Какой период может быть охвачен налоговой проверкой

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Какой период может быть охвачен налоговой проверкой" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

За какой период налоговая может провести проверку

Существует 2 основных вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится в отношении каждой сданной налогоплательщиком или налоговым агентом декларации (расчета) по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). В рамках нее налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения.

По общему правилу камеральная проверка длится 3 месяца со дня, следующего за днем представления налоговой отчетности в ИФНС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем указанный срок не может быть продлен или перенесен. Именно в эти 3 месяца налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить дополнительные документы, связанные с проверкой (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 ).

Выездная проверка – более сложное мероприятие, которое предполагает проверку большого числа документов по проверяемому налогу на территории налогоплательщика или налогового органа (п. 1,3,4 ст. 89 НК РФ). Далее речь пойдет о ней.

За какой период налоговая может провести выездную проверку

Максимальный период налоговой проверки (выездной) – 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). То есть при вынесении решения в 2017 году налоговики могут проверить период в рамках 2014-2016 гг. А за какой период налоговая может запросить документы? Контролеры могут истребовать любые документы, непосредственно связанные с проверяемым периодом и, естественно, проверяемым налогом (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). То есть период «истребования» документов определяется периодом проверки.

Сама выездная проверка может длиться в течение 2 месяцев, а при самостоятельной проверке налоговиками филиала или представительства организации – 1 месяц (п. 6,7 ст. 89 НК РФ). Указанные сроки отсчитываются со дня вынесения решения о проведении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом выездную проверку могут:

  • продлить на 2 месяца (4 месяца в исключительных случаях) (п. 6 ст. 89 НК РФ; Приложение N 4 к приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] );
  • приостановить на 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • приостановить еще на 3 месяца, если в течение 6 месяцев налоговая не смогла получить запрошенные сведения от иностранных государственных органов и ведомств (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Общие положения о налоговых проверках

Налоговый кодекс РФ делегирует Федеральной налоговой службе России полномочия производить проверочные процедуры в отношении налогоплательщиков с целью контроля точности, своевременности и полноты уплаты налогов (ст. 31 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Проверочные мероприятия осуществляются:

  • камеральный контроль — по месту расположения отделения ФНС;
  • выездной — по адресу проверяемого налогоплательщика.

При этом Конституционный суд РФ разъясняет, что не предусматривается дублирование контрольных мероприятий в процессе осуществления камеральных и выездных процедур, поэтому при произведении выездной проверки не исключена вероятность выявления нарушений, которые не были выявлены при осуществлении камерального контроля (определение Конституционного суда РФ «Об отказе в принятии…» от 10.03.2016 № 571-О).

По итогам проведенных проверочных мероприятий оформляется акт по форме, соответствующей нормам приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (приложение № 23), с перечислением выявленных за время проверки нарушений. Налогоплательщик при этом может составить письменные возражения на акт, которые также будут рассмотрены налоговой службой.

Выездные проверки за период более 3 лет

Действующее налоговое законодательство предусматривает ряд исключений для случаев, когда период, в отношении которого осуществляются выездные проверочные процедуры, превышает предусмотренные 3 года. К числу таких исключений относятся:

  1. Подготовка проверяемым субъектом уточняющей налоговой декларации в рамках соответствующих выездных мероприятий (абз. 3 п. 4 ст. 89). В этой ситуации специалисты ФНС имеют право выйти за рамки 3-летнего периода и проверить промежуток времени, выходящий за рамки периода, по которому подготовлены уточняющие декларационные документы (письмо ФНС РФ от 29.05.2012 № АС-4-2/8792).
  2. Подготовка субъектом уточняющей декларационной документации со сниженной суммой налога (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Рассматриваемый случай предоставляет ФНС право провести повторные проверочные мероприятия, охватывающие период более чем в 3 года.
  3. Осуществление проверочных мероприятий в отношении резидента, выведенного из единого реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области (п. 16.1 ст. 89). Контроль таких налогоплательщиков осуществляется на базе норм ст. 288.1 и ст. 385.1 НК РФ.
  4. Осуществление выездной процедуры контроля в отношении налогоплательщика, использующего спецрежим налогообложения (при исполнении соглашений о разделе продукции), согласно гл. 26.4 НК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что к нарушениям процедуры при проведении выездной проверки не имеют отношения ситуации, когда решение вынесено налоговой инспекцией в одном году (к примеру, в конце 2016), а получено налогоплательщиком в другом (например, в начале 2017).

Таким образом, ответы на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка,однозначен, однако при этом важно учитывать, что законодательство предусматривает также исключительные ситуации. Что касается камеральных проверок, то проверяемый период охватывает только временной промежуток, по которому подается декларация.

Как проводится налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Статья 88 НК РФ — камеральная налоговая проверка. В каких случаях проводятся проверочные мероприятия?

После подачи организацией каждой декларации, производится камеральная проверка (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ). Это может быть отчетность по любым налогам, например, по:

  1. Налогу на имущество.
  2. Налогу на прибыль.
  3. НДС.
  4. Единому налогу на вмененный доход.
  5. Налогу, уплачиваемому при УСН.
  6. Налогу, уплачиваемому при ЕСХН.
  7. По транспортному налогу.
  8. По земельному налогу.

При подаче повторной (уточненной) декларации вновь проводится камеральная проверка (это следует из п. 7 ст. 81 НК РФ). Уточненная отчетность подается в случае, когда первоначальная содержала ошибки и неточности, что привело к неверному расчету суммы налога.

Срок проведения камеральной проверки. Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Одним из обязательных требований к порядку проведения камеральной налоговой проверки является соблюдение срока ее проведения. Срок проверочных действий не может длится более 3 месяцев. Он не может ни продляться, ни приостанавливаться. Единственное исключение – при поступлении уточненной декларации, его течение начинается заново, поскольку формально, начинается новая проверка.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл на обучение образец заполнения

Срок начинает течение на следующий день после поступления отчетности в налоговый орган. Интересным моментом является то, что ФНС может не сразу начать проверочные мероприятия, поскольку на законодательном уровне такой обязанности не установлено. В этом случае срок не продляется, вне зависимости от того, когда сотрудники ФНС фактически приступили к проверочным действиям.

Возможна подача отчетности различными способами:

  • лично или через представителя;
  • почтой;
  • по интернету.

В первом случае срок начинает течь на следующий день после подачи декларации.

При направлении почтой срок течет в момент отправки письма (в силу п. 4 ст. 80 НК РФ), однако на практике срок начинает течь в момент поступления письма в ФНС. Это позиция налоговых органов, которые мотивируют ее тем, что не могут начать проверку до того, как декларация поступила.

Если отчетность подается через интернет, то срок проверки течет с момента ее отправления (как правило, дата отправления и доставления электронной корреспонденции в этом случае совпадают).

Если ФНС допустила нарушение порядка проведения камеральной налоговой проверки, пропустив трехмесячный срок, это не отменяет ее результатов. Действительно, это признается нарушением, однако оно не является грубым.

Таким образом, рассматриваемый вид проверки производится на основании поступившей в ФНС отчетности по налогам. Проверочные мероприятия проводятся без выезда на территорию налогоплательщика. Если нарушений не выявлено, проверка заканчивается без составления каких-либо документов, а если по итогам проверочных действий обнаружены нарушения и плательщик налогов не смог оправдаться, составляется акт, фиксирующий выявленные недостатки.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

В каких случаях проводят налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям . И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.

Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг .

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Читайте так же:  Бентли налог на роскошь

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Понятие и виды налоговых проверок

Проверки ФНС – это мероприятия, осуществляемые данным государственным органом, направленные на мониторинг соблюдения организациями, ИП, физическими лицами порядка исчисления и уплаты налогов.

В ст. 87 НК РФ предусматривается два вида проверок: камеральные и выездные. На практике, видов проверок можно выделить гораздо больше. В частности, они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и выборочными, тематическими и общими, контрольными и встречными.

Выездная проверка осуществляется с выездом должностных лиц на территорию проверяемого субъекта, в то время, как камеральная осуществляется без него. Предмет проверочных мероприятий, вне зависимости от вида проверки, не меняется – это надзор за соблюдением законности в сфере уплаты налогов.

Камеральную проверку также называют документарной. Это связано с тем, что сотрудники ФНС изучают правильность и своевременность исчисления и уплаты налоговых платежей на основании представленных организацией деклараций. Предметом проверки является исключительно поданная фирмой отчетность, а за рамки указанного предмета ФНС может выходить только тогда, когда требуется изучение иных документов в целях сверки данных.

Возможна ситуация, когда фирма не подает требуемую декларацию в срок, и камеральная проверка производится на основании имеющихся в распоряжении ФНС сведений, без декларации.

За какой период могут проверять при проведении выездной проверки?

Выездные проверочные процедуры осуществляются по месту нахождения фирмы, в связи с чем проверяющие имеют доступ к большему числу документации. В этом случае контролю подлежат любые временные промежутки деятельности фирмы, которые по стандартному правилу не могут превышать 3 лет, предшествующих году принятия решения об осуществлении выездных проверочных мероприятий (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

По аналогии решается вопрос о проверяемом временном этапе в случае:

  1. Осуществления повторных выездных проверочных мероприятий. Данная процедура вводится с целью контроля вышестоящими подразделениями ФНС нижестоящих структур. При проведении повторных проверочных мероприятий независимо от времени осуществления первичной выездной проверки анализируется точность исчисления по тем же налогам и за те же периоды, которые также не могут выходить за рамки 3 лет (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).
  2. Выездного контроля реорганизуемого или ликвидируемого предприятия. Он проводится независимо от времени и предмета прошлых выездных проверочных мероприятий за период не более 3 лет (п. 11 ст. 89 НК РФ).

За какой период сотрудники ФНС могут проверять при проведении выездной проверки?

Выездные проверочные мероприятия куда более объемные, нежели камеральные. Более длительным является и период выездной налоговой проверки. В силу требований п. 3 ст. 89 НК охват проверки не может превышать трехлетний срок до момента вынесения решения о проведении проверочных мероприятий. Например, решение о проверке вынесено 17 февраля 2017 года. Это означает, что проверяться должен период с 17 февраля 2014 года до 17 февраля 2017 года.

Читайте так же:  Объект обложения торговым сбором

По этому же принципу определяются проверочные периоды при:

  • проведении повторных проверок вышестоящей ФНС нижестоящей. Должностные лица, проводя повторные проверочные мероприятия в отношении налогоплательщика устанавливают, не допущено ли нарушений при ранее проведенной нижестоящей ФНС проверке, и в случае обнаружения нарушений со стороны налогоплательщика, не выявленных ранее, вправе привлечь его к налоговой ответственности.
  • проведении повторной проверки в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщика. Такая проверка может проводиться вне зависимости от того, когда производилась предыдущая.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение. Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Период камеральной налоговой проверки

При осуществлении налоговой камеральной проверки контрольные мероприятия осуществляются на основании анализа документации, имеющейся в распоряжении ФНС. При этом камеральные проверочные мероприятия могут осуществляться исключительно в отношении периода, за который налогоплательщик документы предоставил. То есть в том случае, когда предприятие направило декларацию по НДС за 2-й квартал 2017 года, в рамках камеральных проверочных процедур ФНС может проконтролировать правильность расчета рассматриваемого налога только за данный квартал. В то же время для проведения проверочных мероприятий специалисты ФНС имеют право использовать данные иных отчетных периодов.

Если по итогам камеральных проверочных процедур налоговая служба делает заключение, не относящееся к периоду, за который была направлена декларация или расчет, это является нарушением и поводом подать возражения на акт проверки ФНС. Такое решение по результатам проверочных процедур должно быть аннулировано в части, выходящей за рамки допустимого для осуществления проверки периода.

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой нужно понимать руководству проверяемой фирмы, ИП и физическим лицам, чтобы определить, какой промежуток времени может интересовать должностных лиц ФНС при проведении проверочных мероприятий.

Общие положения о налоговых проверках

В силу требований ст. 31 НК РФ проверочные мероприятия производятся налоговыми инспекциями с целью проверки соблюдения субъектами проверок требований налогового законодательства в части правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей.

Могут проводится как камеральные, так и выездные мероприятия. Их порядок в корне отличается (как и проверяемый период). Отличаются и сроки проверок. Камеральные длятся 3 месяца, а выездные – от 2 до 6 месяцев (в зависимости от того, продлевался ли срок проверки).

По итогам проверочных мероприятий почти всегда составляется акт . Форма его утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (Приложение № 23). Исключением является случай, когда при камеральных проверочных действиях не выявлено нарушений.

Если налогоплательщик не согласен с итоговым актом, либо с какой-либо его частью, на него могут подаваться возражения .

Камеральная налоговая проверка по НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа, либо проверяемой организации?

Требования к месту проведения камеральной проверки закреплены в п. 1, 2 ст. 88 НК РФ. Она производится по месту нахождения ФНС, в который подана декларация. Декларация в свою очередь подается по месту учета налогоплательщика.

Местом учета плательщика налогов может быть как место ее нахождения, так и место нахождения ее обособленных подразделений. Кроме того, возможно встать на учет по месту нахождения транспорта и недвижимости.

В частности, если организация поставлена на налоговый учет по месту ее нахождения, при его изменении, необходимо встать на учет в ином налоговом органе (если изменился район или город). В этом случае все документы и сведения из старой ФНС после внесения данных в ЕГРЮЛ будут переданы в новую.

Читайте так же:  Земельный налог налогоплательщиком организацией

В любом случае, все проверочные действия производятся непосредственно в ФНС, а порядок проверки разберем далее.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
  • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.


Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

Как инспекция проводит налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.

Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

  • выслать в инспекцию по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.

Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Период камеральной налоговой проверки

В ходе проверочных действий сотрудники ФНС анализируют декларации, представленные налогоплательщиками. Отчетность сопоставляется с данными, отраженными в иных документах, которые уже находятся в ФНС.

За какой период могут проверять при налоговой проверке деклараций? Может анализироваться только период, охватываемый предоставленной налогоплательщиком отчетностью. Например, подается декларация по налогу на прибыль за 2016 год. Налоговый орган может проверять только налоговый период 2016 года.

При проверке определенного налогового периода сотрудники ФНС вправе сопоставлять представленную декларацию с иными документами, которые не относятся к периоду проверки.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

В случае, если плательщик налога по итогам проверки привлекается к ответственности за иной налоговый период – это нарушение закона. Имеется возможность оспорить акт проверки и решение о привлечении к ответственности путем подачи возражений и жалоб. По результатам рассмотрения жалобы решение о привлечении к ответственности должно быть отменено (в части, относящейся к периоду, не охваченному проверкой), а по результатам рассмотрения возражений из акта должны быть исключены суждения о допущенных нарушениях (также за период, который не должен был охватываться).

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В соответствии с НК РФ документы бухгалтерского и налогового учета, а также первичку организации и ИП должны хранить в течение 4 лет с момента окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался при расчете налога или составлении отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2012 N 03-11-11/104 ).

Вместе с тем Закон «О бухгалтерском учете» требует хранить первичку, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, аудиторские заключения о ней в течение срока, установленного правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ , раздел 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Вот на эти сроки и нужно ориентироваться налогоплательщику.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки закреплен как в НК РФ, так и иных актах, которые издаются ФНС России. В статье раскрыт порядок осуществления камеральных проверок, сроки проверочных действий, а также их периодичность.

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Читайте так же:  Возврат налога за квартиру сроки возврата

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?

Законом предусматриваются исключения из общего правила, касающиеся проверяемого периода. В некоторых случаях проверяющим можно выходить за рамки трехлетнего периода, что позволяет привлечь налогоплательщика за старые нарушения.

К таким исключениям относится:

  1. Случай, когда налогоплательщик направляет в ФНС уточненную декларацию в ходе проведения выездной проверки и данной декларацией охватывается период, выходящий за трехлетние рамки. При таких обстоятельствах сотрудники ФНС должны проверить правильность уплаты налогов за период, находящийся за рамками проверочных мероприятий (п. 4 ст. 89 НК РФ).
  2. Случай, когда проверка уже завершена, однако налогоплательщик представляет уточненную декларацию, в которой отражена меньшая сумма налога, подлежащего уплате. В такой ситуации может быть принято решение о повторной проверке налогового периода, указанного в уточненной декларации (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
  3. Случай, когда проверка проводится в соответствии с требованиями главы 26.4 НК РФ, когда плательщик налогов применяет специальный режим налогообложения при исполнении им соглашений о разделе продукции, что предусмотрено ст. 346.2 НК РФ.

Трехлетний период проверки исчисляется не до даты вручения решения о проверочных мероприятиях налогоплательщику, а до момента его вынесения. Например, если решение было вручено в 2018 году, а вынесено в 2017 году, проверкой не может дополнительно охватываться период с момента вынесения решения до момента его вручения.

Итак, в публикации дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка (а также камеральная). Как правило, ответ на данный вопрос однозначен, однако закон предусматривает некоторые исключения, оговоренные выше.

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой,важно знать бухгалтерам, юристам и руководителям компаний, чтобы иметь возможность своевременно и аргументированно отвечать на претензии налоговых органов. Какие периоды подлежат контролю при разных видах проверок, вы узнаете из нашей статьи.

Каким образом камеральная налоговая проверка проводится?

Как уже понятно из вышеизложенного, проверяется отчетность фирмы. Проверяться будет только та отчетность, которая передана в ФНС, в рамках налогового периода. Иные налоги и налоговые периоды, не отраженные в декларации, при камеральных проверочных мероприятиях предметом проверки быть не могут.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

О том, что проверка производится, налогоплательщика не уведомляют. Сведения о ней вносятся в автоматическую программу АИС Налог, которая позволяет определить:

  • подана ли декларация в срок;
  • соответствуют ли текущие показатели ранее представленным;
  • имеются ли ошибки при составлении отчетности.

Если ошибок и недочетов нет, на этом проверочные мероприятия завершаются, о чем налогоплательщик не уведомляется. Каких-либо письменных документов по завершению мероприятий также не составляется. Таким образом, это самый оптимистичный сценарий, при котором проверяемый даже не узнает, что проверка проводилась.

Второй вариант развития событий возможен, если выявлены ошибки и недостатки. В этом случае ФНС должна убедиться, что нарушений требований НК РФ налогоплательщик не допускает. Для этого сведения о проверке доводятся до проверяемой организации и истребуются пояснения.

Если декларация не отражает настоящего положения вещей, и сумма подлежащих уплате платежей более значительна, нежели заявленная, подается уточненная декларация, проверка по которой начинается заново (ранее начатая проверка прекращается).

Если же налогоплательщик не согласен с мнением сотрудников ФНС, достаточно представить соответствующие объяснения, с приложением подтверждающих документов.

По завершении проверки, сотрудниками ФНС составляется акт, и в дальнейшем, при наличии нарушений, проверяемые юр. лицо, ИП, либо физическое лицо могут быть привлечены к налоговой ответственности. Кроме того, обнаружение ошибок может стать основанием для проведения выездной проверки.

Плюсы налогового мониторинга

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

Источники

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here