Формы финансового бюджетного контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Формы финансового бюджетного контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

http://base.garant.ru/12112604/0a6fda841ffb8946e017bd31280e68c1/

Виды, формы и методы бюджетного контроля

I. В зависимости от времени проведения различают три основные формы бюджетного контроля:

1. Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, т.е. до реального движения финансовых средств. Его проводят при составлении проектов бюджетов, разработке программ, инвестиционных планов и. т. д. Это позволяет заранее предупредить возможные нарушения бюджетной дисциплины, неправильное и нерациональное расходование средств, выявить резервы. Осуществляют предварительный контроль специальные подразделения органов власти.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Предварительный бюджетный контроль проводится при составлении проектов бюджета, а также проектов смет и расчетов к бюджету.

1) проверки фрагментов реестра расходных обязательств, представляемых главными распорядителями средств бюджета по форме и в сроки, установленные Правительством;

2) проверки обоснованности расчетов по каждому направлению и видам расходов, включаемых в ведомственную и функциональную структуру расходов бюджета, а также по каждой группе источников финансирования дефицита бюджета;

3) проверки обоснованности расчетов прогноза доходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные нормативными правовыми актами Правительства о разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

2. Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения денежных сделок, бюджетных операций, выдачи ссуд, субсидий и. т. д.

Текущий контроль осуществляется: 1) в ходе финансирования (всех видов) из бюджета; 2) при анализе отчетности; 3) при проверке правильности перечисления средств со счетов бюджета на счета распорядителей бюджетных средств.

Цель контроля — предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполнителями является большое число государственных структур. Основной принцип текущего контроля — поддержание системы обратной связи.

1) за обоснованностью списания средств со счета бюджета в части:

— непревышения кассовых выплат, осуществляемых получателями средств бюджета, доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований по кодам операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации;

— непревышения кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита бюджета, доведенных до них бюджетных ассигнований;

— соответствия показателям кассового плана;

— постановки на учет бюджетных обязательств получателей средств государственного бюджета в соответствии с правилами учета бюджетных обязательств получателей средств государственного бюджета, утвержденным Министерством финансов РФ;

— наличия у получателя средств государственного бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств.

Данный вид финансового контроля осуществляется автоматически и путем проверки:

представленных документов, служащих основанием для постановки на учет бюджетных обязательств получателей средств государственного бюджета;

— соответствия представленных платежных и иных подтверждающих документов, необходимых для совершения расходов, требованиям бюджетного законодательства;

— соответствия содержания проводимых операций коду операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, указанных в платежных документах получателей средств бюджета;

— наличия документов, подтверждающих целевое использование средств и проведение процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд;

2) за операциями со средствами государственного бюджета главных распорядителей и получателей средств государственного бюджета, органов местного самоуправления муниципальных образований в части межбюджетных трансфертов путем проведения проверок своевременности и сопоставимости представленных отчетных данных и иной информации по использованию средств государственного бюджета;

3) за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий, условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств государственного бюджета путем проведения проверок получателей бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий РФ;

4) за осуществлением главными администраторами доходов государственного бюджета РФ полномочий главного администратора доходов бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

3. Заключительный (последующий) контроль проводится после осуществления денежных операций на основе учетной и отчетной документации с целью проверки правильности, своевременности и целесообразности расходов, полноты и своевременности получения доходов.

Последующий бюджетный контроль проводится по мере поступления доходов в бюджет и финансирования из бюджета. При этом проверяются отчеты об исполнении бюджетов, проводятся ревизии финансово-хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса.

Читайте так же:  Виды налогов на недвижимость

1) за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета;

2) за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств государственного бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, субсидий и инвестиций, предоставляемых из государственного бюджета;

3) за исполнением бюджетных смет;

4) за обоснованностью операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

5) за обеспечением сохранности денежных средств, материальных ценностей и иного имущества;

6) за обоснованностью произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

7) за достоверностью и своевременностью исполнения государственных контрактов;

8) за достоверностью объемов и качества достигнутых результатов, а также обоснованностью и достоверностью расходов на их достижение;

9) за эффективным использованием государственного имущества РФ, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступлением доходов от использования материальных ценностей, находящихся в собственности РФ;

10) за соблюдением финансовой дисциплины, состоянием и правильностью ведения бухгалтерского (бюджетного) учета;

11) за своевременностью, правильностью составления и достоверностью бухгалтерской (бюджетной) и финансовой отчетности;

12) за устранением ранее выявленных нарушений.

II. В зависимости от субъекта, осуществляющего бюджетный контроль, различают:

1) Государственный контроль — проводится органами государственной представительной и исполнительной власти, его главная цель — обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности и, прежде всего, при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

2) Ведомственный контроль — осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

3) Внутрихозяйственный контроль — проводится экономическими и финансовыми службами организаций, его объект — хозяйственная и финансовая деятельность;

4) Общественный контроль — осуществляют неправительственные организации и граждане, его объект зависит от поставленной задачи;

5) Независимый контроль — проводится специальными органами: аудиторскими фирмами.

III. В зависимости от источников используемой информации контроль подразделяется на:

1. Документальный контроль проводится на основании первичных документов, реестров бухгалтерского учета, сметы расходов бюджетных организаций и расчетов к ним, а также иной документации.

Основные приемы документального контроля:

— Формальная и арифметическая проверка документов;

— Встречная проверка документов или записей;

— Юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных хозяйственных операций;

— Сплошное и выборочное наблюдение;

— Приемы экономического анализа;

2. Фактический контроль

Основные приемы фактического контроля:

— Инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;

— Экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов и денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств;

— Визуальное наблюдение (контрольные обмеры, взвешивания);

— Проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

Методами проведения финансового контроля являются:

— проверки (камеральная, выездная) — производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов; в ходе них выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению;

— обследования — охватывают отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений; при обследованиях осуществляются контрольные обмеры выполненных работ, расхода ресурсов, а также проводятся опросы, наблюдения, инспекции;

— надзор — производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. (он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии);

— экономический анализ — как разновидность бюджетного контроля предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;

— наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль за состоянием бюджетов;

— ревизия — взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии по полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта бывают: полная, частичная (отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности), комплексная и тематическая;

— сверка — контрольное действие по сопоставлению фактически применяемых нормативов с нормативами, предусмотренными бюджетным законодательством, отчетных данных с данными первичных учетных документов.

Бюджетный контроль: сущность и значение

Бюджетный контроль в РФ имеет две формы:

— административную – (осуществляют: Федеральное казначейство РФ, Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления, главные распорядители бюджетных средств, главные бухгалтеры бюджетных учреждений);

— парламентскую – Счетная палата:

В сферу компетенции Счетной палаты входит:

1. Контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

2. Определение обоснованности и целесообразности государственных расходов и использования федеральной собственности;

3. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов связанных с финансированием за счет средств федерального бюджета;

4. Контроль за законностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных целевых фондов в финансово-кредитных учреждениях России;

5. Контроль за управлением и обслуживанием государственного внутреннего и государственного внешнего долга, а также за законностью и эффективностью реализации иностранных кредитов и займов.

Его сущность – проверка исполнения бюджетов всех уровней: от федерального до местного.

Бюджетный контроль имеет очень важное значение в деле:

1) обеспечения правильного расходования бюджетных средств в соответствии с выполнением целевых программ;

2) предупреждения излишеств в расходовании бюджетных средств;

3) укрепления финансовой дисциплины.

| следующая лекция ==>
И деятельность Счетной палаты РФ | Исполнительной власти

Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 1450 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/9-36107.html

Понятие бюджетного контроля

Бюджетный контроль — вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.Бюджетный контроль — составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений.

Читайте так же:  Образец заявления на выплату имущественного налогового вычета

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль.

По времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 265) выделяет следующие виды бюджетного контроля:

а)предварительный контроль- осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проекта бюджета по основным бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных правонарушений;

б) текущий контроль — осуществляемый при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Текущий (оперативный) контроль ежедневно проводится финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;

Видео (кликните для воспроизведения).

в) последующий контроль — осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период;

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

Органы Исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять всю запрашиваемую у них информацию по бюджетным вопросам, в свою очередь МИН ФИН РФ, Фед. казначейство , фин органы субъекты РФ и местных образований, главные распорядители и распорядители бюд. средств в праве сами осущ. бюдж.контроль. МИН ФИН РФ — осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями , распорядителями и получателями бюджетных средств. МИН ФИН так же организует проверки и ревизии юр. лиц, получателей гарантии правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО — осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюд.средств кредитных организаций и др.участников бюджетного процесса взаимодействует с др. фед-ми органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля.

По субъектам бюджетного контроля выделяется:

а) государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной власти в интересах общества и государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга. Основным критерием данного контроля является бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности госуд а рства * (161). Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход.

В рамках государственного финансового контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль. Данные виды финансового контроля позволяют функционировать основополагающему принципу разделения властей, определенному Конституцией Российской Федерации при осуществлении особого метода государственного финансового контроля, — аудита бюджета.

К внутреннему государственному финансовому контролю следует отнести финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.

Внешний государственный финансовый контроль — это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемый «извне» по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;

б) негосударственный бюджетный контроль, проводимый организациями и физическими лицами, заинтересованными в своевременном и полном получении бюджетных средств. К таковым можно отнести бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/4_69814_ponyatie-byudzhetnogo-kontrolya.html

Формы и методы бюджетно-финансового контроля

Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие формы бюджетно-финансового контроля:

1) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете, а также других законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам;

2) текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

3) последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату отчет об исполнении федерального бюджета. Отчет за прошедший финансовый год представляется в форме федерального закона и соответствует структуре и бюджетной классификации утвержденного федерального бюджета. Одновременно на утверждение вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Счетная Палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение полутора месяцев после представления отчета в Государственную Думу. При этом используются результаты проведенных проверок и ревизий. По окончании проверки выносится заключение Счетной Палаты, которое включает:

• заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета. При этом раскрываются суммы кассовых расходов, использованных по целевому назначению, а также случаи нецелевого использования бюджетных средств. Выявляются руководители органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявшие решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностные лица Федерального казначейства, допустившие осуществление таких платежей;

• заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым допущен перерасход средств федерального бюджета, также с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших данные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

• заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

• анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

Читайте так же:  Налоговая декларация подоходный налог

• анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;

• анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

• анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

• иные материалы, определенные постановлениями Государственной Думы или Совета Федерации.

Руководители и аудиторы Счетной Палаты несут ответственность за полноту и достоверность фактов и сведений, содержащихся в заключении.

http://students-library.com/library/read/1648-formy-i-metody-budzetno-finansovogo-kontrola

Формы, виды и методы бюджетного контроля

В зависимости от времени проведения различают три основные формы бюджетного контроля.

• Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, т.е.

• Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе со­вершения денежных сделок, бюджетных операций, выдачи ссуд, суб­сидий и т.д. Он ведется, как правило, в организациях и сводится к кон­тролю процесса деятельности и результатов труда. Цель контроля — предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расхо­довании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевремен­ности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполните­лями являются большинство государственных структур. Основной принцип текущего контроля — поддержание системы обратной связи.

• Заключительный (последующий) контроль проводится после осуществления денежных операций на основе учетной и отчетной документации с целью проверки правильности, своевременности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступле­ния доходов. Механизм — открытая обратная связь. Контроль про­изводится в основном специальными органами власти.

Все три формы контроля органически взаимосвязаны и взаимо­зависимы.

В зависимости от субъекта, осуществляющего бюджетный кон­троль, различают:

1) государственный контроль — проводится органами государст­венной представительной и исполнительной власти, его главная цель —

обеспечение интересов государства в рамках функционирования госу­дарственной собственности (бюджета, государственного экономиче­ского сектора, инфраструктуры и т.д.) и прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

2) ведомственный контроль — осуществляется контрольно­ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

3) внутрихозяйственный контроль — проводится экономиче­скими и финансовыми службами организаций, его объект — хозяй­ственная и финансовая деятельность;

4) общественный контроль — осуществляют неправительствен­ные организации и граждане, его объект зависит от поставленной задачи;

5) независимый контроль — проводится специальными органа­ми: аудиторскими фирмами.

В зависимости от сферы бюджетной деятельности различают инве­стиционный, налоговый, кредитный, валютный и другие виды контроля.

Методами проведения финансового контроля являются:

• проверки — производятся по отдельным вопросам финансо­во-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов; в ходе них выявляются нарушения финан­совой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению;

• обследования — охватывают отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений; при обследованиях осуществляются кон­трольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии, а также проводятся опросы, наблюдения, инспекции и т.д.;

• надзор — производится контролирующими органами за эко­номическими субъектами, получившими лицензию на определен­ный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др.

• экономический анализ как разновидность бюджетного кон­троля — предполагает детальное изучение периодической или годо­вой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;

• наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль за состоя­нием бюджетов;

• ревизия — взаимосвязанный комплекс проверок финансово­хозяйственной деятельности организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля;

это основная форма бюджетного контроля, предназначенная для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственный: операций, проверки соблюдения бюджетной дисциплины, достоверности данных бухгал­терского учета и отчетности, т.е. для выявления нарушений и не­достатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии классифицируются следующим образом:

• полная — предусматривает проверку всех сторон финансово­хозяйственной деятельности объекта контроля;

• частичная — проводится для проверки отдельный: сторон или участков финансово -хозяйственной деятельности хозяйствую­щих субъектов;

является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную и финансовую деятельно — сти субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного ис­пользования материальный:, трудовык и финансовый: ресурсов, каче­ства состояния бухгалтерского учета и отчетности;

• тематическая — проводится на определенную тему по дея­тельности однотипных организаций, что позволяет выявить типич­ные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени охвата финансовых операций различа­ют ревизии:

• сплошные — предполагают проверку всех операций на опре­деленном участке деятельности за весь проверяемый период;

• выборочные — это проверка определенной части первичнык документов за тот или иной промежуток времени; как правило, про­веряют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений перехо­дят к сплошной ревизии;

• комбинированные — предусматривают проверку одних участ­ков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осу­ществляющие крупные хозяйственные операции.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по кото­рому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответствен­ности.

Бюджетный контроль следует понимать и в широком и в узком смысле. В первом он охватывает контрольную деятельность всех субъектов общества за функционированием общественного денеж­ного фонда и называется общественным (национальным) бюджет­ным контролем. В узком смысле он сводится исключительно к кон­

трольной деятельности государственных органов власти и представ­ляет собой государственный бюджетный контроль.

Государственный бюджетный контроль включает непосредст­венный контроль финансового состояния всех структур государст­венной бюджетной системы и косвенный контроль состояния дру­гих частей финансовой системы общества. Он осуществляется в процессе разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, а также через мониторинг фи­нансовой деятельности граждан и негосударственных организаций. Косвенный бюджетный контроль негосударственной сферы эконо­мики затрагивает весь спектр финансовой деятельности субъектов: выполнение денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности и т.д. В связи с этим огромное практическое значение имеет организация госу­дарственных контрольных структур и определение их полномочий.

Читайте так же:  Когда подавать заявление на возврат налогового вычета

http://all-sci.net/byudjet_850/formyi-vidyi-metodyi-byudjetnogo-56539.html

Формы финансового бюджетного контроля

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Виды, формы и методы государственного финансового контроля в бюджетной сфере

Ильин Александр Юрьевич, заместитель заведующего кафедрой финансового и налогового права юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Царева Ольга Евгеньевна, доцент кафедры финансовое и налоговое право юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Андреев Сергей Андреевич, старший преподаватель кафедры финансового и налогового права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В статье рассматривается сущностный подход к финансовому контролю в бюджетной сфере, особенности контроля в финансово-бюджетной сфере, а также критерии отбора объектов контроля, влияющие на повышение эффективности и результативности соблюдения финансовой дисциплины при расходовании бюджетных средств.

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетная сфера, государство и муниципальные образования, правовые принципы, проверка, ревизия, риск-ориентированный подход.

Types, Forms and Methods of State Financial Control in the Budget Field
A.Y. Ilyin, O.E. Tsareva, S.A. Andreev

Ilyin Alexander Yu., Deputy Head of the Department of Financial and Tax Law of the Law Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Tsareva Olga E., Assistant Professor of the Department of Financial and Tax Law, of the Law Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Andreev Sergey A., Senior Lecturer of the Department of Financial and Tax Law of the Financial University, under the Government of the Russian Federation.

The article considers the approach of essence to financial control in the budget area, features of the control in the financial budget area, and also criteria for selection of the control objects, influencing increase in efficiency and performance of observing financial discipline, while spending budget funds.

Key words: financial control, budget area, state and municipal formations, legal principles, verification, revision, risk-oriented approach.

Одной из главных составляющих системы государственного управления, в том числе управления государственными и негосударственными финансами, является финансовый контроль.
В настоящее время происходит системный переход от осуществления общего финансового контроля к контролю в отдельных сферах финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В настоящее время большое внимание уделяется финансовому контролю в бюджетной сфере. Контроль в этой сфере направлен на повышение эффективности и результативности соблюдения финансовой дисциплины при расходовании бюджетных средств.

Сущность финансового контроля в бюджетной сфере выражается в соблюдении установленного правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности публичных органов власти, предприятий, учреждений и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в части расходования денежных средств.

Эффективность контроля в финансово-бюджетной сфере во многом зависит от правильного выбора его видов, форм и методов. Оптимальные их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями достигать наилучших результатов при осуществлении контрольных мероприятий, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. Некоторые из них облекаются в форму ведомственных нормативных правовых актов, административных регламентов (указаний) , методических рекомендаций. В своей совокупности они и составляют методическую основу финансового контроля в бюджетной сфере. В этой связи следует отметить, что успех контрольной деятельности в бюджетной сфере во многом зависит от качества методик, рекомендуемых для использования должностными лицами органов государственного финансового контроля.
——————————–
См., например: Приказ Минфина России от 20 марта 2014 г. N 18н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере».

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет следующие виды государственного финансового контроля в бюджетной сфере:
— внешний контроль;
— внутренний контроль;
— предварительный контроль;
— последующий контроль.
Внешний государственный финансовый контроль в бюджетной сфере осуществляется соответственно Счетной палатой Российской Федерации , контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований .
——————————–
См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. 8 апр. N 14. Ст. 1649.
См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в ред. от 4 марта 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. 14 февр. N 7. Ст. 903.

Внутренний государственный финансовый контроль в бюджетной сфере осуществляется Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Цель предварительного контроля — предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Последующий контроль направлен на установление законности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, достоверности учета и отчетности.

Традиционным видом контроля в финансово-бюджетной сфере до недавнего времени считался последующий контроль. Но в связи с принятием в последнее время новых законодательных актов, в которых введена новая компетенция органов финансового контроля, на практике используется назначение мероприятий по предварительному контролю. При этом существует особенность отнесения контрольных мероприятий к предварительному и последующему контролю.

В первую очередь это касается организации контроля в сфере закупок. В этой связи под предварительным контролем в таких случаях понимается осуществление контрольных мероприятий при планировании закупок субъектами контроля в целях предупреждения и пресечения нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При назначении контрольных мероприятий по предварительному контролю сроки его проведения определяются исходя из необходимости его осуществления в период с даты опубликования плана-графика закупок и до даты размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения федеральных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях до направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В случаях заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если размещение извещения об осуществлении таких закупок не предусмотрено ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе, предварительный контроль осуществляется в период с момента опубликования плана-графика закупок и до момента заключения контракта.

Читайте так же:  Федеральная таможенная служба финансовый контроль

Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа финансового контроля. В рамках контроля в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с действующим законодательством, она включает в себя исследование информации, документов и материалов, представленных по запросам органов финансового контроля, а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок и (или) обследований, и иных документов и информации об объекте контроля .
——————————–
См.: Приказ Минфина России от 20 марта 2014 г. N 18н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере».

Более эффективной формой финансового контроля в бюджетной сфере является выездная проверка, которая позволяет получить сведения о фактическом финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля. Контрольное мероприятие проводится по месту нахождения объекта контроля, в ходе его проведения в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов .
——————————–
См.: ст. 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 26 декабря 2014 г.) // Российская газета. 2014. 3 дек. N 275.

Необходимо также при выборе формы контрольного мероприятия учитывать, что в соответствии с действующим нормативным регулированием ревизия и обследование возможны к проведению только в рамках проверки исполнения полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.

Ревизия всегда проводится в режиме выездного мероприятия, т.е. по месту нахождения объекта контроля.
В зависимости от выбранной формы контрольного мероприятия устанавливается срок контрольного мероприятия. Так, для ревизии и выездной проверки он составляет 40 либо 30 дней, в зависимости от должностного лица, назначающего мероприятие (руководитель контрольного органа или руководитель территориального органа соответственно). Ревизия и проверка могут быть продлены лицом, их назначившим. В этом случае максимальная продолжительность может составить 60 рабочих дней.
Для обследований срок их проведения зависит от того, в каком порядке они назначаются. В случае если обследование назначается как самостоятельное мероприятие, длительность его составляет, как и у выездной проверки, 40 (30) рабочих дней и с учетом продления — 60 рабочих дней. В том случае, если обследование назначается в рамках проводимых камеральных и выездных проверок (ревизий), срок их проведения составляет не более 20 рабочих дней.

Процедуры проведения контрольных мероприятий, вне зависимости от выбранной органом финансового контроля формы их осуществления, включает ряд обязательных этапов:
а) подготовка и назначение контрольного мероприятия;
б) проведение контрольного мероприятия и оформление его результатов;
в) реализация результатов проведения контрольного мероприятия .
——————————–
Там же.

При осуществлении государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд орган финансового контроля направляет предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. При этом в рамках осуществления контроля соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, а также соблюдения правил нормирования в сфере закупок указанные предписания выдаются до начала закупки. Эти нарушения подлежат устранению в срок, установленный в предписании.

Например, при осуществлении полномочий по контролю за использованием региональными операторами средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, орган финансового контроля направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний. В случае неисполнения представления и (или) предписания орган финансового контроля применяет к лицу, не исполнившему такое представление и (или) предписание, меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, орган финансового контроля направляет в суд исковое заявление о возмещении объектом контроля, должностными лицами которого допущено указанное нарушение, ущерба, причиненного Российской Федерации, и защищает в суде интересы Российской Федерации по этому иску.

В свою очередь, орган финансового контроля при осуществлении контрольных мероприятий должен соблюдать принципы законности, объективности, целесообразности, соразмерности наказания совершенному нарушению.

В связи с этим процессуальная деятельность органа финансового контроля в бюджетной сфере должна строиться на подтверждении фактов нарушения финансового законодательства достаточными, объективными, полученными надлежащим образом доказательствами.
При составлении материалов по результатам финансового контроля в бюджетной сфере должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
Материалы контрольного мероприятия должны включать надлежащим образом оформленные приложения, на которые даются ссылки по результатам проверочных мероприятий (копии документов, письменные пояснения должностных или иных лиц объекта контроля, фото-, аудио- и видеоматериалы).

В документах, составляемых по результатам контрольных мероприятий, не допускаются:
— выводы, предположения, факты, не подтвержденные доказательствами;
— морально-этическая оценка действий должностных либо материально-ответственных или иных лиц объекта контроля;
— помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Поэтому основой соблюдения вышеназванных принципов должна являться: четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности, определения ее границ, методов и форм осуществления, установления правового статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей.

А.Ю. ИЛЬИН, О.Е. ЦАРЕВА, С.А. АНДРЕЕВ

Другие новости и статьи

Запись создана: Пятница, 21 Сентябрь 2018 в 3:37 и находится в рубриках Новости.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.oboznik.ru/?p=51616

Формы финансового бюджетного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here