Международное двойное налогообложение и методы его устранения

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Международное двойное налогообложение и методы его устранения" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Финансисты уточнили, в каких случаях не возникает двойного налогообложения НДС

Andrey_Popov / Shutterstock.com

Минфин России разъяснил, что если законодательство по НДС иностранного государства, с резидентом которого российским лицом заключается контракт на выполнение работ (оказание услуг), основано на тех же принципах определения места реализации работ (услуг) в целях налогообложения НДС, то двойного налогообложения этим налогом не возникает.

Однако на практике не исключены случаи, когда в двух государствах имеются различные подходы к определению места реализации работ (услуг) в налоговом законодательстве. При этом каких-либо методов устранения возникающего в этом случае двойного налогообложения НДС в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 сентября 2017 г. № 03-07-08/58779).

Напомним, что согласно мировой практике применения НДС основным принципом является взимание этого налога по месту деятельности продавца работ (услуг). В России данный порядок определен подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Исключения составляют работы (услуги), перечисленные в подп. 1-3 п. 5 ст. 148 НК РФ.

Узнать, как избежать двойного налогообложения НДС при ведении проектных работ за рубежом, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Вместе с тем при определении места реализации по некоторым работам (услугам) за основу принимается место деятельности их покупателя. К таким работам (услугам), например, относятся консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, НИОКР, услуги по аренде движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав, а также ряд других работ (услуг), перечисленных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

http://www.garant.ru/news/1144923/

Международное двойное налогообложения и методы его устранения

Двойное юридическое (международное) налогообложе­ние возникает в тех случаях, когда один и тот же налого­плательщик облагается сопоставимыми налогами одного и того же объекта обложения в двух или более юрисдикциях за один и тот же период времени.

Различают экономическое и международное двойное налогообложение. Экономическое двойное налогообложение возникает при взимании налога одного источника доходов на разных уровнях. (Например, при ввозе подакцизной продукции па таможенную территорию РФ она облагается последовательно импортной таможенной пошлиной, акцизом, НДС, то есть товар подвергается трехкратному обложению косвенными налогами).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Международное двойное налогообложение — это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени. В результате возникает идентичность налогового платежа, тождественность объекта и субъекта налогообложения и сроков уплаты налогов. Двойное (излишнее) налогообложение сдерживает деловую ак­тивность предпринимателя и способствует повышению цены на товары и услуги.

Антиналогообложение — это не включение объекта или субъекта налогообложения в налоговую систему двух (или более) стран. Оно означает отсутствие или уменьшение налогообложения. В этом случае косвенно снижается интерес предпринимателя к участию в развитии национальной экономики.

Таким образом, международное двойное налогообложение связано с одновременным удержанием аналогичных налогов в двух (или более) странах вследствие подчиненности налогоплательщика и объекта налога юрисдикции этих стран и может быть следствием трех типов конфликтов юрисдикции:

— резидент-резидент, когда обе страны будут считать налогоплательщика резидентом;

— резидент-источник, страна С1 облагает налогом доход своего резидента, страна С2 — доход из источника на ее территории, например, проценты по вкладу;

— источник-источник, например банк страны С1 имеет филиал в стране С2, и в филиале выплачиваются проценты по вкладу — скорее всего обе страны будут считать это источником на своей территории, и обложат налогом этот доход.

1-й пример. Государства С1 и С2 решили обложить налогом доход 100 единиц по ставке 30% и 40% соответственно. Тогда налогоплательщик оставит 30 единиц налога в стране С1 и 40 — в стране С2. Чистый доход составит 100-30-40 = 30, вместо 60-70 ед. соответственно законодательству каждой из стран.

Последствия международного двойного налогообложения имеют негативное воздействие на:

— товарообмен между странами (его снижение);

— ограничение перемещения капитала, трудовых ресурсов, научно- технических достижений;

— усиление роста цен и инфляции;

— сдерживание и сокращение спроса и предложения товаров.

К методам устранения международного двойного налогообложения относятся:

— односторонние методы избежания двойного налогообложения, связанные с нормами внутреннего налогового законодательства;

— многосторонние методы, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций.

К односторонним методам устранения двойного налогообложения относятся налоговая скидка и налоговый зачет (кредит).

Налоговая скидка (вычет налога) уменьшает облагаемую базу на сумму уплаченного за рубежом налога, то есть уплаченный налог в одной стране рассматривается как расход, вычитаемый из суммы подлежащих налогообложению доходов в другой стране. Это самый простой метод устранения двойного налогообложения, но он применяется редко, так как степень устранения двойного налогообложения при нем недостаточна.

2- ой пример. Государства С1 и С2 решили обложить налогом доход 100 единиц по ставке 30% и 40% соответственно. Тогда в стране С2 величина налога составит (100-30)*40% = 28ед. Чистый доход составит 100-30-28=42ед. Это на 12 ед. больше, чем при полном двойном налогообложении, но еще далеко до приемлемых 60-70 при его отсутствии.

Налоговый зачет (налоговый кредит) означает, что государство А исчисляет взимаемый им с резидента налог на основе совокупного дохода, включая доход, полученный в государстве Б, но далее из собственного налога вычитает суммы налогов, уплаченных в другом государстве. По-другому данный метод называют – метод кредитования. В большинстве случаев страны используют метод кредитования, в том числе и Россия.

3 — ий пример. Доход в стране А (страна резидента) 200 единиц, в стране Б (источник дохода) -100 единиц. Налог в стране А — 20%, в стране Б — 10%. Налог (Н)= (200+100) * 20% -100 * 10% = 60- 10= 50 единиц. Или налог в стране А рассчитывается так: налог с дохода с стране А плюс разница налоговых ставок в стране Б, то есть Н = 200 * 20% + (100*20% — 100*10%) = 40+(20-10)=50.

Читайте так же:  Кбк для уплаты налогов ип

К многосторонним методам устранения двойного налогообложения относится распределительный метод (метод исключения).

В соответствии данным методом одно государство не облагает налогом доход, который по соглашению облагается в другом государстве. В договорах между сторонами перечислены соответствующие виды доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию.

В соответствии с данными Примера 1, страна С1 или С2, в зависимости от того чьим резидентом будет налогоплательщик, отказываются от права обложить налогом заграничный доход. Таким образом, в «родной» стране налог составит 0, и общая сумма налога будет 30 или 40. Это наиболее приемлемый для налогоплательщика случай, так как двойного налогообложения вообще нет.

При распределительном методе исключаться может как доход (income exemption), так и, пропорционально заграничному доходу — налог (tax exemption).

4-ый пример. Доход в стране А (страна резидента) 200, в стране Б (источник дохода) — 100. Налог в стране А — 20%. Мы можем исключить доход. Налог составит (300-100)*20%=40 Мы можем также исключить налог:
300*20% (300*20 %) * (100/300) = 60-20=40. В данном случае разницы нет.

Результат метода исключения дохода может отличаться от метода исключения налога в двух ситуациях:

— при прогрессивной налоговой шкале;

— при убытке в стране-источнике дохода.

5-тый пример. При наличии убытка: в стране А — доход 200, стране Б — убытки 100. Ставка 20% При исключении дохода налог составит 200*20%=40, так как страна А не принимает во внимание, что происходит в других странах: доход — наслаждайся, убытки — проблемы налогоплательщика. При исключении налога сначала считается общий доход 200+(-100) = 100, налог составит 100*20% = 20. Разница очевидна.

Большинство стран, применяющих метод исключения, применяют именно исключение налога. Таким образом, главные задачи международного налогового сотрудничества состоят в следующем: 1) устранение двойного налогообложения; 2) контроль государства за уклонением от уплаты налогов; 3) привлечение иностранных инвестиций с помощью не дискриминационного обложения доходов нерезидентов.

Чтобы решить эти задачи, используются такие способы, как включение налоговых вопросов в область международного права, заключение двусторонних международных налоговых до­говоров и соглашений, гармонизация фискальной политики и унификация национальных налоговых законодательств в рамках межгосударственных экономических союзов.

http://poisk-ru.ru/s45537t7.html

Тема 3 .ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. Международное двойное налогообложение и способы его устранения

2.Международные налоговые соглашения и порядок их применения

3.Правовое регулирование налоговых отношений с иностранными субъектами

1. О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество: Постановление Правительства РФ от 24.02. 2010. №84

2. Протокол стран СНГ от 15 мая 1992 г. «Об унификации подхода и заключения Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»

3. Письмо от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/[email protected] О НАПРАВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ДВУСТОРОННИХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ)

3.1. Международное двойное налогообложение и способы его устранения. Главной проблемой международного налогообложения является устранение или минимизация двойного налогообложения доходов и имущества. Международное двойное налогообложение может быть определено как обложение сопоставимыми налогами в двух и более государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени.

Условно можно назвать две основные причины возникновения двойного международного налогообложения. Первая связана с использованием государствами различных сочетаний принципов налогового резиденства и территориальности в налогообложении. Вторая причина обусловлена тем, что в налоговом законодательстве стран применяются различные критерии определения налоговых резидентов и национальности коммерческой деятельности и доходов.

Механизм устранения двойного налогообложения

в международных соглашениях об избежании

├─────>│Установление понятийного аппарата — определение терминов

├─────>│Определение схемы устранения двойного налогообложения, при котором │

│ │каждое государство взимает налог только с конкретного вида доходов, имущества

│ │ Установление механизма устранения двойного налогообложения

├─────>│ в тех случаях, когда налогообложение всех видов доходов,

│ │ имущества сохраняется за обоими государствами

├─────>│ Устранение дискриминационного налогообложения налогоплательщика │

│ │ в другой стране │

├─────>│Обмен информацией между компетентными органами в целях недопущения│

│ │ уклонения от налогообложения или злоупотребления соглашением

└─────>│ Определение методов устранения двойного налогообложения │

│ доходов, имущества резидентов (освобождение, зачет, скидка) │

Вопрос 2. Способы устранения международного двойного налогообложения

. Международное двойное налогообложение может быть устранено двумя основными способами: односторонние и многосторонние меры. Односторонние меры — это меры, предусмотренные национальным налоговым законодательством и применяемые властями данной страны без согласования с другими странами. Многосторонние меры — это меры, которые реализуются с помощью международных соглашений и конвенций об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Таким образом, для устранения двойного налогообложения или для уменьшения его бремени существуют два пути. Первый обусловлен принятием государством внутренних законодательных мер в одностороннем порядке, второй — путем заключения международных налоговых соглашений. Большинство стран на практике сочетают оба направления, которые дополняют друг друга и в тоже время не могут быть полностью взаимозаменяемы. И при односторонних и при многосторонних способах устранения двойного налогообложения применяются три основных метода, исключающие международное двойное налогообложение. К таковым методам относятся:

* метод налогового зачета (кредита);

* метод налоговых скидок.

Метод налогового кредита (зачета) означает зачет уплаченных за рубежом налогов в счет внутренних налоговых обязательств, т.е. налогооблагаемая база плательщика формируется с учетом доходов, полученных за границей, а затем из рассчитанной суммы налогов вычитаются налоги, уплаченные за границей. В международной практике применяются два основных варианта налогового зачета (кредита): полный зачет (кредит) и обычный зачет (кредит). Метод полного зачета разрешает вычитать всю сумму налога, уплаченную за рубежом из суммы налогового оклада плательщика. Этот метод чаще всего встречается при многостороннем способе устранения двойного налогообложения (межгосударственных налоговых соглашениях). При использовании метода обычного зачета разрешается вычитать налог, уплаченный за рубежом, в сумме не превышающей сумму налога, который был бы исчислен по национальному законодательству с дохода, полученного за рубежом. Большинство стран и в налоговых соглашениях и в рамках национального налогового законодательства (многосторонних и односторонних способах устранения двойного налогообложения) отдают предпочтение обычной форме зачета (см., например: ст.386 прим. НК РФ).

Читайте так же:  Элементы налога на имущество физических лиц

Рассматриваемый метод довольно широко применяется и в международных налоговых соглашениях и в национальном законодательстве государств (США, Великобритания, Германия, Дания, Греция, Испания и др.). Австрия и Италия представляет налоговый кредит на основании фактической взаимности, т.е. при условии, что соответствующая страна предоставляет налоговый кредит для налогов, взимаемых в Австрии и Италии.

Метод налоговой скидки рассматривает налог, уплаченный в иностранном государстве, в качестве расходов, вычитаемых из суммы доходов, подлежащих налогообложению. Так как налоговая скидка уменьшает на сумму уплаченного за рубежом налога лишь налогооблагаемую базу, а не сам налог, то пользование ею менее выгодно, чем пользование налоговым зачетом.

Таким образом, различие между перечисленными методами состоит в том, что метод освобождения применяется к доходу (объекту налогообложения), метод зачета к сумме налога, подлежащего к уплате (налоговый оклад), а метод налоговых скидок — к базе налогообложения.

Вопрос 3. Международные налоговые соглашения и порядок их применения. В своей

Порядок применения международных налоговых соглашений

включает в себя следующие правила:

1) об инкорпорации международных налоговых соглашений в национальную правовую систему;

2) о юридической силе международных налоговых соглашений и пределах применения международных налоговых соглашений в национальной правовой системе.

В практике налогового законодательства зарубежных стран существуют три способа инкорпорации международных налоговых соглашений в национальную правовую систему. Первый способ заключается в том, что международное налоговое соглашение становится частью национальной правовой системы с момента его заключения (Бельгия, Нидерланды). Второй — для инкорпорации требует специального одобрения, как правило, парламента государства (Италия, Германия, Российская Федерация и др.). Третий способ для инкорпорации предполагает внесения изменений в национальное налоговое законодательство в соответствии с международным налоговым соглашением. В РФ, как отмечалось выше, применению подлежат только ратифицированные в установленном порядке международные налоговые соглашения.

Юридическая сила международных конвенций, договоров связана с решением вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права. Большинство стран придерживается правила приоритета и прямого действия международных налоговых соглашений над национальным налоговым законодательством. Россия не является исключением. Согласно НК РФ (ст.7) если международным договором РФ по вопросам налогообложения установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Однако следует иметь в виду, что в ряде стран международные налоговые соглашения признаются равными по юридической силе с национальными налоговыми законами. При возникновении коллизии применяется либо принцип приоритета специального закона (lex specialis), к таковым относят международное налоговое соглашение, либо принцип приоритета закона, принятого позднее (lex posterior). В последнем случае закон, инкорпорировавший международное соглашение, вытеснит ранее принятые национальные законы, регулировавшие те же отношения и наоборот.

Возвращаясь к международным налоговым соглашениям РФ, отметим, что их юридическая сила означает приоритет и прямое действие норм международных налоговых соглашений РФ. НК РФ ограничивается лишь общей констатацией указанного правила, не раскрывая его содержания в преломлении к налоговому законодательству. Полагаем, что это правило емкое по содержанию и включает в себя, по крайней мере, следующие положения:

1). Налогоплательщик вправе, но не обязан пользоваться положениями международных налоговых соглашений. Поэтому если налогоплательщик выберет для себя применение национальных режимов обеих стран, то налоговые органы обязаны будут следовать этому выбору налогоплательщика. НК РФ предусматривает заявительный характер применения международных налоговых соглашений (См., например, ст.232 п.2 НК РФ).

2). Налоговые органы, напротив, обязаны всегда отдавать предпочтение налоговым соглашениям, если они противоречат или не совпадают с нормами национального законодательства.

3). Приоритет и прямое действие имеют только те международные налоговые соглашения, условия которых не ухудшают положение налогоплательщика по сравнению с национальным налоговым законодательством. Так не подлежат применению нормы соглашения, которыми предоставляются налоговым органам договаривающихся стран дополнительные права по сравнению с внутренним национальным законодательством или вводятся новые налоги, повышаются ставки действующих налогов по сравнению с национальным законодательством или иным образом ухудшается положение налогоплательщика по сравнению с названным законодательством.

Первые два положения можно свести к следующему алгоритму применения международного налогового соглашения участниками налогового правоотношения

n Если РФ имеет налоговое соглашение с другим государством, то применяются положения данного соглашения и предусмотренные эти соглашением методы устранения двойного налогообложения.

n При отсутствии такого налогового соглашения применяются нормы российского налогового законодательства по регулированию вопросов двойного налогообложения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/5_99440_tema—pravovie-osnovi-mezhdunarodnogo-nalogooblozheniya.html

Методы устранения двойного налогообложения.

Применяются как односторонние меры избежания двойного налогообложения, связанные с нормами внутреннего налогового законодательства, так и многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций.

Двойное налогообложение, как известно, возникает в случаях, когда один и тот же доход (или собственность) подвергается обложению аналогичными налогами в двух или более странах. Такая ситуация возникает, когда:

Видео (кликните для воспроизведения).

а) одно и то же лицо признается резидентом в более чем одной стране (двойное обложение всей суммы доходов);

б) один и тот же доход рассматривается имеющим свой источник (происхождение) в двух (или более) странах (двойное обложение иностранного дохода);

в) один и тот же доход облагается в одной стране — на основе резидентства его получателя, а в другой — на основе правила об источнике дохода;

г) существуют различия между странами в порядке и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиком (налогообложение двух лиц по одному и тому же доходу) [38, с. 456 ].

Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать в отношениях между странами-партнерами. С этой целью в соглашениях предусматривается последовательное применение ряда строго определенных правил и процедур. Каким же образом соглашения устраняют это двойное налогообложение?

Существуют методы международного налогообложения:

— международные соглашения и конвенции;

— распределительный метод (принцип освобождения);

— односторонние акты национального законодательства;

Читайте так же:  Местные органы финансового контроля

— налоговый зачет (кредит);

В соответствие с распределительным методом (принципом освобождения) государство отказывается от налогообложения какого-либо объекта, ибо он уже облагается налогом в другой стране. В договорах между сторонами перечисляются виды доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию.

Налоговый зачет (кредит) (о нем речь уже шла выше) – зачет производится за cчет уплаченных за рубежом налогов в счет внутренних налоговых обязательств. Далее из собственного налога вычитаются суммы налогов, уплаченных в другом государстве.

Налоговая скидка – уплаченный за рубежом налог вычитается из суммы доходов, подлежащих налогообложению, т.е. уменьшает сумму уплаченного за рубежом налога облагаемую базу.

Налоговые соглашения устанавливают трехступенчатую систему устранения двойного налогообложения. На первом этапе устраняется двойное налогообложение, проистекающее от различий между правилами резидентства и источника дохода, применяемыми в странах-партнерах. Для этих целей в соглашении имеется статья об устранении двойного резидентства и «материальные» статьи, устанавливающие исключительное право одной из сторон на обложение каждого конкретного вида дохода. Основное внимание следует уделить следующим двум этапам, которые и составляют собственно «технику» устранения двойного налогообложения, вводимую соглашением[ 14, с. 56 ].

На третьем этапе устраняется двойное налогообложение, возникающее по причине различий в определении облагаемого дохода в странах-партнерах. Такое двойное налогообложение, как правило, возникает в результате акций, предпринимаемых налоговыми властями в рамках их компетенции перераспределять в налоговых целях доходы налогоплательщиков. Такие права закреплены за налоговыми органами во внутреннем законодательстве большинства стран и подтверждены в статьях соглашения о предпринимательской прибыли, процентах и роялти.

Таким образом, статья о предоставлении национального налогового режима, включаемая в торговые соглашения, явилась своего рода прототипом современных налоговых соглашений. В настоящее время аналогичная статья о налоговой недискриминации является обязательным атрибутом всех общих налоговых соглашений. Более того, по некоторым своим признакам она является своего рода «соглашением в соглашении».

Таким образом, сфера действия статьи о недискриминации значительно шире сферы действия остальных статей и соглашения в целом. Исторически это объяснимо, поскольку, как уже говорилось, данная статья имеет свое происхождение от налоговой оговорки в торговых соглашениях, охватывающих всю совокупность отношений между государствами. Тем не менее включение такой широкой по своему содержанию статьи в соглашение, ограниченное вопросами о подоходных налогах и налогах на капитал, не может не вызвать удивления. Действительно, для стран, имеющих достаточно развитую систему мер по одностороннему устранению двойного налогообложения, одна эта статья в принципе уже могла бы выполнять роль налогового соглашения.

Существует в международном налоговом праве еще такое понятие как «постоянное представительство», используется для определения налогового статуса (но не организационно-правовой формы) иностранного юридического лица. О данном понятии речь пойдет в следующем разделе[ 19, с. 325 ].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/15_12448_metodi-ustraneniya-dvoynogo-nalogooblozheniya.html

12.4. Международное двойное налогообложение и порядок его избежания

Соглашения в сфере налогообложения являются основным инструментом регламентации международно-правовых отношений в сфере налогообложения, а также в сфере устранения двойного налогообложения в частности.

Двойное налогообложение возникает в ситуации, когда один и тот же субъект может облагаться сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта в двух и более государствах за один и тот же период.

В литературе предлагаются такие концепции в отношении форм двойного налогообложения, как:

— юридическое двойное налогообложение.

Почти во всех странах существуют такие налоговые правила, критерии, характеризующиеся принципиальным сходством и призванные обеспечить заинтересованному в расширении базы налогообложения государству режим взимания налогов с различных категорий лиц, в том числе и вне своей территории. Данные критерии представлены принципами территориальности и резидентства. Выступая основной формой определения налоговой юрисдикции национального государства, критерий «территориальность» носит всеобъемлющий и универсальный характер, позволяя государству взимать налог с любой базы налогообложения, находящейся на ее территории .

См.: Скачков Н.Г. Действие международных договоров Российской Федерации в области налогообложения иностранных физических и юридических лиц: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1998. С. 12.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Налоговое резидентство определяет налоговую юрисдикцию, на территории которой возникают обязательства и осуществляется конечная налоговая ответственность налогоплательщика.

Само слово «резидент» берет свое начало в Петровскую эпоху, оно было заимствовано из французского языка и дословно означает «сидящий на месте». От определения того, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Федерации, зависит очень многое в налогообложении налогом на доходы физических и юридических лиц.

От налогового статуса хозяйствующего субъекта зависит:

— налоговая ставка (ст. 224 НК РФ);

— объект налогообложения (ст. 209 НК РФ);

— право на применение налоговых вычетов;

— применимость правил об избежании двойного налогообложения.

В широком смысле слова о юридическом двойном налогообложении можно говорить в каждом случае, когда «фискальный субъект» или «фискальный объект» облагается налогом дважды или несколько раз. В таком контексте не имеет значения, возникло ли оно в результате комбинации налогов и других платежей или комбинации разных налогов, а также в одной или нескольких юрисдикциях дважды облагался объект и субъект .

См.: Knehtle A. Basic Problems in international fiscal law. London, 1979. P. 23.

В узком смысле юридическое двойное налогообложение включает в себя случаи неоднократного налогообложения одного и того же субъекта налога и (или) объекта в рамках полномочий одной юрисдикции. В пределах одной юрисдикции двойное налогообложение может иметь место в рамках полномочий одного уровня (федеральный уровень, уровень субъекта, муниципалитет) и двойное обложение, ставшее результатом обложения одного субъекта и (или) объекта на нескольких уровнях (на федеральном уровне и уровне субъекта) .

Там же. С. 23 — 24. Автор выделяет вертикальное, горизонтальное и диагональное двойное налогообложение.

В понятие двойного налогообложения могут быть включены следующие компоненты:

— обложение налогом на общегосударственном уровне или разных уровнях (на уровне субъектов или муниципалитетов) в различных юрисдикциях;

Читайте так же:  Минфин валютный контроль

Рассматривая современный порядок избежания международного двойного налогообложения, необходимо отметить, что мировая практика устранения двойного налогообложения разграничила:

методы устранения двойного налогообложения для прямых налогов — налогов на доходы, капитал и имущество. Для прямых налогов существует сеть двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;

методы устранения двойного налогообложения для косвенных налогов — акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и т.д. Косвенные налоги тесно связаны с торговлей товарами и услугами, и правовое регулирование косвенных налогов в разных странах в целом схоже и поддается гармонизации.

В связи с глобализацией и развитием международной торговли для устранения двойного налогообложения в области косвенных налогов в большинстве стран применяется освобождение экспорта товаров от внутренних косвенных налогов и обложение импорта косвенными налогами, аналогичными внутренним (пограничные уравнительные налоги). Становление Всемирной торговой организации, присоединение к ней все большего количества государств, а также укрепление ее авторитета на международной арене способствуют распространению правил о разграничении юрисдикции государств в области косвенного налогообложения на основе принципа страны назначения, что предполагает устранение двойного налогообложения .

Кудряшова Е.В. Особенности устранения двойного налогообложения для косвенных налогов // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Международное двойное налогообложение для косвенных налогов возможно в том случае, если одна из стран использует принцип страны назначения, а другая — принцип страны происхождения товара (очевидно, последняя из стран не является членом ВТО и не принимает во внимание нормы ее документов). В таком случае государства заключают соглашения о применении единого принципа в торговых отношениях между собой. Россия в отдельных случаях решает вопросы об избежании двойного налогообложения для косвенных налогов в двусторонних соглашениях между государствами.

В соответствии с Соглашением между правительствами государств — участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 г. (ст. 4) и с целью обеспечения единого методологического подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств государств — участников Содружества договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества . Участниками данного Соглашения стали Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Республика Украина, Республика Молдова. Данное Соглашение действовало до 24 февраля 2010 г., т.е. до момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» .

Протокол стран СНГ от 15 мая 1992 г. «Об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1078.

К международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, вступившим в силу с 2000 по 2011 г., относятся:

1) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», которое ратифицировано Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 79-ФЗ ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» // Бюллетень международных договоров. 2004. N 2.

2) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» , которое ратифицировано Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. N 156-ФЗ. Неотъемлемой частью данного Соглашения является Протокол, подписанный 7 сентября 2000 г.;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» // Бюллетень международных договоров. 2004. N 5.

3) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13 апреля 2000 г., вступившая в силу 30 декабря 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320);

4) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Ботсвана от 8 апреля 2003 г., вступившая в силу 23 декабря 2000 г. (письмо Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-08-13);

5) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии от 22 ноября 2004 г., вступившая в силу 19 января 2009 г., применяется с 1 января 2009 г. (письмо ФНС России от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/[email protected]);

6) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла от 22 декабря 2003 г., вступившая в силу 19 января 2009 г.;

7) Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики от 26 июня 2000 г., вступившая в силу 13 декабря 2007 г., применяется с 1 января 1998 г. (письмо Минфина России от 25 декабря 2007 г. N 03-08-06/Греция);

8) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 6 марта 1998 г., вступившее в силу 5 апреля 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320);

9) Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт от 9 февраля 1999 г., вступившее в силу 2 января 2003 г., применяется с 1 января 2004 г. (письмо МНС РФ от 04.03.2004 N 23-1-10/34-772);

10) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г., вступившее в силу 4 июля 2003 г., применяется с 1 января 2004 г. (письмо МНС РФ от 4 марта 2004 г. N 23-1-10/34-772);

11) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики от 29 мая 2000 г., вступившая в силу 11 декабря 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320);

Читайте так же:  Налоговый вычет на обучение ребенка примеры

12) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 11 февраля 2007 г., ратифицирована Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 256-ФЗ;

13) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Сингапур от 9 сентября 2002 г., вступившее в силу 16 января 2009 г., применяется с 1 января 2009 г. (письмо ФНС России от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/[email protected]);

14) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 4 мая 1996 г. (в ред. от 14 апреля 2000 г.), вступившее в силу 14 декабря 2002 г., порядок вступления в силу отдельных положений документа в зависимости от вида налога урегулирован ст. 27 Соглашения;

15) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка от 2 марта 1999 г., вступившее в силу 29 ноября 2002 г., порядок вступления в силу отдельных положений документа в зависимости от вида налога урегулирован ст. 28 Соглашения.

Все вышеназванные конвенции и соглашения распространяются только на прямые налоги, такие как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц.

Существующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал не охватывают сферу косвенных налогов.

Исследователи отмечают, что в ходе конкурентной борьбы у различных субъектов, участвующих в системе мирохозяйственных связей, накапливается негативный опыт использования налоговых преимуществ разных стран, появляется возможность манипулирования недостатками национальных законодательств .

Шакирьянов А.А. Правовые проблемы избежания двойного налогообложения: на примере России и государств ЕС: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. С. 3.

Так, например, обстоит дело с трансфертным ценообразованием. В связи с этим Правительством Российской Федерации в Основных направлениях налоговой политики отмечается, что совершенствование налогового контроля за использование трансфертных цен в целях налогообложения является одним из приоритетных направлений развития законодательства о налогах и сборах. В условиях глобализации экономики, концентрации капитала и появления крупных транснациональных корпораций трансфертное ценообразование представляет собой явление, существование которого объективно вызвано такими процессами .

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрено Правительством РФ 20 мая 2010 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Григорьев А.С. Устранение международного двойного налогообложения и антиуклонительные меры // Налоги и финансовое право. 2011. N 10. С. 166.

Глава 12. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

http://vuzirossii.ru/publ/12_4_mezhdunarodnoe_dvojnoe_nalogooblozhenie_i_porjadok_ego_izbezhanija/35-1-0-1788

Международное двойное налогообложение

Двойное экономическое налогообложение – это ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия (уплачивается налог на прибыль), а затем оставшаяся чистая прибыль идет частично на выплату дивидендов, и еще раз облагается налогом доход акционера (уплачивается налог на доходы физических лиц). Может существовать в одной стране.

Также двойным экономическим налогообложением считается, когда налог, ранее уплаченный, входит в облагаемую базу по другому налогу. Другими словами, образуется ситуация «налог на налог». Например, налогом на добавленную стоимость облагается стоимость продукции, включающая акциз.

Двойное юридическое налогообложение – ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же дохода два и более раза за один период. Также может быть и в одной стране при несостыковке общегосударственного и регионального законодательств.

Международное двойное налогообложение — это обложение сопоста­вимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогопла­тельщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени.

Страны осуществляют свою юрисдикцию в правовом отношении на основании либо гражданства, либо территориальности. Двойное налогообложение возможно, когда одна страна претендует на право взимать налог на основании факта проживания (либо граж­данства) налогоплательщика, а другая — на основании места получе­ния дохода. Также двойное налогообложение может возникать, если обе страны считают конкретного налогоплательщика своим резидентом или каждая из двух стран полагает, что доход получен именно на ее территории.

Напротив, антиналогообложение — это невключение объекта или субъекта налогообложения в налоговую систему двух (или более) стран. Оно означает отсутствие или уменьшение налогообложения. В этом случае снижается интерес предпринимателя к участию в раз­витии национальной экономики.

Методы устранения двойного налогообложения следующие:

• распределительный метод (принцип освобождения). В соответ­ствии с этим методом государство А не облагает налогом доход, который по соглашению облагается в государстве Б. В договорах между сторонами перечислены соответствующие виды доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию;

• налоговый зачет (налоговый кредит) означает, что государство А исчисляет взимаемый им с резидента налог на основе совокупно­го дохода, включая доход, полученный в государстве Б, но далее из собственного налога вычитает суммы налогов, уплаченных в другом государстве;

• налоговая скидка уменьшает облагаемую базу на сумму уплачен­ного за рубежом налога, т. е. уплаченный налог рассматривается как расход, вычитаемый из суммы подлежащих налогообложе­нию доходов.

При заключении договоров об избежании двойного налогообложе­ния договаривающиеся государства обычно устанавливают, что на­логообложению на территории другого государства подлежит только та прибыль иностранного юридического лица, которая получена че­рез находящееся там постоянное представительство, т. е. это поня­тие используется для определения налогового статуса (но не органи­зационно-правовой формы) иностранного юридического лица. Если предположить некое иностранное лицо, не имеющее в России подоб­ного налогового статуса, то доходы, полученные из источников на ее территории, при наличии соответствующего международного согла­шения обложению налогом в России не подлежат.

Постоянное представительство возникает при соблюдении несколь­ких общих условий (критериев). В РФ установлены три таких условия: наличие фиксированного места деятельности (офис, монтажный объект, площадка склада и др.); постоянство места деятельности (обычно 12 ме­сяцев); осуществление иностранным лицом деятельности в России.

| следующая лекция ==>
Налоговое законодательство | Оффшорный бизнес и его типичные схемы

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 375 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео (кликните для воспроизведения).

http://helpiks.org/9-44241.html

Международное двойное налогообложение и методы его устранения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here