Финансовый контроль органов казначейства

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовый контроль органов казначейства" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

Органы финансового контроля в РФ

Основные органы финансового контроля делятся по трем видам бюджета:

  • федеральные;
  • региональные
  • муниципальные.
Бюджет Представительная власть Исполнительная власть
Федеральный Совет Федерации Центральный Банк России
Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство
Счетная палата Федеральная налоговая служба России (ФНС)
Федеральная таможенная служба России (ФТС)
Государственная дума Главное контрольно-ревизионное управление
Различные министерства и ведомства, государственные внебюджетные фонды
Региональный Законодательные региональные органы Территориальные ФНС, ФТС, казначейства, министерства и ведомства и т.д.
Счетная региональная палата Финансовые региональные органы
Муниципальный Муниципальные представительные органы Распорядители муниципального бюджета
Муниципальные отделения казначейства
Муниципальная налоговая служба
Муниципальная счетная палата Муниципальная таможенная служба
Муниципальные ведомства
Отдел финансового управления при муниципальной власти

Федеральная налоговая служба России

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за организациями и физическими лицами в плане соблюдения налогового законодательства, правильностью и своевременностью расчета, уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Функции и обязанности ФНС России:

  • Контролирует правильность расчетов налогов и сборов;
  • Контролирует сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • Наказывает при нарушении налогового законодательства;
  • Контролирует валютное законодательство;
  • Контролирует применение, регистрацию ККМ, полноту учета выручки денежных средств;
  • Осуществляет государственный надзор за организацией и проведением азартных игр и лотерей;
  • Ведет разнообразные реестры (например, реестр саморегулируемых организаций);
  • Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРН), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
  • Осуществляет регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств;
  • Осуществляет аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций (кроме кредитных);
  • Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  • Прочие функции.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов.

Структура ФНС России:

  1. Аналитическое управление;
  2. Контрольное управление;
  3. Управление налогообложения юридических лиц;
  4. Управления досудебного урегулирования налоговых споров;
  5. Административно-контрольное управление;
  6. Управление международного сотрудничества и валютного контроля;
  7. Управление кадров;
  8. Финансовое управление;
  9. Прочие.

Как видим, структура ФНС очень обширна, что позволяет ей осуществлять все свои функции.

Министерство финансов

Министерство финансов РФ (Минфин России) – это федеральный орган исполнительной власти, который проводит работу по проведению единой финансовой политики в стране, осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и других областях.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Сфера ответственности Минфина:

  • Бюджетная политика, формирование и контроль исполнения федерального бюджета;
  • Налоговая и таможенно-тарифная политика, международные налоговые отношения;
  • Законы, проекты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
  • Стандарты и методики проведения аудита, контроль и надзор за аудиторской деятельностью;
  • Вопросы внутреннего и внешнего долга России;
  • Выпуск ценных бумаг;
  • Формирование резервного фонда;
  • Создание и развитие государственной информационной системы “Электронный бюджет”;
  • Регулирование межбюджетных отношений;
  • Другие компетенции.

Федеральная таможенная служба России

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в области таможенного дела.

К функциям ФТС России относятся:

  • Валютный контроль;
  • Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • Транспортный контроль в пропускных пунктах через границу России;
  • Санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль;
  • Ветеринарный надзор в плане проверки документов в пропускных пунктах через границу России;
  • Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в части своей компетенции;
  • Прочие.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) также находится в ведении Министерства финансов РФ.

Структура ФТС России выглядит следующим образом:

· · Главное организационно-инспекторское управление;
· · Главное управление информационных технологий;
· · Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;
· · Прочие управления

Контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В Российской Федерации функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.

Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (фед. служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

Читайте так же:  Фнс сообщить о неуплате налогов

Структура:

Центральный аппарат (первый уровень):

Межрегиональное управление Федерального казначейства (второй уровень) — территориальный орган, располагается в Москве

Управления Федерального казначейства по субъектам федераций (второй уровень) — территориальные органы, располагаются в административных центрах субъектов Федерации.

Отделения Федерального казначейства (третий уровень управления) — располагаются в районных центрах, крупных населенных пунктах, по решению соответствующего территориального управления.

Федеральное казначейство — полномочия (права):

1. Проверять денежные документы, регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета.

2. Получать от финансово-кредитных учреждений — справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов — установление, выявление, нарушений в порядке исполнения бюджета.

4. Санкции — приостанавливать операции по счетам контрольных предприятий и учреждений в случае не предоставления в органы федерального казначейства финансовой документации, связанной с использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

5. Изъятие — на основе письменного постановления должностных лиц казначейства данные, свидетельствующие о нарушении фин. дисциплины.

6. Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства используемые не по целевому назначению с наложение штрафа в размере действующей учредительной ставки ЦБ.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации.

Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года.

При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.

Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете».

До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 245 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации

Счетная палата Российской Федерации

Обязанность счетной палаты осуществлять контроль за тем, как исполняется федеральный бюджет. Счетная палата является главным органом государственного и финансового контроля. В ее обязанности включаются:

  • контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
  • оценка эффективности использования государственных ресурсов и соответствие законодательству России;
  • оценка эффективности предоставления льгот (в том числе налоговых), бюджетных кредитов, предоставления государственных гарантий
  • предложения по совершенствованию бюджетного процесса;
  • проверка бюджетной отчетности России и годового отчета об исполнении федерального бюджета;
  • контроль движения денежных средств в Центробанке РФ;
  • противодействие коррупции в пределах своей компетенции.

Состав счетной палаты:

  1. Председатель счетной палаты – Кудрин А.Л.;
  2. Заместитель председателя счетной палаты – Чистова В.Е.;
  3. Аудиторы (делятся на аудиторов, назначенных Советом Федерации и назначенных Госдумой) – 12 человек;
  4. Аппарат счетной палаты.

Аппарат счетной палаты в свою очередь делится на:

  • Руководителя аппарата счетной палаты и его заместителей;
  • Департамент управления делами;
  • Финансовый департамент;
  • Департамент внешних связей;
  • Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
  • Прочие департаменты.
Читайте так же:  Статья о возврате суммы уплаченного налога
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Федеральное казначейство

Федеральное казначейство – это федеральный орган исполнительной власти РФ, который осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов России, контролю операций со средствами федерального бюджета.

Функции федерального казначейства:

  • Учет доходов и расходов бюджета;
  • Обеспечение исполнения федерального бюджета;
  • Кассовое обслуживание бюджетов России;
  • Ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
  • Ведение и обслуживание государственных информационных систем;
  • Обеспечение деятельности Федерального казначейства;
  • Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  • Внешний контроль качества работы аудиторских организаций (согласно федеральному закону от № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года “Об аудиторской деятельности”).

Структура казначейства выглядит следующим образом:

  1. Главное управление Федерального казначейства;
  2. Управления Федерального казначейства (по регионам);
  3. Отделения Федерального казначейства (в городах).

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Центральный Банк России

Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.

Задачи Центрального Банка России:

  • разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
  • разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
  • эмиссия денежных знаков в стране;
  • обеспечение функционирования российской платежной системы;
  • регистрация новых банков;
  • проверка банков;
  • выдача, отзыв банковских лицензий;
  • формирование правил осуществления банковских операций.
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • другие функции.

Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.

Структура Центрального Банка России:

  • Председатель банка России;
  • Департамент денежно-кредитной системы;
  • Департамент операций на финансовых рынках;
  • Департамент по связям с общественностью;
  • Департамент кадровой политики;
  • И еще 40 разных департаментов.

Организация казначейского контроля за полнотой формирования и поступления государственных доходов. Их деятельность в области исполнения и управления доходами и расходами бюджета. Повышение эффективности использования государственных финансовых ресурсов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 07.05.2015
Размер файла 37,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации

Организация действенного казначейского контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью становится одним из главных приоритетов современной экономической политики российского государства.

Рассматривая работу органов федерального казначейства, большинство авторов в основном акцентируют свое внимание на их деятельности в области исполнения федерального бюджета Российской Федерации и управления доходами и расходами бюджета. Однако зачастую упускается такая важная казначейская функция, как контроль.

Вместе с тем, казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетным направлением деятельности служит превентивный характер контроля. Несмотря на двенадцатилетнюю практику контрольной деятельности органов федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие. В контрольной деятельности казначейства можно выделить два направления: контроль за доходами и контроль за расходами государства. Причем, полномочия в сфере контроля за исполнением доходной части бюджета значительно уже по сравнению с полномочиями при контроле за расходной частью. При этом контрольные действия осуществляются и по горизонтали, и по вертикали. Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, в связи с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. По критерию времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

В соответствии со статьей 267 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту — БК РФ) Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль движения средств бюджета и государственных внебюджетных фондов у всех участников бюджетного процесса. Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то в настоящее время на этапах предварительного и текущего контроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е. утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета. При этом Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предварительный казначейский контроль предшествует фактическому исполнению бюджета, то есть поступлению налоговых и иных платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию каких-либо решений по финансовым и другим вопросам. Фактически этот контроль осуществляется в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства.

Читайте так же:  Документы для возврата налога за учебу ребенка

Классифицируя формы казначейского контроля по временному признаку к предварительному контролю можно отнести выдачу органами казначейства разрешений организациям на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и учет казначейским органом обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета. Контрольная деятельность органов федерального казначейства при учете операций с данными средствами проявляется в том, что казначейство контролирует правомочность поступления внебюджетных средств на лицевой счет получателя и их расходования на те или иные цели. Учитывая, что государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений, решение об открытии внебюджетных счетов в органах федерального казначейства является вполне логичным, так как в данном случае государство в лице казначейства непрерывно контролирует объем обязательств бюджетополучателей и их финансовое состояние. Данный процесс также позволит государству определить перечень тех учреждений и организаций, которые на самом деле нуждаются в государственной поддержке.

Предварительный казначейский контроль — это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений, других документов. Он направлен на предупреждение неэффективного, нецелевого и незаконного расходования бюджетных средств. Проведение предварительного контроля предусматривает проверку обоснованности расходов, правильности представленных расчетов, сверку соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования.

Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных об использовании средств бюджетополучателями. Это контроль за оперативной деятельностью на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета, состоящий в регулярной проверке соблюдения распорядителями бюджетных ассигнований финансовой дисциплины, то есть соблюдения бюджетных норм и нормативов, своевременного осуществления финансово-денежных расчетов, а также целевого использования бюджетных средств.

Федеральное казначейство начинает текущий контроль уже на стадии принятия денежных обязательств получателями бюджетных средств, регистрируя заключение договоров между получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (услуг, работ) в порядке, предусмотренном статьей 250 БК РФ. Текущий контроль осуществляется при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствия документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

Кроме того, согласно статье 243 БК РФ при казначейском исполнении федерального бюджета на Федеральное казначейство в рамках текущего контроля возложены обязанности по:

— регистрации поступлений, регулированию объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;

— совершению разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

— осуществлению платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

Наряду с этим, в соответствии со статьей 251 БК РФ Федеральное казначейство расходует средства федерального бюджета только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Такой контроль наиболее эффективен в целях сохранности средств федерального бюджета и оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс формирования и использования государственных ресурсов.

Предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств, осуществляемый органами Федерального казначейства, охватывает все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей. Это обусловлено технологией прохождения средств через систему счетов Федерального казначейства.

Одной из форм текущего контроля может быть проверка целевого использования бюджетных средств их получателем после совершения кассового расхода, но в пределах действующего финансового периода (года, срока действия договора, соглашения).

Наиболее ярко роль казначейства при осуществлении казначейского контроля за исполнением расходной части бюджета проявляется в механизме учета операций. До создания казначейства в России наличие значительного количества счетов осложняло контроль за находящимися на них средствами федерального бюджета. При открытии лицевых счетов в казначействах резко сократилось нецелевое использование средств бюджета, так как в ходе совершения финансовых операций происходит текущий контроль, не позволяющий направить со счета средства на непредусмотренные цели. При финансировании через лицевые счета большое значение имеет также учет органами казначейства бюджетных обязательств. Он позволяет ограничить рост кредиторской задолженности федерального бюджета. В настоящее время ведется учет только бюджетных обязательств, вытекающих из договоров на энергосбережение и поставку коммунальных услуг. Таким образом, пока данный механизм позволяет контролировать лишь часть кредиторской задолженности. Представляется целесообразным осуществление органами казначейства учета всех бюджетных обязательств.


Нельзя не отметить, что в случае отказа органами федерального казначейства принять на учет заключенный договор, он, тем не менее, не теряет своей юридической силы. Поставщику товаров или услуг предоставляется возможность взыскания средств в судебном порядке. Выход из сложившейся ситуации заключается в изменении действующего законодательства, согласно которому договор бюджетного учреждения имел бы юридическую силу в случае его приема на учет органом казначейства.

В целях совершенствования системы учета доходов от использования федерального имущества и упорядочивания расходования средств на органы федерального казначейства также возложена обязанность по учету и распределению средств, поступающих от аренды федерального имущества.

Для этого в территориальных органах казначейства открываются специальные лицевые счета для научных организаций, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных музеев, государственных учреждений культуры и искусства, которые сдают в аренду закрепленное за ними недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности. В процессе финансирования расходов за счет средств, поступивших от сдачи в аренду федерального имущества, органы казначейства контролируют осуществление расходов с лицевых счетов в соответствии и в пределах дополнительной сметы доходов и расходов организации. Представляется целесообразным, учет на лицевых счетах органов казначейства арендной платы не только перечисленных выше организаций, но и всех бюджетных учреждений, сдающих в аренду федеральное имущество. Это позволит существенно повысить уровень казначейского контроля за данными средствами и упорядочить их учет.

Читайте так же:  Подать документы на возврат процентов по ипотеке

Таким образом, сам механизм финансирования через лицевые счета является инструментом казначейского контроля, позволяющим резко ограничить количество нарушений бюджетного законодательства. Кроме того, это позволяет добиться соблюдения сметной дисциплины бюджетополучателей.

Помимо общеизвестных задач, стоящих перед казначейством в ближайшее время (таких, как полный перевод получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, исполнение внебюджетных фондов и др.), для усиления государственного финансового контроля существует необходимость расширить полномочия данных органов в области предварительного и текущего финансового контроля.

Стоит более активно привлекать казначейство к осуществлению предварительного финансового контроля на стадии планирования бюджетов. Как правило, при подготовке бюджета отправной точкой является прошлогодний бюджет, а не последние или расчетные данные казначейской системы. Однако, именно казначейство располагает такой необходимой для планирования бюджета информацией, как динамика поступлений в доход государства различных платежей и их расходования.

В настоящее время все чаще говорится о необходимости проведения анализа эффективности использования средств федерального бюджета. Выполнить такой анализ — это увязать расходы бюджета с их необходимостью, определить показатели, характеризующие цель расходования. Только после этого можно оценить, была ли достигнута цель, на которую выделялись ассигнования.

Другая сторона этого процесса — планирование в рамках бюджета деятельности конкретных организаций или учреждений, т.е. сметы доходов и расходов получателей средств.

Согласно ст. 161 БК РФ бюджетные учреждения используют бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

По нашему мнению, анализ должен выполняться прежде всего в интересах вышестоящей организации и самого учреждения. Для этого предлагается использовать таблицу 1, 2.

Таблица 1. Анализ исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения (организации)

Наименование кода экономической классификации

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Читайте так же:  Выплата дивидендов ао каражанбасмунай

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Источники

Финансовый контроль органов казначейства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here