Налог на роскошь диссертация

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налог на роскошь диссертация" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Налог на роскошь диссертация

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2013 г. № БС-3-11/[email protected] “О налоге на роскошь”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Кодексом определено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно статье 17 Кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

При разработке и принятии законодательных норм о введении новых налогов указанные выше требования должны быть соблюдены.

Планируемые условия налогообложения объектов роскоши отражены в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Вопрос налогообложения объектов роскоши будет решаться в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество.

При введении минимальной ставки налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица. При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. Также предполагается, что повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости, будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физические лица), а также от количества собственников.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Федеральная налоговая служба сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
С.Л. Бондарчук

Цель введения повышающих коэффициентов к транспортному налогу на дорогостоящие легковые автомобили

Введение с 2014 г. так называемого налога на роскошь, то есть повышение транспортного налога в отношении ТС стоимостью более 3 млн руб., призвано решить несколько задач.

Во-первых, речь идет о социальной политике, а именно: богатые должны заплатить за свое «роскошное» потребление.

Во-вторых, тем самым у региональных бюджетов появляются дополнительные средства.

В-третьих: параллельно разрешается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с импортным замещением — отечественные автомобили под «роскошное» налогообложение не подпадают.

Порядок расчета налога на роскошь

Чтобы рассчитать повышенный транспортный налог, нужно кол-во лошадиных сил умножить на ставку транспортного налога и повышающий коэффициент:

Налог на роскошь (повышенный транспортный налог) = Количество лошадиных сил Х Региональная ставка транспортного налога Х Повышающий коэффициент;

Организация имеет легковой автомобиль 2015 г. выпуска с мощностью двигателя 250 л. с.

Налоговая ставка в соответствии с законом субъекта РФ — 80 руб./л. с.

Автомобиль включен в Перечень дорогостоящих автомобилей, в отношении которых при исчислении транспортного налога применяется повышающий коэффициент.

Стоимость автомобиля — от 3 до 5 млн. руб.

В отношении «роскошного» автомобиля имеем следующее.

Повышающий коэффициент (Кп) равен 1,3, поскольку возраст ТС — от 1 до 2 лет и его стоимость — от 3 до 5 млн. руб.

Тогда, авансовые платежи по «роскошному» автомобилю составят:

— за I квартал — 6500 руб. (1/4 x 250 л. с. x 80 руб/л. с. x 1,3);

— за II квартал — 6500 руб. (1/4 x 250 л. с. x 80 руб/л. с. x 1,3);

— за III квартал — 6500 руб. (1/4 x 250 л. с. x 80 руб/л. с. x 1,3).

Исчисленная сумма «роскошного» налога за год равна 26 000 руб. (250 л. с. x 80 руб/л. с. x 1,3)

Размер повышающих коэффициентов к транспортному налогу на дорогостоящие легковые автомобили

Налоговый Кодекс РФ предусматривает следующие коэффициенты:

— 1,1 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

— 1,3 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

— 1,5 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

— 2 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

— 3 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом собственник транспортного средства уплачивает транспортный налог только за те месяцы, когда он фактически владеет автомобилем (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия автомобиля с регистрации принимаются за полные месяцы.

Обзор документа

В силу НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

Читайте так же:  Налоговая не перечисляет имущественный вычет

Планируемые условия налогообложения объектов роскоши отражены в Основных направлениях налоговой политики России на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.

Вопрос налогообложения объектов роскоши будет решаться в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество.

При введении минимальной налоговой ставки (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физлиц) предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности гражданина.

При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости свыше 300 млн руб.

Повышенная налоговая ставка в отношении дорогостоящей недвижимости будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физлица), а также от количества собственников.

Глава 25.4. Налог на объекты роскоши

«Глава 25.4. Налог на объекты роскоши

Статья 333.43. Налогоплательщики налога на объекты роскоши

1. Налогоплательщиками налога на объекты роскоши (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие имуществом, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса, на праве собственности.

2. Не признаются налогоплательщиками:

инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий;

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

лауреаты государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, в области литературы и искусства, за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;

лауреаты Нобелевской премии.

Статья 333.44. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир;

2) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;

3) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;

4) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2) общее имущество в многоквартирном доме

3) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства;

4) находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;

5) транспортные средства, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

6) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), и другая сельскохозяйственная техника;

7) самолеты и вертолеты санитарной авиации, медицинской и пожарной службы;

8) строительная техника.

Статья 333.45. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 настоящего Кодекса имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом принципов, указанных в статье 333.46 настоящей главы, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода.

2. Оценку имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, для целей обложения налогом на объекты роскоши проводят органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Правительства РФ, с учетом положений настоящей главы.

Статья 333.46. Принципы формирования методики оценки

1. Оценка объектов налогообложения, указанных в статье 333.44 настоящего Кодекса осуществляется в порядке, определяемом актами Правительства РФ, исходя из оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

2. Для целей налогообложения имущества, указанного в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.

3. Оценка рыночной стоимости объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, определяется на основе применения методов массовой оценки с учетом:

сбора и анализа рыночных данных (цен сделок, предложений к продаже, оценок рыночной стоимости объектов недвижимости);

установления статистически достоверной зависимости цен от учетных характеристик объектов недвижимости;

проведения массовой оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, на основе учетных характеристик объектов на дату переоценки;

проведения регулярного мониторинга качества оценки и переоценки недвижимости для целей налогообложения не реже одного раза в год.

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создают реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, представляются органами, ведущими реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Факт нахождения имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, в долевой или совместной собственности разных лиц не может рассматриваться в качестве фактора, понижающего стоимость земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости.

7. Неотделимые улучшения объекта недвижимости и земельного участка не могут являться основанием для снижения оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

Статья 333.47. Налоговый период

1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2. В отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог на объекты роскоши уплачивается налогоплательщиками один раз при приобретении налогоплательщиком права собственности на объект налогообложения и постановке на учет в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов.

Читайте так же:  Налоговый вычет за мед услуги

Статья 333.48. Налоговые ставки

Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:

1) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей

От 50 млн. рублей до 100 млн. рублей

От 100 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0,3 процента

2) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, находившихся в собственности у физического лица на праве безвозмездного срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или которые были переданы ему по безвозмездному договору аренды в период до 1991 года, и приватизировавшего указанное имущество:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 150 млн. руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Свыше 150 млн. руб. 0 процентов

3) в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 3 млн. рублей до 5 млн. рублей

От 5 млн. рублей до 20 млн. рублей

От 20 млн. рублей до 60 млн. рублей

Свыше 60 млн. рублей 1 процент

Статья 333.49. Порядок исчисления и уплаты налогов.

1. Исчисление налога на объекты роскоши производится налоговыми органами.

Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

2. За имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких налогоплательщиков, налог уплачивается каждым из налогоплательщиков соразмерно их доле в этом имуществе.

За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких налогоплательщиков без определения долей, налог уплачивается одним из указанных налогоплательщиков по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из налогоплательщиков в равных долях.

3. Органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган реестр объектов налогообложения по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения о регистрации имущества, являющегося объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговая база для каждого налогоплательщика определяется налоговыми органами на основании реестров, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов.

5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

6. За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, в котором оценочная стоимость указанного имущества превысила 30 млн. рублей.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено приобретение или регистрация права собственности на него.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено), на основании документов, подтверждающих уничтожение (утрату) имущества, выданных уполномоченными органами. Документы, подтверждающие уничтожение (утрату) имущества, предоставляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика, а также в органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

НАЛОГ НА «РОСКОШЬ»: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И АЛЬТЕРНАТИВЫ

студент, юридического института ВятГУ,

студент, юридического института ВятГУ,

ст. преподаватель ВятГУ,

Наличие в Российской Федерации (далее – РФ) разнородности социальных слоев населения и необходимости уравнивания социально-рыночной политики приводит государство к установлению новых видов налогообложения, в первую очередь, введение налога на роскошь. Такое решение государства долго обсуждается среди ученых и практикующих налоговых правоведов, так как для регулирования налогообложения, в первую очередь для граждан России – это довольно значимое событие.

Возможность введения налога на роскошь обсуждалась многие годы, законопроект о подобном налоге впервые вынесен на рассмотрение Государственной Думы РФ еще в 2012 году. Тогда предложенный проект предлагал создание финансового резерва на базе налоговых платежей, начисляемых на имущество класса «люкс», включая транспортные средства и недвижимость, а также табако-курительные и алкогольные изделия. Однако в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) [1] до сих пор не обозначен данный термин. Законодатели предприняли попытки и в 2014-2015 годах, но и они не увенчались успехом.

В 2015 году Министерством промышленности и торговли РФ впервые определен ряд транспортных средств и недвижимости «класса люкс», облагаемых повышенной ставкой налогообложения [2]. Вместе с тем, определена цель собирания подобных налогов: регулировка финансовых потоков внутри страны и их перенаправление на поддержку реального сектора экономики; борьба с коррупцией и увеличение налоговых отчислений в казну государства. Конечно, последняя задача не представляется авторам уместной, не совсем понятно как уплата многочисленных налогов поможет справиться с коррупцией, так как завышенная в разы трата денежных средств может сыграть обратный эффект. В первую очередь, с уверенностью можно сказать, что повысится ряд случаев сокрытия крупных доходов.

Читайте так же:  Возвращение налогового вычета за лечение

В юридической практике отсутствует определение «роскоши». Четких критериев, установленных на законодательном уровне, до сих пор не закреплено. Качественные и количественные показатели варьируются каждый год и напрямую зависят от уровня жизнедеятельности населения.

В 2018 году законодательство о налоге на роскошь касается двух категорий населения: собственников дорогих транспортных средств (автомобилей, яхт и самолетов) и владельцев недвижимости.

Налог на транспортные средства класса «люкс» устанавливаются главой 28 НК РФ и законами субъектов. Так, с 2016 года новая система налогообложения на роскошь коснулась транспортных средств: автомобилей с ценой 3-20 млн.руб. (ставка зависит от стоимости, года выпуска – от 1,1 до 3%); морской/речной транспорт (катера, яхты и прочие средства, налог составляется 10% от размера прожиточного минимума); летательные аппараты (облагаются по ставке 10% от прожиточного минимума). Список транспортных средств, приравненных к предметам «роскоши» пересматривается ежегодно 1 марта Министерством промышленности и торговли РФ, например, в 2015 году он насчитывал 280 легковых автомобилей, а в 2017 уже 708 моделей.

По сравнению с зарубежными странами можно сказать, что налог на «роскошные» транспортные средства в нашей стране низок. К примеру, в Греции ставка повышающего коэффициента доходит до 40%, в Турции от 7 до 40%, а в Китае от 10 до 55% [3, С.111-112]. Однако, для России налог на «роскошь» является новшеством, что пугает население и вынуждает их приобретать автомобили за рубежом. Говоря об эффективности налога на роскошь в зарубежных странах, то такая система повышает уровень жизни «бедных» слоев населения за счет «богатого», что выполняет задачу введения подобных налогов. Система в мировом сообществе, по сравнению с РФ, развита на высоком уровне, работает она уже давно и хорошо отлажена.

Налог на роскошь в части недвижимости касается намного большей части населения, так как, по сути, является дополнительным видом налогообложения на недвижимость и земельные участки. До 2015 года налоги на недвижимость определялись исходя из инвентаризационной и рыночной стоимости, теперь же при формировании суммы налога прибавляется третий показатель «кадастровая стоимость участка, на котором построена собственность и его местоположение». Такое нововведение приводит к тому, что удовлетворительное жилье, «удачно» находящееся в местах «премиум класса» будет облагаться налогом по повышенной ставке, а комфортабельное жилье в отдаленных районах по значительно меньшей ставке. Сложно говорить об эффективности такого введения, все-таки законодателю стоит обратить внимание на то, чтобы под специальное налогообложение подпадали предметы роскоши, а не единственная, пусть и большая, находящаяся в «элитном» районе квартира, полученная, например, в наследство. Так как, инициатором данной концепции – В.В. Путиным, говорилось о том, что в первую очередь, налог на предметы «роскоши» должен нести социально-психологическую функцию, то есть специальное налогообложение должно восстановить социальную справедливость.

В 2018 году под «роскошной» недвижимостью понимается собственность, цена которой превышается сумму в 300 млн.руб. и налог исчисляется в размере 2% от кадастровой стоимости. Такой процент наблюдается почти во всех странах мира, так, в Испании имущество, стоимостью выше 700 тыс.евро облагаются по ставке от 0,2 до 2,5%; во Франции имущество, стоимостью от 1,3 до 3 млн.евро по ставке 0,50%; в Великобритании имущество, стоимостью от 1 млн.фунт.ст. по ставке 5%. Самым высоким налогом на роскошь в части недвижимости признан налог в США, где имущество, стоимостью более 3 млн.долл. облагается по ставке до 55% исходя из рыночной стоимости [4, С. 154-171].

Во многих странах, где вводится налог на роскошь, он носит точечное значение и направлен на решение конкретных бюджетных задач страны, например, в курортных местах Испании налогом облагаются сверхмощные джипы определённых марок, которые отрицательно влияют на климат и окружающую среду. В России же задачи, поставленные при принятии решения о введении налога на роскошь, в настоящее время являются достаточно общими и размытыми.

Кроме того существуют и другие альтернативные способы повышения уровня поступлений в бюджет государства. Касаемо косвенного налогообложения, то сегодня в России взимается акциз на топливо, бензин, моторные масла. Кроме того, государство имеет возможности введения акцизного налогообложения драгоценностей и аналогичных товаров, как это было ранее. Также имеется такой инструментарий повышения уровня внутренней налоговой политики, как государственная пошлина. На данный момент размер государственной пошлины за регистрацию недвижимости не варьируются от стоимости указанной недвижимости, по мнению автора, с учетом поставленных выше задач законодателю необходимо рассмотреть соответствующие поправки в гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Таким образом, необходимо обозначить положительные тенденции введения налога на предметы «роскоши» и отрицательные. Говоря о положительной стороне новшества, введение подобного налога будет способствовать: развитию эффективности корректирования общей системы налогообложения; возникновению возможности значительного пополнения федерального бюджета; возникновению реальной меры борьбы с социальным неравенством.

Что касается отрицательных моментов, в первую очередь, необходимо выделить следующие: возникновение возможности скрытности крупных доходов, расширение теневого рынка; затрата колоссальных средств на администрирование налогов; перемещение капитала в страны, где налог на предметы «роскоши» низок, или вообще отсутствует; возникает возможность, что будут затронуты денежные средства незащищенного слоя населения.

Рассмотрев аспекты специального налогообложения на примере зарубежных стран, стоит еще раз отметить, что во многих странах данная система в совершенстве отлажена и работает уже много лет. Для положительного регулирования данного нововведения в Российской Федерации все таки необходимо установить четкое определение понятия «предметы роскоши», проработать перечень таких предметов и однозначных критериев отнесения к ним, на основании тщательного анализа социально-экономического и имущественного положения разных категорий населения в разных субъектах Российской Федерации, а также установить механизм налоговой базы с помощью внесения соответствующих поправок в НК РФ.

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа [КонсультантПлюс] (дата обращения: 08.02.2018).
  2. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.06.2015 № 03-05-04/31532 «По вопросу применения Перечней легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, размещенных на сайте Минпромторга России» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа [Консультант Плюс] (дата обращения: 08.02.2018).
  3. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение // М.:Юнити, 2012. – 375 с.
  4. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира // М.:Правовая культура, 2005. – 290 с.
  5. Николаева Е.В. Сравнительный анализ налога на роскошь в зарубежных странах. Оценка перспектив для России // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2014. – № 5. – С.53-55.
Читайте так же:  Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями

Анализ законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.05.2014 2014-05-27

Статья просмотрена: 853 раза

Библиографическое описание:

Николаева Е. В. Анализ законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 557-559. — URL https://moluch.ru/archive/67/11286/ (дата обращения: 18.02.2020).

Статья посвящена анализу законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации. Проанализированы основные положения законопроектов о введении налога на роскошь на территории Российской Федерации, выделены их слабые и сильные стороны. Дана оценка эффективности применения положений законопроектов. Рассмотрены основные проблемы введения налога на роскошь в Российской Федерации.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налог на роскошь, предметы роскоши, сверхдоход, законопроект, закон.

Вариантом борьбы с социальным неравенством общества, а так же в целях пополнения федерального бюджета в наиболее кризисные периоды, государства применяют специальные меры, направленные на выравнивание уровня налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер может являться введение налога на роскошь для специальной категории граждан, имеющих в собственности предметы роскоши и получающих сверхдоход. В Российской Федерации вопросы применения налога на роскошь рассматриваются на протяжении более 10 лет (с 2003 года), но только сейчас делаются первые шаги к его реальному использованию.

В рамках настоящей статьи, на основе положений законопроектов о введении налога на роскошь на территории Российской Федерации делается попытка осуществить общий анализ каждого из законопроектов, выделить их сильные и слабые стороны; а также дать оценку возможной эффективности применения положений данных законопроектов.

В 2010 году впервые Государственной Думой Российской Федерации был рассмотрен законопроект № 442151–4 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления налога на предметы роскоши)» [1]. Налогоплательщиками признавались лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения являлись:

1) жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью более 15 млн. рублей;

2) автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимостью более 2 млн. рублей;

3) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью более 300 тысяч рублей.

Налоговой базой признавалась рыночная стоимость имущества по состоянию на 1 января каждого года. Налоговая ставка варьировалась исходя из предмета налогообложения и рассчитывалась по прогрессивной шкале. При этом все поступления от уплаты данного налога засчитывались бы в федеральный бюджет.

К положительным факторам в случае применения данного налога можно отнести то, что введение данного налога являлось бы эффективным средством корректирования общей системы налогов, особенно в условиях отсутствия прогрессивной шкалы подоходного налога, и способствовало бы развитию Российской Федерации как социального государства, путем внесения большей равномерности в распределение налогов, являясь средством к усиленному обложению более состоятельных лиц.

Однако данный законопроект не учитывал то, что выбранные объекты налогообложения уже являлись налогооблагаемыми (по налогам на имущество для физических и юридический лиц), и, таким образом, реализация предлагаемых изменений привела бы к двойному налогообложению имущества, а также к увеличению налоговой нагрузки на физических и юридических лиц. Кроме того законопроект не содержал положений, определяющих порядок исчисления налога на такие предметы роскоши как драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры. Реализация предлагаемых изменений привела бы к возникновению различного рода нелегальных схем ухода от уплаты налога на предметы роскоши, к занижению стоимости различного вида имущества, подпадающего под понятие «предметы роскоши», к расширению теневого рынка. В связи с вышеизложенным, было принято решение об отклонении данного законопроекта.

Следующая попытка введения налога на роскошь на территории Российской Федерации была реализована в 2012 году, путем внесения на рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации законопроекта № 28997–6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на объекты роскоши)» [2]. Налог на роскошь должен был стать платой за отказ от инвестиций в развитие — в пользу сверхпотребления и тщеславия и не должен был затронуть средний класс.

Согласно положениям законопроекта организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие предметами роскоши на праве собственности, признавались налогоплательщиками. Отдельно в законопроекте был поименован закрытый перечень категорий граждан, не являющихся плательщиками налога на объекты роскоши. В рамках нового законопроекта предметами роскоши (объектами налогообложения) признавались расположенные на территории РФ:

1) жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир стоимостью от 30 млн. рублей и выше;

2) дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки (а так же доли в них) стоимостью от 30 млн. рублей и выше;

3) объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства стоимостью от 30 млн. рублей и выше;

4) автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера стоимостью от 3 млн. рублей и выше.

Налоговой базой в новом законопроекте была определена рыночная стоимость имущества, с учетом принципов, осуществления государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на основе метода массовой оценки, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода. Налоговая ставка, так же как и в первом рассматриваемом законопроекте, варьировалась исходя из предмета налогообложения и рассчитывалась по прогрессивной шкале.

Данный законопроект по оценкам экспертов мог бы дополнительно обеспечить доходы казны в размере 200 млрд. рублей. Кроме того введение нового налога являлось бы эффективным средством борьбы с социальным неравенством общества.

Читайте так же:  Возврат налогов проводки бюджет

Однако законопроект не был одобрен Советом Государственной Думы Российской Федерации в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а именно: «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты… могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации» [3].

Стоит отметить, что в 2013 году к вышеуказанным законопроектам присоединились варианты проектов закона введения налога на роскошь от Минэкономразвития РФ и членов Российского союза промышленников и предпринимателей, где параметры нового вводимого налога примерно совпадали с параметрами налога в рассмотренных выше законопроектах. Однако они так же не имели особого успеха в принятии нового закона, так как существовали определенные недоработки в виде исключения из предметов роскоши драгоценностей, одежды, мебели из-за сложности администрирования; имущества, попадающего под определение роскоши, которым владеет государство и так далее [4].

С 1 января 2014 года на территории Российской Федерации начал действовать новый закон на роскошь в виде обложения транспортных средств стоимостью свыше 3 млн. рублей. То есть законодатель определил повышенные коэффициенты расчета налога в зависимости от года выпуска таких автомобилей. Согласно подписанному президентом закону, коэффициент 1,5 применяется для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более года. На 1,3 сумма транспортного налога умножается в отношении машин аналогичной стоимости возрастом от одного до двух лет, а на 1,1 — возрастом от двух до трех лет. Удвоенный сбор взимают с владельцев автомобилей стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более пяти лет. В три раза транспортный налог увеличился для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов рублей в случае, если с момента выпуска этих транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.

Однако уже сейчас видны определенные недоработки принятого закона: налоговой базой признается стоимость транспортного средства, определяемая официальными дилерами, без учета различных пошлин и сборов, которые уже входят в данную стоимость (НДС, таможенные пошлины, утилизационный сбор, валютный курс и так далее); размер налога на роскошь дифференцирован в зависимости от региона постановки на учет транспортного средства, логичнее было бы сделать дифференциацию именно критерия роскоши по регионам. Таким образом, данный закон, с нашей точки зрения, требует определенных доработок для выполнения его социальной функции.

Таким образом, в России существуют попытки введения налога на роскошь и кроме того осуществлена реализация в части налогообложения конкретного предмета роскоши исходя из его стоимости, однако данную реализацию нельзя считать безусловно успешной. Необходимо детально проработать вопрос о предметах роскоши, дать им четкое определение, оценить их рыночную стоимость исходя из индивидуальной оценки (а не массовой), поднять вопрос о борьбе со схемами ухода от уплаты данного нового налога, оценить самих налогоплательщиков. Анализ законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации позволил выявить основные проблемы, существующие в данной сфере, которые необходимо решить в ближайшее время с целью социального выравнивания и перенаправления денежный средств в реальный сектор экономики. К ним относятся:

— соотнесение налога на роскошь с другими уже применяемыми налогами (на имущество физических и юридических лиц, земельный налог, транспортный налог) с целью исключения двойного налогообложения;

— конкретное разделение налогоплательщиков по критерию приобретения предметов роскоши с целью исключения из налогообложения новым налогом среднего класса;

— определение оптимального уровня налоговой нагрузки для налогоплательщиков, попадающих под вводимый налог, с целью устранения возникновения нелегальных схем ухода от уплаты данного налога;

— обеспечение оптимального администрирования с целью повышения экономической целесообразности вводимого налога.

Таким образом, введение налога на роскошь на территории Российской Федерации, на наш взгляд, способно решить задачи социального выравнивания общества, однако, очевидно, что перед введением необходимо проделать очень большую работу, в том числе и на законодательном уровне.

Налог на роскошь

С 1 января 2014 г. в Налоговый Кодекс РФ внесены существенные изменения в части порядка исчисления транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям, средняя стоимость которых превышает 3 млн. руб.

Согласно пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации каждый владелец автомобиля, попадающего под действие данного законодательного акта, обязан уплачивать повышенный транспортный налог.

В народе ее назвали «налогом на роскошь».

Таким образом, собственники дорогостоящих автомобилей должны рассчитывать транспортный налог с учетом повышающих коэффициентов.

Их размер зависит от стоимости автомобиля и от его года выпуска.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. должен ежегодно не позднее 1 марта размещаться на официальном сайте Минпромторга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

И только на этот перечень и нужно ориентироваться.

Льготная группа граждан

Существует несколько социальных слоев населения, которые полностью освобождаются от уплаты налога на роскошь.

Под это правило попадают следующие граждане:

родители многодетных семей;

инвалиды (независимо от присвоенной степени);

ветераны Великой Отечественной войны;

участники боевых действий;

герои Российской Федерации и СССР.

Данной льготой можно воспользоваться только в том случае, если мощность автомобиля не превышает 200 л.с.

Причем транспорта, соответствующего этим требованиям со стоимостью более 3 млн. рублей, достаточно мало в России.

Порядок представления организациями декларации по транспортному налогу

В соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса декларация по транспортному налогу может быть представлена в налоговый орган одним из следующих способов:

на бумажном носителе — лично налогоплательщиком или через его представителя;

по почте с описью вложения;

в электронном виде может передаваться по телекоммуникационным каналам связи.

При этом важно, что право выбора любого из названных способов имеют только организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

В противном случае отчитаться перед налоговой компания должна исключительно по установленным форматам в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники

Налог на роскошь диссертация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here