Квалифицирующие признаки уклонения от уплаты налогов

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Квалифицирующие признаки уклонения от уплаты налогов" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Верховный суд о налоговых преступлениях: что считается уклонением от налогов и кому грозит за это уголовное наказание

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Юрист

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

Состав квалифицирующих признаков уклонения фирм от уплаты налогов и сборов могут дополнить

Квалифицирующим признаком указанного в ст. 199 УК РФ преступления может стать в том числе случай, когда деяние совершено в отношении доходов контролируемых иностранных компаний, доходов по контролируемой сделке. Это положение содержится в проекте, принятом Госдумой во втором чтении 18 марта 2015 г.

В ч. 2 названной статьи предусмотрены два квалифицирующих признака уклонения от уплаты организацией налогов и (или) сборов: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору и совершение деяния в особо крупном размере. Применительно к данным случаям санкции установлены, в частности, в виде штрафа, взимаемого в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишения свободы на срок до шести лет.

Согласно проекту, перечень упомянутых квалифицирующих признаков будет дополнен следующими положениями: совершение деяния организованной группой (п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ в редакции проекта), совершение деяния в отношении доходов контролируемых иностранных компаний либо доходов по контролируемой сделке (п. «в» ч. 2 ст. 199 УК РФ в редакции проекта). Напомним, что условия признания сделок контролируемыми предусмотрены в ст. 105.14 НК РФ. Согласно данной статье сделка признается контролируемой, если она заключена между взаимозависимыми лицами. При этом должны учитываться особенности, определенные в указанной статье. К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнены также иные сделки, которые поименованы в пп. 1 — 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Проект содержит и иные положения. Одно из них касается не включенной в налоговую базу в 2015 — 2017 гг. прибыли контролируемой иностранной компании. На основании анализа этого положения можно сделать вывод, что п. «в» ч. 2 ст. 199 УК РФ (в редакции проекта) не планируется применять в случаях, когда сумма налога, рассчитанная исходя из величины такой прибыли, не перечислена или уплачена частично и ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме. Отметим, что в настоящее время действует ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ, согласно которой в рассматриваемой ситуации (при соблюдении указанного условия) уголовная ответственность не наступает.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Документ: проект Федерального закона № 599584-6 «О внесении изменений в статьи 173.1 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Уклонение от уплаты налогов: признаки и меры наказания

Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы. Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные мошеннические схемы. Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

Действующие меры наказания

Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.

Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:

  • штраф в 300 тыс. рублей и лишение воли на 1 год – если сумма неуплаты крупная;
  • если неуплата налогов характеризуется как особо крупная, то наказание будет ужесточено, нарушитель имеет все шансы оказаться за решеткой на 3 года, а также будет оштрафован на 500 тыс. рублей.

Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:

  1. Должностное лицо при установлении факта отсутствия сборов с организации в крупном размере будет оштрафовано на 300 тыс. рублей. Кроме того, положениями ст.199 УК РФ предусматривается лишение воли на 2 года, и 3-летний запрет на занятие определенными служебными обязанностями.
  2. Если квалифицирующие признаки определены как особо крупный размер неуплаты, или преступление совершено несколькими особами по предварительной договоренности, сумма штрафный санкций составит 500 тыс. рублей, а срок тюремного заключения увеличится до 3 лет.

Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности. Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:

  1. Для привлечения нарушителей к ответственности (ст.113 НК РФ).
  2. Для взыскания штрафных санкций и компенсаций (ст.115 НК РФ).

В обоих случаях устанавливается срок давности в 3 года (10 лет при наличии особых квалификационных признаков).

Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.

Читайте так же:  Задолженность бюджету по налогам и сборам

Квалифицирующие признаки уклонения от уплаты налогов

Объектом преступления являются финансовые интересы государства [1] .

Объективная сторона

Объективная сторона заключается в действиях направленных на уклонении от уплаты налогов в крупном размере. Под уклонением следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ [2] .

Субъективная сторона

Субъективная сторона заключается в прямом умысле. Виновный осознает факт уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации в крупном размере путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом и желает таким способом уклониться от уплаты налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в названном размере.

Субъект

Субъектом преступления может быть лицо, на которое в соответствии с его полномочиями возложена обязанность обеспечить уплату налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации. К таким лицам относятся руководитель и главный (старший) бухгалтер, а также лица, фактически, законно выполняющие их обязанности, организаций-плательщиков любой организационно-правовой формы и формы собственности. Другие лица, в частности, служащие организаций-плательщиков налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные по уплате налогов или страховых взносов, могут нести ответственность лишь как соучастники данного преступления [3] .

Квалифицирующие признаки

Квалифицированный состав данного преступления характеризуется совершением данного деяния в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору.

Крупный и особо крупный размер

В соответствии с примечанием к статье 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, крупный размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Введение в тему

Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.

Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:

  • После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
  • После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
  • Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.

В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:

  • привлекают к решению вопросов кредитные и банковские учреждения, которые могут провести операции по обналичиванию сделок;
  • используют средства, полученные гражданами по различным социальным программам (маткапитал, военная ипотека), и незаконно обналичивают их;
  • переводят денежные ресурсы на счета физических лиц, в свою очередь владелец счета снимает всю сумму поступления, после чего замораживает или закрывает счет;
  • используют услуги фирм-однодневок, на их расчетные счета переводятся крупные суммы денег, а после снятия их и получения в банке, фирма аннулируется и перестает существовать.

Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности. Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов. Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.

Освобождение от ответственности

В соответствии с примечанием-2 к статье 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вина и обстоятельства, влияющие на строгость санкций

Уклонение от уплаты налогов, как и другие виды налоговых правонарушений, может совершаться умышленно или по неосторожности. Разница заключается в том, что в первом случае лицо осознавало, что действует противозаконно, а во втором случае правонарушитель не понимал, что нарушает закон, хотя должен был.

В НК РФ перечислены обстоятельства, на основании которых можно исключить вину правонарушителя, а именно:

  • уклонение от уплаты налогов произошло из-за стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
  • физлицо допустило уклонение от уплаты налогов из-за своего болезненного состояния;
  • налогоплательщик следовал разъяснениям, действовал по инструкциям налоговых или иных компетентных органов, что в итоге привело к уклонению от уплаты налогов.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств налогоплательщика не могут привлечь к ответственности.

Но если налогоплательщик все же был привлечен к ответственности, остается еще вопрос о назначении наказания. И тут могут оказывать влияние смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для тех, кто совершил действия, приведшие к уклонению от уплаты налогов, вследствие тяжелых личных обстоятельств, под угрозой или из-за принуждения, возможно уменьшение размера штрафа как минимум в 2 раза. А вот для тех лиц, которые совершили подобное правонарушение повторно, штраф может быть увеличен на 100 %.

При выявлении фактов уклонения от уплаты налогов государство заинтересовано не только наказать правонарушителя, но и вернуть недоплаченные суммы в бюджет. Кроме того, нарушителя обязывают уплатить штрафы, возникающие из-за неуплаты налогов, что также увеличивает поток поступлений в бюджет.

Читайте так же:  Имеющих задолженность по уплате налогов

С другой стороны, наказание должно быть таким, чтобы предотвратить повторное уклонение от уплаты налогов правонарушителем, поэтому налогоплательщиков, укрывающих доходы в крупных и особо крупных размерах, могут даже лишить свободы на 3 года.
С сайта nsovetnik.ru

В этой статье вы узнали, про уклонение от уплаты налогов. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Ответственность за уклонение от налогов

Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы. Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные мошеннические схемы. Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Состав правонарушения и норма УК РФ

К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания:

Наказание может быть дополнено

Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ):

— непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*;

— включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ)

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ):

— собственником или руководителем организации;

— иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет

На срок до 5 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

* Под иными следует понимать любые документы, предусмотренные НК РФ или принятыми в соответствии с ним федеральными законами и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов, в частности выписки из книги продаж, копии журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

**Содеянное будет квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 г. № 64).

Видео (кликните для воспроизведения).

*** Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

При этом главного бухгалтера могут освободить от уголовной ответственности, если он раньше не совершал подобных противозаконных действий.

Для этого он сам либо организация должны полностью погасить всю сумму недоимки и пеней и уплатить штраф в размере, определенном согласно нормам НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

Квалифицирующие признаки уклонения от уплаты налогов

Объектом преступления являются финансовые интересы государства [1] .

Объективная сторона

Объективная сторона заключается в действиях направленных на уклонении от уплаты налогов в крупном размере. Под уклонением следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ [2] .

Субъективная сторона

Субъективная сторона заключается в прямом умысле. Виновный осознает факт уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации в крупном размере путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом и желает таким способом уклониться от уплаты налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в названном размере.

Субъект

Субъектом преступления может быть лицо, на которое в соответствии с его полномочиями возложена обязанность обеспечить уплату налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации. К таким лицам относятся руководитель и главный (старший) бухгалтер, а также лица, фактически, законно выполняющие их обязанности, организаций-плательщиков любой организационно-правовой формы и формы собственности. Другие лица, в частности, служащие организаций-плательщиков налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные по уплате налогов или страховых взносов, могут нести ответственность лишь как соучастники данного преступления [3] .

Читайте так же:  Налоговый кодекс российской федерации земельный налог

Квалифицирующие признаки

Квалифицированный состав данного преступления характеризуется совершением данного деяния в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору.

Крупный и особо крупный размер

В соответствии с примечанием к статье 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, крупный размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Действующие меры наказания

Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.

Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:

  • штраф в 300 тыс. рублей и лишение воли на 1 год – если сумма неуплаты крупная;
  • если неуплата налогов характеризуется как особо крупная, то наказание будет ужесточено, нарушитель имеет все шансы оказаться за решеткой на 3 года, а также будет оштрафован на 500 тыс. рублей.

Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:

  • Должностное лицо при установлении факта отсутствия сборов с организации в крупном размере будет оштрафовано на 300 тыс. рублей. Кроме того, положениями ст.199 УК РФ предусматривается лишение воли на 2 года, и 3-летний запрет на занятие определенными служебными обязанностями.
  • Если квалифицирующие признаки определены как особо крупный размер неуплаты, или преступление совершено несколькими особами по предварительной договоренности, сумма штрафный санкций составит 500 тыс. рублей, а срок тюремного заключения увеличится до 3 лет.

Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности. Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:

  • Для привлечения нарушителей к ответственности (ст.113 НК РФ).
  • Для взыскания штрафных санкций и компенсаций (ст.115 НК РФ).

Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.
С сайта ugolovnoe-pravo.com

Борьба с уклонением от уплаты налогов

Налоговые органы, Центральный банк РФ и арбитражные суды выделяют типичные признаки, при наличии которых организацию можно подозревать в уклонении от уплаты налогов [4] :

  • отсутствие экономического смысла у хозяйственных операций;
  • отсутствие персонала или средств для осуществления заявленных операций;
  • использование посредников при операциях без явной необходимости;
  • несоответствие заработной платы сотрудников их квалификации;
  • уменьшение налоговой нагрузки при одновременном увеличении выручки;
  • положительная разница между заемными средствами и выручкой;
  • высокое соотношение НДС, заявляемого к вычету, к НДС, подлежащему уплате.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.

Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).

Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.

А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.

Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:

умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.

Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).

Читайте так же:  Пример заполненного заявления на возврат налогового вычета

На это указано в пункте 3 постановления № 64.

Также руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, от степени участия в содеянном могут быть привлечены к ответственности:

— за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;

— за сокрытие денежных средств либо имущества организации, которые должны быть направлены на взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Таким образом, по статье 199 Уголовного кодекса РФ субъектами преступления могут быть признаны не только руководитель организации, но и главный бухгалтер (п. 7 постановления № 64):

Уголовно-правовая характеристика преступления

Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.

В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов. Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров. Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.

Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.

Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.

Они влекут за собой уменьшение бюджета за счет отсутствия средств, что является ударом по экономической безопасности государства.

Квалифицирующие признаки

При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.

Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):

  • крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
  • особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.

Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):

  • крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
  • особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.

Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.

В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):

  1. Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
  2. Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.

Введение в тему

Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:

  1. После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
  2. После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
  3. Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.

Большая часть всех способов уклонения от уплаты налогов являются противозаконными, и их использование влечет за собой определенную ответственность для нарушителей.

В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:

  • привлекают к решению вопросов кредитные и банковские учреждения, которые могут провести операции по обналичиванию сделок;
  • используют средства, полученные гражданами по различным социальным программам (маткапитал, военная ипотека), и незаконно обналичивают их;
  • переводят денежные ресурсы на счета физических лиц, в свою очередь владелец счета снимает всю сумму поступления, после чего замораживает или закрывает счет;
  • используют услуги фирм-однодневок, на их расчетные счета переводятся крупные суммы денег, а после снятия их и получения в банке, фирма аннулируется и перестает существовать.

Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности. Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов. Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.

Читайте так же:  Валютный контроль контракты без оплаты

Освобождение от ответственности

В соответствии с примечанием-2 к статье 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Квалифицирующие признаки

При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.

Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):

  • крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
  • особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.

Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):

  • крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
  • особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.

Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.

В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):

  • Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
  • Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.

Сроки давности

В НК РФ при рассмотрении вопроса о возможности применения наказания используются два вида срока давности:

  • для привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);
  • для взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ).

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов можно только на протяжении 3 лет после окончания налогового периода, в котором было совершено правонарушение. Получается, что и проверка, в ходе которой устанавливается факт правонарушения, может охватывать только последние 3 года.

Однако у налоговой инспекции есть способ приостановить течение срока давности. Он может быть задействован, если есть данные, что налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов, а срок давности подходит к концу. Когда налогоплательщик тянет время и активно противится проведению проверки, в налоговой могут просто составить акт (форма по КНД 1160074, утвержденная приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]) и тем самым приостановить течение срока давности.

Как только налоговая инспекция вынесла решение о привлечении правонарушителя к ответственности за уклонение от уплаты налогов, начинается отсчет срока давности взыскания штрафов. Изначально налогоплательщику направляется требование об уплате штрафа, в котором прописаны сроки его исполнения.

Если налогоплательщик добровольно не исполняет требование, у налоговой службы есть 2 варианта:

  • на протяжении 2 месяцев самостоятельно принять решение о взыскании штрафа;
  • на протяжении полугода обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа.

Оба эти срока начинают течь с момента истечения срока, выставленного в требовании об уплате штрафа.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.

В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов. Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров. Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.

Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.

Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.

Борьба с уклонением от уплаты налогов

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые органы, Центральный банк РФ и арбитражные суды выделяют типичные признаки, при наличии которых организацию можно подозревать в уклонении от уплаты налогов [4] :

  • отсутствие экономического смысла у хозяйственных операций;
  • отсутствие персонала или средств для осуществления заявленных операций;
  • использование посредников при операциях без явной необходимости;
  • несоответствие заработной платы сотрудников их квалификации;
  • уменьшение налоговой нагрузки при одновременном увеличении выручки;
  • положительная разница между заемными средствами и выручкой;
  • высокое соотношение НДС, заявляемого к вычету, к НДС, подлежащему уплате.

Источники

Квалифицирующие признаки уклонения от уплаты налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here