Налоговые правонарушения совершаемые налоговым агентом

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налоговые правонарушения совершаемые налоговым агентом" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства. Виды ответственности

За совершение налогового правонарушения действующее российское законодательство предусматривает налоговую, административную и уголовную ответственность. Налоговым правонарушением ст. 106 Налогового кодекса РФ признает виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Привлечение налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени (перечислить причитающиеся суммы налога и пени).

Имеются установленные ст. 109 Налогового кодекса РФ обстоятельства, исключающие привлечение к налоговой ответственности:

  1. отсутствие события налогового правонарушения;
  2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
  4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статьей 113 Налогового кодекса РФ установлен срок привлечения лица к ответственности за налоговые правонарушения. Он составляет:

  • 3 года с момента совершения правонарушения – в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 Налогового кодекса РФ;
  • 3 года со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, – в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 Налогового кодекса РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 или 18 Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ).

При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 Налогового кодекса РФ), а при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

С 2007 г. налоговые штрафы взыскиваются во внесудебном порядке. Применительно к организациям НК РФ делает только следующие исключения – взыскание налога в судебном порядке производится в случаях, названных в п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ.

Одни и те же правонарушения в области налогообложения могут предусматривать наряду с санкциями, установленными НК РФ, меры административной и уголовной ответственности.

Энциклопедия решений. Ответственность налоговых агентов

Ответственность налоговых агентов

Как любой субъект налоговых правоотношений налоговый агент наделен не только правами, но и определенными обязанностями, основная из которых заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от его имени, за счет тех денежных средств, которые были удержаны им из сумм выплат, произведенных налогоплательщику (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Кроме этого, налоговый агент должен, в частности:

— вести учет доходов, начисленных и выплаченных налогоплательщикам, и налогов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет. При этом вести такой учет необходимо по каждому налогоплательщику индивидуально;

— представлять в налоговый орган по месту своего учета документы (сведения), необходимые для осуществления налогового администрирования (в том числе налоговые декларации, соответствующие расчеты) (п.п. 3 и 3.1 ст. 24 НК РФ).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).

В настоящее время налоговое агентирование возможно только лишь в отношении трех видов налогов:

— налога на добавленную стоимость (НДС) (ст. 161 НК РФ);

— налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (ст. 226 НК РФ);

— налога на прибыль (ст. ст. 286, 310 НК РФ),

При этом привлечение к ответственности не зависит от вида налога, обязанность по перечислению которого возложена на налогового агента. Вид налога будет иметь значение только при определении момента совершения правонарушения.

Ознакомиться с видами налоговых правонарушений, за совершение которых налоговый агент привлекается к ответственности, можно в Таблице.

Привлечение налогового агента — организации к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии соответствующих оснований не освобождает ее должностных лиц от административной или уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Кто из налоговых агентов может быть привлечен к ответственности

Невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ)

Все налоговые агенты

Представление недостоверных сведений

Штраф 500 рублей (ст. 126.1 НК РФ)

Несвоевременное представление налоговой декларации

Штраф в размере 5 % не уплаченной в срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ)

— по налогу на прибыль

Нарушение способа представления декларации (за исключением декларации по НДС) (расчета) (вместо электронной формы отчетность представлена на бумажном носителе)

Штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ)

— по налогу на прибыль

Несообщение о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика

Штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Непредставление сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ

Штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Налоговые агенты по НДФЛ

Несвоевременное представление Расчета по форме 6-НДФЛ

Штраф 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ)

Несвоевременное представление (непредставление) по итогам отчетного периода декларации по налогу на прибыль

Штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Налоговые агенты по налогу на прибыль

Непредставление налогового расчета (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Кроме санкций, перечисленных в таблице, НК РФ предусмотрены и другие меры воздействия на налоговых агентов при неисполнении ими своих обязанностей.

Так, непредставление Расчета по форме 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней по истечении установленного для его представления срока является основанием для приостановления операций по счетам в банке (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

При этом в случае несвоевременного перечисления налога, удержанного с доходов налогоплательщика, с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения им обязанности по его уплате (ст. 75 НК РФ).

Понятие, признаки и виды налоговых преступлений

Понятие и виды налоговых правонарушений

Четкий термин, что такое налоговое правонарушение, дается в ст. 106 НК РФ. Из этой нормы следует, что любое деяние, виновно совершенное в разрез с нормами фискального законодательства, за которое предусмотрено наказание, и является правонарушением. Одним из ключевых слов в данном случае является слово «виновно», то есть должна быть доказана вина нарушителя, иначе он освобождается от ответственности.

Если говорить про виды нарушений законодательства о налогах и сборах, то их насчитывается свыше 30. Они перечислены в главах 16 и 18 НК РФ. При этом классификация составов налоговых правонарушений может быть различной — в зависимости от выбранных критериев.

Читайте так же:  Отдел валютного контроля сбербанка

Например, можно разделить преступления по типам налогоплательщиков. Классификация налоговых правонарушений будет следующей:

  • совершаемые только юридическими лицами. В качестве примера можно привести неплательщиков налога на прибыль, поскольку его уплачивают только организации;
  • совершаемые только физическими лицами. К примеру, гражданин не уплатил НДФЛ с доходов, полученных при продаже имущества, которым он владел менее 3 лет;
  • совершаемые организациями и индивидуальными предпринимателями. Допустим, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории Москвы, несвоевременно уплатили торговый сбор, обязательный и для ИП, и для юрлиц;
  • совершаемые и организациями, и ИП, и гражданами. В качестве примера можно привести несвоевременную сдачу деклараций, когда их обязательное предоставление предусмотрено законом.

Если же классифицировать действия и бездействия налогоплательщиков по характеру, то получим следующие разновидности правонарушений:

  • препятствуют налоговому контролю (например, статьи 116 НК РФ, 119 НК РФ, 126 НК РФ);
  • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности (статьи 119.1 НК РФ, 129.4 НК РФ);
  • не соответствуют обязанности по уплате налогов, страховых взносов и обязательных сборов (статьи 122 НК РФ, 123 НК РФ);
  • допускаются в ходе процесса по делу о налоговых правонарушениях (статьи 128 НК РФ, 129 НК РФ);
  • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях (ст. 125 НК РФ).

Существует также классификация налоговых правоотношений. Один из наиболее часто используемых критериев — по характеру фискальных норм. В этом случае правоотношения делятся на материальные и процессуальные. Под материальными подразумевают отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. А процессуальные отношения — это взаимодействие во время проверок, в ходе привлечения нарушителей к ответственности, в иных ситуациях.

otvetstvennost_za_neispolnenie_obyazannostey_nalogovogo_agenta.jpg

Похожие публикации

В определенных случаях исчислить, удержать и уплатить налоги в бюджет из средств налогоплательщика должен налоговый агент. Компании и ИП могут выступать налоговыми агентами по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль. О правах и обязанностях таких лиц говорится в статье 24 НК. Фактически, за перечисление средств в бюджет отвечает посредник, выплачивающий доходы – налоговый агент. Неисполнение обязанностей налогового агента может повлечь за собой серьезные последствия.

Основные положения

Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

Какое предусмотрено наказание по УК

Наказание за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК) установлено следующее:

штраф от 100 до 300 тысяч рублей;

штрафные санкции в сумме зарплаты от 1-го года до 2-х лет;

принудительные работы до 2-х лет и возможное лишение права занимать определенные должности до 3-х лет;

арест до полугода;

лишение свободы до 2-х лет и возможный запрет на 3 года занимать определенные должности.

Выбор конкретного вида осуществляется судом при определении фактических обстоятельств дела.

При особо крупном размере:

штраф от 200 до 500 тысяч рублей либо в размере зарплаты от 2-х до 5-ти лет;

принудительные работы до 5-ти лет и возможное лишение права занимать определенные должности до 3-х лет;

Также предусмотрено лишение свободы до 6-ти лет и возможный запрет на 3 года занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью.

Освобождение от уголовного наказания возможно, если:

виновный совершил преступление впервые;

налоговым агентом погашена вся сумма недоимки и пени;

полностью уплачен причитающийся по НК РФ штраф.

Налоговому агенту необходимо точно и в срок исполнять все обязанности, возложенные на него законодательством. Иначе его могут оштрафовать, а виновных должностных лиц, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, привлечь к налоговой, административной, или к уголовной ответственности.

Налоговые агенты. Ответственность за нарушения налогового законодательства

Налоговые агенты занимают особое место в налоговых обязательствах, выполняя контрольную и аккумулирующую функции, а также являясь соединяющим звеном между налогоплательщиком и государством в определенных законом случаях. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность

Преступлением считается неисполнение возложенных обязанностей налогового агента в личных интересах. Виды этого преступления включают:

неисчисление суммы налога;

неудержание средств с налогоплательщика;

неперечисление платежей в бюджет.

По закону любое из этих деяний может признаваться налоговым правонарушением. Но неисполнение обязанностей налогового агента образует состав преступления, если оно:

совершено в корыстных целях;

есть прямой умысел виновных лиц;

связано с присваиванием денежных средств в свою пользу и/или в пользу третьих лиц;

совершено в крупном или особо крупном размере.

Крупный размер – сумма налогов более 5 миллионов руб. за период в течение 3-х лет подряд, при условии, что доля неуплаченных/неудержанных агентом средств составляет более 25%, или свыше 15 миллионов руб. Особо крупный размер, когда доля неудержанных/неуплаченных агентом налогов составила более 50% от общей суммы таких налогов за 3 года (при величине налогов более 15 миллионов руб.), либо в целом равна более 45 миллионов руб. (примечание 1 к ст. 199.1 УК РФ).

Ответственность возлагается на установленное виновное должностное лицо (лиц).

По УК РФ неисполнение обязанностей налогового агента может наказываться значительно строже.

Какая предусмотрена ответственность за налоговые преступления

Если исходить только из норм НК РФ, то для налогоплательщиков, нарушающих фискальные нормы, предусмотрены только денежные санкции: штраф в конкретном размере или в процентном соотношении от суммы, которую бюджет недополучил.

Для наглядности предлагаем таблицу, в которой собраны наиболее распространенные фискальные нарушения и ответственность, предусмотренная в случае их выявления.

Наименование правонарушения и номер статьи НК РФ

Ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС (ст. 116 НК РФ)

10 % доходов, полученных за время деятельности, но не менее 40 000 руб.

Непредоставление в срок декларации или расчета по страховым взносам (ст. 119 НК РФ)

5–30 процентов неперечисленной суммы, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб.

Неуплата либо неполная уплата обязательного платежа в результате неправильного исчисления, занижения базы, других незаконных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ)

20–40 процентов неуплаченной суммы

Непредоставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для контроля (ст. 126 НК РФ)

200 руб. за каждый непредоставленный документ

Предоставление налоговым агентом недостоверных документов (ст. 126.1 НК РФ)

500 руб. за каждый документ

Видео (кликните для воспроизведения).

Обращаем внимание, что в таблице представлены только те преступления, за которые предусмотрено наказание в НК РФ. Уголовное преследование возможно за уклонение от уплаты обязательных платежей в крупном и особо крупном размерах — свыше 900 000 руб., а также за сокрытие средств или имущества, за счет которых можно взыскать недоимку.

Ответственность за налоговые правонарушения

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 2421 раз

Библиографическое описание:

Саргсян С. М. Ответственность за налоговые правонарушения [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 88-91. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9072/ (дата обращения: 18.02.2020).

В условиях современной экономики все частым явлением становятся налоговые правонарушения. Они представляют собой, согласно ст. 106 налоговому кодексу Российской Федерации (далее НК РФ), виновно совершенные противоправные (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяния (действие или бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, за которые НК РФ установлена ответственность [1].

Читайте так же:  Зарплата подоходный налог несовершеннолетний ребенок

Вообще, ответственность является средством государственного принуждения, благодаря которому реализуется гарантированная Конституцией защита прав человека, гражданина и общества в целом, а также исполнение гражданами предписанных правом обязанностей. Одной из таких обязанностей, согласно ст. 57 Конституции РФ является уплата установленных налогов и сборов.

НК РФ устанавливает определенный перечень налоговых правонарушений, за которые, безусловно, предусмотрены соответствующие санкции. Им в НК РФ отведена целая глава (гл. 16), а именно:

  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);
  2. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);
  3. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);
  4. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 НК РФ);
  5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
  6. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);
  7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
  8. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ);
  9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);
  10. Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ);
  11. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);
  12. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);
  13. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ) [2].

Законодатель выделил следующие виды ответственности за налоговые правонарушения: налоговая, административная и уголовная. Что касается мерой ответственности, то она выражается в форме денежных взысканий (штрафов) в определенном законодательством размере. Особенностью в данной сфере является то, что при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (раскаяние, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда и др.) установленный размер санкции подлежит уменьшению не менее чем в два раза, а при наличии обстоятельств отягчающего характера (повторное совершение однородного правонарушения в течение года; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения и др.), установленный размер санкции увеличивается в 100 %. Также, налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке.

Еще одной разновидностью, и пожалуй самой распространенной за налоговые правонарушения, является налоговая ответственность, которая содержится, например, в ст. 126 НК РФ. Так, п. 1 данной статьи предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также пунктом 1.1 настоящей статьи, в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ [4].

Однако на практике все складывается иначе. Так, зачастую налоговый орган, запрашивая документы, не указывает их количество, что приводит к тому, что налогоплательщик вместо 100 договоров представляет 80, соответственно, в данном случае налоговый орган исчисляет штраф в размере 16 000 рублей (80*200 р.). Но по закону штраф должен был высчитываться исходя из количества запрошенных налоговым органом документов, но не представленных налогоплательщиком. На этот счет, постановление ФАС Поволжского округа от 5 декабря 2006 г. по делу N А57–12181/05 констатирует, что «Примененная налоговым органом методика исчисления штрафа «исходя из количества фактически представленных, а не запрашиваемых документов» создает неравное положение между налогоплательщиком, представившим документы, так как штраф, рассчитанный исходя из количества представленных документов, в данном случае будет составлять большую сумму, чем штраф, исчисленный из количества запрашиваемых документов [5].

Завершающей и наиболее строгой разновидностью ответственности за налоговые правонарушение является уголовная. Так, согласно ч. 1 ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере,- наказывается штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет или без такового.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что законодатель путем введения различного рода ответственности воздействует на общественные отношения в сфере налогового права и предупреждает совершения налоговых правонарушений. Однако из приведенных выше примеров видно, что в законодательстве все же существуют некоторые пробелы, над которыми нужно работать.

В современных условиях механизм доработки налогового законодательства работает в полной мере. И как отметил Лазарев В. В. постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации — заместитель начальника Правового управления, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН «устранить пробел в праве можно лишь путём дополнительного нормотворчества» [6]. И действительно, на сегодняшний день вырабатываются множество законопроектов, которые существенным образом восполняют некоторые пробелы, существующие в законодательстве.

Так, в Госдуме предлагается провести реформу, согласно которой в КоАП войдут новые статьи налоговых правонарушений (неуплата или неполная уплата сумм налогов и сборов), за которые сейчас административная ответственность не предусмотрена.

Благодаря этим нововведениям планируется унифицировать нормы в КоАП, а также расширить круг субъектов налоговой ответственности, а именно ввести в качестве таковых индивидуальных предпринимателей, компании и должностные лица.

Однако вместе с этим, планируется ужесточить санкции за некоторые правонарушения в сфере налогов. Некоторые из них можно увидеть в нижеприведенной таблице.

Статья

Ныне действующая санкция по НК РФ / КоАП

К вопросу об ответственности налогового агента за совершение налогового правонарушения

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2008, N 3

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Читайте так же:  Проверка расчетов налогового

Соответственно, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, т.е. налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, имеет место при удержании у налогоплательщика, но не перечислении в установленный НК РФ срок налога, независимо от последующего перечисления налоговым агентом таких сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены ст. 109 НК РФ. Перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является исчерпывающим.

Согласно ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговый агент, удерживая у налогоплательщика, но, не перечисляя налог в установленный НК РФ срок, заведомо очевидно осознает противоправный характер своих действий (бездействия), желает либо сознательно допускает наступление вредных последствий таких действий (бездействия), а также заведомо очевидно должен и может это осознавать.

Перечисление налоговым агентом сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки, удержанного у налогоплательщика, но не перечисленного в установленный НК РФ срок, на наличие вины налогового агента не влияет.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, установлены ст. 111 НК РФ.

Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ

При выплате доходов работникам и иным физлицам налоговый агент, помимо удержания НДФЛ и перечисления налога в бюджет, должен представлять в ИФНС ежеквартальную форму 6-НДФЛ, а также справку 2-НДФЛ по окончании года по каждому налогоплательщику.

Санкции за нарушения для агентов по НДФЛ следующие:

При несдаче в ИФНС в установленный срок справок 2-НДФЛ штраф составит 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст. 126 НК РФ).

Если отчет 6-НДФЛ сдан позже срока, штраф предъявят в сумме 1000 рублей за каждый просроченный месяц, полный или неполный (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

При обнаружении в представленных агентом документах недостоверных сведений (допущенных случайно или намеренно), агента оштрафуют на 500 рублей за каждый такой документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).

За несвоевременное представление или отказ от представления агентом в ИФНС сведений для осуществления налогового контроля, с должностного лица может взыскиваться от 300 до 500 рублей административного штрафа (ст. 15.6 КоАП).

В каких случаях можно избежать наказания

Если у налогового агента-нарушителя имеются смягчающие обстоятельства, сумма штрафа снижается не менее чем в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Наказания за несвоевременное удержание и перечисление налога можно избежать полностью, если одновременно выполнить все нижеперечисленные условия (п. 2 ст. 123 НК):

налоговый расчет в ИФНС сдан вовремя;

в отчетной форме полностью, без ошибок и занижений налоговой базы указаны все сведения;

вся сумма налога перечислена в бюджет (вместе с причитающимися пенями) до обнаружения ошибки налоговиками или до того момента, когда назначена выездная проверка.

Налоговый агент может самостоятельно исправить ошибки в отчетности, подав уточненные документы в ИФНС, как только обнаружит неточности в ранее поданных сведениях.

Что говорится в Налоговом кодексе

Об ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента предупреждает п. 5 ст. 24 НК РФ. Основанием для этого выступает обнаружение факта нарушения и вступление решения налогового органа в силу (п. 3 ст. 108 НК).

Более подробно о размере наказания налогового агента говорится в ст. 123 НК РФ: если сумма налога не была удержана и/или вовремя не уплачена (либо удержана и уплачена не полностью), то штраф составит 20% от суммы, которую агенту следовало удержать и внести в бюджет (п. 1 ст. 123 НК). Если ранее в течение 1 года лицо уже привлекалось к ответственности за подобное нарушение, штраф увеличивается в 2 раза (п. 4 ст. 114 НК).

Кроме этого, при отсутствии расчета 6-НДФЛ или декларации, например, по НДС, ИФНС вправе заблокировать расчетный счет налогового агента.

Нарушения и штрафы

В пункте 5 ст. 24 НК РФ указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Статья 123 НК РФ предусматривает, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

В соответствии с п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

На основании п. 1 ст. 112 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ), о чем напомнили специалисты Минфина России в письме от 16.02.15 г. № 03-02-07/1/6889.

Обратите внимание! Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 57), предусмотренное ст. 123 НК РФ правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

В случае, когда денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании п.п. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ обязан исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика (см. п. 1 Постановления № 57).

В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков).

Читайте так же:  Поиск задолженности по налогам по инн физического

В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

В письме Минфина России от 29.04.13 г. № 03-02-08/30 со ссылкой на постановление Конституционного суда РФ от 17.12.96 г. № 20-П отмечено, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

На основании п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46–48 (п. 6 ст. 75 НК РФ). Отметим, что в данном случае пени могут взыскиваться, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога (см. п. 57 Постановления № 57). В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Указанные правила на основании п. 7 ст. 75 НК РФ распространяются в том числе и на налоговых агентов.

В случае уплаты налоговым агентом по НДФЛ причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки пени начисляются налоговому агенту в целом по организации с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу (см. письмо ФНС России от 29.12.12 г. № АС-4-2/22690).

Обратите внимание! Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.06.14 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации, которые в 2014 г. не исполнили обязанность налогового агента по удержанию налога на прибыль организаций в отношении дивидендов, выплачиваемых налогоплательщикам — российским организациям, в соответствии со ст. 275 НК РФ освобождаются от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 167-ФЗ российские организации, фактически получившие в 2014 г. доход в виде дивидендов по акциям, с которого не был удержан налог на прибыль организаций налоговым агентом, обязаны самостоятельно исчислить налог на прибыль организаций в порядке, установленном п. 5 ст. 275, и уплатить его в бюджет в срок, установленный абзацем 1 п. 1 ст. 287 НК РФ. Положения данного пункта вступили в силу с 1 января 2015 г.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.

В настоящей статье читатель найдет краткий обзор налоговых правонарушений, а также изложение некоторых основных понятий, связанных с налоговой ответственностью.

Статья 106 Налогового кодекса РФ определяет налоговое правонарушение как «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Это означает, что законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение.

  • Это, во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах. Какие бы то ни было действия, не связанные с нарушением законодательства, не могут квалифицироваться как правонарушения.
  • Второй признак — виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность. Отсутствие вины исключает применение санкций.
  • Следующий обязательный признак правонарушения — наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.
  • Наконец, четвертое — это признак наказуемости деяния. Если за совершение конкретных противоправных деяний законодательством не предусмотрено взыскания, то наступление ответственности абсолютно исключается.

В соответствии с Налоговым кодексом к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет. Ответственность по Налоговому кодексу для физических лиц наступает в том случае, если их деяния не содержат признаков состава преступления (ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.

Основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс устанавливает недопустимость повторного привлечение одного и того же лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно следует отметить, что в случае совершения одним лицом нескольких правонарушений, предусмотренных НК РФ, с этого лица взыскиваются в полном объеме санкции, установленные за совершение каждого из совершенных правонарушений без поглощения менее строгих санкций более строгими.

Привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности по уплате (перечислению) соответствующих сумм налога и пени.

Следует сказать о принципе презумпции невиновности налогоплательщика (налогового агента). Согласно этому принципу он считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока обратное не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке и установлено вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возложена законом на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

За совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, если со следующего дня, после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение, истекли три года. За совершение всех остальных налоговых правонарушений лицо может быть привлечено к ответственности в течение трех лет со дня совершения соответствующего правонарушения. При этом санкции (штрафы) взыскиваются налоговыми органами исключительно через суд, обратиться в который с иском о взыскании санкций налоговый орган вправе не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таковы, очень коротко, положения законодательства, определяющие общие правила и порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Теперь перейдем к обзору составов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения (по месту жительства) налогоплательщика в течение 10 дней после его государственной регистрации. 30-дневный срок установлен для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (срок начинает течь с момента создания такого подразделения) и по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств (срок исчисляется с момента регистрации имущества).

Читайте так же:  Расчет налога по патенту для ип

Несоблюдение вышеуказанных сроков является налоговым правонарушением, за которое статьей 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, а в случае нарушения срока подачи заявления более, чем на 90 дней, размер штрафа удваивается.

Факт осуществления деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе расценивается уже не просто как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а как уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК РФ). За такое правонарушение с виновного взыщут 10 процентов всех доходов, которые были получены им за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, причем независимо от размера этих доходов взыскиваемая сумма не может быть меньше 20000 рублей. Если деятельность без постановки на налоговый учет продолжается более трех месяцев, с правонарушителя взыщут не 10, а 20 процентов тех доходов, которые были получены им в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов в банках. Несоблюдение этого правила в соответствии со ст. 118 НК РФ влечет для налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя ответственность в размере 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

Срок уплаты налога является обязательным элементом налогообложения и устанавливается для всех налогов. Также по отношению ко всем налогам установлены сроки представления соответствующих налоговых деклараций. Нарушение этих сроков (ст. 119 НК РФ) наказывается взысканием пяти процентов от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. Взыскиваемая санкция не может быть менее 100 рублей и более 30 процентов от подлежащей уплате в соответствии с декларацией суммы налога.

Если декларация не представлена в течение более 180 дней со дня окончания срока, установленного для ее представления, размер санкций существенно увеличивается. С налогоплательщика будет дополнительно взыскано не только 30 процентов от суммы декларированного налога, но и по 10 процентов от этой суммы за каждый (в том числе и неполный) месяц, начиная с 181 дня непредставления декларации.

Действующим законодательством установлены правила ведения организаций учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения считается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, а также несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (при условии, если такое нарушение допущено более одного раза в течение календарного года). Наказывается подобное правонарушение (ст. 120 НК РФ) штрафом в размере 5000 рублей, штрафом в размере 15000 рублей (при условии совершения указанного правонарушения в течение более одного налогового периода) либо штрафом в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей (если следствием грубого нарушения правил учета явилось занижение налоговой базы).

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. В случае совершения указанных действий умышленно размер штрафа удваивается. Такие санкции установлены статьей 122 НК РФ.

Следует заметить, что совсем недавно Конституционным Судом РФ было вынесено Определение, фактически запретившее одновременное привлечение к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 3 ст. 120, а также п. 1 ст. 122 НК РФ. Сделано это в связи с недостаточной разграниченностью между собой составов установленных указанными нормами правонарушений. При этом не исключается возможность самостоятельного применения этих составов на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Для налоговых агентов, неправомерно не перечисляющих (или перечисляющих не в полном объеме) суммы подлежащего удержанию и перечислению налога, статьей 123 Налогового кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от подлежащей перечислению суммы.

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов (а также — в пределах своей компетенции — органов внебюджетных фондов и таможенных органов) в соответствии со ст. 91 при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента). Воспрепятствование такому доступу, в случае проведения должностным лицом налоговой проверки, является согласно статье 124 НК РФ правонарушением и наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Еще одним правонарушением, направленным на воспрепятствование осуществления налогового контроля, является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для проведения налоговой проверки (статья 126 НК РФ). Данное правонарушение может быть совершено как субъектом налоговой проверки, так и любой другой организацией, располагающей сведениями о проверяемом. Штраф за каждый непредставленный документ составляет 50 рублей, а в случае отказа представить истребованные сведения или предоставления заведомо недостоверных данных — 5000 рублей (для физических лиц . 500 рублей). Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно обязано в соответствии с НК РФ сообщить налоговому органу, является самостоятельным составом правонарушения и в соответствии со ст. 129-1 НК РФ наказывается штрафом в размере 1000 либо 5000 (при совершении правонарушения повторно в течение года) рублей.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и не явившееся по вызову без уважительных причин либо уклоняющееся от явки, наказывается штрафом в размере 1000 рублей. В три раза больший штраф предусмотрен за ложные показания свидетеля или неправомерный отказ от дачи показаний. Наказуемым являются также ложное заключение эксперта или ложный перевод переводчиком (штрафа за такие правонарушения составляет 1000 рублей). При отказе от участии в проведении налоговой проверки лицо, привлеченное в качестве эксперта, специалиста или переводчика будет подвергнуто штрафу в 500 рублей. Составы указанных правонарушений определены в статьях 128 и 129 Налогового кодекса.

Наконец, вероятно, наименее распространенным является налоговое правонарушение, связанное с несоблюдением правил исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях и предусмотренное статьей 125 НК РФ. Растрата, сокрытие или отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест) имущества, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Итак, мы привели полный перечень налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом. Тем не менее приведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность.

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Видео (кликните для воспроизведения).

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Источники

Налоговые правонарушения совершаемые налоговым агентом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here