).

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.

Встречная проверка проводится в том случае, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимные зачетные и иные не денежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, если они продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме и т.д.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выборочная проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка правильности исчисления налога на прибыль или налога на добавленную стоимость и других налогов).

Целевая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации (например, по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, правильности применения льгот и другим операциям).

По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.

Плановые налоговые проверки проводятся в соответствии с планом, принятым налоговым органом.

Внезапная налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.

По объему проверяемых документов налоговые проверки подразделяются на две группы:

1) сплошные, когда проводится проверка всех документов налогоплательщика без пропусков и предположений об отсутствии нарушений;

2) выборочные, когда проверяется только часть документации.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также проведение контрольных и повторных налоговых проверок (ст. 89).

Повторная налоговая проверка – это проверка по тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым ранее проводилась проверка налоговым органом. Она может проводиться в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом с целью контроля за деятельностью налогового органа на основании мотивированного постановления;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку на основании решения его руководителя (заместителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При повторной выездной налоговой проверке проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8631 — | 7463 — или читать все.

юБУФШ I — лБНЕТБМШОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ

1.2 рПОСФЙЕ, ГЕМШ, ЧЙДЩ ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ

рПУМЕ ЧЧЕДЕОЙС Ч УЙМХ ол тж (ЮБУФШ 1) ЪОБЮЕОЙЕ ЛБНЕТБМШОЩИ РТПЧЕТПЛ ЧПЪТПУМП, РПУЛПМШЛХ ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ РПФЕТСМЙ РТБЧП ПУХЭЕУФЧМСФШ РПУФПСООЩЕ ЧЩЕЪДОЩЕ РТПЧЕТЛЙ ВЕЪ ПЗТБОЙЮЕОЙС УТПЛБ ЙИ РТПЧЕДЕОЙС. ч ФБЛЙИ ХУМПЧЙСИ ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ НПЗХФ Й ДПМЦОЩ ЙУРПМШЪПЧБФШ РТБЧП РТПЧПДЙФШ ЛБНЕТБМШОЩЕ РТПЧЕТЛЙ Ч РПМОПН ПВЯЕНЕ.

лПОУФТХЛГЙС УФБФШЙ 88 ол тж «лБНЕТБМШОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ» РПЪЧПМСЕФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЛБНЕТБМШОЩИ РТПЧЕТПЛ ПУХЭЕУФЧМСФШ ФЕ ЦЕ РТПГЕУУХБМШОЩЕ ДЕКУФЧЙС, ЮФП Й РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЧЩЕЪДОЩИ РТПЧЕТПЛ: ЧЩЪЧБФШ УЧЙДЕФЕМС, ПУХЭЕУФЧМСФШ ПУНПФТ ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДНЕФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ, ЙУФТЕВПЧБФШ ДПЛХНЕОФЩ, РТЙЧМЕЮШ УРЕГЙБМЙУФБ.

гЕМША ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСЕФУС ЛПОФТПМШ ЪБ УПВМАДЕОЙЕН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ЪБЛПОПДБФЕМШОЩИ ОПТНБФЙЧОЩИ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ, ЧЩСЧМЕОЙЕ Й РТЕДПФЧТБЭЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК ЧЪЩУЛБОЙЕ УХНН ОЕХРМБЮЕООЩИ (ОЕ РПМОПУФША ХРМБЮЕООЩИ) ОБМПЗПЧ РП ЧЩСЧМЕООЩН РТБЧПОБТХЫЕОЙСН, РТЙЧМЕЮЕОЙЕ ЧЙОПЧОЩИ МЙГ Л ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ УПЧЕТЫЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК, Б ФБЛЦЕ РПДЗПФПЧЛБ ОЕПВИПДЙНПК ЙОЖПТНБГЙЙ ДМС ПВЕУРЕЮЕОЙС ТБГЙПОБМШОПЗП ПФВПТБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ.

пУОПЧОЩНЙ ЬФБРБНЙ ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСАФУС:

1) РТПЧЕТЛБ РПМОПФЩ Й УЧПЕЧТЕНЕООПУФЙ РТЕДУФБЧМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ДПЛХНЕОФПЧ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ, РТЕДХУНПФТЕООЩИ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ;

2) РТПЧЕТЛБ УЧПЕЧТЕНЕООПУФЙ РТЕДУФБЧМЕОЙС ТБУЮЕФПЧ РП ОБМПЗБН Ч ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО;

3) ЧЙЪХБМШОБС РТПЧЕТЛБ РТБЧЙМШОПУФЙ ПЖПТНМЕОЙС ДПЛХНЕОФПЧ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ (РПМОПФЩ ЪБРПМОЕОЙС ЧУЕИ ОЕПВИПДЙНЩИ ТЕЛЧЙЪЙФПЧ, ЮЕФЛПУФЙ ЙИ ЪБРПМОЕОЙС Й Ф.Д.);

4) РТПЧЕТЛБ РТБЧЙМШОПУФЙ УПУФБЧМЕОЙС ТБУЮЕФПЧ РП ОБМПЗБН, ЧЛМАЮБАЭБС Ч УЕВС БТЙЖНЕФЙЮЕУЛЙК РПДУЮЕФ ЙФПЗПЧЩИ УХНН ОБМПЗПЧ, РПДМЕЦБЭЙИ ХРМБФЕ Ч ВАДЦЕФ Й РТПЧЕТЛХ ПВПУОПЧБООПУФЙ РТЙНЕОЕОЙС УФБЧПЛ ОБМПЗБ Й ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФ, Б ФБЛЦЕ РТБЧЙМШОПУФШ ПФТБЦЕОЙС РПЛБЪБФЕМЕК, ОЕПВИПДЙНЩИ ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ;

Читайте так же:  Заявление на возврат госпошлины в мфц образец

5) РТПЧЕТЛБ РТБЧЙМШОПУФЙ ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ. пУХЭЕУФЧМСЕФУС УЧЕТЛБ Й БОБМЙЪ УПЗМБУПЧБООПУФЙ РПЛБЪБФЕМЕК, РПЧФПТСАЭЙИУС Ч ВХИЗБМФЕТУЛПК ПФЮЕФОПУФЙ Й ОБМПЗПЧЩИ ТБУЮЕФБИ У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ДПУФПЧЕТОПУФЙ ПФДЕМШОЩИ РПЛБЪБФЕМЕК, ОБМЙЮЙЕ УПНОЙФЕМШОЩИ НПНЕОФПЧ ЙМЙ ОЕУППФЧЕФУФЧЙК, ХЛБЪЩЧБАЭЙИ ОБ ЧПЪНПЦОЩЕ ОБТХЫЕОЙС ОБМПЗПЧПК ДЙУГЙРМЙОЩ, МПЗЙЮЕУЛЙК ЛПОФТПМШ ЪБ ОБМЙЮЙЕН ЙУЛБЦЕОЙК Ч ПФЮЕФОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, УПРПУФБЧМЕОЙЕ РПЛБЪБФЕМЕК У ПФЮЕФОЩНЙ РПЛБЪБФЕМСНЙ РТЕДЩДХЭЕЗП ПФЮЕФОПЗП РЕТЙПДБ, ЧЪБЙНПХЧСЪЛБ РПЛБЪБФЕМЕК ВХИЗБМФЕТУЛПК ПФЮЕФОПУФЙ Й ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК.

оБРТБЧМЕОЙС, РП ЛПФПТЩН РТПЧПДЙФУС ЛБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ, РПЪЧПМСАФ ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ ЕЕ ЧЙДЩ:

    ОЕРПУТЕДУФЧЕООХА ЛБНЕТБМШОХА РТПЧЕТЛХ.

    жПТНБМШОБС РТПЧЕТЛБ ЧЛМАЮБЕФ Ч УЕВС РТПЧЕТЛХ ОБМЙЮЙС ЧУЕИ ХУФБОПЧМЕООЩИ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН ЖПТН ПФЮЕФОПУФЙ Й ДПЛХНЕОФПЧ (ОБРТЙНЕТ, ДПЛХНЕОФПЧ, РПДФЧЕТЦДБАЭЙИ РТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФ ЙМЙ РПДФЧЕТЦДБАЭЙИ ЬЛУРПТФ РТПДХЛГЙЙ Й Ф.Д.). рТПЧЕТСЕФУС ФБЛЦЕ ОБМЙЮЙЕ Й ЮЕФЛПЕ ЪБРПМОЕОЙЕ ЧУЕИ РТЕДХУНПФТЕООЩИ РТБЧПЧЩНЙ БЛФБНЙ ПВСЪБФЕМШОЩИ ТЕЛЧЙЪЙФПЧ. ъБРПМОЕОЙЕ ПФЮЕФОПУФЙ ДПМЦОП ПУХЭЕУФЧМСФШУС ТХЮЛПК, ЖМПНБУФЕТПН ЙМЙ НЕФПДБНЙ НБЫЙООПК ПВТБВПФЛЙ. оЕ ДПРХУЛБАФУС ОЕПЗПЧПТЕООЩЕ ЙУРТБЧМЕОЙС. ч УМХЮБЕ ПФУХФУФЧЙС ЛБЛЙИ-МЙВП ДБООЩИ Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЕК УФТПЛЕ УФБЧЙФУС РТПЮЕТЛ ЙМЙ ДЕМБЕФУС УУЩМЛБ ПВ ПФУХФУФЧЙЙ ПУОПЧБОЙК РП ЪБРПМОЕОЙА ПРТЕДЕМЕООЩИ УФТПЛ (ЖПТН). ч ИПДЕ ЖПТНБМШОПК РТПЧЕТЛЙ РТПЧЕТСЕФУС ФБЛЦЕ ОБМЙЮЙЕ РПДРЙУЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ (ТХЛПЧПДЙФЕМС Й ЗМБЧОПЗП ВХИЗБМФЕТБ) Й УППФЧЕФУФЧЙЙ ЬФЙИ РПДРЙУЕК ЙНЕАЭЙНУС ПВТБЪГБН. оБ РТЕДУФБЧМСЕНПН ЧФПТПН ЬЛЪЕНРМСТЕ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ УФБЧЙФУС ПФНЕФЛБ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ П ДБФЕ РПМХЮЕОЙС ПФЮЕФОПУФЙ.

    бТЙЖНЕФЙЮЕУЛБС РТПЧЕТЛБ ДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ПГЕОЙФШ РТБЧЙМШОПУФШ БТЙЖНЕФЙЮЕУЛПЗП РПДУЮЕФБ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП РПЛБЪБФЕМС, ОБРТЙНЕТ, ОБМПЗППВМБЗБЕНПК РТЙВЩМЙ. рТЙ БТЙЖНЕФЙЮЕУЛПК РТПЧЕТЛЕ ЛПОФТПМЙТХЕФУС РТБЧЙМШОПУФШ РПДУЮЕФБ ЙФПЗПЧЩИ УХНН Ч ДПЛХНЕОФЕ, ЛБЛ РП ЗПТЙЪПОФБМЙ, ФБЛ Й РП ЧЕТФЙЛБМЙ.

    оПТНБФЙЧОБС РТПЧЕТЛБ — ЬФП РТПЧЕТЛБ УПДЕТЦБОЙС ДПЛХНЕОФБ У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УППФЧЕФУФЧЙС ЕЗП ДЕКУФЧХАЭЕНХ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧХ. йНЕООП ЬФПФ НЕФПД РПЪЧПМСЕФ ЧЩСЧЙФШ ОЕЪБЛПООЩЕ РП УПДЕТЦБОЙА ДПЛХНЕОФЩ, ХУФБОПЧЙФШ ЖБЛФЩ ОЕПВПУОПЧБООПЗП УРЙУБОЙС ЪБФТБФ ОБ УЕВЕУФПЙНПУФШ РТПДХЛГЙЙ, ОЕРТБЧЙМШОПУФЙ РТЙНЕОЕОЙС УФБЧПЛ ОБМПЗПЧ Й Ф.Д. рТЙ ОПТНБФЙЧОПК РТПЧЕТЛЕ ОБМПЗПЧЩК ЙОУРЕЛФПТ ТХЛПЧПДУФЧХЕФУС ОПТНБФЙЧОПК ВБЪПК П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ.

    оЕРПУТЕДУФЧЕООБС ЛБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК МПЗЙЮЕУЛХА РТПЧЕТЛХ ЛПТТЕУРПОДЕОГЙЙ ГЙЖТПЧЩИ ДБООЩИ, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛПФПТЩНЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ ПРТЕДЕМСЕФ УХННХ ОБМПЗБ, РПДМЕЦБЭХА ЧОЕУЕОЙА Ч ВАДЦЕФ.

    рТЙЕНЩ Й НЕФПДЩ РТПЧЕДЕОЙС ЛБНЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСАФУС ЪБЛТЩФПК ЙОЖПТНБГЙЕК, ЛПФПТБС РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ПУОПЧОЩЕ УРПУПВЩ ПРТЕДЕМЕОЙС ЪБОЙЦЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ ВЕЪ РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ. рТЙ ЬФПН УПРПУФБЧМСЕФУС ЙОЖПТНБГЙС, РТЕДУФБЧМЕООБС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ( ЕЗП ПФЮЕФОПУФШ), У ДБООЩНЙ РТПЧЕДЕООЩИ РТПЧЕТПЛ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Й ЙОЖПТНБГЙЕК, РПУФХРБАЭЕК (РПМХЮБЕНПК) ЙЪ ЧОЕЫОЙИ ЙУФПЮОЙЛПЧ.

    рПУМЕ РТЙОСФЙС оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ РПСЧЙМБУШ ОЕПВИПДЙНПУФШ Ч ОПЧПН ДПЛХНЕОФЕ, ХУФБОБЧМЙЧБАЭЕН ЕДЙОЩЕ РТЙОГЙРЩ РТПЧЕДЕОЙС ЛБНЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ, ЛПФПТЩК ВЩ ПФЧЕЮБМ ЧУЕН ФТЕВПЧБОЙСН лПДЕЛУБ. фБЛЙН ДПЛХНЕОФПН УФБМ тЕЗМБНЕОФ РТПЧЕДЕОЙС ЛБНЕТБМШОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ, ПЖПТНМЕОЙС ЙИ ТЕЪХМШФБФПЧ, ХФЧЕТЦДЕООЩК 28.01.99. нЙОЙУФЕТУФЧПН тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ РП ОБМПЗБН Й УВПТБН. оЕПВИПДЙНП ПФНЕФЙФШ, ЮФП тЕЗМБНЕОФ ЛБНЕТБМШОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ ОЕ ПФНЕОЙМ тЕЗМБНЕОФБ РМБОЙТПЧБОЙС Й РПДЗПФПЧЛЙ ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ УПВМАДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ, Б УХЭЕУФЧЕООП ТБУЫЙТЙМ Й ДПРПМОЙМ ХЦЕ УХЭЕУФЧХАЭЙЕ РПМПЦЕОЙС.

    рТЙ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЙ УРПТОЩИ ЧПРТПУПЧ, УЧСЪБООЩИ У ЙУЮЙУМЕОЙЕН УХНН ОБМПЗПЧ, ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ЧРТБЧЕ ЙУФТЕВПЧБФШ ПФ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ УЧЕДЕОЙС, РПМХЮЙФШ ПВЯСУОЕОЙС Й ОЕПВИПДЙНЩЕ ДПЛХНЕОФЩ. ч ДБООПН УМХЮБЕ УТПЛ РТПЧЕДЕОЙС ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ ЙУЮЙУМСЕФУС У НПНЕОФБ РТЕДУФБЧМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ХЛБЪБООЩИ ДПЛХНЕОФПЧ.

    фПМЛПЧБОЙЕ ЬФПК ОПТНЩ РПЪЧПМСЕФ РТЙКФЙ Л ЧЩЧПДХ П ФПН, ЮФП ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ОЕ ЧРТБЧЕ ФТЕВПЧБФШ ПФ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ РТЕДУФБЧМЕОЙС МАВЩИ ДПЛХНЕОФПЧ. йУФТЕВХЕНЩЕ ДПЛХНЕОФЩ ДПМЦОЩ РПДФЧЕТЦДБФШ РТБЧПНЕТОЩЕ ДЕКУФЧЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ, Б ОЕ УРПУПВУФЧПЧБФШ ХУФБОПЧМЕОЙА ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК. чНЕУФЕ У ФЕН, УПЗМБУОП УФБФШЕ 93 оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ ДПМЦОПУФОПЕ МЙГП ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ, РТПЧПДСЭЕЕ ОБМПЗПЧХА РТПЧЕТЛХ, ЧРТБЧЕ ЙУФТЕВПЧБФШ Х РТПЧЕТСЕНПЗП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ОЕПВИПДЙНЩЕ ДМС РТПЧЕТЛЙ ДПЛХНЕОФЩ. ол тж ОЕ ХУФБОБЧМЙЧБЕФ ПЗТБОЙЮЕОЙК РП УПУФБЧХ ЪБРТБЫЙЧБЕНЩИ ДПЛХНЕОФПЧ. еДЙОУФЧЕООПЕ ХУМПЧЙЕ — ДПЛХНЕОФЩ ДПМЦОЩ ПФОПУЙФШУС Л ФПНХ ОБМПЗПЧПНХ РЕТЙПДХ, ЪБ ЛПФПТЩК РТЕДУФБЧМЕОБ ФЕЛХЭБС ОБМПЗПЧБС ПФЮЕФОПУФШ(РТЙНЕТОЩК ПВТБЪЕГ ФТЕВПЧБОЙС УФТ.).

    рТЙНЕТ. дПРХУФЙН, УТПЛ РТЕДУФБЧМЕОЙС ПФЮЕФОПУФЙ РП оду — 20 НБТФБ. лБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ НПЦЕФ РТПЧПДЙФШУС У 21 НБТФБ РП 20 ЙАОС ФЕЛХЭЕЗП ЗПДБ. ч ЬФПФ РЕТЙПД ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО НПЦЕФ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ол тж ЧПУРПМШЪПЧБФШУС УЧПЙН РТБЧПН ЙУФТЕВПЧБФШ Х ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ДПЛХНЕОФЩ, УЧЕДЕОЙС ЙМЙ РПМХЮЙФШ ПВЯСУОЕОЙС РП РПТСДЛХ ЙУЮЙУМЕОЙС ЙМЙ УЧПЕЧТЕНЕООПУФЙ ХРМБФЩ ОБМПЗБ.

    тЕЫЕОЙЕ ЧПРТПУБ П ФПН, ЛБЛЙЕ ЙНЕООП ДПЛХНЕОФЩ ОЕПВИПДЙНЩ ДМС ФБЛПК РТПЧЕТЛЙ, ОБИПДЙФУС Ч ЛПНРЕФЕОГЙЙ ОБМПЗПЧПЗП ЙОУРЕЛФПТБ ЙМЙ ДТХЗПЗП ДПМЦОПУФОПЗП МЙГБ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ. пФЛБЪ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ПФ РТЕДПУФБЧМЕОЙС ЪБРТБЫЙЧБЕНЩИ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЛБНЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ ДПЛХНЕОФПЧ ЙМЙ ОЕРТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ЙИ Ч РСФЙДОЕЧОЩК УТПЛ РТЙЪОБЕФУС ОБМПЗПЧЩН РТБЧПОБТХЫЕОЙЕН Й ЧМЕЮЕФ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ, РТЕДХУНПФТЕООХА Ч УФБФШЕ 126 оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ «оЕРТЕДУФБЧМЕОЙЕ ОБМПЗПЧПНХ ПТЗБОХ УЧЕДЕОЙК П ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЕ, ОЕПВИПДЙНЩИ ДМС ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЛПОФТПМС».

    Налоговый контроль

    Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

    Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

    Формы налогового контроля

    Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

    Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

    При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

    Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

    По объему проверяемых документов проверки делятся на:

    Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

    Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

    Налоговые проверки в зависимости от места проведения

    В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

    Читайте так же:  Налог более одной квартиры в собственности

    Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

    Целью камеральной проверки является:

    контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

    выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

    взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

    возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

    а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

    При проведении камеральной проверки контролируется:

    состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

    правильность их оформления;

    правильность проведения расчетов по налогам;

    наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

    правильность расчета налогооблагаемой базы.

    Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

    О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

    Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

    Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

    В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

    Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

    по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

    по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

    по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

    а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

    Цель выездной налоговой проверки:

    осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

    взыскание недоимок по налогам и пени;

    привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

    предупреждение налоговых правонарушений.

    Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

    Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

    При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

    Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

    Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

    Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

    наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

    непредставление налогоплательщиком нужных документов;

    Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

    Камеральная проверка Выездная проверка
    Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
    Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
    Причина проверки Не требуется Не требуется
    Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
    Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
    Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
    Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

    Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

    Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

    К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

    Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

    При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

    В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

    На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

    Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

    С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

    • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
    • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

    Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

    Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

    Налоговые проверки в зависимости от способа организации

    По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

    Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

    Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

    Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

    Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

    По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

    Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

    Читайте так же:  Налог на имущество корректировка

    Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

    Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

    Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

    Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

    Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

    Объекты и предметом налогового контроля

    Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
    Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

    Выездная проверка

    При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

    Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

    • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
    • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
    • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

    Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

    Подвиды выездных налоговых проверок

    Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

    Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

    Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

    Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

    Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

    Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

    Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

    Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

    О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

    Итоги

    В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

    Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

    Налоговая проверка

    Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

    В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

    Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

    Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

    требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

    производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

    вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

    осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

    контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

    привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

    вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

    создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

    Разновидности налоговых проверок

    Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

    Встречная проверка

    Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

    Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

    • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
    • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
    • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
    • проверить реальность отраженных в учете операций;
    • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

    Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

    Цель налогового контроля

    Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

    Читайте так же:  Бланк заявления на льготу по земельному налогу

    Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

    обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

    обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

    улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

    проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

    проверки целевого использования налоговых льгот;

    пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

    Камеральная проверка

    Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

    Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

    • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
    • длительность проверки – не более 3 месяцев;
    • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

    Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

    О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция «прокамералит» вашу уточненку полностью».

    Виды налогового контроля

    Виды налогового контроля:

    1) В зависимости от времени проведения:

    Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

    Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

    Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

    2) В зависимости от субъекта:

    органов внутренних дел;

    3) В зависимости от места проведения:

    выездной — в месте расположения налогоплательщика;

    камеральный — по месту нахождения налогового органа.

    Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок

    Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.

    Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

    Поведение налоговых проверок всегда в определенной степени является «вторжением» в хозяйственную деятельность проверяемых организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает непосредственное взаимодействие или столкновение интересов представителя государства, которым является должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, — с одной стороны, и должностных лиц организции-налогоплательщика (или индивидуального предпринимателя) — с другой стороны. Поэтому для установления сбалансированности интересов обеих сторон в налоговом контрольном правоотношении необходимо было определить правовой статус сторон при проведении налоговых проверок, а также последовательность их действий, что и было установлено в Налоговом кодексе РФ. С правовой точки зрения установление в кодифицированном акте последовательности действий сторон с одновременным определением правового статуса участников этих действий может рассматриваться как придание процессуальной формы действиям сторон соответствующих контрольных правоотношений.

    Качество и эффективность проводимых налоговых проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Организация контрольной деятельности и использование тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на основе разрабатываемых планов и программ поведения мероприятий налогового контроля. Планирование является одним из основных базовых принципов осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной работы: годовые, перспективные, текущие и т.д. Планирование часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, программа налоговых проверок, определяются сроки реализации контрольных мероприятий, а также исполнители.

    После определения указанных выше вопросов необходимо правильно организовать проведение самой налоговой проверки. В организацию налоговой проверки входят, прежде всего, тщательная подготовка к ней, определение целей, составление программы, осуществление в установленном порядке мероприятий налогового контроля, оформление материалов налоговой проверки и принятие мер по выявлению и предупреждению нарушений порядка и сроков уплаты налогов и сборов.

    Результаты проведения налоговых проверок оформляются в виде итогового документа — акта налоговой проверки, за достоверность которого соответствующие должностные лица несут персональную ответственность. Органы налогового контроля систематически анализируют итоги проводимых контрольных мероприятий и обобщают практику своей работы. Кроме того, нижестоящие налоговые органы представляют соответствующим вышестоящим налоговым органам отчеты о проведении мероприятий налогового контроля, результатах проведенных проверок и т.п. Отчет сопровождается выводами, рекомендациями и предложениями.

    В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды налоговых проверок.

    1. В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

    2. В зависимости от объема налоговой проверки и решаемых в ходе нее задач различают тематические и комплексные налоговые проверки. Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Тематические проверки проводятся, как правило, по вопросам уплаты только прямых или только косвенных налогов, федеральных или региональных и т.д. Комплексные налоговые проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля. Налоговые проверки могут быть комплексными и в силу состава контролирующих органов, принимающих в них участие. Обычно такие проверки проводятся группами, в состав которых входят специалисты различных уполномоченных органов. Кроме того, могут осуществляться сквозные налоговые поверки, которые охватывают все филиалы, представительства, отделения и головную организацию, в состав которой они входят.

    Читайте так же:  Налоговый вычет на лечение в санатории документы

    3. По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.

    4. В зависимости от места проведения проверки и глубины налоговой проверки выделяют камеральные и выездные налоговые проверки. камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиком документов, а выездные налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у указанных лиц.

    5. В зависимости от включения в план проведения проверок бывают плановые и внеплановые налоговые проверки (проверки, которые проводятся при ликвидации или реорганизации организаций-налогоплательщиков; повторные налоговые проверки, проводимые вышестоящими налоговыми органами).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Налоговые проверки: понятие и виды

    Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можно определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

    НК РФ устанавливает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. началом проведения проверки является момент вручения налогоплательщику решения на проведение выездной налоговой проверки.

    По месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время как выездная – по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории

    НК РФ выделяет также встречные налоговые проверки – истребование и проверку у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Она проводится в случаях, когда налоговому органу необходимо получить информацию о налогоплательщике, имеющуюся у третьих лиц.

    Точнее сказать, встречная проверка является составной частью выездной или камеральной проверки.

    Выездные налоговые проверки могут быть первичными и повторными. По общему правилу проведение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период, запрещается.

    Постановление о проведении повторной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа должно быть мотивированным, то есть содержать ссылки на обстоятельства, явившиеся основаниями для повторной проверки. Налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом, призвана не подменять собой проверку, проведенную нижестоящим налоговым органом, а обеспечить за ним надлежащий контроль..

    . Если проверка охватывает исчисление и уплату налогоплательщиком всех налогов и сборов, она именуется комплексной. Если речь идет о проверке правильности исчисления и уплаты какого-то одного налога, такую проверку называют тематической.

    В литературе выделяют сплошные и выборочные налоговые проверки. В ходе сплошной проверки налоговым органом исследуется вся документация налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой. Выборочная проверка предполагает анализ отдельных налоговых (отчетных) периодов или части документов налогоплательщика.

    В зависимости от метода проведения налоговые проверки могут быть документальными и фактическими. В первом случае непосредственным предметом проверки и источником получения сведений выступает бухгалтерская и налоговая документация, во втором – имущество налогоплательщика (включая наличные денежные средства), исследуемое путем обследования, инвентаризации, экспертизы.

    Традиционно налоговые проверки классифицируют на плановые и внеплановые. Как правило, налоговые органы составляют ежеквартальные планы проведения выездных налоговых проверок. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях ликвидации или реорганизации организации, в ходе расследования возбужденных уголовных дел, в процессе банкротства предприятий, по заданию вышестоящих налоговых органов и по другим основаниям.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Какие есть виды налоговых проверок?

    Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

    Понятие налоговой проверки

    Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

    Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

    • с получением пояснений;
    • проверкой данных учета и отчетности;
    • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
    • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

    Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

    Существует несколько видов налоговых проверок.

    Как осуществляется налоговая проверка

    Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

    Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

    Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

    На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

    Занижение размера выручки.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

    Источники

    Налоговые проверки понятие и виды
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here