Государственный и негосударственный финансовый контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Государственный и негосударственный финансовый контроль" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Негосударственный финансовый контроль

В условиях рыночной экономики значительно усиливается значение финансового контроля, проводимого на основе российского

законодательства, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов — негосударственного финансового контроля.

Негосударственный финансовый контроль представляет собой совокупность аудиторского, внутрихозяйственного финансового и общественного контроля.

Аудиторский контроль можно охарактеризовать как деятельность, осуществляемую аудиторами либо аудиторскими службами, по независимой проверке данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему в Российской Федерации законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении хозяйствующих субъектов, а также принимать основанные на этих выводах управленческие решения. Аудит не может быть использован с целью замены государственного финансового контроля достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством. Аудиторское заключение представляет собой итоговый документ, отражающий результаты

проведения аудита, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности — налоговых органов, учредителей организации,

В зависимости от характера и целей проведения выделяют две формы аудита — обязательный и инициативный. Обязательный аудит проводят организации или индивидуальные предприниматели,

подлежащие ежегодной аудиторской проверке ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 «Об аудиторской деятельности». Инициативный аудит осуществляется по желанию заказчика для обеспечения достоверности финансовой отчетности, ведения бухгалтерского и налогового учета, отдельных участков бухгалтерского и налогового учета, а также оценки финансового состояния организации. Также инициативный аудит рекомендуется проводить при смене собственника организации или изменении состава учредителей.

Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее собственники, а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений, так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью выявления недостатков в ведении бухгалтерского учета и налогообложения организации, а также составления отчетности, получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами,

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

налоговыми органами, финансовыми учреждениями, которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторскому контролю присущи определенные отличительные черты: он осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудитора или аудиторской организации; нарушения действующего законодательства, выявленные в ходе аудиторской проверки, влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, но не влекут за собой применения финансовых санкций в отличие от органов налогового контроля.

В международной аудиторской практике выделяют следующие виды аудита:

■ операционный аудит — проверка функционирования отдельных составляющих финансово-хозяйственного механизма организации с целью оценки их эффективности, полезности и надежности;

■ аудит на соответствие — проверка соблюдения норм

законодательства и инструктивно-методических материалов, предписанных администрацией персоналу;

■ аудит финансовой отчетности — проводится с целью определить, согласуется ли учетная и отчетная информация со стандартами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется отдельными подразделениями, специально предусмотренными управленческой структурой предприятия (организации), а также отдельными

специалистами. Внутрихозяйственному контролю свойственны определенные особенности: специалисты организации, осуществляющие данный вид контроля, непосредственно подчиняются руководителю; внутрихозяйственный контроль осуществляется постоянно, а не периодически; отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (как правило, определяется самой организацией). Внутрихозяйственный контроль проводится, в основном, на крупных и средних предприятиях. Его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых и материальных ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в хозяйственной деятельности организации; получению необходимой и достоверной оперативной информации для принятия управленческих решений.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, т. е. осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями без участия специальных государственных органов.

В зависимости от объекта контроля выделяют следующие виды финансового контроля: бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, таможенный, валютный, страховой (контроль в страховой сфере), контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходной и расходной частей бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий финансовый год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды, аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Ключевые понятия и термины

Финансы, финансовая система, элементы финансовой системы, функции финансов: аккумулирующая, распределительная, регулирующая и контрольная, финансовые отношения, финансовые ресурсы, финансовый рынок, финансовая политика, финансовый механизм, концепции финансовой политики, бюджетная политика, налоговая политика, управление финансами, финансовый аппарат, финансовое планирование, финансовое прогнозирование, финансовый план, методы финансового планирования и прогнозирования, финансовый рынок, денежный рынок, рынок капиталов, страховой рынок, рынок ценных бумаг, участники финансового рынка, государственное регулирование финансового рынка, финансовое регулирование, публичное финансовое регулирование, корпоративное финансовое регулирования, финансовый контроль,

Читайте так же:  Квитанция оплаты налога енвд

предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль, обследование, проверка, ревизия, надзор, мониторинг, государственный финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, аудиторский контроль, внутрихозяйственный контроль, органы

Вопросы для самопроверки

1. Возникновение финансов как науки. Место финансовой науки в системе

2. Исторические этапы развития финансовой науки в России и за рубежом

3. Объективные условия возникновения финансов

4. Финансы в системе экономических отношений и их специфические признаки

5. Эволюция взглядов экономистов на сущность финансов

6. Функции финансов как проявление их сущности. Взгляды экономистов на содержание функций финансов

7. Распределительная функция финансов, её значение в условиях рыночных отношений

8. Территориальный и отраслевой аспекты распределения

9. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе распределения

10. Контрольная функция финансов и её содержание

11. Взаимосвязь контрольной и распределительной функции финансов

12. Понятие финансовой системы России, экономические основы ее построения

13. Направления классификации финансовых отношений

14. Финансовые ресурсы, их место и роль в составе денежных средств

15. Основные источники формирования и направления использования централизованных финансовых ресурсов

16. Основные источники формирования и направления использования децентрализованных финансовых ресурсов

17. Взгляды экономистов на состав сфер и звеньев финансовой системы

18. Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера финансовой системы

19. Государственные и муниципальные финансы

20. Роль страхования как элемента финансовой системы

21. Финансовый рынок, его структура

22. Основные задачи финансовой политики

23. Типы финансовой политики, их характеристика

24. Финансовый механизм, его структура

25. Финансовая политика России на современном этапе

26. Охарактеризуйте объекты и субъекты в системе управления финансами

27. Государственные институты, участвующие в управлении финансами

28. Охарактеризуйте основные функции Министерства финансов Российской Федерации, Федерального Казначейства, Счетной палаты

29. Раскройте содержание и значение финансового планирования и прогнозирования

30. Какие методы финансового планирования и прогнозирования применяются в настоящее время на практике?

31. Проанализируйте современное состояние и перспективы совершенствования процесса управления финансами в целом и финансового планирования и прогнозирования в частности

32.Что служит критерием разграничения финансового рынка на денежный рынок и рынок капиталов?

33. Функции денежного рынка и рынка капиталов

34. Какова роль рынка ценных бумаг?

35. Роль Банка России на денежном рынке

36. Раскройте особенности формирования и становления финансового рынка в России

37. Элементы и участники финансового рынка

38. Кем и почему осуществляется регулирование финансовых рынков?

39.Что представляет собой система государственного финансового регулирования?

40.Что понимается под финансовым контролем, каково его содержание?

41. Назовите принципы организации и проведения финансового контроля.

42. Перечислите методы проведения финансового контроля.

43. По каким признакам классифицируется финансовый контроль?

44. Охарактеризуйте формы проведения финансового контроля, приведите примеры.

45. Какие приемы и способы используются в практике финансового контроля. Охарактеризуйте их.

46. Назовите основные задачи и функции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.

47. Охарактеризуйте Федеральные службы, входящие в состав

Министерства финансов Российской Федерации. Перечислите их функции.

48. Перечислите основные задачи и полномочия Счетной палаты Российской Федерации.

49. Перечислите основные полномочия Федеральной службы финансовобюджетного надзора.

50. Виды негосударственного финансового контроля.

7.5. Государственный и негосударственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в РФ. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения Администрации Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.[41]
Федеральное собрание РФ осуществляет финансовый контроль через специальные бюджетные комитеты.

Контрольные вопросы
Назовите субъекты управления финансами и охарактеризуйте их функции.
В чем состоит различие понятий «финансовое планирование» и «финансовый план»?
Как соотносятся финансовая и экономическая политика государства.
Охарактеризуйте особенности каждого типа финансовой политики: классической, регулирующей, планово-директивной.
Раскройте современные особенности бюджетной политики и налоговой политики РФ и ее основные направления.
Сущность финансового контроля и его основные задачи.
Что является объектом финансового контроля?
В чем заключается различие функций государственного и негосударственного финансового контроля?
Различие между предварительным, текущим и последующим финансовым контролем.
В чем состоит различие между проверкой, надзором и ревизией?
Объясните различия функций и полномочий Счетной палаты и органов федерального казначейства в области финансового контроля.
Раскройте сущность аудиторского контроля. В чем различия внешнего и внутреннего аудита?
Какие экономические субъекты подвергаются обязательной аудиторской проверке?
Раскройте назначение внутрифирменного финансового контроля.
В чем состоят функции финансового контроля со стороны коммерческих банков?

Назначение темы. Государственный и негосударственный финансовый контроль

Тест

Государственный и негосударственный финансовый контроль

В нашей стране до и после революции существовало понимание того, что государственный финансовый контроль является одной из важных функций управления страной. До и после 1917г. в стране всегда имелись мощные органы финансового контроля, имевшие достаточно широкие права и полномочия для пресечения различных финансовых злоупотреблений и нарушений. В настоящее время в РФ нет ни единого органа государственного финансового контроля.

Органы, которые осуществляют государственный финансовый контроль

:

— комитеты и комиссии Совета Федерации, Госдумы;

— контрольное управление президента;

— государственная налоговая служба;

— Федеральная служба страхового надзора;

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами.

К негосударственным видам финансового контроля относят:

— внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерия, финансовый отдел и т.д.

— аудиторский контроль – это новый вид финансового контроля, который возник в России в конце 80-х годов, он является независимым, вневедомственным финансовым контролем, его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы.

Читайте так же:  Мишустин о налоге на роскошь

Назначение аудита

– проверка финансовой отчетности с целью подтверждения достоверности отчетов или констатации их недостоверности; проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период: контроля за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала; выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Промежуточный контроль

(выберите правильный ответ)

а) всеобщий эквивалент с помощью которого измеряются затраты труда предприятия

б) стоимость товара, услуг производимых предприятиями одной страны на ее территории за определенный период

в) экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью выполнения функции и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

2) Что входит в госбюджет?

а) местный бюджет и региональный бюджет

б) фонд медицинского страхования

в) личное страхование

3) Какими экономическими службами проводится внутрихозяйственный контроль?

а) бухгалтерией, финансовым отделом

б) директором, директором маркетинга

в) отделом кадров, производственным отделом

4) Что не входит в финансовую систему РФ?

а) государственные финансы

в) банковская система

5) Что соответствует понятию надзора, как метода финансового контроля?

а) охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния.

б) производится контролирующими органами за экономическими субъектами получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

в) предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

6) Что не относится к элементам финансовой политики

а) определение и постановка главных целей

б) оценка экономической эффективности финансовых операций

Видео (кликните для воспроизведения).

в) разработка методов, средств, форм для достижения целей в кратчайшие сроки

г) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи

Задание для самостоятельной подготовки студентов:

Изучить комплекс мер принимаемых государством в целях обеспечения соответствующими ресурсами решение задач, возложенных на него.

Контрольные вопросы

:

1. Дайте определение финансов

2. Какие две сферы охватывают финансовые отношения?

3. Дайте определение финансовой системы

4. Перечислите звенья, входящие в финансовую систему

5. Что такое внебюджетные фонды?

6. Какие департаменты входят в Министерство финансов?

7. Что такое финансовая политика?

8. Дайте определение финансового контроля

9. По каким признакам можно классифицировать финансовый контроль?

10. Что относится к негосударственным видам финансового контроля?

11. Основной финансовый план страны, утверждаемый ежегодно как закон. О чем идет речь?

12. Что из себя представляет финансовая система?

13. Что входит в госбюджет?

14. Дать определение внебюджетным фондам.

15. Состав внебюджетных фондов.

16. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет…

17. Что отражает госкредит?

18. Кто может быть кредитором и заемщиком?

19. Что такое финансовая политика?

Тема 1.3: Государственные финансы

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Данная тема рассматривает доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит и методы его финансирования. В теме также дается понятие бюджетного устройства и бюджетной системы, освещается деятельность специальных внебюджетных фондов государства. Важное место отводится государственному кредиту как особой форме взаимоотношений между государством и разнообразными экономическими субъектами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10104 — | 7844 — или читать все.

Негосударственный финансовый контроль

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями, клиентами и аудиторский контроль.

Внутрифирменный контроль может осуществляться финансово-экономическими подразделениями и ревизионными комиссиями предприятий, организаций. Положение о статусе этих органов определяется внутренними нормативно-правовыми актами. Органы внутреннего контроля контролируют законность совершения тех или иных операций представительными и исполнительными органами управления организации, так и осуществляют контроль эффективности и целесообразности затрат, в том числе в инвестиционные проекты, а также оценку и контроль финансового состояния предприятия.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение организациями-клиентами установленного порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. При выдаче кредитов организациям коммерческие банки в соответствии с кредитным договором могут осуществлять и иные виды контроля финансово-хозяйственной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банка рассматривается как элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль в России является относительно новым направлением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Под достоверностью финансовой отчетности понимается такая степень точности ее данных, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения.

В нормативных документах по аудиторской деятельности различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с целью оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности. Во многих странах действуют законы, согласно которым корпорации (фирмы) обязаны проводить внешний аудит финансовой отчетности. Внешний аудит не может осуществляться аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся (а) их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также и отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами; (б) их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм.

Кроме этого, аудиторские проверки не могут проводиться аудиторами и аудиторскими фирмами, оказавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Сокрытие указанных обстоятельств от экономического субъекта может стать основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности и возмещение заказчику за счет аудитора (аудиторской фирмы) всех расходов, понесенных им в связи с заключением договора с аудиторами.

Читайте так же:  Штраф за несвоевременное представление налоговой декларации

Внешний аудит в государственном секторе, как правило, наряду с проверкой достоверности данных финансовой отчетности предполагает (включает в себя) и оценку эффективности использования государственных средств.

Внутренний аудит осуществляется специальным подразделением аппарата управления экономического субъекта, который, как правило, непосредственно подчиняется высшему руководству. Главной задачей внутреннего аудита является защита имущественных интересов организации и ее собственников; содействие обеспечению эффективности функционирования организации на всех уровнях управления. Среди основных задач, возлагаемых на подразделения внутреннего аудита, можно выделить следующие:

— проведение проверок отдельных вопросов деятельности организации, составление различных справок-докладов по результатам таких проверок и предоставление их руководству;

— проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов;

— проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка установления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины и своевременности уплаты налогов;

— экспертиза достоверности управленческого учета, учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, правомерности использования прибыли и фондов;

— разработка и предоставление руководству организации предложений по улучшению организации бухгалтерского учета и расчетной дисциплины и изменению системы контроля;

— организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам налоговых и других органов внешнего контроля.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами России, а также по поручению государственных органов дознания, следователя при наличии санкций прокурора, прокурора, суда и арбитражного суда, налоговой полиции. Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономического субъекта.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 228 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Негосударственный финансовый контроль

Понятие и сущность финансового контроля

Негосударственный финансовый контроль подразумевает под собой следующие формы контроля:

  • финансово-кредитными органами (например, банки);
  • контроль внутрихозяйственный;
  • независимый контроль при помощи услуг аудиторов.

Исходя из сущности, можно сказать, что рассматриваемое понятие представляет под собой систему контроля за финансами, которая реализуется без участия государственных организаций.

Например, такой негосударственный контроль, могут осуществлять предприятия внутри своей деятельности ( то есть внутрифирменный или внутрихозяйственный), различные коммерческие банки могут контролировать своих клиентов – юридических лиц, либо свою внутреннюю деятельность, связанную с областью финансов. А также такой контроль подразумевает и аудиторский контроль.

Так, в целом можно выделить три основных вида негосударственного контроля за финансами. Рассмотрим каждую категорию.

Аудит

Такой вид контроля как аудиторский, также является негосударственным. Так как осуществляется негосударственными, коммерческими структурами. Такая деятельность представляет собой механизм независимой проверки и оценки (контроля) бухгалтерской отчетности, корректности такой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета на предприятия.

Цель такого контроля – это составление позиции о достоверности или недостоверности бухгалтерской отчетности предприятия, а также корректности и соответствия бухгалтерской отчетности и правил ведения бухгалтерского учета правилам и нормативно-правовым актам РФ.

Контроль или аудиторскую проверку осуществляет аудитор, представитель аудиторской компании.

Итогом такой проверки является вынесение аудиторского заключения — официального документа.

Аудиторский контроль (проверка) может быть обязательным(например, по решению суда или арбитражного суда), или инициативным, то есть по решению руководства компании.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

8. Финансовый контроль, содержание, задачи, виды финансового контроля. Государственный и негосударственный финансовый контроль.

Финансовый контроль(ФК) — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений. Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

содействие успешной реализации финансов.политики гос-ва и хозяйствующ.субъектов;

-обеспечение эффективн.процесса формирования,распределения и использ-ия финансов.рес-ов во всех звеньях экономики;

-своевремен.получение всей информации о ходе управления финансами,о выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений;

-обеспечение законности и эффективности финансовой деят-ти.

1.содействие сбалансированности между потребностью в финаносовых рес-ах и размером денежных фондов гос-ва и отраслей эк-ки.

2.обеспечение финансовой безопасности гос-ва и устойчивости субъектов хозяйств-ия.

3.обеспечение соблюдения финансового законодат-ва и выполнение финансовых обязательств.

4.рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы.(централизован.и децентрализован.).

5.соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйств-ия и так же усиление их ответственности за результаты своей деят-ти.

6.обеспечение правильности ведения бух.учета и отчетности.

7.проведение профилактич. информационно-разъяснительной работы для повышения финансовой дисциплины.

Виды финансового контроля.

ФК в завис. от А)Субъекта контроля — Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный); Б)Объект контроля — Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.

А)Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.Объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами

По данным видом контроля следует понимать следующее: эта категория контроля подразумевает осуществляемый банком денежный мониторинг и контроль за финансовой деятельностью, которую реализует и осуществляет банк и клиенты-юридические лица. В ходе такой деятельности как, например, кредитование, различные операции по счетам, финансирование и другие операции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим основные способы такого контроля:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль.
Читайте так же:  3 ндфл налоговый вычет на имущество

Предварительный контроль осуществляется, например, на стадии принятия решения о кредитовании, банк оценивает финансовое состояние заемщика и учитывает риски не возврата денежных средств. Таким образом, осуществляя контроль.

Текущий контроль может осуществляться, например, когда проверяется законность осуществляемой сделки.

Внутрифирменный, внутрихозяйственный контроль

Здесь подразумевается процесс оценки производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия. При этом такой контроль и мониторинг на предприятии осуществляется самостоятельно.

Такой контроль может проводиться следующими отделами:

  • управленческие отделы;
  • бухгалтерия;
  • планово-экономические отделы;
  • финансовые отделы.

Важно, что главным контролирующим субъектом в области финансового контроля выступает главный бухгалтер, совместно с руководителем фирмы. Именно данные лица уполномочены подписывать финансовые документы предприятия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Осуществляя свои полномочия, установленные законом и нормами, главный бухгалтер на предприятии, реализует предварительный и текущий финансовый контроль на предприятии.

1.По отношению к ветвям государственной власти:

а)контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти: как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля. Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают Счетные палаты. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам).

б)контроль,осущ-ый исполнительн.орг.гос.власти. Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств. в)президентский контроль— контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы).

3. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Негос-ый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля. Официальный итоговый документ — аудиторское заключение.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме: ОАО, банки, страх. орг-ии) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств.

Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией).

Общественный контроль- контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов. Осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования (попечительские советы), сфере социального страхования и пенсионного обеспечения (Общественный совет по инвестированию ср-в пенсион. накоплений).

Б)Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля. Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации.

Негосударственный финансовый контроль

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль

Читайте так же:  Налоги на землю льготы военным пенсионерам

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Децентрализация управления народным хозяйством, приватизация государственных и муниципальных предприятий, появление новых хозяйствующих субъектов привели к необходимости поиска и освоения новых методов управлений финансами, включая контроль с учетом достижений мирового опыта финансового менеджмента.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., — аудиторский. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятие (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все услуги аудиторских организаций платные. Отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и рос роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

ЛЕКЦИЯ 8.

Рассматриваются следующие вопросы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11021 — | 7451 — или читать все.

Источники

Государственный и негосударственный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here