К органам валютного контроля в рб относят

Предлагаем ознакомиться со статьей: "К органам валютного контроля в рб относят" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

К органам валютного контроля в рб относят

Роль и место таможенных органов в системе валютного контроля в Беларуси

Валютный контроль один из методов валютного регулирования в области ВЭД Беларуси. Органами такого регулирования выступают Правительство Беларуси, Национальный банк, а органами валютного контроля являются Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет Беларуси.

Сущность таможенного валютного контроля.

Добиться эффективного механизма валютного контроля можно при условии тесного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков и наделения органов и агентов контроля достаточным объемом полномочий.

Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют

• не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежащее оформленных документов, необходимых для валютного контроля;

• осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;

• запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Технологически схема валютного контроля основана на возможности

уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления сопоставления двух

информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.

В связи с расширением сферы действия и увеличения объема контролируемых операций валютный контроль как система непрерывно развивается.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, в торговом обороте включает в себя:

• предварительный контроль документов, представляемых при таможенном

• автоматизированный контроль полноты и сроков расчетов за выполненные

• целевые проверки участников ВЭД по фактам возможных нарушений таможенных правил (АТП), связанных с не поступлением валютной выручки от экспорта.

По каждому заключенному контракту оформляется паспорт сделки — базовый документ валютного контроля, содержащий изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за валютными поступлениями. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, на который должна поступать валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Паспорт сделки подписывается:

• от имени экспортера — лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в уполномоченной банке;

• от имени банка — одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля.

При осуществлении международных грузовых и пассажирских перевозок, а также в международном почтовом сообщении таможня обеспечивает соблюдение валютного законодательства. Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенного кодекса, инструкциями, приказами, принимаемыми ГТК как самостоятельно, так и совместно с другими государственными органами, в частности, с НацБанком Беларуси и Министерством финансов Беларуси.

ГТК как орган валютного контроля, в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РБ, проводит проверки валютных операций экспортеров, выполняет другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с белорусским законодательством. Остальные таможенные органы в качестве агентов валютного контроля подотчетны ГТК как органу валютного контроля. Они осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу РБ объектов валютного контроля, к которым относятся:

• наличная валюта РБ;

• ценные бумаги в валюте РБ;

• валютные ценности в виде иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий, природных драгоценных камней, а также жемчуга.

Наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом валютных ценностей таможенные органы осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с

осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными белорусским законодательством.

К органам валютного контроля в рб относят

14.4. Правовые основы валютного контроля

Валютный контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, а также по их поручениям кредитных учреждений, направленную на выявление и пресечение нарушений действующего валютного законодательства. Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. В то же время валютный контроль обладает определенными особенностями. Во-первых, у валютного контроля своя цель, содержащаяся в приведенном определении валютного контроля. Во-вторых, объектами валютного контроля являются операции с валютными ценностями. В-третьих, функции валютного контроля осуществляют уполномоченные на то органы, которые, как правило, являются органами финансового контроля.

Основными направлениями валютного контроля в Республике Беларусь в соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
  • обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
  • предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
  • проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  • анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Функции валютного контроля возлагаются в Республике Беларусь на две категории субъектов: органы валютного контроля и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля на территории Республики Беларусь относятся:

Читайте так же:  Берется налог на землю с пенсионеров

1. Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

2. Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством.

3. Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля (ст. 24 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») вправе:

  • проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований законности происхождения валютных ценностей;
  • осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  • получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
  • приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Агенты валютного контроля подотчетны органам валютного контроля и обладают полномочиями, закрепленными в ст. 27–29 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются

Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь , Государственный таможенный комитет.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления, областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций.

Комитет государственного контроля как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции; осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля

осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики

Беларусь валютных ценностей.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля

в рамках своей компетенции вправе:

проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения валютных ценностей;

осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в

банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики

Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;

применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством.

Органы валютного контроля осуществляют передачу Комитету

государственного контроля информации, необходимой ему для осуществления валютного контроля, в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством.

Валютное регулирование и валютный контроль в Рб

Основой нормативной базы валютного регулирования в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 22 июля 2003 г. №226-З). Органами валютного регулирования в республике являются Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь.

Совет Министров принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля.

Органами валютного контроля в РБ являются Совет Министров, Национальный банк, а также Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

Агентами валютного контроля в республике являются республиканские органы государственного управления, областные исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Согласно данному закону валютные операции в Беларуси осуществляют только уполномоченные коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие лицензии Национального банка. Созданный в Беларуси механизм валютного контроля направлен на полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в РБ с целью оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, а также развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Правовой основой в области валютных отношений и валютного контроля является Указ Президента Республики Беларусь « О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь» от 23 февраля 2000 г. № 87, Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2006 г. №226-З, Инструкция по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля (утверждена Постановлением Правления Национального банка РБ от 27.06.2006 г. №89), Инструкция о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (утверждена Постановлением Правительства Национального банка РБ от 13.09.2006 г. №129),Банковский кодекс, таможенное законодательство и др. нормативные акты.

На основании положений указанных документов основными направлениями валютного контроля являются:

· Определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

Читайте так же:  Предельный размер налогового вычета на лечение

· Обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу РБ;

· Предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, сокращение теневого рынка;

· Проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

· Устранение разрыва котировок между официальным и рыночным курсами белорусского рубля;

· Контроль за исполнением обязательств по внешнеэкономическим договорам;

· Контроль за поступлением денежных средств на счета по валютным операциям;

· Повышение привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9023 — | 7290 — или читать все.

Валютное регулирование, его организация в РБ

Валютное регулирование – это, с одной стороны, непрерывный процесс, а с другой – порядок государственного управления валютной сферой в экономике. В Республике Беларусь юридической основой валютного регулирования является валютное законодательство, включающее в себя Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.), нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, органов валютного регулирования и валютного контроля Республики Беларусь.

Целями осуществления в Республике Беларусь валютного регулирования и валютного контроля являются обеспечение стабильности платежного баланса и национальной валюты (белорусского рубля), экономической безопасности Республики Беларусь, поддержание устойчивого экономического роста и дальнейшее развитие международного сотрудничества.

Согласно Закону Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» под валютным регулированием понимают юридическое определение со стороны органов валютного регулирования порядка обращения (в т.ч. владения, пользования и распоряжения) валютных ценностей. Под валютными ценностями понимают иностранную валюту (в т.ч. платежные документы в иностранной валюте), ценные бумаги в иностранной валюте, национальную валюту в сделках между резидентами и нерезидентами, а также ценные бумаги в национальной валюте, при совершении сделок между резидентами и нерезидентами и т.д.

Валютному регулированию подлежат валютные операции (сделки с валютными ценностями) между резидентами и нерезидентами, которые в зависимости от степени их воздействия на платежный баланс, подразделяют на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала.

Валютная политика — совокупность мер в сфере международных и других экономических отношений в соответ­ствии с текущими и стратегическими целями страны.

Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — со­вокупностью правовых норм, регулирующих порядок соверше­ния операций с валютными ценностями в стране и за ее преде­лами, а также валютными соглашениями между государства­ми.

Межгосударственное регулирование— это ко­ординация валютной, кредитной и финансовой политики госу­дарств. Оно обусловлено рядом причин: усилением взаимоза­висимости национальных экономик по разным направлениям; изменением соотношения между рыночным и государствен­ным регулированием в пользу рынка; масштабами мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, их нестабильнос­тью.

В рамках национальной валютной системы комплекс мероприятий по валютному регулированию включает в себя два самостоятельных, но взаимосвязанных направления:

1) денежно-кредитные мероприятия общего характера, направленные на финансовое оздоровление национальной экономики, снижение темпов инфляции, обеспечение устойчивости национальной валюты, повышение доверия к ней;

2) мероприятия в собственно валютной сфере: политика установления валютных курсов, режим использования валюты, режим валютного рынка, валютных операций, регулирование платежного баланса и т.п.

Назовем основные формы валютной политики: дисконтная политика, девизная политика, валютная интервенция, дивер­сификация валютных резервов, валютные ограничения, регу­лирование степени конвертируемости валюты, регулирование валютного курса, девальвация, ревальвация.

Дисконтная политика — маневрирование учетной ставкой (ставкой рефинансирования) центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов.

Девизная политика осуществляется преимущественно в виде валютной интервенции, представляющей собой куплю-продажу государственными органами иностранной валюты (де­визов).

Валютная интервенция — это прямое вмешательство цен­трального банка в операции на валютном рынке с целью воздей­ствия на курс национальной валюты.

Диверсификация валютных резервов позволяет уменьшить убытки, связанные с относительным обесценением тех или иных валют, и обеспечить наиболее выгодную структуру резер­вных активов.

Девальвация — снижение курса националь­ной валюты по отношению к иностранным валютам или между­народным валютам (СДР, евро). Это случается, когда офици­альный курс завышен по сравнению с рыночным. Ревальва­ция — повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным или международным валютам.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических (в том числе валютно-кредитных, финансовых и др.) мероприя­тий по формированию основных статей платежного баланса и покрытию сальдо.

В современных условиях получают развитие межгосудар­ственные способы регулирования платежных балансов: согласование условий экспортных кредитов; двухсторонние прави­тельственные кредиты; краткосрочные кредиты центральных банков; кредиты международных валютно-кредитных и финан­совых организаций.

Основными направлениями совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь являются:

· усиление единства целей валютного регулирования на внутреннем и внешнем рынках. В странах с переходной экономикой, как правило, в большей степени преобладают внутренние интересы, обусловленные необходимостью регулированию девальвационных ожиданий субъектов рынка (в республике это выражается, прежде всего, в поддержании курса белорусского рубля к иностранным валютам в рамках заданного достаточно жесткого «коридора», что не всегда в интересах расширения экспорта);

· активизация взаимодействия органов валютного регулирования и валютного контроля с агентствами валютного контроля (республиканскими и местными органами власти, таможнями, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями);

· постепенный переход к преимущественно экономическим методам валютного регулирования, снижение значимости административных мер регулирования валютного рынка;

· расширение круга валютных операций, не подлежащих валютному контролю и валютному регулированию.

Вопросы и тесты для самопроверки

Вопросы:

1. Что представляет собой валютная система?

2. Что такое международные валютные отношения?

3. Какие выделяют виды валют?

4. Какие существуют виды валютных систем?

5. Какими элементами характеризуется национальная валютная система?

6. Какими элементами характеризуется мировая (международная) валютная система?

7. Назовите и охарактеризуйте основные этапы эволюции мировой валютной системы.

8. Каковы особенности и элементы валютной системы Республики Беларусь?

9. Что представляет собой конвертируемость (обратимость) национальной валюты?

10. Какие выделяют виды конвертируемости валют?

11. Что обеспечивает стране конвертируемость национальной денежной единицы и какими путями она может осуществляться?

12. Что представляет собой валютный курс?

13. Какие факторы влияют на валютный курс?

14. Какие различают виды валютных курсов?

15. Какие выделяют способы установления валютного курса в мировой практике?

Читайте так же:  Заполнить декларацию 3 ндфл в налогоплательщике

16. Каков порядок установления валютного курса в Республике Беларусь?

17. Что представляет собой платежный баланс?

18. Какие разделы включает платежный баланс?

19. Как классифицируется платежные балансы?

20. Что представляет собой валютное регулирование?

21. В каких формах осуществляется валютное регулирование?

22. Какие выделяют направления валютного регулирования?

Видео (кликните для воспроизведения).

23. Какие различают принципы государственного валютного регулирования?

24. Какие выделяют методы валютного регулирования?

Тесты:

1. Валютная система:

1. Форма организации валютных отношений, закрепленная законодательством.

2. Совокупность отношений, складывающихся при функционировании валюты во внешнеэкономическим обороте.

3. Организационно-экономическая форма отношений ряда государств в валютной сфере, направленных на преобразование региона в зону валютной стабильности.

4. Форма организации международных отношений, которая возникла в результате эволюции мирового хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.

2. Порядок организации валютных отношений страны, сложившейся исторический и закрепленный национальным законодательством – это:

1. Международные валютные отношения.

2. Национальная валютная система.

3. Региональная валютная система.

4. Мировая валютная система.

3. Элементы национальной валютной системы:

1. Наименование национальной валюты, унификация правил использования международных кредитов.

2. Условия конвертируемости национальной валюты; виды денег, выполняющих функции международного и резервного средства.

3. Условия взаимной конвертируемости валют; международные валютно-кредитные организации.

4. Определение видов международных платежных средств и порядка их использования.

4. Элементы мировой валютной системы:

1. Виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства; национальные органы, выполняющие валютной регулирование.

2. Унификация режима валютных паритетов и валютных курсов; режим мировых рынков валюты и золота.

3. Режим валютного паритета национальной валюты; порядок, регламентация международных расчетов страны.

4. Национальные органы, регулирующие валютные отношения страны; межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности.

5. Международная валютная ликвидность:

1. Деньги, обслуживающие международные отношения.

2. Иностранная валюта в любой форме.

3. Способность отдельных стран своевременно погашать свои международные обязательства.

4. Разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте.

6. Европейская валютная система создана в:

7. Конвертируемость национальной валюты:

1. Особый способ функционирования денег, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения.

2. Свободный обмен национальной валюты на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства.

3. Законодательные или административное закрепление операций резидентов с валютой.

4. Координация валютной, кредитной и финансовой политики государств.

8. Валюта стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса:

1. Резервная валюта.

2. Свободно-конвертируемая валюта.

3. Частично конвертируемая валюта.

4. Неконвертируемая валюта.

9. Цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежной единицы другой страны:

4. Валютный курс.

10. Валютная корзина:

1. Соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.

2. Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны.

3. Цена, по которой данная валюта продается или покупается при условии поставки ее на определенную дату в будущем.

4. Метод измерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют.

11. Платежный баланс:

1. Балансовый счет международных операций, соотношение валютных поступлений из-за границы и платежей, произведенных данной страной другим странам.

2. Совокупность мер в сфере международных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

3. Координация валютной, кредитной и финансовой политики государств.

4. Соотношение между двумя валютами устанавливается по их отношению к третьей валюте.

12. Классификация платежных балансов в зависимости от содержания.

3. В целом по республике.

4. Стандартное представление.

13. Обменный курс валют, действующий в настоящее время на валютном рынке страны.

1. Номинальный валютный курс.

2. Реальный валютный курс.

3. Фиксированный валютный курс.

4. Плавающий валютный курс.

14. Соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.

2. Политика курсообращения.

3. Валютная корзина.

4. Валютный паритет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все.

Закон РБ О валютном регулировании и валютном контроле
Статья 26. Агенты валютного контроля

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.

Добрый день, скажите можно ли продавать алкогольную продукцию через интернет в формате онлайн бара в розлив с доставкой?

А чем 30е хуже 1го или 12го?

Добрый вечер,я нахожусь в декрете и работаю в спортивном клубе на 0,5 ставки ,могу ли я написав заявление об увольнении сразу уволиться или надо отрабатывать месяц?

(по договору работаю,трудовая книжка)

и если да,то в какой статье это указано?

Здравствуйте,Я работаю водителем автобуса в ГУО ЦКРОиР подвожу детей с психофизическим развитием.Мне оплачивают только контракт ,стаж и за подвоз детей.За классность и обслуживание транспорта в оплате отказали ,мол эти доплаты нигде не прописаны в постановлениях.Прав ли экономист в данной ситуации

Валютный контроль в Российской Федерации

Система валютного контроля в Российской Федерации является частью ее государственного финансового контроля и построена по принципу двухуровневой модели. Первый уровень образуют Правительство РФ и органы валютного регулирования, второй — агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Банк России и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ таким органом валютного контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — Росфиннадзор.

К агентам валютного контроля Законом отнесены уполномоченные банки, подотчетные Банку России, профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Банк России.

Читайте так же:  Федеральная таможенная служба финансовый контроль

Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти (являющихся органами валютного контроля), их взаимодействие с Банком России. Оно также обеспечивает взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся уполномоченными банками, таможенных и налоговых органов.

Банк России обеспечивает взаимодействие уполномоченных банков как агентов валютного контроля с таможенными и налоговыми органами: уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают информацию таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля в объеме и в порядке, установленных Банком России.

Такое распределение функций между органами и агентами валютного контроля установлено в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле». Этим же Законом определены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право проводить проверки по соблюдению резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства — положений Закона и актов органов валютного регулирования, проверять полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Они вправе запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Законом установлен перечень документов, которые в целях осуществления валютного контроля могут запрашивать у резидентов и нерезидентов агенты валютного контроля. Но из этого перечня они имеют право требовать только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительны на момент представления, иметь заверенные переводы на русский язык, если они полностью или частично исполнены на иностранном языке.

Таким образом, либерализация валютного законодательства, приводящая к увеличению числа участников валютных отношений и, соответственно, к росту объема валютных операций, требует повышения эффективности валютного контроля как инструмента валютной политики государства.

В системе органов валютного регулирования и валютного контроля особое место занимает Банк России.

Разработка нормативно-правовой базы является основным методом валютного регулирования и валютного контроля, применяемым Банком России.

Конкретные методы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства определяются с таким расчетом, чтобы они оказывали комплексное регулирующее воздействие при реализации задач государственной валютной политики.

В отношении экспортно-импортных операций применяется система таможенно-банковского контроля. Она основана на сопоставлении в автоматическом режиме данных таможенных органов о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации с информацией уполномоченных банков о суммах поступившей на счета экспортеров выручки от экспорта товаров или списанных со счетов импортеров сумм оплаты за импортируемые товары. Информация об осуществленных отгрузках и платежах обрабатывается в Главном научно-информационном вычислительном центре Федеральной таможенной службы. На ее основе выявляются факты невозврата в Российскую Федерацию экспортной выручки и непоступления товаров в счет осуществленных авансовых платежей по импортным контрактам.

Для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом органы и агенты валютного контроля могут использовать паспорт сделки, оформляемый экспортерами и импортерами в уполномоченных банках (ст. 20 Закона). Он должен содержать сведения, необходимые для учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Эти сведения отражаются на основе подтверждающих документов. Банк России может устанавливать единые правила оформления резидентами паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В настоящее время сформирована система отчетности уполномоченных банков по валютным операциям, которая является основной базой для их мониторинга. Мониторинг валютных операций как метод валютного контроля используется для выявления отклонений в направлении валютных потоков, которые указывают на возможность необоснованного оттока капитала из страны и уклонение участников внутреннего валютного рынка и внешнеэкономической деятельности от выполнения требований валютного законодательства.

Таким образом, система валютного контроля в Российской Федерации построена на принципах последующего контроля за уже совершенными валютными операциями и требует дальнейшего совершенствования в направлении развития механизма предварительного контроля.

Валютный контроль

В России основной платежной валютой является рубль. Лишь для определенных операций предусмотрено использование денежных единиц других стан. Все они подпадают под действие валютного законодательства и, как следствие, контроля.

Что такое валютный контроль

Сам термин «валютный контроль» обозначает ряд действий со стороны специальных органов по соблюдению законодательных норм, связанных с валютными операциями. В России за сделками с участием иностранных денежных единиц следят Центробанк, Министерство финансов, местные исполнительные власти, а также правительство и таможенная служба.

Впрочем, конкретные действия по осуществлению контроля проводят специальные агенты — коммерческие банковские учреждения с соответствующей лицензией. Они добровольно берут на себя обязанности по контролю за операциями с валютой, а взамен получают вознаграждение за каждую проведенную транзакцию.

Помимо контроля за соблюдением норм действующего законодательства, агенты отслеживают легальность операций, достоверность сведений, указанных в сопроводительных документах, а также следят за выполнением обязательств, указанных в договорах.

Интересно, что многие европейские страны отказались от какого-либо надзора в сфере валютных операций — сегодня около 50 стран мира, включая Россию, используют механизмы ВК.

Принципы валютного контроля

В нашей стране валютный контроль позволяет отсекать неправомерное вмешательство государственных и муниципальных властей в операции, связанные с использованием валюты. Защита прав всех участников — резидентов и нерезидентов — гарантируется на государственном уровне.

В своей работе агенты валютного контроля вправе использовать различные проверки, информационные запросы в разные инстанции, а также анализ собранных сведений. При этом сам ВК делится на три вида:

  • первичный — до момента совершения транзакции проверяется легальность документов и источников дохода;
  • текущий — выполняется в ходе осуществления перевода;
  • последующий — выполняется уже после завершения валютных транзакций.

Важным принципом функционирования ВК, помимо законности и обязательности к исполнению для всех, является и соблюдение коммерческой тайны. То есть законом гарантируется, что детали валютных операций не станут достоянием общественности и не будут переданы третьим лицам.

Этапы валютного контроля

В зависимости от специфики проводимой сделки, этапы валютного контроля могут незначительно различаться. Однако практически всегда процесс выглядит следующим образом:

  • подготавливается пакет документов, необходимых для легализации сделки (конкретный перечень можно получить в банке, через который планируется провести расчеты);
  • при необходимости открываются валютные и транзитные счета;
  • агент ВК проверяет подлинность документов, и если всё в порядке, то проводит операцию;
  • если сумма контракта превышает 3 млн рублей, банк регистрирует договор;
  • информация о совершенных операциях заносится в базы данных;
  • по окончании сделки составляется отчетность, а сама операция закрывается.
Читайте так же:  Возврат процентов по ипотеке предел

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года произошла отмена паспортов сделки для контрактов, касающихся импорта или экспорта. Теперь банк уполномочен самостоятельно регистрировать сделку, если сумма в договоре по ней превышает 3 млн рублей или эквивалент в иной валюте.

Операции, подлежащие валютному контролю

Согласно законодательству РФ, валютный контроль касается только трех видов операций:

  • сделки с ценными бумагами, если номинал последних выражается в иностранной валюте;
  • любые денежные операции между резидентами и нерезидентами РФ;
  • расчеты с использованием денежных единиц зарубежных стран (например, в соответствии с контрактом, заключенными между российской и иностранной компанией).

Обратите внимание! Если Российская компания закупает товар у иностранного поставщика, но в Россию его не ввозит, то сделка не попадает в фокус валютного контроля.

Агенты валютного контроля

Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.

В своей деятельности агенты ВК имеют право:

  • оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
  • проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
  • регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
  • закрывать операции, если это предусмотрено договором;
  • составлять отчеты по всем проведенным расчетам.

Документы для валютного контроля

Изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в марте 2018 года, предусматривают, что банки могут потребовать дополнительные документы по любым сделкам, вне зависимости от суммы расчетов. Но при этом в перечне официальных бумаг будут только те, что непосредственно относятся к конкретной сделке:

  • справки о государственной регистрации участников договора;
  • таможенная декларация и иная документация;
  • контракты, инвойсы, счета;
  • доверенность на проведение валютной операции.

С 2019 года при сделках до 200 тысяч рублей отправлять документы в банк не нужно (исключение составляют особые случаи, при которых есть повод усомниться в законности сделки). Достаточно указать сведения, необходимые для совершения банковской операции:

  • наименование зарубежного партнера и страну его регистрации;
  • реквизиты счета получателя, сумму сделки и валюту, в которой она проводится;
  • данные по контракту — его номер, дату подписания;
  • вид сделки — товарная (экспортная или импортная), оказание услуг, предоставление или возвращение займа и т. д.;
  • особенности платежа (например предоплата).

Специфика оформления сведений зависит от требований банка: в некоторых случаях достаточно отправить письмо на электронную почту или по пунктам перечислить нужные сведения консультанту в банковском чате.

По новому закону банк обязан указывать, какие ошибки найдены в валютных договорах, чтобы заинтересованные стороны могли их оперативно устранить. До этого банковские компании лишь фиксировали факт наличия ошибок, но искать их приходилось самостоятельно.

Также среди нововведений имеет место обязательное условие для резидентов и нерезидентов указывать сроки оплаты по договору, а также срок выполнения всего контракта в целом.

Важно, чтобы все документы, предоставляемые в банк, были необходимым образом легализованы, а при необходимости сопровождались переводом на русский язык (лучше — нотариально заверенным).

Нарушения валютного законодательства

Контролирующие органы строго следят за исполнением требований закона, касающихся валютных операций. Нарушениями при этом считаются:

  • нарушение сроков, определенных для подачи отчетов или уведомлений (например, об открытии валютного счета нужно сообщить налоговой службе в течение 14 календарных дней);
  • использование заведомо ложных сведений в документах, относящихся к сделке;
  • нарушение сроков, указанных в договоре (штрафы начисляются даже в том случае, если виновником задержки валютных средств является зарубежный партнер);
  • игнорирование обязанности по возврату средств, поступивших от нерезидентов, на территорию РФ (проще говоря, если деньги от иностранного партнера «затерялись» на оффшорных или иных счетах).

За нарушение валютного законодательства предусмотрено несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая — сделку могут просто приостановить или вовсе аннулировать;
  • административная — накладываются штрафы в зависимости от характера нарушения (обратите внимание, что при повторных нарушениях размеры штрафных санкций резко возрастают);
  • уголовная, включая лишение свободы.

Основные денежные штрафы накладывает ФНС. Если речь идет о нарушении закона во время проведения таможенных операций, то вправе подключиться и ФТС.

Подробнее о размере штрафных санкций можно узнать из статьи 15.25 КоАП РФ. В частности, юридические лица могут получить «письма счастья» за просроченные или вовсе не предоставленные отчеты, неправильное хранение или оформление документов.

Статья 193 УК РФ предусматривает крупные денежные штрафы (до 1 млн рублей) или ограничение свободы на срок до 10 лет за фальсификацию документов, предоставление неверных сведений, незаконный вывод средств за границу (в том числе группой лиц или с использованием подставных компаний).

Важно! Срок исковой давности по нарушениям административного характера составляет 2 года. Это значит, что в 2019 году можно получить штрафы по нарушениям, совершенным в 2017 и 2018 годах.

Можно ли оспорить штраф

Российским законодательством предусмотрена возможность снизить сумму штрафа в связи с малозначительностью нарушения или наличием ряда смягчающих обстоятельств.

В первом случае речь идет, например, об ошибках в оформлении справок — например, часто допускаются неточности в написании ФИО, адреса или наименования компании.

Во втором случае суд может обратить внимание на хорошую репутацию компании или ИП, финансовые трудности (имеющие документальное подтверждение), исправление ошибки по истечении сроков, оговоренных банком или иным агентом ВК (но до назначения штрафа за эти действия).

Следует понимать, что полностью «списать» ответственность не удастся — можно лишь уменьшить сумму штрафа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратите внимание! Несоблюдение установленных законом сроков (даже в случае просрочки на 1 день) считается серьезным нарушением.

Источники

К органам валютного контроля в рб относят
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here