Место аудита в финансовом контроле

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Место аудита в финансовом контроле" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Место аудита в системе финансового контроля. Система финансового контроля и аудита в РФ

Система финансового контроля и аудита в РФ

Лекция 2

История возникновения аудита

Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в акционерных обществах Европы в XIX в. Это вызвано потребностью в объективной оценке отчетности АО, получении достоверных данных о финансовом положении предприятия.

Бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в., где в 1862 г. вышел закон об обязательном аудите, во Франции – в 1867 г., в США – 1937 г.

В настоящее время идет становление аудита в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии и Словакии, где ранее существовала жесткая система централизованного планирования.

В 1983 г. создана Аудиторская администрация в Китае и возникли первые аудиторские фирмы, которые в настоящее время достигли до достаточно высокого уровня развития.

В России созданием системы государственного контроля, имеющей много общего с аудитором, занимался Петр I. В 1716 г. он издал указ о назначении первых аудиторов, главной задачей которых было выявление злоупотреблений в обеспечении российской армии всем необходимым и рассмотрении имущественных споров. Многие аудиторы имели воинские звания и совмещали свою работу с обязанностями следователя и прокурора.

Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов.

1. (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций, с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности.

2. (декабрь 1993 г. – август 2001 г. до принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности») – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правили аудиторской деятельности.

3. Третий этап в России начался после принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности » (от 7.08.2001 №119). Появление закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг на пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. В области стандартизации аудиторской деятельности в течение 2002 – 2008 гг. Правительством РФ были приняты 34 федеральных стандарта.

4. Четвертый этап развития аудиторской деятельности в России начался с 1 января 2009 года – после принятия закона № 307, которым предусмотрена иная чем раньше модель регулирования аудиторской деятельности. Значительная роль отводится саморегулируемым аудиторским организациям, членство в которых обязательно как для аудиторов, так и для аудиторских организаций.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Система финансового контроля делится на государственный финансовый контроль, общественный контроль РФ и аудит (независимый контроль).

Государственный финансовый контроль делится на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности или ведомственной подчиненности, ведется как в масштабе РФ, так и в ее субъектах РФ и осуществляет его счетная палата, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, ЦБ и т.д.

К основным задачам финансового контроля относятся:

1. контроль за образованием и использованием государственных средств в РФ;

2. контроль за деятельностью органов исполнительной власти на которую возложено проведение денежной, валютной, кредитной и налоговой политики.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам. В организации общественного контроля большую роль играют СМИ, выражающие интересы различных общественных организации, партий и других структур.

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля, как аудиторский финансовый контроль. Понятие «аудит» значительно шире таких понятий, как «ревизия» и «контроль». Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но Ии разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. Т.о., аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный контроль.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9250 — | 7350 — или читать все.

http://studopedia.ru/1_128814_mesto-audita-v-sisteme-finansovogo-kontrolya.html

Место аудита в системе финансового контроля

АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль является составной частью управления экономически­ми объектами и процессами, включающей наблюдение за ними с целью проверки соответствия их желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному зако­нами, другими нормативными актами, а также программами, планами, договора­ми. В России финансовый контроль осуществляется в виде государственного фи­нансового контроля, общественного контроля и аудиторской деятельности, кото­рая находится в постоянном совершенствовании в соответствии с потребностями правового государства [6].

Для того, чтобы определить место аудита в системе финансового контроля, необходимо рассмотреть основные его виды, приведенные в следующей класси­фикации (рис. 1.1):

По субъектам, осуществляющим контроль

По способам проведения

I Независимый (аудиторский)

I Аудиторская проверка

По времени проведения

По источникам информации

Предварительный Текущий Последующий Документальный

Рис. 1.1. Классификация видов финансового контроля

1) по субъектам, осуществляющим контроль:

а) государственный — включает контроль за исполнением федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за организацией денежно­го обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственно­го внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Он в свою очередь делится на:

Читайте так же:  Как получить медицинский налоговый вычет

— внутриведомственный — производится министерствами за деятельностью подведомственных организаций;

— вневедомственный — осуществляется департаментом государственного фи­нансового контроля и аудита Минфина России в отношении различных организа­ций в виде ревизии производственно-хозяйственной деятельности;

б) общественный — это контроль, осуществляемый общественными организа­
циями (объединениями), гражданами за деятельностью исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления на основе добро­
вольности и безвозмездности;

в) независимый (аудиторский) контроль — представляет собой форму незави­
симого вневедомственного финансового контроля (негосударственный финансо­
вый контроль), который осуществляется независимыми экспертами (аудиторами)
над деятельностью предприятий и организаций с целью установления достовер­
ности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соот­
ветствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций действующему
законодательству;

2) по содержанию:

а) бюджетный — составная часть государственного финансового контроля, по­
средством которого в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения и
составлении отчета о его исполнении проверяется образование, распределение и
использование бюджетных средств;

б) налоговый — единая система учета налогоплательщиков и имущества, под­
лежащего налогообложению, а также контроль за надлежащим исполнением на­
логового законодательства [16];

в) банковский — контроль, осуществляемый банками за целевым расходовани­
ем выданных кредитов, если это оговорено кредитным договором, либо за расхо­
дованием средств неплатежеспособного должника до признания его банкротом, а
так же контроль со стороны центрального банка за деятельностью коммерческих
банков;

г) валютный — система, посредством которой государство регулирует порядок
обладания иностранной валютой и проведения операции с ней. Основная задача
такого контроля — направление валютных средств на обеспечение необходимых
закупок по импорту и прочие целевые расходы;

д) таможенный — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами
в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Фе­
дерации;

е) страховой надзор — контроль за деятельностью страховых учреждений, осу­
ществляемый государственными органами (Росстрахнадзор);

3) по времени проведения:

а) предварительный — проводится до принятия управленческих решений и со­
вершения хозяйственных операций;

б) текущий — проводится в процессе совершения различных хозяйственных
операций;

в) последующий — осуществляется после совершения хозяйственной операции. Он применяется при проведении ревизии и при организации аудиторских прове­рок;

4) в зависимости от источников информации:

а) документальный — предусматривает использование первичных документов
для установления достоверности и законности совершаемых хозяйственных опе­
раций, составление учетных регистров и отчетов;

б) фактический — является контроль, при котором количественное и качест­
венное состояние проверяемого объекта устанавливается путем обследования и
других способов проверки фактического состояния объектов;

5) по способам проведения:

а) ревизия — это система обязательных контрольных действий по документаль­ной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной дея­тельности организаций за определенный период с целью установления законно­сти, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйствен­ных операций;

6) обследование — изучение, анализ финансово-хозяйственной деятельности
компаний, предпринимателей, состояния домашних хозяйств, семейных бюдже­
тов, проводимое государственными органами или независимыми экспертами;

в) следствие — процессуальное действие, в ходе которого устанавливается ви­
новность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, свя­
занных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйст­
венностью, должностными злоупотреблениями и др. оно осуществляется судебно-
следственными органами и регулируется процессуальным законодательством.

г) наблюдение — констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная
на объективном доказательстве;

д) мониторинг — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью
выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предпо­
ложениям;

е) аудиторская проверка (аудит) — это сбор, оценка и анализ аудиторских дока­
зательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подле­
жащего аудиту. Результатом проверки является выражение мнения аудитора о
правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской от­
четности этого экономического субъекта [1,6,11, 30, 32].

Таким образом, аудит в системе финансового контроля занимает место в каче­стве негосударственного независимого контроля и имеет свои особенности и от­личительные черты. В отличие от государственного финансового контроля аудит выступает в качестве консультанта, помощника для специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность со­вершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошиб­ки, исправить их, а также рекомендует усовершенствовать систему учета, позво­ляющую в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Иногда студенты путают понятия «ревизия» и «аудиторская проверка», поэто­му в табл. 1.1 приведены их сходство и различие.

Таблица 1.1 Сходство и различие ревизии и аудиторской проверки

Окончание табл. 1.1

Критерий Ревизия Аудиторская проверка
Результаты (итоги) Составляется акт ревизии, кото­рый содержит результаты реви­зии, а именно выявленные не­достатки, нарушения и факты необеспечения сохранности де­нежных средств и материальных ценностей. Итоги ревизии пре­даются гласности. Организуется контроль за фак­тическим выполнением реше­ний, принятых по результатам ревизии Итоги аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое является офи­циальным документом, предназна­ченным для пользователей финан­совой отчетности аудируемых лиц. Он содержит конфиденциальную информацию

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/1_128696_mesto-audita-v-sisteme-finansovogo-kontrolya.html

Место аудита в системе финансового контроля

Понятие, цель и задачи аудита.

Аудиторская деятельность, является предпринимательской деятельностью и включает в себя проведение аудита бухгалтерской финансовой отчётности, оказание прочих и сопутствующих аудиту услуг (см. ФЗ №307).

Аудит- это независимая проверка достоверности показателей БФО аудируемых лиц.

Цель аудита – выражение мнения о достоверности показателей БФО.

Необходимость подтверждения БФО независимыми аудиторами обусловлено следующим:

1. БФО, является основным источником информации для различных групп пользователей.

Читайте так же:  Налоги в венгрии на недвижимость

2. БФО подвержена искажениям в силу ряда факторов:

А) применение оценочных значений при составлении БФО.

Б) возможность неоднозначного понимания содержания хозяйственных операций и их отражения на счетах.

В) возможная пристрастность составителей БФО.

3. Большинство заинтересованных пользователей не могут самостоятельно оценить степень достоверности БФО из-за ограничения доступа к прочей учётной информации.

Аудиторское заключение по результатам проверки содержащие мнение аудитора может способствовать большему доверию к этой отчётности со стороны пользователей.

Аудиторы устанавливают достоверность БФО с не абсолютной точностью, а во всех существующих отношениях. Для чего по показателям БФО определяется уровень существенности (величина допустимой ошибки), например 5 % от валюты баланса.

Задачи аудиторов в процессе проверки заключаются в следующем:

— системы внутреннего контроля и уровня организации БУ.

— качество обработки документации.

— правильности бухгалтерских записей (корреспонденция счетов).

2. Оказание помощи административно-управленческому персоналу, рекомендации:

— по профилактике и устранения нарушений в учётных записях и расчётах, которые влияют на достоверность БФО.

3. Консультирование по всем вопросам возникающих в ходе проверки:

— финансового анализа (менеджмента).

Аудиторы несут ответственность за выражение мнения о достоверности БФО(аудиторское заключение). Аудиторский риск заключается в выражении неверного мнения о достоверности БФО при наличии существующих искажений в БУ.

Руководитель организации – аудируемое лицо, несёт ответственность за организацию БУ и достоверность показателей БФО (см. ФЗ № 402).

В настоящие время общие концепции развития аудита заключаются в следующем:

1. Применение качественных стандартов аудиторской деятельности соответствующие международным стандартам аудита.

2. Соблюдение «Кодекса профессиональной этике аудиторов» от 31.05.2007г.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Следование единым квалификационным требованиям независимо от сферы деятельности (см. ФЗ №307, гл. 11-12).

4. Осуществление контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов со стороны СРО.

5. Организация государственно-общественного надзора за аудиторской деятельностью.

Система финансового контроля в РФ включает:

1. Государственный финансовый контроль.

2. Общественный контроль.

3. Независимый аудиторский контроль.

При этом аудит подменяет государственный финансовый контроль, хотя осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственный финансовый контроль осуществляется в общегосудственной и ведомственной формах и охватывает всех хозяйствующих субъектов.

1. Счётной палатой.

2. Федеральным казначейством

3. Федеральной службой финансово-бюджетного надзор.

4. Федеральной службой по финансовому мониторингу.

5. Федеральной налоговой службой.

6. Федеральной таможенной службой.

7. Федеральной службой по валютному и экспортному контролю и т.п.

Кроме того ГФК выполняют государственные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Основные функции ГФК:

1. Контроль за образование и использование государственных средств.

2. Контроль за погашением внутреннего и внешнего долга РФ.

3. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

4. Проверка использования и распределения государственных финансовых ресурсов.

5. Контроль за достоверностью БФО и ведению БУ, налогообложением.

6. Контроль за расчётом и уплатой налогов и т.п.

Аудит способствует предотвращению финансовых нарушений, ошибок, подлогов, незаконных действий и недостатков в организации и ведение БУ, поэтому органы ГФК заинтересованы в развитии аудиторской деятельности и качестве аудиторских услуг.

В 90 годах 20 века в России аудиторы проверяли, как правило, налоговые расчёты (подтверждающий аудит). В последние годы в России применяется системно ориентированный аудит, основанный на анализе системы БУ и внутреннего контроля.

Но в новых ФСАД рассматривается риско-ориентированный аудит, когда аудиторы проводят выборочные проверки, уделяя особое внимание, тем участкам БУ, где риск ошибок максимален.

Важной особенностью аудита является соблюдение определённых формальных процедур регламентированных стандартами аудита:

1. Оценка системы внутреннего контроля с помощью тест-контрля.

2. Планирование аудиторской проверки (план и программа).

3. Документирование результатов проверки в рабочих документах аудитора.

4. Определение аудиторского риска.

5. Расчёт уровня существенности.

6. Проведение аудиторских процедур по существу.

7. Оформление аудиторского заключения.

Общественный контроль осуществляется общественными институтами и СМИ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все.

http://studopedia.ru/1_128796_mesto-audita-v-sisteme-finansovogo-kontrolya.html

Особенности аудита эффективности и его место в системе государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Аудит эффективности — это форма государственного финансового контроля, обеспечивающая оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов и разработку предложений по повышению эффективности их деятельности.

Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля экономических и социальных результатов. Результаты определяются путем проведения проверок исполнения бюджета на объектах контрольного мероприятия целью аудита эффективности является определение экономичности (экономия средств исходя из достигнутых результатов (ст.34 бюд кодекс))продуктивности (соотношение затрат и результатов т.е сколько было затрачено на единицу результата) и результативности (конечный соц-экономический эффект).

Приоритетное развитие аудита эффективности в системе государственного контроля является сегодня стратегической задачей контрольных органов России по следующим причинам: -необходимость повышения результативности, действенности и эффективности государственного финансового контроля; -необходимость существенного улучшения деятельности исполнительных органов власти и иных организаций, использующих государственные ресурсы; -потребность усиления прозрачности деятельности организаций, использующих средства бюджета; -перспективы перехода на бюджетирование по результатам деятельности.

Функции и цели аудита эффективности.

Аудит эффективности включает в себя: 1.аудит экономичности административной деятельности по обеспечению программы в соответствии с правильными административными принципами и практиками; 2.аудит эффективности использования человеческих, финансовых и иных ресурсов, включая проверку информационных систем, систем показателей измерения деятельности и мониторинга, а также процедур для устранения обнаруженных несоответствий и недостатков; 3.аудит результативности деятельности в части достижения проверяемой программой заданных целей, а также аудит влияния, то есть сравнение фактического влияния той или иной программы или политики с запланированным.

Читайте так же:  Какие налоги платит ип на осно

Аудит эффективности призван улучшить качественные характеристики процесса функционирования государственного и муниципального секторов экономики и, как форма финансового контроля, направлен на создание механизмов оценки результативности управления финансовыми потоками в экономике общественного сектора. Таким образом, основными функциями аудита эффективности являются: -контрольная (проверка деятельности контролируемых объектов), -аналитическая (поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов), -синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).

Основной целью аудита эффективности можно считать качественное улучшение самого процесса управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования организаций, вовлеченных в бюджетный процесс.

К достоинствам аудита эффективности относят: 1.расширение границ финансового контроля за пределы формальных оценок распределения ресурсов до улучшения экономических объектов их осваивающих; 2.комплексный анализ причин неэффективного использования бюджетных средств в разрезе их получателей; 3.создание условий для борьбы с коррупцией в органах власти путем предоставления информации об использовании бюджетных средств; 4.предоставление законодательным органам власти возможности оценить результативность принятия решений по регулированию бюджетного процесса; 5.обеспечение органов исполнительной власти информацией и рекомендациями по повышению эффективности использования ресурсов; 6.воздействие на разработку стратегических решений в области финансовой политики.

Цель аудита эффективности состоит в оценке результативности произведенных расходов на основе отчетных данных после осуществления финансирования программы.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

http://cyberpedia.su/14×638.html

Место аудита в системе финансового контроля.

Отличительные черты аудита от других форм финансового контроля

Место аудита в системе финансового контроля. Составной частью и одним из видов финансового контроля является независимый контроль – аудит. Аудит в системе финансового контроля является методом осуществления вневедомственного независимого контроля, но он не заменяет государственный финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений, организаций, который осуществляют специальные государственные финансовые органы.

Отличие аудита от государственного финансового контроля. В отличие от государственного финансового контроля аудит выполняет роль советника, консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Отличие аудита от ревизии. Аудит отличается от ревизии по своей сущности, подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, а также по выводам, сделанным по результатам проверки. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности. Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание сопутствующих аудиту услуг. В отличие от аудита целью ревизии является выявление недостатков для их устранения и наказания виновных. Она выполняется на основе инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов и предназначена для обеспечения сохранности имущества, пресечения и профилактики злоупотреблений. Ревизию проводят работники ревизионного аппарата, ее оплачивает вышестоящая организация или государственный орган.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что судебно-бухгалтерская экспертиза не является независимой проверкой, а осуществляется по решению судебных органов. Она не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, так как представляет собой процессуально правовую форму, а аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля может самостоятельно определять методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Экономические предпосылки возникновения и

Становления аудита в мире

Становление аудита в мире.Исторической родиной аудита принято считать Великобританию, где с 1844г. был принят ряд законов, предусматривающих проверку бухгалтерских отчетов независимыми бухгалтерами для представления их заключений акционерам не реже одного раза в год. С течением времени в экономически развитых странах появилась развитая, детализированная законодательная база и сформировался жесткий свод профессиональных требований и стандартов, стали действовать унифицированные правила аудиторской деятельности, гарантирующие аудируемым лицам соответствующую квалификацию аудиторов, защищающие их от недобросовестного аудита и дающие возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских организаций. С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран обусловило необходимость согласования стандартов аудита на международном уровне, что позволило облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран. В настоящее время во многих странах институт аудита занимает твердые позиции и пользуется широким общественным признанием.

http://infopedia.su/13x103c0.html

Место аудита в системе финансового контроля

Аудитор, аудиторская организация обязаны соблюдать профессиональные этические принципы и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.

Аудит — форма финансового контроля; ст. 1 Закона об аудите определяет его место в системе государственного контроля. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. К таким органам относятся Счетная палата, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, входящая в структуру Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральная таможенная служба, а также Банк России и иные органы и их территориальные подразделения.

Читайте так же:  Раздел 2 1 2 про торговый сбор заполняют

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в России, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Она осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми на основании предложений Национального банковского совета.

Правовыми формами воздействия на нарушителей, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, являются представления и предписания Счетной палаты. Представление содержит указание Счетной палаты об устранении выявленных нарушений, о возмещении причиненного государству ущерба и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Предписание предъявляется в случае выявления нарушений, наносящих государству прямой ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.[14]

В соответствии с Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[15] и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»[16], утвердившими новую структуру федеральных органов исполнительной власти, функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности возлагаются на соответствующие федеральные службы.

Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей и др. ФНС России и ее территориальные органы — управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

http://mirznanii.com/a/15609-6/mesto-audita-v-sisteme-finansovogo-kontrolya-6

Место аудита в системе финансового контроля

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. ПРИНЦИПЫ АУДИТА

4. МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Институт независимого аудита в условиях рыночной экономики является одной из необходимых составляющих финансового контроля за деятельностью экономических субъектов, осуществляемого в любом государстве. Его роль невелика в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, и осуществляется тотальный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. В условиях происходящего переосмысления роли государства в экономике происходит и осознание изменившихся функций и форм осуществления финансового контроля. Поэтому в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования, когда в нормальном развитии рыночных отношений, обеспечении надежной защиты от финансовых рисков заинтересован не только каждый субъект экономической деятельности в отдельности, но и общество, государство в целом, роль аудита значительно возрастает.

С помощью аудита формируются выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности, который позволяет подтвердить достоверность информации, содержащейся в финансовых отчетах экономических субъектов. Наличие же достоверной финансовой информации, подтвержденной независимым лицом, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений. Это как никогда актуально в условиях глобализации экономики, появления транснациональных корпораций. Сегодня крупный бизнес интернационален, а процесс изменений и его влияние распространяются с большой скоростью. Операции крупного бизнеса по своим масштабам глобальны, так же как спрос на финансовые ресурсы и их предложение. Поэтому именно независимый аудит способен удовлетворить интересы широкого круга заинтересованных лиц в обеспечении достоверности финансовой информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций в условиях современной экономики.

Обязательный аудит, являясь одним из основных средств, понуждающих экономические субъекты предоставить достоверную информацию об их реальном финансовом положении заинтересованным пользователям финансовой информации, на современном этапе приобретает особую значимость.

Читайте так же:  Виды налогов социальные налоговые вычеты

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансово-правовой и гражданско-правовой регламентации обязательного аудита в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы финансового, административного и гражданского права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления обязательного аудита.

Целью исследования является комплексное изучение правового института обязательного аудита в Российской Федерации, определение содержания понятий «аудиторская деятельность», «обязательный аудит», выявление и теоретическое осмысление проблем финансово-правового и гражданско-правового регулирования обязательного аудита, а также формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Законодатель прежде всего указывает на коммерческий характер аудиторской деятельности. Все признаки предпринимательской деятельности, определенные ст. 2 ГК РФ, а именно: самостоятельность, рисковый характер, систематичность действий с целью получения прибыли от оказания услуг соответствующими лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Законом порядке, присущи аудиту (аудиторской деятельности). Так, самостоятельный характер аудиторской деятельности указывает на ее волевой граждане и юридические лица самостоятельно, т.е. своей волей и в своем интересе, осуществляют данную деятельность. Аудиторы и аудируемые лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, они по своему усмотрению определяют приемы, методы и конкретные процедуры проведения аудита, за исключением планирования и документирования аудита, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Самостоятельность аудиторской деятельности не исключает ее общего регулирования со стороны государства.

Свобода и самостоятельность деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора предполагают и несение риска последствий соответствующих действий. Предпринимательский риск — нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных имущественных последствий предпринимательской деятельности. Аудиторский риск — это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.[1]

Систематичность действий по оказанию аудиторских и сопутствующих им услуг позволяет отграничить разовые действия субъектов (аудиторов), обладающих соответствующей правоспособностью, от постоянного процесса. При этом цель — получение прибыли при осуществлении аудиторской деятельности — достигается за счет оказания услуг в сфере аудита.

Наряду с признаками, присущими предпринимательской деятельности, аудит обладает рядом качеств, которые выделяют его в особый вид предпринимательства.

Во-первых, законодатель объявляет цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности могут быть любые заинтересованные лица: юридические и физические лица, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления и органы суда.

Указанная цель сообщает аудиторской деятельности общественно значимый характер. Особенно ярко это выражено при обязательном аудите.

Вместе с тем, будучи экономической деятельностью, аудит по своей природе предполагает осуществление аудиторских услуг на возмездных началах. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор получают вознаграждение за оказанные аудиторские и сопутствующие им услуги.

Таким образом, аудиторская деятельность является деятельностью предпринимательской даже в том случае, когда юридическое лицо осуществляет обязательный аудит.

Во-вторых, аудиторская деятельность относится к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, зарегистрированным в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора в порядке, определяемом законом. Данный субъект создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью. Иными словами, не допускается объединение аудиторской с иными видами предпринимательской деятельности. Исключительность аудиторской деятельности необходима с целью выделения из общих хозяйствующих субъектов специальной группы, осуществляющих аудит на профессиональной основе и профессиональном уровне, при этом отвечающих принципу независимости, а также обеспечения государственного контроля за этой группой субъектов.

Профессионализм в аудиторской деятельности достигается и поддерживается подготовкой и аттестацией специалистов, ежегодным повышением их квалификации, невозможностью совмещения аудиторской с другими видами предпринимательской деятельности, а значит, сосредоточенностью лишь на своей профессии.

В-третьих, аудиторы как субъекты профессиональной деятельности, выполняющие социально значимую функцию, наделены особыми правами и преимуществами. Подготовленное ими заключение по результатам аудиторской проверки является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Аудиторы обладают правом (которое также является и их обязанностью) хранить профессиональную тайну (не разглашать сведения об операциях аудируемых лиц, а также обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых от проверяемых лиц и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности). Законом предусмотрена возможность создания аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые наделяются определенными полномочиями по отношению к своим членам.

Помимо названных признаков Закон об аудите выделяет также независимый характер этой деятельности, выражающийся главным образом в отсутствии ведомственных, внутрифирменных отношений между аудитором и проверяемым лицом, а также финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mirznanii.com/a/15609/mesto-audita-v-sisteme-finansovogo-kontrolya

Место аудита в финансовом контроле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here