Исполнительные органы бюджетного финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Исполнительные органы бюджетного финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

§ 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль, осуществляемый в ходе бюджетного процесса

Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются БК РФ, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти. В БК РФ вопросам государственного и муниципального финансового контроля посвящен раздел IX.

Организация финансового контроля исходит из конституционных принципов разделения властей и бюджетного федерализма. Субъекты РФ наделены правом создавать собственные органы финансового контроля. Органы местного самоуправления также самостоятельно определяют формы и организацию контроля за финансовыми ресурсами, находящимися в их распоряжении.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами РФ и субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов, пред-ставительных органов местного самоуправления предусматривает их право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета, оперативной информации в ходе его исполнения; а также право на утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета. Они также уполномочены образовывать специализированные контрольные органы (Счетная палата РФ, контрольные палаты, другие органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов и выносить оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осу-ществления парламентского контроля, законодательным (пред-ставительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной российским законодательством.

В последние годы в России складывается система органов внешнего (независимого) государственного финансового контроля, представленного счетными, контрольно-счетными палатами.

Счетная палата РФ является конституционным органом (ч. 5 ст. 101 Конституции РФ) и образуется в первую очередь для контроля за исполнением федерального бюджета. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» она также уполномочена контролировать внебюджетные фонды, финансовую эффективность использования государственной собственности, заемные средства, обращение государственных финансов в финансово-кредитных учреждениях. 1. Счетная палата использует все формы контроля — предварительный, текущий и последующий,^ все методы контроля — от ревизии до экономического анализа.

Аналогичные органы —1- палаты, комитеты, комиссии, созданы в большинстве субъектов РФ и в некоторых крупных муниципальных образованиях (например, в городах Тюмени, Екатеринбурге, Волгограде). При неоднородности организационно-правовых форм они имеют идентичные задачи и близкие по объему функции и полномочия.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, исполняется Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами России, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В установленных законодательством случаях Минфин России может осуществлять контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Минфин России также организует финансовый контроль и проверки юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Для координации и непосредственного проведения контрольной работы в рамках Министерства РФ образован Департамент государственного контроля и аудита, имеющий в субъектах территориальные отделения — контрольно-ревизионные управления.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и своевременного возврата, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.

При самостоятельном исполнении бюджетов финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль за главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта РФ или органе местного равления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Внутренняя проверка отчета об исполнении бюджета осу-ществляется органами Министерства РФ в соответствии с заключенными соглашениями между органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и Министерством финансов РФ.

Читайте так же:  Налоговая декларация 3 ндфл бланк бесплатно

До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом внешняя проверка указанного отчета. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осу-ществляется соответствующими контрольными органами пред-ставительных органов. Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной соответствующими контрольными органами. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете и привлечения к ответственности виновных ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИД.

Необходимо отметить, что в ряде регионов отсутствуют как контрольно-счетные органы, так и территориальные контрольно- ревизионные управления Министерства финансов РФ. В целом следует иметь в виду, что правовая база контроля в бюджетном процессе еще весьма несовершенна и находится в процессе разработки и унификации.

Контрольные вопросы и задания

Что такое бюджетный процесс?

Какие органы составляют и исполняют бюджеты?

Кто такие главные распорядители и распорядители бюджетных средств?

Каковы полномочия Министерства финансов РФ в бюджетном процессе?

Какие органы рассматривают и утверждают

Какую роль в бюджетном процессе имеет бюджетное послание Президента РФ?

Каким требованиям должен удовлетворять проект закона о бюджете?

Какие органы составляют проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов?

Что такое бюджетная классификация и какова ее роль в бюджетном процессе?

Охарактеризуйте функциональную, ведомственную и экономическую классификацию расходов бюджетов.

Каков предмет каждого чтения на стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета?

В чем состоит режим временного управления бюджетом?

Что включает в себя процедура санкционирования при исполнении бюджета?

Процедура финансирования при исполнении бюджета.

Чем отличается уведомление о бюджетных ассигнованиях от лимита бюджетных обязательств?

В каких случаях возможно сокращение расходов бюджета?

В какой форме утверждается отчет об исполнении бюджета?

Какие органы осуществляют государственный и муниципальный контроль в ходе бюджетного процесса?

http://lawbook.online/finansovoe-pravo-rossii-kniga/gosudarstvennyiy-munitsipalnyiy-finansovyiy-4538.html

Органы финансово-бюджетного контроля

1) Со стороны Президента РФ финансовый и бюджетный контроль осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ, которое наделено следующими контрольными функциями: контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ, за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб, обращений юридических и физических лиц.

2) Правительство РФ контролирует весь бюджетный процесс, экономическую и финансовую деятельность всех федеральных министерств и ведомств, деятельность всех федеральных органов, осуществляющих контрольные функции. С этой целью при Правительстве РФ создан Межведомственный совет по государственному финансовому контролю.

3) Министерство финансов РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций; анализ сводной финансовой отчетности федеральных органов исполнительной власти; внутренний аудит главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

4) Казначейство РФ осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

5) Финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков,

6) Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности.

7) Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета. Для этих целей создана Счетная Палата РФ, которая проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу ею ежеквартально представляются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дается ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.

8) Контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований организуют и проводят оперативный контроль за исполнением территориальных бюджетов.

9) Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ в субъекте РФ осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов; проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных средств, проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций и т.д.

http://students-library.com/library/read/34-organy-finansovo-budzetnogo-kontrola

21. Финансовый контроль органов исполнительной власти

© Федеральные и местные исполнительные органы власти реализуют кон­трольные функции через следующие финансовые органы:

е> Федеральное казначейство;

е> финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, финансовый контроль осуществляют главные распоряди­тели и распорядители бюджетных средств. Этот контроль проводится методом проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций.

Министерство финансов РФ (Минфин России) — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансо­вой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федера­ции и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Для исполнения своих полномочий Минфин России создает свои территориальные органы. © Минфин России:

е> осуществляет контроль за целевым использованием средств федераль­ного бюджета, главными распорядителями, распорядителями и полу­чателями бюджетных средств;

е> в случаях, специально оговоренных Бюджетным кодексом РФ, кон­тролирует исполнение бюджетов субъектами Федерации; е> организует проверки и ревизии юридических лиц — получателей га­рантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

© Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России:

е> совместно с контрольно-ревизионными управлениями субъектов РФ обеспечивает осуществление в пределах своей компетенции возло­женных на Минфин России функций государственного финансового контроля;

е> организует развитие аудиторской деятельности в Российской Федера­ции (кроме аудита в банковской системе);

е> осуществляет контроль за целевым использованием средств федераль­ного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и дру­гих федеральных средств;

е> участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступ­лением доходов от имущества, находящегося в федеральной собствен­ности;

«> проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и те­матические проверки поступлений и расходования средств федераль­ного бюджета;

е> организует и проводит самостоятельно и с привлечением контрольно-ревизионных управлений субъектов Федерации документальные реви­зии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, обращениям органов госу­дарственной власти субъектов Федерации и органов местного само­управления;

е> осуществляет руководство деятельностью контрольно-ревизионных уп­равлений субъектов Федерации и контроль за организацией этой дея­тельности;

«» участвует в разработке единой политики в области аудита и обе­спечивает формирование, функционирование и развитие системы ау­дита в Российской Федерации.

Читайте так же:  Возврат госпошлины через личный кабинет налогоплательщика

Э Федеральное казначейство:

е> осуществляет предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюд­жетам государственных внебюджетных фондов;

е> взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контроля и координирует их работу.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России в субъекте РФ —

является территориальным контрольно-ревизионным органом Министер­ства финансов РФ и создается по его решению в установленном порядке. Основная задача деятельности управления — осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контро­ля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. © Управление в соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие основные функции:

«а> осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федераль­ного бюджета, государственных внебюджетных фондов и других феде­ральных средств;

«> проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические про­верки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности; «> проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйс­твенной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов; е> проводит в установленном порядке по обращениям органов государ­ственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на договорной основе ревизии и финансовые проверки поступления

и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности, при условии выполнения в полном объеме ревизий и проверок. Рас­ходы по проведению таких ревизий и финансовых проверок возме­щаются соответствующими органами государственной власти субъек­тов РФ и органов местного самоуправления;

в соответствии с поручениями Минфина России осуществляет кон­троль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организа­циями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банков­ской системе);

участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по во­просам, относящимся к компетенции управления; анализирует практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции управления, представляет в установлен­ном порядке предложения по совершенствованию этого законода­тельства;

осуществляет в необходимых случаях контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово-хозяйственной дея­тельности проверенных управлением организаций, а также возмеще­ния ими причиненного ущерба;

координирует свою деятельность с деятельностью других органов фи­нансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности.

Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Фе­дерации и Государственная Дума. Для этих целей создана Счетная палата* РФ, которая по указанию Совета Федерации и Государственной Думы про­водит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях провер­ки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. Счетная пала­та РФ ежеквартально представляет в Совет Федерации и Государственную Думу отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.

© Она также готовит ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета, которое включает в себя:

е> заключение по каждому разделу и подразделу функциональной клас­сификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому на­значению, а также указание случаев нецелевого использования бюд­жетных средств с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства РФ, допустивших осуществление платежа;

е> заключение по каждому разделу и подразделу функциональной клас­сификации и главному распорядителю бюджетных средств сверх бюд­жетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов; е> заключение по каждому случаю финансирования расходов, не преду­смотренных в утвержденном федеральном бюджете, либо росписи бюджетных расходов.

© Бюджетно-финансовый контроль со стороны органов законодательной

власти всех уровней осуществляется в формах:

е> предварительного контроля — в ходе обсуждения и утверждения проек­тов законов (решений) о бюджете, а также других законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам;

е> текущего контроля — при рассмотрении отдельных вопросов испол­нения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

е> последующего контроля — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, Прави­тельство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета. Отчет за прошедший финан­совый год представляется в форме федерального закона и соответствует структуре и бюджетной классификации утвержденного федерального

iv бюджета. Одновременно на утверждение вносятся отчеты об исполнении ! * бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении феде-.1 рального бюджета за отчетный финансовый год в течение полутора ме-^ сяцев после представления отчета в Государственную Думу. При этом

Видео (кликните для воспроизведения).

используются результаты проведенных проверок и ревизий. © По окончании проверки выносится заключение Счетной палаты, которое

е> заключение по каждому разделу и подразделу функциональной клас­сификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распоря­дителю средств федерального бюджета;

е- заключение по каждому разделу и подразделу функциональной клас­сификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распоря­дителю бюджетных средств, по которым допущен перерасход средств федерального бюджета;

е> заключение по каждому случаю финансирования расходов, не преду­смотренных Федеральным законом о федеральном бюджете либо бюд­жетной росписью;

е> анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджет­ных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюд­жетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

е> анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного ко­декса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;

е> анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инве­стиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

е> анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государст­венных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на пре­доставление государственных услуг;

е> иные материалы, определенные постановлениями Государственной Думы или Совета Федерации.

Руководители и аудиторы Счетной палаты несут ответственность за полноту и достоверность фактов и сведений, содержащихся в заклю­чении.

Читайте так же:  Принципом финансового контроля является

http://studfile.net/preview/5254780/page:13/

Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль представительных органов власти и местного самоуправления

Представительные органы власти на уровне Российской Феде­рации, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения: а) про­ектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюд­жетных фондов (ст. 114 Конституции РФ); б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; в) отчетов об исполнении бюджетов феде­рального, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными ор­ганами власти на каждом уровне. Причем в ходе рассмотрения проектов бюджетов функции финансового контроля осуществля­ют все комитеты и комиссии. Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам Государственной Думы и Комитету по бюджету Совета Федерации.

Федеральным Собранием РФ согласно Конституции РФ (ч. 5 ст. 101) образован также постоянно действующий орган государственного финансового контроля — Счет­ная палата Российской Федерации. Ее правовое положение определено Федеральным законом от 11.01.1995 «О Счетной палате Российской Федерации».[16]

Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность. Счетная палата осуществляет также контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ, и за использованием кредитных ресурсов, за деятельностью Центрального банка РФ в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга.

Задачами Счетной палаты в соответствии со ст. 2 Закона явля­ются:

— организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов го­сударственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и проектов федеральных внебюджет­ных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на форми­рование и исполнение федерального бюджета и бюджетов феде­ральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст­ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финан­сово-кредитных учреждениях РФ;

— регулярное представление Совету Федерации и Государствен­ной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Для решения этих задач Счетная палата организует и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году; комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на вопросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местно­го самоуправления, организации, банки, страховые компании и др.

Методами работыСчетной палаты являются ревизии и провер­ки. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет проверяемым субъектам представле­ния для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении зако­нодательства РФ и бесхозяйственности (ст. 23).

В случаях выявления нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания. В случае неоднократного неисполнения предписаний Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Представительные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовый контроль в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ. Почти во всех субъектах РФ имеются счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.

Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии со ст. 265 БК РФ, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании уставов муниципальных образований.

Финансовый контроль Президента РФ

Осуществляется через специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с Указом Президента РФ от 16.03.1996[17].

Государственный финансовый контроль — не единст­венный вид деятельности Контрольного управления Президента РФ. Оно осуществляет контроль за исполне­нием федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лица­ми, а также организациями.

Для осуществления своих функций контрольное уп­равление Президента РФ имеет право:

— создавать комиссии с привлечением контролирующих и правоохранительных органов, а также специалистов для проведе­ния проверок и принятия мер по оперативному устранению выяв­ленных нарушений;

— требовать от органов исполнительной власти, а также от организаций документы, объяснения, необходимые для проведе­ния проверок;

— направлять предписания об устранении выявленных нару­шений руководителям федеральных органов и органов исполни­тельной власти субъектов РФ. Предписание подлежит безотлага­тельному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений;

— вносить предложения Президенту РФ, руководителям фе­деральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и при­остановлении деятельности соответствующих должностных лиц (о принятии решения по результатам проверки и др. права).

Государственный и муниципальный финансовый контроль исполнительных органов власти

Исполнительные органы государственной власти, осуществляющие финансовый контроль подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции в сфере финансового контроля относят Правительство РФ, Правительства субъектов РФ и администрации муниципальных образований.Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.1997. № 3-ФКЗ) оно непосредственно осуществляет валютный контроль.

Кроме того, Правительство контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти общей компетенции предусмотрены также в конституциях и уставах субъектов РФ.

Читайте так же:  Дорожный налог долг

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль, относятся: органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), а также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам под руководством Правительства РФ.

На основе постановления Правительства РФ от 06.08.1998 организованы контрольно-ревизионные управления Мин­фина России в субъекте РФ (территориальные КРУ). Основной их деятельностью является осуществление пос­ледующего контроля за своевременным, целевым и рациональ­ным использованием и сохранностью федеральных средств. На договорной основе по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов мест­ного самоуправления территориальный КРУ также проводят ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов) поступления и расходования средств соответcтвующих бюджетов и внебюджетных фондов и доходов от имущества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ впра­ве принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих на­рушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодатель­ством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыс­кании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодатель­ства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохрани­тельные органы.

В области аудитатерриториальные КРУ осуществляют в соответствии с поручениями Минфина России контроль за ка­чеством проведения аудиторами и аудиторскими организация­ми аудиторских проверок организаций. По результатам этих проверок они имеют право ставить перед Минфином России вопросы об аннулировании лицензий на осуществление ауди­торской деятельности[18].

Органы федерального казначейства (Федеральной службы) осу­ществляют финансовый контроль в процессе организации ис­полнения бюджетов и управления счетами бюджетов и бюд­жетными средствами. Такой порядок распространяется на бюд­жеты всех уровней (ст. 215, 267 БК РФ). Они вправе применять санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора предназ­начена для осуществления функций по контролю и надзору по финансово-бюджетной сфере, а также функций органа валютного контроля. Она полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государ­ственных внебюджетных фондов, а также за использованием материальных ценно­стей, находящихся в федеральной собственности; за исполне­нием законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами исполнительной власти всех уровней; за со­блюдением валютного законодательства РФ и др.

Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный и Федеральную службу по финансовому мониторингу, был создан на основании Указа Президента РФ от 01.11.2001 №45, что обусловливалось ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности использованием офици­ально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, получен­ных преступным путем. К основным задачамэтого органаотнесены: сбор, обработка и анализ информации об операциях с де­нежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных и сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы и др.

Федеральная налоговая служба, а также подчинен­ные ей налоговые органы на уровне субъектов РФ также явля­ются органами специальной компетенции, осуществляющими го­сударственный финансовый контроль. Главной задачей этих органов является контроль за соблюде­нием законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установлен­ных законодательством РФ и субъектов РФ.

Налоговые органы наделены множеством контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства НК РФ (глава 15) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок применения.

На основе действующего законодательства банки (кредитные организации) также уполномочены выполнять функции государственного финансового контроля. Они контролируют соблюдение предприятиями, организациями учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюд­жетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, дру­гих участников бюджетного процесса (ст. 270 БК РФ).

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджет­ных средств получателями бюджетных средств в части обеспече­ния целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений (ст. 269 БК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_66761_gosudarstvennie-organi-osushchestvlyayushchie-finansoviy-kontrol.html

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

Читайте так же:  Сколько процентов от зарплаты отчисляется подоходный налог

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/936855.html

Исполнительные органы бюджетного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here