Налог на имущество физических лиц налоговый кодекс

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налог на имущество физических лиц налоговый кодекс" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Глава 32. Налог на имущество физических лиц (ст.ст. 399 — 409)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ раздел X настоящего Кодекса дополнен главой 32, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Глава 32. Налог на имущество физических лиц

ГАРАНТ:

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 407. Налоговые льготы

Статья 407. Налоговые льготы

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 3 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 3 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 г.

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса внесены изменения

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в подпункт 9 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса внесены изменения

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 10.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 378-ФЗ

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

Информация об изменениях:

Подпункт 14 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

Информация об изменениях:

Подпункт 15 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 321-ФЗ

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Читайте так же:  Срок обжалования акта выездной налоговой проверки

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 3 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 1 пункта 4 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

1) квартира, часть квартиры или комната;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 3 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 2 пункта 4 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

2) жилой дом или часть жилого дома;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 3 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений пункта 5 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ГАРАНТ:

Действие положений абзаца четвертого пункта 6 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

В случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

ГАРАНТ:

Лицо, указанное в настоящем пункте, которому по состоянию на 31 декабря 2014 г. была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу

О рекомендациях по вопросам обработки заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу см. письмо ФНС России от 25 сентября 2019 г. N БС-4-21/[email protected]

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. — Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

Информация об изменениях:

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ГАРАНТ:

См. Рекомендуемый формат представления уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, в электронной форме, утвержденный приказом ФНС России от 15 ноября 2017 г. N ММВ-7-21/[email protected]

О рекомендациях по вопросам обработки уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, см. письмо ФНС России от 25 сентября 2019 г. N БС-4-21/[email protected]

Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»

Закон утратил силу с 1 января 2015 года. Теперь это глава Налогового кодекса Российской Федерации. Перейти к главе 32 «Налог на имущество физических лиц».

Федеральный закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» регулирует порядок обложения налогом объектов недвижимости, владельцами которых являются физические лица. Федеральный закон устанавливает объекты налогообложения, жилые дома, квартиры, жилые комнаты, дачи, гаражи и другие сооружения.

Федеральный закон устанавливает порядок применения льгот по налогообложению имущества физических лиц и перечень документов, подтверждающих имеющие место льготы. От налога на недвижимость согласно Федеральному закону освобождаются пенсионеры, получающие трудовые пенсии, назначенные в соответствии с пенсионным законодательством. Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц» освобождает от уплаты налога строения и сооружения, принадлежащие деятелям искусства и культуры, народным мастерам, которые используются исключительно, как творческие мастерские, студии, ателье.

Освобождаются согласно Федеральному закону от налога на имущество физических лиц строения, расположенные на дачных участках или садоводческих обществах, имеющие общую площадь до 50кв.метров. Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц» определяет порядок расчета размера ставки налога от суммарной инвентаризационной стоимости.

Читайте так же:  Налоговый вычет за квартиру неработающему

Статья 404. Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения

СТ 404 НК РФ

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Комментарий к Ст. 404 Налогового кодекса

1. В тех субъектах РФ, где не утверждались в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки, не принимался закон субъекта РФ о единой дате начала применения кадастровой стоимости для расчета налога, налоговая база будет рассчитываться на территории муниципального образования, введшего налог на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения. Исключение составляют принадлежащие гражданам административно-деловые, торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, предназначенные или используемые под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, по которым налоговая база с 1 января 2015 года определяется только по кадастровой стоимости (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

В ранее действовавшем Законе РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 налоговая база также определялась исходя из инвентаризационной стоимости (далее — Закон N 2003-1). В статье 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ (далее — Вводный закон), вводящего в действие главу 32 НК РФ, установлено, что начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (см. также комментарий к статье 402 НК РФ).

Под инвентаризационной стоимостью понималась восстановительная стоимость объекта недвижимости с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги (пункт 3 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»). Порядок определения инвентаризационной стоимости установлен Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности». Данный Порядок оценки утвержден на основании распоряжения Правительства РФ от 12 марта 1992 г. N 469-р и в соответствии с Законом РФ N 2003-1.

Заказчиками работ по оценке инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом на имущество физических лиц выступали органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом на имущество физических лиц выступали местные бюро технической инвентаризации.

Оценка инвентаризационной стоимости предшествовала кадастровой оценке объектов недвижимости. Обязанность кадастрового учета и уполномоченные органы по его проведению определены в Законе N 221-ФЗ, вступившем в силу с 1 марта 2008 года. Однако до 1 января 2013 года был предусмотрен переходный период и кадастровая стоимость зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не определялась (пункт 2 статьи 43, пункт 2 статьи 44 Закона N 221-ФЗ). Органы и организации БТИ продолжали осуществлять оценку инвентаризационной стоимости данных объектов недвижимости по ранее установленным правилам в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и жилищного фонда, к которым относился и Порядок оценки, утв. Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87.

Видео (кликните для воспроизведения).

Инвентаризация строений, помещений и сооружений должна была производиться не реже одного раза в пять лет. При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано было в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения.

Оценке подлежали строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные как принадлежащие гражданам на праве собственности.

При этом следует отметить, что оценке для целей налогообложения имущества физических лиц не подлежали строения, помещения и сооружения: 1) строящиеся; 2) самовольно возведенные; 3) признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации; 4) бесхозяйные; 5) назначение которых не определено.

Оценка строений, помещений и сооружений производилась по их инвентаризационной стоимости. Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществлялось по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (пункт 3.2 Порядка оценки).

Восстановительная стоимость строений и сооружений устанавливалась по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 г. N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 г. N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 24 сентября 1990 г. N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Для расчета указанных коэффициентов рекомендовалось использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии. Следует отметить, что суды признавали законными нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, утверждавших коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2006 N 60-Г05-14).

Физический износ жилых зданий определялся по Правилам оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86(р)). Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определялся по срокам службы и согласно Рекомендациям по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения (Ростехинвентаризация, Москва, 1991 г.).

Инвентаризационная стоимость помещений, других площадей определенного функционального назначения рассчитывалась исходя из инвентаризационной стоимости строения или сооружения, неотъемлемой частью которого они являются, по соотношению показателей (погонных метров, метров квадратных, метров кубических) помещения и объекта в целом.

Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, был установлен единый функциональный показатель — кубический метр.

При этом инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога на имущество физических лиц принималась равной их стоимости, определенной при приватизации. В последующие годы инвентаризационная стоимость указанных строений, помещений и сооружений определялась с учетом показателей и коэффициентов пересчета восстановительной стоимости.

Читайте так же:  Причины возмещения ндс пояснения

Оценка жилых строений, помещений и сооружений, инвентаризационная стоимость которых неизвестна, производится по сборникам норм для целей обязательного государственного страхования в ценах 1982 г. с учетом коэффициентов, введенных в 1987 г., и последующим пересчетом в соответствии с пунктом 3.2 Порядка оценки.

Сводная ведомость подписывалась исполнителями работы и заверялась начальником бюро технической инвентаризации. За недостоверную информацию, представленную в сводной ведомости, руководитель БТИ нес прямую ответственность, предусмотренную законодательством.

Исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения определялась налоговая база по налогу на имущество в соответствии с Законом N 2003-1 (пункт 3 Инструкции МНС России 1999 г. N 54). Решением ВС России от 8 сентября 2000 г. N ГКПИ2000-820 жалоба о признании незаконным пункта 3 Инструкции МНС была оставлена без удовлетворения. Конституционный Суд РФ также не увидел неопределенности в том, что является инвентаризационной стоимостью и как должна определяться налоговая база по налогу на имущество физических лиц исходя из этой стоимости (Определения КС РФ от 21 декабря 2004 г. N 473-О, от 24 февраля 2011 г. N 152-О-О, от 17 июня 2013 г. N 883-О).

По окончании переходного периода в срок до 1 января 2013 года органы и организации БТИ передали в органы кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости были включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в объеме, предусмотренном статьей 7 Закона N 221-ФЗ.

Законом N 221-ФЗ включение в ГКН сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не предусмотрено (определяется только кадастровая стоимость), поэтому с 1 января 2013 года инвентаризационная стоимость объектов не устанавливается. С учетом окончания переходного периода и прекращения расчета инвентаризационной стоимости последние данные об инвентаризационной стоимости могли быть представлены в установленном порядке в налоговые органы только до 1 марта 2013 г. (пункт 9.1 статьи 85 НК РФ, утративший силу с 01.01.2015). У налоговых органов также после 01.03.2013 не было правовых оснований по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости, представленных какими-либо органами (организациями) и использованию данных сведений для целей исчисления налога на имущество физических лиц (письма ФНС России от 01.04.2013 N БС-4-11/[email protected], Минфина России от 06.08.2013 N 03-05-04-01/31566).

Форма, порядок ее заполнения и формат Сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2011 N ММВ-7-11/[email protected] и адресованы органам БТИ.

2. При определении налоговой базы стоимость объекта определяется как инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора на основании данных, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Под коэффициентом-дефлятором понимается коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году (пункт 2 статьи 11 НК РФ). Коэффициент-дефлятор устанавливается Минэкономразвития РФ на основании данных государственной статистической отчетности и подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором устанавливается коэффициент.

Федеральным законом от 02.11.2013 N 306-ФЗ в пункт 2 статьи 5 Закона N 2003-1 были внесены изменения, согласно которым налог на имущество физических лиц должен был исчисляться с учетом коэффициента-дефлятора. Новые положения Закона N 2003-1 должны были применяться начиная с исчисления налога за 2013 год. Поскольку коэффициент-дефлятор на следующий год устанавливается в предшествующем году, а сам Закон N 306-ФЗ вступил в силу только с 1 января 2014 года, то правовых оснований у Минэкономразвития для установления коэффициента-дефлятора в 2014 в целях исчисления налоговой базы за 2013 год не было. Установление его в 2014 году исключало возможность его применения к расчету налоговой базы за 2014 год. Поэтому налог на имущество за 2013 — 2014 годы исчисляется без коэффициента-дефлятора (письмо ФНС России от 12.02.2014 N БС-4-11/2252).

Коэффициент-дефлятор мог быть определен только в 2014 на 2015 год и последующие годы (письмо Минэкономразвития России от 13.01.2014 N 120-СБ/Д13и). Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 N 685 на 2015 год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый для применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, равный 1,147. Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 18.11.2014 за N 34768 и опубликован 20 ноября 2014 года в «Российской газете» N 264.

Расчет налоговой базы по инвентаризационной стоимости еще продолжительное время может сохраняться в разных регионах РФ. В целом правила расчета налоговой базы и налоговые ставки, применяемые к инвентаризационной стоимости (пункт 4 статьи 406 НК РФ), полностью повторяют нормы Закона N 2003-1. В статье 406 НК РФ дополнительно подчеркивается, что необходимо учитывать долю каждого собственника в стоимости объекта. Размер ставки применяется в зависимости от общей суммарной инвентаризационной стоимости объекта, но налог для каждого собственника зависит от доли стоимости объекта, которая приходится на него.

Например, общая суммарная инвентаризационная стоимость объекта составляет 1000000 руб. Объектом владеют два физических лица — собственника, один имеет долю 30%, другой — 70%. Общая суммарная стоимость объекта относится к третьей максимальной строчке шкалы (свыше 500000 рублей), к которой могут быть установлены налоговые ставки от 0,31 до 2,0% (пункт 4 статьи 406 НК РФ). Предположим, местные органы установили ставку из этого диапазона равной 2%.

С учетом коэффициента-дефлятора налоговая база по объекту за 2015 год составит 1147000 рублей (1000000 x 1,147). У первого собственника стоимость доли равна 344000 руб. (1147000 руб. x 30%), налог он уплатит в размере 6882 руб. (344000 руб. x 2%). У второго собственника стоимость доли составит 802900 руб. (1147000 руб. x 70%), для него сумма налога будет равна 16058 руб. (802900 руб. x 2%).

Объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года и позже, а также объекты недвижимости, данные об инвентаризационной стоимости которых по каким-либо причинам не были представлены в налоговые органы, выпадают из-под налогообложения. По ним отсутствует инвентаризационная стоимость имущества и невозможно рассчитать налоговую базу. В отношении таких объектов есть только кадастровая стоимость и федеральному законодателю необходимо корректировать нормы главы 32 НК РФ. Указанный пробел привел и приведет к существенной потере местными бюджетами доходной базы по налогу на имущество физических лиц за 2014 и 2015 годы (см. также комментарий к статье 402 НК РФ).

Читайте так же:  Система внутреннего контроля финансовой отчетности

Как с января 2015 года изменится налог на имущество физических лиц

С 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ пополнится новой главой 32 под названием «Налог на имущество физических лиц», а закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» утратит силу. Эти поправки внесены Федеральным законом 04.10.14 № 284-ФЗ. Изменения коснутся любого собственника, например, квартиры или гаража. В данной статье мы расскажем о том, что изменится для собственников имущества (также см. статью из цикла «НК для «чайников»» «Глава 32 НК РФ. Налог на имущество физических лиц»).

Вводная информация

Для начала напомним, что налог на имущество физических лиц существует и сейчас. Вопросы его начисления и уплаты регулируются законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1). Этим налогом облагается недвижимость, которая находится в собственности физических лиц (например, квартиры, жилые дома и дачи). Налоговая база для расчета этого налога определяется исходя из инвентаризационной стоимости имущества (п. 2 ст. 5 Закона 2003-1).

Однако с 1 января 2015 года Закон № 2003-1 отменяется, и начинает действовать новая глава Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц». Одним из главных изменений, введенных новой главой НК РФ, станет переход к исчислению налога на имущество не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость, как правило, максимально приближена к рыночной стоимости имущества (поскольку при ее установлении учитывается, например, сегмент недвижимости, расположение, площадь и год постройки). Инвентаризационная же стоимость может быть существенно ниже рыночной цены. Поэтому рассчитанный по кадастровой стоимости налог в большинстве случаев будет выше.

Ставки налога

Новой статьей 406 НК РФ определены налоговые ставки по налогу на имущество, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости:

  • до 0,1% — для жилых домов и жилых помещений, недостроенных жилых домов, гаражей и машино-мест;
  • до 2% — для административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей;
  • до 0,5 % — для прочих объектов налогообложения.

Пример
Если кадастровая стоимость квартиры составляет 3 330 000 рублей, кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры — 58 421 рубль, а налоговая база после использования вычета —2 161 580 рублей, сумма налога к уплате составит 2 161,58 руб. (2 161 580 руб. × 0,1 %).

При этом муниципальные образования вправе изменять ставку 0,1%, установленную для квартир, домов и гаражей. Местные власти могут повысить данную ставку, но не более, чем в три раза, или понизить ее до нулевого значения.

Также допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от:

  • кадастровой или суммарной инвентаризационной стоимости объекта;
  • вида объекта;
  • места его нахождения;
  • видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Рассчитывать налог будут налоговые инспекции

Налог на имущество — местный налог, который будет регулироваться не только НК РФ, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Налоговики на местах будут рассчитывать сумму налога и направлять собственникам имущества уведомления об уплате. Поскольку подобные вопросы иногда встречаются, сразу отметим: никакой аналогии с НДФЛ здесь нет, соответственно, ни собственникам имущества, ни бухгалтерии по месту работу собственника заниматься расчетом налога не придется.

Налоговая база и налоговые вычеты

Налоговая база по налогу будет определяться в отношении каждого объекта недвижимости как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости. Однако новой главой НК РФ предусмотрены налоговые вычеты. По сути, они представляют из себя значения, на которые уменьшается кадастровая стоимость имущества (ст. 403 НК РФ). Эти значения мы обобщили в таблице.

Уменьшение кадастровой стоимости при расчете налоговой базы (налоговые вычеты)

Объект недвижимости

Уменьшение кадастровой стоимости

Уменьшается на величину кадастровой стоимости 20-ти кв. метров общей площади этой квартиры.

Уменьшается на величину кадастровой стоимости 10-ти кв. метров площади этой комнаты.

Уменьшается на величину кадастровой стоимости 50-ти кв. метров общей площади этого жилого дома.

Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Уменьшается на один миллион рублей.

Пример
Предположим, что кадастровая стоимость квартиры составляет 3 330 000 рублей. Кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры — 58 421 рубль. В таком случае размер налогового вычета составит 1 168 420 руб. (58 421 руб. × 20). В результате налоговая база будет равняться 2 161 580 руб. (3 330 000 руб. – 1 168 420 руб.).

Добавим, что размер обозначенных налоговых вычетов может увеличиваться местными властями. В результате увеличения вычетов налоговая база может принимать даже нулевое значение.

Какое имущество будет облагаться налогом

Налог будет начисляться на перечисленное ниже имущество (ст. 401 НК РФ):

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом законодатель установил, что жилые строения, которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства будут относиться к жилым домам.

Для сравнения заметим, что в действующем перечне объектов налогообложения не упоминаются, например, машино-места, объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы (ст. 2 Закона № 2003-1). То есть перечень налогооблагаемых объектов расширен.

Налоговые льготы

Законодатель сохранил налоговые льготы по налогу на имущество физлиц (ст. 407 НК РФ, ст. 4 Закона № 2003-1). Так, по-прежнему, не будут уплачивать имущественный налог пенсионеры, инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства. Заметим, что налоговая льгота представляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика. Для получения льготы потребуется до 1 ноября уведомить налоговый орган об объектах, в отношении которых будет применяться налоговая льгота. Если собственник не направит в инспекцию такое уведомление, то налоговая льгота будет предоставлена в отношении объекта с максимальной суммой налога.

Читайте так же:  Сбербанк тарифы валютный контроль для юридических лиц

Срок уплаты

Налог потребуется уплачивать в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Учитывая, что налоговым периодом является календарный год, то в тех субъектах, где налог начнет действовать с 1 января 2015 года, впервые уплатить налог, рассчитанный по новым правилам, потребуется не позднее 1 октября 2016 года.

Налог будет вводиться в действие субъектами РФ

Для введения налога каждый субъект РФ должен будет:
1) определить порядок определения кадастровой стоимости имущества;
2) установить единую дату, с которой на территории субъекта РФ налоговая база по налогу будет определяться исходя из кадастровой стоимости.

До осуществления этих процедур для расчета налога будет применяться действующий сейчас порядок. То есть налог будет рассчитываться исходя из инвентаризационной стоимости имущества (ст. 402 НК РФ).

При этом необходимо учитывать, что субъекты РФ вправе ввести новый порядок расчета налога уже с 1 января 2015 года. Однако для этого они должны принять и опубликовать соответствующий региональный закон не позднее 1 декабря 2014 года.

Правила расчета налога в первые 4 года и другие переходные положения

Установлено, что начиная с 1 января 2020 года, налоговая база по налогу на имущество физических лиц будет исчисляться на всей территории РФ только исходя из кадастровой стоимости.
Законодатель также ввел норму, которая не должна допустить резкого увеличения налоговой нагрузки.

Если сумма налога, рассчитанная «по-новому» окажется выше суммы налога, рассчитанной «по-старому», то в первые четыре года после введения в регионе новых правил, налог будет рассчитываться по следующей формуле:

Н — сумма налога к уплате;
Н1 — сумма налога, рассчитанная «по-новому» (то есть из кадастровой стоимости);
Н2 — сумма налога, рассчитанная «по-старому» (то есть из инвентаризационной стоимости);
К — понижающий коэффициент.
Коэффициент составит:

  • 0,2 — первый год;
  • 0,4 — второго год;
  • 0,6 — третий год;
  • 0,8 — четвертый год.

На пятый год, после того, как в регионе будет введен новый порядок расчета, налог будет исчисляться так, как было описано в приведенных выше примерах.

Статья 407. Налоговые льготы

Ст. 407 НК РФ ч. 2 в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 407. Налоговые льготы

1. С учётом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

  • 1) квартира, часть квартиры или комната;
  • 2) жилой дом или часть жилого дома;
  • 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
  • 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
  • 5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок её заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Источники

Налог на имущество физических лиц налоговый кодекс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here