Налог на имущество бюджетных организаций

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налог на имущество бюджетных организаций" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Налог на имущество бюджетных организаций

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

На праве оперативного управления муниципальное учреждение владеет имуществом (основные средства с разными группами амортизации). Учреждение сдает налоговые декларации по налогу на имущество.
Какие нововведения произойдут в 2018 году в отношении налога на имущество для организаций госсектора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если не будут внесены изменения в ст. 381.1 НК РФ, то налоговая льгота, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, будет применяться на территории субъекта РФ только при условии принятия им соответствующего закона.
Изменения налоговой базы по налогу на имущество для организаций госсектора будут обусловлены новациями в порядке бухгалтерского учета основных средств. На сегодняшний день переходными положениями федерального стандарта «Основные средства» предусмотрено, что при первом применении Стандарта объекты недвижимого имущества отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Налог на имущество (для госсектора);

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

14 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налог на имущество бюджетных организаций

Поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) в главу 30 НК РФ, по большей части касаются порядка расчета налога на имущество с применением кадастровой стоимости. Новые положения необходимо применять с 1 января 2020 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Далее обо всем по порядку.

Уплата налога исходя из кадастровой стоимости не зависит от того, на каком счете учитывается недвижимость

В настоящее время российские организации и постоянные представительства иностранных компаний в РФ рассчитывают налог на имущество по недвижимости административно-делового и торгового назначения на основе кадастровой стоимости, если эта недвижимость одновременно (п. 1, 2 ст. 374, пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

  • включена субъектом РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ в Перечень объектов, облагаемых по такой стоимости;
  • учитывается в бухучете в качестве ОС и принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо получена по концессионному соглашению.

Закон № 325-ФЗ внес изменения в упомянутые нормы (п. 69, 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). С 2020 г. будет неважно, в каком качестве отражаются на счетах бухучета деловые и торговые центры, а также помещения в них.

Такая недвижимость (включенная в Перечень и принадлежащая организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо полученная по концессионному соглашению) теперь может числиться на любом счете:

  • 01 «Основные средства»;
  • 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;
  • 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
  • 41 «Товары» и др.

На налогообложение этот факт влиять не будет.

При этом отметим, что с применением среднегодовой стоимости по-прежнему нужно будет облагать только то имущество, которое отражено у организации на счете 01 в качестве основного средства (пп. п. 1 ст. 374 НК РФ в новой редакции, пп. «а» п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Расширен перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года субъектам РФ предоставили возможность дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, по которым налог необходимо исчислять по кадастровой стоимости (пп. «а» п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). К ним отнесли перечисленные в п. 1 ст. 401 НК РФ:

  • жилой дом;
  • квартиру, комнату;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

Организациям, у которых есть такие объекты на праве собственности или хозяйственного ведения, рекомендуем уточнять, принят ли региональный нормативно-правовой акт об исчислении налога по кадастровой стоимости по ним. Если такой документ принят и утверждена кадастровая стоимость объекта, то налог необходимо рассчитывать с применением такой стоимости (независимо от того, в каком качестве объект отражен в бухучете – ОС, товары и т.п.).

Если кадастровая стоимость по указанным объектам не будет определена в течение года, налог платится на основании среднегодовой стоимости (но только в том случае, если объект учтен в качестве основного средства). Это следует из пп. 2.1 и нового пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. «б» п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ) и новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ (пп. «а» п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Читайте так же:  Какой налог на землю 6 соток

В настоящее время в соответствии с действующей редакцией ст. 378.2 НК РФ с применением кадастровой стоимости (вместо среднегодовой) налог на имущество рассчитывается по тем жилым домам и жилым помещениям, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 378.2 НК РФ):

  • жилье не учитывается на балансе в качестве объектов основных средств. Как правило, это те жилые объекты, которые организация приобрела для перепродажи и отражает в бухучете на счете 41 «Товары» (см. письма Минфина России от 29.03.2019 № 03-05-05-01/21816, от 25.01.2019 № 03-05-05-01/4064);
  • в субъекте РФ по местонахождению жилого объекта действует нормативный акт, которым установлен порядок налогообложения недвижимости (в т.ч. жилой) исходя из кадастровой стоимости.

Дополнен перечень объектов, освобождаемых от налогообложения

Поправки в этой части важны для участников специальных административных районов –острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области (ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 291-ФЗ, далее – Закон № 291-ФЗ).

Их участниками могут стать только международные компании (ст. 7, 8 Закона № 291-ФЗ).

Указанные компании получили освобождение от уплаты налога на имущество в отношении:

  • судов, зарегистрированных за ними в Российском открытом реестре судов;
  • воздушных судов, зарегистрированных за ними в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 № 324-ФЗ. Они вступают в силу 1 января 2020 года. Это значит, что международные компании, получившие статус участника специального административного района, не будут плательщиками налога на имущество в отношении перечисленных судов с налогового периода 2020 года (п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 324-ФЗ).

Налог на имущество организаций: платим правильно

По какой ставке платить налог на имущество организаций, как рассчитать имущественный налог и как сервис СБИС помогает «дружить» с налогами: платить их правильно и оптимально для организации? Читайте об этом в нашей статье.

Налог на имущество юридических лиц относится к региональным. Субъекты федерации могут самостоятельно определять ставку, срок, порядок уплаты, льготы по этому налогу для организаций. Однако сделать они могут это только в рамках границ, установленных в Налоговом кодексе РФ. Платится налог по месту регистрации компании, большая часть его плательщиков используют общую систему налогообложения.

Налог на имущество юридических лиц определяется как среднегодовая стоимость движимого и недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения. Начисляется налог в соответствии с данными бухгалтерского учета организации.

Налоговый период по налогу на имущество организаций — один календарный год. По итогам налогового периода, но не позднее 30 марта, предоставляется налоговая декларация.

Кто и за что платит имущественный налог?

Все нюансы данного налога прописаны в 30-ой главе Налогового кодекса РФ «Налог на имущество организаций». В частности, в ней указано, что плательщиками имущественного налога являются организации, владеющие имуществом на правах собственности, временного пользования, доверительного управления и на других правовых основаниях. Налог на имущество платят и иностранные предприятия, имеющие недвижимость на территории РФ или работающие в РФ через постоянные представительства.

Объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе в качестве объектов основных средств (транспорт, здания, оборудования и др.) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Налог распространяется и на имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

Согласно НК РФ, не попадают под имущественный налог:

  • земельные участки и другие природные ресурсы;
  • имущество, в котором законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка;
  • объекты культурного наследия;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • недолговечное имущество с коротким сроком использования: имущество первой и второй амортизационной группы в соответствии с Классификацией основных средств.

Этот налог платят как ор­га­ни­за­ции на ОСН, так и ор­га­ни­за­ции на УСН и ЕНВД, вла­де­ю­щие недвижимым иму­ще­ством. Компании на ОСН платят налог на движимое и недвижимое иму­ще­ство. Ор­га­ни­за­ции на УСН и ЕНВД платят налог только на недвижимое имущество.

Налог на имущество организаций в 2017 году: уточняем региональные особенности

Налоговая ставка на имущество юридических лиц растет. В 2017 году ставка по налогу на имущество, считаемое по остаточной стоимости, составляет 2,2 %. Объекты недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, подлежат налогообложению по предельной ставке в 2%. Регионы вправе утверждать свои налоговые ставки при условии, что они не будут больше той, что установлена в НК РФ. Также региональные власти вправе устанавливать дифференцированные ставки, зависящие от категории плательщика и имущества, признаваемого объектом налогообложения.

То есть каждый субъект РФ закрепляет в своем региональном законе о налоге на имущество категории налогоплательщиков и соответствующие им ставки налога. Все имущество организаций, которое в этот печень не попало – по умолчанию облагается налогом по наивысшей ставке.

Прежде чем рассчитать налог на имущество 2017, нужно получить информацию об актуальной ставке в вашем регионе.

Как считать налог на имущество: по остаточной или кадастровой стоимости?

Сейчас в нашей стране для определения налоговой базы существует два подхода: принимается в расчет либо остаточная стоимость имущества, либо кадастровая.

Традиционно в РФ данный налог платился по балансовой, остаточной стоимости имущества (ОС). Начальная стоимость такого основного средства из года в год уменьшается через механизм амортизации. В целях налогообложения рассчитывается среднегодовая стоимость ОС, которая будет все меньше и меньше год от года при условии, если в него не будут внесены дополнительные средства.

Расчет налога на имущество осуществляется по формуле: (ст. 382 НК РФ):

Сумма налога = Ставка налога* Налоговая база.

Для расчета ОС используется формула:

Среднегодовая ОС = (Сумма стоимостей ОС на 1 число каждого месяца налогового периода + Стоимость ОС на 31 декабря) /(12 месяцев + 1)

Читайте так же:  Ставка земельного налога проценты

В 2014-ом году в законодательство были внесены поправки, согласно которым по ряду объектов недвижимого имущества нужно применять кадастровую стоимость. Вот перечень данных объектов:

  • Деловые центры и центры торговли;
  • Помещения под офисы, общепит, бытовое обслуживание;
  • Объекты недвижимости иностранных предприятий без постоянного представительства в РФ;
  • Жилые дома и помещения, не учтенные на балансе в качестве объектов основных средств.

Для этих объектов кадастровая стоимость имущества и будет являться налоговой базой. Считать ее не нужно, достаточно воспользоваться сервисом Росреестра, где опубликована вся необходимая информация.

Регионы вправе определить для себя как величину налоговой ставки в заданных общим законом пределах, так и срок, когда нововведение начнет действовать у них – но не позже 2020 года. Уже 60 субъектов РФ используют кадастровую стоимость для расчета налога на имущество. В 2015 году нововведение запустили 4 региона, в 2015 — еще 28 регионов, в 2016 к ним присоединились 16 субъектов РФ, в 2017-ом подтянулись еще 12.

Запустить изменение возможно с 1 января каждого нового года. Если регион не успел это сделать до указанной даты, придется ждать еще год. Если в вашем регионе пока не принят закон о налогообложении по кадастровой стоимости, вы рассчитываете налог по-старому. Если же ваш регион в числе тех, кто уже поддержал нововведение, и у вас есть вышеперечисленные объекты, то считать налог нужно по-новому.

Разобраться со всеми тонкостями уплаты налога на имущество поможет сервис СБИС. Он проанализирует все налоги, которые платит компания: проверит систему налогообложения на оптимальность, проведет анализ налоговой нагрузки, учтет все региональные нюансы налогообложения.

Выбирая инструменты для автоматизации, не забудьте и про электронную цифровую подпись (ЭЦП). В соответствии с 84-ой статьей Налогового кодекса РФ, заявления о постановке на учет или снятии с учета в налоговом органе, заявления иностранной организации, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть переданы в налоговую инспекцию через официальный портал Федеральной налоговой службы с использованием ЭЦП. С ее помощью вы избежите визиты в инспекцию, а значит сэкономите время, деньги на проезды-командировки и нервы.

Обо всех подробностях налога на имущество вам готовы рассказать наши специалисты. Используйте СБИС, платите налоги оптимально для компании и забудьте о штрафах!

Исчисление налога на имущество в бюджетных организациях (стр. 1 из 3)

1. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество бюджетными организациями

1.2 Имущество бюджетных организаций, включаемое в налоговую базу

1.4 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество

2. Особенности налогообложения налога на имущество на примере расчетно-кассового центра г. Ртищево

2.1 Краткая характеристика расчетно-кассового центра г. Ртищево

2.2 Расчет налога на имущество расчетно-кассового центра г. Ртищево за 2008 год

3. Проведение камеральных проверок

Заключение

Список литературы

Введение

Потребность в исследовании налогообложения имущества бюджетных учреждений обусловлена необходимостью рационализации использования имущества, находящихся в их собственности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налог на имущество является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты.

Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель имущества. Налог на имущество предприятий не стимулирует внедрение новых технологий, инвестиции в модернизацию основных фондов.

Все это свидетельствует об актуальности темы данной работы.

Целью данной работы является теоретическое обоснование системы налогообложения имущества в Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

· исследовать теоретические основы налогообложения имущества, выявить экономическую сущность налога на имущество;

· исследовать современное состояние налогообложения имущества на примере расчетно-кассового центра, обозначить необходимость оптимизации налогообложения;

1. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество бюджетными организациями

1.1 Особенности налогообложения налогом на имущество бюджетных организаций

Для определения сущности имущественного налогообложения в Российской Федерации следует обратиться к истории формирования российской налоговой системы. При построении налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги должны были относиться к ведению региональных и местных органов власти и, соответственно, быть одними из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Данный подход обуславливался тем, что вышеуказанные органы власти могли реально обеспечивать эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.

В первую очередь, такая доходообразующая роль отводилась налогу на имущество предприятий.

При введении указанного налога преследовалось несколько целей: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества и стимулировать эффективное использование имущества, находящегося у них на балансе.

Таким образом, с точки зрения экономики этот налог должен был выполнять стимулирующую и контрольную функции, а с точки зрения финансов – фискальную функцию.

Признание бюджетных организаций плательщиками налога на имущество организаций производится на основании государственной регистрации в качестве юридического лица.

Бюджетные организации признаются плательщиками налога на имущество организаций на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, а вновь созданные бюджетные организации – со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Глава 30 НК РФ является главой прямого действия; это означает, что все положения, установленные в данной главе Кодекса, применяются непосредственно на всей территории Российской Федерации

Читайте так же:  Уплата подоходного налога физическими лицами

Хотя налог на имущество организаций и вводится на соответствующей территории законом субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) власти субъектов Российской Федерации должны определить в своих законах о налоге на имущество организаций только отдельные элементы налогообложения, право на установление которых делегировано им гл. 30 НК РФ, в частности, они имеют право устанавливать ставку налога в пределах, определенных ст. 380 Кодекса, сроки уплаты налога, а также форму отчетности по налогу. Они также вправе предусматривать сверх установленных гл. 30 НК РФ льгот по налогу на имущество организаций (ст. 381 НК РФ) дополнительные льготы по налогу для организаций. Кроме того, законодательные акты субъекта Российской Федерации о налоге могут не устанавливать отчетные периоды по налогу, а также предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

В отношении налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) следует иметь в виду, что если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, то бюджетные организации должны представлять налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам) по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ‑3–21/224.

1.2 Имущество бюджетных организаций, включаемое в налоговую базу

Заполняя налоговую декларацию или авансовый расчет по налогу на имущество организаций, следует иметь в виду, что согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения являются только основные средства (движимое и недвижимое имущество), находящиеся на балансе налогоплательщика, в том числе находящиеся на балансе бюджетной организации на праве оперативного управления

При этом к недвижимому имуществу для целей налогообложения относятся объекты основных средств, определенные ст. 130 ГК РФ, а именно земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ под движимым имуществом подразумеваются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

Однако для целей налога на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое имущество как вещи, не относящиеся к недвижимости и учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Признание основных средств объектом обложения налогом на имущество организаций определяется наличием их нахождения на балансе организации в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона №129‑ФЗ имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Таким образом, на балансе организации в зависимости от имеющихся у организации прав на основные средства (движимое и недвижимое имущество) отражаются:

· основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

· основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

Видео (кликните для воспроизведения).

· основные средства, полученные организацией в аренду;

· основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

· основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

· имущество бюджетных организаций, относящееся к основным средствам

Ведение бюджетными организациями бухгалтерского учета, в том числе основных средств, должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 №107н (далее – Инструкция №107н).

При принятии бюджетными организациями к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо, чтобы в отношении их выполнялись следующие условия:

· использование для управленческих нужд организации (либо оказания услуг);

· использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования.

1.3 Налоговые льготы, предусмотренные для бюджетных организаций

Статьей 381 НК РФ предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне.

Согласно п. 1 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации уголовно-исполнительной системы в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Налог на имущество в учреждениях госсектора: какое имущество освобождается от налога?

Статья 374 Налогового кодекса РФ гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н. В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.

В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.

Какое имущество освобождается от налога на имущество?

Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.

По закону объектами налогообложения не признаются:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств.

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям 214 и 215 ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи 374 и 375 НК РФ).

Не стоит забывать и утвержденный список налоговых льготников. К ним относятся учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов, производители фармацевтики и иные организации. Все они признаны налогоплательщиками, но в то же время некоторые объекты их имущества не облагаются налогом. Более подробно с этим можно ознакомиться в статье 381 НК РФ.

Налог на имущество в регионах

Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.

Читайте так же:  Тема налог на доходы физических лиц

Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)

Налог на имущество, полученное от учредителя

В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.

В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передаче между взаимозависимыми лицами.

В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие государства, субъектов РФ и муниципальных образований в российских организациях не приравнивается к взаимозависимости. Следовательно, движимое имущество, полученное от учредителя, освобождается от налога.

Чтобы выяснить, какое имущество освобождается от налога на имущество, всегда изучайте льготные возможности организации, а также определяйте характер основных средств учреждения.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

Особенности налогообложения. Налог на имущество организаций.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

С вступлением в силу главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) изменился порядок уплаты налога на имущество организациями.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Это положение напрямую касается бюджетных учреждений.

Как известно, остаточная стоимость равна разнице между первоначальной стоимостью и суммой износа. Однако, бюджетные организации начислили износ в бухучете только в конце календарного года. Это приводит к тому, что бюджетные учреждения в течение года переплачивают сумму налога на имущество. Переплата образуется за счет того, что сумма износа, начисляемая только в конце отчетного года, не учитывается при расчете авансовых платежей по налогу.

Чтобы этого избежать, Минфин Российской Федерации в своем Письме от 19 мая 2004 года №04-05-06/57 «О порядке уплаты налога на имущество организаций бюджетными организациями» рекомендует распределять годовую сумму износа равномерно по месяцам. То есть остаточную стоимость имущества необходимо рассчитывать по состоянию на начало каждого месяца отчетного периода в размере 1/12 от годовой суммы.

В том случае, когда имущество используется одновременно в деятельности, облагаемой и не облагаемой налогом, сумма налога рассчитывается не со всей стоимости основных средств, а только с ее части. Для этого остаточную стоимость таких основных средств можно распределить:

— пропорционально занимаемой ими площади;

— исходя из удельного веса доходов, полученных от облагаемой и не облагаемой налогом деятельности, в общих доходах.

При этом обязательным условием является организация и ведение раздельного учета налогооблагаемой и необлагаемой деятельности.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Налоговым периодом по налогу на имущество организации признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Глава 30 НК РФ отменила многие льготы по налогу на имущество организаций, действовавшие до 1 января 2004 года. Например, льготы для государственных учреждений и организаций, органов исполнительной и законодательной власти, бюджетных учреждений, внебюджетных фондов, организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, отдельных научных организаций.

Статья 381 НК РФ определяет, кто же из налогоплательщиков и по каким видам имущества сегодня может воспользоваться освобождением от налога на имущество организаций. Согласно данной статье, медицинские организации могут не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются для нужд здравоохранения. Введенный, главой 30 НК РФ, льготный порядок налогообложения будет действовать только до 1 января 2006 года. Ограничение применения льготы регламентировано пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов».

Однако, со стоимости других объектов основных средств (административные помещения и здания, гаражи, служебные машины и так далее) налог на имущество нужно уплачивать. При расчете данного налога необходимо брать остаточную стоимость основных средств из бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Возврат налогов work and travel

Рассмотрим порядок расчета среднегодовой стоимости имущества, а также расчет авансового платежа по налогу на имущество организации.

Остаточная стоимость основных средств, которые числятся на балансе медицинского учреждения «Здоровье» по данным бухгалтерского учета на 1 июля:

— на 1 января – 660 000 рублей;

— на 1 февраля – 648 000 рублей;

— на 1 марта – 636 000 рублей;

— на 1 апреля – 624 000 рублей;

— на 1 мая – 612 000 рублей;

— на 1 июня – 600 000 рублей;

— на 1 июля – 588 000 рублей.

Часть объектов ОС средств используются медицинским учреждением в административно-хозяйственных целях. По бухгалтерским данным их остаточная стоимость:

— на 1 января – 80 000 рублей;

— на 1 февраля – 78 000 рублей;

— на 1 марта – 76 000 рублей;

— на 1 апреля – 74 000 рублей;

— на 1 мая – 72 000 рублей;

— на 1 июня – 70 000 рублей;

— на 1 июля – 68 000 рублей.

Остальные объекты основных средств используются в медицинских целях.

Ставка налога на имущество для медицинского учреждения установлена в размере 2%. При расчете авансового платежа по налогу на имущество, бухгалтер учреждения будет брать в расчет остаточную стоимость основных средств, которые используются только в административно-хозяйственных целях, а именно:

(80 000 рублей + 78 000 рублей + 76 000 рублей + 74 000 рублей + 72 000 рублей + 70 000 рублей + 68 000 рублей) / 7) *2% * 1/4 = 370 рублей.

Начисленная сумма авансового платежа по налогу на имущество отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Следует помнить, что организация может не платить налог на имущество с объектов основных средств, используемых в медицинских целях, если она ведет раздельный учет такого имущества. В противном случае, налог необходимо будет заплатить со всех объектов основных средств.

Главой 30 НК РФ отменена льгота по налогу на имущество для бюджетных организаций. Однако бюджетные организации имеют право не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются в медицинских целях. При этом необходимо вести раздельный учет льготируемого имущества. Учет ведется только по инвентарным объектам, так как именно они являются единицами учета основных средств.

Глава 30 НК РФ не требует определять часть стоимости объекта основных средств, который предназначен не для медицинских целей и в нормативных документах по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета единого инвентарного объекта, который используется одновременно для разных целей. Из этого следует, что те объекты основных средств, которые используются как в медицинских, так и в других целях, нужно относить к льготируемому имуществу и налог на имущество не платится со всей стоимости таких объектов основных средств (но данная точка зрения не однозначна).

У ООО «Лазурный берег» — санаторно-курортного комплекса числятся на балансе: спальные корпуса, столовая, пляжный корпус, лодочная станция и другие подсобные помещения, расположенные на закрытой территории. При этом спальные корпуса и столовая имеют единое сообщение, а другие объекты расположены на территории отдельно.

Основным видом деятельности ООО, в соответствии с уставом и действующей лицензией, является предоставление санаторно-оздоровительных и медицинских услуг. Организация предоставляет в аренду часть помещений спального корпуса – медицинскому центру (коммерческой организации) и лодочной станции – предпринимателю. Это является дополнительным доходом организации.

При этом арендаторы оказывают оздоровительно-спортивные услуги, то есть арендуемые ими объекты используются по целевому назначению деятельности санаторно-курортного комплекса.

Вправе ли ООО «Лазурный берег» применять льготу по налогу на имущество (для санитарно-курортного комплекса в целом или для отдельных объектов)?

По данному вопросу дается разъяснение в Письме Министерства Финансов Российской Федерации от 13 августа 2004 года №03-06-01-04/07:

«В соответствии с пунктом 7 статьи 381 Кодекса от налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Организации, оказывающие медицинские услуги на основании лицензии, вправе применять указанную льготу в отношении конкретных объектов основных средств, учитываемых на балансе и используемых ими для нужд здравоохранения.

В связи с этим основным условием уменьшения балансовой стоимости имущества организации на стоимость объекта социально-культурной сферы, используемого для нужд здравоохранения, является фактическое использование организацией такого объекта по целевому назначению.

Необходимо учитывать, что в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При этом обращаем внимание на то, что в случае, если объекты социально-культурной сферы, ранее использовавшиеся организацией для нужд здравоохранения, сдаются в аренду и, соответственно, не используются непосредственно этой организацией по целевому назначению, то льгота по таким объектам не предоставляется, и данные объекты подлежат налогообложению налогом на имущество в общеустановленном порядке независимо от целей их использования арендатором.

В соответствии с вышеназванной нормой статьи 381 Кодекса под объектом социально-культурной сферы, в отношении которого предоставляется льгота по налогообложению, необходимо понимать имущественный комплекс, функционально и организационно обособленный для ведения организацией вышеуказанных видов деятельности.

Учитывая изложенное, полагаем, что санаторно-курортный комплекс имеет право применять льготу по налогу на имущество организаций, предусмотренную пунктом 7 статьи 381 Кодекса, в отношении имущества, используемого непосредственно этим санаторно-курортным комплексом по целевому назначению, то есть исключительно для нужд социально-культурной сферы».

В соответствии с пунктом 2 статьи 272 НК РФ, органы региональной власти имеют право самостоятельно вводить льготы по налогу на имущество. В некоторых регионах Российской Федерации бюджетные организации, финансируемые из бюджета субъекта, полностью освобождены от уплаты данного налога не зависимо от того, в каких целях используется имущество.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно с вопросами, касающимися медицинских услуг, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Медицинские услуги».

Источники

Налог на имущество бюджетных организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here