Методы бюджетно финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Методы бюджетно финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 267.1. Методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 267.1

Статья 267.1. Методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 267.1 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Под ревизией в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных документов.

Под встречными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4. Под обследованием в целях настоящего Кодекса понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

Результаты обследования оформляются заключением.

5. Утратил силу с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

40. Формы и методы финансового контроля

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

• предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении сметбюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;

• текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности обисполнении бюджета и бухгалтерских документов;

• последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся: а) проверки, которые б) обследование. в) экономический анализ г) ревизия.

41. Бюджетный контроль.

БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ — важнейшая часть государственного финансового контроля, осуществляемого в бюджетном процессе; главной целью является контроль за соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. В Бюджетном кодексе определены по времени проведения три формы бюджетного контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов государственных органов, органов местного самоуправления в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Последующий контроль проводится по окончании отчетного периода или финансового года с целью проверки количественно-качественных (по каждому виду доходов и расходов) показателей исполнения бюджетов разных уровней.

Формы и методы бюджетно-финансового контроля

Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие формы бюджетно-финансового контроля:

1) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете, а также других законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам;

2) текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

3) последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату отчет об исполнении федерального бюджета. Отчет за прошедший финансовый год представляется в форме федерального закона и соответствует структуре и бюджетной классификации утвержденного федерального бюджета. Одновременно на утверждение вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Счетная Палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение полутора месяцев после представления отчета в Государственную Думу. При этом используются результаты проведенных проверок и ревизий. По окончании проверки выносится заключение Счетной Палаты, которое включает:

Читайте так же:  Случаи когда налог на недвижимость

• заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета. При этом раскрываются суммы кассовых расходов, использованных по целевому назначению, а также случаи нецелевого использования бюджетных средств. Выявляются руководители органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявшие решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностные лица Федерального казначейства, допустившие осуществление таких платежей;

• заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым допущен перерасход средств федерального бюджета, также с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших данные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

• заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

• анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

• анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;

• анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

• анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

• иные материалы, определенные постановлениями Государственной Думы или Совета Федерации.

Руководители и аудиторы Счетной Палаты несут ответственность за полноту и достоверность фактов и сведений, содержащихся в заключении.

Методы финансового контроля

Различают следующие методы проведения контроля:

4. анализ финансового состояния;

5. наблюдение (мониторинг);

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) —постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

15.Система органов государственного финансового контроля

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными и норма­тивными актами государственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государ­ственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему, представленную.

Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным зако­ном от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ соз­дают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществля­ют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе конт­роль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

Контрольное управление Президента РФ (создано соответству­ющим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функ­ции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органа­ми исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.

Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государствен­ного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфе­ре, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Мин­фин России осуществляет общее руководство, координацию и конт­роль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.

Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразде­ления осуществляют контроль соблюдения на­логового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а так­же осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначе­ний (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на тамо­женной границе, и с Федеральной службой по экономическим и нало­говым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налого­вым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.

Читайте так же:  Выплата дивидендов российской организации

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в об­ласти валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законно­сти и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законода­тельства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публич­ной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными бир­жами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, фор­мирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет конт­рольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхово­го законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и ана­лиз отчетности профессиональных участников страхового рынка, обоб­щать практику страхового надзора и работать над совершенствовани­ем надзорного законодательства в области страхового дела.

Важным органом государственного финансового контроля высту­пает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств вы­ступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установ­лено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевремен­ного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных среств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами прове­дения финансовых проверок подведомственных бюджетных учрежде­ний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, кото­рые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обраще­нии и банковский надзор. Банк России осуществляет жест­кий контроль наличных денег в обращении, а также валютных опера­ций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицен­зий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мони­торинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а так­же их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявлен­ных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами за­конодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимо­стью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Ком­мерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, про­фессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о назван­ных операциях и сделках. Накопленная службой информация подле­жит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступ­лениям и в другие государственные силовые структуры.

Федеральная таможенная служба наделена функциями проведе­ния таможенного контроля. Последний включает в себя контроль ис­полнения таможенного законодательства, контроль перемещения то­варов, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установлен­ные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.

Формы и методы финансового контроля.

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права д-ть государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной д-ти. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений ТМЦ и д/средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами гос-ной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на:

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже 1 раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля: • исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов; • организация денежного обращения; • использование кредитных ресурсов; • состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; • предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются: • Счетная палата РФ; • Центральный банк РФ (ЦБ РФ); • Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба); • Государственный таможенный комитет РФ; • Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю; • контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; • иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной д-ти, осуществляемый эк-кими службами самого предприятия или организации. Объектом контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения. Важнейшие функции: • формирование учетной политики; • ведение бухгалтерского учета; • составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; • контроль за движением имущества и выполнением обязательств; • обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству. Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими эк-кими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Читайте так же:  Заполнение нулевой декларации по осно

Независимый (аудиторский). Это сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской д-ти аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на д-ть после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской д-ти. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм. В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется ЦБ РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе д-ти предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой д-ти, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля:

1) Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

2) Проверка затрагивает основные вопросы финансовой д-ти и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий;

3) Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой д-ти и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.;

4) Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической д-ти. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа;

5) Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже 1 раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже 2 раз в год.

Видео (кликните для воспроизведения).

По обследуемому периоду д-ти ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая д-ть субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой д-ти только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется финансовая д-ть субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы д-ти.

Государственный контроль осуществляют также органы предд ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъекк тов РФ.

Главная цель гос-го контроля — максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Формы, виды и методы бюджетного контроля

В зависимости от времени проведения различают три основные формы бюджетного контроля.

• Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, т.е.

• Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе со­вершения денежных сделок, бюджетных операций, выдачи ссуд, суб­сидий и т.д. Он ведется, как правило, в организациях и сводится к кон­тролю процесса деятельности и результатов труда. Цель контроля — предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расхо­довании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевремен­ности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполните­лями являются большинство государственных структур. Основной принцип текущего контроля — поддержание системы обратной связи.

• Заключительный (последующий) контроль проводится после осуществления денежных операций на основе учетной и отчетной документации с целью проверки правильности, своевременности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступле­ния доходов. Механизм — открытая обратная связь. Контроль про­изводится в основном специальными органами власти.

Все три формы контроля органически взаимосвязаны и взаимо­зависимы.

В зависимости от субъекта, осуществляющего бюджетный кон­троль, различают:

1) государственный контроль — проводится органами государст­венной представительной и исполнительной власти, его главная цель —

обеспечение интересов государства в рамках функционирования госу­дарственной собственности (бюджета, государственного экономиче­ского сектора, инфраструктуры и т.д.) и прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

2) ведомственный контроль — осуществляется контрольно­ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

3) внутрихозяйственный контроль — проводится экономиче­скими и финансовыми службами организаций, его объект — хозяй­ственная и финансовая деятельность;

Читайте так же:  Налог за землю как узнать задолженность

4) общественный контроль — осуществляют неправительствен­ные организации и граждане, его объект зависит от поставленной задачи;

5) независимый контроль — проводится специальными органа­ми: аудиторскими фирмами.

В зависимости от сферы бюджетной деятельности различают инве­стиционный, налоговый, кредитный, валютный и другие виды контроля.

Методами проведения финансового контроля являются:

• проверки — производятся по отдельным вопросам финансо­во-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов; в ходе них выявляются нарушения финан­совой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению;

• обследования — охватывают отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений; при обследованиях осуществляются кон­трольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии, а также проводятся опросы, наблюдения, инспекции и т.д.;

• надзор — производится контролирующими органами за эко­номическими субъектами, получившими лицензию на определен­ный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др.

• экономический анализ как разновидность бюджетного кон­троля — предполагает детальное изучение периодической или годо­вой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;

• наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль за состоя­нием бюджетов;

• ревизия — взаимосвязанный комплекс проверок финансово­хозяйственной деятельности организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля;

это основная форма бюджетного контроля, предназначенная для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственный: операций, проверки соблюдения бюджетной дисциплины, достоверности данных бухгал­терского учета и отчетности, т.е. для выявления нарушений и не­достатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии классифицируются следующим образом:

• полная — предусматривает проверку всех сторон финансово­хозяйственной деятельности объекта контроля;

• частичная — проводится для проверки отдельный: сторон или участков финансово -хозяйственной деятельности хозяйствую­щих субъектов;

является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную и финансовую деятельно — сти субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного ис­пользования материальный:, трудовык и финансовый: ресурсов, каче­ства состояния бухгалтерского учета и отчетности;

• тематическая — проводится на определенную тему по дея­тельности однотипных организаций, что позволяет выявить типич­ные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени охвата финансовых операций различа­ют ревизии:

• сплошные — предполагают проверку всех операций на опре­деленном участке деятельности за весь проверяемый период;

• выборочные — это проверка определенной части первичнык документов за тот или иной промежуток времени; как правило, про­веряют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений перехо­дят к сплошной ревизии;

• комбинированные — предусматривают проверку одних участ­ков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осу­ществляющие крупные хозяйственные операции.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по кото­рому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответствен­ности.

Бюджетный контроль следует понимать и в широком и в узком смысле. В первом он охватывает контрольную деятельность всех субъектов общества за функционированием общественного денеж­ного фонда и называется общественным (национальным) бюджет­ным контролем. В узком смысле он сводится исключительно к кон­

трольной деятельности государственных органов власти и представ­ляет собой государственный бюджетный контроль.

Государственный бюджетный контроль включает непосредст­венный контроль финансового состояния всех структур государст­венной бюджетной системы и косвенный контроль состояния дру­гих частей финансовой системы общества. Он осуществляется в процессе разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, а также через мониторинг фи­нансовой деятельности граждан и негосударственных организаций. Косвенный бюджетный контроль негосударственной сферы эконо­мики затрагивает весь спектр финансовой деятельности субъектов: выполнение денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности и т.д. В связи с этим огромное практическое значение имеет организация госу­дарственных контрольных структур и определение их полномочий.

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Читайте так же:  Бланк заявления на льготу по земельному налогу

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:


  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Источники

Методы бюджетно финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here