Финансовое право бюджетный контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовое право бюджетный контроль" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Бюджетное право и финансовый контроль в России

Источники финансового права

Финансово-правовые нормы, так же как и нормы иных отраслей права, обладают отличительными свойствами: это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными.

Финансово — правовые отношения

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: 1) возникают в процессе финансовой деятельности государства; 2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомочен-ный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; 3) они почти всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п. По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) кредита (государственного и банковского); 5) расчетов, регулируемых финансовым правом: 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования; 7) контрольные. Во всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты, организации, учреждения, а также граждане. Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Прекращение финансовых правоотношений связано, например, с 1) погашением финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);2) выполнением задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам;3) использованием выданных бюджетных ассигнований;4) осуществлением компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т. д

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Субъекты финансовых правоотношений

http://mirznanii.com/a/35735/byudzhetnoe-pravo-i-finansovyy-kontrol-v-rossii

Бюджетное законодательство и государственный финансовый контроль

Это обусловлено тем, что качество финансового контроля, за­ключающегося в контроле над мобилизацией, распределением и расходованием денежных средств государственными органами, раз­личного рода организациями, учреждениями и предприятиями, оп­ределяется во многом тем, насколько прочно в правовом отноше­нии занимают органы бюджетно-финансового контроля свое место в системе правовых государственных отношений, насколько они за­конодательно обеспечены для выполнения задач по контролю над исполнением законодательства и издаваемых на его основе право­вых актов исполнительной власти в области бюджетно-финансовых отношений. Деятельность контрольных органов предполагает нали­чие комплекса условий организационного и методического поряд­ка: определение субъектов и объектов контроля, границ контроль­ной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, пе­риодичности контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т.д. Этот комплекс условий должен подлежать соответствующей правовой регламентации контрольной деятельности органов государственного управления.

Важным шагом в развитии правовой базы финансового контро­ля стало утверждение Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В целом в плане упорядочения и кодификации российского финан­сового законодательства Бюджетный кодекс РФ (со всеми послед­ними изменениями и дополнениями) отражает позитивную тенден­цию и обладает многими положительными характеристиками:

• отличается ясностью изложения, закрепляет терминологиче­скую базу регулируемой области правоотношений, гармонич­но сочетает материальные и процессуальные нормы;

• выдержан в духе провозглашаемых им принципов бюджетного федерализма и единства бюджетной системы;

• стремится охватить все стадии и аспекты бюджетного про­цесса;

• уделяет серьезное внимание вопросам государственного и му­ниципального финансового контроля;

• однозначно устанавливает, что контроль над исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов является частью бюджетного процесса;

• в нем предпринята попытка выстроить более или менее орга­низованную систему финансового контроля.

В сферу действия Бюджетного кодекса РФ входят также право­отношения, возникающие в процессе контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федера­ции. В бюджетное законодательство Бюджетным кодексом РФ включены законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, при этом установлено, что в случае их про­тиворечия Бюджетному кодексу РФ применяются нормы Бюджет­ного кодекса РФ.

Бюджетный кодекс РФ относит к компетенции федеральных властей определение основ осуществления контроля над исполне­нием бюджетов всех уровней (ст. 7 БК РФ), а к компетенции субъ­ектов Российской Федерации — установление порядка осуществле­ния контроля над исполнением региональных бюджетов и непосред­ственно контроль за их исполнением (ст. 8 БК РФ).

Бюджетным кодексом РФ установлено, что контроль над испол­нением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществ­ляется органами, обеспечивающими контроль над исполнением бюджетов соответствующего уровня (ст. 150 БК РФ), что подтвер­ждает правомерность контроля над финансовой деятельностью ре­гиональных отделений федеральных внебюджетных фондов со сто­роны региональных счетных палат.

В Бюджетном кодексе РФ вопросы контрольных органов нашли отражение в главе 18 «Полномочия участников бюджетного процес­са», а также в главе 26 «Основы государственного и муниципально­го контроля». В них обозначены контрольно-счетные органы и ус­тановлено, что они являются участниками бюджетного процесса и входят в систему органов, обладающих бюджетными полномочия­ми. Также следует отметить законодательное закрепление эксперт­ной функции контрольно-счетных органов.

Читайте так же:  Налога идет на имущество

Бюджетный кодекс РФ прямо указывает, что субъекты Россий­ской Федерации самостоятельно создают органы финансового кон­троля в соответствии с собственным законодательством, а их пол­номочия определяются законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах.

Вопросы государственного финансового контроля, нашедшие отражение в Бюджетном кодексе РФ, требуют более подробного рассмотрения.

Бюджетный кодекс РФ относит к бюджетным правоотношени­ям отношения, возникающие между субъектами не только в про­цессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и испол­нения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации, но и контроль за их исполнением.

Большое значение имеет и то, что Бюджетный кодекс РФ уста­навливает правовой статус участников бюджетного процесса, пра­вовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Определяя структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что это законода­тельство состоит из собственно Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на определенный год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на определенный год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федера­ции и нормативных правовых актов представительных органов мест­ного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения, включая федеральное и региональное законодательства по вопросам государственного и муниципального финансового контроля (ст. 2).

http://all-sci.net/byudjetnoe-pravo_859/byudjetnoe-zakonodatelstvo-gosudarstvennyiy-68397.html

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

Читайте так же:  Срок уплаты земельного налога

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/936855.html

§ 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе

Затем представительные органы следят за исполнением бюджета и в течение текущего года заслушивают доклады Правительства РФ и министра финансов о ходе исполнения бюджета. Затем предста­вительные органы принимают законы, постановления и решения об исполнении своих бюджетов, а следовательно, анализируют и под­вергают контролю деятельность всех органов государства и бюджет­ных учреждений по исполнению бюджетов.

Правительство РФ, субъектов Российской Федерации, а также ад­министрации местного самоуправления, подготавливая и рассматри­вая проект закона о бюджете, а затем проект закона об исполнении бюджета, также осуществляют в государстве контрольную функцию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Судебные органы осуществляют деятельность по обеспечению исков по обращению взысканий на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Однако бюджетная деятельность так многообразна и сложна, что в государстве существует система органов, специально занимающа­яся бюджетным контролем. Так, подробно регламентируются бюд­жетные полномочия, в том числе и по осуществлению финансового контроля и ответственности, Минфина России в ст. 165, 167 БК РФ. В частности, именно Минфин России устанавливает порядок состав­ления бюджетной отчетности федерального бюджета и государст­венных внебюджетных фондов Российской Федерации, представля­ет в Правительство РФ бюджетную отчетность, осуществляет норма­тивное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению финансового контроля.

Подробно регулируются полномочия и ответственность в обла­сти бюджетной деятельности Федерального казначейства — ст. 166.1, 167, 267 БК РФ. Практически Федеральное казначейство осущест­вляет постоянный финансовый мониторинг, так как ежедневно именно на его счета зачисляются все доходы и расходы федерально­го бюджета.

Для осуществления бюджетно-финансового контроля создан специальный орган государственного управления — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ст. 166.2, 268 БК РФ).

Очень широки и важны в целом для бюджетной деятельности го­сударства контрольные полномочия Счетной палаты РФ. Это кон­ституционный орган, который осуществляет бюджетный контроль на всей территории Российской Федерации. Она образуется на осно­вании ч. 5 ст. 101 Конституции РФ. Председатель Счетной палаты и половины состава ее аудиторов назначаются Государственной Ду­мой (п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной па­латы РФ и половины состава ее аудиторов относится к ведению Со­вета Федерации (п. «и» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Читайте так же:  Определение суммы налога на прибыль организации

Основы деятельности Счетной палаты закреплены в ст. 167.1 БК РФ, действует она на основании Федерального закона «О Счет­ной палате Российской Федерации» и занимается постоянной про­веркой, контролем и мониторингом правильного расходования бюд­жетных средств. Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 195 БК РФ, проект закона о федеральном бюджете на очеред-

ной финансовый год и плановый период для внесения замечаний и предложений направляется Государственной Думой в Счетную па­лату РФ, а в соответствии с п. 2 ст. 264.4 БК РФ, внешняя провер­ка годового отчета об исполнении федерального бюджета также осу­ществляется Счетной палатой РФ1.

В соответствии с БК РФ финансовый контроль осуществляет­ся главными распорядителями бюджетных средств, главными ад­министраторами доходов бюджета и главными администратора­ми источников финансирования дефицита бюджета (ст. 269). Глав­ные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективно­го использования бюджетных средств, следят за правильным и целе­вым использованием субсидий и субвенций, С этой целью проводят проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджет­ных средств и государственных (муниципальных) унитарных пред­приятий.

В ст. 270.1 БК РФ закреплены также понятие и функции внутрен­него финансового аудита. Органы исполнительной власти и местной администрации вправе создавать подразделения внутреннего финан­сового аудита (внутреннего контроля), которые должны следить за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и ис­полнения бюджета, ведения бюджетной отчетности, осуществлять меры по повышению эффективности и результативности использо­вания бюджетных средств.

Следует заметить, что финансовый контроль не только обеспе­чивает успешную бюджетную деятельность в государстве, но и дела­ет эту деятельность прозрачной и является основным инструментом в борьбе с коррупцией.

http://all-sci.net/finansovoe-pravo_822/finansovyiy-kontrol-monitoring-byudjetnom-40995.html

§ 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе

Затем представительные органы следят за исполнением бюджета и в течение текущего года заслушивают доклады Правительства РФ и министра финансов о ходе исполнения бюджета. Затем предста­вительные органы принимают законы, постановления и решения об исполнении своих бюджетов, а следовательно, анализируют и под­вергают контролю деятельность всех органов государства и бюджет­ных учреждений по исполнению бюджетов.

Правительство РФ, субъектов Российской Федерации, а также ад­министрации местного самоуправления, подготавливая и рассматри­вая проект закона о бюджете, а затем проект закона об исполнении бюджета, также осуществляют в государстве контрольную функцию.

Судебные органы осуществляют деятельность по обеспечению исков по обращению взысканий на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Однако бюджетная деятельность так многообразна и сложна, что в государстве существует система органов, специально занимающа­яся бюджетным контролем. Так, подробно регламентируются бюд­жетные полномочия, в том числе и по осуществлению финансового контроля и ответственности, Минфина России в ст. 165, 167 БК РФ. В частности, именно Минфин России устанавливает порядок состав­ления бюджетной отчетности федерального бюджета и государст­венных внебюджетных фондов Российской Федерации, представля­ет в Правительство РФ бюджетную отчетность, осуществляет норма­тивное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению финансового контроля.

Подробно регулируются полномочия и ответственность в обла­сти бюджетной деятельности Федерального казначейства — ст. 166.1, 167, 267 БК РФ. Практически Федеральное казначейство осущест­вляет постоянный финансовый мониторинг, так как ежедневно именно на его счета зачисляются все доходы и расходы федерально­го бюджета.

Для осуществления бюджетно-финансового контроля создан специальный орган государственного управления — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ст. 166.2, 268 БК РФ).

Очень широки и важны в целом для бюджетной деятельности го­сударства контрольные полномочия Счетной палаты РФ. Это кон­ституционный орган, который осуществляет бюджетный контроль на всей территории Российской Федерации. Она образуется на осно­вании ч. 5 ст. 101 Конституции РФ. Председатель Счетной палаты и половины состава ее аудиторов назначаются Государственной Ду­мой (п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной па­латы РФ и половины состава ее аудиторов относится к ведению Со­вета Федерации (п. «и» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Основы деятельности Счетной палаты закреплены в ст. 167.1 БК РФ, действует она на основании Федерального закона «О Счет­ной палате Российской Федерации» и занимается постоянной про­веркой, контролем и мониторингом правильного расходования бюд­жетных средств. Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 195 БК РФ, проект закона о федеральном бюджете на очеред-

ной финансовый год и плановый период для внесения замечаний и предложений направляется Государственной Думой в Счетную па­лату РФ, а в соответствии с п. 2 ст. 264.4 БК РФ, внешняя провер­ка годового отчета об исполнении федерального бюджета также осу­ществляется Счетной палатой РФ1.

В соответствии с БК РФ финансовый контроль осуществляет­ся главными распорядителями бюджетных средств, главными ад­министраторами доходов бюджета и главными администратора­ми источников финансирования дефицита бюджета (ст. 269). Глав­ные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективно­го использования бюджетных средств, следят за правильным и целе­вым использованием субсидий и субвенций, С этой целью проводят проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджет­ных средств и государственных (муниципальных) унитарных пред­приятий.

В ст. 270.1 БК РФ закреплены также понятие и функции внутрен­него финансового аудита. Органы исполнительной власти и местной администрации вправе создавать подразделения внутреннего финан­сового аудита (внутреннего контроля), которые должны следить за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и ис­полнения бюджета, ведения бюджетной отчетности, осуществлять меры по повышению эффективности и результативности использо­вания бюджетных средств.

Читайте так же:  Совершенствование организации финансового контроля

Следует заметить, что финансовый контроль не только обеспе­чивает успешную бюджетную деятельность в государстве, но и дела­ет эту деятельность прозрачной и является основным инструментом в борьбе с коррупцией.

http://all-sci.net/finansovoe-pravo_822/finansovyiy-kontrol-monitoring-byudjetnom-40995.html

Бюджетное законодательство и государственный финансовый контроль

Это обусловлено тем, что качество финансового контроля, за­ключающегося в контроле над мобилизацией, распределением и расходованием денежных средств государственными органами, раз­личного рода организациями, учреждениями и предприятиями, оп­ределяется во многом тем, насколько прочно в правовом отноше­нии занимают органы бюджетно-финансового контроля свое место в системе правовых государственных отношений, насколько они за­конодательно обеспечены для выполнения задач по контролю над исполнением законодательства и издаваемых на его основе право­вых актов исполнительной власти в области бюджетно-финансовых отношений. Деятельность контрольных органов предполагает нали­чие комплекса условий организационного и методического поряд­ка: определение субъектов и объектов контроля, границ контроль­ной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, пе­риодичности контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т.д. Этот комплекс условий должен подлежать соответствующей правовой регламентации контрольной деятельности органов государственного управления.

Важным шагом в развитии правовой базы финансового контро­ля стало утверждение Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В целом в плане упорядочения и кодификации российского финан­сового законодательства Бюджетный кодекс РФ (со всеми послед­ними изменениями и дополнениями) отражает позитивную тенден­цию и обладает многими положительными характеристиками:

• отличается ясностью изложения, закрепляет терминологиче­скую базу регулируемой области правоотношений, гармонич­но сочетает материальные и процессуальные нормы;

• выдержан в духе провозглашаемых им принципов бюджетного федерализма и единства бюджетной системы;

• стремится охватить все стадии и аспекты бюджетного про­цесса;

• уделяет серьезное внимание вопросам государственного и му­ниципального финансового контроля;

• однозначно устанавливает, что контроль над исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов является частью бюджетного процесса;

• в нем предпринята попытка выстроить более или менее орга­низованную систему финансового контроля.

В сферу действия Бюджетного кодекса РФ входят также право­отношения, возникающие в процессе контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федера­ции. В бюджетное законодательство Бюджетным кодексом РФ включены законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, при этом установлено, что в случае их про­тиворечия Бюджетному кодексу РФ применяются нормы Бюджет­ного кодекса РФ.

Бюджетный кодекс РФ относит к компетенции федеральных властей определение основ осуществления контроля над исполне­нием бюджетов всех уровней (ст. 7 БК РФ), а к компетенции субъ­ектов Российской Федерации — установление порядка осуществле­ния контроля над исполнением региональных бюджетов и непосред­ственно контроль за их исполнением (ст. 8 БК РФ).

Бюджетным кодексом РФ установлено, что контроль над испол­нением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществ­ляется органами, обеспечивающими контроль над исполнением бюджетов соответствующего уровня (ст. 150 БК РФ), что подтвер­ждает правомерность контроля над финансовой деятельностью ре­гиональных отделений федеральных внебюджетных фондов со сто­роны региональных счетных палат.

В Бюджетном кодексе РФ вопросы контрольных органов нашли отражение в главе 18 «Полномочия участников бюджетного процес­са», а также в главе 26 «Основы государственного и муниципально­го контроля». В них обозначены контрольно-счетные органы и ус­тановлено, что они являются участниками бюджетного процесса и входят в систему органов, обладающих бюджетными полномочия­ми. Также следует отметить законодательное закрепление эксперт­ной функции контрольно-счетных органов.

Бюджетный кодекс РФ прямо указывает, что субъекты Россий­ской Федерации самостоятельно создают органы финансового кон­троля в соответствии с собственным законодательством, а их пол­номочия определяются законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах.

Вопросы государственного финансового контроля, нашедшие отражение в Бюджетном кодексе РФ, требуют более подробного рассмотрения.

Бюджетный кодекс РФ относит к бюджетным правоотношени­ям отношения, возникающие между субъектами не только в про­цессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и испол­нения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации, но и контроль за их исполнением.

Большое значение имеет и то, что Бюджетный кодекс РФ уста­навливает правовой статус участников бюджетного процесса, пра­вовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Определяя структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что это законода­тельство состоит из собственно Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на определенный год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на определенный год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федера­ции и нормативных правовых актов представительных органов мест­ного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения, включая федеральное и региональное законодательства по вопросам государственного и муниципального финансового контроля (ст. 2).

http://all-sci.net/byudjetnoe-pravo_859/byudjetnoe-zakonodatelstvo-gosudarstvennyiy-68397.html

Бюджетное право и финансовый контроль в России

Источники финансового права

Финансово-правовые нормы, так же как и нормы иных отраслей права, обладают отличительными свойствами: это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными.

Финансово — правовые отношения

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: 1) возникают в процессе финансовой деятельности государства; 2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомочен-ный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; 3) они почти всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п. По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) кредита (государственного и банковского); 5) расчетов, регулируемых финансовым правом: 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования; 7) контрольные. Во всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты, организации, учреждения, а также граждане. Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Читайте так же:  Имущественный вычет список документов в налоговую

возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Прекращение финансовых правоотношений связано, например, с 1) погашением финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);2) выполнением задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам;3) использованием выданных бюджетных ассигнований;4) осуществлением компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т. д

Субъекты финансовых правоотношений

http://mirznanii.com/a/35735/byudzhetnoe-pravo-i-finansovyy-kontrol-v-rossii

§ 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе

Затем представительные органы следят за исполнением бюджета и в течение текущего года заслушивают доклады Правительства РФ и министра финансов о ходе исполнения бюджета. Затем предста­вительные органы принимают законы, постановления и решения об исполнении своих бюджетов, а следовательно, анализируют и под­вергают контролю деятельность всех органов государства и бюджет­ных учреждений по исполнению бюджетов.

Правительство РФ, субъектов Российской Федерации, а также ад­министрации местного самоуправления, подготавливая и рассматри­вая проект закона о бюджете, а затем проект закона об исполнении бюджета, также осуществляют в государстве контрольную функцию.

Судебные органы осуществляют деятельность по обеспечению исков по обращению взысканий на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Однако бюджетная деятельность так многообразна и сложна, что в государстве существует система органов, специально занимающа­яся бюджетным контролем. Так, подробно регламентируются бюд­жетные полномочия, в том числе и по осуществлению финансового контроля и ответственности, Минфина России в ст. 165, 167 БК РФ. В частности, именно Минфин России устанавливает порядок состав­ления бюджетной отчетности федерального бюджета и государст­венных внебюджетных фондов Российской Федерации, представля­ет в Правительство РФ бюджетную отчетность, осуществляет норма­тивное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению финансового контроля.

Подробно регулируются полномочия и ответственность в обла­сти бюджетной деятельности Федерального казначейства — ст. 166.1, 167, 267 БК РФ. Практически Федеральное казначейство осущест­вляет постоянный финансовый мониторинг, так как ежедневно именно на его счета зачисляются все доходы и расходы федерально­го бюджета.

Для осуществления бюджетно-финансового контроля создан специальный орган государственного управления — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ст. 166.2, 268 БК РФ).

Очень широки и важны в целом для бюджетной деятельности го­сударства контрольные полномочия Счетной палаты РФ. Это кон­ституционный орган, который осуществляет бюджетный контроль на всей территории Российской Федерации. Она образуется на осно­вании ч. 5 ст. 101 Конституции РФ. Председатель Счетной палаты и половины состава ее аудиторов назначаются Государственной Ду­мой (п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной па­латы РФ и половины состава ее аудиторов относится к ведению Со­вета Федерации (п. «и» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Основы деятельности Счетной палаты закреплены в ст. 167.1 БК РФ, действует она на основании Федерального закона «О Счет­ной палате Российской Федерации» и занимается постоянной про­веркой, контролем и мониторингом правильного расходования бюд­жетных средств. Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 195 БК РФ, проект закона о федеральном бюджете на очеред-

ной финансовый год и плановый период для внесения замечаний и предложений направляется Государственной Думой в Счетную па­лату РФ, а в соответствии с п. 2 ст. 264.4 БК РФ, внешняя провер­ка годового отчета об исполнении федерального бюджета также осу­ществляется Счетной палатой РФ1.

В соответствии с БК РФ финансовый контроль осуществляет­ся главными распорядителями бюджетных средств, главными ад­министраторами доходов бюджета и главными администратора­ми источников финансирования дефицита бюджета (ст. 269). Глав­ные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективно­го использования бюджетных средств, следят за правильным и целе­вым использованием субсидий и субвенций, С этой целью проводят проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджет­ных средств и государственных (муниципальных) унитарных пред­приятий.

В ст. 270.1 БК РФ закреплены также понятие и функции внутрен­него финансового аудита. Органы исполнительной власти и местной администрации вправе создавать подразделения внутреннего финан­сового аудита (внутреннего контроля), которые должны следить за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и ис­полнения бюджета, ведения бюджетной отчетности, осуществлять меры по повышению эффективности и результативности использо­вания бюджетных средств.

Следует заметить, что финансовый контроль не только обеспе­чивает успешную бюджетную деятельность в государстве, но и дела­ет эту деятельность прозрачной и является основным инструментом в борьбе с коррупцией.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://all-sci.net/finansovoe-pravo_822/finansovyiy-kontrol-monitoring-byudjetnom-40995.html

Финансовое право бюджетный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here