Избежание двойного налогообложения россия и кипр

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Избежание двойного налогообложения россия и кипр" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Содержание

СОГЛАШЕНИЕ С КИПРОМ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ГАРАНТ:

См. текст Соглашения в актуальной редакции

Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал
(Никосия, 5 декабря 1998 г.)

ГАРАНТ:

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Кипр,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами,

согласились о нижеследующем:

Совершено в Никозии 5 декабря 1998 года в двух экземплярах на русском, греческом и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае расхождения между текстами на русском и греческом языках будет применяться текст на английском языке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Избежание двойного налогообложения россия и кипр

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 июля 2012 г. N 03-08-05 О применении положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос касательно применения положений статьи 10 «Дивиденды» Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее — Соглашение) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Соглашения доход в виде дивидендов, выплачиваемых компанией — резидентом одного государства в пользу резидента другого государства, может облагаться налогом как в государстве источника дохода, так и в государстве резидентства получателя доходов.

При этом в соответствии с пунктом 2 указанной статьи Соглашения налогообложение дивидендов в государстве источника дохода производится по ставкам налога в размере 5 или 10 процентов.

Так, согласно подпункту а) пункта 2 статьи 10 «Дивиденды» 5-ти процентная ставка налога от общей суммы дивидендов применяется в случае, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму эквивалентную не менее 100000 долларов США.; а 10-ти процентная ставка налога — во всех иных случаях.

В соответствии с нормами статьи 25 «Взаимосогласительная процедура» между компетентными органами России и Кипра было согласовано следующее единообразное понимание и толкование норм статьи 10 Соглашения.

Понятие «прямое вложение» в капитал компании, выплачивающей дивиденды, подразумевает как приобретение её акций при первичной или последующих эмиссиях, так и покупку акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца. При этом критерий «100000 долл. США» применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями.

Таким образом, понятие «прямо вложило» указывает на способ осуществления инвестиции и предполагает осуществление такой инвестиции непосредственно самим бенефициаром.

Размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной при приобретении акций или других прав на участие в прибыли с соблюдением принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки, и не подлежит ежегодному перерасчету на дату выплаты дивидендов.

Соглашение не содержит положений, предусматривающих, что применение норм подпункта «а» пункта 2 статьи 10 Соглашения возможно исключительно в случае, если лицо становится владельцем доли в капитале компании в результате осуществления однократной инвестиции в капитал компании в размере, установленном в подпункте «а» пункта 2 статьи 10 Соглашения.

Резидент Кипра может достигнуть размера вложения в капитал компании, установленного подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 Соглашения, как в результате осуществления однократной инвестиции соответствующего объема, так и в результате нескольких инвестиций, соответствующих критериям, определяющим «прямое вложение». Таким образом, ставка в размере 5 процентов подлежит применению с момента достижения вложения в капитал в сумме 100000 долл. США.

Порядок определения стоимости имущества, получаемого российской организацией в виде взноса в уставный капитал, установлен подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Согласно нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 277 Кодекса при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Таким образом, стоимость имущества, передаваемого кипрской компанией в уставный капитал российской организации, по нашему мнению, должна подтверждаться кипрским независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством Республики Кипр, и может применяться при определении объема «прямого вложения в капитал компании» для целей применения Соглашения.

Читайте так же:  Освобождение пенсионеров от уплаты налога на недвижимость

Обращаем внимание, что Протоколом от 07.10.2010 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, который вступил в силу 2 апреля 2012, и положения которого, за исключением статей VII и X, начнут применяться на территории обоих государств с 1 января 2013 года, текст Соглашения дополнен статьей 29 «Ограничение льгот».

Согласно нормам данной статьи резидент одного государства не будет иметь право на какое-либо снижение или освобождение от налогов, предусмотренные настоящим Соглашением в отношении доходов, полученных из другого государства, если в результате консультаций между компетентными органами обоих государств установлено, что главной целью или одной из главных целей создания или существования такого резидента было получение льгот в соответствии с Соглашением, которые в противном случае были бы ему недоступны.

Одновременно сообщаем что, настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Положения договора об избежании двойного налогообложения между Кипром и Латвией

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Латвией и Кипром распространяется на следующие налоги:

  1. В отношении Кипра:
    • подоходный налог;
    • подоходный налог с предприятий;
    • специальный взнос на оборону;
    • налог на прирост капитала.
  2. В отношении Латвии:
    • подоходный налог с предприятий;
    • налог на доходы физических лиц.

Дивиденды

Дивиденды, выплачиваемые компанией из одной договаривающейся страны («страна А») компании, которая является резидентом другой договаривающейся страны («страна В»), облагаются налогом в стране В. Тем не менее, эти дивиденды могут также облагаться налогом в стране А, в которой компания выплачивает дивиденды, в соответствии с законодательством этой страны. Однако, если бенефициарным владельцем дивидендов является резидент страны В, то ставка взимаемого налога не должна превышать:

  1. 0% от общей суммы дивидендов, если бенефициарным владельцем является компания (кроме товарищества);
  2. 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Проценты

Проценты, которые возникают стране А и выплачиваются резиденту в стране В, подлежат налогообложению в стране В.

Эти проценты также могут облагаться налогом в стране А, в которой они возникают, в согласии с ее законодательством. Однако, если получатель – бенефициарный владелец процентов, ставка взимаемого налога не должна превышать:

  1. 0% от общей суммы процентов, если проценты выплачиваются компанией, которая является резидентом страны А, компании (не являющейся партнерством), которая является резидентом страны В и бенефициарным владельцем процентов;
  2. 10% от общей суммы процентов во всех остальных случаях.

Роялти

Роялти, которые возникают в стране А и выплачиваются резиденту в стране В, подлежат налогообложению в стране В. Тем не менее, роялти также могут подлежать налогообложению в стране А, в которой они возникают, на основании законодательства этой страны. В случаях, когда бенефициарный владелец роялти является резидентом страны В, ставка взимаемого налога не должна превышать:

  1. 0% от общей суммы роялти, если роялти выплачиваются компанией, которая является резидентом страны А, компании (не являющейся партнерством), которая является резидентом страны В и бенефициарным владельцем роялти.

Важно отметить:

Вышеупомянутые положения не применяются в тех случаях, когда бенефициарный владелец является резидентом страны В и:

  • осуществляет предпринимательскую деятельность в стране А, в стране, в которой компания, выплачивающая роялти/проценты/дивиденды, является резидентом и где находится его постоянное представительство; или
  • в случае, если получатель занимается оказанием независимых персональных услуг из фиксированной базы, расположенной в стране А, и владение, в связи с которым выплачиваются роялти/проценты/дивиденды, фактически связано с этим постоянным представительством или базой.

В случае, когда компания, являющаяся резидентом страны А, получает доход в стране В, страна В не должна облагаться налогом дивиденды, которые выплачиваются компанией, за исключением случаев, когда эти дивиденды не выплачиваются резиденту страны В в той мере, в какой это относится к ее постоянному представительству в стране В.

Доход от недвижимого имущества

Доход, полученный от недвижимого имущества резидентом одной из договаривающихся стран (включая доход от сельского и лесного хозяйства), облагается налогом в той стране, где находится это недвижимое имущество.

Доход от отчуждения собственности

Прибыль, которую получил резидент страны А от отчуждения недвижимого имущества, находящегося в стране В, подлежит налогообложению в стране В.

Если прибыль получена резидентом страны А от отчуждения акций или какого-либо другого сопоставимого интереса в компании, получающий более 50% их стоимости прямо или косвенно от недвижимого имущества, находящегося в стране В, тогда прибыль подлежит налогообложению в стране В.

Налоговое соглашение между Кипром и Финляндией: основные положения

Доход, полученный от недвижимого имущества

Доход, который получил резидент Финляндии от недвижимости на территории Кипра, облагается налогом на Кипре, и наоборот. Под доходом от недвижимости подразумевается также доход от ведения лесного или сельского хозяйства.

Прирост капитала

Если резидент Финляндии получил доход от отчуждения недвижимого имущества на территории Кипра, он обязан заплатить налог на Кипре, и наоборот.

Доход, полученный от отчуждения движимого имущества, которое принадлежит постоянному представительству финского предприятия, но находится на территории Кипра, облагается налогом тоже на Кипре, и наоборот.

Дивиденды

Дивиденды, которые выплачиваются финской компанией компании на Кипре, подлежат налогообложению на Кипре. Но эти дивиденды также могут облагаться налогом в Финляндии. Если предположить, что получатель-бенефициар дивидендов – резидент Кипра, то взимаемый налог в таком случае не должен превышать:

  • 5 процентов от общего объема дивидендов, если бенефициаром является компания, напрямую контролирующая не меньше 10 процентов голосов в компании, выплачивающей дивиденды. Стоит отметить, что этот пункт не применяется к товариществам.
  • 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех других случаях.

Эти положения не действуют, когда кипрская компания, получающая дивиденды от финской компании, ведет деятельность через постоянное представительство на территории Финляндии. В этом случае дивиденды считаются связанными с постоянным представительством, и Финляндия имеет право взимать налог с дивидендов, относящихся к такому представительству.

Проценты

Проценты, возникающие в Финляндии и выплачиваемые резиденту Кипра, подлежат налогообложению на Кипре, при условии, что получатель является бенефициарным владельцем процентов. Это правило действует и наоборот – если кипрская компания выплачивает проценты резиденту Финляндии, то такой доход подлежит налогообложению в Финляндии.

Читайте так же:  Кто платит ндс при упрощенной системе налогообложения

Однако, как и в предыдущем случае, это правило не действует, когда проценты возникают в Финляндии и фактически связаны с постоянным представительством или базой кипрского резидента-получателя. В таком случае проценты облагаются налогом в Финляндии, однако только та их часть, которая связана с представительством.

Роялти

Роялти, возникающие в Финляндии и выплачиваемые кипрскому резиденту, подлежат налогообложению на Кипре, при условии, что получатель является бенефициарным владельцем роялти. Это правило действует и наоборот – роялти, возникающие на Кипре и выплачиваемые финскому резиденту, облагаются налогом в Финляндии.

Соглашение с Финляндией – всего лишь одно из многих соглашений с Кипра. Наличие большого количества налоговых договоров, а также другие привлекательные условия делают Кипр отличным местом для регистрации бизнеса, особенно, если этот бизнес нацелен на европейский рынок.

Однако, чтобы иметь возможность воспользоваться положениями соглашений Кипра с разными странами, нужно иметь реальное присутствие (substance) в стране регистрации компании. Больше об этом можно прочитать здесь.

Мы оказываем самые разные услуги как по Кипру, так и по Финляндии. Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми из них:

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Кипром и Латвией

24 мая 2016 года правительства Кипра и Латвии подписали соглашение об избежании двойного налогообложения. Оно вступило в силу с 1 января 2017 года.

Соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют разделить между договаривающимися странами право налогообложения, обеспечить равные права и комфортные условия для налогоплательщиков, тем самым предотвратив уклонение от уплаты налогов.

Кипр имеет широкую сеть соглашений об избежании двойного налогообложения, предоставляющую возможность воспользоваться преимуществами международного налогового планирования. В этой статье мы рассмотрим налоговое соглашение между Кипром и Латвией.

Обзор документа

Между Кипром и Россией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Оно предусматривает следующее.

Дивиденды, выплачиваемые компанией — резидентом одного государства в пользу резидента иной страны, могут облагаться налогом в обоих государствах.

При этом в стране источника доходов они облагаются по ставкам 5% или 10%. Первая применяется, если лицо, имеющее право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании не менее 100 тыс. долл. США. Вторая — во всех остальных.

Разъяснено, что под прямым вложением понимается приобретение акций компании при первичной или последующих эмиссиях, на РЦБ или у предыдущего владельца. При этом критерий «100 тыс. долл. США» применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней организациями.

Таким образом, прямое вложение предполагает, что инвестиция вкладывается самим бенефициаром.

Разъяснено, что указанная сумма может быть достигнута как при разовой инвестиции, так и в результате нескольких. В последнем случае ставка 5% применяется с момента, когда вложение достигнет 100 тыс. долл. США.

По мнению Минфина России, стоимость имущества, передаваемого кипрской компанией в уставный капитал российской, должна подтверждаться кипрским независимым оценщиком (в соответствии с законодательством Кипра). Определенная им цена может применяться при расчете объема прямого вложения в капитал компании для целей применения соглашения.

Кроме того, отмечено, что в соглашение вносились поправки, предусматривающие следующее. Если компетентные органы государств установят, что главной целью (одной из них) резидента является получение льгот, предусмотренных соглашением, такие льготы предоставляться не будут.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.) (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Протоколом, подписанным в Никосии 7 октября 2010 г., в настоящее Соглашение внесены изменения

Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал
(Никосия, 5 декабря 1998 г.)

С изменениями и дополнениями от:

7 октября 2010 г.

ГАРАНТ:

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Кипр,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами,

согласились о нижеследующем:

Совершено в Никозии 5 декабря 1998 года в двух экземплярах на русском, греческом и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае расхождения между текстами на русском и греческом языках будет применяться текст на английском языке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 167-ФЗ

Соглашение вступило в силу 17 августа 1999 г.

Применяется в отношении налогов с 1 января 2000 г.

Текст Соглашения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 сентября 1999 г., N 37, ст. 4447, в Бюллетене международных договоров, декабрь 1999 г., N 12

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. (Никосия, 7 октября 2010 г.)

Изменения применяются в обоих Государствах в отношении налоговых периодов, начинающихся первого или после первого января календарного года, следующего за годом, в котором Протокол вступает в силу, за исключением положений, указанных в статье XII Протокола

Минфин разъяснил порядок применения Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Кипром при выплате дивидендов

Вопрос: Российский банк (ЗАО) является номинальным держателем акций владельца — резидента Кипра. Размер уставного капитала общества, владельцем акций которого является резидент Кипра, составляет 23 000 долл. США. Может ли при выплате дивидендов резиденту Кипра применяться ставка налога на прибыль 5%, установленная п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998, если представлены сертификат резидента Кипра, договор купли-продажи ценных бумаг, платежное поручение, подтверждающее перечисление средств на сумму более 100 000 долл. США?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 июня 2007 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения дивидендов, выплачиваемых кипрской компании, и сообщает следующее.

Как следует из запроса, ЗАО является номинальным держателем акций владельца — резидента Республики Кипр, что подтверждается следующими документами:

— сертификатом резидента Республики Кипр;

— платежным поручением, подтверждающим перечисление средств на сумму более 100 000 долл. США.

При этом размер уставного капитала общества, владельцем акций которого является резидент Республики Кипр, составляет 23 000 долл. США.

Читайте так же:  Енвд элементы налога

В соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее — Соглашение) указанные дивиденды будут подлежать налогообложению в Российской Федерации в соответствии с ее законодательством, но если данная кипрская компания, являющаяся налоговым резидентом Кипра, имеет фактическое право на дивиденды, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:

— 5 процентов от общей суммы дивидендов, если данная кипрская компания, имеющая фактическое право на дивиденды, прямо вложила в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США;

— 10 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

В соответствии с согласованным российской и кипрской сторонами Меморандумом от 11.07.2000 прямым вложением в капитал компании считается покупка акций как через Фондовую биржу, так и у предыдущего владельца акций. Критерий определения суммы, эквивалентной 100 000 долл. США, установлен в этом же Меморандуме и заключается в том, что стоимостью инвестиций (вложения) является сумма, которую инвестор (вкладчик) фактически заплатил на дату приобретения акций.

В Меморандуме от 31.10.2001 данная позиция также подтверждена сторонами, однако с оговоркой о том, что такого рода сделка (приобретение акций) должна быть совершена на основе принципа «вытянутой руки».

Учитывая вышеизложенное, в отношении данного акционера — резидента Республики Кипр может быть применена ставка налога на доходы в виде дивидендов, выплачиваемых данной кипрской компании, в размере 5 процентов при условии, что сделка по приобретению акций была совершена при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Документы

от 09.07.2003 № 04-06-06/кипр

ПИСЬМО О применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 (№ 04-06-06/кипр от 26.06.03)

ПИСЬМО О применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 (№ 04-06-06/кипр от 26.06.03) Отправить по электронной почте

ПИСЬМО О применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 (№ 04-06-06/кипр от 26.06.03) Поделиться в социальных сетях

Дата публикации: 09.07.2003

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам

В соответствии со статьей 25 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 Минфин России и Министерство финансов Республики Кипр, как компетентные органы Договаривающихся Государств, согласовали ряд вопросов, касающихся применения отдельных положений Соглашения.

Между компетентными органами достигнуто общее понимание в отношении подпункта а) пункта 2 статьи 10 Соглашения, касающегося минимальной доли участия в капитале для применения особого порядка налогообложения дивидендов.

Согласно подпункту а) пункта 2 статьи 10 дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей суммы дивидендов, если лицо имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100.000 долларов США.

Согласовано, что указанное условие должно быть соблюдено на момент первоначального осуществления инвестиций и не подлежит ежегодному перерасчету на момент выплаты дивидендов.

Также согласовано, что размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной на дату приобретения акций или других прав на участие в прибыли, при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки.

Согласовано, что “прямое вложение” подразумевает как приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и при покупке акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца. При этом критерий “100.000 долларов США” применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями.

Вышеизложенное применяется ко всем правоотношениям, возникшим с начала применения Соглашения.

Считаем необходимым довести настоящее письмо Минфина России до налоговых органов для руководства при осуществлении контроля за правильностью исчисления и удержания налоговыми агентами налогов у источника выплаты доходов кипрским организациям.

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в РФ и за рубежом

Применений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией.

В настоящее время соглашения об избежании двойного налогообложения подписаны Россией более чем с 80 государствами. Среди них многие страны Евросоюза, включая Кипр, Великобританию, Данию, Нидерланды; Швейцария; США; Китай; страны СНГ, в т.ч. Украина, Беларусь, Казахстан; страны Балтии — Латвия, Литва и ряд других (см. Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения).

ВАЖНО: Если международным налоговым соглашением, предусмотрена иная ставка налога, чем предусмотренная Налоговым кодексом РФ, то применяется ставка, указанная в соглашении об избежании двойного налогообложения!

Остановимся на некоторых наиболее значимых аспектах применения международных налоговых соглашений в России.

Обязанности налогового агента

Ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными международными налоговыми соглашениями, несёт налоговый агент.

Согласно НК РФ, налог с доходов, полученный иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией (налоговым агентом), выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода. Исключение составляют случаи, когда:

  • выплачиваемый доход относится к постоянному представительству иностранной организации-получателя дохода в РФ;
  • в отношении доходов, выплачиваемых иностранной организации статьей 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0%;
  • доходы, в соответствии с международными договорами РФ не облагаются налогом в РФ (при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ);
  • в некоторых других случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 310 НК РФ.

Следует помнить, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, образует состав налогового правонарушения и влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ), а также пени (по вопросу взыскания пени с налогового агента см. Постановление Президиума ВАС РФ № 4047/06 от 26 сентября 2006 года).

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ предусмотрено, что в случае выплаты российской организацией доходов иностранной организации, для которых в соответствии с международными договорами (соглашениями) предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

Читайте так же:  Подаренная недвижимость облагается налогом

В соответствии с п.1 ст. 312 НК РФ, указанное подтверждение должно отвечать следующим требованиям:

  • должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства,
  • если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык,
  • подтверждение должно быть предоставлено иностранной организацией до даты выплаты дохода.

Таким образом, если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает указанным подтверждением, то она обязана произвести удержание налога у источника выплаты по установленной законом ставке.

При этом, если указанное подтверждение появляется в распоряжении налогового агента позднее, возможно осуществить возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ. Для этого в налоговый орган должны быть представлены следующие документы:

— заявление на возврат удержанного налога по установленной форме;

— подтверждение того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения;

— копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджет;

Заявление о возврате сумм ранее удержанных в РФ налогов, а также иные вышеперечисленные документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учёт налогового агента в течение трёх лет с момента окончания , в котором был выплачен доход.

Статус “фактического получателя дохода” как условие применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения

Минфин России в своем Письме от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236 сообщил следующее.

При применении соглашений об избежании двойного налогообложения в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в РФ необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), “фактическим получателем (бенефициарным собственником)” соответствующего дохода.

Международные налоговые соглашения основываются на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал ) и на официальных комментариях к ней, содержащих толкование её положений.

При применении положений налоговых соглашений необходимо исходить из того, что термин «фактический получатель (бенефициарный собственник) дохода» используется не в узком техническом смысле, а должен пониматься, исходя из целей и задач международных налоговых соглашений, как, например, избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов, и с учетом таких основных принципов договоров, как предотвращение злоупотребления положениями договора и преобладание сущности над формой. При этом непосредственный получатель дохода, хотя и может квалифицироваться как резидент, но не может только по этой причине по умолчанию рассматриваться как бенефициарный собственник полученного дохода в государстве резидентства.

Предоставление в государстве — источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот (пониженных ставок и освобождений) также противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя формально такие инструменты, как агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду от соответствующего дохода. Такое промежуточное звено, например кондуитная компания, не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое право на получаемый доход, если несмотря на свой формальный статус собственника дохода в сделке с лицом, являющимся налоговым резидентом государства — источника дохода, подобная компания обладает очень узкими полномочиями в отношении этого дохода, что позволяет рассматривать её в качестве доверенного лица или управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц.

Для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным , то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы в соответствии с международными налоговыми соглашениями.

Предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения льготы (пониженные ставки и освобождения) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ не применяются, если они выплачиваются в рамках сделки или серии сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы в виде пониженной ставки по , процентам и роялти, выплачивает прямо или косвенно весь или почти весь доход (в любое время и в любой форме) другому лицу, которое не имело бы льгот (пониженных ставок и освобождений) по соответствующему налоговому соглашению, если бы такие доходы выплачивались напрямую такому лицу.

Таким образом, позиция Минфина России заключается в том, что льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в РФ применяются исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Россией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в иных государствах

«Классические» оффшорные зоны редко имеют заключенные соглашения об избежании двойного налогообложения, которые можно использовать при оптимизации выплат доходов нерезидентных структур. Поэтому для применения налоговых соглашений подходящими являются низконалоговые и оншорные юрисдикции, такие как Кипр, Великобритания, Дания, Нидерланды, иные европейские государства и пр.

К примеру, Великобритания имеет самую большую в мире сеть налоговых соглашений (более 100). Однако, применение налоговых соглашений возможно лишь в том случае, если компания не является номинальной, то есть не является агентом оффшорной компании-принципала, которой принадлежит большинство полученной прибыли (дохода). Только в том случае, если доход будет признан доходом английской компании, она может претендовать на использование соглашения. Разумеется, невозможно применение налогового соглашения компанией, подающей «спящие отчеты» — dormant accounts. Возможно использование соглашений в холдинговых схемах.

Одной из стран, наиболее подходящих для применения международных налоговых соглашений, как и ранее, остается Республика Кипр (имеет более 40 действующих соглашений). Сертификат о налоговом резидентстве (tax residence certificate), выдается Министерством финансов в любое время после регистрации компании. Важное условие получения сертификата – наличие местных директоров — резидентов Кипра.

Читайте так же:  Форма 3 ндфл возврат за обучение

Сертификаты о налоговом резидентстве выдаются также и в иных юрисдикциях. значимых для налогового планирования (Дании, Нидерландах, Люксембурге, Латвии, Мальте и других странах). Однако, важным фактором, влияющим на возможность получения налогового сертификата, становится наличие у компании “реального содержания” (substance) на территории страны регистрации.

Критерии такого присутствия. которым должна отвечать компания, чтобы считаться налоговым резидентом своей страны, могут быть следующие:

  • наличие реального офиса по реальному адресу в стране регистрации компании;
  • наличие местных директоров (резидентов страны регистрации компании), осуществляющих управление компанией на территории данной страны;
  • наличие банковского счета (основного) в местном банке;
  • хранение финансовой документации и отчетности в офисе на территории страны регистрации компании;
  • наличие штата сотрудников;
  • осуществление реальной деятельности и др.

Полнота такого присутствия может варьироваться в зависимости от целей компании (напр., торговая или холдинговая деятельность).

Аудиторская компания «Right Ways» — все виды услуг по аудиту

You are using an outdated browser.
Please upgrade your browser to improve your experience.

Москва, Тишинская площадь, д. 1 стр. 2

Избежание двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Кипр

Исходные данные:
В соответствии со ст. 312 НК РФ «при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров РФ, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода».

Вопрос 1: просим подтвердить, что письма о том, что Т и V будут являться конечными выгодополучателями ожидаемых дивидендов не являются и не могут являться законным основанием применения пониженной ставки налога на дивиденды в размере 5%, установленной в Соглашении об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Кипр.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» дивиденды могут облагаться налогом в том государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:
а) 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму эквивалентную не менее 100 000 долларов США;
б) 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Изложенные в письме налоговых органов подходы нашли отражение в сложившейся судебной практике, в том числе: в определении Верховного Суда РФ от 05.08.2016г. № 307-КГ16-7111 по делу № А13-5850/2014, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 25.01.2017г. по делу № А40-442/2015.

Таким образом, для применения пониженной ставки в размере 5 % в отношении дивидендов, выплаченных иностранной компании, российской организации помимо заверенного документа, подтверждающего местонахождение нерезидента на Кипре, необходимо запросить документы, удостоверяющие реальную финансово-экономическую деятельность нерезидента.
Вместе с тем, налоговые органы при проверках внешнеэкономических сделок будут использовать вышеуказанные критерии оценки в целях определения фактической предпринимательской деятельности иностранной компании.

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Кипром и Финляндией

15 ноября 2012 года правительства Республики Кипр и Финляндской Республики подписали соглашение об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения. Давайте детальней разберем положения этого договора.

Данное соглашение покрывает следующие виды налогов:

В случае с Кипром:

  • подоходный налог;
  • налог с прибыли предприятий;
  • специальный оборонный взнос;
  • налог на прирост капитала.

В случае с Финляндией:

  • государственный подоходный налог;
  • корпоративный подоходный налог;
  • коммунальный налог;
  • церковный налог;
  • налог, удерживаемый у источника из интересов;
  • налог, удерживаемый у источника из дохода нерезидентов.

Как Вы, наверное, знаете, Финляндия не является низконалоговой страной – налогов здесь достаточно и все они довольно высокие. Рассматриваемое нами соглашение позволяет тем, кто ведет деятельность в обоих странах или является резидентом одной страны, а получает доход в другой, не платить налог на один и тот же доход дважды. Рассмотрим ключевые положения соглашения между Кипром и Финляндией.

Как воспользоваться преимуществами налогового соглашения между Кипром и Латвией?

Для того, чтобы кипрская компания имела право воспользоваться положениями договора об избежании двойного налогообложения, она должна считаться резидентом Кипра. Для этого у нее должен быть директор, проживающий на Кипре; заседания совета директоров и принятие решений тоже должно происходить на территории Кипра. Больше об этом можно узнать здесь.

Крупные бизнес-организации и специалисты по налогам по всей Европе неизменно признают налоговый режим Кипра одним из самых привлекательных в ЕС. За счет этого Кипр активно используется для холдингов, торговых компаний, финансов и роялти. Многие отмечают стабильность и последовательность в толковании его налогового законодательства, а также низкие ставки налогов и НДС. Стандартная ставка налог на прибыль составляет всего 12,5%.

Видео (кликните для воспроизведения).

За счет своей обширной сети договоров об избежании двойного налогообложения, Кипр считается предпочтительной юрисдикцией для инвестиций по следующим направлениям:

  • Европейский Союз: Кипр обычно называют воротами для ведения бизнеса в ЕС. Его выбирают инвесторы из США, Канады, Китая, России и других стран для структурирования инвестиций в ЕС. Благодаря использованию Директив ЕС о материнских и дочерних компаниях и о процентах и роялти, кипрская холдинговая, торговая или финансовая компания является наиболее эффективным средством ведения бизнеса в ЕС.
  • Восточная Европа: Кипр исторически был главным выбором для направления инвестиций в Восточную Европу, а именно в Болгарию, Чехию, Венгрию, Польшу и Румынию.
  • Россия: по статистике Кипр является одним из крупнейших иностранных инвесторов в России. Дивиденды, выплачиваемые из России на Кипр, облагаются налогом в размере всего 5%.
  • Китай: Кипр часто используется в международных налоговых стратегиях по глобализации китайских компаний и компаний, стремящихся к расширению в Китае.
  • Другие юрисдикции: Кипр нередко используется для направления инвестиций на Ближний и Дальний Восток, а также в Африку.

Источники

Избежание двойного налогообложения россия и кипр
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here