Надзор в сфере финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Надзор в сфере финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (ст.ст. 76.1 — 76.9-3)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен главой X.1, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

>
Статья 76.1
Содержание
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 23.7. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере

Статья 23.7. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере

Анализ правил ст. 23.7 позволяет сделать ряд выводов:

1) к органам, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, упомянутым в ч. 1 ст. 23.7, в той или иной мере относятся Минфин России, его структурные и территориальные подразделения, а также органы федерального казначейства (входящие в систему Минфина России). Однако специальным органом, осуществляющим надзор и контроль в финансово-бюджетной сфере, является входящая в систему Минфина РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и его территориальные подразделения. Вывод основан на систематическом анализе БК, законов о федеральном бюджете, принятых в 2004-2006 г.г., иных актов бюджетного законодательства, а также Указа N 314. См. также постановление Правительства РФ от 15.06.04 N 270 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (в ред. от 27.01.09);

2) упомянутые выше органы рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, нарушением срока их возврата, нарушением сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (см. об этом коммент. к ст. 15.14-15.16);

3) дела об административных правонарушениях, предусмотренных в ч. 2 ст. 23.7, от имени органов, ответственных за исполнение федерального бюджета, вправе рассматривать:

а) руководитель Росфиннадзора, а также его заместители;

б) руководители структурных подразделений Росфиннадзора (например, управлений департаментов), а также их заместители;

в) руководители территориальных органов Росфиннадзора и их заместители (не следует их путать, например, с финансовыми органами субъектов Российской Федерации, они не относятся к территориальным органам Минфина России).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

О полномочиях территориальных органов Росфиннадзора в сфере производства по делам об административных правонарушениях см. письмо Росфиннадзора от 23.11.04. N 43-01-09-25/1644. См. также коммент. к ст. 28.3.

Понятие финансового контроля и финансового надзора. Соотношение названных категорий

Вопросы для сдачи экзамена по дисциплине «Правовое регулирование финансового контроля и надзора»

Социально-экономические предпосылки осуществления финансового контроля.

Государственный финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных финансов.
Финансовый контроль, который осуществляется в сфере материального производства и частных предприятий, проводится самими владельцами этих предприятий. В данном случае финансовый контроль очень жесткий, т. к. от него зависит результат деятельности самого предприятия.
Самостоятельным звеном финансового контроля является аудиторский контроль, который осуществляют квалифицированные бухгалтеры и ревизоры. В РФ аудиторские службы объединены в ассоциацию аудиторов. Различают внутрифирменный и внешний аудит. Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности принятия управленческих решений по совершенствованию хозяйственной деятельности предприятия. Его целью является повышение прибыли предприятия.

Контрольная функция финансовой деятельности – неотъемлемая часть всех её функций.

Понятие финансового контроля и финансового надзора. Соотношение названных категорий.

Финансовый контроль — целостное правовое явление, имеющее процессуальный (процедурный) характер (внешнее выражение) и содержательную (внутреннюю) сторону, включающуюся в себя цель, задачи, предмет, методы. Финансовый контроль имеет управленческую природу и представляет собой разновидность юридической деятельности, которая осуществляется не иначе, как через деятельность определенных в законодательстве субъектов.

Наряду с финансовым контролем для достижения цели обеспечения финансовой дисциплины используется и другой самостоятельный способ обеспечения законности в финансовой сфере — финансовый надзор, хотя следует признать, что термин «финансовый контроль» в доктрине финансового права является более традиционным для обозначения данной системы отношений.

Финансовый контроль — это деятельность уполномоченных субъектов, осуществляемая с целью объективной оценки финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения ее законности и целесообразности, повышения эффективности. Характеризуется следующими признаками: 1) объектом контроля является не только законность, но и эффективность и целесообразность деятельности контролируемого; 2) контролирующий субъект вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность контролируемого; 3) осуществляется не только государственными, но и уполномоченными негосударственными субъектами; 4) проводится в отношении конкретных субъектов; 5) может быть предварительным, текущим и последующим; 6) применяется более широкий круг методов по сравнению с финансовым надзором — проверка, методы финансового и экономического анализа, ревизия и др.; 7) субъекты финансового контроля вправе давать обязательные предписания контролируемому об устранении допущенных нарушений, но они не являются органами административной юрисдикции.

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Читайте так же:  Налог на недвижимость в греции для россиян

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Читайте так же:  Декларация налог на прибыль некоммерческие организации

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

К вопросу о разграничении понятий `государственный финансовый контроль` и `государственный финансовый надзор`

Миленина Н.С., аспирант кафедры конституционного и административного права УрАГС
К вопросу о разграничении понятий «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый надзор»

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N314 в основу организации федеральных органов исполнительной власти была положена так называемая функциональная модель. Согласно данной модели организационно-правовая форма конкретного федерального органа исполнительной власти определяется исходя из осуществляемых им функций.

Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти приобрела трехзвенную структуру: федеральное министерство, федеральная служба и федеральное агентство.

Особенностями федеральных органов исполнительной власти, имеющих статус федеральной службы, являются:
1) осуществление функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
2) запрет нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
3) запрет на формирование государственной политики в установленной сфере деятельности;
4) запрет на осуществление функций по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности;
5) запрет на оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Таким образом, основу деятельности федеральной службы составляет осуществление контроля и надзора в определенной сфере государственного управления. В соответствии с п.2 Указа Президента N314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по контролю и надзору понимаются:
— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
— выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Вместе с тем, данное определение не раскрывает содержания ни контроля, ни надзора. Кроме того, ни в одном нормативно-правовом акте четкого понятия контроля и надзора не существует. Таким образом, можно констатировать тот факт, что на текущий момент остро стоит необходимость определиться с содержанием понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», с критериями их разграничения.

Проблеме разграничения понятий «контроль» и «надзор» посвящено большое количество научных работ, тем не менее, теоретическая концепция разграничения контроля и надзора на текущий момент не разработана. Во многом указанная проблема связана с отсутствием единого подхода к определению контроля.

В общенаучном плане существует несколько подходов к определению контроля. Его исследуют как:
1) элемент государственного управления,
2) функцию управления,
3) функцию государственного органа,
4) элемент научного руководства всеми государственными и общественными делами,
5) неотъемлемую часть управления,
6) социальную функцию,
7) конечный пункт в процессе действия правового механизма,
8) одну из стадий управленческого цикла,
9) центральное звено системы государственного управления,
10) четвертую ветвь власти.

Существующие подходы не столько отражают стремление дать универсальное понятие контроля, сколько являются следствием рассмотрения данного феномена через призму интересов представителей различных научных направлений — философских, управленческих, политических, правовых и т.д.

В правовой науке контроль рассматривается в узком и широком аспектах: как функция государственного управления или как специфическая деятельность государственных органов. Контроль пронизывает все сферы деятельности государственного управления, поскольку появляется в начале имманентно присущего управлению цикла, посвященного оценке фактически осуществленного процесса. Выделяют несколько видов государственного контроля:
o судебный;
o финансовый;
o пограничный;
o таможенный.

Читайте так же:  Как платить налоги по енвд для ип

На сущность контроля как функции государственного управления в правовой науке существует большое количество точек зрения. Так Д.Н. Бахрах отмечает, что контрольная функция по своему содержанию включает в себя два элемента:
1) наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности;
2) оценка деятельности с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.

В.П. Беляев к указанным элементам добавляет третий — реагирование на выявленные отклонения от установленных правил и требований. Выделенный В.П. Беляевым элемент имеет важное значение для реализации контроля как функции управления. Цель управления в различных сферах жизнедеятельности государства и общества сводится к достижению объектом управления посредством осуществления соответствующего воздействия на него субъектом управления состояния, соответствующего потребностям государства и общества. Вместе с тем, достичь такого состояния в рамках проведения контрольных мероприятий при исключительно описательном подходе невозможно. Для качественного изменения состояния системы необходимо не только выявлять сбои или неточности в функционировании, но и предпринимать меры по их пресечению и устранению.

М. Конин сводит контроль лишь к проверке законности действий подконтрольных субъектов. Однако большинство исследователей единодушны в том, что именно проверка соблюдения правовых норм является основным критерием разграничения понятий «контроль» и «надзор».

Видео (кликните для воспроизведения).

В правовой науке надзор рассматривается не как отдельный вид деятельности, а как форма, вид контроля. Д.Н. Бахрах выделяет три типа надзора:
o судебный,
o прокурорский,
o административный.

Итак, можно подвести итоги: контроль и надзор отличаются друг от друга:
1) предметом;
2) характером связей с объектом контроля / надзора;
3) юридическими последствиями.

В рамках науки финансового права существуют различные подходы к определению сущности такого вида государственного контроля как финансовый контроль. Так часть теоретиков, в основном зарубежных представителей, отмечает, что финансовый контроль является обязательной и неотъемлемой частью системы управления общественными финансами. Одним из представителей данного направления является Ирвин Дэвид, который указывает, что финансовый контроль — это часть единой системы управления, которая включает определение стратегических целей, планирование и прогноз, составление бюджета, регистрацию данных, сравнение хозяйственной деятельности с планом и осуществление контроля.

В рамках процессуального подхода исследователи обращают внимание на движение финансовых ресурсов практически во всех секторах экономики. В частности Н.Д. Погосян определяет финансовый контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности.

Через призму деятельности, направленной на выявление, предупреждение и пресечение нарушений в финансово-хозяйственной сфере подходят к определению финансового контроля Т.А. Башкатова, В.А. Бурцев, В.А. Двуреченских, В.М. Иванченко, А.Н. Козырин, С.Н. Рябухин и др. Так С.Н. Рябухин определяет финансовый контроль как объективно обусловленную деятельность человека, цель которой — оценить отклонения фактически регистрируемых параметров, характеризующих действия государства в финансово-экономическом пространстве.

Учитывая тот факт, что государственный финансовый контроль является составной частью финансового контроля в целом, можно сформулировать следующее его определение: государственный финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных органов и уполномоченных государством лиц по выявлению законности и эффективности образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях обеспечения правопорядка в сфере публичных финансов.

Что касается содержания понятия «финансовый надзор», то можно сказать, что в современной науке финансового права данная категория не получила должного исследования. Отдельные научные разработки имеются лишь в отношении одного из видов финансового надзора — банковского. Вместе с тем общепринятого определения банковского надзора также не разработано. Учитывая тот факт, что государственный финансовый надзор является видом, суженным вариантом государственного финансового контроля, можно предложить следующее его определение в рамках деятельностного подхода. Государственный финансовый надзор — это деятельность государственных органов и уполномоченных государством лиц по выявлению законности образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях обеспечения правопорядка в сфере публичных финансов.

Учитывая предложенную выше позицию, что в рамках любого вида контроля осуществляется надзор, можно утверждать, что в ходе бюджетного контроля осуществляется бюджетный надзор, в ходе налогового контроля — налоговый надзор. Вместе с тем, отдельные направления государственного финансового контроля реализуются сугубо в форме надзора, применительно к ним не представляется возможным употреблять понятие «контроль». В частности, можно говорить о банковском, страховом, валютном надзоре как самостоятельных направлениях государственного финансового контроля.

Под функцией контроля понимается осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, наряду с надзорной функцией, деятельности по оценке эффективности и целесообразности функционирования органов государственной власти, их должностных лиц, а также деятельности по оценке целесообразности функционирования юридических лиц. При этом под эффективным функционированием органа государственной власти понимается осуществление указанным субъектом деятельности в соответствии с принципами экономичности, продуктивности и результативности.»

Таким образом, государственный финансовый надзор с точки зрения его содержания можно разделить на:
o банковский;
o страховой;
o валютный;
o таможенный;
o надзор за легализацией доходов, полученных преступным путем.

Таким образом, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет надзорную деятельность по отношению к организациям, не находящимися с ней в отношениях организационного подчинения, что, в свою очередь, соответствует первому критерию разграничения понятий «контроль» и «надзор».

В качестве одной из основных функций Росфинмониторинга можно назвать осуществление контроля и надзор за юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Законодатель делает акцент на том, что данная служба выявляет лишь законность действий юридических и физических лиц. Остальные функции, закрепленные в Постановлении Правительства от 07.04.2004 N186, позволяют говорить о том, что Федеральная служба по финансовому мониторингу является органом по сбору и анализу «подозрительной» информации с признаками легализации преступных доходов, а также играет роль посредника в системе взаимодействия финансовых учреждений и правоохранительных органов. Таким образом, деятельность данной службы соответствует второму критерию разграничения понятий «контроль» и «надзор».

Читайте так же:  Изменения налогов са для ип

Вместе с тем, службой и ее территориальными управлениями очень активно проводятся камеральные проверки, по результатам которых в случае выявления фактов нарушения антилегализационного законодательства предпринимается ряд мер, среди которых можно выделить:
1) передачу материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) обращение в органы финансового контроля для применения к подотчетным организациям различных мер воздействия;
3) приостановление операций с денежными средствами и иным имуществом;
4) привлечение нарушителей к административной ответственности.


Таким образом, данные меры обладают пресекательным характером, и цель их применения заключается, прежде всего, в пресечении совершаемого нарушения норм права, что в целом соответствует третьему критерию разграничения понятий «контроль» и «надзор».

Резюмируя все выше изложенное, можно сказать, что Федеральная служба по финансовому мониторингу является органом государственного финансового надзора, т.к. ее деятельность осуществляется в целях выявления фактов соответствия / несоответствия действий физических и юридических лиц, не находящихся с ней в отношениях организационной подчиненности, антилегализационному законодательству. Меры же, применяемые ею по итогам поверки, носят исключительно пресекательный характер.

В настоящей статье предложен лишь вариант соотношения понятий «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый надзор», который, как представляется, сможет способствовать развитию дискуссии на данную тему. Вместе с тем неразработанность категориального аппарата науки финансового права, отсутствие четкой позиции законодателя по данному вопросу существенно осложняют практическую деятельность субъектов государственного финансового контроля и государственного финансового надзора.

Отправить по почте

Финансовый контроль деятельности организаций, находящихся в ведении Минфина России

Изменения в План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2020 год

Дата публикации: 31.12.2019

Измения в План по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2020 год

Дата публикации: 31.12.2019

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2020 год

Дата публикации: 19.12.2019

План по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2020 год

Дата публикации: 19.12.2019

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на 2020 год

Дата публикации: 12.12.2019

Отчет о результатах проведения МКФМ, осуществляемого подведомственными Минфину России ФКУ за 9 месяцев 2019 года

Дата публикации: 06.11.2019

Изменения в План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год

Дата публикации: 28.10.2019

Изменения в План на 2019 год по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений

Дата публикации: 28.10.2019

План на 2019 год по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений

Дата публикации: 17.12.2018

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год

Дата публикации: 17.12.2018

Годовой отчет о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита в 2017 году

Дата публикации: 04.04.2018

Отчет о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита в 2016 году

Дата публикации: 02.03.2017

Отчет о контрольной деятельности Административного департамента за 12 месяцев 2015 г. и Пояснительная записка к нему

Органы финансового контроля в РФ

Основные органы финансового контроля делятся по трем видам бюджета:

  • федеральные;
  • региональные
  • муниципальные.
Бюджет Представительная власть Исполнительная власть
Федеральный Совет Федерации Центральный Банк России
Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство
Счетная палата Федеральная налоговая служба России (ФНС)
Федеральная таможенная служба России (ФТС)
Государственная дума Главное контрольно-ревизионное управление
Различные министерства и ведомства, государственные внебюджетные фонды
Региональный Законодательные региональные органы Территориальные ФНС, ФТС, казначейства, министерства и ведомства и т.д.
Счетная региональная палата Финансовые региональные органы
Муниципальный Муниципальные представительные органы Распорядители муниципального бюджета
Муниципальные отделения казначейства
Муниципальная налоговая служба
Муниципальная счетная палата Муниципальная таможенная служба
Муниципальные ведомства
Отдел финансового управления при муниципальной власти

Центральный Банк России

Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.

Задачи Центрального Банка России:

  • разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
  • разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
  • эмиссия денежных знаков в стране;
  • обеспечение функционирования российской платежной системы;
  • регистрация новых банков;
  • проверка банков;
  • выдача, отзыв банковских лицензий;
  • формирование правил осуществления банковских операций.
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • другие функции.
Читайте так же:  Налоговые вычеты за лекарства неработающим пенсионерам

Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.

Структура Центрального Банка России:

  • Председатель банка России;
  • Департамент денежно-кредитной системы;
  • Департамент операций на финансовых рынках;
  • Департамент по связям с общественностью;
  • Департамент кадровой политики;
  • И еще 40 разных департаментов.

Федеральная таможенная служба России

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в области таможенного дела.

К функциям ФТС России относятся:

  • Валютный контроль;
  • Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • Транспортный контроль в пропускных пунктах через границу России;
  • Санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль;
  • Ветеринарный надзор в плане проверки документов в пропускных пунктах через границу России;
  • Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в части своей компетенции;
  • Прочие.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) также находится в ведении Министерства финансов РФ.

Структура ФТС России выглядит следующим образом:

· · Главное организационно-инспекторское управление;
· · Главное управление информационных технологий;
· · Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;
· · Прочие управления

Министерство финансов

Министерство финансов РФ (Минфин России) – это федеральный орган исполнительной власти, который проводит работу по проведению единой финансовой политики в стране, осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и других областях.

Сфера ответственности Минфина:

  • Бюджетная политика, формирование и контроль исполнения федерального бюджета;
  • Налоговая и таможенно-тарифная политика, международные налоговые отношения;
  • Законы, проекты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
  • Стандарты и методики проведения аудита, контроль и надзор за аудиторской деятельностью;
  • Вопросы внутреннего и внешнего долга России;
  • Выпуск ценных бумаг;
  • Формирование резервного фонда;
  • Создание и развитие государственной информационной системы “Электронный бюджет”;
  • Регулирование межбюджетных отношений;
  • Другие компетенции.

Счетная палата Российской Федерации

Обязанность счетной палаты осуществлять контроль за тем, как исполняется федеральный бюджет. Счетная палата является главным органом государственного и финансового контроля. В ее обязанности включаются:

  • контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
  • оценка эффективности использования государственных ресурсов и соответствие законодательству России;
  • оценка эффективности предоставления льгот (в том числе налоговых), бюджетных кредитов, предоставления государственных гарантий
  • предложения по совершенствованию бюджетного процесса;
  • проверка бюджетной отчетности России и годового отчета об исполнении федерального бюджета;
  • контроль движения денежных средств в Центробанке РФ;
  • противодействие коррупции в пределах своей компетенции.

Состав счетной палаты:

  1. Председатель счетной палаты – Кудрин А.Л.;
  2. Заместитель председателя счетной палаты – Чистова В.Е.;
  3. Аудиторы (делятся на аудиторов, назначенных Советом Федерации и назначенных Госдумой) – 12 человек;
  4. Аппарат счетной палаты.

Аппарат счетной палаты в свою очередь делится на:

  • Руководителя аппарата счетной палаты и его заместителей;
  • Департамент управления делами;
  • Финансовый департамент;
  • Департамент внешних связей;
  • Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
  • Прочие департаменты.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Федеральная налоговая служба России

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за организациями и физическими лицами в плане соблюдения налогового законодательства, правильностью и своевременностью расчета, уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Функции и обязанности ФНС России:

  • Контролирует правильность расчетов налогов и сборов;
  • Контролирует сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • Наказывает при нарушении налогового законодательства;
  • Контролирует валютное законодательство;
  • Контролирует применение, регистрацию ККМ, полноту учета выручки денежных средств;
  • Осуществляет государственный надзор за организацией и проведением азартных игр и лотерей;
  • Ведет разнообразные реестры (например, реестр саморегулируемых организаций);
  • Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРН), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
  • Осуществляет регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств;
  • Осуществляет аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций (кроме кредитных);
  • Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  • Прочие функции.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов.

Структура ФНС России:

  1. Аналитическое управление;
  2. Контрольное управление;
  3. Управление налогообложения юридических лиц;
  4. Управления досудебного урегулирования налоговых споров;
  5. Административно-контрольное управление;
  6. Управление международного сотрудничества и валютного контроля;
  7. Управление кадров;
  8. Финансовое управление;
  9. Прочие.

Как видим, структура ФНС очень обширна, что позволяет ей осуществлять все свои функции.

Федеральное казначейство

Федеральное казначейство – это федеральный орган исполнительной власти РФ, который осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов России, контролю операций со средствами федерального бюджета.

Функции федерального казначейства:

  • Учет доходов и расходов бюджета;
  • Обеспечение исполнения федерального бюджета;
  • Кассовое обслуживание бюджетов России;
  • Ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
  • Ведение и обслуживание государственных информационных систем;
  • Обеспечение деятельности Федерального казначейства;
  • Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  • Внешний контроль качества работы аудиторских организаций (согласно федеральному закону от № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года “Об аудиторской деятельности”).
Видео (кликните для воспроизведения).

Структура казначейства выглядит следующим образом:

  1. Главное управление Федерального казначейства;
  2. Управления Федерального казначейства (по регионам);
  3. Отделения Федерального казначейства (в городах).

Источники

Надзор в сфере финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here