Финансовый контроль заработной платы

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовый контроль заработной платы" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Обзор зарплат финансовых контролеров

Спрос на финансовых контролеров за последний год увеличился в 2 раза. При этом наблюдается достаточно большой разброс зарплатных предложений. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru выяснил, почему работодатели предлагают столь различные условия для претендентов на позицию финансового контролера.

Среднее зарплатное предложение для финансового контролера составляет 78 000 руб. Однако разброс зарплатных предложений достаточно большой: специалистам с опытом работы от двух лет предлагают от 55 000 до 90 000 руб.

Такая ситуация связана с разным пониманием функций и задач финансового контролера в разных компаниях. В крупных организациях с большим числом бизнес-процессов, каждый из которых так или иначе влияет на финансовые потоки компании, позиция финансового контролера предполагает совершенно другой уровень знаний и другой профессиональный опыт, чем работа в среднем бизнесе. Ведь одна из задач финансового контролера – прогнозировать, как то или иное изменение бизнес-процессов повлияет на финансовую устойчивость компании. Позиция финансового контролера в крупных компаниях является достаточно высокой, уровень оплаты соответствующий. Здесь можно даже ориентироваться на четвертый зарплатный диапазон ( –)

Как правило, чем меньше компания, тем проще охватить одним взглядом все ее бизнес-процессы. Поэтому финансовому контролеру намного легче просчитать последствия того или иного решения в области финансов. Вот почему средний бизнес может позволить себе искать специалиста на меньшую зарплату, соглашаясь при этом с тем, что опыта в определенных вопросах у такого специалиста будет меньше.

В малом бизнесе вакансия финансового контролера вообще является исключением: фактически его функции исполняет главный бухгалтер или генеральный директор.

43% вакансий для финансовых контролеров приходится на компании с численностью более 1000 человек. При этом 21% вакансий содержит требование свободного владения английским языком. Это еще раз подтверждает тот факт, что финансовые контролеры наиболее востребованы в крупных компаниях, особенно, зарубежных. Здесь знание английского языка является необходимым для общения с иностранными коллегами и чтения международных нормативных документов.

Следует отметить, что спрос на финансовых контролеров в последнее время растет: число вакансий за последний год увеличилось в 2 раза. При этом соотношение предложения и спроса установилось на уровне 5,1 резюме на 1 вакансию, что несколько выше среднего по рынку труда (3,2 резюме на 1 вакансию). Однако учитывая разные требования у разных работодателей можно сказать, что большинство из них испытывает сложности при подборе кандидата на должность финансового контролера.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— анализ финансово-хозяйственной деятельности компании;

— бюджетирование и контроль исполнения бюджета;

— контроль правильности составления отчетности РСБУ, МСФО;

— проведение аудита бухгалтерской и финансовой деятельности компании;

— подготовка управленческой отчетности компании;

— подготовка консолидированной отчетности компании.

Среднее зарплатное предложение для финансового контролера в Москве составляет 78 000 руб., в Санкт-Петербурге — 60 000 руб., в Волгограде — 33 000 руб., в Екатеринбурге — 47 000 руб., в Казани и Нижнем Новгороде — 35 000 руб., в Новосибирске и Челябинске — 42 000 руб., в Ростове-на-Дону и Самаре — 38 000 руб., в Омске — 36 000 руб., в Уфе 34 000 руб.

Специалисты, впервые претендующие на должность финансового контролера, должны иметь профильное высшее образование и опыт работы в финансовой сфере не менее 3 лет. Соискателям также необходимо иметь хорошую подготовку в области бухгалтерского и налогового учета, финансового анализа, уверенно владеть специализированными программами: «1C», справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант». Стартовый оклад, на который могут рассчитывать кандидаты без опыта работы, в Москве составляет от до руб., в Санкт-Петербурге – от до руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – от до руб.

Уровень дохода, руб.
(без опыта работы на данной позиции)
Москва 40 000 — 50 000 — Высшее образование (финансовое / экономическое)
— Уверенный пользователь ПК (MS Office, «1C», справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант»)
— Знание основ бухгалтерского и налогового учета, финансового анализа
— Опыт работы в финансовой сфере от 3 лет
Санкт-Петербург 30 000 — 35 000 Волгоград 18 000 — 22 000 Екатеринбург 25 000 — 30 000 Казань 18 000 — 23 000 Нижний Новгород 20 000 — 23 000 Новосибирск 22 000 — 28 000 Ростов-на-Дону 20 000 — 25 000 Омск 20 000 — 24 000 Самара 20 000 — 25 000 Уфа 18 000 — 22 000 Челябинск 22 000 — 28 000

Зарплата практически та же, а вот требований к теоретической и практической подготовке прибавилось – так можно охарактеризовать вакансии для финансовых контролеров со стажем работы около 1 года. Работодатели требуют от кандидатов навыков составления бюджетов, знаний принципов и методов финансового контроля, управленческого учета. Конкурентным преимуществом при трудоустройстве обладают кандидаты, знающие основы МСФО. Верхняя граница зарплатных предложений для финансовых контролеров, соответствующих указанным критериям, в столице и городе на Неве возрастает до руб. и руб. соответственно. В Ростове-на-Дону и Самаре зарплата финансовых контролеров с опытом работы около 1 года может достигать руб. в месяц.

Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 1 года)
Москва 50 000 — 57 000 — Знание принципов и методов финансового контроля
— Знание управленческого учета
— Навыки бюджетирования

Возможное пожелание: знание основ МСФО

Санкт-Петербург 35 000 — 45 000 Волгоград 22 000 — 25 000 Екатеринбург 30 000 — 35 000 Казань 23 000 — 26 000 Нижний Новгород 23 000 — 27 000 Новосибирск 28 000 — 32 000 Ростов-на-Дону 25 000 — 30 000 Омск 24 000 — 27 000 Самара 25 000 — 30 000 Уфа 22 000 — 26 000 Челябинск 28 000 — 32 000
Читайте так же:  Ип оказание услуг какие налоги платит

Заметно выше оклад финансовых контролеров, имеющих уверенные навыки формирования управленческой отчетности, а также анализа и планирования финансовой деятельности. Специалисты со стажем работы более 2 лет зарабатывают в Москве до руб., в северной столице – до руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – до руб.

Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 2 лет)
Москва 57 000 — 90 000 — Навыки анализа и планирования финансовой деятельности
— Опыт формирования управленческой отчетности
Санкт-Петербург 45 000 — 70 000
Волгоград 25 000 — 40 000
Екатеринбург 35 000 — 57 000
Казань 26 000 — 40 000
Нижний Новгород 27 000 — 42 000
Новосибирск 32 000 — 50 000
Ростов-на-Дону 30 000 — 45 000
Омск 27 000 — 43 000
Самара 30 000 — 45 000
Уфа 26 000 — 42 000
Челябинск 32 000 — 50 000

Максимальный оклад финансовым контролерам предлагают зарубежные компании и крупные российские предприятия, имеющие международных партнеров. Такие работодатели заинтересованы в опытных специалистах со стажем работы более 3 лет, в т.ч. не менее 1 года в организациях сходного размера и структуры. Ключевыми требованиями вакансий являются: наличие опыта трансформации отчетности в соответствии с МСФО и свободное владение английским языком. Конкурентным преимуществом обладают специалисты, имеющие профессиональные сертификаты и навыки работы с ERP-системами. Зарплатные предложения для опытных финансовых контролеров в столице достигают руб., в Санкт-Петербурге – руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – руб.

Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 3 лет)
Москва 90 000 — 200 000 — Знание английского языка на разговорном или свободном уровне
— Опыт трансформации отчетности МСФО от 2 лет
— Опыт работы в крупной российской / зарубежной компании на позиции финансового контролера от 1 года

Возможные пожелания:
— навыки работы с ERP-системами
— наличие профессиональных сертификатов

Санкт-Петербург 70 000 — 155 000 Волгоград 40 000 — 90 000 Екатеринбург 57 000 — 130 000 Казань 40 000 — 90 000 Нижний Новгород 42 000 — 95 000 Новосибирск 50 000 — 110 000 Ростов-на-Дону 45 000 — 100 000 Омск 43 000 — 95 000 Самара 45 000 — 100 000 Уфа 42 000 — 95 000 Челябинск 50 000 — 110 000

Портрет соискателя

Согласно исследованию рынка труда, большинство соискателей должности финансового контролера – женщины средних лет с высшим образованием. Мужчин в данной сфере – около 37%. Специалисты в возрасте от 30 до 40 лет составляют 44%. 95% претендентов имеют высшее образование. Свободно владеют английским языком 38% финансовых контролеров.

http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a111/486275.html

Контроль над расчетами по оплате труда

На стадии потребления подконтрольным является преимущественно производственное потребление, связанное с возобновлением и расширением производственных фондов. Функции контроля в обществе с рыночной экономикой состоят в благоприятствовании деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов.

На стадии производства предметом контроля являются все моменты труда как целесообразной деятельности человека: собственно труд, предметы труда и средства труда, изучаемые с точки зрения соблюдения правильности применения утвержденных в установленном порядке финансовых нормативов.

При рыночных условиях хозяйствования поставлена задача дальнейшей активизации социальной политики, усовершенствования, обеспечения обоснованной дифференциации в оплате труда. В связи с этим оплата труда должна быть поставлена в зависимость от конкретного взноса каждого работника в конечные результаты работы.

Правильная организация контроля за расходованием средств на оплату труда есть одна из важных задач ревизии. Действующий контроль за использованием трудовых ресурсов и средств на оплату труда в значительной мере оказывает содействие возрастанию производительности труда, укреплению трудовой дисциплины и эффективному применению установленной системы оплаты труда. В затратах производства заработная плата составляет наибольший удельный вес, а потому проверке расходования средств на оплату труда следует уделить серьезное внимание.

При проведении ревизии осуществляется проверка:

— соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаний из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;

— правильности организации труда, соблюдения установленных расценок, ставок и окладов;

— своевременности и правильности начисления и выплаты заработной платы в соответствии с действующей системой оплаты труда;

— правильности осуществления расчетов с органами социального страхования.

Во время ревизии целесообразно не только обнаружить нарушение и злоупотребление, но и найти резервы экономного расходования средств на заработную плату. Как правило, ревизию оплаты труда осуществляют выборочным способом. Организовывать ее рекомендуется в такой последовательности. Прежде всего, проверяют состояние трудовой дисциплины, организацию труда и ведение личных дел работников. Потом — использование утвержденного фонда заработной платы (штатное расписание, ставки, начисления и выплаты, должностные оклады, расценки, размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных и гарантийных выплат). Затем проверяют состояние учета расчетов с рабочими и служащими относительно оплаты труда и отчислений на социальное страхование.

Основными источниками ревизии заработной платы являются:

— штатные расписания, должностные оклады, тарифные сетки, расценки, нормативы выработки;

— основные формы первичной учетной документации для определения количественного состава работников (приказ или распоряжение о принятии на работу, переведении на другую работу, прекращении трудового договора; личная карточка; приказ или распоряжение о предоставлении отпуска; табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы; лицевые счета и прочие документы, утвержденные в установленном порядке, которые характеризуют количество работников и их доход в денежной, натуральной форме, а также размеры льгот и компенсаций);

— трудовые соглашения, коллективные договоры, учетные письма, справки и расчеты для начисления заработной платы;

— реестры синтетического и аналитического учета, Главная книга к счету 70 «Расчеты по оплате труда»);

— финансовая, оперативная и статистическая отчетности и т. п.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления на возмещение ндфл

Контроль над расчетами по заработной плате следует начинать с проверки расчетно-платежной ведомости. Начисленные суммы по каждому работнику должны соответствовать суммам трудовых соглашений, договоров подряда, согласно штатному расписанию или ставкам, установленным для повременщиков. Итог суммы, подлежащей выплате по всем ведомостям на какую-либо дату, должен соответствовать сумме данного приходного кассового ордера, а сумма выплаченных средств — сумме расходного кассового ордера. В случае выдачи заработной платы прекращается учет кассовых операций с учетом по заработной плате (корреспондируют счета 50 «Касса» и 70 «Расчеты по оплате труда»), поэтому суммы выданной заработной платы в бухгалтерских регистрах по счетам 50 и 70 должны быть одинаковыми. Кроме того, должны быть равны суммы общих удержанных налогов итогам сумм их перечислений, т. е. платежных поручений на перечисление налогов. Возможна проверка правильности начисления дополнительной заработной платы (отпуска, пособия по больничным листам, при увольнении).

При проверке учета расчетов по заработной плате следует помнить, что общие итоги начисленных сумм заработной платы за отчетный период отражают кредитовые обороты; суммы же удержаний, выплаченные средства — дебетовые обороты по счету 70. Разница кредитовых и дебетовых оборотов по этому синтетическому счету, представляющая собой сумму задолженности средств по заработной плате предприятия работникам, зафиксированная в Главной книге, переносится в пассив баланса по соответствующей строке.

При проверке первичных документов по начислению зарплаты (табелей, расчетно-платежных ведомостей и т. п.) следует проверить факт включения в затраты по основной деятельности расходов на оплату труда работников, занятых в других видах деятельности. Это достигается путем сличения данных по кредиту счета 70 «Расчеты по оплате труда» в части списания на производственные счета и данных по итогу сводной ведомости по оплате труда в части ее начисления. Данные по итогу сводной ведомости, когда оплата труда начислена не только производственным рабочим, должны быть больше, чем данные по дебету счетов учета производственных затрат.

При проверке правильности отражения в учете отчислений на добровольное медицинское страхование следует иметь в виду, что они производятся только за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или личных средств граждан на основе заключенных договоров. В обязательном порядке проверке подлежат образованные предприятием резервы предстоящих расходов и платежей, так как их суммы реально уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Остатки средств, учитываемых на счете 89, начисляемых за счет себестоимости продукции (работ, услуг), в соответствии с действующим законодательством в ряде случаев подлежат инвентаризации на конец года, а в определенных случаях — списанию с баланса.

Проверкой устанавливается правильность образования сумм по тому или иному резерву, и при необходимости корректируется величина остатка методом сторнировочной записи по дебету производственных счетов и по кредиту счета 89 или до списания превышения фактических затрат на себестоимость прямой проводкой. Кроме того, подлежит проверке правильность исчисления налога на прибыль с превышения фонда оплаты труда по сравнению с нормируемой величиной.

При отсутствии контроля над операциями с заработной платой могут иметь место случаи завышения начисленных сумм и выплаты их подставным лицам, а также возможны злоупотребления при выдаче денег. Их можно предотвратить, если сверять основания с начисленными суммами; подписывать ведомость к оплате после полного ее заполнения с указанием общего итога выплачиваемых средств.

Финансовый контроль призван в данном вопросе не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствовать (профилактически) их устранению и недопущению в дальнейшем.


http://economuch.com/reviziya-rossii-kontrol/kontrol-nad-raschetami-oplate-54655.html

Организация системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации как необходимая составляющая эффективного управления

Дата публикации: 04.04.2014 2014-04-04

Статья просмотрена: 4740 раз

Библиографическое описание:

Ланцова А. Д. Организация системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации как необходимая составляющая эффективного управления // Молодой ученый. — 2014. — №4.2. — С. 99-101. — URL https://moluch.ru/archive/63/10181/ (дата обращения: 18.02.2020).

С 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. Одним из новшеств, введенных этим законодательным актом, является регламентация внутреннего контроля экономического субъекта. Согласно п. 1 ст. 19 экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, п. 2 статьи 19 установлена обязанность организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. [3]

Внутренний контроль – это самостоятельная система, реализующая одну из функций управления, представляющую собой наблюдение и обследование процессов использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в соответствии с установленными планами, нормами, нормативами, выявление и оценка отклонений, постоянный мониторинг работы организации в целях обоснованности и эффективности принятия управленческих решений, снижения рисков деятельности организации. [2] Внутренний контроль является залогом эффективного управления хозяйствующим субъектом.

Система внутреннего контроля расходов на оплату труда основывается на следующих принципах: принцип ответственности, сбалансированности, своевременного сообщения об отклонениях, интеграции, соответствия контролирующей и контролируемых систем, постоянства, комплексности, согласованности действий и разделения обязанностей, разрешения и одобрения, эффективности, плановости и внезапности, гибкости, системности и непрерывности, законности, экономичности, объективности, научности, гласности и массовости. [2]

Система внутреннего контроля расходов на оплату труда организации должна включать:

контроль достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

проверку соблюдения норм действующего законодательства в части начислений и удержаний;

оценку системы организации аналитического и синтетического учета;

проверку правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по оплате труда;

контроль расходов по социальному страхованию и обеспечению;

анализ эффективности расходов на персонал.

Затраты на оплату труда являются одними из наиболее значимых статей расходов любого экономического субъекта. Однако в системе нормативного обеспечения учета и анализа хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов вопросы оплаты труда, организации и аттестации рабочих мест, повышения квалификации работников и охраны труда недостаточно отражены. Учет затрат на персонал является одним из наиболее сложных компонентов при формировании себестоимости. Структура этих затрат, методы оценки, принципы их распределения по объектам калькулирования не регулируются едиными требованиями федерального законодательства, а полностью зависят от организационно-технических условий каждой организации.

Читайте так же:  Возврат налога за лечение пенсионерам работающим

В связи с этим разработка системы внутрифирменного контроля расходов на персонал и социальные отчисления должны иметь первостепенный характер для любой организации. Расходы, связанные с персоналом очень разнообразны. Понятие «затраты на персонал» намного шире, чем «затраты на оплату труда» и включает в себя:

— оплату труда по тарифам, расценкам, премии, отпуска, доплаты за работу в вечернее и ночное время, прочие доплаты и надбавки (основную и дополнительную заработную плату);

— отчисления на социальные нужды;

— затраты на набор и адаптацию персонала, организацию и аттестацию рабочих мест;

— затраты на обеспечение безопасных условий труда и медицинское обслуживание;

— затраты на обучение и развитие профессиональных компетенций;

— прочие социальные выплаты и различные виды негосударственного страхования.[1]

Для проведения целенаправленной аналитической работы по изучению расходов на персонал, рассмотрения их с различных позиций, выявления их роли представляет интерес их классификация по различным признакам.

В соответствии с классификацией по фазам процесса воспроизводства рабочей силы затраты на персонал относят к производству квалифицированной рабочей силы, ее распределению и использованию. Затраты организации на производство рабочей силы связаны с приобретением, обучением, развитием собственного персонала. Затраты на распределение рабочей силы определяются масштабами внутриорганизационного перемещения рабочей силы: переводом собственных работников в другие структурные территориально отдаленные подразделения, привлечением работников со стороны (затраты на проезд, подъемные, суточные и т.п.); в затратах на потребление рабочей силы в основном можно выделить фонд оплаты труда, выплаты и льготы из поощрительных фондов, затраты, связанные с поддержанием дееспособности рабочей силы (на медицинское обслуживание, технику безопасности, социально-бытовое обслуживание и т.п.), а также на социальную защиту и социальное страхование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Оценка затрат на персонал с точки зрения его ценности для организации производится по двум группам затрат: первоначальные и восстановительные. Первоначальные затраты (издержки приобретения) включают затраты на поиск, приобретение и предварительное обучение работников. Конкретный состав затрат зависит от целей оценки и доступности данных.

Для эффективного контроля следует провести аналитическую работу по изучению расходов на персонал.

Помимо общих и удельных затрат организации на персонал, в целях анализа эффективности использования персонала целесообразно рассчитывать следующие показатели [4]:

— доля затрат на персонал в объеме продаж, показывающая, какая часть валовой выручки организации расходуется на персонал. Этот показатель можно рассчитать по формуле: Д = ФОТ / V, (1)

где Д — доля общего фонда оплаты труда в объеме продаж;

ФОТ — общий фонд оплаты труда;

V — объем продаж за период

— затраты на одного сотрудника. Этот показатель рассчитывается путем деления общей величины затрат на персонал за период на численность сотрудников организации:

Д на 1 раб. = ФОТ / Т, (2)

где Т — численность сотрудников

— затраты на один производительный час, показывающие, во сколько организации в среднем обходится один час производительного труда с точки зрения расходов на персонал. Этот показатель рассчитывается как отношение общих расходов на персонал к общему числу производительных часов за период:

Д на 1 раб. = ФОТ / Ч, (3)

где Ч — производительные часы за период.

Анализ динамики приведенных показателей позволяет проводить контроль величины расходов на оплату труда, при этом следует прослеживать за счет каких факторов произошло снижение или увеличение данных затрат.

Подробнее остановимся на организации внутреннего контроля учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Организация и ведение хозяйствующими субъектами учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы всегда сопряжены с трудностями, связанными с частой сменой и неоднозначной трактовкой законодательства в этой области. Социальная защита работников и социальная ответственность экономического субъекта является одним из главных рычагов управления персоналом. Поэтому рациональная организация учета расчетов с внебюджетными фондами, обеспечивающая менеджеров достоверной и своевременной информацией при принятии ими управленческих решений, заслуживает внимания как особый объект внутреннего контроля хозяйствующего субъекта.

Правильная постановка и ведение бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами по социальному страхованию и обеспечению являются залогом достоверности показателей финансовой отчетности.

Исходя из практики ведения бухгалтерского учета в данной области, все ошибки и нарушения, с которыми сталкиваются ответственные бухгалтеры, условно можно классифицировать по следующим однородным по содержанию группам проблем, связанных:

1) с недейственной организацией системы внутреннего контроля на предприятии;

2) с несоблюдением положений законодательных и нормативных актов, регламентирующих расчеты с внебюджетными фондами по социальному страхованию и обеспечению;

3) с полнотой отражения обязательств перед внебюджетными фондами;

4) с правомерностью признания обязательств по социальному страхованию и обеспечению;

5) с оценкой обязательств перед внебюджетными фондами;

6) с разграничением отчетного периода кредиторской задолженности перед внебюджетными фондами;

7) с раскрытием информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности [1].

Первая группа проблем сопряжена с отсутствием в организации должной организации системы внутреннего контроля и, как следствие, разделения функций принятия решений, контроля за выполнением операций. Кроме того, возможны также следующие «белые пятна» в организации учета в данной области:

— отсутствие действующего графика документооборота по расчетам с внебюджетными фондами;

— отсутствие анализа актов проверок по расчетам с внебюджетными фондами;

— отсутствие компьютерной обработки первичной информации;

— ненадлежащая организация архивного дела.

Все перечисленное ослабляет превентивный характер средств контроля в хозяйствующих субъектах, создает благоприятные условия для совершения злоупотреблений и хищений.

Достоверность информации о расчетах по социальному страхованию в организации должна опираться на полноту отражения в учете всех обязательств перед внебюджетными фондами, возникающих в соответствии с нормативными и правовыми актами государственного, ведомственного уровней и предприятия, своевременность отражения всех расчетных операций и правильность определения их оценки.

Читайте так же:  Штрафы как вид налоговых санкций налагаются декан

Необходимым элементом внутреннего контроля является проведение инвентаризации расчетов с внебюджетными фондами путем выявления наличия актов сверки расчетов с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальным фондами обязательного медицинского страхования.

Проблемы, связанные с разграничением отчетного периода кредиторской задолженности перед внебюджетными фондами, относится к своевременности начисления и погашения обязательств по социальному страхованию и обеспечению в отчетном периоде, в котором они имели место. Данные проблемы приводят к несопоставимости информации о периоде, к которому должны относиться суммы начисления, отраженные в регистрах по учету заработной платы, отчетах по формам-4 ФСС «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения» и РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», и по карточкам индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых взносов.

Проблемы, сопряженные с раскрытием информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, связаны, с одной стороны, с неправильной методикой ведения бухгалтерского учета по учету обязательств (неверное составление корреспонденции счетов), с другой — правильностью отнесения сумм кредиторской задолженности на соответствующие статьи отчетности.

Таким образом, грамотная организация внутреннего контроля расчетов с персоналом организации, повышает достоверность бухгалтерской финансовой отчетности и позволяет избежать нарушений и разногласий при проведении аудита и ревизии различными контролирующими органами.

1. Мощенко О.В., Усанов А.Ю. Основные проблемы формирования отчетной информации о состоянии и движении обязательств по социальному страхованию и обеспечению [Текст]: «Все для бухгалтера», 2011, N 2

2. Парамонова Л.А. Система регулятивов и правоустанавливающих документов функционирования внутреннего контроля экономического субъекта [Текст]: Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012.№ 5 (25).

3. Парамонова Л.А. Типология и модели организации внутреннего контроля экономического субъекта. [Текст]: РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 2.

4. Прохорова Н.А., Соколова И.А Использование экономико-юридической информации при различных формах контроля [Текст]: Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 15.

http://moluch.ru/archive/63/10181/

Минфин о системе оплаты труда и контроле за правильностью начисления зарплаты

Автор: Г. И. Демидов

Какие разъяснения по вопросам о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты представил Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198?

Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198 рассмотрел вопрос о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты. О том, какие разъяснения привели специалисты финансового ведомства, вы узнаете из данной статьи.

О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений

Свои разъяснения Минфин начал с того, что привел определение понятия бюджетного учреждения. Согласно положениям ч. 1, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде соответствующей субсидии.

Затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, как непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, так и тех, которые не принимают непосредственного участия в ее оказании, включаются в состав нормативных затрат, входящих в расчет субсидии и утверждаемых органом-учредителем.

Что касается систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в соответствии со ст. 144 ТК РФ они устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ или правовых актов органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений определяются с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В Письме № 02-10-07/68198 Минфин сослался на Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол 11. Однако в 2016 году действуют Единые рекомендации, утвержденные 25.12.2015, протокол 12. Они включают в себя:

  • перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;
  • системы оплаты труда в государственных (в том числе федеральных) и муниципальных учреждениях;
  • порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений;
  • особенности формирования систем оплаты труда работников сфер образования и здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, следует использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разд. V Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений (п. 33 Единых рекомендаций).

Читайте так же:  3 ндфл имущественный вычет последний год

Согласно п. 12 Единых рекомендаций учреждением должно быть принято положение об оплате труда работников данного учреждения.

В положении об оплате труда работников учреждения предусматриваются конкретные фиксированные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

Кроме того, фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником.

Некорректным является использование на уровне учреждений таких терминов, как рекомендуемые минимальные размеры и минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемых в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Кроме конкретного размера оклада в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником преду­сматриваются размеры выплат:

  • компенсационного характера, которые не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами;
  • стимулирующего характера, которые устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Напомним, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать:

  • примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н.

Согласно п. 16 Единых рекомендаций в федеральных государственных учреждениях при разработке показателей и критериев эффективности работы следует учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказами Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421, Минтруда РФ от 01.07.2013 № 287 и Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920, предусмотренные в письмах Минобразования РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02, Минкультуры РФ от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ, а также необходимость достижения установленных в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значений целевых показателей развития соответствующих отраслей на 2016 год.

Рекомендации по установлению систем оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров приведены в разд. IV Единых рекомендаций.

Правилами п. 25 Единых рекомендаций предусмотрено, что условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельное соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

Частью 2 ст. 9 ТК РФ предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, они не подлежат применению.

О контроле за правильностью начисления зарплаты

Кто осуществляет контроль за правильностью начисления заработной платы работникам бюджетной сферы? Согласно п. 5.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, и в порядке, предусмотренном местной администрацией муниципального образования, соответственно.

Кроме того, в силу пп. 5.1.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (далее – Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения).

Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, в субъектах РФ государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда.

Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Учитывая изложенное, при возникновении вопросов, связанных с порядком начисления заработной платы, необходимо обращаться (подавать жалобу) по компетенции к учредителю бюджетного учреждения и (или) в государственную инспекцию труда области в установленном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/857154.html

Финансовый контроль заработной платы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here