Контроль за некредитными финансовыми организациями

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Контроль за некредитными финансовыми организациями" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Контроль за некредитными финансовыми организациями

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Банка России от 13 ноября 2013 г. № 224-Т «О контроле за соблюдением некредитными финансовыми организациями законодательства в сфере ПОД/ФТ»

В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков” с 1 сентября 2013 года Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе в части соблюдения некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

Учитывая изложенное, прошу организовать работу по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере ПОД/ФТ

профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися кредитными организациями;

страховыми организациями (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховыми брокерами, обществами взаимного страхования;

организациями, осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

кредитными потребительскими кооперативами, в том числе сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами;

негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию,

являющимися субъектами исполнения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) (далее — некредитные финансовые организации), находящимися на территории, подведомственной соответствующему территориальному подразделению Службы Банка России по финансовым рынкам (далее — Служба) и территориальному учреждению Банка России, с учетом следующего.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

1. Территориальным подразделениям Службы в срок до 31.01.2014 в некредитных финансовых организациях, указанных в планах проведения выездных проверок в IV квартале 2013 года, необходимо:

а) проверить наличие утвержденных правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее — ПВК по ПОД/ФТ);

б) оценить ПВК по ПОД/ФТ, руководствуясь письмом Банка России от 13.11.2013 № 223-Т “Об оценке правил внутренне го контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций”;

в) проверить наличие назначенного специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК по ПОД/ФТ, а также его соответствие квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

г) провести оценку практической реализации с 30.06.2013 положений Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям”.

В частности, необходимо проверить исполнение некредитной финансовой организацией обязанности по идентификации до приема на обслуживание клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, идентификации бенефициарного владельца клиента, применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, реализации права отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (сделки), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае если в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ у работников некредитной финансовой организации возникают подозрения, что операция (сделка) совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

2. Территориальным учреждениям Банка России после 01.03.2014 в рамках реализации надзорных мероприятий за деятельностью некредитных финансовых организаций в сфере ПОД/ФТ руководствоваться положениями, изложенными в подпунктах “а” — “г” пункта 1 настоящего письма.

При этом территориальным учреждениям Банка России необходимо определить подразделения, а также лиц, в обязанность которых будет входить контроль за исполнением некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также на ежеквартальной основе определять перечень некредитных финансовых организаций, подлежащих проверке, исходя из количества некредитных финансовых организаций, поднадзорных соответствующему территориальному учреждению Банка России, а также необходимости включения в этот перечень всех видов некредитных финансовых организаций (при их наличии).

3. При выявлении нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ в деятельности некредитных финансовых организаций территориальным подразделениям Службы и территориальным учреждениям Банка России рассматривать вопрос о применении к таким некредитным финансовым организациям мер воздействия в соответствии с действующим законодательством.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. Набиуллина

Обзор документа

С 1 сентября 2013 г. Банк России регулирует и контролирует деятельность некредитных финансовых организаций в части соблюдения требований о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Запланированы определенные мероприятия в данной сфере.

Территориальным подразделениям Службы по финансовым рынкам поручено проверить наличие в организациях правил внутреннего контроля, проанализировать их, оценить реализацию мер по противодействию незаконным финансовым операциям.

В числе конкретных мероприятий — проверка исполнения обязанности по идентификации до приема на обслуживание клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца; применение мер по замораживанию (блокированию) средств или иного имущества организаций и физлиц.

Территориальным учреждениям ЦБ РФ следует определить подразделения и лиц, контролирующих исполнение некредитными финансовыми организациями требований законодательства в рассматриваемой сфере, а также ежеквартально устанавливать перечень проверяемых юрлиц.

Читайте так же:  Уплатить налог на землю

НЕКРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Некредитные финансовые организации (НФО) – выделенный Банком России тип финансовых организаций, включающий следующих участников финансового рынка:

— профессиональных участников рынка ценных бумаг;
— управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
— специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
— акционерных инвестиционных фондов;
— клиринговую деятельность;
— деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
— деятельность организатора торговли;
— деятельность центрального депозитария;
— репозитарную деятельность;
— деятельность субъектов страхового дела;
— негосударственных пенсионных фондов;
— микрофинансовых организаций;
— кредитных потребительских кооперативов;
— жилищных накопительных кооперативов;
— бюро кредитных историй;
— актуарную деятельность;
— кредитных рейтинговых агентств;
— сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
— ломбардов.

3 марта 2014 года, после расформирования ФСФР, контроль и надзор за деятельностью НФО был передан Банку России.

Сейчас Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

В Институте современного банковского дела представлено самое актуальное обучение для НФО, с участием лекторов из Банка России, которое является обязательным:

ПОД/ФТ

Некредитные финансовые организации являются субъектами исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязаны в целях ПОД/ФТ разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; обеспечивать соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев; проводить обучение сотрудников компании; проводить и обеспечивать учет вводного и дополнительного инструктажей сотрудников; знакомить с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ; проводить обучение в форме повышения уровня знаний.

АНО ДПО «ИСБД» является официальным партнером Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ) и имеет разрешение на проведение специального обучения для должностных лиц НФО.

Обучение в некредитных финансовых организациях проводится в следующих формах (Согласно указанию Банка России от 05.12.2014 № 3471-У и Приказу Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203-П):
— вводный (первичный) инструктаж;
— целевой (внеплановый) инструктаж;
— повышение квалификации (плановый инструктаж).

Целевые инструктажи в целях ПОД/Ф для некредитной финансовой организации проводятся на территории Институте современного банковского дела ежемесячно, а также на постоянной основе в формате выездных корпоративных мероприятий и индивидуальных консультаций.

Переход НФО на новый план счетов и отраслевые стандарты

С 2015 года начался сложный процесс поэтапного перехода НФО на единый план счетов (ЕПС) и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ), утвержденные Банком России.

Методологической базой для ЕПС НФО послужил банковский план счетов, а для ОСБУ — международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

В соответствии с Положением №486 от 02.09.2015 года «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» перевод всех некредитных финансовых организаций на новый план счетов планируется осуществить до 1 января 2019 года. Кроме того, планами ЦБ РФ предусмотрено, что с 2018 года бухгалтерская (финансовая) и надзорно-статистическая отчетность НФО будет сдаваться в формате XBRL.

АНО ДПО «ИСБД» совместно с Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) поможет Вам детально проработать методологию и без ошибок перейти на ЕПС с учетом актуального положения дел в организации.

На обучении по ЕПС и ОСБУ разработчик Банка России дает ценные рекомендации и рассматривает практические примеры по Положениям Банка России: № 486-П, № 487-П, № 489-П, № 524-П, № 492-П, № 505-П, № 493-П, № 501-П, № 508-П, № 490-П, № 494-П.

После окончания обучения всем участникам предоставляется подробный методический материал.

Внутренний контроль и аудит для НФО

Банк России разработал проект Концепции организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций. По проекту НФО будет обязана иметь систему внутреннего контроля и аудита.
АНО ДПО «Институт современного банковского дела» приглашает сотрудников финансовых организаций на семинар, в ходе которого можно познакомиться с лучшими практиками реализации, документирования и оценки системы внутреннего контроля, научится понимать требования внешних аудиторов и регулятора в этой области.

А также АНО ДПО приглашает присоединиться к сопутствующим мероприятиям по Закону США — FATCA, учетной политике, Положению Банка России от 31.01.17 № 577-П, крупным сделкам, новому нормативу ликвидности для НФО, резервам под обесценение финансовых активов, анализу хозяйственной деятельности и кредитоспособности субъектов малого бизнеса, обеспечению непрерывности деятельности некредитных финансовых организаций (№ 28-МР), изменениям в депозитарной деятельности, экономической и информационной безопасности и др.
Более полную информацию уточняйте у Вашего персонального менеджера.

Расписание для НФО Институт Современного Банковского дела Дата публикации: 2017-06-12

Обязательно о ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций

Организации, которым необходимо направлять сотрудников на обучение по ПОД/ФТ?

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг,
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования),
  • страховые брокеры,
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
  • негосударственные пенсионные фонды,
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы,
  • микрофинансовые организации,
  • общества взаимного страхования, ломбарды
  • организаторы торговли и клиринговые организации (с 2015 года)

На каких сотрудников организации рассчитан семинар?

  • специальные должностные лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления должны проходить программу повышения квалификации по ПОД/ФТ
  • сотрудники информационной безопасности
  • сотрудники служб (подразделений) внутреннего контроля, аудита, комплаенс контроля, финансового мониторинга
  • иные работники связанные с осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом, в том числе такие как: бухгалтеры, кассиры, помощники руководителей, юристы, работники службы безопасности, менеджеры, консультанты
  • студенты экономических и юридических факультетов вузов, сотрудники правоохранительных и надзорных органов

Продолжительность — 8 часов

Раздел 1. Основы системы ПОД/ФТ

Что такое ПОД/ФТ?

  • История возникновения терминов «Легализация», «отмывание преступных доходов», «финансирование терроризма».
  • Стадии «Легализации» и их влияние на систему внутреннего контроля.
  • Основные виды рисков, связанные с ПОД/ФТ.

Международные стандарты ПОД/ФТ:

  • Правовые и институциональные основы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ.
  • Формирование единой международной системы ПОД/ФТ.
  • Международные организации и специализированные органы.
  • Международные стандарты ПОД/ФТ (40 Рекомендаций ФАТФ в версии 2012 года).
Читайте так же:  Етф с выплатой дивидендов на мосбирже

Правовое регулирование деятельности некредитных финансовых организаций, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Надзор в сфере ПОД/ФТ:

  • Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих вопросы ПОД/ФТ, регулирующих деятельность некредитных финансовых организаций. Последние изменения законодательства в сфере ПОД/ФТ.
  • Национальная система ПОД/ФТ. Федеральные органы исполнительной власти. Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
  • Права и обязанности организаций, участвующих в первичном финансовом мониторинге.
  • Проверки в сфере ПОД/ФТ. Роль Банка России.
  • Саморегулируемые организации и их роль.

Раздел 2. Организация системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Система внутреннего контроля:

  • Лица, ответственные за контроль, внедрение и реализацию Правил внутреннего контроля.
  • Региональный аспект. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями.

Требования к разработке Правил внутреннего контроля:

Критерии операций, подлежащих контролю:

Порядок подготовки и обучения кадров:

  • Квалификационные требования к специальным должностным лицам ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (Указание Банка России № 3470-У от 05.12.2014 и Постановление Правительства РФ № 492 от 29.05.2014).
  • Требования к подготовке и обучению кадров. Перечень сотрудников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ. Формы, периодичность и сроки обучения (Указание Банка России № 3471-У от 15.12.2014).

Раздел 3. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ

  • Виды ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.
  • Меры административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ в рамках статьях 15.27 и 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и порядок их применения. Полномочия должностных лиц государственных (надзорных) органов. Пересмотр решений должностных лиц в порядке обжалования.

Проект нового КОАП, усиление ответственности по ПОД/ФТ (новая статья КОАП 30.3). NEW

Раздел 4. Актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

Стоимость мероприятия: 12500 руб.
Форма обучения: Очно / Вебинар

Система внутреннего контроля в некредитных финансовых организациях (НФО) (текущее регулирование и планируемое реформирование): практические рекомендации для НФО

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 г. экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Кроме того, на сегодняшний день федеральным законодательством возложена обязанность вести внутренний контроль и, в ряде случаев в соответствии с требованиями Банка России, на профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховщиков, негосударственные пенсионные фонды и ряд других категорий НФО.

Банк России разработал проект Концепции организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций (далее — «Концепция»). Предполагается, что каждая НФО будет обязана иметь систему внутреннего контроля, отвечающую всем требованиям Концепции. При этом особенные (отдельные) требования к системе внутреннего контроля отдельных категорий НФО, например, профессиональных участников рынка ценных бумаг, сохранятся и, вероятно, соответствующие нормативные акты Банка России (определяющие такие особенности) будут приведены в соответствие с Концепцией.

Подходы к организации внутреннего контроля зависят от организационно-правовой формы, характера и масштаба деятельности. Самые жесткие требования предъявляются к публичным компаниям и компаниям, наделенным фидуциарной ответственностью, таким как: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и нек. др.

Концепция, среди прочего, обязывает НФО осуществлять оценку системы внутреннего контроля на ежегодной основе. Но знаете ли вы насколько эффективна ваша система внутреннего контроля и как продемонстрировать эффективность системы внутреннего контроля заинтересованным сторонам?

Приглашаем на семинар, в ходе которого вы познакомитесь с лучшими практиками реализации, документирования и оценки системы внутреннего контроля, научитесь понимать требования внешних аудиторов и регулятора (Банка России) в этой области.

Всем участникам будет представлен подробный методический материал по теме семинара.

Выдаваемый документ: Сертификат установленного образца

Тема 1 (2 дня — 8 часов).

Концепция организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций (НФО)

Документирование системы внутреннего контроля.

Стоимость первой темы — 11 500 руб.
Форма обучения — очно / вебинар

Практикум по оценке системы внутреннего контроля.

  • Оценка системы внутреннего контроля методом COSO и COSO ERM.
  • Оценка системы внутреннего контроля на основе модели зрелости.
  • Оценка системы внутреннего контроля на корпоративном уровне и уровне бизнес-процессов.
  • Оценка системы управления рисками на основе ГОСТ Р ИСО 31000:2010 Менеджмент риска. Принципы и Руководство.
  • Интегральная оценка системы внутреннего контроля.

Стоимость второй темы — 7500 руб.
Форма обучения — очно / вебинар

Стоимость мероприятия: 16500 руб.
Форма обучения: Очно / Вебинар

Письмо Банка России от 13.11.2013 №223-Т «Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций»

Письмом от 13.11.2013 №223-Т «Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций» Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллина обращается к Территориальным подразделениям Службы Банка России по финансовым рынкам; Главным управлениям (национальным банкам) Центрального банка Российской Федерации с поручением организовать работу по оценке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся кредитными организациями;
  • страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, обществ взаимного страхования; организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
  • микрофинансовых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию,

являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Видео (кликните для воспроизведения).

Данное поручение обусловлено тем, что с 1 сентября 2013 года Банку России переданы функции по регулированию, контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе в части контроля за соблюдением некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Предлагаем ознакомиться с текстом Письма Банка России от 13.11.2013 №223-Т » Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 ноября 2013 № 223-Т

Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций

Читайте так же:  Енвд с какой площади начисляется налог

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков” с 1 сентября 2013 года Банку России переданы функции по регулированию, контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе в части контроля за соблюдением некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

Учитывая изложенное, прошу организовать работу по оценке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПВК)

профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся кредитными организациями;

страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, обществ взаимного страхования; организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию,

являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) (далее — НФО), находящихся на территории, подведомственной соответствующему территориальному подразделению Службы Банка России по финансовым рынкам (далее — территориальное подразделение СФР) и территориальному учреждению Банка России, с учетом следующего.

1. Территориальным подразделениям СФР до 31 января 2014 года провести оценку ПВК, разработанных НФО, выездные проверки деятельности которых запланированы в IV квартале 2013 года, за исключением НФО, проверенных в рамках исполнения письма Службы Банка России по финансовым рынкам от 14 октября 2013 года № 50-13-ВЧ-04/4405. В отношении таких НФО в рамках проведения выездных проверок следует проанализировать порядок выполнения ПВК в части выявления необычных операций (сделок).

При оценке ПВК необходимо проверить их на соответствие требованиям:

— Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе подпунктам 1, 1.1, 2, 3, 6 и 7 пункта 1, пунктам 2 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям” (далее — Федеральный закон № 134-ФЗ).);

— постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 667 “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (далее — Постановление № 667), акцентировав особое внимание на оценке следующих программ:

определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля;

идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;

оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);

выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа выявления операций);

документального фиксирования информации;

хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При этом следует уделить повышенное внимание вопросу наличия в ПВК описаний конкретных предпринимаемых НФО действий, включая действия по оценке риска клиента, исходя из признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — операции повышенного уровня риска), акцентировав внимание на следующих вопросах:

адекватность перечня признаков операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, приведенных в программе выявления операций и программе оценки риска, характеру клиентской базы НФО и операциям (сделкам), фактически осуществляемым данной НФО (ее клиентами) (с акцентом на операции (сделки) повышенного уровня риска);

порядок выявления операций (сделок), соответствующих признакам, указывающим на необычный характер операции (сделки), включая проведение анализа иных операций (сделок) клиента и имеющейся в распоряжении НФО информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в целях подтверждения обоснованности или опровержения возникших подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе: перечень документов (информации), запрашиваемых у клиента; сроки представления данных документов (информации) в НФО; процедура проверки и анализ полученных документов (информации); перечень лиц, ответственных за направление запросов и проведение указанного анализа; меры, принимаемые в отношении клиентов, не представляющих документы (содержащие необходимые объяснения и (или) дополнительные сведения по операции) по запросам НФО, а также перечень лиц, ответственных за принятие решений о применении таких мер;

порядок и случаи принятия НФО дополнительных мер по изучению выявленной необычной операции (сделки), в том числе получение от клиента объяснений и(или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл такой операции (сделки), а также обеспечение повышенного внимания ко всем операциям (сделкам) этого клиента;

порядок, основания и сроки принятия руководителем НФО либо уполномоченным им должностным лицом решения о признании (непризнании) выявленной операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю или необычной операции (сделки) подозрительной, о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента, порядок фиксирования принятого решения и хранения внутреннего сообщения, содержащего запись (отметку) о таком решении и его мотивированное обоснование;

порядок фиксирования и хранения указанных документов (информации), включая сроки хранения.

Рекомендуется оценить, насколько указанные в настоящем пункте действия могут быть реализованы НФО на практике в отношении клиентов, осуществляющих операции (сделки) повышенного уровня риска.

В случае если НФО были внесены изменения в ПВК в связи со вступлением в силу Федерального закона № 134-ФЗ (или приняты ПВК в новой редакции), при оценке ПВК необходимо уделить особое внимание вопросам учета в них следующих положений Федерального закона № 134-ФЗ, устанавливающих:

обязанность идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание;

обязанность получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с НФО при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов — юридических лиц;

Читайте так же:  Возмещение ндфл за лечение за сколько лет

обязанность принимать на регулярной основе обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения, деловой репутации клиентов;

обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев;

обязанность обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих заднем возникновения таких сомнений;

обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;

обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган;

право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, если по операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК у работников НФО возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

2. Территориальным учреждениям Банка России начиная с 1 марта 2014 года в рамках дистанционного надзора на систематической основе осуществлять оценку ПВК НФО, руководствуясь настоящим письмом.

При этом под “систематической основой” в целях исполнения настоящего письма понимается ежеквартальное определение территориальным учреждением Банка России перечня НФО исходя из количества НФО, поднадзорных соответствующему территориальному учреждению Банка России, а также необходимости включения в этот перечень всех видов НФО (при их наличии).

3. При выявлении фактов несоответствия ПВК НФО требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, Постановления № 667 территориальным подразделениям СФР и территориальным учреждениям Банка России рассматривать вопрос о применении мер к НФО в соответствии с действующим законодательством.

Консалтинг и обучение некредитных финансовых организаций

Особенности системы внутреннего контроля некредитной финансовой организации

В связи с упразднением Федеральной службы по финансовым рынкам полномочия ФСФР по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков были переданы в 2013 году Центральному банку Российской Федерации. Таким образом, Банк России получил статус мега регулятора на российском финансовом рынке с возможностью регулировать деятельность некредитных финансовых организаций в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 г. №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Получение Банком России соответствующих полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков было нацелено в первую очередь на защиту потребителей финансовых услуг.

Однако, данное решение послужило причиной масштабных преобразований на российском финансовом рынке, которые затронули, в первую очередь, микрофинансовые организации, КПК (СКПК), НПФ, управляющие компании ПИФами, страховые компании, страховых брокеров, профессиональных участников рынка ценных бумаг. То есть некредитные финансовые организации, которые являются субъектами Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России как мега регулятор финансового рынка изменил требования к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, формат отчетности в Федеральную службу по финансовому мониторингу, правила идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиентов, приостановления операций клиентов, замораживания (блокирования) денежных средств и иного имущества клиентов, отказа в распоряжении клиента о совершении операции клиента. Методологической основой разработки новых требований в сфере ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций послужили рекомендации ФАТФ.

В 2015 году вступила в силу целая группа нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ:

После этого, в положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение №445-П) были внесены изменения в 2016, 2017 и 2018 годах (четыре раза):

В положение Банка России от 12 декабря 2014 г. №444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение №444-П) изменения вносились один раз – 15 октября 2016 года Указанием Банка России от 18 августа 2016 г. №4105-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 12 декабря 2014 г. №444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Рассматриваемые нормативные акты почти приравняли систему внутреннего контроля некредитных финансовых организаций к системе кредитных организаций.

Некредитные финансовые организации

Банк России осуществляет публикацию информационно-аналитического материала «Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций» отдельно по субъектам страхового дела, негосударственным пенсионным фондам, паевым инвестиционным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, микрофинансовым институтам

Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016

Телефоны: (для бесплатных звонков из регионов России),
(круглосуточно),

Организация системы внутреннего контроля (ПОД/ФТ) для некредитных финансовых организаций

ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций:

С 1 марта 2015 года вступили в силу новые требования по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций, которые, в свою очередь должны привести свои Правила внутреннего контроля в соответствие с новыми требованиями в течении 3-х месяцев. На семинаре можно получить развернутый анализ новых требований. а также практические рекомендации по их реализации. Семинар проводит практик с опытом работы в ПОД/ФТ более 14 лет, имеющий практический опыт в осуществлении контроля на финансовом рынке, а также член экспертных советов при Банке России по вопросам ПОД/ФТ рынку ценных бумаг и деятельности некредитных финансовых организаций, Росфинмониторинге, Государственной Думе и Совете Федерации.

Читайте так же:  Енвд льготы по налогу

Содержание мероприятия:

Организации, которым необходимо направлять сотрудников на обучение по ПОД/ФТ?

профессиональные участники рынка ценных бумаг,
страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования),
страховые брокеры,
управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
негосударственные пенсионные фонды,
кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы,
микрофинансовые организации,
общества взаимного страхования, ломбарды
организаторы торговли и клиринговые организации (с 2015 года)

На каких сотрудников организации рассчитан семинар?

специальные должностные лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления должны проходить программу повышения квалификации по ПОД/ФТ
сотрудники информационной безопасности
сотрудники служб (подразделений) внутреннего контроля, аудита, комплаенс контроля, финансового мониторинга
иные работники связанные с осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом, в том числе такие как: бухгалтеры, кассиры, помощники руководителей, юристы, работники службы безопасности, менеджеры, консультанты
студенты экономических и юридических факультетов вузов, сотрудники правоохранительных и надзорных органов

Раздел 1. Основы системы ПОД/ФТ

Что такое ПОД/ФТ?

— История возникновения терминов «Легализация», «отмывание преступных доходов», «финансирование терроризма».
— Стадии «Легализации» и их влияние на систему внутреннего контроля.
— Основные виды рисков, связанные с ПОД/ФТ.

Международные стандарты ПОД/ФТ

— Правовые и институциональные основы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ.
— Формирование единой международной системы ПОД/ФТ.
— Международные организации и специализированные органы.
— Международные стандарты ПОД/ФТ (40 Рекомендаций ФАТФ в версии 2012 года).

Правовое регулирование деятельности некредитных финансовых организаций, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Надзор в сфере ПОД/ФТ.

— Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих вопросы ПОД/ФТ, регулирующих деятельность некредитных финансовых организаций. Последние изменения законодательства в сфере ПОД/ФТ.
— Национальная система ПОД/ФТ. Федеральные органы исполнительной власти. Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
— Права и обязанности организаций, участвующих в первичном финансовом мониторинге.
— Проверки в сфере ПОД/ФТ. Роль Банка России.
— Саморегулируемые организации и их роль.

Раздел 2. Организация системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Система внутреннего контроля.

— Лица, ответственные за контроль, внедрение и реализацию Правил внутреннего контроля.
— Региональный аспект. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями.

Требования к разработке Правил внутреннего контроля.

Критерии операций, подлежащих контролю.

Операции, подлежащие обязательному контролю:

— Операции с наличными денежными средствами по приобретению ценных бумаг за наличный расчет
— Операции с ценными бумагами, предоставление или получение займа лицом имеющем соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории)
— Сделки с движимым имуществом
— Сделки с недвижимым имуществом
— Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств
— Открытие (закрытие) счетов, операции с ценными бумагами хоз. обществ, имеющих стратегическое значение для обороноспособности РФ
— Операции с денежными средствами или иным имуществом лиц, причастных к экстремистский деятельности или терроризму

Критерии необычных сделок (Положение Банка России № 445-П 15.12.2014 и Приказ Росфинмониторинга № 103 от 08.05.2009).

Практические примеры необычных операций. Типологии легализации и финансирования терроризма. Информационное письмо ЦБР от 31.12.2014 № 238-Т и Информационное письмо Росфинмониторинга от 24.02.2014 № 41 особенности направления сообщений микрофинансовыми организациями.

Порядок подготовки и обучения кадров.

— Квалификационные требования к специальным должностным лицам ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (Указание Банка России № 3470-У от 05.12.2014 и Постановление Правительства РФ № 492 от 29.05.2014).
— Требования к подготовке и обучению кадров. Перечень сотрудников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ. Формы, периодичность и сроки обучения (Указание Банка России № 3471-У от 15.12.2014).

Раздел 3. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ

— Виды ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.
— Меры административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ в рамках статьях 15.27 и 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и порядок их применения. Полномочия должностных лиц государственных (надзорных) органов. Пересмотр решений должностных лиц в порядке обжалования.

Раздел 4. Актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Проблемы исполнения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ с учетом особенностей деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и их клиентов.
— Проекты изменения Федерального закона №115-ФЗ, усиливающих ответственность по статье 20 закона о Банках и банковской деятельности, изменение порядка выявления бенефициарных владельцев клиентов-физических лиц и порядка операций с недвижимостью
— Особенности направления операций в Росфинмотниторинг некредитными финансовыми организациями (Указание Банка России № 3484-У от 15.12.2014).
— Запросы Росфинмониторинга в некредитные финансовые организации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209
— Особенности работы с категорией ПДЛ. Иностранные публичные должностные лица, должностные лица публичных международных организаций, лица. занимающие гос. должности, должности в ЦБ и гос. корпорациях, включенные в перечень, утверждаемы Президентом Р.Ф. и Правительством Р.Ф.
— Особенности информирования Росфинмониторинга об операциях хозяйствующих обществах, имеющих оборонное значение для РФ в свете Положения Банка России от 4 декабря 2014 г. № 443-П
— Ответы на вопросы аудитории.

Источники

Контроль за некредитными финансовыми организациями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here