Формы уклонения от уплаты налогов

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Формы уклонения от уплаты налогов" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Формы уклонения от уплаты налогов

Понятие уклонения от уплаты налога.

Способы и средства борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Причины уклонения от уплаты налогов.

Формы уклонения от уплаты налогов.

«Уход от налогов», «уклонение от налогов», «избежание налогов», «обход налогов», «налоговая оптимизация», «налого­вое планирование» и т.д. — явление, кото­рое получило свое развитие одновременно с разрушением со­ветской системы экономики и формированием современной налоговой системы.

Уклонением (уходом) от уплаты налогов

можно назвать те или иные целенаправленные действия на­логоплательщика, которые позволяют налогоплательщику избежать или в той или иной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюд­жет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей (ст. 44, 45, 49- 51, 69 НК РФ).

Эти действия характеризуются следующими обязательны­ми признаками: во-первых, активными действиями налогопла­тельщика и, во-вторых, их направленностью на снижение раз­мера налоговых отчислений.

Субъект отноше­ний по уклонению от уплаты налогов должен действовать умышленно, заранее осознавая харак­тер своих действий, желая наступления определенных последствий и сознательно допуская их.

В этой связи необходимо отметить, что сами по себе не­умышленные, неосторожные действия (например, по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствую­щих работников), повлекшие за собой снижение налоговых выплат, не могут рассматриваться в качестве способов уклоне­ния от налогов, хотя по действующему налоговому законода­тельству налогоплательщик в этом случае не освобождается от ответственности.

Формы уклонения от налогообложения различны по своей правовой природе и достаточно многочисленны. Уклонение от налогообложения осуществля­ется в трех основных формах:

1. Непосредственно уклонение (уход) от уплаты налоговпредстав­ляет собой форму снижения налоговых и других платежей, при кото­рой налогоплательщик умышленно и незаконными способами умень­шает размер налогового обязательства.

Уход от уплаты налогов осуществляется посредством со­вершения налогоплательщиком налогового правонарушения или преступления, т. е. путем прямого нарушения налогового зако­нодательства. Действия налогоплательщика при уходе от упла­ты налогов незаконны и противоправны с самого начала. Они могут быть направлены как на снижение размера подлежащей внесению в казну суммы налогового платежа, так и на неуплату налога вообще. Уход от налогов чаще всего совершается в виде сокрытия (занижения) дохода (прибыли), сокрытия или неучета других объектов налогообложения, фальсификации бухгалтерского учета, несвоевременной уплаты налогов, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также посредством неправо­мерного использования налоговых льгот.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

За совершение уклонения от уплаты налога законодательством предусмотрены виды ответственности: гражданско-правовая, административ­ная, уголовная и налоговая.

2. Обход (избежание) налогов— это форма минимизации налого­вых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следова­тельно, не уплачивает налог.

А) Правомерные действия предприятий и граж­дан:

— Воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, или от собственности на облагаемые объекты.

— Организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком. При данном способе налогоплательщик старается перейти в группу субъектов, кото­рые в силу законодательства не являются плательщиками того или иного налога.

Осуществление юридическим лицом деятельности, не подле­жащей в сипу закона налогообложению. В данном случае юриди­ческое лицо не будет являться налогоплательщиком в силу осо­бенностей объекта налогообложения.

— Осуществление юридическим или физическим лицом деятель­ности, доходы от которой не подлежат налогообложению, характеризуется, как и в предыдущем слу­чае, особенностью объекта налогообложения.

Б) Непра­вомерные способы, при которых снижение или избежание на­логов достигается незаконными действиями налогоплательщи­ков. К этой группе относятся два основных спосо­ба обхода налогов:

— осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

— осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах.

3

. Уклонение от уплаты налогов без нарушения законодатель­ства(налоговое планирование, налоговая оптимизация)—форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенап­равленных правомерных действии налогоплательщика, включаю­щих в себя полное использование всех предоставленных законо­дательством льгот и других законных приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов.

Уклонение от уплаты налогов без наруше­ния законодательства — это организация деятельности пред­приятия, при которой налоговые платежи сводятся к миниму­му на вполне законных основаниях.

Отсюда вытекает главное отличие уклонения от уплаты налогов без нарушения законодательства: нало­гоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, т. е. такие действия не имеют состава преступления или право­нарушения, а следовательно, не влекут неблагоприятных по­следствий, например, в виде уголовной или административной ответственности, как при уходе от уплаты налогов.

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 3121 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные формы уклонения от уплаты налогов

В Италии непредставление декларации о доходах является уголовным проступком и наказывается арестом и штрафом. При этом срок ареста и размер штрафа ставятся в зависимость от величины незаяв- ленного дохода (Закон от 7 августа 1982 года № 516).

Несвоевременное декларирование в налоговых целях. Британское налоговое законодательство за несвоевременную уплату подоходного налога устанавливает штраф в размере до 50 фунтов стерлингов и дополнительно в размере 10 фунтов стерлингов за каждый день про-срочки уплаты налога (ст. 93 Закона о порядке сбора налогов 1970 года).

В Италии ответственность за задержку уплаты налогов установлена в Декрете Президента Республики от 29 сентября 1973 года (ст. 97). Если сумма неуплаченных налогов превысила установленный в законе предел, лицо, виновное в просрочке налоговых платежей, наказывается штрафом. При этом штраф не взимается, если налогоплательщик докажет, что не мог уплатить налог по причине материальных затруднений.

Искажение информации, предназначенной для налоговых органов. Французский Общий кодекс о налогах предусматривает уголовную ответственность за различные действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных, совершенные путем обмана. К таким действиям относятся, например, незаконные денежные операции, либо искажение части суммы, подлежащей налогообложению, если искажение превышает установленную законом абсолютную величину или 10% доходов. За это установлено наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок от одного года до пяти лет.

Читайте так же:  Льготы по ндфл на детей студентов

Отметим, что во Франции наказывается как оконченное преступление, выразившееся в мошенническом искажении или сокрытии данных, существенных для налогообложения, так и покушение на него. В США нормы об ответственности за уклонение от налогов сконструированы методом «усеченных» составов, что позволяет наказывать даже попытку избежать уплаты налогов.

В Италии к налоговым преступлениям относятся изготовление, распространение, приобретение, хранение или использование изданных или поступивших в розничную торговлю без официального разрешения бланков для заполнения налоговых документов с целью уклонения от уплаты налогов (санкция — тюремное заключение на срок от шести месяцев до трех лет).

Согласно германскому Положению о налогах 1977 года (параграф 374) уголовная ответственность предусмотрена за помощь сбыту то-варов, укрытых от налога на потребительские товары или таможенных платежей

Преступные действия должностных лиц налоговой администрации. Субъектом налоговых преступлений могут быть не только лица, обязанные уплатить налог, но и должностные лица налоговых органов, нередко использующие свое служебное положение в корыстных целях.

В главе 75 Свода законов США (параграф 7202) указано, что лица, обязанные собирать, рассчитывать и вносить налоги, которые намеренно не собирают, неправильно рассчитывают и не вносят налоги, наказываются штрафом до 10 тыс. долл. и (или) лишением свободы на срок до пяти лет. Работники налоговой службы, занимающиеся вымогательством или шантажом в связи с налогообложением или сговаривающиеся с другими лицами с целью нанести ущерб государству, наказываются штрафом до 10 тыс. долл. и (или) лишением свободы на срок до одного года (параграф 7214).

Должностное лицо налогового органа может стать субъектом такого преступления, как разглашение налоговой тайны. По Уголовному кодексу ФРГ (параграф 355) разглашение или использование без специального разрешения сведений, которые стали известны в ходе административного или судебного процесса по налоговым делам либо в ходе расследования или судебного разбирательства по делам о налоговых преступлениях или о налоговых административных правонарушениях, либо в связи с чьим-то обращением или представлением сведений в финансовые органы, наказываются лишением свободы на срок до двух лет или штрафом. В США должностные лица федеральных органов или органов штатов, разглашающие налоговую информацию, наказываются штрафом до 5 тыс. долл. и (или) лишением свободы на срок до пяти лет.

Уголовная ответственность за разглашение налоговой тайны предусмотрена также в отношении экспертов, официально привлеченных к судебному разбирательству.

Обозначившиеся в последнее время тенденции унификации и гармонизации налогового регулирования в зарубежных странах распространяются преимущественно на материальное налоговое право. Что же касается деликтного налогового права, то соответствующее национальное законодательство продолжает сохранять своеобразие и специфику, производные от особенностей правовой системы конкретного государства.

Причины уклонения от уплаты налогов

Причины уклонения отуплаты налогов различны.Эта проблема актуальна не только в России. Во всех без исключения странах проблема криминогенносги в налоговой сфе­ре всегда стоит на первом месте.

Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

1. Моральные (нравственно-психологические)

причиныв основ­ном кроются и порождаются характером налоговых законов. Налоговый закон не яв­ляется ни общим (в силу предоставле­ния налоговых льгот отдельным категориям плательщиков (ст.56 НК РФ), в результате чего последние оказываются в более выгодном по­ложении по сравнению с другими), ни постоянным (означает неизменность его положе­ний на протяжении длительного периода времени. К сожа­лению, этого нельзя сказать о налоговых законах.), ни беспристрастным (так как их устанавливает государство и население относит­ся к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих интересах.).

2. Политические причины

подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т. е. обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент экономической политики налоги проявля­ются в том, что государство повышает налоги на некоторые от­расли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и, наоборот, понижает налоги на другие отрасли, более перспективные или слаборазвитые, с целью их быстрейшего развития.

3.Экономические причины

мож­но разделить на два вида:

— причины, которые зависят от финан­сового состояния налогоплательщика, (явля­ется определяющим фактором для уклонения от уплаты нало­гов. Если финансовое положение налогоплательщика стабиль­но, то он не встанет на путь уклонения от налогообложения, чтобы не подорвать свой авторитет.)

— причины, порожден­ные общей экономической конъюнктурой (проявляются в периоды экономических спадов или, наоборот, в периоды расцвета экономики и рас­ширения международного сотрудничества).

4. Технические (правовые) причины

кроются в сложности на­логовой системы, которая препятствует эффективности нало­гового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов. Это обусловлено:

— наличием в законодательстве налоговых льгот, что зас­тавляет предпринимателя искать пути для того, чтобы ими вос­пользоваться;

— наличием различных ставок налогообложения, что так­же подталкивает налогоплательщика к выбору вариантов с бо­лее низким налоговым окладом;

— наличием различных способов отнесения расходов и зат­рат: на себестоимость, финансовые результаты, прибыль, оста­ющуюся в распоряжении предприятия; данное обстоятельство непосредственно влияет на расчет налогооблагаемой базы;

— наличием пробелов в налоговых законах, объясняемых несовершенством юридической техники и неучетом законода­телем всех необходимых обстоятельств, способных возникнуть при исчислении или уплате того или иного налога;

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 2333 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Технология для всех

Наука и молодежь

Формы уклонения от уплаты налогов.

Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками: -во-первых, активными действиями налогоплательщиков; -во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений. В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.

Формы уклонения от уплаты налогов:

Обход налогов — форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог.

Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Во всех, без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте.

Читайте так же:  Возврат стандартный налоговый вычет на ребенка

Причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

Способы, используемые для избежания уплаты налогов или снижения их размеров, достаточно разнообразны и многочисленны. В настоящее время известно более двухсот способов. Все многообразие налоговых преступлений и способов их совершения можно объединить в следующие группы и виды.

1 Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета: осуществление сделок без документального оформления, неоприходование товарно-материальных ценностей, неоприходование денежной выручки в кассу. Широкое распространение получила практика использования операций с рублевой и валютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности — «черного нала».

2 Использование необоснованных изъятий и скидок: отнесение на издержки производства затрат, не предусмотренных законодательством; отнесение на издержки производства затрат в размерах, превышающих установленные законодательством; незаконное использование налоговых льгот.

3 Искажение экономических показателей, позволяющее уменьшить размер налогооблагаемой базы; завышение стоимости приобретенного сырья, топлива, услуг, относимых на издержки производства и обращения; отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих действительные; отнесение на издержки производства расходов, не имеющих места в действительности. Например, самый распространенный способ занижения налогооблагаемой прибыли (дохода) — это неправомерное отнесение на себестоимость разного рода затрат и расходов, а также неотражение или неправильное отражение курсовых разниц по оприходованной валюте; неотражение или неправильное отражение результатов переоценки имущества предприятия; отнесение затрат по ремонту на себестоимость при наличии сформированного ремонтного фонда; неправильное списание убытков; невключение в облагаемую базу внереализационных доходов предприятия, которые тем не менее нашли свое отражение в бухгалтерском учете, но не на тех балансовых счетах; иные счетные ошибки при расчете налогооблагаемой прибыли в сторону уменьшения последней.

4 Искажение объекта налогообложения: занижение объема (стоимости) реализованной продукции, работ, услуг. Это один из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов, при котором в учетном регистре предпринимателя отражается реализация только

Типичные способы уклонения от уплаты налогов

Характеристика личности преступника и организованных групп

Субъектом налогового преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ является физическое, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, в функциональные обязанности которого входит уплата налогов (страховых взносов) с предприятий. Как следует из диспозиции ст. 199 УК РФ, это работники организаций, умышленно совершившие действия, обеспечивающие уклонение от уплаты налогов и страховых взносов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах, либо иным способом.

К их числу относятся: учредители предприятия, занимающие различные должности в его органах управления, директора, в том числе: генеральный директор (исполнительный директор), коммерческий директор, финансовый директор и др., работники бухгалтерии, занимающиеся документальным оформлением хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (заполняющие учетные регистры, главную книгу, документы бухгалтерской отчетности, производящие расчеты по налогам и страховым взносам), материально ответственные лица, работники, составляющие первичные учетные и сводные документы. Для наиболее эффективного осуществления преступного умысла из числа этих лиц формируются преступные группы, организаторами которых чаще всего выступают учредители, директора и главные бухгалтеры (бухгалтеры) организаций.

Остальные выполняют роль соучастников и пособников совершения преступления. Нередко в состав организованных групп и сообществ входят должностные лица предприятий-контрагентов, работники органов государственной власти и управления.

налогового контроля, кредитно-финансовых учреждений, правоохранительных органов. Кроме того, обязанность по уплате налогов несут физические лица, деятельность которых связана с поручением доходов. К таким лицам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ. Под постоянным местом жительства понимается проживание лица в определенной местности в общей сложности не менее 183-х дней в календарном году.

Видео (кликните для воспроизведения).

Граждане, осуществляющие коммерческую деятельность в качестве предпринимателей без образования юридического лица, совершают налоговые преступления, связанные с нарушением порядка декларирования доходов и расходов, в результате чего происходит уклонение от уплаты подоходного налога, а также нарушение порядка подачи расчета по налогу с продаж и уплат лианного налога.

При совершении налоговых преступлений способ совершения и способы сокрытия следов преступления, как правило, совпадают и не могут быть отделены друг от друга.

Диспозиция ст. 198 УК РФ предусматривает две формы уклонения от уплаты налогов физическими лицами:

а) непредставление к указанному сроку декларации о доходах в случае, когда подача декларации является обязательной;

б) включение в декларацию заведомо ложных искаженных сведений о доходах и расходах в крупных и особо крупных размерах.

Декларация является основанием для начисления и уплаты подоходного налога. Это документ установленного образца, который подается в налоговый орган по месту жительства физическим лицом, имеющим основное место работы к отчетному периоду и получившим доход. В состав совокупного дохода, облагаемого налогом, включается стоимость материальных благ, предоставленных предприятиями, доходы от выполненных работ, по гражданско-правовым сделкам (договорам), от сдачи в аренду жилья, автотранспорта, гаражей, а также от индивидуальной предпринимательской деятельности (без образования юридического лица).

Декларация сдается в налоговый орган на 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, но не позднее 30 апреля. Сроки предоставления декларации указаны в ч. 2 ст. 119 НК РФ.

Преступление считается оконченным с момента истечения срока, установленного для подачи декларации.

Что касается второй формы уклонения от уплаты налогов, то включение в декларацию заведомо ложных сведений можно определить как сознательное занижение сведений о фактически полученных доходах или завышения расходов, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу.

Если физическим лицом использованы указанные способы уклонения от уплаты налога, то преступление считается оконченным по истечении месячного срока с момента подачи декларации. Это объясняется тем, что физическим лицам предоставляется право в течение месяца после подачи декларации вносить в нее исправления и дополнения.

Основные способы уклонения от уплаты налогов юридическими лицами излагаются в диспозиции ст. 199 УК РФ.

Действиями при сокрытии прибыли от налогообложения являются:

— завышение в первичных документах данных о материальных затратах, включение в затраты стоимости материалов заказчика, составление подложных документов по списанию материалов на производство, завышение цен на приобретенный товар, сырье, увеличение (фиктивное) затрат на зарплату путем внесения в платежные ведомости подставных и вымышленных лиц;

— завышение в документах учета сведений о материальных затратах, в т.ч. — включенных в документы учета в затраты отчетного периода предполагаемых затрат, стоимости основных средств в стоимости малоценных и быстро изнашивающихся предметов с упрощенным порядком списания.

Читайте так же:  Налоговая проверка автомобиля

Также используют способы занижения в первичных докумен­тах данных о выручке:

—занижение количества приобретенных товаров;

—занижение цены реализации товаров;

—оплата услуг товаром (черный бартер);

—указание в документах несуществующих торговых точек;

—уменьшение величины доходов за сдачу в аренду основных средств (помещений, станков, автотранспорта);

—покупка и реализация товарно-материальных ценности наличный расчет из неучтенных денежных средств («черный нал»).

| следующая лекция ==>
Обстановка совершения преступления | Типичные следы преступления

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 546 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проблемы определения размера ущерба при уклонении от уплаты налогов и сборов

«Налоги и налогообложение», 2007, N 5

Нормативное определение размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов необходимо прежде всего для отграничения уголовной от налоговой и административной ответственности за аналогичные или сходные по объективной стороне нарушения законодательства о налогах и сборах.

Ущерб от налогового преступления в форме уклонения от уплаты налогов и сборов равен сумме неуплаченного налога и сбора. Размер начисленных пеней и штрафов на возникшую налоговую задолженность не влияет на изменение размера ущерба.

В настоящее время по налоговым преступлениям, предусмотренным ст. 198 и ст. 199 УК РФ, размер ущерба, нанесенного преступным посягательством, определяется за период, составляющий три финансовых года, идущих подряд.

Понятие финансового года содержится в положениях ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает, что один финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Законодатель допускает возможность суммирования ущерба, нанесенного в результате:

  • уклонения от уплаты различных видов налогов и сборов, в том числе федерального, регионального и местного уровней, а также налогов, предусмотренных специальным налоговым режимом;
  • уклонения от уплаты налогов и сборов в течение нескольких налоговых периодов в пределах трех финансовых лет.

Напомним, что в настоящее время ни по одному из налогов не предусмотрен налоговый период, превышающий календарный год. Следовательно, момент окончания налогового преступления лишь косвенно связан с истечением срока налогового периода. Сроком окончания налогового преступления может быть признана дата фактической неуплаты налога, но только в том случае, если выполняется условие об имеющем место крупном или особо крупном размере нанесенного ущерба.

Кстати, благодаря действующему порядку расчета ущерба, нанесенного налоговым преступлением, неизбежно должны возникнуть проблемы с привлечением к уголовной ответственности налогоплательщика, существующего менее трех лет. В первую очередь это касается организаций, но может быть применено и по отношению к индивидуальным предпринимателям. Раз налогоплательщик осуществляет деятельность менее трех лет, то невозможно и определить сумму не уплаченных им налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет. Как минимум это означает невозможность правильного ответа на вопрос, совершено налоговое преступление в крупном или особо крупном размере.

По мнению Пленума ВС РФ , ответственность за преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ либо ст. 199 УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты.

О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 // Российская газета. 2006. 31 дек. N 297.

Данное утверждение небесспорно. Это в косвенной форме признает и сама судебная инстанция, указывая, что уголовная ответственность «может», а не «должна» наступить. На практике воспользоваться данным советом будет весьма непросто. Допустим, что за один налоговый период произошло уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Этот факт был установлен, но деятельность налогоплательщика за предыдущие налоговые периоды (или по другим налогам) не проверялась. Вправе ли суд привлечь виновное лицо к уголовной ответственности либо он должен отправить дело на дополнительное расследование с целью установления, не имел ли место факт нанесения преступным посягательством особо крупного ущерба?

По нашему мнению, следовать указанному разъяснению Пленума ВС РФ можно только в том случае, если по результатам отдельного налогового периода было установлено, что виновное лицо уклонилось от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере и размер нанесенного преступлением ущерба превышает соответствующий абсолютный показатель, зафиксированный в примечании к ст. 198 или ст. 199 УК РФ.

Для целей привлечения к ответственности по ст. 198 УК РФ особо крупным размером безусловно признается сумма неуплаченных налогов и (или) сборов, превышающая 1,5 млн руб., а для ст. 199 УК РФ — 7,5 млн руб.

Привлечение к уголовной ответственности по результатам одного налогового периода во всех остальных случаях представляется весьма затруднительным. Судебная инстанция в таком случае не сможет доподлинно установить, имело ли место уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере, так как для этого необходимо рассчитать долю неуплаченных налогов и (или) сборов в сумме подлежащих уплате в течение 3 финансовых лет.

Прямое подтверждение сделанному нами выводу можно найти в п. 12 упоминаемого разъяснения Пленума ВС РФ: «При исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов надлежит складывать как сумму налогов (в том числе по каждому их виду), так и сумму сборов, которые не были уплачены за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом следует учитывать лишь суммы тех налогов и (или) сборов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов по видам налогов и (или) сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли.

Конкретная сумма неуплаченных налогов и (или) сборов (как обязательный признак состава преступления) должна быть рассчитана исходя из примечания к статье 198 УК РФ или из примечания к статье 199 УК РФ. Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10% или свыше 20%), необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд, если такая сумма составила: по статье 198 УК РФ — соответственно более ста тысяч рублей и более пятисот тысяч рублей, по статье 199 УК РФ — соответственно более пятисот тысяч рублей и более двух миллионов пятисот тысяч рублей. Выявленная сумма неуплаченных налогов (сборов) должна включаться в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате».

Читайте так же:  Проводки бюджет возврат госпошлины

Правда, уже в следующем абзаце разъяснения представители высшей судебной инстанции допускают серьезную ошибку: «Порядок определения неуплаченной доли налогов (сборов) не относится к случаям, когда крупный или особо крупный размер составляет более трехсот тысяч рублей или более одного миллиона пятисот тысяч рублей для соответствующих частей статьи 198 УК РФ и соответственно более одного миллиона пятисот тысяч рублей или семи миллионов пятисот тысяч рублей для соответствующих частей статьи 199 УК РФ».

Данное пояснение, как мы уже указывали выше, применимо только к случаям особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и сборов. Если же сумма уклонения от уплаты налогов и сборов превысила соответствующий максимальный показатель, установленный для крупного размера уклонения, то прежде чем признать налоговое преступление совершенным в крупном размере, суду необходимо проверить, не имеется ли в действиях нарушителя признаков нанесения ущерба в особо крупном размере, а значит, суду все равно понадобится расчет неуплаченной доли налогов (сборов).

Уклонение от уплаты налогов: УК РФ

uklonenie_ot_uplaty_nalogov.jpg

Похожие публикации

Уклонение от уплаты налогов в РФ может относиться не только к административным правонарушениям, но и к группе уголовных преступлений, регламентированных статьями Уголовного кодекса. Действие норм УК РФ начинается в ситуациях, когда размер налогового долга перед бюджетом любого уровня становится значимым – т.е. ущерб нанесен в крупном или особо крупном размере. Мера ответственности присуждается по завершении судебного разбирательства по конкретному правонарушению.

Под действие законодательных норм об уклонении от выполнения обязательств налогоплательщика попадают такие действия:

  • несдача налоговой декларации, представление которой является обязательным;
  • отражение в декларации или других отчетных документах заведомо недостоверных данных (умышленное занижение налогооблагаемой базы);
  • неуплата налога в бюджет после крайней даты погашения начисленных фискальных обязательств.

Уклонение от уплаты налогов УК расценивает как основание для привлечения к ответственности, если соблюдены условия о крупном размере нанесенного государству ущерба и в действиях нарушителя выявлен умысел. Если же проступок обусловлен влиянием внешних факторов, налогоплательщик не имел намерения занизить доходы или сумму налога, скрыть прибыль от контролирующих органов, применяются нормы налоговой и административной ответственности.

Освобождение от уголовного наказания возможно, если:

  • преступление было совершено впервые;
  • вся задолженность и связанные с ней пени, штрафные взыскания были погашены налогоплательщиком добровольно;
  • истекли сроки давности (ст. 78 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов физическим лицом

Наказания за налоговые правонарушения применяются к физическим лицам при условии, что гражданин является дееспособным. Нормы ответственности и меры воздействия на виновных лиц прописаны в ст. 198 УК РФ. Размеры штрафов одинаковы как для лиц со статусом ИП, так и для граждан, не занимающихся коммерческой деятельностью.

За что человек может быть наказан по ст. 198 УК РФ:

  • неподача в установленные Налоговым кодексом сроки обязательных для него декларационных форм (например, 3-НДФЛ);
  • несдача расчета по страхвзносам или налоговым платежам;
  • отражение в отчетной или декларационной документации ложных сведений, в результате чего были искажены (занижены) данные о сумме налоговых обязательств, а бюджету нанесен материальный ущерб.

Как крупный ущерб классифицируется урон бюджету, равный 900 тыс. руб. и более совокупно за 3 года подряд. Дополнительное условие – доля неуплаченных налогов в общем размере налоговых обязательств более 10%. Если неуплата налоговых платежей и страховых взносов составила в сумме от 2,7 млн. руб., такой ущерб признается крупным без дополнительных условий.

Уклонение от уплаты налогов при сумме долговых обязательств от 4,5 млн. руб. (долг за трехлетний интервал, если соблюдено 20-типроцентное ограничение по доле задолженности от общей величины исчисленных налогов). Сумма неуплаты от 13,5 млн. руб. признается особо крупным ущербом безоговорочно.

По 198 ст. уклонение от уплаты налогов и другие проступки, перечисленные выше, караются штрафом, величина которого может варьироваться в диапазоне от 100 до 300 тыс. руб. Альтернативным способом наказания может стать взыскание зарплаты (или иных доходов) с виновного лица, которая начислена за годовой или двухлетний период. Другой вариант – привлечение человека к принудительным работам, длительность таких работ может быть до года. Более жесткой мерой воздействия является арест, длящийся до полугода, или лишение свободы (максимум на год).

Если ущерб по 198 ст. УК (уклонение от уплаты налогов) будет признан особо крупным, сумма штрафа увеличивается до 200-500 тыс. руб. Когда взыскание рассчитывается по заработной плате виновного лица, за основу при определении размера штрафа принимается доход виновного за 18-36 месяцев. Если суд принял решение о необходимости привлечения осужденного к принудительным работам, срок их может достигать 3 лет, на аналогичный период допускается и лишение свободы.

Уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом

Юридические лица при несдаче деклараций или умышленном искажении данных в отчетности также являются нарушителями налогового законодательства. При определении меры уголовного наказания учитывается, что для предприятий размеры крупного и особо крупного ущерба государству могут быть больше, чем для физических лиц (ст. 199 УК РФ):

  • Крупный размер – от 5 млн руб. задолженности за трехлетний период при доле неуплаченных налогов более 25%.
  • Уклонение от уплаты налогов УК РФ квалифицирует как нанесение крупногоущерба бюджету, если размер урона превысил 15 млн руб. без дополнительных условий.
  • Особо крупный объем ущерба – от 15 млн руб. за три года, идущих подряд в календарном исчислении (дополнительное условие – доля неуплаченных обязательств более 50%).
  • Особо крупным ущербом (без оговорок) считается неуплата в бюджет налогов и сборов на сумму от 45 млн руб.

При уклонении от налогов юридическим лицом денежные средства взыскиваются не с предприятия, а с виновных в этом граждан, так как уголовные дела заводятся только на физлиц.

Уклонение от уплаты в крупном размере может привести к назначению штрафа в сумме 100-300 тыс. руб. В качестве альтернативы размер штрафной санкции может быть приравнен к заработку виновного за 1-2 года. Если назначаются принудительные работы или лишение свободы (максимальный срок составляет 2 года), дополнительно может выноситься решение о лишении права в приеме на определенные категории должностей или о занятии определенной деятельностью (ограничение будет действовать до 3 лет). Если мерой воздействия на виновных лиц является арест, период нахождения под арестом не превышает полугода.

Читайте так же:  Когда можно подавать на налоговый вычет

Если вышеуказанное преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, либо при особо крупной величине ущерба, нанесенного государству в результате уклонения от уплаты налогов, 199 ст. УК предписывает назначение виновным штрафа в сумме 200-500 тыс. руб. (если ориентироваться на зарплатные доходы виновного, максимальный размер взыскания будет равен заработку за 1-3 года). Принудительные работы могут назначаться на срок до 5 лет. Период лишения свободы может достигать 6 лет. В качестве дополнительной меры суд может на 3 года лишить человека возможности трудоустраиваться на определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Глава 7. Уклонение от налогов

Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. В результате недостаточно финансируется общественный сектор хозяйства из-за сокращения поступления средств в государственный бюджет; нарушаются правила честной конкуренции; происходит получение выгод уклоняющимися от налогов; растет коррупция; капиталы, полученные в результате уклонения от налогов, уходят за рубеж.

Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов важно выяснить, почему значительная часть налогоплательщиков делает выбор в его пользу, каковы причины уклонения от налогов.

По своей экономической сущности налоги выступают в качестве не столько принудительного отчуждения имущества, сколько добровольных платежей за требуемые каждому гражданину общественные блага. Однако на практике добровольная реализация подобного решения затруднена по нескольким причинам.

Во-первых, возникает проблема «безбилетника». Некоторые индивиды могут считать целесообразным уклоняться от уплаты налогов, надеясь на то, что их действия в составе большой группы налогоплательщиков останутся незамеченными и не повлияют на решение других об уплате налогов и, следовательно, не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.

Во-вторых, по техническим причинам принятие решений в больших группах на основе единогласия невозможно. Что же касается правила большинства, то оно создает объективные предпосылки для налоговой дискриминации и побуждает пострадавших налогоплательщиков к уклонению от участия в финансировании общественных расходов по соображениям и социальной справедливости, и экономической эффективности.

В переходных экономиках положение усугубляется такими типичными для них явлениями, как неэффективность демократических институтов, слабая защита собственности и контрактов, коррупция, проведение фискальной политики в пользу узких групп интересов, неадекватное регулирование предпринимательской деятельности. Поэтому в данных условиях естественной реакцией налогоплательщиков выступает оппортунистический тип поведения, при котором они воспринимают налоги как наказание и минимизируют участие в финансировании общественных товаров.

Предприниматели руководствуются не абстрактными сравнениями пользы государства и потерь от налогообложения, а вполне конкретными соображениями о величине риска: насколько сумма налога выше, чем санкции за уклонение от него. Если последствия уклонения не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения невелика, то большинство предпринимателей предпочтет уйти от налогов или минимизировать их, воспользовав-шись слабыми местами и противоречиями в налоговом законодательстве или в технике взимания налогов (не случайно на книжном рынке пользуются повышен ным спросом книги о том, как «законными» методами уменьшить налоговые выплаты).

Таким образом, уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его нарушения и слабость контроля. А распространенные утверждения, будто основная причина заключается в слишком высоких налогах, не вполне обоснованны. Хотя действительно существует предельный уровень налогообложения, который может привести к свертыванию экономической деятельности.

Рассматривая мотивы уклонения от налогов, необходимо остановиться на различиях между «новыми русскими» и директорами бывших советских предприятий. Предприниматели из «новых русских», вышедшие из полукриминального кооперативного движения последних предреформенных лет, не желают платить налоги по психологическим мотивам. Они никогда ничего не платили государству, этому противится их криминальная философия и предпринимательская натура. Нужно время, чтобы они осознали необходимость быть законопослушными гражданами, хотя бы для того, чтобы обрести право требовать от государства законной защиты своей собственности. Чем быстрее будет крепнуть госу-дарство, включая налоговый контроль, тем раньше про-изойдет их психологическое созревание.

Директора бывших советских предприятий быстро освоили опыт неуплаты налогов. Но директора пользовались защитой и помощью государства, у них были иные мотивы для неуплаты налогов. Например, предприятия ВПК страдают от отсутствия средств из-за резкого сокращения государственных закупок, а во многих случаях от неумения и нежелания быстро перестроить производство на выпуск конкурентоспособной, нужной рынку и населению продукции. Многие управляющие разворовывают активы своих предприятий и ожидать от них расширения производства и, следовательно, увели-чения налоговой базы наивно, если они сами не станут собственниками руководимых ими государственных предприятий.

Особая ситуация с естественными монополиями, которые платят или не платят налоги по договоренности с государством. Объясняется это тем, что не только они должны государству, но и оно им должно (за поставки тепла, электроэнергии государственным учреждениям, за транспортные услуги, оказываемые по решению властей) .

Основные виды уклонения от налогов

Уклонение от налогов — это форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на две группы: правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся стратегии офи-циального освобождения от налоговых платежей. К не-правомерным — нелегальная деятельность и сокрытие легальной деятельности.

Уклонение от налогов предполагает построение специфических моделей, в которых создаются многообразные схемы уклонения и ухода от налогообложения. Они опираются на три основные стратегии (см. рис. 7-1).

Рис. 7-1. Стратегии уклонения от налогов

Первая стратегия связана с нелегальной хозяйственной деятельностью. Она реализуется в случае отказа от легализации деятельности (от регистрации предприятия, использования его расчетного счета) или сокрытия части производящих мощностей на легализованных предпри-

Видео (кликните для воспроизведения).

ятиях. Результаты этой деятельности, естественно, не поддаются налоговому учету.

Источники

Формы уклонения от уплаты налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here