Какой суд рассматривает налоговые споры

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Какой суд рассматривает налоговые споры" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Какой суд рассматривает налоговые споры

Российское налоговое законодательство отличается сложностью, наличием многочисленных исключений из общих правил налогообложения. Большая часть налоговых споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, связана с отказом налогоплательщику в предоставлении имущественных, профессиональных и социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В отсутствие разъяснений со стороны Верховного Суда РФ по вопросам применения налогового законодательства судьи нижестоящих судов испытывают определенные трудности при разрешении налоговых споров. Сильна тенденция ориентироваться на комментарии финансовых органов (Минфина РФ, ФНС РФ) по спорным вопросам налогообложения вместо выработки собственной правовой позиции.

Юристы компании «Георг» представляют интересы своих доверителей в судах общей юрисдикции, в арбитражном суде, в т.ч. при рассмотрении налоговых споров. Обжалование решений налоговых органов.

Консультацию по интересующему вопросу Вы можете получить в любое удобное для Вас время. Для того чтобы задать свой вопрос специалисту, позвоните по телефону во Владивостоке 8 (423) 248-74-25, воспользуйтесь e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или соответствующей формой на нашем сайте.

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ В ПРАКТИКЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Российское налоговое законодательство отличается сложностью, наличием многочисленных исключений из общих правил налогообложения. Большая часть налоговых споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, связана с отказом налогоплательщику в предоставлении имущественных, профессиональных и социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В отсутствие разъяснений со стороны Верховного Суда РФ по вопросам применения налогового законодательства судьи нижестоящих судов испытывают определенные трудности при разрешении налоговых споров. Сильна тенденция ориентироваться на комментарии финансовых органов (Минфина РФ, ФНС РФ) по спорным вопросам налогообложения вместо выработки собственной правовой позиции.

Налоговые споры, связанные с предоставлением
имущественного вычета по налогу на доходы
физических лиц (НДФЛ)

Налоговые споры рассматриваются преимущественно в арбитражных судах, что связано с возложением основного бремени по уплате налогов на юридических лиц и граждан-предпринимателей, а также большей активностью последних в отстаивании своих прав и законных интересов по сравнению с обычными гражданами.
К подведомственности судов общей юрисдикции относятся споры между налоговыми органами и гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя , например: о взыскании суммы задолженности по налогу (НДФЛ, транспортному или земельному налогам), пеней и штрафных санкций, о предоставлении налогового вычета, о возмещении суммы уплаченного налога из бюджета (государственной пошлины).
———————————
В соответствии с п. 2 ст. 27, п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ экономические споры с участием юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя (в том числе споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений), рассматриваются арбитражными судами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Значительное количество споров связано с непредоставлением гражданину социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ. Условия предоставления указанных вычетов сформулированы в ст. ст. 219 — 221 Налогового кодекса РФ. Законодатель подробно описывает виды расходов налогоплательщика, которые могут быть заявлены к вычету, определяет их максимальный размер, перечисляет документы, необходимые для подтверждения права на получение налогового вычета. Тем не менее на практике регулярно возникают вопросы, связанные с толкованием тех или иных положений налогового законодательства, в частности: о моменте возникновения у гражданина права на получение налогового вычета, о распределении суммы налогового вычета между несколькими лицами (например, супругами) и даже о возможности наследования права на налоговый вычет .
———————————
См., например: Определение Красноярского краевого суда от 28 апреля 2010 г. по делу N 33-3519/2010 (решением суда, оставленным без изменения кассационной инстанцией, удовлетворены исковые требования наследника умершего налогоплательщика о включении в наследственную массу права на получение налогового вычета по НДФЛ и возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога). Официальный сайт Красноярского краевого суда: www.kraevoy.krk.sudrf.ru.

Поскольку требования налогоплательщика о предоставлении ему налогового вычета носят имущественный характер, направлены на взыскание определенной денежной суммы или признание права на ее получение (возмещение), судами общей юрисдикции данные требования рассматриваются в порядке искового производства . В обзорах судебной практики можно встретить соответствующие разъяснения.
———————————
В то же время арбитражные суды рассматривают споры, связанные с налогообложением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот и вычетов, возмещении уплаченного налога из бюджета), в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

Еще в одном случае Президиум Ярославского областного суда, отменяя в порядке надзора решение суда первой инстанции, которым удовлетворено заявление Ш. о признании незаконным отказа налоговой инспекции в предоставлении имущественного налогового вычета и обязании предоставить налоговый вычет, указал в числе прочего на несоблюдение судом требований ст. 198 ГПК РФ. Резолютивная часть решения изложена неконкретно, как по итогам рассмотрения жалобы, хотя заявление Ш. являлось спором о защите субъективного права и фактически было рассмотрено в порядке искового производства .
———————————
См.: Постановление Президиума Ярославского областного суда от 1 декабря 2004 г. N 44г-223 // СПС «КонсультантПлюс».

Данные изменения были истолкованы ФНС России как исключающие возможность получения имущественного вычета по НДФЛ теми гражданами, которые совершили сделку по приобретению жилого помещения, доли в нем или земельного участка, находясь в браке, отношениях родства или свойства, независимо от условий и экономических результатов заключенной между ними сделки купли-продажи жилого объекта . Позиция ФНС России была воспринята и некоторыми судами общей юрисдикции .
———————————
См.: письмо ФНС России от 4 сентября 2008 г. N 3-5-03/[email protected] «Предоставление имущественного налогового вычета взаимозависимым лицам» // СПС «КонсультантПлюс».
В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды при определении лиц в качестве взаимозависимых, как правило, выясняют то обстоятельство, каким образом наличие между лицами родственных, служебных или иных указанных в законе отношений повлияло на экономические результаты сделки. Подробнее см.: Алтухова Е.В. Взаимозависимость физических лиц в целях налогообложения // Право и экономика. 2009. N 10. С. 45 — 47.

Читайте так же:  Дарение квартиры жене от мужа налог

А.Т. оспаривала в суде отказ ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ, просила обязать ответчика предоставить указанный налоговый вычет. Свои требования она мотивировала тем, что в 2008 г. приобрела за счет собственных средств, а также частично за счет ипотечного кредита квартиру в г. Красноярске у своей дочери А.И.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 апреля 2010 г. в удовлетворении заявления А.Т. отказано со ссылкой на наличие отношений взаимозависимости между сторонами договора купли-продажи квартиры. Судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда решение оставлено без изменения, кассационная жалоба А.Т. — без удовлетворения. Доводы А.Т. о том, что отношения родства между продавцом и покупателем никак не повлияли на условия и экономические результаты сделки по приобретению квартиры, Судебной коллегией отклонены как основанные на неверном толковании пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 284-ФЗ) .
———————————
Определение Красноярского краевого суда от 19 июля 2010 г. по делу N 33-6241/2010.

При рассмотрении другого дела суд отказал в удовлетворении иска С.Е. к Межрайонной ИФНС N 4 по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в предоставлении имущественного налогового вычета, поскольку истец приобрел квартиру у С.Н.Н. и С.Н.А., которые являются родителями супруга истца, т.е. находятся с истцом в отношениях свойства. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда оставила решение без изменения, отклонив при этом доводы С.Е. о том, что налоговое законодательство не содержит определения отношений свойства .
———————————
Определение Красноярского краевого суда от 11 октября 2010 г. по делу N 33-8785/2010.

В обоих случаях мотивировочная часть определений судов кассационных инстанций практически дословно воспроизводит разъяснения ФНС России о том, что с января 2008 г. для установления статуса взаимозависимых лиц (и отказа в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ) достаточно установить наличие между сторонами сделки по приобретению жилого помещения или доли в нем соответствующих отношений (брака, родства или свойства) без учета условий сделки и ее экономических результатов. Аналогичная позиция сформировалась в практике Пермского областного суда .
———————————
См.: Обзор кассационной и надзорной практики Пермского краевого суда по гражданским делам за первое полугодие 2009 года // СПС «КонсультантПлюс».

Налоговые споры, связанные с извлечением гражданином
необоснованной налоговой выгоды

В современной литературе отмечается взаимодействие гражданского и налогового законодательства, которое носит двусторонний характер. Сформулированный в ст. 421 ГК РФ принцип свободы договора способствует появлению все новых форм экономической деятельности, новых типов и видов гражданско-правовых договоров. Налоговое законодательство регулярно подвергается изменениям и дополнениям, призванным учесть специфику тех или иных видов доходов налогоплательщика, уточнить порядок определения налогооблагаемой базы. В свою очередь, налогоплательщик выстраивает свою деятельность таким образом, чтобы она была сопряжена с минимальными налоговыми издержками . Такая форма поведения налогоплательщика (снижение налоговой нагрузки) обусловлена вполне естественной потребностью в сохранении и защите имеющейся у него собственности.
———————————
См.: Челышев М.Ю. Взаимодействие гражданского и налогового права в регулировании отношений с участием предпринимателей: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 1998. С. 168 — 169; Русяев Н.А. Правовое регулирование налоговой оптимизации в России и Германии: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11.

Налоговые споры, инициируемые налогоплательщиками

Условно, налоговые споры можно поделить на две категории:
1. инициируемые налоговыми органами с целью взыскания с налогоплательщика недоимки, пеней и штрафов.
2. инициируемые налогоплательщиком с целью оспаривания нормативно-правовых актов, решений, действий или бездействий налоговых органов.

Прежде чем обратиться в суд для отстаивания своих интересов, налогоплательщику необходимо определить подведомственность и подсудность спора. Важно правильно сформулировать предъявляемое в суд требование, определить нарушенные права и интересы. Необходимо выяснить, какие обстоятельства спора являются юридически значимыми для данного случая, какими документами они могут быть подтверждены, какие ходатайства необходимо предъявить в суд. Нужно собрать и правильно оформить все необходимые документы. Настоятельно рекомендуем также внимательно изучить судебную практику по аналогичным налоговым спорам. Налоговые споры юридических лиц подведомственны арбитражным судам субъектов.

Споры по обжалованию нормативно-правовых актов федеральной налоговой службы, если они затрагивают интересы участников экономической деятельности, подсудны арбитражным судам субъектов РФ по месту нахождения налогового органа.

Налоговые споры, инициатива обращения в суд, которых, исходит от налогоплательщика, можно подразделить на две категории:
1. арбитражи имущественного характера, рассматриваемые по общим правилам искового производства. Сюда относятся споры о возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, а также взыскании процентов за несвоевременный возврат налога.
2. арбитражи, вытекающие из административных и иных публичных отношений и рассматриваемые в порядке искового производства, но по специальным процессуальным нормам. Они составляют большую часть налоговых споров и сводятся к обжалованию:
— нормативного акта налогового органа;
— ненормативного акта налогового органа;
— действий (бездействий) должностного лица налогового органа.

Нормативными называются акты, принятые уполномоченными органами и рассчитанные на многократное применение, устанавливающие обязательные для применения нормы, адресованные неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты налоговых органов — это документы властно-обязывающего характера, но не обладающие признаками нормативности. В то же время не все документы налогового органа могут быть признаны ненормативными правовыми актами. Анализ судебной практики показывает, что к ненормативным актам не относятся акты выездных и камеральных налоговых проверок, протоколы и постановления налогового органа по делам об административных правонарушениях, письма налоговых органов по запросу конкретного юридического лица.

У арбитражных дел по налогообложению вне зависимости от их классификации своя специфика и свои особенности. Независимо от судебного или административного порядка разрешения налогового спора разобраться в них без привлечения квалифицированных специалистов качественно и в установленный законом срок, достаточно сложно. Мы готовы оказать Вам помощь в этом не простом деле. Ибо только профессиональный налоговый юрист может решить самые сложные проблемы.

Читайте так же:  Возврат излишне уплаченного налога письмо образец

74. Порядок и сроки административного обжалования действий
(бездействия) и актов налоговых администраций и их должностных лиц,
порядок и сроки рассмотрения и принятия решений по жалобам
налогоплательщика и иных обязанных лиц.

Право на обжалование может быть реализовано любым лицом только при условии соблюдения им установленного законом порядка обжалования. Порядок заключается в последовательности действий по реализации своего права на обжалование.

Любым лицам предоставляется право обжалования:


· актов ненормативного характера;

· действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

Условием для реализации права на обжалование является наличие субъективного мнения лица о том, что конкретные акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают предоставленные ему права.

Основания для обжалования нормативных правовых актов могут быть различны:

· несоответствие их Конституции Российской Федерации;

· федеральным конституционным законам;

· нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В зависимости от оснований обжалования устанавливается и его порядок. Нормативные акты налоговых органов обжалуются в судебном порядке посредством:

Обжалования налогоплательщиками или налоговыми агентами актов, действий или бездействия налоговых органов вытекает из гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на судебную защиту своих нарушенных прав. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый гражданин имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела о защите своих гражданских прав. Каждый гражданин считается невиновным, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в течении одного месяца с момента ее получения. Месячный срок рассмотрения жалобы начинает истекать с момента официальной регистрации жалобы, по существующим правилам в вышестоящем налоговом органе или у вышестоящего должностного лица. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Основанием продления срока является необходимость получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов.

75. Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении
к ответственности за совершение налогового правонарушения или
решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения.

76.Защита прав налогоплательщиков и иных участников налоговых
правоотношений в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В зависимости от различий в материальных нормах и процессуальном порядке нормативными правовыми актами РФ предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков:

· президентский (обжаловать любые действия (бездействие) контролирующих органов президенту);

Также обжалованию подлежат решения вышестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.

Не подлежат обжалованию в административном или судебном порядке акты налоговых проверок, поскольку сами по себе не содержат обязательных для налогоплательщиков предписаний, влекущих юридические последствия. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо в месячный срок со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из сле6дующих решений:

· оставить жалобу без удовлетворения;

· отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

· отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

· изменить решение или вынести новое решение по суще6ству обстоятельств дела.

О любом из принятых решений в течении 3 дней сообщается лицу, подавшему жалобу.

Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков:

1. признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;

2. признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ противоречащим Федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению;

3. признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы налогоплательщика;

4. отмена арбитражными судами или судами общей юрисдикции не действительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы налогоплательщика;

5. неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;

6. пересечение действий должностного лица налогового или иного госоргана, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;

7. принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;

8. возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц.

Названные способы судебной защиты одновременно являются предметами исковых требований налогоплательщиков.

Согласно ст. 29. АПК РФ к подведомственности экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Видео (кликните для воспроизведения).

Арбитражные суды рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Читайте так же:  Оплата налога по упрощенной системе налогообложения реквизиты

3. об административных правонарушениях;

4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11021 — | 7451 — или читать все.

Взаимоотношения налоговых органов с судебными органами

Какие иски в суд вправе подавать налоговые органы. Срок подачи иска в суд по взысканию недоимки по налогам с организаций-налогоплательщиков. Срок подачи иска в суд по взысканию налоговой санкции с организации. Полномочия налоговых органов по обращению с иском в суд на налогоплательщика и иных лиц.

Н.о при взаимоотношениях с судом может высту­пать как истцом, так и ответчиком. Н споры с орг и ИП рассматриваются в арбит­ражном суде, в соответствии с арб-проц з-вом РФ.

В соот с п. 2 ст. 45 НК РФ в судебном порядке произво­дится взыскание н,с, пеней и штрафов:

а) с орг, которым открыт лицевой счет;

б) с орг, если недоимки числятся за ними более 3 ме­сяцев и при этом данные орг, в соответствий с Гр з-вом РФ, — зависимые (дочерние) общества (предприятия), а также с соответствующих основных (пре­обладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые Т,Р,У зависимых (дочерних) обществ (предприятий).

в) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

г) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Подача иска в суд к орг или ИП обязательна, если:

1)обязанность по уплате н основана на изменении н.о. юридической квалификации сделки совершенной таким нп, либо его статуса, либо характера деятельности.

2)н.о. вправе подать иск в суд о взыскании с орг-нп,пс,на или ИП причитающейся к уплате суммы недоимки, если истек срок принятия ре­шения о взыскании налога (2 месяца после истечения срока уплаты, установленного в требовании об уплате налога) и соответственно ут­рачено право на внесудебный порядок взыскания н,с, а так­же пени). Заявление подается в суд в течение 6месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате н. Однако пропущенный по уваж причине срок подачи заявления мо­жет быть судом восстановлен.


Н.о. вправе обратиться в суд и с иском о взыскании штрафов (н санкций) за н правонарушения, если истек срок их внесудебного взыскания. При этом н.о. дол­жен приложить к исковому заявлению решение н.о. по акту н проверки, решение о привлечении нп к ответственности, акт н проверки, в котором зафиксирован факт правонарушения, а также первичные документы, изъятые им в хо­де н проверки и подтверждающие совершение противоправ­ных действий. Кроме того, должны быть предъявлены документы, сви­детельствующие о внесудебной процедуре урегулирования спора. Заявление подается в суд в течение 6месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления мо­жет быть судом восстановлен.

Налоговые споры с ФЛ, не являющимися ИП, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражд-проц з-вом.

Если ФЛ не является ИП, то недоимки с них по н и задолженность по пеням и штрафам взыскиваются только в судебном порядке. Иск может быть подан в течение 6месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате. В случае, если данные ФЛ не выполнили в уст срок обязанности по уплате н, н (таможенный) орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании н за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного нп- ФЛ, в пределах сумм, указанных в требовании об упла­те н.

Исковое заявление о взыскании н за счет имущества нп-ФЛ может быть подано в суд общей юрис­дикции н (таможенным) органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате н. Про­пущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. К исковому заявлению о взыскании н за счет имущества нп-ФЛ может прилагаться ходатайство н (таможенного) органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования. Взыс­кание н за счет имущества налогоплательщика-ФЛ на основании вступившего в законную силу решения суда производит­ся в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение н правонарушения ФЛ, не явля­ющегося ИП, н.о. обра­щается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица н санкции за совершение н правонарушения. Факты правонарушений устанавливаются в результате н проверок и фиксируются в актах проверки. По этим актам руководитель н.о. принимает решение не позднее 10 дней со дня со­гласования акта проверки с нп. В случае выявле­ния н правонарушения в принятом решении должна быть резолюция о привлечении нп к н ответствен­ности за совершенное н правонарушение. До обращения в суд н.о. обязан предложить лицу, привлекаемому к ответ­ственности за совершение н правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму н санкции. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение н пра­вонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму н санк­ции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, н.о. обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного ФЛ н санкции за совершение н пра­вонарушения.

Исковое заявление о взыскании н санкции с ФЛ, не являющегося ИП, подается в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решения н.о. и др материалы, полученные в процессе н проверки.

Читайте так же:  Фнс задолженность по налогам физических лиц

Поскольку нп в соответствии с НК пользует­ся презумпцией невиновности, при рассмотрении исковых заявлений в суде н.о. должен доказать факт н правонарушения и вину лица, совершившего его. Решение суда по иску обязательно как для н.о., так и для нп.

Субъектами н ответственности выступают нп-орг, а не их должностные лица, действия которых привели к н правонарушению. Поэтому привлечение орг к отв-ти (уплате н санкции) не исключает привлечение их должностных лиц к административнойотв— адм штрафам, установленным КоАП. В области н и с правонарушение — это нарушение сроков подачи за­явления о постановке на учет в н.о., срока представле­ния сведений об открытии и закрытии счета в банке, сроков представ­ления н декларации; грубое нарушение правил ведения бу; непредставление сведений, необходимых для осуществления н контроля, и др.

По выявленным н.о. нарушениям з-ва о н и с, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо н.о. составляет протокол об административном право­нарушении. Данный протокол не позднее 2 дней со дня составле­ния (обнаружения правонарушения) должен быть направлен в суд для рассмотрения и принятия соответствующего постановления. Рассмот­рение дел об этих правонарушениях и применение адм штрафов в отношении лиц, виновных в их совершении, производится согласно з-ву об адм правонарушениях. Постановление по делу об адм правонарушениях з-ва РФ о н и с не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения, а при длящих­ся (продолжающихся) в течение года неопределенный период или все 12 месяцев, — со дня обнаружения. В случае отказа в возбуждении уго­ловного дела или его прекращении, но при наличии в действиях лица адм правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении. Административная ответственность должностных лиц орг-й назначается в виде штрафа — денежного взыс­кания.

Адм штрафы назначаются по постановлению суда.При их назначении учитывается характер совершенного правона­рушения, личность виновного, его имущественное положение, обсто­ятельства, смягчающие или отягчающие адм ответ­ственность. Отягчающее обстоятельство — повторное совершение однородного адм правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось адм наказанию. При этом лицо считается подвергнутым данному наказа­нию в течение года со дня окончания исполнения постановления о на­значении адм наказания. По истечении 12 месяцев лицо может быть оштрафовано, но как за правонарушение, совершенное впервые. Адм штраф д.б. уплачен лицом, при­влеченным к адмотв, не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. При неуплате штра­фа в этот срок копия постановления направляется в орг, в ко­торой работает лицо, привлекаемое к отв, для удержания штрафа из выплачиваемой заработной платы или иного дохода.

Полномочия н.о. по обращению иска в суд не огра­ничиваются НК РФ. Согласно п. 11 ст. 7 Закона о н.о., ФНС России и ее тер орг-м предоставлено право предъявлять в суде и арб суде иски, непосредственно не свя­занные с НА:

· о ликвидации орг любой орг-пр формы по основаниям, установлен­ным з-вом РФ;

· о признании недей­ствительной госрег ЮЛ или госрег ФЛ в кач ИП;

· о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Примером недей-й сделки, свершенной ЮЛ или ИП, может быть занятие игор­ным бизнесом без соответствующей лицензии и любая иная д-ть, требующая обязательного лицензирования.Н.о. предоставлено также право обращаться в суд с исками о возмещении ущерба. Речь идет об ущербе, который нанесен государству или мунобр из-за неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета нп уже после получения указанного решения налоговн.о., в результате чего взыскание задолженности стало невозможным. То есть если в конкретной ситуации окажется, что банк после получения реш-я н.о. все же списал денежные средства по распоряжению нп, суд может обязать эту кредитную организацию возместить ущерб государству. Иски предъявляются банку как к организации, а не его должностным лицам. Но должност­ные лица банка могут быть привлечены к уголовной или адм ответственности.

Как к ответчику к н.о. могут быть предъявлены следующие иски:

1)о возврате сумм, незаконно или неправильно удержанных н,с, пеней и штрафов;

2)о возмещении вреда, причиненного незаконными или неправомерными действиями н.о. или его должностного лица.

Нп,пс,на впра­ве требовать в суд порядке возмещения убытков, причиненных незаконными действиямин.о.

В соответствии со ст. 138 НК РФ акты н.о, дей­ствия или бездействие их должностных лиц м.б. обжалованы не только в вышестоящий н.о. (вышестоящему должност­ному лицу), но и в судебном органе. Подача жалобы в вышестоящий н.о. (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жа­лобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ. Постановле­нием Президиума ВАС РФ от 4 октября 2005 г. № 7445/05 разъясне­но, что нп вправе оспорить НПА, принятый н.о., несмотря на то что у него есть возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия н.о., основанных на положениях такого акта.

В случае обжалования актов н.о., действий их дол­жностных лиц в суд по заявлению нп,пс,на исполнение обжалуемых актов, соверше­ние обжалуемых действий м.б. приостановлены судом в поряд­ке, установленном соответствующим процессуальным з-вом. Жалобы (исковые заявления) на акты н.о., действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рас­сматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арб-проц з-вом и иными ФЗ. Несоблюдение должностными ли­цами н.о. требований, установленных НК РФ, также может стать основанием для отмены решения н.о. как вышестоящим н.о, так и судом. Основанием для от­мены решения н.о. вышестоящим н.о. или судом может явиться нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта или иных материалов мероприятий н контроля. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяс­нения. Основанием для отмены решения н.о. вышестоящим н.о. или судом могут выступить также иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Читайте так же:  Документы для налогового вычета по ипотеке

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Арбитражный суд Приморского края

Процесс

Дальневосточное ГУ Центрального банка Российской Федерации

Получатель

Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока)

ОКТМО

Расчетный счет

Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

Компетенция арбитражного суда

Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).

Подведомственность дел в федеральной судебной системе — это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

  • организаций, являющихся юридическими лицами;
  • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
  • в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров — дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации — далее ТК РФ) между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.

При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:

  • характер спора, экономический;
  • спор связан с деятельностью юридического лица;
  • основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • предмет спора.

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:

  • Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.

Источники

Какой суд рассматривает налоговые споры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here