Государственный финансовый контроль исполнения бюджета

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Государственный финансовый контроль исполнения бюджета" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Основы финансового контроля в бюджетном процессе

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют:

· предварительный финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

· текущий финансовый контроль в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов

· последующий финансовый контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль предусматривает право на:

· получение от органов исполнительной власти (местного самоуправления) необходимых материалов при утверждении бюджета;

· получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации;

· утверждение (не утверждение) отчета об исполнении бюджета;

· создание собственных контрольных органов;

· вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Финансовый контроль в Бюджетном процессе осуществляют:

· Минфин РФ (внутренний контроль за деятельностью главных распорядителей, распорядителей и получателей, а также юридических лиц, получающих бюджетные кредиты или гарантии Правительства РФ);

· Федеральное казначейство (предварительный и текущий контроль за операциями участников бюджетного процесса);

· финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований);

· главные распорядители и распорядители (контроль целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств).

Контроль при подготовке и рассмотрении отчета об исполнении бюджета

При рассмотрении в органе исполнительной власти субъекта (органе местного самоуправления) отчета об исполнении бюджета, подготовленного органом, исполняющим бюджет, может быть назначена внутренняя проверка отчета, осуществляемая органами Минфина РФ.

Представительный орган до начала рассмотрения отчета проводит внешнюю проверку, осуществляемую контрольными органами, и по ее результатам принимает решение по отчету об исполнении бюджета.

При выявлении несоответствия закону при исполнении бюджета представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета и обратиться в Прокуратуру РФ для проверки и привлечения к ответственности виновных, может быть также возбуждена процедура выражения недоверия органу исполнительной власти и его должностным лицам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10794 — | 8073 — или читать все.

http://studopedia.ru/7_125609_osnovi-finansovogo-kontrolya-v-byudzhetnom-protsesse.html

Государственный финансовый контроль

Тема 4. Финансовый контроль

1. Государственный финансовый контроль

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Внутренний финансовый контроль

3. Организация службы внутреннего финансового контроля

4. Внешний аудиторский контроль в организациях

5. Обязательный аудит

Государственный финансовый контроль

Финансовый контроль занимает особое место в экономической системе, является ее важным составляю­щим звеном.

Опыт предшествующих реформ наглядно показал, что многие социально-экономические проблемы не могут быть решены без наведения должного порядка в бюджетно-фи­нансовой сфере с помощью государственного финансового контроля. В свою очередь, собственники и руководство коммерческой организацией должны обладать полной информацией о финансовом состоянии предприятия, что обусловило развитие системы внутреннего финансового контроля на предприятии.

Сегодня мы рассмот­рим основные виды финансового контроля: государст­венный, аудиторский, внутренний финансовый контроль на предприятии.

Под контролемпонимается процесс, обеспечивающий функционирование хозяйствующего субъекта в соответст­вии с поставленными задачами и решениями, направлен­ными в итоге на достижение запланированного результата.

Финансовый контроль — это комплексное изучение за­конности, эффективности и достоверности осуществления хозяйственных действий на основе использования преду­смотренных законодательными актами нормативных форм отчетности и иной информации в сочетании с изучением фактического состояния объекта хозяйствования.

Государственный финансовый контроль представляет собой систему мер, направленных на обеспечение экономи­ческой обоснованности использования финансовых ресур­сов в государстве, предупреждение и выявление финансовых нарушений. Это непрерывная, объективно обусловленная деятельность специализированных организаций по выяв­лению отклонений фактически установленных показателей использования государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм, а также в целях планиро­вания процессов социально-экономического развития.

Особое место в системе государственного финансового контроля занимает бюджетный контроль.

Бюджетный контроль — составная часть финансово- экономического контроля; он рассматривается как сово­купность мероприятий проводимых государственными органами по проверке законности целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федера­ции, ее субъектов и местных органов самоуправления для выявления резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшения бюджетно-налоговой дисциплины.

Задачами бюджетного контроля являются:

— обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

— соблюдение налогового и бюджетного законодательств;

— контроль за правильностью ведения бухучета и отчет­ности;

— проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

— улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

— выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

— контроль за реализацией механизма межбюджет­ных отношений, формированием и распределением целе­вых бюджетных фондов, а также финансовой поддержки регионов;

— проверка обращения средств бюджета и внебюджет­ных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

— пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, госдотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

— выявление расточительства и финансовых злоупот­реблений принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

— проведение профилактической информационно-разъ­яснительной работы с целью повышения бюджетно-финан­совой дисциплины.

Объектом бюджетного контроля выступают не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетная система на всех стадиях бюджетного процесса, но и финансово-хозяйствен­ная деятельность субъектов рыночных отношений при их взаимодействии с государством. Этим и определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного управления.

Непосредственным предметом бюджетного контроля выступает бюджет на разных этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюд­жета, составление и утверждение отчета о его исполнении) и его составляющие: поступление налоговых, неналоговых и других платежей отчисления в государственные внебюд­жетные фонды, целевые бюджетные фонды, государствен­ные расходы, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей, таможенная стоимость и т.д.

Бюджетному контролю государство придает важное зна­чение и рассматривает его как один из эффективных рыча­гов проведения рыночных преобразований в нашей стране.

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:

— государственный бюджетный контроль, реализуемый органами государственной власти. Он обеспечивает инте­ресы государства и общества, проверяет выполнение нало­гоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;

— ведомственный контроль, проводимый контрольно- ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной клас­сификации, а также использование бюджетных ссуд, субси­дий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета;

Читайте так же:  Заявление на льготу по налогу на имущество

— общественный контроль, осуществляемый неправи­тельственными организациями и учреждениями. Объект контроля зависит от поставленных перед проверяющими конкретных задач;

— независимый контроль, осуществляемый финансо­во-экономическими службами предприятий организаций и учреждений, аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование, использова­ние выделенных бюджетных средств;

— правовой контроль, который проводится правоохра­нительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

— гражданский контроль, осуществляемый налогопла­тельщиками — физическими лицами при их налогообло­жении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета (зарплаты, пенсий, стипендий, пособий).

Основные методы бюджетного контроля:

· докумен­тальная и камеральная проверка,

· анализ исполнения доходов и расходов бюджетов всех уровней смет учреждений,

· анализ финансового состояния,

· рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйст­венной деятельности,

· информации должностных лиц.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутст­вии должностных лиц.

Источниками информации служат:

· бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность,

· сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам,

· дек­ларации и другая документация.

Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещена зако­ном. В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетель­ствующие о сокрытии (занижении) прибыли или сокры­тии иных объектов налогообложения, о расхищении или нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахожде­ния контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учрежде­ниями и организациями и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений об этих проверяемых лицах.

Основ­ными ее задачами являются:

— получение, проверка и обеспечение сохранности отче­тов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним, а также расчетов по налогам налогоплательщиков;

— прием налогоплательщиков и распорядителей бюд­жетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей;

— составление индивидуальных и общих (сводных) смет расходов бюджетных учреждений, соблюдение установлен­ных законодательством норм и нормативов и по другим вопросам;

— осуществление контроля за правильностью начисле­ния финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.

Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий учре­ждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнер­гии, проверка скрытых объектов финансирования и нало­гообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.

Важный метод проведения бюджетного контроля — ана­лиз исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении госфинансами и финансами субъектов хозяй­ствования, а также в регулировании социально-экономиче­ских процессов в обществе в рыночных условиях значи­тельно возрастает. При этом анализу должна подвергаться и бюджетно-налоговая система сама по себе и ее влияние на различные стороны жизни общества.

Научно обоснованное проведение всестороннего бюджет­ного анализа служит основой для выработки долгосрочной политики в Российской Федерации и позволяет использо­вать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.

Ревизияпредставляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.

Она осу­ществляется с помощью приемов документального и факти­ческого контроля, направлена

· на установление обоснован­ности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюд­жетных средств;

· на соблюдение финансовой дисциплины, сохранение госсобственности, достоверность ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9662 — | 7399 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_194297_gosudarstvenniy-finansoviy-kontrol.html

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

http://roskazna.ru/kontrol/vnutrenniy-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol/

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

Видео (кликните для воспроизведения).

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

Читайте так же:  Проверка оплаченных налогов

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/936855.html

Государственный финансовый контроль исполнения бюджета

Финансовая система государства – это совокупность общегосударственных, территориальных денежных фондов, финансов хозяйствующих субъектов, организаций, граждан, государственных органов и учреждений, занимающихся финансовой деятельностью. Для того чтобы данная система результативно функционировала необходимо эффективно управлять образовавшимися денежными потоками.

В процессе управления финансами, исполнения поставленных задач, решение которых нужно для реализации главной цели – успешного функционирования финансовой системы, необходим контроль. Государственный финансовый контроль – это деятельность органов государственной власти РФ (включая Банк России) и субъектов РФ по организации и осуществлению финансового контроля на всех уровнях финансовой системы страны (в бюджетной, налоговой, банковской сферах, в отношении финансовых рынков: страхового, валютного, ценных бумаг и т.д.) в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Читайте так же:  Среднемесячный налог на доходы физических лиц

В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом установлено казначейское исполнение бюджета, это значит, что роль казначейства в бюджетной сфере велика. Казначейство проявляет себя как организация достойная доверия Правительства Российской Федерации, поэтому ее контрольные полномочия расширяются. Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [1] Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была упразднена. Ее функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций были переданы Федеральному казначейству, что еще раз показывает важность казначейства как элемента системы государственного контроля.

Актуальность этой темы состоит в том, что в процессе аккумуляции и распределения финансовых ресурсов государства требуется четкая система контроля, способная обеспечить законность финансовой деятельности всех участников бюджетного процесса, оценить ее эффективность и целесообразность. Значимость данной темы обусловлена необходимостью контроля всех сфер деятельности государства, особенно в части распределения и расходования финансовых ресурсов, которые должны достигать цели и реализовывать проекты развития нашей страны.

Роль казначейства в системе государственного финансового контроля раскрыта в трудах множества авторов. Так, тема и важность государственного казначейского контроля раскрыта в статье Н.И. Даниленко «Государственный казначейский контроль: теоретико-методологический аспект развития»[2], понятие казны и все аспекты бюджетной системы обозначены в трудах авторского коллектива под руководством Д.Л. Комягина «Казна и бюджет»[3], финансовый контроль, проблемы его организации и перспективы освещены в статье Н.Н. Бойко «Проблемы организации финансового контроля в Российской Федерации» [4]. Так же вопросам роли казначейства в организации бюджетного контроля посвящены труды Е.С. Лонян [5], А.А. Уксуменко [6], О.Ю. Ворожбит [7], И.А. Самсоновой [8].

Систематизация основных методов и видов государственного финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Главой 26, представлена на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Методы и виды государственного финансового контроля [9]

Рассмотрим подробнее виды государственного финансового контроля. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения бюджетных нарушений, текущий – в целях пресечения нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы, последующий – осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Многие государственные органы осуществляют финансовый контроль, такие как: Счетная палата, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба. Рассмотрим подробнее организацию казначейского контроля, необходимость и важность которого определяется его местом в общей системе организации контроля за государственными финансами. Особенность казначейского контроля заключается в том, что метод его проведения – санкционирование, т.е. он проводится на стадии предшествующей использованию бюджетных средств и является предварительным и текущим. Казначейский контроль не основан на отчетах и итоговых результатах, а происходит в самом процессе исполнения бюджета и позволяет не только проанализировать нарушение, а не допустить или предотвратить его.

Ежегодно в Федеральном казначействе и его территориальных органах проходят внутренние контрольные и аудиторские мероприятия. В 2015 году Управлением внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства были проведены 33 проверки деятельности ТОФК и 3 – ЦАФК в результате которых было выявлено 1476 и 88 нарушений соответственно. Наиболее рискоемкими направлениями деятельности оказались:

– организация работ в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд;

– административно-хозяйственное обеспечение деятельности;

– организация кадровой работы;

– ведение бюджетного, налогового и управленческого учета при исполнении бюджетной сметы.

По результатам сравнительного анализа нарушений за 2015 год к 2014 году установлена тенденция к снижению нарушений по рискоемким направлениям на 2,73 %, 21,76 %, 6,13 % соответственно. Данные нарушения не носят систематического характера, но во избежание их повторения Федеральным казначейством были предложено усилить контроль за деятельностью ТОФК, обеспечить соблюдение руководством ТОФК ограничений связанных с прохождением государственной гражданской службы, а также исполнения требований установленных нормативно-правовыми актами [10].

Федеральное казначейство создано для осуществления функций по исполнению бюджета Российской Федерации, а также по контролю на всех его этапах. Оно обеспечивает кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, управляет единым счетом федерального бюджета, организует эффективный учет и превентивный государственный казначейский контроль, формирует достоверную и прозрачную консолидированную бюджетную отчетность. Основными целями казначейского контроля является реализация государственной бюджетной политики и законное, эффективное, целевое использование бюджетных средств. Для наиболее удобного рассмотрения структуры казначейского контроля представим его схематично (рис. 2).

Рис. 2. Характеристика видов государственного казначейского контроля

В части контроля Федеральное казначейство и его структурные подразделения отслеживают: полноту и своевременность зачисления в бюджет РФ доходов от налоговых, неналоговых и иных поступлений, законность и рациональность использования поступивших средств, результативность и эффективность проведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Наибольшей значимостью и важностью обладает казначейский контроль за исполнением бюджета по расходам, так как наиболее важно отследить целевой характер использования бюджетных средств.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

– принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;

– подтверждение денежных обязательств;

– санкционирование оплаты денежных обязательств;

– подтверждение исполнения денежных обязательств [9].

В большей степени казначейский контроль затрагивает такую стадию исполнения бюджета по расходам как санкционирование оплаты денежных обязательств.

На основании Приказа Минфина России от 01.09.2008 № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (далее – Приказ № 87н), представленные в казначейство для исполнения платежные документы проверяются на правильность формирования, на наличие в них реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению клиентом, соответствие их друг другу, реестровым записям Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Далее платежные документы проверяются на соответствие установленной форме, а также на соответствие подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств.

Читайте так же:  Арбитражный процесс в решении налоговых споров

На следующем этапе проверяются заявки на кассовый расход, на наличие в них всех реквизитов и показателей.

Одним из самых трудоемких этапов проверки является проверка документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства. Не смотря на то, что полный перечень этих документов приведен в Приказе № 87н, он не является окончательным. Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства. В таком случае специалистам, осуществляющим контроль, необходимо выяснить правомерность представления иных документов.

В технологии санкционирования оплаты денежных обязательств нововведением является направление получателями бюджетных средств электронных копий документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, созданных посредством сканирования, и их хранение в органах Федерального казначейства по месту открытия лицевых счетов. Это является положительным моментом, так как есть постоянная возможность обращения к ранее представленному документу в случае необходимости, скорость представления документов, отсутствие возможности внесения несанкционированных изменений в ранее представленные контракты или договоры. Этот механизм является ступенью к переходу на полное электронное санкционирование оплаты денежных обязательств в системе Федерального казначейства.

Следующим этапом при осуществлении процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам (за исключением расходов по публичным нормативным обязательствам) осуществляется проверка заявок на кассовый расход по следующим вопросам:

– соответствуют ли указанные коды классификации расходов федерального бюджета кодам бюджетной классификации РФ, действующим в текущем финансовом году на момент представления документа;

– соответствуют ли указанные в документе коды Классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов (далее – КОСГУ), текстовому назначению платежа исходя из содержания текста назначения платежа в соответствии с утвержденным Минфином России порядком применения бюджетной классификации РФ;

– не превышает ли авансовый платеж предельного размера авансового платежа, установленного законодательством;

– соответствует ли содержание операции (исходя из документа-основания) коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа;

– не превышают ли суммы остатков соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) источника дополнительного бюджетного финансирования бюджетных средств, учтенных на лицевом счете получателя;

– соответствуют ли наименования государственного заказчика и объекта капитального строительства государственной собственности РФ, указанные в документе-основании, данным, предусмотренным нормативным правовым актом РФ, регулирующим порядок доведения до органов казначейства указанных данных.

Касательно заявок на кассовый расход, оформленных для расчетов по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами, следует обратить внимание на следующую проблему. Требования п. 5 Приказа № 87н устанавливают, что заявка на кассовый расход оформляется клиентами отдельно на оплату каждого денежного обязательства.

При положительном результате проверки документов, представленных получателями бюджетных средств для оплаты денежных обязательств, ответственным исполнителем проставляется отметка, подтверждающая санкционирование их оплаты, с указанием даты, подписи, расшифровки подписи исполнителя, и далее документ принимается к оплате.

В настоящий момент в системе органов Федерального казначейства применяются современные информационные технологии, поэтому совершение разрешительной надписи на платежном документе получателя бюджетных средств осуществляется в виде утверждения документа электронно-цифровой подписью.

Показателями эффективности деятельности специалистов органов Федерального казначейства, в рамках рассматриваемого направления, является отсутствие:

– фактов превышения кассовых выплат над доведенными лимитами бюджетных обязательств;

– фактов санкционирования нецелевого расходования средств;

– нарушения сроков проведения операций по лицевым счетам.

Объектами контрольной работы Федерального казначейства являются и нижестоящие структурные подразделения, в которых осуществляются проверки предварительного контроля при финансировании организаций и учреждений через лицевые счета казначейства, цель которых заключается в определении правильности и своевременности проведения операций со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям.

В целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным совершенствовать и развивать законодательное и нормативно-правовое регулирование государственного и муниципального казначейского контроля, методическое обеспечение контрольных процедур, прикладные программы для автоматизации контрольных процедур, а также разработать систему методов оценки качества казначейского контроля. Данные меры по совершенствованию механизма государственного (муниципального) казначейского контроля позволят повысить его качество, результативность, стать действенным инструментом в повышении эффективности бюджетных расходов и в управлении общественными финансами.

http://applied-research.ru/ru/article/view?id=9814

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 7986 раз

Библиографическое описание:

Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 223-225. — URL https://moluch.ru/archive/51/6552/ (дата обращения: 18.02.2020).

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет рассмотрена далее.

В ведение Государственной Думы и Совета Федерации передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Читайте так же:  Приказ ведомственный финансовый контроль

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

    анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

    рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

    Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

    Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

    Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

    В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

    В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

    Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

    Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

    Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

    Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

    Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50 % расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

    Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

    В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы.

    Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

    Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

    Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

    Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля — это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.

    Таким образом, настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в РФ сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетирования, ориентированное на результат (БОР).

    О. Ю. Свиридов. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М. — Ростов на Дону. 2011г.

    Данилевский Ю. А., Мезенцева Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства. М. 2012г.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://moluch.ru/archive/51/6552/

    Государственный финансовый контроль исполнения бюджета
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here