Инвентаризация при проведении налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Инвентаризация при проведении налоговой проверки" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Налогово-проверочные действия налогового контроля

Истребование документов

Истребование документов является одним из немногих налогово-проверочных действий, возможность осуществления которого предусмотрена как при проведении камеральной, так и выездной налоговой проверки. Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки включает необходимость выполнения двух действий:

  • направление требования о предоставлении документов;
  • получение истребованного.

Целью истребования служит получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки.

Истребование документов может производиться:

  • у проверяемого лица;
  • у любых иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Осуществление перевода

Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика.

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова.

При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть привлечено только на договорной основе.

Обязанности переводчика заключаются:

  • в обязательстве явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода;
  • обязательстве точно выполнить порученный ему перевод.

Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода. Если же таковая процедура невозможна в силу лингвистических особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа).

По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол. В протоколе о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке

При проведении инвентаризации налоговые органы руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее — Положение), утвержденным в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 NN 20н, ГБ-3-04/39.

Проверяющие могут провести инвентаризацию любого имущества налогоплательщика независимо от его местонахождения, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов.

Инвентаризация имущества налогоплательщика производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу. (п.п. 1.3, 1.4 Положения).

Сроки проведения инвентаризации определяются руководителем налогового органа в распоряжении о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (п. 2.11 Положения).

Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. При необходимости для проведения инвентаризации налоговый орган вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов. В частности, эксперты привлекаются для оценки выявленных инвентаризацией неучтенных объектов основных средств, для определения количества сырья и материалов в незавершенном производстве и т. п. (п.п. 1.5, 2.2, 3.3, 3.29 Положения).

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии представляются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Положения).

Все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), визируются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «. » (дата)». Эти документы служат основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица налогоплательщика дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов (п. 2.7 Положения).

Внимание

Согласно п. 2.7 Положения налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Признавая данную норму не противоречащей какому-либо федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, Верховный суд РФ указал, что проведение такой инвентаризации не может быть осуществлено без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным. Проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, в связи с чем налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое у него имеется. Указанная норма не требует от налогоплательщика осуществления каких-либо дополнительных затрат на приобретение того оборудования, которого у него нет в наличии к моменту проведения налоговым органом инвентаризации, а также не содержит предписаний о найме дополнительной рабочей силы (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.02.2016 N АПЛ16-25).

Читайте так же:  Валютный контроль комиссия банка

Отметим, что отсутствие у налогоплательщика измерительных приборов, а также рабочей силы для перемещения грузов не может расцениваться как воспрепятствование осуществлению инспекцией мероприятий налогового контроля (см. постановление Четырнадцатого ААС от 21.01.2013 N 14АП-9563/12, оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2013 N Ф07-2023/13).

В разделе 3 Положения конкретизированы правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и расходов будущих периодов, животных и молодняка животных, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности, расчетов.

В частности, при инвентаризации основных средств предусмотрена проверка комиссией их назначения, инвентарных номеров и основных технических или эксплуатационных показателей, а также наличия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и объекты природных ресурсов (земельные участки, водоемы) (п. 3.2 Положения).

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. При этом инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п.п. 2.5, 2.6 Положения).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

4.5. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки

Должностные лица налогового органа, проводящие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ). Порядок проведения такой инвентаризации утверждён совместным Приказом Минфина России и ФНС России от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39.

Основными целями инвентаризации являются:

– выявление фактического наличия имущества и неучтённых объектов, подлежащих налогообложению;

– сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта;

– проверка полноты отражения в учёте обязательств.

Инвентаризация имущества производится по месту нахождения налогоплательщика. В перечень может быть включено любое имущество налогоплательщика, подлежащее инвентаризации, независимо от его местонахождения. Налоговые органы вправе провести инвентаризацию:

– иных финансовых активов.

Перечень проверяемого имущества устанавливается руководителем ФНС (его заместителем) либо по месту нахождения налогоплательщика, либо по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

Налоговый орган составляет распоряжение об инвентаризации, подписываемое руководителем налогового органа (его заместителем), где указываются:

– наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика, в отношении имущества которого проводится инвентаризация;

– юридический адрес или место жительства налогоплательщика;

– состав инвентаризационной комиссии во главе с председателем;

– имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;

– сроки проведения инвентаризации (даты начала и окончания);

– причина проведения налоговой инвентаризации.

Проверку фактического наличия имущества налоговые органы вправе производить только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчётам), с указанием: «До инвентаризации на «. » (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учётным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что:

– к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии;

– все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путём его обязательного подсчёта, взвешивания, обмера.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, помещения, где хранятся материальные ценности, после ухода инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества, например:

– инвентаризационная опись основных средств;

– инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей;

– акт инвентаризации отгруженных товаров;

– инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение;

– акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути;

– акт инвентаризации не законченных ремонтом основных средств;

– акт инвентаризации расходов будущих периодов;

– акт инвентаризации наличных денежных средств;

– инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчётности.

По результатам проведённой инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем комиссии.

Читайте так же:  Получение имущественного вычета работающим пенсионерам

Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки. Контрольные вопросы

1. Перечислите порядок проведения допроса свидетелей.

2. Каковы требования к экспертному заключению при осуществлении налоговой проверки?

3. Перечислите порядок проведения выемки документов и предметов.

4. Назовите условия проведения осмотра территории и помещений налогоплательщика.

5. Каковы цели проведения инвентаризации имущества в ходе выездной налоговой проверки?

6. Назовите порядок проведения инвентаризации.

Инвентаризация при проведении налоговой проверки

Вправе ли налоговые органы в рамках выездной налоговой проверки провести инвентаризацию имущества налогоплательщика? Какие основания должны быть для ее назначения и как она проходит?

Данное положение устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке.

Налогоплательщику, в отношении которого проводится инвентаризация, необходимо знать, что распоряжение о проведении инвентаризации его имущества при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель (его заместитель) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

Таким образом, без распоряжения о проведении инвентаризации, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, инвентаризация налоговиками проводиться не может.

Каковы цели этой инвентаризации? Основные из них — выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского и налогового учета, проверка полноты отражения обязательств в учете.

Что будут инвентаризировать? В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения. Согласно ст. 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы. Инвентаризация имущества организации проводится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кто будет проводить инвентаризацию? Решение о составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налогового органа, при этом налоговики вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов.

По своей структуре и содержанию Положение по инвентаризации очень напоминает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, а зачастую просто их дублирует. Соответственно, основные принципы инвентаризации, проводимой налоговыми органами при проверке, хорошо знакомы налогоплательщикам.

Все различия связаны с тем, что инвентаризацию проводят налоговики. Налогоплательщик должен создать условия для обеспечения полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). Описи, например, подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Принципиальное отличие Положения по инвентаризации от указанных методических рекомендаций заключается в том, что в нем есть раздел 4 «Особенности проведения инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя». В целом инвентаризация имущества, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, проходит так же, как инвентаризация в организациях, с учетом следующих особенностей:

— доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них индивидуальных предпринимателей не допускается;
— инвентаризация имущества индивидуального предпринимателя, которое используется для осуществления предпринимательской деятельности, проводится в его присутствии;
— описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и индивидуальный предприниматель. В конце описи индивидуальные предприниматели дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

В Письме от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» представители ФНС разъясняют, что воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях инвентаризации имущества может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность лиц, предусмотренную п. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ: для граждан устанавливается штраф в размере от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц — от 2 000 до 4 000 руб., для юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Энциклопедия проверок: ФНС (часть 1)

Мы начинаем цикл материалов, цель которых рассказать вам все о контроле со стороны контролирующих, в первую очередь, налоговых органов. Из нашей энциклопедии вы узнаете о возможных видах проверок и методах, которые применяют налоговики в ходе этих проверок, о том, как вы должны себя вести, и на что имеете право. Это позволит вам подготовиться к любой проверке заранее и не допустить нарушения ваших прав. Из первого материала вы получите общие представление о видах проверок, а также узнаете в подробностях о трех контрольных мероприятиях. Материал подготовлен А.А. Куликовым, управляющим партнером ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е.В. Куликовой, налоговым консультантом.

Все контрольные мероприятия налоговых органов можно разделить на две группы – налоговые и прочие. Первые проводятся в рамках НК РФ, вторые – регламентируются другими нормативными актами. Деятельность ФНС по контролю за соблюдением налогового законодательства регулируется Налоговым кодексом РФ и называется, соответственно, налоговым контролем (п. 1. ст. 82 НК РФ). Фактически контрольную функцию выполняют инспекции на местах. Способы контроля могут быть разные, все они перечислены в главе 14 Налогового кодекса РФ. Формы налогового контроля можно условно разделить на самостоятельные и те, которые проводятся только в рамках комплексных налоговых мероприятий, таких как выездная или камеральная проверки. Например, инвентаризация имущества налогоплательщика может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки, осмотр – в рамках выездной и иногда в рамках камеральной проверки, привлечение понятых – при проведении осмотров, производстве выемки (см. табл. 1).

Читайте так же:  Налог на имущество понятие

К прочим видам контроля, относятся, к примеру, контроль за применением ККТ и валютный, которые регулируется отдельными нормативными актами (табл. 2).

Рассмотрим подробно процедуру проведения инвентаризации, осмотра (документов, предметов, помещений и территорий) и истребования документов, которые могут проводиться в рамках налоговых проверок.

Выемка документов и предметов

Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов – носителей информации.

Основаниями для проведения выемки в НК названы:

  • отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;
  • непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.

Причинами проведения выемки документов в НК названы:

  • наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.
  • Выемке подлежат две категории документов:

    • свидетельствующие о совершении правонарушений;
    • запрошенные у проверяемого лица, но не представленные им в установленные сроки.

    Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут.

    Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:

    • для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;
    • у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

    По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.

    Проведение инвентаризации

    • выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
    • сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
    • проверки полноты отражения в учетеобязательств.

    Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

    Налоговый кодекс не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями «Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке», утвержденного совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.

    В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы:

    В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.

    Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

    Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.

    Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.

    Осмотр

    Осмотр документов, предметов, помещений и территорий возможен в двух случаях: в ходе выездной проверки; и с 1 января 2015 года в рамках камеральной проверки по НДС в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ:

    • в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению;
    • выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

    В рамках выездной проверки осмотр проводит сотрудник инспекции из числа проводящих проверку. Никакого специального документа о начале проведения осмотра не нужно.

    В ходе камеральной налоговой проверки по НДС осмотр проводится на основании мотивированного постановления (форма Постановления по КНД 1165048 приведена в Приложении № 13 к приказу ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/[email protected]), вынесенного должностным лицом инспекции, проводящей проверку и утвержденного руководителем (заместителем).

    Отметим, что допускается осматривать документы и предметы, только если они были получены сотрудником инспекции в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Без согласия налогоплательщика осмотр может проводиться только по двум указанным выше основаниям.

    Налогоплательщик обязан обеспечить доступ на территорию или в помещение сотрудников налоговой инспекции, если они предъявили служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки или постановление должностного лица инспекции, осуществляющего камеральную налоговую проверку (п. 1 ст. 91 НК РФ).

    Незаконный отказ или воспрепятствование к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода или связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение на должностное лицо штрафа в размере десяти тысяч рублей (ст. 19.7.6 КоАП РФ). Осмотр должен производиться в присутствии не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ).

    Налогоплательщик или его представитель, а также специалисты вправе присутствовать при проведении осмотра. В необходимых случаях при осмотре должностные лица налогового органа могут производить фото- и киносъемку, видеозапись, снимать копии с документов или производить другие действия, о чем обязательно должна делаться запись в протоколе осмотра, с приложением заснятых материалов или их копий. При этом в силу отсутствия прямого запрета налогоплательщик также вправе во время осмотра проводить фото-, киносъемку или видеозапись.

    О производстве осмотра должен быть составлен протокол по форме КНД 1165012, утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/[email protected] (Приложение № 14).

    В силу пункта 1 статьи 23 Конституции РФ должностные лица налоговых органов не вправе производить осмотр личных вещей сотрудников налогоплательщика.

    Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

    Читайте так же:  Заявление на подоходный налог на детей бланк

    Проведение экспертизы

    Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

    Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.

    Право заявлять отвод эксперту, как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу.

    Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:

    Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.

    Дополнительной признается экспертиза, назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения.

    Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:

    • форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;
    • ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;
    • в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.

    Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу.

    Повторной признается экспертиза, назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:

    • необоснованности заключения эксперта;
    • сомнений в правильности заключения.

    Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.

    Назначение и проведение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку. По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол.

    По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки. В заключении эксперта излагаются:

    • проведенные им исследования;
    • сделанные в результате их выводы;
    • обоснованные ответы на поставленные вопросы.

    Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

    Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в следующих случаях:

    • если предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;
    • если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

    Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.

    Проведение осмотра

    Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию.

    Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:

    • необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком;
    • выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.

    О производстве осмотра составляется отдельный протокол.

    НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:

    • территория проверяемого налогоплательщика;
    • помещения проверяемого налогоплательщика;
    • документы;
    • предметы.

    Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам предоставлено право осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:

    • используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;
    • связанные с содержанием объектов налогообложения.

    Осмотр документов и предметов. В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:

  • документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля.
  • Инвентаризация

    Инвентаризация имущества налогоплательщика возможна только в рамках выездной налоговой проверки (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 13 ст. 89 НК РФ). Порядок проведения инвентаризации регламентируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39 (далее – Положение об инвентаризации).

    Основание для инвентаризации – распоряжения руководителя инспекции или его заместителя по месту нахождения самого налогоплательщика, месту регистрации недвижимости или транспорта.

    Распоряжение составляется по форме, утв. Приложением № 1 к Положению об инвентаризации. В распоряжении должны быть указаны:

    • состав инвентаризационной комиссии;
    • причина инвентаризации;
    • перечень инвентаризируемого имущества и его местонахождение;
    • порядок и срок ее проведения.

    Распоряжение должно быть зарегистрировано в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации (Приложение №2 к Положению об инвентаризации).

    Для проведения инвентаризации налоговые органы вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов. Инвентаризация проводится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. К началу инвентаризации налогоплательщик предоставляет инвентаризационной комиссии последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

    Материально ответственные лица предоставляют расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки предоставляют и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

    Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

    В ходе проведения инвентаризации используются формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества согласно Приложениям № 4 – 13 к Положению об инвентаризации либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. Инвентаризационные описи или акты инвентаризации составляются не менее чем в двух экземплярах, подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственными лицами делается расписка, подтверждающая проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.

    Читайте так же:  Возврат процентов по ипотеке каждый год

    Результаты инвентаризации оформляются путем составления ведомости (Приложение №3 к Положению об инвентаризации), которая подписывается председателем комиссии.

    Доступ сотрудников налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

    Проведение опроса

    Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации.

    Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

    Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий налоговой проверки в качестве привлеченных специалистов.

    Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:

    • в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
    • получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

    По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа. До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.

    При проведении опроса свидетель имеет право воспользоваться нормой п. 3 ст. 90 Налогового кодекса, дающей ему возможность отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя.

    Налоговым кодексом предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях:

    • болезни свидетеля;
    • старости свидетеля;
    • инвалидности свидетеля;
    • иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица.

    Показания свидетеля заносятся в протокол. В протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подписью свидетеля. После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

    Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол опроса свидетелей подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки.

    Истребование документов при проведении налоговой проверки

    Истребование документов проводится на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 31 и статьи 93 НК РФ. Истребование возможно в рамках выездной или камеральной налоговых проверок, а также при проведении налогового мониторинга на основании Требования по предоставлению документов (форма по КНД 1165013, приведенная в Приложении № 15 приказу ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/[email protected]). На рисунке 1 представлена схема действий налогоплательщика в случаях, когда документы есть в наличии, и когда их нет или налогоплательщик их не может представить в срок.

    Требование передается руководителю (представителю) организации или физическому лицу (представителю) лично под расписку, если должностное лицо налогового органа, проводящего налоговую проверку, находится на территории налогоплательщика. В остальных случаях – в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ, а именно: направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

    Документы представить в налоговую инспекцию можно следующими способами:

    • на бумаге в виде заверенных налогоплательщиком копий*. Налогоплательщик может их отдать лично, передать через представителя, или отправить по почте заказным письмом. Налоговики не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов, за исключением предусмотренных законодательством случаев;
    • передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Представление документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика должно производиться в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 17.02.2011 №ММВ-7-2/[email protected]

    Нельзя истребовать документы, ранее уже представленные налогоплательщиком в ходе камеральных или выездных налоговых проверок, а также документы, представленные в виде заверенных копий в рамках налогового мониторинга, за исключением случаев, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, которые впоследствии были возвращены проверяемому лицу, а также, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

    Должностные лица налоговых органов при необходимости могут ознакомиться с подлинниками документов.

    Статьей 126 НК РФ предусмотрен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный и представленный с опозданием документ.

    В случае отказа представить документы или непредставления документов в установленные сроки налоговый инспектор производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

    Список документов, которые налоговая инспекция вправе истребовать, представлен в таблице 3.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    * См. письмо Минфина России от 07.08.2014 года №03-02-РЗ/39142 «О заверении копий документов, представляемых в налоговые органы».

    Источники

    Инвентаризация при проведении налоговой проверки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here