Какой процент пени начисляется за неуплату налогов

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Какой процент пени начисляется за неуплату налогов" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Расчет пени за неуплату налогов

Согласно действующему законодательству, каждый налогоплательщик обязан своевременно вносить платежи. Если в соответствующую дату не выполнить транзакцию, начисляются пени за неуплату налога. В результате платеж увеличивается. Если произошла просрочка перечисления, важно оплатить не сумму по квитанции, а внести платеж вместе с соответствующими начислениями. Для этого нужно уметь самостоятельно рассчитать размер этого штрафа, чтобы избежать дальнейшей просрочки.

Что собой представляет такой штраф

Пеня за неуплату налога физическим лицом – определенная сумма, которая начисляется в том случае, если гражданин не сделал транзакцию в срок в платежном поручении. Ее следует оплатить дополнительно. Начисления происходят ежедневно за каждый день просрочки. Исключение составляет только единый сельскохозяйственный налог. По нему начисления происходят согласно статье 26.1 НК РФ.

Процент пени начисляется в соотношении к размеру сбора. Чем больше его значение, тем больше придется переплачивать. Начисление заканчивается только в тот день, когда гражданин полностью делает транзакцию по квитанции.

Как отразить в учете

В бухгалтерском учете для отражения начисления пеней используются счета 68 и 69 Плана счетов бухучета (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Чтобы было проще контролировать расчеты по штрафным санкциям, открывают отдельные субсчета для их учета либо обеспечивают аналитический учет в разрезе фискальных платежей, по которым начисляются неустойка и иные санкции.

Начисление неустойки отражается по кредиту счетов 68 и 69, а их уплата — по дебету. Начисленные к уплате суммы отражаются:

  • на дату расчета, если начисляются налогоплательщиком самостоятельно;
  • на дату вступления в силу решения по проверке, если начисление производится в рамках выездной или камеральной проверки.
Операция Дебет Кредит
Начислены пени: по налогам 99 68 по страховым взносам 99 69 Начисленные суммы перечислены в бюджет 68, 69 51

В налоговом учете при расчете налога на прибыль никакие налоговые санкции в расходах не признаются (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Примеры расчета налоговых пеней по новым правилам

С 1 октября 2017 г. изменился порядок расчета пени за просрочку уплаты налога. Какие нововведения следует учитывать налогоплательщикам при расчете пени в случае образования недоимки?

За какой период начисляется

В случае опоздания с перечислением налоговых платежей расчет пени по налогам производится за каждый календарный день просрочки платежа. Начинается начисление неустойки со дня, следующего за установленным сроком уплаты фискального платежа. Последним днем начисления является день, в который недоимка перед бюджетом погашена.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Например, организация обязана уплатить первый платеж НДС за 3 квартал 25 октября. Фактически НДС уплачен 31 октября. За несвоевременную уплату НДС компании начисляется неустойка за 6 календарных дней: с 26 по 31 октября включительно.

Размер пени по транспортному налогу для юридических лиц

Процентная ставка пени принимается равной:
.

  • для организаций:
    • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
    • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Обратите внимание, размер пени рассчитывается по схеме, похожей на рассмотренную ранее. Однако есть и важное отличие. За первые 30 дней юридические лица платят 1/300 от ключевой ставки, а за все последующие — в два раза больше (1/150).

Предположим, что «ООО Вектор», расположенное в Москве, оплатило транспортный налог за 2016 год 30 марта 2017 года. Величина налога — 6 000 рублей.

Примечание. Срок уплаты транспортного налога для организаций в Москве — 5 февраля (Закон города Москвы «О транспортном налоге»).

Таким образом, просрочка составила 53 дня. Причем за первые 30 дней пени будут начислены как 1/300 ключевой ставки, а за оставшиеся 23 — как 1/150.

Кроме того, 23 марта 2017 года произошло изменение ключевой ставки и это также нужно учитывать при расчете.

Сумма пени составит:
6 000 * (30 * 0,1 / 300 + 16 * 0,0975 / 300 + 7 *0,0975 / 150) = 118 рублей 50 копеек.

Штраф при авансовом налоге

Многих граждан интересует вопрос, какие пени за неуплату налогов начисляются при авансовых перечислениях. В этом случае все зависит от вида сбора.

Транспортный

Это обязательный сбор, который взимается со всех собственников автомобилей. В их число входят как физические, так и юридические лица. Сбор уплачивается 1 раз в 12 месяцев в органы местного самоуправления. Если деньги на счет ФНС не поступили в соответствующий срок, то начисления происходят в течение трех месяцев после возникновения просрочки.

Рассчитать выплаты можно по соответствующей формуле. Помимо этого, на нарушителя налагается штраф, сумма которого составляет 30% от общей задолженности.

Имущественный

Если своевременно не внесен сбор, то начисления выполняются в соответствии с действующим НК РФ по определенным правилам.

Такой своеобразный вид штрафа применяется ФНС, которая находится в ведомстве органов местного самоуправления, в случае обнаружения соответствующего нарушения. Если таковое было выявлено, то гражданин получает уведомление, где обозначен размер сбора и процент переплат.

Земельный

Если человек не вносит деньги вовремя, то к нему также применяются санкции. Однако в этом случае придется заплатить дополнительный штраф, который составляет 20%до юридических лиц и 40% в случае умышленного отклонения от закрытия долговых обязательств, если таковое будет доказано.

На прибыль

Пени за неуплату НДФЛ по авансовым перечислениям начисляются в том случае, если деньги на счет налогового органа не поступают в течение месяца после даты в поручении. К нарушителю применяются санкции, согласно статье 75 НК РФ.

Таким образом, если гражданин своевременно не исполняет обязательства перед ФНС по перечислениям по сборам, то к нему применяются соответствующие санкции, которые в разы могут увеличивать размер платежей. Чтобы этого не произошло, рекомендуется оплачивать квитанции в даты на поручениях.

Правила расчета пени по налогам

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

Читайте так же:  Выездная проверка налоговой инспекции порядок проведения

В начале напомним основные тезисы, касающиеся исполнения обязанности по уплате налога, определенные п. 3 ст. 45 НК РФ:

  • обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком только после предъявления им соответствующего поручения в банк. Данное поручение подтверждает перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства;
  • на банковском счете налогоплательщика, предъявляющего поручение, должна быть достаточная сумма денежного остатка на момент совершения платежа.

За какой период начисляется пеня?

Часть 3 статьи 75 налогового кодекса:

3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26 1 настоящего Кодекса.

Пеня начисляется за каждый день просрочки.

Например, если транспортный налог за 2016 год оплачен 5 декабря 2017 год, то пеня будет начислена за 4 дня, т.к. срок уплаты — 1 декабря.

Что такое пеня?

Рассмотрим часть 1 статьи 75 налогового кодекса:

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Таким образом, пеня — это штраф за несвоевременную уплату налога.

Порядок начисления пени

Иными словами, для определения величины пени нужны сумма налоговой задолженности и период просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Однако при исчислении периода просрочки (за который начисляются пени) необходимо учесть одну особенность: налоговым законодательством точно определен лишь первый день такого периода – день, следующий за установленным днем уплаты налога или сбора. О последнем дне расчетного периода в п. 3 ст. 75 НК РФ не сказано ни слова. Зато в п. 4 названной статьи содержится важная оговорка – пеня определяется за каждый день просрочки.

Предположим, что налогоплательщик уплатил налог с нарушением установленного срока: не 25 июля, а лишь 16 августа 2016 года. Какой день – 15 или 16 августа следует считать последним днем просрочки? Возможны варианты.

Когда пени не начисляются

Освобождение от уплаты неустойки, в соответствии со статьей 75 НК РФ, применяется очень редко. К таким случаям относятся:

  • невозможность погашения недоимки в связи с наложением ареста на имущество налогоплательщика по решению налогового органа;
  • невозможность погашения недоимки в связи с приостановлением операций по счетам налогоплательщика по решению суда;
  • недоимка образовалась в результате выполнения письменных разъяснений о порядке исчисления налогов и сборов, данных налоговым или иным уполномоченным госорганом. Этот вид освобождения не применяется, если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком.

Формула расчета пени

Сумма налоговой задолженности

1/300 ставки рефинансирования

Количество

просрочки

Важная деталь: с 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894‑У).

Для расчета пеней ключевая ставка применяется в том размере, в котором она действовала в период просрочки. Расчет усложняется, если ключевая ставка изменяется в периоде просрочки.

С 14 июня 2016 года величина ключевой ставки составляет 10,5% (Информация Банка России от 10.06.2016).

Обратите внимание

В начале августа на сайте regulation.gov.ru было размещено уведомление о разработке проекта поправок в ст. 75 НК РФ, целью которых является увеличение ставки пени. Но текст самого законопроекта пока не опубликован.

Величина просроченного налогового платежа за период с 26 июля по 15 августа 2016 года составила 178 000 руб.

Размер пени составит 1 308,3 руб. (178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 21 дн.).

Налоговая задолженность может погашаться частями. Как это скажется на расчете пеней – покажем на примере.

Воспользуемся данными предыдущего примера. Уплату налога (178 000 руб.) налогоплательщик произвел двумя платежами:

– 1 августа 2016 года – 80 000 руб.;

– 15 августа 2016 года – 98 000 руб.

Недоимка по налогу и соответствующий ей размер пени составит:

Период просрочки
С 26 по 31 июля

(178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 6 дн.)

С 1 по 15 августа

(98 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 15 дн.)

Итого пени к уплате

Резюмируем сказанное. Пеня – является инструментом, обеспечивающим своевременную уплату налогов и сборов, поскольку ее начисление прекращается при погашении просроченного налогового платежа. Размер пени исчисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки рефинансирования (которая с 2016 года приравнена к ключевой ставке).

Но есть одна сложность: период просрочки законодательно не определен. Финансисты считают (Письмо № 03‑02‑07/39318), что день погашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени. То есть, если платежное поручение на перечисление налога на прибыль направлено в банк 29 июля вместо установленного Налоговым кодексом 28 июля, оснований для расчета пени не возникает. Ведь пени рассчитываются со дня, следующего после установленного срока уплаты, а день погашения налоговой задолженности, по мнению Минфина, должен исключаться из расчета пени.

Тогда как налоговики, руководствуясь разъяснениями Пленума ВАС (п. 57, 61 Постановления № 57), напротив, полагают, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки. Выгода первой из двух изложенных позиций очевидна, как, впрочем, и ее риск. Поэтому с учетом данного обстоятельства налогоплательщику следует самостоятельно решить, какому из обозначенных вариантов расчета пени отдать предпочтение.

Расчет пени за несвоевременную уплату налога

Размер пени по транспортному налогу для физических лиц

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

  • для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

Разберем детали данного пункта:

  1. Размер пени зависит от суммы налога. Т.е. если не оплачена большая сумма, то пеня будет больше, если маленькая, то меньше.
  2. Размер пени зависит от ключевой ставки рефинансирования Центрального банка. Этот пункт усложняет расчет, т.к. ключевая ставка регулярно изменяется. А для расчета нужно использовать именно ту ставку, которая действовала в текущий день.
  3. За каждый день просрочки начисляется пени в размере 1/300 от ключевой ставки.
Читайте так же:  Налог на прибыль организаций устанавливается

Для начала несколько слов о ключевой ставке. Выяснить текущее значение этой величины можно на сайте Центрального банка.

История изменения ключевой ставки приведена в следующей таблице:

Дата изменения Новая ставка
10.02.2020 6
16.12.2019 6,25
28.10.2019 6,5
09.09.2019 7
29.07.2019 7,25
17.06.2019 7,5
17.12.2018 7,75
17.09.2018 7,5
23.03.2018 7,25
12.02.2018 7,5
18.12.2017 7,75
30.10.2017 8,25
18.09.2017 8,5
19.06.2017 9
02.05.2017 9,25
27.03.2017 9,75
19.09.2016 10
14.06.2016 10,5
03.08.2015 11

Примечание. В таблице приведены значения начиная с 03.08.2015, которые могут использоваться для расчета пени по транспортному налогу начиная с 2014 года. Что касается налогов за предшествующие годы, то они должны быть списаны налоговой инспекцией как безнадежные.

Рассмотрим пример расчета пени:

Предположим, что Иван не успел вовремя оплатить транспортный налог за 2016 год. Он сделал это только 25 декабря 2017 года. Величина налога — 3 000 рублей.

Таким образом, просрочка составила 24 дня. Причем за это время изменилась ключевая ставка ЦБ (18.12.2017). Поэтому первые 16 дней нужно рассчитывать в соответствии со ставкой 8,25, а оставшиеся 8 — 7.75.

Сумма пени составит:
3 000 * (16 * 0,0825 + 8 * 0,0775) / 300 = 19 рублей 40 копеек.

Новый порядок расчета пеней

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

При этом процентная ставка пени принимается равной:

Для физических лиц (включая ИП):

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

Для организаций:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (п.4 ст.75 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 28.09.2017 г. №ЗН-4-22/[email protected] «О реализации положений Федерального закона №401-ФЗ»).

С 1 октября 2017 г. длительная задержка неуплаты налога (более 30 календарных дней) будет обходиться налогоплательщику дороже.

Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.

Напомним, что 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ.

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/[email protected]).

Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.

В этом случае, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется, начиная с 01.05.2017 г.

Как начисляются пени

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов, страховых взносов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Целью начисления пени является компенсация потери государства из-за несвоевременной уплаты налогов (Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 г. №1069-О, от 12.05.2003 г. №175-О).

До 1 октября 2017 г. процентная ставка пеней соответствовала 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки налоговых обязательств (обязательств по уплате страховых взносов). Ставка рефинансирования равна ключевой ставки ЦБ (с 2016 г. ЦБ РФ не устанавливает ставку рефинансирования).

С 1 октября 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в п.4 ст.75 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2016 г. №401-ФЗ (далее по тексту – Закон №401- ФЗ).

Что такое пеня по налогам?

Словом, пеня является средством обеспечения своевременной уплаты налога. Но не только. Кроме того, пени могут быть начислены также в случаях выявления налоговиками занижения суммы налогового платежа или перечисления налоговым агентом налоговых платежей позже установленного срока.

Начисление

Расчет пени за неуплату квитанций происходит, согласно НК РФ. Выделяют несколько причин применения к гражданину подобного рода санкций:

  • отсутствие взноса по квитанциям в установленный период времени;
  • в случае уплаты сбора меньше по квитанции;
  • на ввоз товаров в РФ из других государств и вывоз их из России в иные державы.

Помимо этого, такие типы взыскания могут применяться к агентам, которые не провели своевременно платеж, внесенный клиентом.

Пени за неуплату налогов 2019/2020 не начисляются в следующих случаях:

  • если гражданин дал письменное разъяснение о причинах неуплаты или в том случае, если он решает другие задачи, согласно НК РФ;
  • если был выполнен взнос больше размера в квитанциях;
  • если переплата, внесенная ранее, перекрывает величину штрафа.

Кроме того, начисление может применяться не в полной мере, если ранее была переплата, но ее размер менее этого типа взыскания.

Если по квитанциям было внесено денег больше, чем в платежном поручении, то разница может быть направлена на погашение начислений при соблюдении следующих условий:

  • если нужно закрыть недоимки ФНС;
  • если нужно заплатить налоги местного, регионального и федерального значения.

Правовые основы

Конституция РФ статьей 57 обязывает уплачивать установленные законодательством фискальные сборы. Порядок уплаты налоговых платежей регулируется Налоговым кодексом РФ. За неуплату или несвоевременную уплату фискальных платежей НК РФ предусматривает ответственность. К недобросовестному налогоплательщику применяются следующие меры воздействия:

  • начисление пени;
  • штрафы;
  • принудительное взыскание долгов.

Неустойка уплачивается за каждый день просрочки и рассчитывается в процентах от недоимки. Пеня за несвоевременную уплату налогов является способом обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности перечислять налоги в бюджет. Ее взимание призвано компенсировать потери бюджета от несвоевременных поступлений денежных средств в государственную казну. Как рассчитать пени по налогам, прописано в статье 75 НК РФ.

Читайте так же:  Код гонконга для валютного контроля

Случаи, когда пени не начисляются

  • арест имущества налогоплательщика на основании решения налогового органа;
  • арест денежных средств или иного имущества налогоплательщика, а также приостановление операций по счетам в банках на основании решения суда;

выполнение письменных рекомендаций уполномоченных органов.

Важная деталь: в первых двух случаях освобождение от уплаты пеней работает лишь в период действия указанных в них обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ).

Два мнения по поводу одного дня

Сказанное означает следующее. К примеру, налог на прибыль по сроку должен быть уплачен 28 июля 2016 года. Однако налогоплательщик платежное поручение направил лишь на следующий день, то есть 29 июля. Формально в описанной ситуации имеется однодневная просрочка. Но! В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ период просрочки начинается с 29 июля, то есть в день, когда в банк подано платежное поручение, а налог (как отмечено в Письме № 03‑02‑07/39318) считается уплаченным. Получается, что в данном случае нет никакой просрочки. Идем дальше.

Обозначенная позиция финансистов отличается от мнения налоговиков относительно последнего дня периода просрочки. Последние при расчете величины пеней, как правило, руководствуются разъяснениями, содержащимися в п. 57 и 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где сказано (практически дословно), что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Иными словами, налоговики настаивают на включении дня погашения налоговой задолженности в период для расчета пеней, тогда как финансисты считают, что этот день следует исключить из расчета. То есть предметом разногласий представителей двух контролирующих ведомств является день погашения задолженности.

Учитывать (или нет) его при определении размера пени – решать вам, исходя из возможных рисков. Со своей стороны добавим, что финансисты в Письме № 03‑02‑07/39318 высказали (на наш взгляд) более обоснованную точку зрения по анализируемому вопросу, нежели высшие арбитры, которые ограничились, по сути, лишь указанием на необходимость включения спорного дня в период просрочки, при этом никак не аргументируя свою позицию.

Но вернемся к нашему примеру. Учитывая разъяснения Минфина, получается, что пени налогоплательщик должен исчислить за 21 день, то есть с 26 июля по 15 августа.

Итак, для расчета пени нужны сумма налоговой задолженности и две даты – определенный налоговым законодательством срок уплаты налога и дата погашения недоимки.

Правила расчета

Видео (кликните для воспроизведения).

Размер пени за неуплату начисляется в соотношении к сумме просрочки. Оно приравнивается к разнице 1:300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Посчитать процент взносов можно по следующей формуле:

Пеня = (просрочка по обязательствам*ставку, определенную ЦБ РФ/300)*количество дней просрочки

Ставка Центробанка постоянно меняется, поэтому при расчете платежа рекомендуется ориентироваться на действующий вариант.

Чтобы самостоятельно не рассчитывать размер, можно использовать калькулятор пени по налогам.

Пример расчета пени по налогам

ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.

Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:

  • 25.10.2019 — 10 000 руб.;
  • 25.11.2019 — 10 000 руб.;
  • 27.12.2019 — 10 000 руб.

Первый и третий платежи ООО «Компания» перечислила своевременно, а второй платеж (по сроку — 25.11.2019) — только 28 декабря. За несвоевременное перечисление с организации будет взыскана налоговая неустойка в следующем порядке:

  • с 26 ноября по 25 декабря — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
  • с 26 по 27 декабря — в размере 1/150 (так как срок просрочки превысил 30 дней).

Кроме того, в этот период ЦБ поменял размер ставки. До 16 декабря она составляла 6,5%, а начиная с 16.12.2019 была снижена до 6,25%.

Рассчитаем с помощью таблицы размер пени за несвоевременную уплату налогов:

Период расчета Число календарных дней Ставка рефинансирования Расчет Результат

26.11–16.12 21 6,5 10 000 × 6,5% × 1/300 × 21 45,5 17.12–25.12 9 6,25 10 000 × 6,25% × 1/300 × 9 18,75 26.12–27.12 2 6,25 10 000 × 6,25% × 1/150 × 2 8,33 Итого 72,58

Пользуйтесь этой же формулой, если хотите понять, как рассчитать пени за несвоевременную уплату НДФЛ и любого другого налога.

Примеры расчета пеней по новым правилам

Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е. исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки.

Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.

При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).

Срок уплаты НДС за 3 квартал 2017 г. в сумме 500 000 рублей (1/3 часть) — 25 октября 2017 г.

Предположим, что компания заплатила налог с опозданием 30 октября 2017 г.

Пени рассчитываются за период с 26 октября по 29 октября 2017 г., т.е. за 4 календарных дня.

Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит:

(500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.

Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.

Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г. – 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием – 29.12.2017 г.

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты опекуну

Сумма недоимки составила 100 000 рублей.

Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.).

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась.

Для того чтобы рассчитать размер пени, необходимо дни просрочки разделить на 2 периода (просрочка до 30 календарных дней включительно) и просрочка с 31 календарного дня по день, предшествующий дню уплаты страховых взносов.

Период просрочки до 30 календарных дней – с 17.10.2017 г. по 15.11.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня – с 16.11.2017 г. по 28.12.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей.

Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.

Пеня за неуплату транспортного налога

Добрый день, уважаемый читатель.

Каждый автовладелец должен ежегодно уплачивать транспортный налог за автомобили, которыми он владеет. При этом заплатить налоги нужно в срок, предусмотренный законодательством. Например, налог за 2017 год нужно оплатить до 1 декабря 2018 года.

Если не уложиться в этот срок, то налоговая инспекция начислит штраф (пеню) за каждый день просрочки. В этой статье Вы узнаете:

По какой ставке рассчитывается

Размер пени по налогам рассчитывается отдельно за каждый календарный день. Это связано с тем, что начисление неустойки производится исходя из действующей на день расчета ставки рефинансирования ЦБ РФ. Процентная ставка для расчета пени по налогам для физических и юридических лиц устанавливается по-разному. Для физлиц и индивидуальных предпринимателей ставка равна 1/300 ставки рефинансирования.

Для организаций порядок расчета следующий:

  • за первые 30 календарных дней — исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа;
  • начиная с 31 дня — исходя из 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа.

Обращаем внимание, что с 01.01.2016 Банк России не устанавливает размер ставки рефинансирования. Начиная с этой даты, ее размер принимается равным значению действующей ключевой ставки. Смотрите ее актуальное значение в нашем справочном материале.

Как узнать размер пени?

Существуют несколько способов узнать размер пени по транспортному налогу, однако прежде чем переходить к их рассмотрению, хочу обратить Ваше внимание на следующую особенность.

Пени должны увеличиваться ежедневно, однако во всех базах данных налоговой информация отображается с небольшой задержкой. Например, Вы еще не уплатили налог 3 февраля 2018 года и хотите узнать пени. Информация из базы говорит о том, что сумма налога 750 рублей, а сумма пени — 11 рублей 83 копейки. Кроме того, будет указано, что база обновлена 30 января.

Это означает, что пени были рассчитаны только 30 января. Если Вы проведете расчет для текущей даты, то увидите, что сумма будет чуть больше:
750 * (16 * 0.0825 + (14 + 31 + 3) * 0.0775) / 300 = 12 рублей 60 копеек

То есть если Вы оплатите и налог, и пени в соответствии с суммами, указанными в базе налоговой, то Вы останетесь должны налоговой небольшую сумму.

Если Вы хотите избежать подобных проблем, то рекомендую сделать следующее. Сначала оплатите основную сумму налога. После этого подождите несколько дней, пока сумма попадет в инспекцию. После этого пеня будут окончательно пересчитана и Вы сможете оплатить её.

Второй вариант — самостоятельный расчет величины пени и оплата в соответствии с полученной суммой.

Ну а теперь рассмотрим, как узнать величину пени.

Как отразить в учете пени и штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов?

Как учитывать пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, учитываются в бухгалтерском учете в порядке, определенном учетной политикой организации.

Варианты учета приведены ниже.

Обоснование вывода:

Страховые взносы и штрафные санкции, связанные с исчислением страховых взносов, подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ст. 146 БК РФ).

Отметим, что порядок учета расходов по оплате пеней и штрафных санкций как в бюджет, так и внебюджетные фонды в ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) прямо не урегулирован.

В соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 к прочим расходам относятся в том числе штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; прочие расходы.

То есть п. 12 ПБУ 10/99 есть лишь указание на штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров.

При этом если суммы доначисленных налогов (взносов) могут относиться к прошлым периодам, то суммы штрафов и пеней к ним не относятся.

Начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или судебное решение). Соответственно, пени и санкции также не могут быть учтены в качестве убытков прошлых лет.

При этом перечень расходов, относимых к прочим расходам организации, является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

То есть теоретически организация может использовать для учета штрафных санкций, связанных с исчислением страховых взносов, счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Причем согласно п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

Согласно п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), на счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются наряду с прибылью и убытками от обычных видов деятельности в том числе суммы причитающихся налоговых санкций.

Читайте так же:  Виды органов государственного финансового контроля

Кроме того в Инструкции также указано, что по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей или убытков отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.

Следовательно, исходя из положений Инструкции в совокупности с нормами Положения N 34н, полагаем, что пени и штрафы, начисленные (признанные) за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 69.

При этом согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (в редакции, действующей с 6 августа 2017 года) (далее — ПБУ 1/2008) учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Отметим, что ПБУ 10/99 с 19.07.2017 признано федеральным стандартом (часть 1.1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Однако, как было указано выше, в ПБУ 10/99 конкретный порядок учета штрафных санкций, связанных с исчислением налогов (сборов), взносов, не установлен.

Следовательно, в этом случае организация разрабатывает соответствующий способ учета, исходя в первую очередь из МСФО. Перечень МСФО и разъяснений, признанных на территории РФ, приведен в приказе Минфина России от 28.12.2015 N 217н.

Заметим, что МСФО, регулирующий учет налоговых и внебюджетных санкций, признанный на территории РФ, обнаружить не удалось.

Следовательно, при разработке учета налоговых и внебюджетных санкций организация последовательно может использовать Положение N 34н и Инструкцию, то есть выбрать способ учета, рекомендованный выше.

Помимо этого Фонд «НРБУ «БМЦ» представил на своем сайте, в том числе Рекомендацию Р-64/2015-КпР «Фискальные санкции» (далее — Рекомендация).

В целях применения Рекомендации под фискальными санкциями понимаются штрафы, пени и другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату таких платежей (п. 1 Рекомендации).

Согласно Рекомендации фискальные санкции, признанные до окончания отчетного года или после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчётной даты, относятся на ту же статью отчёта о финансовых результатах за отчётный период, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платёж в бюджет (п. 3 Рекомендации).

В случае если фискальная санкция признана после указанного времени, она признаётся в составе прочих расходов (п. 4 Рекомендации).

Иными словами, применительно к рассматриваемой ситуации из Рекомендации следует, что санкции по страховым взносам, признанные в отчетном периоде, относятся к расходам по обычным видам деятельности (то есть учитываются на счетах затрат), а признанные после утверждения годового отчета — в составе прочих расходов (то есть учитываются на счете 91).

При этом напомним, что в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 Положение N 34н является приоритетным по сравнению с Рекомендацией. А как было уже отмечено, согласно п. 83 Положения N 34н конечный финансовый результат отражается за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

На наш взгляд, штрафные санкции, связанные с несвоевременной уплатой, либо неверным исчислением налогов, взносов, учитываемых в составе расходов по обычным видам деятельности, не отвечают понятию расходов от обычных видов деятельности, приведенному в ПБУ 10/99. Учет штрафных санкций в составе расходов по обычным видам деятельности, по нашему мнению, может привести к необоснованному завышению себестоимости продукции (работ, услуг). Особенно это актуально в отношении товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством.

Также необходимо отметить, что согласно п. 7.3 ПБУ 1/2008 в исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех условий, указанных в п. 7.3 ПБУ 1/2008.

Таким образом, в данном случае возможны несколько вариантов учета указанных в вопросе санкций.

Либо в соответствии с Положением N 34н и Инструкцией — на счете 99 «Прибыли и убытки», либо в соответствии с Рекомендацией, либо на счете 91, как прочие расходы (учитывая, что перечень прочих расходов, приведенный в п. 12 ПБУ 10/99, не является закрытым).

Соответственно, организация должна самостоятельно определить порядок учета таких санкций с учетом предоставленных разъяснений и закрепить порядок в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

На наш взгляд, в случае, если организация будет учитывать рассматриваемые санкции в соответствии с Рекомендацией, то в этом случае в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02), так как в налоговом учете такие расходы не признаются (п. 2 ст. 250 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;

— Энциклопедия решений. Пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет и т.п. (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

24 октября 2018 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источники

Какой процент пени начисляется за неуплату налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here