Как приходит налоговая проверка

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Как приходит налоговая проверка" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Забрать могут даже единственное жилье. Как вести себя на выездной налоговой проверке?

  • Как инфоцыгане оставляют молодежь в долгах и мешают реальному бизнесу — Дмитрий Лихачев
Пора говорить об «эффекте Дудя». Фильм про эпидемию ВИЧ в России посмотрели 12 млн чел.
«Зачем продали Сбербанк? Наш Дракон хочет экономического роста к 2021 году, году выборов»
Глава «Титановой долины» задержан при получении взятки
Проект на 11 млрд руб. Обманутых дольщиков со всей области переселят в Екатеринбург

«Самое грустное — когда сами директора путаются в показаниях». Ксения Фролова — о том, что делать до, после и во время налоговой проверки.

Управляющий партнер НПК «СТАТУС» Ксения Фролова рассказала, как налоговая выбирает претендентов на выездную проверку, какой информацией о вашей компании обладает ФНС и как вести себя, если вас все-таки пришли проверять.

— Список организаций-претендентов на выездную налоговую проверку определяется с помощью программы ФНС по внутренним показателям. Что принимают во внимание налоговики:

  1. Подозрительно низкие суммы уплаченных налогов, несоизмеримые с масштабом деятельности организации.
  2. Убытки на протяжении нескольких лет (два года и более).
  3. Крайне низкая рентабельность, которая не мешает успешности бизнеса.
  4. Подозрительно низкие зарплаты в процветающей фирме.
  5. Зашкаливающий процент налоговых вычетов.
  6. Существенный рост расходов, выше роста доходов на протяжении долгого периода.
  7. Компания несколько раз становилась на учет и снималась с него в различных территориальных подразделениях налоговой.

Районная ФНС отрабатывает эти списки, выбирает наиболее перспективные и утверждает их в управлении. Если вам назначена выездная проверка, то инспектор знает основание доначислений, сумму доначислений и за счет чего эти доначисления будут изыматься. Таким образом, выездная налоговая проверка не назначается вслепую.

Также в 2018 г. в некоторых регионах инициаторами выездных проверок являлся ОБЭП. В доступе у ОБЭП базы ФНС, а именно, информация, которую отражает Программа АСК НДС-3. Как правило, свою работу ОБЭП начинает с поиска номинальных директоров в наиболее крупных организациях. Их вызывают повестками на допрос, в процессе которого добиваются признательных показаний о регистрации организации за вознаграждение. Таким образом, организации присваивается название «однодневка». Затем выясняют организации, по которым проходили крупные суммы сделок с «однодневками», и пишут уведомительные письма в налоговую об инициировании проверки совместно с ОБЭП. Налоговики в этом случае на своем уровне уже ничего не решают.

Что есть на вас у ФНС?

Рассмотрим информацию, которой сегодня владеет ФНС:

  1. Внутренняя информационная база ФНС.
  • Программный комплекс ФНС, позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов.
  • АСК НДС-3, которая помогает налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц. С помощью этой программы можно видеть финансовые цепочки, в том числе, уплачен ли НДС в этих цепочках, находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица.
  • В ФНС для внутреннего пользования открыта информация по всем налоговым проверкам России, доказательная база инспекторов.

2. База ЗАГС, в которой можно проследить все родственные связи.

3. Информация, получаемая от банков, которые предоставляют аналитику по расчетным счетам, вас и ваших близких, данные по IP-адресам, с которых отправляются платежи.

4. ФНС контролирует все потоки наличности в онлайн-режиме, которые собираются в единую систему ФНС.

6. Информационные базы по сбору данных о маркированных товарах. С 2019 г. список товаров значительно увеличился.

7. Документы, полученные в рамках камеральных и выездных проверок, хранятся в районной инспекции до трех лет. Данными этих архивов инспекторы пользуются для проведения проверок в других районах и регионах. Они сопоставляют допросы одних и тех же людей в разный промежуток времени, анализируют ранее предоставленные документы и информацию.

Мероприятия, которые проводят для выявления нарушений налогоплательщиков, одинаковы как при выездной, так и при камеральной налоговой проверке:

  • Запрос, выемка документов
  • Допросы свидетелей в ФНС, ОБЭП, районная полиция
  • Экспертиза
  • Осмотр территории
  • Инвентаризация.

Инспектор на пороге

Проверка назначена! С чего начать?

Надо всех предупредить!

Важно назначить куратора (например, бухгалтер, финансовый директор), который будет общаться с представителями инспекции в ходе проверки, предоставлять им документы, информацию и пр.

Рядовых работников следует предупредить о том, что на территории компании будут находиться представители инспекции, проинструктировать их о порядке проведения ВНП, правах налогового органа, возможных «уловках» инспекторов и негативных последствиях общения с ними «на вольные темы». Кстати, в ходе проверки могут быть проведены допросы работников (ст.31, 90 НК РФ) как на территории налогового органа, так и в офисе компании, причем в последнем случае даже повестка на допрос не нужна. Поэтому не лишней будет предварительная беседа о том, к кому в компании следует обратиться при получении повестки на допрос для получения «ЦУ» и как нужно отвечать на вопросы инспекторов (четкие, однозначные и краткие ответы без домыслов и предположений). Не лишним будет ознакомиться со списком примерных вопросов, которые задаются на допросах руководителям компаний и рядовым работникам (приложения к Письму ФНС России от 13.07.2017 № ЕД― 4-2/[email protected]).

Большой положительный эффект дает подготовка документов и сотрудников, сопровождение при допросах руководства и работников компании налоговыми юристами, адвокатами, которые не только обеспечат спокойствие в ходе процедуры, но и проследят за корректным и полным отражением в протоколе допроса показаний допрашиваемого лица, помогут сформулировать показания так, чтобы наиболее четко передать фактические обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности компании и пресекут злоупотребления со стороны инспекторов.

Долго будете гостить?

Согласно букве закона проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Однако этот срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Более того, проверка может приостанавливаться при наличии оснований, указанных в п. 9 ст. 89 НК РФ (например, для истребования документов у контрагентов и иных лиц, для проведения экспертизы). Общий срок приостановления проведения проверки не может превышать 6 месяцев. На практике она порой длится год. Надо запастись терпением. Срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее проведении. Кстати, справка свидетельствует об окончании мероприятий ВНП и после ее вручения инспекторы не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, проводить иные мероприятия налогового контроля. А в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем окончания проверки, зафиксированным в справке, инспекторы должны вручить компании акт по ее итогам (п. 1 ст. 100, п.п. 2, ст. 6.1 НК РФ).

Методы взыскания недоимки:

  1. Взыскание недоимки с физического лица, которое получило денежные средства, имущество компании (ст. 45 НК РФ).
  2. Взыскание недоимки с фирмы, на которую был переведен весь бизнес (ст. 45 НК РФ).
  3. Субсидиарная ответственность при банкротстве и после его завершения, уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и взыскание ущерба.

Арест может быть наложен даже на те активы директора, которые принадлежат не ему, а его семье и одновременно ему, в том числе даже на единственное жилье.

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке?

Сначала о том, что пишет о себе сама ФНС: «В июне 2018 года Федеральная налоговая служба опубликовала статистику по выездным налоговым проверкам (ВНП) за первый квартал года: их число в федеральном масштабе снизилось на 26%, всего было проведено 4100 ВНП. Такое снижение – результат целенаправленной политики Правительства, выполняющего поручение В.В. Путина «перестать кошмарить бизнес».

Снижение числа проверок – это в принципе хорошо для бизнеса, но всё равно никто не застрахован от визита непрошенных гостей и нежелательных последствий проверки.

Можно ли заранее узнать о ВНП или предугадать визит налоговиков с большой долей вероятности?

Налоговая инспекция обязана предупредить о выездной проверке?

Начнем с ответа на второй вопрос: у налоговиков нет обязанности предупреждать вас о проведении ВНП вашей компании.

Не станем мы рассматривать и вариант «своего человека» в налоговой: фактически, он пойдет на должностное преступление, если проинформирует вас о грядущей ВНП. В большинстве случаев узнать о предстоящем визите налоговиков нельзя.

Но есть способы, указывающие на высокую вероятность таковой. Какие?

  • Внутренний аудит: критерии самоконтроля указаны в Приказе ФМС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (ред. от 10.05.2012).
  • «Трясут» ваших контрагентов. Значит, клубочек может размотаться и привести к вам, риски возрастают. Как об этом узнать? Можно непосредственно от контрагента, если у вас с ним сложились доверительные отношения. Второй вариант – если та же ФМС или правоохранительные органы посылает вам заурядный запрос касательно ваших операций с контрагентом.
  • Если сложились хорошие отношения с персоналом обслуживающего вас банка, можно получить у них информацию о том, что ФНС запросило информацию по вашей компании, причем выписки по счетам за несколько лет. Эта информация не является инсайдерской – сотрудник банка ничего не нарушает.
  • Если у вас есть недобросовестные конкуренты, неразборчивые в средствах – будьте бдительны! Случаи, когда «сдают» налоговой конкурентов – далеко не редкость.

Очень важно понимать, что если к вам пришла ВНП, то с 99,9% вероятностью они найдут то, что искали: ведь было потрачено немало сил, чтобы выявить теневые стороны вашего бизнеса. Фактически всё уже открыто налоговикам, им остается подтвердить и доказать факты. У вас остается возможность при помощи квалифицированных юристов защитить то, что можно защитить, как последняя возможность – оспорить результат ВНП, подать апелляцию.

Но лучше всего вести бизнес так, чтобы заведомо не попадать «под колпак ФМС», грамотно оптимизироваться, в полном объеме и своевременно уплачивать все налоги, не изобретать изощренных серых схем по минимизации налогообложения.

Закон надо соблюдать, даже если вы убеждены в его несовершенстве.

О критериях выбора жертвы на проведение выездной налоговой проверки вы можете почитать в другой моей статье: «Как узнать о проведении выездной налоговой проверки заранее».

На эту тему вы можете посмотреть мое видео «Планирование выездной налоговой проверки. Критерии»:

Как подготовиться и вести себя при выездной налоговой проверке в 2019 году

О том, чем грозит выездная налоговая проверка (ВНП), каким образом ее можно предвидеть и предотвратить мы уже упоминали. Теперь поговорим о том, что делать, если все-таки она назначена. Из нашей памятки вы узнаете, какие действия необходимо предпринять налогоплательщику при выездной налоговой проверке и как ее пройти с максимальной выгодой для себя.

Как обезопасить бизнес при дроблении

Правило первое: никакого стихийного открытия новых компаний. Оптимизация налогов — это проект. Необходимо провести подготовку к этому проекту и заранее определиться с числом участников новой бизнес-структуры.

Правило второе: никакой аффилированности юридических лиц. Во внимание берется не только прямая аффилированности, но и косвенная. Необходимо избегать нерыночных условий сделки, одинаковых сотрудников в организациях, одинаковой штатной бухгалтерии в организациях и т.п.

Правило третье: разделение бизнеса необходимо обосновывать деловыми целями. Например, компании в составе Группы могут продавать разные виды товаров, или их деятельность разграничена по территориальному признаку.

Правило четвертое: самостоятельность ведения деятельности каждого участника. Отсутствие самообеспечения — главная придирка налоговиков, наряду с взаимозависимостью. Каждый участник является самостоятельной бизнес — единицей, т. е. на балансе есть основные средства, он несет расходы, имеет расчетный счет и профильных специалистов в штате.

Одно из важнейших доказательств умысла — формальный документооборот. Всегда должны быть готовы и оформлены документы. В актах выполненных работ, накладных полная информация об услугах и товаре.

Как выявляется дробление?

  1. Разделенные организации осуществляют один вид деятельности, находятся по одному юридическому адресу, используют одни и те же помещения, персонал, имеют единую материально-техническую базу, одних заказчиков, представляют собой единый комплекс, вовлеченный в единый производственный процесс.
  2. Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности одними лицами, оказание услуг одним исполнителем.
  3. Сотрудники организаций выполняют одну и ту же работу в соответствии с должностными обязанностями, у сотрудников может быть одежда с единым логотипом.
  4. Организации совместно хранят бухгалтерские документы и документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности, используют единый IP-адрес.
  5. Расчетные счета компаний открыты одними и теми же лицами в одних и тех же банках.
  6. Товарно-материальным обеспечением занимается один менеджер по снабжению.
  7. В случае приближения получаемых доходов в одной из организаций группы взаимозависимых лиц к лимиту по «упрощенке» договоры с заказчиками либо расторгаются, либо заключаются дополнительные договоры с другой взаимозависимой организацией на тех же условиях.

В своих актах налоговики пишут всю информацию, в которой есть хоть малейшая зацепка в вашей добросовестности, иногда сильно преувеличивая вашу причастность. Не надо пугаться. После акта следует ваше возражение.

Доказать свою правоту реально, если вы заблаговременно об этом позаботитесь, даже если ваш контрагент, по мнению налоговой, сомнительный, а подписи недостоверны.

Если вашим поставщиком является организация супруги, — не беда. Главное — доказать реальность операций, экономически обосновать хозяйственную деятельность.

Задача налогоплательщика — оспорить факты, приведенные в актах выездной или камеральной налоговой проверки, найти нарушения налоговых органов, которые они допустили при проведении проверки, и грамотно на основе законодательных актов написать возражение на акт.

Что учесть налогоплательщику?

Налогоплательщикам необходимо заранее подготавливать доказательства своей правоты. А именно реальности сделок, отсутствия умысла. Потом, когда-нибудь, вы не успеете, время будет утеряно.

При возможных рисках работы с недобросовестными контрагентами необходимо:

1. Своевременно выявлять сомнительных контрагентов.

2. Заключая сделку, готовить документы при должной осмотрительности. Нельзя делать подборку документов только по рисковым контрагентам. Информацию необходимо собирать по всем значительным сделкам: фото и видеосъемка приема товара, услуг; скриншоты сайтов, писем, ксерокопии коммерческих предложений.

3. Одним из важных доказательств реальности спорной сделки является дальнейшее использование сомнительного товара (услуги) в организации. Необходимо заранее формировать документы по списанию материалов в производство, формировать путевые листы. Продумать экономический смысл приобретения услуг. Нельзя накапливать виртуальный товар на складах, в конце года вы сдаете отчетность, и налоговые органы видят все ваши остатки.

4. Необходимо анализировать кредиторскую задолженность — на момент истечения срока исковой давности по договорам, сделки по ликвидированным компаниям. Вовремя делайте переуступки, зачеты встречных требований.

Знакомство

Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции (ст. 89 НК РФ, приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]). В нем указаны должности, фамилии и инициалы инспекторов отдела выездных налоговых проверок, которым поручается ее проведение. Это решение вместе со служебными удостоверениями являются документами, на основании которых проверяющие должны быть допущены к проведению проверки на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 91 НК РФ). Отсутствие решения позволяет отказать «гостям» в доступе в помещение компании для проведения ВНП (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

В проверке могут участвовать еще и сотрудники органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК РФ, пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»), в этом случае их должности и фамилии указываются в решении о проведении проверки.

В решении предусмотрено место под подпись лица, в отношении которого назначена проверка, при этом налоговым законодательством не предусмотрены сроки и способ ознакомления с документом (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635). На практике решение вручается в момент появления проверяющих «на пороге» компании. В случае, когда адрес места нахождения компании инспекции не известен, документ направляется заказным письмом по почте. В любом случае отсутствие подписи налогоплательщика об ознакомлении с решением о проведении проверки не лишает инспекцию права на проведение таковой.

Все ли важные документы есть? Подготовка документов для налоговой проверки

В экстренном порядке следует провести проверку наличия необходимых документов для подтверждения права на налоговые вычеты по НДС и обоснования уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (подтверждение расходов). Особенно это касается крупных и долгосрочных сделок. Наличие таких документов весьма важно для обоснования законности уменьшения полученных доходов на сумму произведенных расходов (обоснованных и документально подтвержденных экономически оправданных затрат) (ст. 166, 169, 171, 172, 247, п. 1 ст. 252, ст. 247 НК РФ, Определение ВС РФ от 22.10.2018 № 302-КГ 18-16912, Постановление АС Московского округа от 18.12.2018 № Ф05-21298/18). Если в момент проверки не окажется необходимых документов, то это вполне может стать основанием доначислений сумм по НДС и налогу на прибыль.

Компания вправе подтвердить произведенные расходы любыми документами, в том числе составленными в электронной форме (Минфина России от 14.06.2018 № 03-03-06/1/40695).

Не забудьте убедиться в наличии документов, подтверждающих коммерческую осмотрительность при выборе контрагентов (особенно крупных, основных), обосновывающих деловую цель сделок с ними, причину выбора именно этих лиц, осуществления контрагентами реальной предпринимательской деятельности (рекомендации, информация из Интернета, качество товара (работ, услуг), преимущество условий договоров, коммерческие предложения, наличие необходимого оборудования, работников и пр.).

Где разместить инспекторов?

Как правило, проверка проводится на территории проверяемой компании. Но если у нее нет возможности предоставить инспекторам помещение, то мероприятие может состояться в инспекции (ст. 89 НК РФ).

В «классическом» варианте, когда проверка на территории компании, важно подготовить правильное место «дислокации» инспекторов: отдельное изолированное помещение, желательно без возможности «свободного путешествия» по территории компании, без компьютера (ноутбука) с сетевыми дисками и прочими нежелательными для чужих глаз деталями. Большая ошибка, размещать проверяющих в бухгалтерии вместе с работниками ― это не только «парализует» работу, но и может привести к «нечаянному сливу» любопытной для инспекции информации.

Какие доказательства приводят налоговики?

  1. Спорная компания не могла вести финансово-хозяйственную деятельность (минимальные налоги, отсутствие штата, не находится на юридическом адресе, нет имущества, транзитные операции, на допросе директор отрицает свою причастность к деятельности компании).
  2. Товар или услуга приобретены у третьего лица, не указанного в договоре, либо произведены вашей организацией без привлечения сторонних организаций.
  3. Услуги отсутствовали или экономически не обоснованы.
  4. Отсутствует подтверждение доставки товара или предполагаемое транспортное средство в этот день находилось в другом регионе, что подтверждается штрафом ГИБДД. Телефон, зарегистрированный на водителя, в это время также находился в другом регионе.
  5. Физические лица, которые должны были участвовать в бизнес-процессе заключения контракта, доставки, получения и оприходования товара отрицают, что они знают спорную организацию. И самое грустное — когда сами директора путаются в показаниях.
  6. Экспертиза подписей показала, что подпись недостоверна, либо налоговый инспектор сам выявил визуальное расхождение подписей.
  7. У ваших контрагентов выявлен транзитный характер операций по расчетному счету.

Основания для выездной проверки

Субъектов хозяйствования в России – сотни тысяч, их отчетность занимает терабайты данных и горы бумаги. Понятно, что «вручную» проанализировать такой объем данных даже теоретически невозможно. В дело вступают программные комплексы, основанные на системе оценки рисков. Широко известны «ВНП-Отбор», АСК «НДС-2», ПК «ВАИ», АИС «Налог 3», ПИК «Однодневка», возможно, есть неизвестные широкой публике программные комплексы. Их задача – автоматический анализ данных по ряду критериев и выявление связей между контрагентами.

Критериев, по которым проводится оценка – десятки, сопоставляются большие массивы данных по налогоплательщику и его контрагентам, поскольку они также есть в базе. Например, очень легко машинными средствами обнаруживаются налоговые разрывы (особенно – НДС) в цепочке контрагентов, резкие колебания кредиторской или дебиторской задолженности, дисбаланс между масштабом хозяйственной деятельности и суммами уплаченных налогов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Программные комплексы в автоматическом режиме ставят «черные метки» и присваивают потенциальному кандидату на ВНП некое число баллов, отражающее количество выявленных несоответствий с учетом «веса» критерия. По итоговому количеству баллов оценивается уровень риска ‒ низкий, средний или высокий. Организации с высокими баллами автоматически подпадают под пристальное внимание налоговиков. Результат компьютерного анализа потенциальных кандидатов для ВНП – всего лишь многостраничный список, в котором может оказаться и ваша компания. Совсем необязательно, что все без исключения «подозрительные» организации из списка будут проверены: сами налоговики утверждают, что действует выборочный принцип. Что дальше?

Как созревает решение о проведении выездной налоговой проверки

Информация о «подозрительных» субъектах хозяйствования с высокими рисками попадает на стол к налоговому инспектору. Фактически инспектор формирует досье компании, собирает информацию, анализирует состав учредителей, движение денег по счетам, взаимоотношение компании с контрагентами. Здесь также используются программные комплексы (например, СПАРК), но много данных попадает в «досье» из открытых источников. Инспектор с помощью банальной поисковой системы быстро получит публичные данные о деятельности компании, а они иногда могут оказаться очень интересными! Многие бизнесмены на страницах СМИ или популярных сайтов чрезмерно хвастливы и не следят за языком, раскрывают в интервью сведения о прибылях и достижениях компании, а налогов-то уплачено три копейки…

Если ранее компания проходила камеральную или выездную проверку, оцениваются их результаты. Инспектор вправе запросить данные из банков по расчетным счетам (включая ранее закрытые), особенно если дело касается операций с наличностью.

Имущество учредителей и руководства компании, членов их семей становиться объектом для пристального изучения. Инспектор вправе обратиться с запросом в Росреестр или ГИБДД. Часто владельцы бизнеса или члены их семей в социальных сетях демонстрируют уровень потребления, явно несоответствующий доходам. Это сразу же наводит на размышления…

Да, фактически инспектор – это налоговый Шерлок Холмс с широкими полномочиями и поддержкой могучей фискальной системы государства.

Выводы предпроверочного анализа и принятие решения

Инспектор на основе произведенной аналитической работы делает письменное заключение (копия сохраняется в электронном виде навсегда). Фактически это досье с выводами, заключение состоит из 6 глав, начиная с формальных, основных сведений о налогоплательщике. Самая важная часть – выводы. Они выглядят примерно так:

  1. Рекомендуется проведение ВНП.
  2. Если все подозрения подтвердятся, можно взыскать минимум ХХХ рублей неуплаченных налогов в бюджет и пеней.
  3. Предлагается дополнительно запросить такие-то документы, дополнительно провести анализ хозяйственной деятельности таких-то контрагентов.
  4. В рамках выездной налоговой проверки требуется провести следующие мероприятия (…). Иногда это проверка удаленных подразделений, инвентаризация товарных остатков или допрос ключевых свидетелей – зависит от обстоятельств.

Забавно, но не последнюю роль для принятия решения о ВНП играет величина доначислений по налогам, которую можно взыскать. Налоговики не признаются, что у них есть свой финансовый план по взысканию недоимок, но и не отрицают этого факта. Ходят слухи, что в Москве сумма взысканных налогов, пеней и штрафов на одну проверяемую по ВНП организацию составляет минимум 10-11 миллионов рублей – такой показатель якобы доведён до налоговой сверху. Людских ресурсов у ФНС на всех не хватит, поэтому они придут туда, где можно «взять» поболее. Упомянутые в начале этой статье данные о снижении числа выездных проверок в 2018 году, как выясняется, с лихвой компенсируется ростом взысканных налогов: это означает, что ФМС стала работать точней, эффективней и нацелена на максимально возможное пополнение госбюджета, испытывающего сейчас определенные проблемы.

Кстати, еще на этапе предпроверочного анализа налоговиками проверяется, есть ли у компании достаточно денежных средств, а у учредителей – имущества, чтобы покрыть доначисленные налоги. Если нет, то зачем тогда тратить своё время? Инструментов у ФНС достаточно: поскольку их более интересует крупный бизнес, размер ухода от налогов практически всегда тянет на уголовную статью о неуплате налогов (198-199 УК РФ), поэтому налоговики охотно привлекают к своим мероприятиям правоохранительные органы, работают «в паре».

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает только начальник территориального отделения ФНС, он же назначает ответственных лиц и срок начала проверки. Конечно же, никакого уведомления проверяемой компании не посылается: инспекторы приходят внезапно, на руках – официальное решение о проведении ВНП.

Критерии выбора компании, в которой будет проводиться выездная проверка

Ложка дегтя: снижение количества ВНП компенсируется результативностью самих налоговых проверок в части доначислений, а так же обеспечением реальности взыскания доначисленного с руководителей и учредителей бизнеса. Это первое.

Второе. Снижение ВНП компенсируется так же результативностью проведенных камеральных проверок и давления на бизнес на разного рода административных комиссиях в части «уберите это из затрат, иначе мы идем к вам».

Как получается, что ВНП нагрянула именно к вам, ведь в стране ведут хозяйственную деятельность сотни тысяч компаний, индивидуальных предпринимателей?

Самое важное о выездных налоговых проверках

Эффективность выездной проверки обусловлена фактором внезапности. Предполагается, что проверяемая компания не сможет предпринять никаких шагов по сокрытию налоговых правонарушений ‒ на это не будет времени. Что нужно знать о ВНП и её отличиях от плановой камеральной?

  • Вас не поставят в известность о её начале (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/[email protected]), поскольку срок для вручения извещения с решением о ВНП не установлен.
  • Проверка проводится по месту нахождения компании, сотрудникам ФНС нужно выделить рабочее место. Только если это технически невозможно, налоговики перемещаются в «родной» офис налоговой, но это бывает редко.
  • Проверке подлежит трехлетний период, предшествующий году ВНП.
  • Налоговики могут проверить тотально всю финансово-хозяйственную документацию компании (сплошная проверка, Ст. 93 НК) либо заинтересоваться только уплатой НДС или другого отдельного налога (тематическая).
  • У сотрудников налоговой при ВНП есть широкие полномочия. Они вправе инициировать инвентаризацию, провести досмотр любых служебных и хозяйственных помещений компании, навестить филиалы, провести выемку и экспертизу документов, допросить руководство и персонал компании, даже свидетелей «со стороны», назначить встречную проверку.

Основная задача ВНП ‒ контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, выявление нарушений. Объект пристального внимания – налогооблагаемая база, «серые» схемы ухода от налогов, ошибки и небрежности в первичных документах, умышленные или случайные.

Выездная налоговая проверка в 2018: список особенностей

Основания для ВНП изложены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] и приложениях к нему. Есть Концепция системы планирования ВНП, с которой можно ознакомиться на сайте ФНС. Как всё работает пошагово?

Что делать, если вам назначили выездную налоговую проверку?

  • Оповестить ваших контрагентов, уточнить все ли живы.
  • Оповестить всех сотрудников организации о возможных вызовах на допросы в ФНС и ОБЭП. Необходимо созвониться с уволенными, сотрудниками, декретниками (их вызывают в первую очередь). Сотрудники должны знать, в какой организации они работают, кто принимал их на работу и какой у них оклад.
  • Провести уборку в помещениях.
  • Перед допросами обязательно вспомнить цепочку взаимоотношений. Кто принимал товар, кто отпускал его в производство или покупателю, в каких амбарных книгах это зафиксировано.
  • Проверить работу пропускной системы, видеорегистрации, вся ли информация там указана.
  • Помнить о доставке товара, оборудования, спецсредств. Эта цепочка также будет проверена ИФНС. Транспорт — важная составляющая в доказательствах.

Чего ждать в ходе проверки?

Проверки текущего года проходят в условиях «тестирования» налогоплательщиков на соблюдение трех важных требований ст. 54.1 НК РФ:

Не допускать искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу. Поиск наличия умысла в неуплате налогов («бумажные» договорные отношения, фиктивное дробление с целью применения спецрежима, завышения расходов и пр.)

Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) сумм налога. Проверка наличия деловой (предпринимательской) цели и экономической сути сделок с контрагентами. Если деловой цели нет, то неминуем вывод инспекторов о преследовании компанией единственной цели — экономия на налогах и получение необоснованной выгоды.

Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор, или, которому обязательство передано по договору или закону. Это проверка на реальную возможность исполнения договорных обязательств (поставку товара, оказания услуг, выполнения работ) прямым контрагентом, привлеченными третьими лицами. Реальность заключается в действительном ведении контрагентом (привлеченными третьими лицами) предпринимательской деятельности, наличии у него необходимых производственных мощностей, трудовых ресурсов и т.д.

Практически ни одна выездная проверка не проходит без допросов руководящего состава компании и рядовых работников, причем могут допросить и бывших работников и работников контрагентов.

Могут происходить осмотры помещений и предметов проверяемого налогоплательщика, при этом зачастую осмотр переходит в выемку предметов и документов для формирования налоговым органом доказательств совершения налогового правонарушения (поиск следов умышленного сокрытия доходов, сделок с подконтрольными компаниями, имеющими признаки неблагонадежных для минимизации налоговых обязательств и пр.). Так, контролирующие и судебные органы считают обоснованным производство выемки в случае установления в ходе проверки фиктивных финансово-хозяйственных отношений между проверяемой компанией и ее контрагентом (например, Постановление АС Московского округа от 17.07.2018 № Ф05-10591/18, Определение ВС РФ от 06.12.2017 № 305-КГ17-18076).

Важно помнить, что выемка документов при выездной налоговой проверке осуществляется на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, ее осуществляющего. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ). Без данного документа выемка незаконна! Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время (п.2 ст. 94 НК РФ). Ночным временем является промежуток времени с 22.00 до 06.00 по местному времени (ст. 5 УПК РФ). При этом оформление результатов выемки может проводиться после 22.00 (Письмо Минфина России от 05.10.2017 № 03-02-08/64830).

Результаты выемки оформляются протоколом. Следует внимательно ознакомиться с ним перед его подписанием. Отражайте все нарушения в замечаниях к протоколу выемки. Так, на практике очень часто инспекторы не указывают точное количество изъятых документов, типичной является формулировка «изъято 5 папок актов за такой-то год». В таком случае надо указать на необходимость соблюдения положений п.7 ст. 94 НК РФ: инспекторы обязаны указывать точное количество и наименование изымаемых документов. Во избежание риска утраты документов налоговым органом при изъятии подлинников, важно проследить, чтобы в протоколе была указана информация о нумерации изъятых документов, а не папок с ними, а также подробная информация о видах изъятых документов (п. 9 ст. 94 НК РФ).

На практике в ходе выездного контроля возникают различные, порой и весьма нестандартные ситуации, и конечно же хотелось бы все их подробно описать, но в одной статье это просто невозможно, да и времени в ситуации, когда инспекция «вот-вот уже нагрянет» у компании для кардинальных корректировок, основательной подготовки уже нет. Поэтому в эту памятку включены лишь важные нюансы для экспресс-подготовки к приходу налогового органа.

И в заключение хотелось бы всем пожелать более трепетного отношения к налоговому здоровью компании, поскольку своевременное выявление налоговых рисков с помощью аудита и их минимизация/полное исключение позволит не только не бояться налогового контроля, но и вовсе не попадать в число претендентов на выездную налоговую проверку, а это серьезный шаг к процветанию и росту бизнеса. Отличного «налогового здоровья» вашим компаниям!

Из цикла откровений налогового инспектора: Выездная налоговая проверка «на страже» процветания вашего бизнеса. Продолжение

В предыдущей рассылке ( это здесь) мы рассмотрели основные «критерии риска» назначения выездной налоговой проверки и их привязку к доходам налогоплательщика. Установили, что налоговые органы действуют по принципу «Робин Гуда», что касается размера кошелька налогоплательщика и на этом закончили, впрочем как и закончились все сходства с этим благородным персонажем.

Сейчас перейдем к налогоплательщикам с небольшими оборотами (условно до 100 млн. руб.), которые проходят по критериям риска, но установить для них предполагаемую сумму к доначислению не удалось или она незначительна.

Такие налогоплательщики могут приглашаться налоговым органом на комиссии по легализации налоговых баз.

Комиссии создаются в как налоговых органах, так и при администрациях муниципальных образований. К работе комиссий могут привлекаться представители региональных отделений внебюджетных фондов, правоохранительных органов, инспекции по труду, а также других органов.

Здесь налогоплательщику указывают на его огрехи и предлагают уточнить свою налоговую отчетность с доплатой соответствующих налоговых платежей в добровольном порядке под угрозой назначения выездной проверки.

В рамках данных комиссий налоговики ввели интересную практику. Выявив, скажем, с десяток «проблемных» контрагентов у налогоплательщика, его приглашают на встречу и показывают только двух с просьбой сдать соответствующую уточненную декларацию по НДС и налогу на прибыль. Если налогоплательщик поддался (здал «уточненку» и доплатил налог), приглашают снова и указывают еще на пару — тройку «проблемников». Так проверяют налогоплательщика на платежеспособность и податливость к увещеваниям, являющиеся для инспектора неоценимыми качествами «налогоплательщика проверяемого»

Если же налогоплательщик по данным анализа его деятельности имеет резервы для повышения уровня уплаченных налогов, но не предпринимает никаких действий (не представляет уточненную отчетность, не соглашается повысить размер уплачиваемых налогов), то комиссией принимается решение о проведении мероприятий налогового контроля. В частности, проведение выездной проверки, если предполагаемые нарушения покрывают минимально установленный размер доначислений.

Что касается так называемых фирм-«однодневок», то специальным Порядком проведения мероприятий налогового контроля в отношении организаций (физических лиц), участвующих в схемах уклонения от налогообложения и «обналичивания» денежных средств, утвержденным ФНС, установлено, что проведение проверок в отношении налогоплательщиков, не осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность и не получающих налоговую выгоду от участия в схемах уклонения от налогообложения», не допускается, поскольку доначисления налоговых платежей таким организациям образует невозможную к взысканию недоимку.

Этим же порядком указывается на необходимость проведения налоговыми органами работы по выявлению налогоплательщиков, реально осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, получающих налоговую выгоду от участия в схемах уклонения от налогообложения, для дальнейшего решения вопроса о проведении в отношении таких налогоплательщиков мероприятий налогового контроля и выездных налоговых проверок.

Раскручивать схему начинают с выявления «номиналов», фирм- «однодневок».

Порядок устанавливает следующие первичные признаки «номинальности» налогоплательщиков:

  • Организации (физические лица) не представляющие налоговую отчетность либо представляющие «нулевую» отчетность более одного налогового периода (календарного года) и имеющие значительное движение денежных средств, позволяющее предполагать участие в схемах уклонения от налогообложения и «обналичивания» денежных средств;
  • Организации (физические лица), у которых данные налоговой отчетности значительно отличаются от данных по движению денежных средств на расчетных счетах в банках;
  • Организации (физические лица) («однодневки» либо «проблемные»(1) в отношении которых из внешних источников получена информация об участии в схемах уклонения от налогообложения и «обналичиванию» денежных средств;
  • «Однодневки» либо «Проблемные» налогоплательщики, которые выявлены в ходе ранее проводимых мероприятий налогового контроля (камеральных и выездных налоговых проверок либо иных мероприятий).

Особый интерес для дальнейшего контроля представляют следующие «однодневки» либо «проблемные» налогоплательщики:

  • отражающие в отчетности доходы в сумме более 10 млн. руб. при почти нулевых платежах в бюджет;
  • оборот по расчетному счету которых составляет более 500 млн. руб., операции не связанны с исполнением комиссионных (агентских договоров), отсутствуют перечисления на заработную плату, на содержание бизнеса и говорят о наличии разносторонней деятельности, не соответствующей заявленному виду деятельности.

Налоговая Инспекция, анализируя движения денежных средств по расчетным счетам таких налогоплательщиков, выявляет их контрагентов (чаще всего покупателей), расчеты с которыми превышают 5 млн. рублей.

Вопрос о проведении (не проведении) мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов, расчеты с которыми не превышают 5 млн. руб., решается инспекцией самостоятельно.

Далее в отношении контрагентов проводятся следующие мероприятия налогового контроля:

  • направляются запросы в кредитные учреждения о представлении информации о движении денежных средств по расчетным счетам (с указанием назначения платежей), проводится анализ движения денежных средств;
  • анализируется информация данных содержащихся в ПК «ЭОД местный уровень» и федеральных ресурсах;
  • при необходимости, у контрагента запрашиваются документы (информация) («встречная» проверка);
  • в отношении каждого контрагента участника схемы из «цепочки» движения денежных средств устанавливается принадлежность (не принадлежность) к категории налогоплательщиков, имеющих признаки «анонимных» структур;
  • устанавливается наличие (отсутствие) взаимозависимости организаций (физических лиц), участвующих в схеме движения денежных средств;
  • в отношений руководителей и учредителей каждого контрагента участника схемы из «цепочки» движения денежных средств с использованием удаленного доступа к федеральным ресурсам устанавливается перечень организаций в которых указанные лица являются учредителями и руководителями;
  • проводятся допросы руководителей и учредителей контрагентов участника схемы либо направляются поручения на проведение допросов (при отсутствии информации о допросе в специальном информационном ресурсе «Сведения о контрольной работе в отношении «анонимных» структур).

По мере проведения мероприятий налогового контроля, и поступления соответствующей информации по каждому участнику «цепочки» движения денежных средств, графически отображается схема движения денежных средств с суммами перечислений (доли в процентах), а также указывается принадлежность данных организаций к «однодневкам» либо организациям, реально осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность — выгодоприобретателям.

Мониторинг организаций на наличие у них признаков номинальных структур сейчас проводится районными налоговыми инспекциями в текущем режиме с использованием специальных электронных систем обработки данных. Данная работа строго регламентирована и районные инспекции ежеквартально отчитываются в вышестоящие налоговые органы о ходе ее проведения.

Делаем выводы:

Учитывая что налоговые органы предают большое значение платежеспособности налогоплательщиков, включаемых в план выездных проверок, и выручка налогоплательщика при прочих равных условиях является первичным фильтром для дальнейшего отбора, по уровню риска назначения выездной проверки можно выделить следующие категории налогоплательщиков:

Полный охват финансово-хозяйственной деятельности выездными проверками, проводимыми с периодичностью 1 раз в два года. Важно помнить, что налогоплательщик, который подпадает под критерии крупнейшего, устанавливаемые ФНС России, в соответствии с графиком переводится на учет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, о чем его уведомляют заказным письмом по установленной форме. При этом инспекция, из которой он переводится, в случае если последние три года не были охвачены выездной проверкой, обязана выйти на проверку до фактической передачи налогоплательщика в инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

2. Налогоплательщики с годовой выручкой, превышающей 100 млн. руб. в год.

3. Налогоплательщики с годовой выручкой до 100 млн. руб. год.

В соответствии с внутренним Порядком включения налогоплательщиков в план выездных проверок, инспекциями должен обеспечиваться в первоочередном порядке охват выездными проверками налогоплательщиков, осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность с выручкой более 100 млн. руб.

Здесь не устанавливаются требования к обязательному соблюдению периодичности назначения проверок, как в случае с крупнейшими налогоплательщиками, раз в два года. Но нужно понимать, что инспекции ведут списки таких налогоплательщиков и постоянно анализируют их финансово-хозяйственную деятельность на предмет ее «рисковости» и возможности предъявления налоговых претензий, тем самым определяя приоритетность назначения проверок в отношении отдельных налогоплательщиков уже внутри группы.

Налогоплательщики с выручкой менее 100 млн. руб. проверяются по остаточному принципу при наличии достаточных оснований полагать о совершении ими налоговых правонарушений (по совокупности «критериев риска», по информации получаемой из внутренних и внешних источников).

Данная классификация наглядно демонстрирует принцип «догоняющей и убегающей толпы»: безопаснее всего раствориться в многочисленной третьей группе налогоплательщиков (если нет условий для применения спецрежимов), при этом не использовать чрезмерно агрессивные, провоцирующие налоговые органы методы оптимизации налогообложения. Особое внимание необходимо уделять соотношению показателей финансовой и налоговой отчетности. Например, значительные отклонения в показателях, резкие скачки легко фиксируются с помощью вычислительной техники, активно используемой налоговиками.

Последовательное (с учетом реальной деловой цели) структурирование бизнеса в рамках группы компаний позволяет рассредоточить финансовые потоки, а следовательно и налоговые риски, перевести по возможности отдельные направления бизнеса на льготные специальные режимы налогообложения, и скрыться от непосредственного внимания налоговых органов в бурлящем потоке налогоплательщиков.

Сноски:

1. «Однодневки» либо «проблемные» — по сути то же, что «черное» или «темно серое», разница в оттенках. «Проблемные» контрагенты, как правило уплачивают налоги в символическом размере, явно не соответствующем их оборотам, они ведут учет и предоставляют отчетность в налоговые органы. Но эта отчетность отражает не реальные, а явно фиктивные доходы и расходы, исходя из которых и рассчитывается эта символическая величина налогов. В остальном они одинаковы: номинальные руководитель и учредитель, адрес «массовой» регистрации, отсутствие основных средств и хозяйственных операций и т.д. В общем, сути это не меняет, те и другие создаются не для осуществления реальной хозяйственной деятельности, а для недобросовестной оптимизации налоговой нагрузки и вывода денег. Такое разделение введено рассматриваемым внутренним Порядком и носит чисто условный характер, и для практики особого значения не имеет.

Источники

Читайте так же:  Заявление на подоходный налог на детей бланк
Как приходит налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here