Кадастр налог на имущество

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Кадастр налог на имущество" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости

Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости (далее — Перечень имущества), ежегодно формируется и публикуется в открытом доступе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта федерации. Что представляет собой Перечень имущества и для чего он нужен, читайте в статье.

Что такое кадастровая стоимость

Под кадастровой стоимостью понимается рыночная оценка имущества, определяемая независимыми оценщиками под контролем уполномоченных федеральных органов власти. Кадастровая оценка осуществляется с соблюдением положений закона «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Переоценка имущества производится не чаще 1 раза в 3 года (по федеральным городам не чаще 1 раза в 2 года) и не реже 1 раза в 5 лет. Итоги произведенных оценочных работ вносятся в единую базу Росреестра.

О том, где найти информацию о кадастровой стоимости конкретного имущества, читайте в статье «Как узнать кадастровую стоимость имущества».

Налог на имущество по кадастровой стоимости

Для расчета налога, необходимо учитывать: юридическое или физическое лицо имеет объект в собственности. Он привязан к оценке объекта и его площади. Есть льготные категории, которые могут не оплачивать пошлину среди физлиц. Ранее он включал понижающий коэффициент и дефлятор. Сейчас он не оперирует этими понятиями.

Оплачен ли в полной мере налог имеет право проверить инспектор федеральной службы.

Для чего нужен Перечень имущества

Перечень имущества содержит список тех объектов обложения налогом на имущество, для которых этот налог рассчитывается исходя из их кадастровой оценки. У уполномоченных органов власти субъектов федерации в связи с этим появилась дополнительная функция — предоставление детализированного перечня недвижимых объектов, относящихся к категориям объектов, облагаемых налогом от кадастровой стоимости. Виды этих объектов перечислены в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган власти субъекта федерации до начала предстоящего года составляет Перечень имущества, предоставляет его в ФНС и размещает в открытом доступе на собственном сайте либо на сайте субъекта федерации.

Перечень имущества составляется в форме списка объектов недвижимости с проставлением информации по их кадастровым номерам и точным адресам. На основании этого перечня налогоплательщики определяют принадлежность недвижимости, числящейся на их балансе в виде основного средства, к имущественным объектам, облагаемым налогом на имущество по кадастровой стоимости.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Как платить налог, если недвижимость есть в кадастровом перечне, но ее стоимость не определена, узнайте здесь.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения»;
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Понятие кадастровой стоимости

В Налоговом кодексе РФ понятие «кадастровая стоимость» отсутствует, следовательно, налогоплательщики должны руководствоваться определениями отраслевого законодательства (п.1 ст. 11 НК РФ).

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135-ФЗ) в части 8 статьи 3 определяет кадастровую стоимость как стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки.

О том, где можно выяснить, являетесь ли вы плательщиком налога от кадастровой стоимости, читайте в статьях:

Базовые объекты налогообложения и применяемые к ним ставки

Проводя расчет, помните: переход на кадастровый вид происходит поэтапно и уже с 1 января текущего года; имущество физических лиц оценивается с позиции независимой оценки объектов.

Перед расчетом налога, важно определить объекты, которые попадают под сферу влияния Кодекса. Среди них:

  • жилая невидимость: дом, квартира или отдельная комната в них;
  • место для парковки, гараж;
  • незаконченное строительство;
  • другие помещения.

Где найти кадастровую стоимость имущества

Существует несколько способов.

  1. В источнике официального опубликования результатов кадастровой оценки объектов недвижимости субъекта РФ (ч. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).
Читайте так же:  Соглашение супругов о распределении налогового вычета

Например, на территории Московской области результаты кадастровой оценки недвижимости утверждены Распоряжением Минмособлимущества от 28.11.2013 № 1499, которое размещается на интернет-портале Правительства Московской области и официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области.

  1. В территориальном органе Росреестра субъекта РФ (ч. 2 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, ч. 1 ст. 3, ст. 14 Закона № 221-ФЗ, п. 5.1.3 разд. II Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии).

Информация о кадастровой стоимости представляется в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 4.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ). Для ее получения составляется запрос на бумажном носителе по форме, приведенной в Приложении № 2 к Порядку предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75 (п. 3 разд. II данного Приказа). Запрос в Росреестр подается лично или направляется почтой (ч. 1 ст. 14 Закона № 221-ФЗ, п. п. 1, 2 п. 50 Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 292, абз. 2, 3 п. 2 разд. II Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Справка Росреестром предоставляется бесплатно (ч. 13 ст. 14 Закона № 221-ФЗ).

  1. На официальном сайте Росреестра в сети Интернет путем заполнения запроса в электронной форме либо посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов (ч. 1 ст. 14 Закона № 221-ФЗ, п. п. 3, 4 п. 50 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 292, абз. 4, 6 п. 2 разд. II Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости).
  2. Путем запроса выписки из единого госреестра недвижимости (ЕГРН), поданного электронно на сайте Росреестра либо лично в офисе Федеральной кадастровой палаты или МФЦ. По электронному запросу ответ дается в течение 3-х дней. Платить за такую выписку не нужно.

Подробнее о том, какие сведения содержит выписка из ЕГРН, читайте в статье «На сайте Росреестра можно получить выписку о кадастровой стоимости недвижимости».

Как обосновывают перечень недвижимости, налог по которому считается по кадастровой стоимости

В последние годы получили популярность споры, которые затрагивают не только снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, но и вопросы исключения объектов недвижимости из перечня объектов, для которых налоговой базой является их кадастровая стоимость. Тенденция эта весьма закономерна, поскольку региональные органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение таких перечней, формируют их без учета требований налогового законодательства и регионального законодательства, а также без какого-либо осмотра объекта. Зачастую, такие меры влекут увеличение налоговой нагрузки для собственников объектов недвижимости.

Тем не менее, законодательство предусматривает четкие критерии для попадания объекта в такой перечень, вследствие чего, не каждый объект недвижимости подлежит безусловному включению в перечень.

Общие нормативные условия для занесения объекта недвижимости в перечень:

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 375 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, включены, в частности:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1);

— нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).

Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены региональным законодательством.

Например, в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края, особенности установлены Законом Пермского края от 13.11.2017г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее — Закон № 141-ПК).

Так, согласно ст. 2 Закона № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении таких видов недвижимого имущества как:

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

— здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

— здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Читайте так же:  Льгота на налог земельного участка

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для целей обозначенного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (иди) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ).

1) здание (строение, сооружение) должно быть расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) должны составлять помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом общая площадь здания (строения, сооружения) должна превышать 1000 кв. м. в городских округах либо 300 кв.м. в муниципальных районах).

Следовательно, для включения объектов Перечень следует установить соответствие объекта вышеизложенным критериям. Часто ли эти критерии соблюдаются? Не всегда. И число спорных ситуаций обещает расти.

Например, в том же Пермском крае с 1 января 2020 года резко вырастет перечень объектов, которые будут облагаться, исходя из кадастровой стоимости (увеличение порядка 40%). Само собой формирование таких перечней позволяет унифицировать процесс оценки объектов недвижимости, но от такой унификации страдают те объекты, чьи нюансы действительно следует учитывать.

Зачастую авторы перечня попросту игнорируют назначение объекта, земельного участка, на котором находится объект, а также направления его фактического использования правообладателем. Причем на уровне регионов созданы специальные комиссии по разрешению споров об обоснованности включения объекта в перечень, но зачастую, обращение в эту комиссию приводит к отказу в удовлетворении требований и необходимости обращения в суд.

Такое положение собственников недвижимости позволяет заключить, что текущее правовое регулирование вопросов налогообложения объектов недвижимости и степень «качества» его исполнения, не формируют финансовых, фискальных стимулов развития экономики, а способствуют постоянному росту судебной нагрузки вследствие необоснованного включения объектов в перечень и неэффективности досудебного урегулирования споров.

Единственным способом защиты в таких случаях является предъявление административного искового заявления о признании недействительным нормативного правового акта, утвердившего перечень в части пункта, в котором указан принадлежащий собственнику объект. В связи с этим, рекомендуем пользоваться данным направлением защиты своих прав и, возможно, это станет причиной для законодательных перемен.

Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости?

Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

специально для ГАРАНТ.РУ

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Читайте так же:  Проверка долгов по налогам по инн

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

По вашему запросу ничего не найдено

Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору

Расчет налога, если изменилось право собственности в течение года

Если изменился собственник, за основу, когда проводится расчет, применяются последние данные, внесенные в ЕГРН. Бывают случаи, когда собираются специальные комиссии для изменения цены, соответственно изменяется принцип оценки на объекте. Помните: налог учитывается за прошлый период, когда оформлены права собственности. Для того чтобы посчитать налог, необходимо знать текущую ставку на дату оплаты.

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Государственный кадастровый учет

Постановка недвижимого имущества на кадастровый учет осуществляется в соответствии с 1 ч. ст. 48 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который вступил в силу 1 марта 2008 г. (далее Закон № 221-ФЗ).

Объекты недвижимости, поставленные на государственный учет до вступления в силу Закона № 221-ФЗ, считаются учтенными в Государственном кадастре (ч. 1 ст. 45 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, Письмо Минфина России от 18.03.2014 № 03-05-05-01/11682).

Сведения о кадастровой стоимости объекта вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

Итоги

Ежегодно составляемые уполномоченными органами власти субъектов федерации Перечни имущества содержат техническую информацию и предназначены для уведомления налогоплательщиков и ФНС о недвижимости, облагаемой налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Как узнать кадастровую стоимость имущества?

Видео (кликните для воспроизведения).

Кадастровая стоимость объектов недвижимости необходима для определения налоговой базы по налогу на имущество, рассчитываемому от этой величины. Где ее можно найти?

Пример расчета налога на имущество

Проводится вычисление и для земельных участков. Норма прописана в 389 ст. НК России. За основную цену, чтобы рассчитать налог, берутся сведения из единого реестра. Если были внесены изменения в земельный участок, то учитывается кадастровая стоимость участка – земельный налог на дату изменений.

Отметим: увеличить размер сбора – мера не популярная, но иногда применяемая, чтобы наполнить казну. В РФ установлено правило, что пересматривается фактически не сам налог, а кадастровая оценка раз в 5 лет.

Важно! Не попадайтесь на удочку мошенников. Если вам нужна объективная оценка недвижимости, обращайтесь к нам через официальный сайт.

Посмотрите на пример расчета налога, поняв, что именно вносится в формулу.

Согласно правилам, проводя предварительный расчет, располагайте на дальнейшую уплату в казну 0,1% от показателя. Это касается жилых помещений, хозпостроек, не более 50 кв.м, объектов подсобного хозяйства.

Увеличенная кадастровая стоимость, процент – налог будет выше и по прогнозам аналитиков может достигнуть до 20%.

Что такое налог по кадастровой стоимости и в чем его суть?

Это один из видов обязательных платежей государству, который имеет в своей основе установленный тариф. Формируется налог его необходимо уплатить в ряде операций с домом, квартирой и т.д. или по окончанию периода.

Фиксированный налог по кадастровой стоимости включает определение последней – цена, которая сформирована в результате проведения независимой оценки объекта. Рассчитывая суммарный размер пошлины, учитывается цена, которая сформирована согласно методикам, утвержденными органами местной власти.

Важно! Чтобы заплатить правильный сбор, нужно получить справку из ЕГРН о кадастровой стоимости (для заказа перейдите по ссылке).

Оплачивая налоги исходя из кадастровой стоимости, учитываются данные из единого реестра. Если их нет, необходимо заказать независимую первичную оценку.

Произошла ошибка при обмене данными

Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.

Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З «О налоге на имущество организаций», налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет на ребенка какая сумма

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Рубрика: Налоги и бухучет

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Налог на имущество организаций: конкретизирован перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости с 2020 года

ba№phote / Depositphotos.com

С 1 января 2020 года пп. 4 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса будет действовать в новой редакции. С нового года по кадастровой стоимости могут облагаться жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Напомним, что до 31 декабря 2019 года на основании этого подпункта по кадастровой стоимости облагаются жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ рассматриваем норма была изменена с 2020 года. Субъекты РФ получили право определять иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, не предусмотренные в подпунктах 1 – 3 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

Однако новая формулировка оказалась неудачной: многие решили, что перечень имущества, которое может облагаться по кадастровой стоимости, стал открытым.

Минфину России пришлось разъяснить (см. новость от 5 ноября 2019), что поскольку включение новых объектов налогообложения реализовано через ссылку на положения главы 32 НК РФ, при применении новых норм речь идет лишь о тех объектах имущества, которые могут находиться в собственности физических лиц – плательщиков налога на имущество физлиц, то есть в качестве иных объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, выступают принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, то есть ограниченный перечень имущества.

В целях исключения неточностей и неясностей в интерпретации норм НК РФ новым законом перечень имущества в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ конкретизирован.

Поправки вступают в силу 1 января 2020 года.

Налог на недвижимость (имущество) по кадастровой стоимости физических и юридических лиц.

Проблемы с поиском?

Государственная кадастровая оценка

В соответствии с п. 3 разд. I ФСО № 4, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, кадастровая стоимость конкретного здания или помещения устанавливается как рыночная стоимость объекта недвижимости и определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта.

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости, по решениям исполнительного органа субъекта РФ либо органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 24.12 Закона № 135-ФЗ). Она осуществляется оценщиками – членами саморегулируемых организаций, а в случае вновь учтенных объектов — Росреестром (ст. 4, ч. 1 ст. 24.15, ч. 1 ст. 24.21 Закона № 135-ФЗ, п. 1 разд. I Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457).

Результаты кадастровой оценки утверждаются исполнительным органом субъекта РФ либо органом местного самоуправления, затем подлежат передаче в Росреестр и официальному опубликованию (ст. 24.17, ч. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Кому полагаются льготы?

Не платить этот налог могут граждане, которые определены в ст. 399 и 407 соответствующего Кодекса. Документ определяет: сбор могут не платить определенные лица на федеральном и региональном уровне. Не интересен, такой налог на федеральном уровне таким категориям как:

  • ветераны ВОВ;
  • Герои Советского Союза и РФ;
  • инвалиды детства, 1-ой, 2-ой групп;
  • ликвидаторы ряда ЧС;
  • военнослужащие и их семьи.

Пенсионеры могут не переживать за дополнительные расходы – они освобождены от уплаты. Оплатить, а предварительно рассчитать размер сбора, нужно в том случае, когда, например, 2 квартиры или большой земельный надел. Льгота лишь на 1 объект в категории

Не обязательно наперед рассчитать налог по кадастровой стоимости для лиц, у которых постройка меньше 50 квадратов. Можно не узнавать, какой размер выплаты и ряду других лиц, которые имеют льготы от органов местного самоуправления. Не платят пошлину многодетные семьи.

Налог не предусматривает льготу, если объект выше 300 млн. рублей.

Если он не платится по льготе, лицо самостоятельно информирует службу об этом, предоставляя документы для доказательства.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Как провести расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости

Производят расчет налога организации самостоятельно. Для того, чтобы наперед узнать, каким будет налог физическим лицам, воспользуйтесь онлайн-сервисами или проверенными агентствами.

Читайте так же:  Возврат налога за строительство дома документы

Проводим расчет самостоятельно. Для этого кадастровую оценку умножаем на произведение площади объекта за минусом вычета, и умножаем на подходящую ставку. Рекомендуем оплачивать сбор вовремя и в полной мере, чтобы избежать проблем с законом.

Правила расчета несложные, главное знать формулу. Умножьте данные и узнаете, какую сумму нужно оплатить за весь год. Например, в одном районе РФ проводя расчет для жилого дома используется коэффициент 0,3%, в столичном регионе доходит до 0,4%. В качестве примера: налог на кадастровую стоимость квартиры составляет 0,1%, для «роскошных вариантов» может быть увеличен вплоть до 1%. Чтобы узнать цену за 1 кв. м, перед тем как провести расчет, разделите показатель на всю площадь.

Принципиальный нюанс: пошлина оплачивается не со всей площади, а только той, которая подлежит налогообложению. Теперь вы понимаете, как просто, точно и грамотно рассчитать налог на имущество собственными силами.

Налог на имущество для юр. лиц

Наперед изучая, какой налог от кадастровой стоимости, ознакомьтесь с местными ставками на сбор.

Актуальный размер для фирм изменился в начале 2019 года. Согласно ст. 2 и 4 Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ при расчете этого платежа на имущество организаций больше не надо учитывать движимое имущество. Исключение составляют:

  1. космические корабли;
  2. памятники как архитектурные объекты;
  3. природные и водные ресурсы.

Налог на имущество региональный, его размер различается между регионами. Льготы определяют местные власти и Кодекс.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие «в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…». То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/[email protected] «О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные «налоговые» нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Найдено объектов

Кадастровый номер Адрес объекта
Выбрать

Начиная с января, частично изменились правила, как формируется налог по кадастровой стоимости для юридических и физических лиц. Фирмам теперь не надо его платить на движимое имущество. Обо всех нюансах и в каких случаях требуется оплата – в статье.

Налогообложение проходит единовременно или с авансовыми платежами. Оплата происходит по месту расположения объекта. Когда подходят определенные даты, словосочетания «налог на имущество по кадастровой стоимости» слышится все чаще. Каким он будет до 2019 года определяла инвентаризационная и кадастровая цена, сейчас – только последняя.

Вычеты и их размеры

Перед тем, рассчитать налог, учитывайте: вычет применяется ко всем жилым объектам в собственности. Формируя стоимость пошлины, вычет не привязан к количеству собственников. Проводится расчет налога по кадастровой стоимости с учетом типа и площади объекта. Существует правило, как провести подсчет с учетом площади объекта (в м2):

  • комната: до 10;
  • квартира в 2 раза больше;
  • для дома, сельхоз зданий не более 50.

От критерия прямо зависит: каким будет налог, а показатель определяет, сколько «квадратов» готово «простить».

Вы можете заказать электронную выписку о кадастровой стоимости из Росреестра, подписанную электронно цифровой подписью, на этой странице нашего сайта.

Расчет налога по кадастровой стоимости недвижимости

Надо провести предварительный расчет, тогда стоит придерживаться такой пошаговой инструкции:

выбрать на карте субъект РФ;

  • подобрать подходящее муниципальное образование;
  • указать вид пошлины и период;
  • нажать на кнопку «найти».
  • Онлайн-сервис, чтобы узнать налог на недвижимость по кадастровой стоимости, каким будет сбор, позволяет экономить время. В результате – получаете таблицу с указанием процентных ставок, ведь налог в каждом регионе разный. Также можно узнать наперед налог на кадастровую стоимость квартиры или любой другой недвижимости, например, дома, хозпостройки на участке, провести его расчет для земельного участка.

    Расчёт налога физ. лиц исходя из кадастровой стоимости

    Принцип прост: налог учитывает именно кадастровую оценку, которая не превышает рыночную. Проводится расчет с учетом данных из ЕГРН. Формируется он с учетом данных цены на 1 января текущего периода.

    Порядок и даты

    Важно знать дату погашения. Она указана в НК, в 30 и 32-ой главе. Дедлайн, когда надо оплатить этот налог различается для физ. и юр. лиц.

    Чтобы вовремя его оплатить есть ряд сервисов. Если у лица есть кабинет на nalog.ru, то приходит уведомление, что необходимо оплатить с указанием даты. В этом случае ФНС разрешено не направлять бумажную версию, что надо оплатить налог на имущество. Зная граничную дату, можете наперед узнать, во сколько он обойдется, учитывая все параметры.

    Оплачивается сбор не позднее 1 декабря следующего года. То есть он выплачивается до 1.12.2019 за минувший.

    Погасить его юридические лица должны в другом порядке. Аванс платежа на имущество организаций выплачивается до 30 числа месяца, который идет за отчетным, годовой – до 30 марта за прошлый год.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Прочитав статью, Вы сможете сами рассчитать размер, оценить грядущие растраты. Организации вносят налог на имущество по кадастровой стоимости в бюджет издержек в бизнес-плане и финансовой отчетности.

    Источники

    Кадастр налог на имущество
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here