Минфин валютный контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Минфин валютный контроль" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Содержание

Деньги на вынос

О том, что валютный контроль за отечественными предпринимателями сегодня во многом чрезмерен, заявил накануне заместитель министра финансов Юрий Зубарев на заседании 15-й сессии Российского экономического и финансового форума в Швейцарии. По его словам, необходимо избавить компании от избыточного валютного контроля, чтобы он не ограничивал обычный деловой оборот. И сфокусироваться на пресечении теневых потоков, на борьбе с незаконным выводом денег, а не ограничивал обычный деловой оборот.

Попытки либерализовать валютный контроль предпринимались еще в конце 2010 года. Минфин тогда предлагал упростить предоставление документов и уменьшить объем информации в них, напоминает главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец.

Сегодня с граждан и бизнеса требуют декларировать открытие счета за границей, наличие активов, продолжает эксперт. «За операциями по счету следит Центральный банк. И те, которые вызывают подозрение (авансовые платежи, например, кредиты, оказание лжеуслуг), контролируются самим банком, который эти операции проводит.

При этом, если говорить об эффективности нынешнего валютного контроля, то, исходя из статистики, объем сомнительных операций сократился, информирует Борис Хейфец. И сразу оговаривается, что «объем вывоза капитала все-таки остался большим — десятки миллиардов долларов». Нужно ослабить бюрократию, связанную с предоставлением документов, продолжает мысль финансовый аналитик Сергей Суверов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

«Это могут быть совершенно простые меры — снизить требования к валютному резерву при операциях за рубежом, к обязательному предоставлению банку копии контракта, ну и в целом стоит облегчить предоставление документов при проведении операций с валютой. И это будет касаться как физических, так и юридических лиц», — перечисляет он.

Минфин скорректирует валютный контроль

Нормы о репатриации валютной выручки будут скоррективаны, так как они устарели, заявил министр финансов Антон Силуанов в ходе съезда РСПП.

«В этом году будут подвижки и существенные изменения в области валютного контроля, особенно в части репатриации валютной выручки. Устаревшая это норма, которая легко обходится», — сказал Антон Силуанов.

У минфина нет целей обязательно «загонять» эту выручку обратно в Россию, так как потом она при необходимости снова инвестируется в зарубежные активы, пояснил он.

При этом Силуанов призвал обратить внимание на расчеты в рублях. Рубль не испытывает никаких ограничений в связи с международной обстановкой и потому становится более востребованным инструментом расчетов, отметил он.

Минфин предлагает ужесточить валютный контроль

Сейчас под валютный контроль подпадают только договоры, по которым товары покидают или попадают в Россию. Минфин предлагает распространить регулирование и на остальные сделки. Уведомление о подготовке таких поправок в КоАП и закон о валютном контроле опубликовано на regulation.gov.ru.

Чтобы совершить сделку с иностранцем, компания должна оформить ее паспорт в банке, который затем передает данные об операции в ФТС и ФНС. В паспорте есть параметры поставки, сроки и сумма, данные о таможенных декларациях. И если компания, например, оплатила поставку, а товар не получила в срок, ФНС, которая в электронном режиме видит данные по всем паспортам сделок, может возбудить дело о нарушении валютного законодательства, объясняет партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. Но контролировать сделки по договорам, которые не предусматривают ввоз или вывоз товаров, ФТС и ФНС не могут.

Штраф за займы

В 2016 г. Минфин начал разработку еще одного законопроекта, ужесточающего регулирование. Он вводит уголовную ответственность за нерепатриацию денег по займам, выданным нерезидентам. Отсутствие обязанности резидентов зачислять на счета в российских банках платежи по займам, выданным нерезидентам, используется для вывода денег за рубеж, указывал Минфин. По данным ЦБ на 1 июня 2015 г., в срок нерезиденты не вернули по договорам займа $30,2 млрд.

Таких сделок немного, говорит партнер «Пепеляев групп» Иван Хаменушко. Директор Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина приводит пример, когда российская компания закупает материалы в Германии для строительства ее завода в Латвии. Или машину для своего иностранного филиала, отмечает представитель Минфина. Компания может продать товар нерезиденту и не вывозя его из России, продолжает он, такая сделка тоже не подпадает под контроль. Сумма этих операций за 2015 г. составила $10 млрд, в том числе $7 млрд – контракты, по условиям которых товары передались без ввоза в Россию, приводит данные ЦБ представитель Минфина. В 2013–2015 гг. с помощью фиктивных сделок из России было незаконно выведено 1,2 трлн руб., оценивала Счетная палата: в основном через фирмы-однодневки – как предоплата неполученных поставок.

Вероятно, Минфин увидел в таких сделках схему вывода денег, считает Тертычный, проследить, поставлен ли товар, например, из одной европейской страны в другую, российские таможенники не могут. Но схему можно вообразить в чем угодно, спорит Хаменушко, а поправки только размывают содержание закона. Нагрузка на бизнес вырастет, предупреждает Тертычный, компаниям придется отчитываться о сделках, а если, например, товар не будет поставлен, а аванс выплачен, то принять все меры по его возврату. Даже если деньги вернулись, но с опозданием, штраф составляет от 3/4 до 100% не вернувшейся суммы. В каждом втором случае бизнес сталкивается с претензиями, говорит Тертычный, даже если оплата задержана на один день. Но смогут ли таможенники проверить такие сделки – большой вопрос, предупреждает Хаменушко: у них нет данных о том, прошел ли товар через границы других стран.

Читайте так же:  Имплантация подоходный налог

Документы

Проекты нормативно-правовых актов, подготовленные Минфином России, размещены на сайте http://www.regulation.gov.ru/ для проведения антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения.

Адрес электронной почты для направления в Минфин России заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:
[email protected]

Проект федерального закона

О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части регулирования порядка осуществления валютных операций юридических лиц — резидентов при реализации ими выставочных образцов товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерации

Дата публикации: 03.02.2020 г.

О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части регулирования порядка осуществления валютных операций юридических лиц — резидентов при реализации ими выставочных образцов товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерации Отправить по электронной почте

О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части регулирования порядка осуществления валютных операций юридических лиц — резидентов при реализации ими выставочных образцов товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерации Поделиться в социальных сетях

Паспорт проекта

ID проекта: 02/04/02-20/00099142

Дата создания паспорта проекта: 03.02.2020

Вид НПА: Проект федерального закона

Название: О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части регулирования порядка осуществления валютных операций юридических лиц — резидентов при реализации ими выставочных образцов товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерации

Данный проект проходит процедуру раскрытия информации в соответствии с:

Срок общественного обсуждения (дней): 15

Дата начала проведения обсуждения: 03.02.2020

Дата завершения проведения обсуждения: 21.02.2020

Ответственное лицо: Бердник Елена Александровна

Срок общественного обсуждения (дней): 15

Дата начала проведения обсуждения: 03.02.2020

Дата завершения проведения обсуждения: 21.02.2020

Адрес электронной почты для отправки участниками обсуждения своих предложений : [email protected]

Почтовый адрес для отправки участниками обсуждения своих предложений: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9

Ответственное лицо: Бердник Елена Александровна

Минфин задумался об ослаблении валютного контроля

Лента новостей

Все новости »

Штрафы для физлиц за незаконные валютные операции предложено снизить втрое, а экспортерам хотят разрешить оставлять рублевую выручку за рубежом. Что изменится с принятием этих поправок?

Обновлено в 13:31

Минфин намерен ослабить валютный контроль. В частности, штрафы для физлиц за незаконные валютные операции предложено снизить втрое, а экспортерам — разрешить оставлять рублевую выручку за рубежом.

Министерство подготовило соответствующие поправки в законодательство, они опубликованы на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Если их примут, россияне смогут без ограничений зачислять на счета в зарубежных банках средства, полученные от нерезидентов. Но для этого банк, где открыт счет, должен находиться на территории государства Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Кроме того, это государство должно обмениваться финансовой информацией с Россией в автоматическом режиме.

Что изменится с принятием этих поправок? Объясняет директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:

Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «В целом, для физлиц, во-первых, ожидается сокращение штрафных санкций, а это, видимо, все-таки самое главное. Потому что если сейчас штраф до 100% от суммы операции, то хотят сделать максимальный 40%, то есть в два с половиной раза меньше, это в любом случае здорово. Безусловно, нарушать не надо, но еще раз: так как нарушения часто делаются неосознанно, все-таки штраф заплатить меньше гораздо приятнее. То, что касается юрлиц, то здесь у нас основное предложение заключается в том, что можно рубли на зарубежные счета от экспортной выручки получать и там оставлять. С одной стороны, я бы не сказал, что это принципиально меняет ситуацию. С другой стороны, с точки зрения того, что у нас зачистка российской банковской системы все равно продолжается, все равно лицензии отзывают, видимо, это позволит не потерять свою экспортную выручку в каких-то, возможно, банках, которые обанкротились, и компания из-за этого обанкротиться может тоже. Поэтому принципиальных таких моментов базово два. По мелочи изменений больше, но это основные».

Положительно оценивает эти инициативы Минфина старший партнер «Пепеляев групп», доцент кафедры юридического факультета МГУ Иван Хаменушко.

— Я так понимаю, что там останутся в некоторых случаях обязанности декларировать и отчитываться по зарубежным счетам, и то не по всем и не всегда. Очень хорошо в условиях международного обмена информации, можно было и дальше пойти, можно было вообще освободить от обязанности. Так что это такие прорывные вещи. Там еще снижают, насколько я понял, штрафы в кодексе. Даже там, где репатриация останется, по крайней мере, не будет такого ада, что контрагент мне не заплатил, я и так пострадал, а меня на ту же самую сумму наказывают еще раз. То есть снижение штрафа до 20-40%, по крайней мере, это лучше, чем сейчас штраф 100%.

— Минфин почему продвигает эту инициативу смягчения валютного контроля?

— Должен же кто-то делать добро. То есть норма, которая сохранялась в силу где-то традиции, где-то в силу того, что все уже забыли, для чего она вводилась. Поэтому постепенно осознание того, что эта норма устарела, все-таки приходит. И, поскольку у Минфина это его профиль, он занимается финансовым контролем, валютное регулирование, валютный контроль — это часть финансового контроля, это компетенция Минфина и подведомственной ему Федеральной налоговой службы, поэтому понятое дело, что Минфин заинтересован в том, чтобы облегчить нашу интеграцию в международную финансовую систему.

Читайте так же:  Подоходный налог с зарплаты льгота

Ранее Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предложил полностью отменить валютный контроль в России. Отказ от жесткого контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», считают эксперты ЦСР.

Минфин РФ опубликовал проект изменений в закон о валютном регулировании и валютном контроле

Минфин РФ опубликовал проект изменений в закон о валютном регулировании и валютном контроле, которыми нерезидентам предоставляется право без ограничений осуществлять трансграничные операции в рублях РФ.

В частности, законопроект предоставляет нерезидентам право «без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках».

Поправки, пояснили в Минфине, позволят устранить законодательную коллизию, когда, с одной стороны, формально нерезиденты не могли переводить рубли со счетов в уполномоченных банках РФ на банковские счета за рубежом или в обратном направлении, но, с другой стороны, законом разрешено иностранным банкам открывать корреспондентские счета в рублях, через них проводятся операции, операции нерезидентов.

Кроме того, поправки предусматривают включение в перечень валютных операций перевод российских рублей и внутренних ценных бумаг со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет иного резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента открытого, на территории РФ, на счет иного резидента, открытый за пределами территории РФ.

Спасти доллары. Ослабление валютного контроля поможет пережить санкции

На портале regulation.gov.ru опубликован проект поправок к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле», разработанный Минфином. До 18 октября продолжается общественное обсуждение этого документа, и любое заинтересованное лицо может оставить свои комментарии прямо на сайте. По результатам оценки регулирующего воздействия проект, вероятно, будет внесен на рассмотрение в Госдуму и спустя некоторое время станет действующим законом.

Стоит отметить, что 2018 год уже ознаменовался внесением существенных изменений в валютное регулирование. Наиболее резонансной стала либерализация требований по использованию счетов в иностранных банках физическими лицами. Другое знаковое событие — распространение требований о репатриации валютной выручки на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами.

Рассматриваемый проект призван дополнить недавние изменения в ФЗ «О валютном регулировании», которые отчасти улучшили положение российских валютных резидентов, подпадающих под действие иностранных санкций.

Напомним, что новая редакция закона «О валютном регулировании» вступила в силу в конце июля. Одним из нововведений стало фактическое освобождение валютных резидентов от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.

Обязательными условиями для такого освобождения являются применение в отношении резидентов иностранных санкций (мер ограничительного характера) и включение их в соответствующий перечень лиц, подпадающих по действие ограничений в зарубежных юрисдикциях. При соблюдении этих условий резидент считается исполнившим обязанность по репатриации. Ведением перечня таких лиц занимается ФНС. Перечень уже опубликован на официальном сайте налогового ведомства, хотя пока ни одной компании в нем не указано.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

Читайте так же:  Как оспорить судебную задолженность по налогу

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

Читайте так же:  Пакет документов налоговый вычет на детей

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Закон о либерализации валютного контроля вступил в силу

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», связанные с либерализацией ограничений во внешнеторговых расчетах, вступают в силу с 1 января 2020 года. Такие изменения законодательства были инициированы правительством РФ. Президент России Владимир Путин подписал закон в начале августа 2019 года.

Закон снимает ограничения на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриацию денежных средств. Документ был разработан Минфином в соответствии с федеральным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Закон отменяет с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами экспортной выручки в российской валюте в отношении несырьевых товаров и поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров. При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в российской валюте и условиями которых может быть оплата в рублях, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту относящихся к лесу и лесоматериалам товаров, требование о репатриации не отменяется.

Также не отменяется требование о репатриации в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Как отмечает старший юрист Deloitte Legal в СНГ Элина Коскина, отмена требования о репатриации позволит валютным резидентам прекращать обязательства по таким контрактам любым разрешенным способом, в том числе путем зачета встречных требований, что в настоящий момент по большинству контрактов не представляется возможным. «Данная поправка в том числе может способствовать расширению использования российского рубля во внешнеторговых расчетах», — отметила Коскина.

По словам ведущего юриста юридической практики КПМГ в России и СНГ Антона Руднева, поддерживая национальную валюту, законодатель по сути дал экспортерам разумный коммерческий выбор: либо переложить риски колебания валют на нерезидента, обязав его рассчитываться по контракту в рублях, либо продолжать нести обязанность по репатриации, если экспорт осуществляется за иностранную валюту.

«Важно учесть, что помимо внешнеторговых контрактов, либерализация не затронула договоры займа, предусматривающие предоставление финансирования нерезидентам. По таким соглашениям резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченных банках независимо от валюты контракта и валюты, в которой производятся расчеты по нему», — сказал Руднев.

Открытие счетов в брокерских компаниях

Кроме того, законом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте и рублях не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. По мнению Элины Коскиной, данная норма не столько расширяет права резидентов, сколько увеличивает нагрузку по отчетности как на физических, так и юридических лиц.

«Поправка сближает банковские и брокерские счета. Однако, если раньше о счетах в брокерских организациях не было необходимости подавать уведомления и отчеты, то с 1 января 2020 года такая обязанность появляется. Дополнительная сложность данного нововведения состоит в том, что какой-либо закрытый перечень организаций финансового рынка в законе отсутствует и потенциально под такое определение могут попасть и страховые, и пенсионные организации», — добавила Коскина.

Ослабить хватку

Сейчас Минфин предлагает расширить категорию подсанкционных резидентов, включив в нее также и дочерние компании тех лиц, на которых распространяются иностранные санкции. При этом такое лицо должно владеть долей прямого или косвенного участия в размере 50% и более капитала компании-резидента. В этом случае дочерняя компания также может быть внесена в соответствующий перечень ФНС.

Другое предлагаемое Минфином изменение предусматривает освобождение подсанкционных резидентов от обязанности по репатриации аванса, перечисленного им нерезидентами по внешнеторговым контрактам, в случаях когда зарубежные партнеры не исполнили свои обязательства перед российскими контрагентами. Условия освобождения остаются прежними — применение в отношении резидента иностранных санкций и включение его в перечень ФНС.

Также Минфин предлагает предусмотреть новые случаи, когда юридические лица-резиденты, включенные в перечень ФНС, вправе осуществлять расчеты по валютным операциям без использования счетов в российских банках.

Для подсанкционных резидентов проектом вводится несколько дополнительных альтернатив осуществлению репатриации. Например, такие компании смогут проводить зачет встречных однородных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых контрактов с нерезидентами (вне зависимости от предмета контракта) при условии, что зачет производится в период действия иностранных санкций в отношении резидента, а сам резидент включен в перечень ФНС.

Отдельные положения проекта плохо согласуются со сложившейся правоприменительной практикой. Так, в качестве еще одной альтернативы репатриации для подсанкционных резидентов предлагается заключение ими договоров об уступке права требования с третьими лицами в отношении денежной задолженности зарубежных партнеров по внешнеторговым контрактам.

Если это положение войдет в финальную версию закона, то органы валютного контроля могут истолковать его как запрет для всех прочих резидентов, к которым не применяются иностранные санкции, на заключение соглашения об уступке прав требования к нерезидентам по внешнеторговым контрактам.

Справедливое решение

Конечно, документ может претерпеть ряд изменений, прежде чем будет внесен в Госдуму и станет действующим законом. Но любые начинания властей по либерализации валютного законодательства можно лишь приветствовать.

Очевидно, что необходимость смягчения требований о репатриации в отношении резидентов, к которым применяются иностранные санкции, возникла давно. Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги. На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.

При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля. С этой целью российские компании фактически вынуждены формировать доказательную базу для подтверждения своей невиновности. Например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.

Читайте так же:  Как приостановить ип чтобы не платить налоги

В конечном счете перед резидентами, попавшими под действие иностранных санкций, стоит задача убедить конкретных должностных лиц таможни или налоговой инспекции либо конкретных судей, рассматривающих их дело, в том, что нерепатриация денежных средств произошла не по их вине. Таким образом, в таких делах всегда сохраняется человеческий фактор.

Новые поправки в валютное законодательство могут изменить ситуацию и создать существенные препятствия для привлечения невиновных к ответственности за нерепатриацию валютной выручки.

Валютные операции

Последние новости и комментарии

1. Курсовые суммовые разницы и авансы.

При расчетах по договорам, в которых цена указана в условных единицах, а оплата производится в рублях по курсу на дату оплаты, рублевая стоимость (оценка) объекта учета до даты оплаты неизвестна.

До утверждения ПБУ 3/2006 отсутствовал нормативный способ оценки объекта учета, стоимость которого определена в условных единицах, на дату его принятия к учету.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Важность обмена финансовой информацией

Поправки к закону о валютном контроле также предусматривают возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках за рубежом, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ), и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией.

Старший юрист Deloitte Legal в СНГ отмечает, что эта норма будет иметь позитивный эффект, так как на данный момент в перечень стран, обменивающихся финансовой информацией с Россией, входит более 80 стран и территорий. Однако некоторые страны, являющиеся государствами — членами ОЭСР и/или ФАТФ, не осуществляют обмен финансовой информацией с РФ (например, США). Соответственно, в отношении данных стран режим иностранного счета значительно ужесточен.

В связи с этим, в отношении счетов, открытых в банках данных стран, список разрешенных валютных операций существенно сократится. Например, зачисление дивидендов от иностранной компании на счет, открытый в банке США, станет незаконной операцией и потенциально может привести к взысканию административного штрафа в размере 75-100% от суммы валютной операции, подчеркнула Коскина.

По мнению директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольги Замесиной, логика законодателя состоит в том, что чем выше прозрачность страны, в которой открыт зарубежный счет, тем большую степень свободы можно предоставить гражданам по осуществлению валютных операций и упростить обязанности по подаче отчетности.

«ФНС России, в любом случае, получит данные о счетах резидентов в ходе автоматического обмена финансовой информации. Поэтому нет необходимости ограничивать перечень разрешенных валютных операций», — подчеркнула Замесина.

В частности, законом предусматривается отмена требования о представлении резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами России, в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать в случае, если общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на таком счету не превышает 600 тыс. рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

«Отмена требования о предоставлении отчетов будет распространяться на относительно небольшое число счетов с незначительными оборотами, для которых, при условии международного обмена финансовой информацией, требование об отчетности может быть признано излишним», — сказала старший юрист Deloitte Legal в СНГ.

Расчеты за учебу

Документ отменяет запрет на совершение за пределами территории России расчетов между физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, и российскими государственными вузами, а также их филиалами, находящимися за пределами территории РФ. Речь идет о расчетах по договорам об образовании.

Аналогично российским вузам и их филиалам, находящимся за пределами территории РФ, дается возможность осуществлять расчеты с такими физическими лицами — резидентами в иностранной валюте и рублях без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Также на них не распространяется требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ при оплате физическими лицами — нерезидентами образовательных услуг за пределами РФ. Этим нормам придается обратная сила: они распространятся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

Позиция Минфина

В середине декабря первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что меры либерализации валютного контроля, которые начинают действовать в России с 1 января 2020 года, расширят использование российской валюты нерезидентами и укрепят положение рубля на международных рынках.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Уже принятые и обсуждаемые меры позволяют расширить использование валюты Российской Федерации в международных расчетах, активизируют использование российского рубля нерезидентами. Использование валюты Российской Федерации для расчетов по внешнеторговым контрактам позволит укрепить позиции российского рубля на международных рынках», — сказал Силуанов.

Он также отметил, что закон открывает для российского бизнеса и экономики новые перспективы. Либерализация валютного контроля не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранными контрагентами с российскими партнерами, но и помогает в реализации такого национального проекта, как «Международная кооперация и экспорт», для которого требуется особое валютное регулирование.

Источники

Минфин валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here