Налоговая выписывает штраф

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налоговая выписывает штраф" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Налоговые штрафы

Налогоплательщик обязан уплачивать не только сам налог, но и санкции в виде штрафа, наложенные на организацию или физлицо за нарушение налогового законодательства. О способах, как заплатить штраф в налоговую инспекцию, расскажем в нашей консультации.

Штрафы налоговой инспекции

Штрафы ФНС предусмотрены за налоговые правонарушения. Виды налоговых правонарушений и ответственность за них в виде штрафа указаны в гл. 16 НК РФ и рассматривались нами в отдельной консультации.

В каких ситуациях нельзя применять штрафы по ст. 126 и 129.1 НК РФ?

  • Во время проведения проверок налоговики имеют право истребовать у организации только те документы, которые относятся к проверяемому периоду и налогу. Нельзя штрафовать за непредоставление тех документов, которые ФНС не вправе требовать.
  • Представители налоговой службы не вправе повторно затребовать документы уже предоставленные им ранее. Соответственно, накладывать штрафные санкции за непредоставление в таком случае нельзя.
  • В п. 1 ст. 126 НК РФ прописано, что штрафы накладываются только за непредоставление документов, которые упомянуты в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Если ФНС запрашивает иные документы, но организация не подала их — это не является нарушением и не может наказываться штрафом. К такому выводу приходят судебные инстанции.
  • Если организация не предоставила запрашиваемые бумаги или сведения по той причине, что их у нее нет – оштрафовать ее тоже нельзя. Во избежание проблем с налоговиками необходимо своевременно письменно сообщить в ФНС об отсутствии нужных документов.

Итоги

Если налогоплательщик по каким-либо причинам вовремя не исполнил (или не смог исполнить) требование о представлении документов в рамках «встречки», ему не следует спешить с уплатой предъявленного в этой связи штрафа. Нужно внимательно изучить сложившуюся ситуацию и постараться правильно ее квалифицировать. Возможно, размер штрафа удастся уменьшить в разы.

Также лучше не забывать следующее: если запрос налоговиков очень объемен и подготовить документы для встречной налоговой проверки в отведенные законом 5 дней нереально, всегда есть возможность письменно попросить инспекторов увеличить срок сдачи документации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Однако нужно помнить, что продление срока — это право налоговиков, но не обязанность.

Когда можно избежать штрафа за неуплаченный налог

За неуплаченный вовремя налог налоговая инспекция «автоматом» выписывает штраф. Но судебная практика показывает, что такой подход к наложению взыскания не всегда соответствует Налоговому кодексу. Давайте разберемся, в каких случаях санкцию можно будет успешно оспорить в суде.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Как отличить неуплату от нарушения срока уплаты

Начнем с самой распространенной ошибки инспекторов — наложение штрафа на организацию, которая нарушила сроки уплаты налога. Или, проще говоря, заплатила налог позже установленного срока. Поскольку на лицевом счете налогоплательщика в таком случае отражается недоимка за период с установленной даты уплаты до даты фактической уплаты, инспекция, как правило, выписывает налогоплательщику штраф по стать 122 НК РФ за неуплату налога.

Однако существует весьма обширная судебная практика, доказывающая неправомерность такого подхода. Суды утверждают: неуплата налога и нарушение сроков его уплаты — суть разные деяния. И если за первое действительно полагается штраф по статье 122 НК РФ, то за второе налогоплательщику придется заплатить пени по статье 75 НК РФ. Никакого штрафа за него быть не может.

Более того, суды дают вполне четкий алгоритм, чтобы определить: в каком случае речь идет о неуплате налога, а в каком лишь о нарушении срока его уплаты. Так, ФАС Западно-Сибирского округа обратил внимание инспекции на то, что к моменту проведения проверки спорная сумма уже была перечислена в бюджет. Это значит, что штрафа быть не может, а налогоплательщику можно вменить только пени (постановление от 21.09.09 № Ф04-5866/2009(20394-А45-49)). К такому же выводу пришли ФАС Северо-Западного округа (постановления от 03.10.08 по делу № А56-15350/2005 и от 01.12.08 по делу № А56-1748/2008) и ФАС Уральского округа (постановления от 08.06.09 № Ф09-3652/09-С2 и от 16.07.09 № Ф09-4873/09-С2).

Таким образом, оштрафовать налогоплательщика можно только если он действительно не заплатил налог, а не просто нарушил срок его перечисления. Более того, неуплата, как совершенно верно напомнил налоговикам ФАС Западно-Сибирского округа, должна быть следствием занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий со стороны налогоплательщика (постановление от 29.07.09 № Ф04-3773/2009(9432-А45-15), Ф04-3773/2009(11692-А45-15)). В противном случае штраф незаконный и подлежит отмене.

Незачтенная переплата

Чаще всего суды признают наложенный штраф за неуплату налога незаконным, когда у налогоплательщика есть переплата в бюджет. Вариантов переплат много, и каждый из них имеет свои нюансы.

Начнем с самого простого — переплата по тому же налогу (и в тот же бюджет), которая образовалась до того периода, когда налогоплательщик допустил неуплату. Поясним на примере. Допустим, налогоплательщик не заплатил НДС на сумму 1 млн. рублей. Однако на момент уплаты налога у него была переплата по НДС на сумму 2 млн. рублей, и эта переплата не была зачтена налоговиками. Тут налогоплательщика защищает постановление Пленума ВАС РФ, выпущенное еще в 2001 году. Тогда суд указал: налогоплательщика нельзя оштрафовать по статье 122 Налогового кодекса за неуплату налога, если недоимке предшествовала переплата по тому же налогу и в тот же бюджет, даже если на дату возникновения недоимки эта переплата не была зачтена (постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5).

За прошедшие девять лет подход судов к решению этого вопроса не изменился, что подтверждается свежими решениями федеральных арбитражных судов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.09 № А19-475/07-51-04АП-1146/07(5)-Ф02-446/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.09 № Ф04-3487/2009(8708-А75-40), ФАС Московского округа от 29.03.10 № КА-А402482-10). Да и сам ВАС РФ в конце 2008 года подтвердил верность своему решению, отказавшись пересматривать одно из подобных дел (определение ВАС РФ от 30.09.08 № 12809/08). Так что если инспекция оштрафовала за неуплату налога при наличии незачтенной переплаты по нему же, то шансы отстоять свои права в суде очень и очень высоки.

Аналогичным образом решается вопрос со штрафом и в ситуации, когда у налогоплательщика есть переплата в тот же бюджет, но по другому налогу. В этом случае суды тоже ссылаются на упомянутую выше позицию Пленума ВАС РФ и освобождают организации от штрафов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.08.09 по делу № А56-45665/2008 и ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.09 № Ф04-10/2009(19087-А03-34)).

Зачтенная переплата

Встречаются на практике и более сложные ситуации. Допустим, налогоплательщик не заплатил 1 млн. рублей НДС. На момент возникновения недоимки у него была переплата по НДС на 2 млн. рублей. Однако на момент вынесения решения о штрафе налоговики зачли переплату в счет, скажем, налога на прибыль.

Рассматривая подобные ситуации, суды отмечают: если на момент наступления срока уплаты того налога, который не был внесен в бюджет, у организации имелась переплата, то штраф применять нельзя, поскольку отсутствует недоимка как таковая. А ведь именно наличие недоимки — главное основание для наложения штрафа по статье 122 НК РФ (постановления ФАС Уральского округа от 13.05.09 № Ф09-2885/09-С2 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.09 № А33-8535/08-Ф02-1122/09). Надо заметить, что оба указанных судебных акта прошли через Высший арбитражный суд, который подтвердил правильность выводов, сделанных судьями федеральных судов (определения ВАС РФ от 11.08.09 № ВАС-9722/09 и от 21.07.09 № ВАС-9082/09).

А бывает и наоборот — переплата образовалась позже недоимки, но до того момента, как инспекция приняла решение о наложении штрафа. В таком случае суды также считают, что штрафовать налогоплательщика нельзя (постановления ФАС Московского округа от 22.03.10 № КА-А40/2469-10 , ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.09 № Ф04-882/2009(569-А46-14), ФАС Северо-Западного округа от 26.03.09 по делу № А56-38291/2008). Более того, имеются случаи, в которых суды снимали с налогоплательщика штраф в ситуации, когда переплата появилась уже после принятия решения по проверке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.07 № А05-2908/2007).

Читайте так же:  За сколько лет можно вернуть налоговый вычет

Правда, здесь нужно отметить, что есть и противоположные судебные решения. В них указывается, что образование переплаты после вынесения инспекцией решения о штрафе уже никак не виляет на законность санкции (постановление ФАС Уральского округа от 05.05.09 № Ф09-2625/09-С2).

«Возраст» переплаты

А имеет ли значение «возраст» переплаты? Например, спасет ли от штрафа налог, излишне уплаченный три или четыре года назад? Ведь по Налоговому кодексу вернуть переплату можно только в течение трех лет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

По мнению судебных инстанций, это правило Налогового кодекса означает, что такая переплата все равно будет защищать налогоплательщика от штрафа при неуплате налога. Так, ФАС Северо-Западного округа в подобной ситуации указал, что налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога по статье 122 НК РФ, если имеется переплата. И при этом не важно когда именно образовалась эта самая переплата (постановление от 07.08.09 по делу № А56-45665/2008).

Переплата меньше неуплаченной суммы

В заключение рассмотрим еще один немаловажный вопрос: влияет ли на возможность привлечения к ответственности размер имеющейся переплаты? Если переплата больше или равна недоимке — то проблемы нет: штрафа быть не может. Но что произойдет, если недоплата больше, чем переплата?

По мнению судов, штраф в этом случае должен рассчитываться по следующей формуле. Из той суммы, которую организация не доплатила в бюджет, сначала нужно вычесть имеющуюся переплату. А процент штрафа, предусмотренный статьей 122 НК РФ, следует рассчитывать исходя из оставшейся суммы. Именно такого подхода придерживаются федеральные суды практически всех округов. Примеры — постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.09 № Ф04-3410/2009(8441-А70-41), от 20.02.09 № Ф04-882/2009(569-А46-14), от 14.01.09 № Ф04-10/2009(19087-А03-34); постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.08 № А33-9418/07-Ф02-2020/08, от 17.01.08 № А19-6911/07-56-Ф02-9831/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.08.09 по делу № А56-45665/2008, от 27.07.09 по делу № А05-11363/2008; постановление ФАС Московского округа от 05.03.09 № КА-А40/959-09-П. Более того, аналогичные выводы сделал и ВАС РФ, отказавшись пересматривать по требованию налоговой инспекции решение одного из арбитражных судов (определение ВАС РФ от 07.08.09 № ВАС-10006/09).

Как изменятся «налоговые» штрафы

Поправки, которые вносит в Налоговый кодекс Федеральный закон от 27.07.10 № 229-ФЗ,существенно увеличивают сумму штрафов по большинству налоговых правонарушений. Но к увеличению штрафов эти поправки не сводятся. В некоторые статьи НК РФ, посвященные налоговым правонарушениям, внесены изменения, которые уточняют и состав правонарушений. Все новшества вступят в силу со 2 сентября 2010 года. В настоящей статье главный консультант портала «Бухгалтерия Онлайн» Александр Погребс описывает изменения состава правонарушений и представляет вашему вниманию итоговую таблицу, где сравнивает «старые» и «новые» составы, а также размеры штрафных санкций.

Постановка на учет в инспекции

Величина штрафа за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе раньше зависела от того, насколько налогоплательщик опоздал с подачей заявления (до 90 календарных дней или более). Теперь сумма штрафа (10 000 руб.) не будет зависеть от сроков такого опоздания (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Также не будет зависеть от срока опоздания и штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Причем, раньше этому правонарушению была посвящена самостоятельная статья 117 НК РФ. Теперь эту статью убрали, а само правонарушение перенесли в пункт 2 статьи 116 НК РФ.

При этом уточнена формулировка обоих правонарушений — добавлены слова «по основаниям, предусмотренным НК РФ». Раньше, опираясь на пункт 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5, суды отказывали налоговикам в применении штрафа за несвоевременную подачу заявления, если налогоплательщик уже состоит на учете в данной инспекции по другим основаниям. Характерный пример — подача заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Если данный налогоплательщик уже состоит на учете в этой инспекции (например, учтено обособленное подразделение), то применить штраф в случае опоздания с заявлением по ЕНВД уже было нельзя.

Формулировка, которая вводится законом 229-ФЗ, коренным образом меняет ситуацию, поскольку предусматривает наказание за опоздание с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе по каждому основанию, предусмотренному НК РФ.

Непредставление декларации

Существенной реконструкции подверглась статья 119 «Непредставление налоговой декларации». Раньше для этого правонарушения был предусмотрен сложный расчет штрафа, зависящий от срока задержки с подачей декларации. Причем, при опоздании до 180 дней и при сдаче в более поздние сроки использовались разные формулы расчета. Теперь формулировка стала единой: 5 процентов за каждый полный или неполный месяц опоздания, но не более 30 % и не менее 1 000 руб.

Есть в этой статье и другое нововведение. Если раньше сумма штрафа за непредставление в срок декларации определялась в процентах от суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, то сейчас для расчета суммы штрафа берется только та часть этого налога, которая осталась неоплаченной на момент подачи декларации. Это делает более справедливым наказание за несвоевременную подачу декларации.

Тем не менее минимальная сумма штрафа — 1000 рублей — будет взиматься независимо ни от суммы налога, ни от срока опоздания с декларацией.

Отметим еще одну поправку. Раньше была весьма нелогичная ситуация с «нулевыми декларациями», когда минимальный штраф в 100 рублей взимался только в случае опоздания до 180 дней. Поэтому часто советовали «тянуть» с непредставлением нулевой декларации до 181 дня. Теперь и сумма штрафа увеличилась в 10 раз, и взиматься он будет вне зависимости от срока опоздания.

Электронная отчетность

Обратите внимание: в Налоговый кодекс добавлена новая статья 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)». В ней за несоблюдение порядка обязательного представления налоговой декларации или расчета в электронном виде предусматривается штраф в размере 200 рублей. Новая норма адресована только тем налогоплательщикам, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде. Ранее для таких налогоплательщиков не были предусмотрены штрафы за сдачу отчетности «на бумаге», что заставляло Минфин «изобретать» способы наказания за сдачу бумажной отчетности вместо электронной.

Налоговые агенты

Весьма существенной является поправка в статью 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». В формулировку состава правонарушения добавлены слова «неудержание» и «неполное удержание». Их отсутствие приводило к спору: имеет ли налоговая инспекция право штрафовать налогового агента, если он не удержал налог при выплате дохода. Ведь раньше штраф взыскивался только за «неперечисление (неполное перечисление)» налога. А если налоговый агент не удержал налог, то у него не возникает и обязанности перечислить его в бюджет. Теперь такая уловка не поможет.

Кроме того, штраф будет грозить и тем налоговым агентам, которые перечисляют «чужие» налоги за свой счет. Такое часто случается, когда российским заказчикам услуг сложно объяснить иностранцу, который и дня не пробыл на территории России, что из его дохода нужно удержать российский НДС. Многие российские компании предпочитают в этом случае платить НДС за свой счет. Теперь такая «доброта» будет стоить штрафа в 20 процентов от суммы налога.

Арестованное имущество

Поправки в статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест» расширяют сферу применения этой статьи. К имуществу, на которое наложен арест, добавлено имущество, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога. Всяческие «манипуляции» в отношении этого имущества теперь тоже чреваты штрафом, который, кстати сказать, увеличен в три раза и составляет 30 000 рублей.

Грубое нарушение правил учета

Внесены изменения в определение «грубых нарушений» (статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»). Теперь наряду с регистрами бухгалтерского учета здесь упомянуты и регистры налогового учета.
Так что со 2 сентября (дата вступления всех описываемых поправок в силу) налоговики будут штрафовать еще и за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Причем размер штрафов увеличен:

— за грубые нарушения в течение одного периода — 10 000 руб. вместо 5 000 руб.;
— в течение нескольких периодов — 30 000 руб. вместо 15 000 руб.;
— если занижена налоговая база — 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (было, соответственно, 10 процентов и 15 000 руб.).

Читайте так же:  Компенсация при увольнении подоходный налог

Выездная проверка

Поправки не обошли стороной и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) Туда введена новая статья 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка». Такой отказ, а также незаконное воспрепятствование доступу проверяющего к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб.

Увеличение штрафов

Увеличены штрафы для банков:
— за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (при отсутствии задолженности) — 20 000 руб. вместо 10 000 руб. (ст. 134 НК РФ);
— за непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам — 20 000 руб. вместо 10 000 руб. (ст. 135.1 НК РФ).

Все остальные изменения, касающиеся ответственности налогоплательщиков и налоговых агентов за налоговые правонарушения, мы включили в сравнительную таблицу.

Штраф за непредставление документов по требованию налоговой

Какая за это бывает ответственность

НК РФ содержит следующие основания, по которым можно оштрафовать лицо, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование о представлении документов:

  • Ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:

  • ст. 119 (ненаправление в ФНС налоговой декларации);
  • ст. 129.4 (незаконное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений о них);
  • ст. 129.6 (непредставление сведений об участии в иностранных организациях);
  • п. 1.1 ст. 126 (непредставление отчетности контролируемой иностранной компании);
  • п. 1.2 ст. 126 (неподача ежеквартального расчета по НДФЛ).

Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.

По п. 2 ст. 126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или каким-либо другим образом уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП). При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).

Ст. 129.1 НК РФ также содержит 4 пункта:

  • Пп. 1 и 2 касаются незаконного несообщения (а также сообщения позже установленного срока) провинившимся лицом предусмотренных законом данных, что наказывается наложением штрафа в размере 5 000 руб. (если нарушение единичное) или 20 000 руб. (если нарушение повторяется в течение календарного года). При этом нарушения не должны подпадать под ст. 126 НК РФ.
  • П. 2.1 относится к иностранным организациям, имеющим недвижимое имущество на территории РФ и обязанным сообщать в ИФНС данные о своих участниках.
  • П. 3 предусматривает ответственность для физлиц, не сообщивших налоговому органу данные об имеющихся у них объектах налогообложения (недвижимости и транспорте) при неполучении уведомления об уплате налога.

Таким образом, применимых статей две, причем их формулировки некоторым образом похожи, а вот ответственность по ним совершенно разная.

Размеры штрафов по разным статьям НК РФ

Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе проверок. Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую будет составлять 200 руб. за каждый неподанный документ. Отказ предоставить налоговикам декларацию о прибыли контролируемой иностранной компании и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), повлечет за собой взыскание штрафа в достаточно крупном размере – 100 тыс. руб.

Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Применяется эта норма при «встречных» проверках. Размер штрафа налоговой инспекции для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб., для физлиц, которые не являются ИП – 1000 руб.

Наказание по ст. 129.1 применяется к налогоплательщикам, которые неправомерно не сообщили сотрудникам ФНС необходимые сведения или своевременно не передали требуемую информацию. В том числе норма применяется за отсутствие пояснений при несдаче вовремя «уточненки», запрашиваемой в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Нарушителям грозят штрафные санкции в размере 5000 руб. Если подобное нарушение повторится на протяжении одного календарного года – размер штрафа увеличится до 20 тыс. руб.

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Проведем небольшой эксперимент. Представим, что вам поступило требование о представлении документации по контрагенту, у которого проходит выездная проверка.

О том, какие бумаги могут быть запрошены в рамках «встречек», читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Всего было запрошено 500 документов — 250 счетов-фактур и накладные к ним. Вы направили их инспекторам не вовремя. На какую сумму вас оштрафуют? На 5000, 10 000, а может, и на все 100 000 руб.?

Согласитесь, есть над чем подумать. Ведь разница в размерах колоссальная. Причем последняя сумма (штраф 100 000 руб. и даже больше) совершенно реальна: как мы смогли удостовериться, 100 000 руб. — это всего лишь 500 «опоздавших» документов по 200 руб. А если документы проверяют в рамках выездной проверки за несколько лет, большое количество запрашиваемых бумаг — обычная практика. Так что давайте разбираться.

Согласно п. 4 ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» проверяемое лицо, отказавшееся направить в ФНС запрашиваемую документацию в ходе налоговой ревизии или направившее ее налоговикам позже установленного НК РФ срока, считается нарушителем, которому придется отвечать по ст. 126 НК РФ.

Если же мы обратимся к п. 6 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», то увидим следующую формулировку: отказ лица от направления в ФНС истребуемых в ходе налоговой ревизии бумаг или направление их с нарушением сроков квалифицируется в качестве нарушения, влекущего наложение санкций по ст. 126 НК РФ. Незаконное несообщение (или сообщение с нарушением срока) требуемой информации также считается нарушением, отвечать за которое придется по ст. 129.1 НК РФ.

Анализируя формулировки данных статей, можно сделать однозначный вывод, что истребование документации в рамках ст. 93 НК РФ относится только к случаям, когда ее запрашивают у налогоплательщика, которого непосредственно проверяют. Формулировка же ст. 93.1 НК РФ указывает на ситуации, когда бумаги запрашивают не у проверяемого лица, а у того, кто имеет какую-либо информацию о проверяемом или конкретной сделке. А это как раз и есть встречные проверки.

Отсюда следует, что за непредставленную для встречки информацию штрафуют по ст. 129.1 НК РФ на сумму от 5000 до 20 000 руб., а за документы — по ст. 126 НК РФ, но вот по какому пункту? Читаем статью и становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2 (это 10 000 руб. штрафа), но никак не по п. 1, поскольку именно в п. 2 этой статьи говорится о запросах данных о плательщике. Что касается п. 1 ст. 126 НК РФ, он применим в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Так что штрафа, рассчитанного исходя из 200 руб. за документ, при «встречках», конечно же, быть не может.

О мнении главного налогового ведомства смотрите в нашем материале «ФНС рассказала, как штрафуют за непредставление документов по «встречкам»».

Срок исковой давности по штрафам налоговой

Сроки взыскания штрафов для организаций и ИП, а также физлиц, не являющихся предпринимателями, различные.

Для организаций и ИП порядок следующий. В течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по налоговой проверке, в результате которой был начислен штраф, налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате штрафа (п. 2 ст. 70 НК РФ). Если это требование не было своевременно исполнено, не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного в требовании срока налоговая инспекция принимает решение о взыскании штрафа за счет денежных средств налогоплательщика. Если этот двухмесячный срок налоговая пропустит, у нее есть 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования, чтобы подать в суд заявление о взыскании штрафа (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Читайте так же:  Оплатил налог а задолженность осталась что делать

Если же денежных средств для погашения штрафа на счетах налогоплательщика недостаточно, налоговая инспекция может принять решение о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика. На вынесение такого решения ей дается 1 год со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании. Если в этот срок налоговая не вынесет такого решения, то в течение 2 лет с момента истечения срока уплаты, указанного в требовании, она может подать на должника в суд заявление о взыскании штрафа за счет имущества должника (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Что касается сроков взыскания штрафов с физлиц, не являющихся предпринимателями, то он такой. Если сумма штрафа по требованию (с учетом всех просроченных налогов, сборов и пеней) превышает 3 000 рублей, то налоговая инспекция в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования подает заявление в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Когда сумма задолженности по требованию с учетом штрафа не превышает 3 000 рублей налоговая инспекция не будет торопиться с обращением в суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в течение 3 лет с момента, когда истек срок исполнения самого раннего требования об уплате на сумму менее 3 000 рублей, долг налогоплательщика с учетом новых выставленных требований превысит 3 000 рублей, заявление в суд будет подано в течение 6 месяцев со дня, когда суммарный долг по требованиям превысил 3 000 рублей.

Если же за 3 года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования на сумму менее 3 000 рублей, налоговый долг физлица так и не превысил 3 000 рублей, в суд будет подано заявление о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения такого трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Ответственность за неуплату налогов юридическим лицом 2017

Налоговый кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Поэтому неуплата налогов в установленные сроки – это нарушение законодательства о налогах и сборах. При этом, если это деяние совершено виновно (т. е. умышленно или по неосторожности), оно рассматривается как налоговое правонарушение, за которое предусмотрена ответственность (ст. 106, п. 1 ст. 110 НК РФ). О юридической ответственности за нарушение налогового законодательства в части уплаты налогов расскажем в нашей консультации.

Оплата штрафа налоговой инспекции

Штраф может быть уплачен как самим должником, так и за него третьим лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ).

При этом в соответствии с Информацией ФНС при уплате штрафа иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика нужно указывать ИНН и КПП должника, за которого производится уплата. При отсутствии ИНН у физлица, а также в поле КПП при уплате штрафа за физлицо указывается «0». В поле «Плательщик» нужно указать лицо, оформившее платежное поручение.

Физлицо может уплатить штраф через свой Личный кабинет или через любое отделение банка, предварительно сформировав в своем кабинете квитанцию на оплату.

Необходимо иметь в виду, что КБК по штрафам в налоговую – особенный. В нем независимо от вида налога 14-17 разряды принимают значение 3000.

Налоговая запросила документы: можно ли проигнорировать запрос

Те, кому периодически приходится отвечать на требования налоговиков о представлении документов о своем контрагенте, знают, насколько объемную информацию они порой запрашивают и как непросто в чрезвычайно сжатые сроки, ограниченные 5 днями, выполнить указания.

Однако как бы объемен ни был запрос, игнорировать требования инспекторов нельзя. За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках? Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

Ответственность при камеральной и выездной проверке

Камеральная проверка проводится без участия налогоплательщика в соответствии со ст. 88 НК РФ. Сотрудники ФНС проверяют документацию, предоставленную им. К нарушителям применяются штрафные санкции по ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ:

  • нарушение сроков или отказ от предоставления запрашиваемой у организации или ИП документации влечет за собой штраф в размере 200 руб. за один документ;
  • если руководство компании откажется предоставить информацию о деятельности, связанной с иными субъектами (контрагентами и др.) – ей придется уплатить штраф в размере 10 тыс. руб.;
  • предоставление требуемых документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом в 10 тыс. руб.

Не удастся избежать наказания и должностным лицам (руководителю, главному бухгалтеру, бухгалтеру, иным работникам, на которых возложена обязанность предоставлять сведения в налоговую службу). За отказ предоставить сотрудникам ФНС требуемые бумаги и сведения, а также подачу их в неполном объеме или искаженном виде нарушителям придется уплатить административный штраф, размер которого составит 300-500 руб. Основание – ст. 15.6 КоАП РФ.

На выездной проверке представители ФНС имеют право затребовать у ИП и юридических лиц пакет документов, но из-за слишком большого объема налогоплательщики не всегда успевают своевременно их подготовить. Если документы будут сданы с задержкой или вовсе не будут предъявлены, инспекторы имеют право выписать штраф.

Размер штрафа за непредоставление документов по требованию налоговой по п. 1 ст. 126 НК РФ может быть весьма существенным. В соответствии с ним нарушители должны уплатить по 200 руб. за каждый непредъявленный документ, а если таких документов не одна сотня, то штраф выльется в многотысячную сумму.

Во избежание таких санкций руководству организации, или ИП необходимо попросить ФНС продлить срок для сдачи документов. Для этого не позднее следующего дня после получения требования следует отправить уведомление в налоговый орган с указанием причин и срока, в который налогоплательщик сможет представить документы. ИФНС вправе как согласиться на отсрочку, так и отказать в ней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

УК РФ за уклонение от уплаты налогов в крупном размере предусмотрена уголовная ответственность. Эта ответственность ужесточается, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (п.п.1,2 ст. 199 УК РФ). Подробнее о условиях наступления ответственности и виде наказания по УК РФ мы рассказывали в нашей консультации.

При этом УК РФ предусматривает также ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ).

Налоговая выписывает штраф за не предоставление документов

Здравствуйте! Налоговая составила на меня акт на основании п.1 ст 101.4 НК РФ, что я не предоставила документы в положенный срок в отношении ООО, необходимые им для иных мероприятий (в этом ООО была камеральная проверка). Но извещение, которое они мне отправили заказным письмом я не получала, ни за что не расписывалась, более того у меня есть подтверждающие документы, что меня в городе не было в этот период времени. Налоговая назначила день, в который я должна явиться для рассмотрения материалов дела моего нарушения (не предоставления в срок нужных им документов в отношении контрагента) и грозятся выпиской мне штрафа в размере 5000 руб.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика. Ст.31 НК РФ.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки. Пункт 4 ст.101.4 НК РФ.

Читайте так же:  Услуги по составлению декларации 3 ндфл

У меня есть личный кабинет налогоплательщика, но туда направлено не было. Направили на домашний адрес — я не расписывалась, в городе в этот период времени не находилась. У них есть мой телефон и дозвонились они мне с первого раза для вручения акта, однако не звонили до этого, чтоб попросить предоставить документы. Получается без меня меня женили. Странно как-то.

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?

Штрафы налоговой инспекции для юридических лиц

Мера ответственности за налоговое правонарушение — налоговая санкция в виде штрафа (п.п. 1,2 ст. 114 НК РФ).

В общем случае штрафы за неуплату или неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) установлены в следующих размерах (ст. 122 НК РФ):

  • 20% от неуплаченной суммы налога, если правонарушение совершено без умысла;
  • 40% от неуплаченной суммы налога, если налоговое правонарушение совершено умышленно.

В иных размерах штраф взимается в двух случаях. Так, за неуплату или неполную уплату налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих или финансовых условий, не сопоставимых с рыночными, налогоплательщику грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Указанный размер штрафа применяется, если налог доначислен за налоговый период, начиная с 2017 года (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ ).

А за неуплату или неполную уплату сумм налога за налоговый период, начиная с 2018 года, которые возникли в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ ).

otvetstvennost_za_dokumenty_v_nalogovuyu.jpg

Похожие публикации

Сотрудники налоговой службы вправе требовать у организаций и ИП необходимые для контроля документы. Но бывают ситуации, когда налогоплательщики по тем или иным причинам не предоставляют запрашиваемые документы или сдают их с опозданием. Какова ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой при выездной или камеральной проверке? Какие штрафы грозят предпринимателям? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Можно ли игнорировать запросы налоговиков?

Как правило, инспекторы запрашивают у организаций объемную информацию, которую необходимо подготовить в очень сжатые сроки. Игнорировать требования ФНС не стоит, так как это грозит штрафными санкциями и привлечением к налоговой и административной ответственности. Налоговики имеют право затребовать у проверяемой организации документы, относящиеся к конкретному проверяемому периоду и налогу.

Ответственность налогоплательщиков

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой несут ИП, фирмы, их руководители и должностные лица. Отказ от предоставления запрашиваемых документов во время проверок сотрудниками ФНС является налоговым правонарушением (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой для субъектов предпринимательства определятся на основании двух статей НК РФ:

  • ст. 126 (непредоставление в ФНС документов и сведений);
  • ст. 129.1 (неправомерное (несвоевременное) несообщение информации налоговикам).

Штрафы при выемке документов налоговой

Выемка документов осуществляется сотрудниками ФНС в соответствии со ст. 94 НК РФ. Данная процедура проводится принудительно после отказа руководства организации добровольно выдать запрашиваемую документацию проверяющим. Изъятию подлежат только подлинники тех документов, которые относятся к предмету проверки. Иные документы изымать недопустимо.

Если проверяемая организация отказалась предоставить запрашиваемые бумаги – ей грозят штрафные санкции по ст. 126 НК РФ (200 руб. за каждый несданный документ).

Неповиновение должностных лиц законному распоряжению ФНС повлечет за собой административную ответственность. Виновным должностным лицам придется уплатить штраф от 2000 до 4000 руб., физлицам – от 500 до 1000 руб. Основание – ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Не торопитесь платить штрафы

Рекомендации бывшего налогового инспектора

Каждый бухгалтер знаком с проверками, проводимыми налоговой инспекцией. Иногда много сил и времени приходится тратить на то, чтобы доказать налоговикам неубедительность тех или иных фактов, изложенных в акте. Еще сложнее порой обЪяснить инспекторам то, что штрафные санкции применены неправильно. Стоит ли «обивать пороги» налоговой инспекции или лучше попытаться разрешить спор в судебном порядке?

Общий порядок проведения камеральных и выездных проверок налоговыми инспекциями закреплен в Налоговом кодексе. Этим документом руководствуются специалисты МНС России при определении вида проверки, порядка и сроков ее проведения, а также при применении налоговой ответственности по ее результатам. К сожалению, довольно часто налоговики «забывают» о кодексе. Сплошь и рядом они результаты проверок оформляются неправильно, а организации привлекают к уплате штрафных санкций.

О каких же положениях НК РФ должен помнить бухгалтер, чтобы избежать произвола налоговиков и уверенно отстаивать интересы организации в случае необходимости?

Штраф по камеральной проверке?

Камеральная проверка — это проверка правильности исчисления налогов по представленным налоговым декларациям и расчетам. Она проводится в налоговой инспекции в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации или расчета.

По истечении этого срока камеральные проверки не проводятся. Другими словами, если прошло больше трех месяцев, то, несмотря на выявленную ошибку, инспекторы не могут начислить налог и привлечь организацию к налоговой ответственности. Об этом говорится в статье 88 НК РФ. Казалось бы, налоговики должны знать положения Налогового кодекса лучше всех, однако на практике они довольно часто нарушают нормы и штрафуют организации по истечении установленного срока.

Если инспектор пытается вручить бухгалтеру организации решение о привлечении к налоговой ответственности с предЪявлением требования об уплате налога, штрафных санкций и пени, лучше этот документ не получать и не подписывать. Мотивировать отказ нужно тем, что сроки проведения камеральной проверки прошли.

Инспектор вынужден будет согласиться с таким доводом, и организацию минует «налоговая кара». Если же по-доброму договориться не получится и инспекция все же обратится в суд, иск наверняка будет отклонен. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает это. Например, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2001 года налоговой инспекции отказано в удовлетворении иска о взыскании штрафа в размере 43 850 рублей по результатам камеральной проверки в связи с истечением срока ее проведения.

Вообще правомерность штрафных санкций по камеральной проверке вызывает сомнение даже в том случае, если проверка проведена в установленные сроки. В той же 88 статье НК РФ говорится о том, что на суммы доплат по налогам, выявленным по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция направляет требование об уплате суммы налога и пени. О том, что при этом должно выписываться решение о привлечении к налоговой ответственности, в кодексе нет ни слова.

Оформляя такое решение, инспекции руководствуются разработанным МНС России внутренним регламентом проведения камеральных проверок, которым предусмотрена форма решения о привлечении к налоговой ответственности. Кроме того, штрафуя за занижение налога по результатам камеральной проверки, налоговики ссылаются на статью122 НК РФ. При этом они утверждают, что для наложения штрафа достаточно установить факт неуплаты или неполной уплаты суммы налога, а какой проверкой он установлен, камеральной или выездной, не важно.

Однако арбитражные суды придерживаются другой позиции. В постановлениях от 23 октября 2000 г. N КА-А41/4820-00 , от 14 мая 2001 г. N КА-А41/2195-01 и от15 мая 2001 г. N КА-А41/2272-01 ФАС Московского округа признал неправомерными действия налоговых инспекций о взыскании налоговых санкций за неуплату или неполную уплату налога, выявленную камеральными проверками. Суд указал, что привлечение организаций к ответственности по камеральной проверке противоречит сути этой процедуры и не предусмотрено статьей 88 НК РФ.

љТаким образом, используя положения статьи 88 НК РФ и сложившуюся арбитражную практику, штрафы можно не платить, даже если налоговики будут на этом настаивать.

Напомним и еще об одном моменте. Если налоговый инспектор обнаружил ошибку по истечении трех месяцев после представления декларации, в связи с чем утратил право выписать организации требование на уплату налога и пени, то «добрать» эти суммы он может по итогам выездной налоговой проверки. Чтобы этого не случилось, до такой проверки нужно успеть составить уточненный расчет и сдать его в инспекцию вместе с уплаченной суммой налога и пени.

Читайте так же:  Возврат процентов по ипотеке за несколько лет

Выездная проверка вдобавок к камеральной

Выездные налоговые проверки проводятся после камеральной. Налоговики стараются проводить их не реже одного раза в два года, как рекомендует МНС России. Однако, если по результатам камеральной проверки выявлены серьезные нарушения, назначается внеплановая выездная проверка.

Выездная проверка проводится по первичным документам, журналам-ордерам и другим бухгалтерским регистрам непосредственно в организации. Основанием для ее проведения является решение руководителя налоговой инспекции. Только имея этот документ, инспектор вправе начать проверку. Поэтому, если в организацию пришли с проверкой, нелишне узнать, есть ли такое решение. Об этом решении должен знать руководитель организации. Более того, он должен расписаться в этом документе. С содержанием решения следует ознакомиться и бухгалтеру. Желательно сделать это до того, как решение попадет на подпись к руководителю. Ведь не секрет, что, хотя акт по результатам проверки подписывает руководитель организации, всю ответственность за нарушения, изложенные в нем, несет бухгалтер. Если по отдельным положениям акта возникнут разногласия, то отстаивать интересы организации в инспекции также придется ему.

В решении написано, за какой период и по каким налогам проводится проверка. Организация проверяется за три предшествующих календарных года (ст. 87 НК РФ). Если предприятие не проверялось более трех лет, то непроверенные периоды «выпадают» и документы за это время представлять не надо. Также из решения можно узнать, не будут ли повторно проверяться налоги, которые были проверены раньше.

Статьей 87 НК РФ налоговым инспекциям запрещено проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев за исключением случаев, предусмотренных статьей 89 НК РФ. В ней говорится об увеличении продолжительности выездной налоговой проверки до трех месяцев по решению регионального УМНС России или при наличии у предприятия филиалов и представительств. Определить этот срок можно и по дате подписания решения. Обычно оно выносится за один день до начала проверки.

Все нарушения, выявленные выездной налоговой проверкой, описываются в акте. В заключение указываются налоговые санкции, которые инспектор предполагает применить по итогам проверки. Акт вручается руководителю организации не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке.

Получив акт, бухгалтер узнает, какие нарушения выявлены, сколько налогов начислено и какую сумму штрафа заплатит организация. Если бухгалтер не согласен с фактами, изложенными в акте, а также считает, что налоговые санкции начислены неверно, то он вправе представить письменные разногласия по отдельным положениям или по акту в целом. На это дается две недели. Если в течение этого срока разногласия не представляются, налоговая инспекция выносит решение о привлечении организации к налоговой ответственности.

Зачастую инспектор начисляет налог и штрафы из-за того, что бухгалтер не представил необходимые документы (хотя в наличии они есть). Это возможно в тех случаях, когда бухгалтер не знает о том, что тот или иной налог будет проверяться, а инспектор не напомнил ему об этом. Подобную оплошность можно исправить, представив разногласия, а вместе с ними и нужные документы. В таких случаях инспекторы идут навстречу налогоплательщикам неохотно, а порой и вообще отказываются принимать документы, ссылаясь на то, что проверка закончена. Тем самым они нарушают статью 100 НК РФ.

Пункт 5 статьи 100 НК РФ разрешает организации прилагать к письменному обЪяснению (возражению) или в согласованный срок передавать в налоговую инспекцию документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы, по которым акт проверки не подписан.

Но до суда на основании вынесенного решения инспекция начислит предприятию налоги и штрафы по акту выездной проверки. Если нет уверенности в том, что суд примет сторону организации, налоги лучше заплатить, ведь на них начисляются пени. А вот со штрафными санкциями можно подождать. Организации это ничем не грозит, поскольку пени со штрафов не берутся. А для того, чтобы взыскать штрафы (если они не уплачены добровольно), нужно определение арбитража.

Следовательно, есть смысл дождаться решения суда о взыскании штрафных санкций, если такой иск будет инспекцией подан вовремя. По пункту 1 статьи 115 НК РФ на это отводится шесть месяцев со дня составления акта проверки. Если срок пропущен, суд не удовлетворяет иск налоговиков. На этом основании постановлениями ФАС Московского округа от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6751-01, от 26 ноября 2001 г. N КА-А40/6824-01 и от 15 февраля 2002 г. N КА-А41/395-02 инспекциям отказано во взыскании штрафных санкций.

Кроме того, в суде есть возможность доказать, что те или иные штрафные санкции применены неправильно. Особенно это касается штрафов за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и обЪектов налогообложения. Постановлениями ФАС Московского округа от 3 декабря 2001 г. N КА-А40/7096-01 и от 14 декабря 2001 г. N КА-А41/7244-01 налоговым инспекциям отказано во взыскании штрафных санкции по пункту 1 статьи 120 НК РФ. В первом постановлении суд посчитал, что организация оштрафована за неправильное исчисление налоговой базы (отнесение расходов на себестоимость), а не за отсутствие учета этих расходов, как указано в решении ИМНС. Вторым постановлением в иске отказано по той причине, что грубое нарушение правил учета доходов и расходов не привело к занижению налогооблагаемой базы.

В постановлении ФАС Московского округа от 29 октября 2001 г. N КА-А40/6091-01 указал, что организация неправомерно привлечена к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ в размере 15000 рублей. Эта ответственность налагается, если на счетах бухгалтерского учета не отражены денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы и финансовые вложения. В данном случае организация была оштрафована за непредставление кассовых чеков, хотя расходы и были подтверждены товарными чеками на приобретенные товары.

Камеральная проверка после выездной?

Попытаемся уберечь организации и от еще одного «изобретения» налоговиков. В некоторых налоговых инспекциях сложилась такая практика. Выездная налоговая проверка организации проведена. Однако через некоторое время инспектор находит ошибку в декларациях или из налоговой полиции поступают сведения, по которым нужно провести проверку и начислить налоги. Выездную проверку проводить нельзя, так как статья 87 НК РФ запрещает проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный период.

Тогда налоговики проводят так называемые «камеральные налоговые проверки с истребованием документов». При этом они убеждают организации в том, что Налоговый кодекс не нарушается, поскольку срок такой проверки начинается с момента представления запрашиваемых документов. Кроме того, в отдельных случаях, главным образом если проверка проводится по материалам налоговой полиции, инспектор составляет акт камеральной проверки и по окончании принимает решение о налоговой ответственности.

Все это противоречит Налоговому кодексу. Как уже говорилось выше, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации, а не дополнительных документов. Акт по результатам такой проверки не составляется. Об этом неоднократно упоминалось в постановлениях ФАС Московского округа (от 20 июня 2001 г. N КА-А41/2935-01 и от 25 июня 2001 г. N КА-А40/3100-01). Решение о привлечении к налоговой ответственности НК РФ также не предусмотрено. Однако работники ИМНСљ игнорируют эти правила. Подписывать акт и получать решение по такой проверке не надо. Даже если налоговая инспекция обратится в суд с иском по такому акту, то во взыскании налогов и штрафов будет отказано.

В заключение хочется посоветовать бухгалтерам не идти на поводу у налоговиков, если они допускают нарушения норм и положений Налогового кодекса и не подписывать незаконные акты и решения. Поверьте, если сегодня бухгалтер докажет свою правоту и продемонстрирует знание основ НК РФ, то завтра налоговый инспектор будет очень осторожен с ним и не предЪявит необоснованных требований. Что касается арбитражных судов, то они все чаще занимают сторону организаций, и число дел, проигранных налоговыми инспекциями, с каждым годом растет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Динамика рассмотренных арбитражных споров с участием налоговых органов (по данным «Вестника ВАС РФ», N 4, 2002), в процентах:

Источники

Налоговая выписывает штраф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here