Контроль за совершением валютных операций

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Контроль за совершением валютных операций" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Изменения валютного законодательства: рекомендации Банка России о выявлении банками «сомнительных» операций клиентов при осуществлении валютных операций

На правах рекламы

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.

В связи с существенным ужесточением в последнее время контроля со стороны Банка России за деятельностью уполномоченных банков резидентам, планирующим или проводящим валютные операции, важно знать об актуальных требованиях, которые предъявляются российским законодательством в области валютного регулирования и финансового мониторинга. Рассмотрим последние изменения валютного законодательства и рекомендации Банка России кредитным организациям о повышении внимания к отдельным операциям клиентов.

Сегодня ограничения при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами по общему правилу отсутствуют (ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; далее – закон о валютном регулировании). Хотя в последнее время экспертное сообщество все чаще обсуждает возможность ограничения такого вида операций с иностранной валютой и иностранными ценными бумагами как валютные операции, связанные с движением капитала.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Напомним, ранее действовавший закон, на смену которому и пришел в 2004 году закон о валютном регулировании в действующей редакции, относил к операциям движения капитала, в частности, приобретение ценных бумаг, вклады в уставный капитал, а также приобретение недвижимого имущества, получение и предоставление кредитов на срок свыше 180 дней (п. 10 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»). Сегодня же закон о валютном регулировании не содержит определения операций, относящихся к движению капитала, и возможности ограничения их осуществления.

Для введения таких ограничений потребуется внесение значительных принципиальных изменений в закон о валютном регулировании.

В настоящее же время законодатель идет по пути уточнения прав и обязанностей резидентов в отношении валюты РФ и внутренних ценных бумаг за пределами территории РФ, режима счетов резидентов в банках за пределами РФ, а также проведения валютных операций между резидентами.

В частности, последние изменения закона о валютном регулировании, которые вступят в силу 28 декабря текущего года, касаются введения возможности расчетов в иностранной валюте между резидентами по договорам факторинга (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 181-ФЗ). Поправки установили, что такие операции осуществляются без ограничений. В связи с этим урегулированы также требования закона о валютном регулировании в части репатриации иностранной валюты и валюты РФ. Так, обязанность резидента по репатриации экспортной выручки признается исполненной, если он обеспечил в сроки, установленные соответствующим внешнеторговым договором, получение от нерезидента иностранной валюты или валюты РФ финансовым агентом (фактором) по договору факторинга.

Но при отсутствии ограничений со стороны валютного законодательства существуют серьезные ограничения при осуществлении внешнеэкономической деятельности и проведении валютных операций, обусловленные регулированием в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ).

Операции клиентов рассматриваются с точки зрения соответствия действующей оценке Банком России этих операций как сомнительных, целями которых являются легализация доходов, полученных преступным путем, и уклонение от уплаты налогов.

Критерии сомнительности касаются как субъектного состава сделки (юрисдикций контрагентов-участников ВЭД, банков), так и целых видов деятельности, занятие которыми может сделать клиента подозрительным в глазах банка – например, брокерская деятельность, работа с ценными бумагами, деятельность платежных агентов (письмо Банка России № 172-Т от 4 сентября 2013 г.).

За последний год Банком России также были приняты многочисленные рекомендации уполномоченным банкам по выявлению сомнительных операций их клиентов и дальнейшим действиям, сводящимся к отказу в выполнении операций, прекращению обслуживания данных клиентов и необходимости сообщения об их операциях контролирующим органам (в частности, Росфинмониторингу).

Основным направлением контроля Банка России в настоящее время является контроль за проведением клиентами уполномоченных банков транзитных операций и пресечение их осуществления (письмо Банка России № 236-Т от 31 декабря 2014 г.).

Критериями таких операций признаны:

  • зачисление денежных средств от большого количества других резидентов с последующим списанием;
  • регулярность;
  • небольшой срок между зачислением и списанием;
  • проведение операций в течение длительного времени;
  • минимальность обязательств по уплате налогов при осуществлении деятельности клиента;
  • незначительный объем налоговых или иных обязательных платежей, осуществляемых по счету.
Читайте так же:  Инструкция по сбору торговой палатки

На практике два последних признака является определяющими.

В июле 2015 года усилилась тенденция на ужесточение контроля за операциями с ценными бумагами. Так, одновременно были выпущены методические рекомендации Банка России о повышении внимания к отдельным операциям кредитных организаций (письмо Банка России № 17-МР от 15 июля 2015 г.), брокеров (письмо Банка России № 18-МР от 15 июля 2015 г.) и депозитариев (письмо Банка России № 16-МР от 15 июля 2015 г.), которыми установлены критерии для признания операций не имеющими очевидного экономического смысла, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

К операциям, требующим повышенного внимания, были отнесены расчеты по приобретению у нерезидента или российской кредитной организации внешних ценных бумаг (например, еврооблигаций), местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренних ценных бумаг, характеризующиеся хотя бы двумя из следующих признаков:

  • регулярность;
  • один и тот же состав участников;
  • односторонняя направленность (только приобретение ценных бумаг, но не отчуждение);
  • отсутствие фактического движения денежных средств (встречное представление других активов, особенно товаров, ввезенных из государств-членов Таможенного союза, либо зачет встречных требований);
  • соответствие критериям необычного характера сделки в соответствии с правилами, установленными в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В качестве примеров можно привести следующие операции: «дробление операции» (поступающие и быстро списываемые за короткий период по одному основанию суммы, составляющие в итоге 600 тыс. руб. и более), переводы в пользу нерезидента в случае несовпадения юрисдикций получателя и банка-получателя, многократная купля-продажа одного и того же инструмента в сделках с одной и той же стороной, приобретение профессиональным участником (как от своего имени и за свой счет, так и по поручению или за счет клиента) иностранных ценных бумаг у нерезидента на сумму, равную или свыше 600 тыс. руб., приобретение профессиональным участником рынка ценных бумаг за счет клиента ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, не на организованных торгах.

При этом Банк России также указал признаки клиентов, совершающих указанные операции с ценными бумагами, к которым требуется проявить дополнительное внимание: минимальный размер уставного капитала, выполнение одним и тем же лицом функций учредителя, руководителя и бухгалтера, регистрация организации по адресу «массовой регистрации», а также отсутствие исполнительного органа по месту нахождения организации.

Повышенный интерес регулятора с конца 2014 года также вызывают сделки с резидентами Республики Казахстан, предусматривающие ввоз товаров на территорию РФ, и перевод средств в банки Республики Казахстан. По таким сделкам Банк России рекомендует запрашивать у клиентов дополнительные документы, подтверждающие регистрацию сделки в налоговом органе и уплату налогов, и проверять данную информацию на сайте ФНС России (письмо Банка России №168-Т от 3 октября 2014 г., письмо Банка России № 216-Т от 22 декабря 2014 г.).

Ранее порядок осуществления внешнеторговых сделок с резидентами стран Таможенного союза, предусматривающих ввоз товаров на территорию РФ с территорий Республики Беларусь или Республики Казахстан, предусматривал только требование о предоставлении резидентом в уполномоченный банк дополнительно к товарно-транспортным документам статистической формы учета перемещения товара (подп. 9.1.2. Инструкции Банка России № 138-И от 4 июня 2012 г.). А не имеющими очевидного экономического смысла и очевидной законной цели признавались – и признаются сегодня – переводы денежных средств на счета, открытые в банках других стран (не Казахстана или Белоруссии) (письмо Банка России № 104-Т от 10 июня 2013 г., письмо Банка России № 110-Т от 19 июня 2013 г., письмо Банка России № 150-Т от 7 августа 2013 г.).

Также за последнее время Банк России усовершенствовал систему сбора информации от уполномоченных банков и ее обработки. В частности, информация о структуре и объемах осуществляемых клиентами банка валютных операций с июля 2015 года направляется в Банк России каждые 10 дней (ранее – ежемесячно). Состав этой информации позволяет главному банку страны анализировать операции в разрезе юрисдикций контрагентов, банков и содержания операций. На основании этого анализа Банк России регулярно запрашивает у банков большие объемы подробных данных о клиентах и проводимых ими операциях.

В рамках обмена информацией с ФТС России организована регулярная передача этим ведомством в уполномоченные банки данных о завышении стоимости ввозимых на территорию РФ товаров относительно рыночной. При получения от клиента требования об оплате указанных товаров Банк России рекомендует банкам отказывать в совершении таких операций и расторгать договор банковского счета.

Так как неисполнение или недостаточно тщательное исполнение рекомендаций грозит банку дополнительными проверками, сплошным контролем операций, ограничениями или даже прекращением деятельности, ужесточение контроля со стороны Банка России привело к следующему. Сегодня банки оценивают сделки с ценными бумагами, работу с брокерами, физическими лицами, внешнеторговые сделки (импорт товаров) своих клиентов с резидентами Республики Казахстан и прочие сделки, дополнительно регулируемые в соответствии с рекомендациями регулятора, изначально как рискованные и требующие дополнительного внимания.

Как следствие, банки пересматривают внутреннюю систему контроля и усиливают контроль за клиентом в целом и его внешнеторговыми контрактами, иногда предпочитая избавиться от потенциально рискованного клиента, не принимая во внимание особенности его бизнеса, – даже при наличии доказательств реальности его деятельности.

Поэтому важной задачей при планировании резидентом внешнеэкономической деятельности и расчетов с нерезидентами является анализ сделки с позиции следующих факторов:

  • принципиальная возможность проведения операции с точки зрения действующего валютного законодательства;
  • актуальные условия валютного контроля (требования банков, контролирующих органов, соотношение выгодности планируемой сделки и возможных осложнений);
  • требования, предъявляемые к нерезиденту-контрагенту по сделке и банку-нерезиденту, через который планируется осуществление расчетов (с точки зрения возможности и оперативности расчетов и вопросов, которые могут появиться у уполномоченного банка);
  • документарное оформление сделки (соответствие контракта и сопутствующих документов современным требованиям учета и законодательства);
  • выбор российского уполномоченного банка, позволяющего обеспечить надежное и эффективное обслуживание клиента – необходимо обратить внимание, в частности, на техническую возможность оперативно осуществлять требуемые клиенту расчеты, уровень квалификации сотрудников, достаточный для правильной оценки проводимых клиентом нестандартных операций, а также наличие качественной обратной связи с клиентом для верной комплексной оценки его деятельности.
Читайте так же:  Проверить долг по налогам по инн физического

Тщательная проверка указанных обстоятельств и понимание актуальных требований действующего российского законодательства, в том числе требований к кредитным организациям со стороны Банка России, позволят значительно снизить риски возникновения проблем (таких, как отказ банка в осуществлении расчетов по счетам клиентов) при проведении резидентом валютных операций.

19. Валютный контроль, его основные направления

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. Основным органом валютного контроля в РФ является ЦБ РФ, который:

определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ;

5) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; 6) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам, а также порядок и сроки их предоставления. Деятельность ЦБ РФ состоит в следующем:

1) поэтапное оснащение конвертируемости валюты по текущим операциям, учитывая состояние и изменения важных факторов, которые создают для этого необходимые условия (адекватная международная ликвидность, эффективный обменный курс, устойчивая макроэкономическая политика и нужная экономическая среда, которая определяет возможности и стимулы для надлежащего реагирования на рыночные цены);

2) создание необходимых условий для притока финансового капитала и привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, учитывая приоритет долгосрочных вложений, а также ограничения прилива неустойчивого краткосрочного капитала;

3) предотвращение беспочвенного оттока капитала из страны и ограничение вероятностей для бегства капитала, включая возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;

4) противодействие легализации через режим кредитных организаций преступных доходов, приобретенных в иностранной валюте или в виде прочих валютных ценностей.

Достижение вышеуказанных целей следует осуществлять поэтапно с учетом особенностей использования иностранной валюты в разнообразных сферах ее обращения.

Валютный контроль

В России основной платежной валютой является рубль. Лишь для определенных операций предусмотрено использование денежных единиц других стан. Все они подпадают под действие валютного законодательства и, как следствие, контроля.

Что такое валютный контроль

Сам термин «валютный контроль» обозначает ряд действий со стороны специальных органов по соблюдению законодательных норм, связанных с валютными операциями. В России за сделками с участием иностранных денежных единиц следят Центробанк, Министерство финансов, местные исполнительные власти, а также правительство и таможенная служба.

Впрочем, конкретные действия по осуществлению контроля проводят специальные агенты — коммерческие банковские учреждения с соответствующей лицензией. Они добровольно берут на себя обязанности по контролю за операциями с валютой, а взамен получают вознаграждение за каждую проведенную транзакцию.

Помимо контроля за соблюдением норм действующего законодательства, агенты отслеживают легальность операций, достоверность сведений, указанных в сопроводительных документах, а также следят за выполнением обязательств, указанных в договорах.

Интересно, что многие европейские страны отказались от какого-либо надзора в сфере валютных операций — сегодня около 50 стран мира, включая Россию, используют механизмы ВК.

Принципы валютного контроля

В нашей стране валютный контроль позволяет отсекать неправомерное вмешательство государственных и муниципальных властей в операции, связанные с использованием валюты. Защита прав всех участников — резидентов и нерезидентов — гарантируется на государственном уровне.

В своей работе агенты валютного контроля вправе использовать различные проверки, информационные запросы в разные инстанции, а также анализ собранных сведений. При этом сам ВК делится на три вида:

  • первичный — до момента совершения транзакции проверяется легальность документов и источников дохода;
  • текущий — выполняется в ходе осуществления перевода;
  • последующий — выполняется уже после завершения валютных транзакций.

Важным принципом функционирования ВК, помимо законности и обязательности к исполнению для всех, является и соблюдение коммерческой тайны. То есть законом гарантируется, что детали валютных операций не станут достоянием общественности и не будут переданы третьим лицам.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.
Читайте так же:  Налоговые вычеты какие изменения

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Агенты валютного контроля

Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.

В своей деятельности агенты ВК имеют право:

  • оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
  • проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
  • регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
  • закрывать операции, если это предусмотрено договором;
  • составлять отчеты по всем проведенным расчетам.

Этапы валютного контроля

В зависимости от специфики проводимой сделки, этапы валютного контроля могут незначительно различаться. Однако практически всегда процесс выглядит следующим образом:

  • подготавливается пакет документов, необходимых для легализации сделки (конкретный перечень можно получить в банке, через который планируется провести расчеты);
  • при необходимости открываются валютные и транзитные счета;
  • агент ВК проверяет подлинность документов, и если всё в порядке, то проводит операцию;
  • если сумма контракта превышает 3 млн рублей, банк регистрирует договор;
  • информация о совершенных операциях заносится в базы данных;
  • по окончании сделки составляется отчетность, а сама операция закрывается.

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года произошла отмена паспортов сделки для контрактов, касающихся импорта или экспорта. Теперь банк уполномочен самостоятельно регистрировать сделку, если сумма в договоре по ней превышает 3 млн рублей или эквивалент в иной валюте.

Документы для валютного контроля

Изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в марте 2018 года, предусматривают, что банки могут потребовать дополнительные документы по любым сделкам, вне зависимости от суммы расчетов. Но при этом в перечне официальных бумаг будут только те, что непосредственно относятся к конкретной сделке:

  • справки о государственной регистрации участников договора;
  • таможенная декларация и иная документация;
  • контракты, инвойсы, счета;
  • доверенность на проведение валютной операции.

С 2019 года при сделках до 200 тысяч рублей отправлять документы в банк не нужно (исключение составляют особые случаи, при которых есть повод усомниться в законности сделки). Достаточно указать сведения, необходимые для совершения банковской операции:

  • наименование зарубежного партнера и страну его регистрации;
  • реквизиты счета получателя, сумму сделки и валюту, в которой она проводится;
  • данные по контракту — его номер, дату подписания;
  • вид сделки — товарная (экспортная или импортная), оказание услуг, предоставление или возвращение займа и т. д.;
  • особенности платежа (например предоплата).

Специфика оформления сведений зависит от требований банка: в некоторых случаях достаточно отправить письмо на электронную почту или по пунктам перечислить нужные сведения консультанту в банковском чате.

По новому закону банк обязан указывать, какие ошибки найдены в валютных договорах, чтобы заинтересованные стороны могли их оперативно устранить. До этого банковские компании лишь фиксировали факт наличия ошибок, но искать их приходилось самостоятельно.

Также среди нововведений имеет место обязательное условие для резидентов и нерезидентов указывать сроки оплаты по договору, а также срок выполнения всего контракта в целом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно, чтобы все документы, предоставляемые в банк, были необходимым образом легализованы, а при необходимости сопровождались переводом на русский язык (лучше — нотариально заверенным).

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Нарушения валютного законодательства

Контролирующие органы строго следят за исполнением требований закона, касающихся валютных операций. Нарушениями при этом считаются:

  • нарушение сроков, определенных для подачи отчетов или уведомлений (например, об открытии валютного счета нужно сообщить налоговой службе в течение 14 календарных дней);
  • использование заведомо ложных сведений в документах, относящихся к сделке;
  • нарушение сроков, указанных в договоре (штрафы начисляются даже в том случае, если виновником задержки валютных средств является зарубежный партнер);
  • игнорирование обязанности по возврату средств, поступивших от нерезидентов, на территорию РФ (проще говоря, если деньги от иностранного партнера «затерялись» на оффшорных или иных счетах).
Читайте так же:  Налог на приобретение имущества

За нарушение валютного законодательства предусмотрено несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая — сделку могут просто приостановить или вовсе аннулировать;
  • административная — накладываются штрафы в зависимости от характера нарушения (обратите внимание, что при повторных нарушениях размеры штрафных санкций резко возрастают);
  • уголовная, включая лишение свободы.

Основные денежные штрафы накладывает ФНС. Если речь идет о нарушении закона во время проведения таможенных операций, то вправе подключиться и ФТС.

Подробнее о размере штрафных санкций можно узнать из статьи 15.25 КоАП РФ. В частности, юридические лица могут получить «письма счастья» за просроченные или вовсе не предоставленные отчеты, неправильное хранение или оформление документов.

Статья 193 УК РФ предусматривает крупные денежные штрафы (до 1 млн рублей) или ограничение свободы на срок до 10 лет за фальсификацию документов, предоставление неверных сведений, незаконный вывод средств за границу (в том числе группой лиц или с использованием подставных компаний).

Важно! Срок исковой давности по нарушениям административного характера составляет 2 года. Это значит, что в 2019 году можно получить штрафы по нарушениям, совершенным в 2017 и 2018 годах.

Можно ли оспорить штраф

Российским законодательством предусмотрена возможность снизить сумму штрафа в связи с малозначительностью нарушения или наличием ряда смягчающих обстоятельств.

В первом случае речь идет, например, об ошибках в оформлении справок — например, часто допускаются неточности в написании ФИО, адреса или наименования компании.

Во втором случае суд может обратить внимание на хорошую репутацию компании или ИП, финансовые трудности (имеющие документальное подтверждение), исправление ошибки по истечении сроков, оговоренных банком или иным агентом ВК (но до назначения штрафа за эти действия).

Следует понимать, что полностью «списать» ответственность не удастся — можно лишь уменьшить сумму штрафа.

Обратите внимание! Несоблюдение установленных законом сроков (даже в случае просрочки на 1 день) считается серьезным нарушением.

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

7. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Разработаны новые правила налогового контроля за соблюдением валютного законодательства

Madrabothair / Depositphotos.com

ФНС России опубликовала административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства 1 (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/[email protected]). Документ вступит в силу только после издания приказа, отменяющего действующий сейчас аналогичный регламент (приказ Минфина РФ от 4 октября 2011 г. № 123н).

В новом документе добавляются правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.
Обновились также и обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки. Так, теперь прописывается, что они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Проверяемые лица, в свою очередь могут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Изменен и срок осуществления госконтроля. В действующем сейчас регламенте указано, что при определении проверяемого периода и сроков исполнения госконтроля должен учитываться срок давности привлечения к административной ответственности, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции. Согласно новой версии документа срок осуществления контроля составляет 485 рабочих дней – это два неполных года.

Что такое валютный контроль простыми словами — органы регулирования, нормы закона и агенты валютного контроля

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Операции, подлежащие валютному контролю

Согласно законодательству РФ, валютный контроль касается только трех видов операций:

  • сделки с ценными бумагами, если номинал последних выражается в иностранной валюте;
  • любые денежные операции между резидентами и нерезидентами РФ;
  • расчеты с использованием денежных единиц зарубежных стран (например, в соответствии с контрактом, заключенными между российской и иностранной компанией).
Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц налоговое право

Обратите внимание! Если Российская компания закупает товар у иностранного поставщика, но в Россию его не ввозит, то сделка не попадает в фокус валютного контроля.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

19. Валютный контроль, его основные направления

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. Основным органом валютного контроля в РФ является ЦБ РФ, который:

определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ;

5) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; 6) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам, а также порядок и сроки их предоставления. Деятельность ЦБ РФ состоит в следующем:

1) поэтапное оснащение конвертируемости валюты по текущим операциям, учитывая состояние и изменения важных факторов, которые создают для этого необходимые условия (адекватная международная ликвидность, эффективный обменный курс, устойчивая макроэкономическая политика и нужная экономическая среда, которая определяет возможности и стимулы для надлежащего реагирования на рыночные цены);

2) создание необходимых условий для притока финансового капитала и привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, учитывая приоритет долгосрочных вложений, а также ограничения прилива неустойчивого краткосрочного капитала;

3) предотвращение беспочвенного оттока капитала из страны и ограничение вероятностей для бегства капитала, включая возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) противодействие легализации через режим кредитных организаций преступных доходов, приобретенных в иностранной валюте или в виде прочих валютных ценностей.

Достижение вышеуказанных целей следует осуществлять поэтапно с учетом особенностей использования иностранной валюты в разнообразных сферах ее обращения.

Источники

Контроль за совершением валютных операций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here