К какой группе относится водный налог

Предлагаем ознакомиться со статьей: "К какой группе относится водный налог" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Способы водопользования

Всего существует три способа использования водных объектов — особое, специальное и общее водопользование.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кратко о налоговой системе России

Налоги и сборы, взимаемые с плательщиков — физических и юридических лиц — на территории Российской Федерации, могут быть федеральными, региональными и местными. Они устанавливаются Налоговым кодексом и им же отменяются.

К наиболее известным федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

Помимо собственно обязательных платежей, система включает в себя методы контроля за соблюдением налогового законодательства, а также ответственность за его нарушение.

Водопользование облагается налогом

Порядок уплаты налогов и сборов

Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки.

Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов не существует.

Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ.

При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.

Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.

Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени.

При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно.

Для этого деньги разыскиваются на счетах должника, а если их недостаточно, то реализуется его имущество.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Постановка на учет плательщиков водного налога

Довольно часто возникает вопрос о том, нужно ли плательщикам водного налога вставать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения водного объекта? На него дали ответ специалисты ФНС России в своем Письме от 02.06.2005 N 09-02-04/2348.

Они напомнили, что налогоплательщики встают на учет в налоговых органах в соответствии со ст. 83 НК РФ:

  • организации — по месту своего нахождения, по месту нахождения обособленного подразделения;
  • индивидуальные предприниматели — по месту жительства.

Но, кроме того, налогоплательщики должны встать на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, которые принадлежат им на праве собственности.

А специальное водопользование осуществляется с применением сооружений, технических средств и устройств (ст. 86 Водного кодекса РФ). Как правило, такая техника (например, артезианские скважины или иные водозаборные сооружения) относится к объектам недвижимого имущества. То есть если техническое средство водопользования (недвижимость) находится вне места постановки на учет организации или ее обособленного подразделения, то надо встать на учет в налоговой и по месту его нахождения. А вот обязанности вставать на учет там, где расположен сам объект водопользования, Налоговый кодекс не предусматривает. Причем неважно, состоит ли по другим основаниям плательщик водного налога на учете в этой налоговой инспекции или нет.

Дело в том, что органы, лицензирующие использование природных ресурсов, обязаны передавать информацию о природопользователях в налоговые органы (п. 7 ст. 85 НК РФ). Делать это они должны в течение 10 дней после выдачи лицензии. На основании этих сведений налоговый орган самостоятельно поставит на учет организацию, получившую лицензию на водопользование, и присвоит ей код причины постановки на учет (КПП). А затем проинформирует об этом налоговые органы по месту нахождения предприятия. При постановке на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика водного налога в КПП после кода налоговой инспекции указывается код 41. Например, КПП организации, которая состоит на учете в налоговой инспекции по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга (код инспекции 7817) в качестве плательщика водного налога под номером 542, будет выглядеть следующим образом: 781741ХХХ.

Уведомлять налогоплательщика о постановке на учет и присвоении КПП налоговая инспекция не должна (Письмо МНС России от 22.05.2001 N ММ-6-12/410).

Если информация о выданной лицензии в налоговые органы не поступила, то налогоплательщик может в первой декларации по водному налогу и в платежном поручении на его перечисление указывать основной КПП. То есть тот КПП, который присвоен ему в инспекции по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Читайте так же:  Налог на имущество корректировка

Специальное водопользование

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен Письмом Минприроды России от 19.03.1998 N 11-2-19/55, а Перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам установлен Приказом Минприроды России от 23.03.2005 N 70.

Специальное водопользование — это пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хозяйства, а также для сброса сточных вод.

Специальное водопользование осуществляют с применением различных сооружений, технических средств и устройств. При этом не имеет значения, принадлежат ли используемые сооружения и устройства водопользователю на праве собственности или нет.

К исключениям относятся случаи, когда водный объект используют для плавания на маломерных плавательных средствах или для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Виды деятельности, связанные со специальным водопользованием, а также перечень специальных сооружений, технических средств и устройств приведены в Приказе Минприроды России от 23.03.2005 N 70.

Организации и предприниматели могут использовать водные объекты в коммерческой деятельности только после получения соответствующей лицензии (ст. ст. 27 и 28 Водного кодекса РФ). Лицензированием водопользования занимается Министерство природных ресурсов РФ (МПР России).

Правила предоставления в пользование водных объектов и выдачи лицензии на водопользование установлены Постановлением N 383. В п. 5 Правил перечислены те виды использования водных объектов, когда получать лицензию не нужно.

Во всех остальных случаях за безлицензионное водопользование организации и физические лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ. Штраф для организаций составляет от 50 до 100 МРОТ (в настоящее время — от 5000 до 10 000 руб.), а для предпринимателей — от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.).

Если срок старой лицензии на водопользование истек, а новая находится на стадии оформления, то организация (предприниматель) могут продолжать использовать водный объект до получения новой лицензии, но только в том случае, если она включена в график выдачи лицензий, который установлен лицензирующим органом. В своем Письме от 24.02.2005 N 03-07-03-02/9 специалисты Минфина России подчеркивают, что в этом случае деятельность организации не считается безлицензионной. Основанием для такого водопользования является старая лицензия, полученная в соответствии с водным законодательством РФ.

На основании лицензии на водопользование водный объект может передаваться в краткосрочное пользование сроком до 3 лет или же в долгосрочное пользование на срок от 3 до 25 лет. Для получения права на специальное или особое использование водного объекта необходимо заключить договор на это с региональными органами исполнительной власти.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Водный налог

Водный налог взимается при эксплуатации водных объектов. Он относится к федеральным платежам: поступления направляются в бюджет соответствующего уровня, а ставки устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов

Виды налогов (федеральные, региональные и местные налоги) установлены ст. 13-15 НК РФ. При этом в п. 7 ст. 12 НК РФ указывается, что помимо приведенных в ст. 13 НК РФ федеральных налогов к ним также относятся специальные налоговые режимы.

То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

Федеральные налоги и сборы, в т.ч. специальные налоговые режимы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
— НДС;
— акцизы;
— НДФЛ;
— налог на прибыль организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина;
— ЕСХН;
— УСН;
— ЕНВД;
— СРП;
— ПСН. —налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог. — земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор.

При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные – в счет местных) (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Водный налог

«Советник бухгалтера», 2006, N 4

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Если в своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог в соответствии с гл. 25.2 НК РФ. Правда, касается это только тех, кто осуществляет специальное или особое водопользование. Об этом мы и поговорим.

Читайте так же:  Какой вмененный налог для ип

Напомним, что водный объект — это то место, где сосредоточена вода как на поверхности суши в формах ее рельефа, так и в недрах земли. К водным объектам относятся:

  • поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота и пруды, ледники и снежники);
  • подземные воды;
  • внутренние морские воды;
  • территориальное море РФ.

Общее водопользование

Общее водопользование осуществляют граждане в личных целях без применения сооружений, технических средств и устройств, а также без получения лицензии на водопользование. При таком использовании воды они не являются плательщиками водного налога.

Освобождение от налогообложения

Поскольку НК РФ не всякое водопользование признает объектом обложения, для освобождения от обязательных платежей необходима лицензия на соответствующий вид эксплуатации ресурсов с указанием лимитов.

Природный водный объект

Коротко говоря, водный налог — это сложное бюджетное обязательство. Помимо того, что у него нет единой базы или ставки, которые дифференцированы в зависимости от деятельности, места расположения объекта, вида пользования ресурсом, в правоотношения водопользования вмешивается действующий Водный кодекс, а также обязательство по уплате налога на добычу полезных ископаемых (к которым относятся, среди прочего, минеральные воды). В помощь налогоплательщику в статье 333.12 главы 25.2 НК РФ приведены таблицы с указанием того, какую ставку выбрать при том или ином виде деятельности, а рассмотренные здесь примеры расчета сделают указанный налог более понятным.

Федеральные налоги

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

К федеральным налогам и сборам относятся:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

При этом отличие налогов от сборов заключается в том, что налоги уплачиваются безвозмездно, а при уплате сбора лицо получает взамен определенную услугу, предоставить которую вправе только государственный орган.

Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории.

Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

Для каждого вида федеральных налогов и сборов устанавливается свой круг налогоплательщиков.

Это могут быть физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

В законе также могут указываться категории лиц, которые не могут рассматриваться как налогоплательщики конкретного налога и сбора.

Чтобы правильно определить объект налогообложения, используются нормы НК РФ.

Объект налогообложения большинства федеральных налогов с организаций так или иначе связан с операциями реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав.

В НК РФ также указываются операции, освобождаемые от налогообложения.

Если у лица существует обязанность по уплате определенного налога или сбора и присутствует объект налогообложения, ему необходимо самостоятельно рассчитать сумму, подлежащую уплате в бюджет.

Для этого определяется налоговая база, налоговая ставка берется из кодекса и производится расчет.

Если у налогоплательщика есть право на налоговую льготу, то он указывает и это.

Расчет налога происходит по формуле:

налоговая база Х налоговая ставка.

Каждый вид федерального налога или сбора считается по своим правилам.

Все эти правила детально прописаны в Налоговом кодексе РФ.

Кроме этого, существуют различные разъяснения ФНС.

Как отчитаться перед налоговой

За I квартал текущего года водный налог нужно уплатить не позднее 20 апреля.

В эти же сроки необходимо отчитаться по водному налогу (ст. 333.15 НК РФ). Налоговую декларацию можно представить лично, послать ее по почте или передать в электронном виде по телекоммуникационным связям в налоговую инспекцию по месту нахождения водного объекта.

Форма налоговой декларации по водному налогу утверждена Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н.

Главой 25.2 НК РФ не установлено, каким уровнем административно-территориального деления определяется местонахождение объекта налогообложения водным налогом. Поэтому у налогоплательщиков Москвы и Санкт-Петербурга возникает вопрос: в каком порядке они должны представлять декларацию по водному налогу, если осуществляют водопользование на территории одного или нескольких административных районов города, если они состоят на учете в разных налоговых органах этого города, в том числе и не по месту водопользования?

По мнению специалистов ФНС, контроль по водному налогу в этом случае целесообразно проводить централизованно в каком-либо из налоговых органов по месту учета налогоплательщика (Письмо ФНС России от 24.05.2005 N 21-3-05/35).

Поэтому обычные налогоплательщики должны представлять декларации по водному налогу:

  • в инспекцию по месту своего нахождения, если они зарегистрированы на территории Москвы или Санкт-Петербурга;
  • в инспекцию по месту водопользования, где налогоплательщик состоит на учете по иному основанию;
  • в межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по городу, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших.

Для иностранных водопользователей установлено еще одно требование. Они должны представить копию декларации в налоговую инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Водный налог

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Читайте так же:  Уралсиб валютный контроль

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Специальные налоговые режимы

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Что такое водный налог

В Налоговом кодексе РФ (в последней редакции со всеми актуальными изменениями и дополнениями) этому виду налога отведена глава 25.2 с полным описанием платежного обязательства. Не все знают, относится ли водный налог к федеральным или региональным сборам. Он действует на всей территории РФ, поэтому относится к федеральным.

Важно! Для лучшего понимания рекомендуется ознакомиться с комментариями к НК РФ.

Плательщики

Налогоплательщиками являются лица, включая индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют специальное водопользование: питьевое водоснабжение, здравоохранение, сельское и лесное хозяйство, гидроэнергетика, добыча подземных вод и так далее. До 1 января 2007 г. эта деятельность подлежала обязательному лицензированию (в 2018 г. продолжают действовать ранее выданные разрешения).

Не признаются налогоплательщиками лица, которые осуществляют водопользование на основе договоров/решений, заключенных/полученных начиная с 1 января 2007 г., когда начал применяться новый Водный кодекс.

Так, если пользователь эксплуатирует ресурс на основании действующей лицензии, он является плательщиком указанного платежа и обязан предоставлять налоговые декларации. По истечении срока действия разрешения начинает применяться Водный кодекс РФ, в соответствии с которым взамен лицензии пользователь заключает договор или в его отношении выносится специальное решение. После этого он более не является плательщиком водного налога, о чем прямо прописано в НК РФ. Взамен налога пользователь будет обязан вносить неналоговую плату за эксплуатацию ресурсов.

Объекты налогообложения

Под объектами обложения понимают виды пользования водоемами:

  • забор воды из источника;
  • использование акватории, не включающее в себя лесосплав в плотах и кошелях;
  • эксплуатация объектов без изъятия воды предприятиями гидроэнергетической отрасли;
  • использование водотока для плотового и кошельного сплава древесины.

Вода, используемая для тушения пожаров, не облагается налогом

Облагаемая база

Отдельная по каждому объекту и виду водопользования:

  • при заборе воды — объем жидкости, изъятый из водного объекта за налоговый период (1000 куб. метров);
  • при использовании акватории — площадь эксплуатируемого водного пространства (1 кв. километр);
  • при эксплуатации объектов без изъятия воды для выработки гидроэнергии — количество произведенной за налоговый период электроэнергии (1000 киловатт-часов электроэнергии);
  • при сплаве леса по воде — произведение объема древесины, переправленной за налоговый период в плотах и кошелях по водным артериям в тысячах куб. метров, и расстояния сплава в километрах, деленного на 100 (1000 кубометров леса за 100 км расстояния по воде).

Обратите внимание! Налоговый кодекс РФ содержит обширный список видов водопользования, которые не подлежат налогообложению. Среди них такие, как забор лечебных и термальных вод, взятие воды для пожаротушения, работы судового оборудования, полива земель сельхозназначения и дачных земельных участков, использование акватории для возведения сооружений гидротехнического назначения, отдыха и рыболовства, а также водопользование для нужд обороны.

Ставки

Налоговые ставки были введены для бассейнов рек, озер, морей и экономических районов. В Главе 25.2 НК РФ содержатся таблицы с перечислением ставок для 12 экономических районов, в каждом из которых налоговая ставка варьируется в зависимости от реки и способа забора воды: из поверхностных или подземных водных объектов.

Например, ставка рассматриваемого обязательного платежа в рублях за одну тысячу куб. метров поверхностной воды, взятой из Волги Северо-Западного экономического района, составляет 294 рубля, тогда как при изъятии воды из Волги в Северном экономическом районе на тех же условиях она составит 300 руб.

По сравнению с реками, ставки при заборе воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод существенно ниже. Самые высокие ставки установлены для Азовского и Черного морей — 14,88 руб. за 1 тыс. кубометров, наименьшая ставка определена для Чукотского — 4,32 руб.

Использование акватории поверхностных водоемов или водотоков, к примеру, рек и озер Западно-

Сибирского экономического района, облагается по ставке 30,24 тысячи рублей в год/кв. километр акватории, а налоговая ставка при эксплуатации 1 кв. км водной поверхности Черного моря составит 49,80 тыс. руб./год.

Для предприятий гидроэнергетики, которые пользуются водными объектами без забора воды, предусмотрены отдельные налоговые ставки в рублях за одну тысячу киловатт-часов выработанной электроэнергии. К примеру, ставка на гидроэнергию на Енисее самая высокая — 13,70 руб.

Наиболее дорогим с точки зрения налогообложения является сплав древесины в плотах и кошелях по рекам бассейнов Ладожского и Онежского озер, озера Ильмень — 1 705,2 рубля за одну тысячу куб. метров сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Важно! Указанные в таблицах ставки применяются при пользовании объектами в пределах установленных лимитов или допустимого водоотбора.

Дифференцированные ставки устанавливаются для регулирования водопользования.

Субъекты РФ не вправе самостоятельно менять ставки налога.

Коэффициенты

Помимо указанных ставок, федеральным законом введены повышающие коэффициенты (поправки на уровень инфляции) по годам, начиная с 2015 г. на долгосрочную перспективу. Так, в 2018 г. коэффициент составляет 1,75, а на 2019 г. он повышен до 2,01.

При водозаборе сверх установленных лимитов в части такого повышения устанавливается 5-кратный размер ставки с учетом коэффициента. Квартальный лимит рассчитывается как ¼ принятой годовой предельной нормы.

Ставка с учетом коэффициента округляется до полного рубля согласно применимому порядку.

В случае если налогоплательщик не имеет средств измерений изъятых водных ресурсов, помимо ставки и основного коэффициента учитывается дополнительный в размере 1,1.

К ставке водного налога при добыче подземных вод (за исключением минеральных и промышленных) для их последующей обработки и упаковки с целью дальнейшей реализации помимо основного годового коэффициента применяется множитель 10.

Расчет налога занимает довольно много времени

Налоговый кодекс отдельно устанавливает ставку при изъятии ресурсов для снабжения населения. С 1 января 2018 г. ее размер составляет 122 рубля за одну тысячу куб. м воды, а с 1 января следующего года она увеличится до 141 руб. за указанных объем.

Налоговый период, порядок исчисления и уплаты

Срок для расчета обязательства — квартал. Плательщики обязаны самостоятельно исчислить налог: получить произведение налоговой базы и соответствующей ставки, результат умножить на коэффициент (ы). Полученную сумму необходимо заплатить по местонахождению объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (20.04, 20.07, 20.10 и 20.01. следующего года, соответственно).

Примеры расчета платежа для различных экономических районов и видов водопользования:

  1. Центральный экономический район, забор воды из Дона при условии, что лимит не превышен, измерительные приборы установлены, вода не для продажи: 294 руб.*5 (тыс. куб. м.)*1,75=2 573 руб. с округлением до полного рубля.
  2. Изъятие воды из Каспийского моря с превышением лимита: (11,52 руб.*10 (тыс. куб.м.)*1,75)+(11,52 руб.*5 (тыс. куб.м.)*1,75*5)=706 руб.
  3. Северо-Кавказский экономический район, забор подземных вод бассейна реки Кубани с последующей обработкой, упаковкой и продажей воды: 570 руб.*8 (тыс. куб. м.)*1,75*10=79 800 руб.
Читайте так же:  В течении налоговый вычет за квартиру

Налогоплательщик подает декларацию в налоговый орган по местонахождению объекта в срок, установленный для уплаты налога. Плательщик, отнесенный к категории крупнейших, предоставляет ее в налоговый орган по месту учета в качестве такого налогоплательщика.

Дополнительная информация! Если плательщик — иностранное лицо, он обязан предоставить копию декларации в инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в указанный выше срок.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

при заборе воды мира;

при использовании акватории;

при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Упрощенная система налогообложения — УСН

Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Как рассчитать водный налог

Водный налог рассчитывают ежеквартально (ст. 333.11 НК РФ). Для этого необходимо умножить налоговую базу по каждому водному объекту на ставку водного налога, а затем сложить полученные результаты (ст. 333.13 НК РФ).

Налоговую базу по водному налогу определяют отдельно по каждому виду водопользования следующим образом:

Налоговая база по видам водопользования

Ставки водного налога установлены отдельно по видам водопользования и по экономическим районам, бассейнам рек, озер, морей.

Обратите внимание! С 1 января 2005 г. льготы по водному налогу предоставляются пользователям водных объектов только в соответствии с гл. 25.2 НК РФ. Субъекты РФ не могут уменьшить или увеличить те ставки водного налога, которые приведены в ст. 333.12 НК РФ.

Если водопользователь превысил установленный лимит, то ставки водного налога для такого превышения увеличиваются в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ предусмотрена льгота для организаций, которые забирают воду для снабжения населения. Они платят водный налог по единой ставке 70 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличивать эту ставку в 5 раз не нужно (Письмо ФНС России от 11.05.2005 N 21-3-05/32). Тому, какие именно водопользователи имеют право на эту льготу, посвящено недавнее Письмо Минфина России от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64.

Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, водный налог необходимо перечислить по месту нахождения водного объекта (ст. 333.14 НК РФ). Водный налог относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ) и полностью зачисляется в доход федерального бюджета (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ).

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Федеральные, региональные и местные налоги: таблица

Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в нашей консультации и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.

Объект налогообложения

Водным налогом облагаются отдельные виды специального или особого водопользования, которые перечислены в п. 1 ст. 333.9 НК РФ.

Платить водный налог необходимо организациям и физическим лицам, которые:

  • забирают воду из водных объектов;
  • используют акваторию;
  • используют водоем без забора воды для целей гидроэнергетики, лесосплава.

Виды пользования водными объектами, которые не признаются объектами налогообложения, приведены в п. 2 ст. 333.9 НК РФ. От уплаты водного налога освобождены:

  • любители рыболовства и охоты, огородники и садоводы, которые поливают свои дачные участки;
  • сельскохозяйственные организации, которые орошают свои земли или используют воду для животноводства и птицеводства;
  • суда, которые используют воду для работы своего технологического оборудования;
  • организации и учреждения, которые используют воду для нужд обороны страны и безопасности государства;
  • государственные и муниципальные санатории, пансионаты и т.п., которые предназначены исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
Читайте так же:  Бухгалтерская отчетность енвд ип

Обратите внимание! К объектам налогообложения не относится сброс сточных вод в водные объекты. С 1 января 2005 г. такой вид водопользования оплачивается в составе платежей за загрязнение окружающей среды, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Особое водопользование

В особое водопользование водные объекты предоставляются только ограниченному кругу лиц (ст. 21 Водного кодекса РФ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Например, для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое и оздоровительное значение, и т.д. (п. п. 7 и 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383).

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Бухгалтерский и налоговый учет

Начисление и уплату водного налога отражают в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44. )

Кредит 68, субсчет «Расчеты по водному налогу»

  • отражена сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам квартала;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по водному налогу»

  • водный налог перечислен в бюджет.

Что касается налогового учета, то согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы начисленных налогов и сборов нужно относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Эти расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в полном объеме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данное положение справедливо и для суммы платежей, которые начислены по повышенным ставкам при заборе воды из водных объектов сверх установленных лимитов (Письмо Минфина России от 21.04.2005 N 07-05-06/114).

Источники

К какой группе относится водный налог
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here