Аудит в системе финансового контроля российской федерации

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Аудит в системе финансового контроля российской федерации" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации

Система финансового контроля включает:

1) государственный финансовый контроль,

2) общественный контроль;

3) аудит как независимый контроль.

Государственный финансовый контрольосуще­ствляется в следующих формах:

1) общегосударственной форме;

2) ведомственной форме.

Об­щегосударственный контроль

охватывает всех хозяйствующих субъ­ектов независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Россий­ской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного само­управления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осу­ществляют: Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейст­во, Федеральная таможенная служба, Банк России, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выпол­няет определенные задачи и функции.

К основным задачам финан­сового контроля относятся:

-контроль за образованием и исполь­зованием государственных средств РФ и ее субъектов;

-контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

-контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Основные функции включают:

проверку правильности образова­ния государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования;

контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

обеспечение обоснованности и правомер­ности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

контроль государствен­ного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Ведомственный контроль должны осуществлять федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ, государственные и унитарные предприятия. В данном случае контроль осуществляется:

1) за за­конностью расходования государственных средств, поступивших в распоряжение данных органов и предприятий,

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2) за полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед гос.бюджетом и внебюджет­ными фондами по налогам и другим обязательным платежам,

3) за правильностью ведения учета и т.д.

Общегосударственный контроль подразделяется на:

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осуще­ствляет Банк России. Страховой контроль осуществляет Федераль­ная служба страхового надзора, таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и ее подразделения, нало­говый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и ее подразделениями. Использование государственных (бюд­жетных) средств на разных уровнях государственного управления и бюджетной системы РФ контролирует Федеральное казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, созда­ваемые органами исполнительной власти (административный кон­троль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль

проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, федеральных агентов, федеральных служб, органов управления исполнитель­ной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и про­водят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного кон­троля могут привлекаться ревизоры федеральных служб и их под­разделений.

Общественный контрольреализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной вла­сти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных орга­низаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государствен­ного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ).

Ауди­торский финансовый контрольосуществляется в соответствии с нормамиФЗ «Об аудиторской деятельности». Он определяет что, аудиторская деятельность и аудит это предпринимательская дея­тельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтер­ской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпри­нимателей. Аудит обеспечивает как проверку дос­товерности финансовых показателей, так и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятель­ности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Т.е. аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. Кроме того, под аудитом также понимают деятельность, направленную на уменьшение предпринимательско­го риска.

http://studopedia.org/5-111199.html

Независимый финансовый контроль( аудит)- история развития, правовое регулирование, место в системе финансового контроля

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг*.

*Российская газета. 1993. 29 декабря.

Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54 создана комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, основная задача которой состоит в организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защите интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. Указанная комиссия в соответствии с Положением о ней выдает генеральные лицензии на осуществление лицензирования аудиторской деятельности; организует ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений; организует публикации в средствах массовой информации сведений о выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т. д.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения без ндс статья

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными на то государственными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным Банком РФ — для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ — для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило, Министерство финансов РФ.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ*, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

* Так, обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями.

Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя с санкции прокурора, суда, арбитражного суда при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации подробно регламентируют вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению; порядком проведения аудиторской проверки, в частности, предусмотрены обстоятельства, при которых аудиторская проверка не может проводиться; со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы); порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

По окончании проведения аудиторской проверки составляется заключение, состоящие из вводной, описательной и итоговой частей. В случаях, предусмотренных законодательством, третья, заключительная часть данного заключения подлежит опубликованию.

— понесенные убытки в полном объеме;

— расходы на проведение перепроверки;

— штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

http://studopedia.org/8-83161.html

Аудит в системе финансового контроля. Классификации аудита

Финансовый контроль

– это элемент управления, представляющая собой деятельность контролирующих субъектов по оценке соответствия совершенных управляемым субъектом операций финансовым интересам управляющего субъекта.

Система финансового контроля включает следующие элементы:

1) управляющие субъекты;

2) контролирующие субъекты. В качестве контролирующих субъектов могут выступать управляющие субъекты;

3) контролируемые субъекты;

4) объект контроля (что контролируется);

5) предмет контроля (контролируемый аспект);

6) принципы контроля;

7) методы контроля;

8) принятие решений по результатам контроля;

9) мониторинг эффективности функционирования системы контроля.

В зависимости от законодательной сферы различают следующие виды финансового контроля:

1) финансовый контроль, осуществляемый в рамках административного законодательства (проверки со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля);

2) финансовый контроль, осуществляемый в рамках гражданского законодательства (например, аудит);

3) финансовый контроль, осуществляемый в рамках процессуального законодательства (судебно-бухгалтерская экспертиза).

В зависимости от отношений контролирующего и контролируемого субъектов финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться в форме внутренних аудиторских проверок.

Обязанность организаций создавать службы внутреннего аудита может быть предусмотрена нормативными актами. Например, в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах кредитная организация должна иметь службу внутреннего контроля (внутреннего аудита).

При наличии соответствующих нормативных актов работа внутреннего аудита организуется в соответствии с их требованиями. В отсутствие таких нормативных документов компания самостоятельно решает вопросы формирования службы внутреннего аудита, ее компетенции, подотчетности и организации текущей работы. При этом могут быть приняты во внимание Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие внутренний аудит других категорий хозяйствующих субъектов, Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита международного Института внутренних аудиторов[1], типовые положения о службе внутреннего аудита и другие разработки российского Института внутренних аудиторов[2].

По определению международного Института внутренних аудиторов внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.

В Методических рекомендациях по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации внутренние аудиторские проверки означают изучение и анализ финансово-хозяйственной деятельности компании с целью формулирования мнения (вывода) о надежности и эффективности системы/отдельных процедур внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.

Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. С точки зрения собственников внутренний аудит является инструментом контроля работы менеджмента, позволяет им повысить уверенность в результативности деятельности компании, сохранности ее активов. Менеджерам внутренний аудит помогает формировать надежную информационную базу для принятия управленческих решений, оптимизировать бизнес-процессы.

Читайте так же:  Возврат налога на жилье какие документы

К функциями внутреннего аудита может быть отнесена оценка:

1) эффективности корпоративного управления;

2) эффективности системы управления рисками;

3) эффективности системы внутреннего контроля, в том числе в части обеспечения сохранности активов компании;

4) эффективности информационной системы, в том числе информационной безопасности;

5) исполнения компанией требований нормативных правовых актов, предписаний регулирующих организаций, решений органов управления;

6) соответствия действий работников нормам корпоративной этики, требованиям документов, составляющих нормативную базу деятельности компании, целям компании;

7) достоверности составляемой бухгалтерской и других видов отчетности;

8) других аспектов деятельности компании,

а также консультирование менеджмента по вопросам, входящим в компетенцию службы.

Внутренний аудит может осуществляться службой (отделом, департаментом) внутреннего аудита, внутренним аудитором и (или) сторонней специализированной организацией на условиях косорсинга или аутсорсинга. Привлечение сторонней организации может быть целесообразно при отсутствии средств на содержание собственной службы (например, в период становления бизнеса), при проведении проверок, требующих специальных знаний, если нет соответствующих специалистов в штате. В отдельных случаях такой аутсорсинг может быть запрещен нормативными документами: например, служба внутреннего контроля (внутреннего аудита) кредитной организации должна состоять из штатных сотрудников, кроме случаев передачи отдельных функций службе внутреннего контроля (аудита) другой кредитной организации, входящей в банковскую группу [11, с. 388 – 389].

Внешний финансовый контроль может осуществляться в форме внешних аудиторских проверок, проводимых аудиторскими организациями и, в разрешенных законодательством случаях, индивидуальными аудиторами.

В зависимости от времени совершения контрольных действий может быть выделен предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Внешний аудит, рассматриваемый в целом, относится к последующему финансовому контролю, поскольку объектом контроля является бухгалтерская (финансовая) отчетность, полностью или в подавляющем большинстве состоящая из исторической финансовой информации. Однако аудит включает и элементы текущего контроля (например, присутствие аудитора на инвентаризации материально-производственных запасов, проводимой аудируемым лицом), и предварительного контроля (например, процедуры оценки применимости непрерывности деятельности аудируемого лица).

В зависимости от рассматриваемых аспектов деятельности контролируемого субъекта принято различать тематический и комплексный финансовый контроль. Поскольку объектом внешней аудиторской проверки является бухгалтерская (финансовая) отчетность, отражающая финансовое положение экономического субъекта на отчетную дату, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств за отчетный период, то есть всю хозяйственную жизнь отчитывающегося субъекта, такая проверка является комплексной. В рамках специальных заданий аудитор может выполнять тематические проверки.

Большое значение для теории и практики аудита имеют его классификации. Четкая классификация позволяет глубже понять суть аудита, оптимизировать его проведение.

Аудит, также как и финансовый контроль в целом, в зависимости от отношений аудиторов и контролируемых субъектов подразделяется на внешний и внутренний.

В зависимости от периодичности проверок различают:

1) первичный аудит – проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного клиента;

2) согласованный аудит – осуществляется аудитором или аудиторской организацией повторно или регулярно.

По отношению к требованиям законодательства выделяют инициативный (добровольный) и обязательный аудит. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает следующие случаи обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является:

бюро кредитных историй,

организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,

обществом взаимного страхования,

негосударственным пенсионным или иным фондом,

акционерным инвестиционным фондом,

управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по со стоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в других случаях, установленных федеральными законами. Например, к этой категории относятся юридические лица — застройщики, жилищные накопительные кооперативы, операторы лотереи.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,

иных кредитных и страховых организаций,

негосударственных пенсионных фондов,

организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов,

а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности

проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО (обязательный и инициативный) проводится аудиторскими организациями.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

http://poisk-ru.ru/s39082t4.html

Система государственного финансового контроля и аудита в России

«Бухгалтерский учет», N 3, 1999

В Российской Федерации действует система государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.

Она постоянно совершенствуются в соответствии с потребностями формирования рыночной экономики и правового государства.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации имеет целью обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансовых интересов Российской Федерации.

Правовую базу государственного финансового контроля составляют соответствующие части ст.ст.101 и 114 Конституции РФ, Бюджетный кодекс РФ, ряд федеральных законов — от 31.12.1997 N 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 11.01.1995 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 02.12.1990 N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 N 65-ФЗ, от 27.12.1995 N 210-ФЗ, от 27.12.1995 N 214-ФЗ), от 25.02.1997 N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 25.07.1995 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 N 888 «О территориальных контрольно — ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации».

Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в налоговом и валютном законодательстве, Таможенном кодексе России, Положении о Минфине России, ряде других нормативных правовых документов.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ. Контролируются, хотя еще в недостаточной степени, финансовые результаты, получаемые от использования государственного имущества, деятельность кредитных учреждений и иных организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц.

Государственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Органами государственного финансового контроля в Российской Федерации являются:

Счетная палата Российской Федерации;

контрольные и финансовые органы исполнительной власти (Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России и контрольно — ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю). Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Госналогслужбу России, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и некоторые другие органы;

контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые разрабатываются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за формированием и использованием государственных средств.

При решении стоящих перед ними задач и осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям других объектов контроля.

В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля обязаны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью ведения учета и составления государственной отчетности.

Аудиторская деятельность в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно — расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Правовую базу аудиторской деятельности составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы — от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 02.12.1990 N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 N 65-ФЗ, от 27.12.1995 N 210-ФЗ, от 27.12.1995 N 214-ФЗ, другие законы, регулирующие отношения собственности, деятельность акционерных обществ, кредитных учреждений.

Непосредственной основой регулирования аудиторской деятельности являются Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации; Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации», от 07.12.1994 N 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».

Читайте так же:  Экономические налоговые споры

Особенности банковского аудита отражены в Положении об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утвержденном Приказом ЦБ РФ от 10.09.1997 N 02-391, других нормативных актах ЦБ РФ.

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Введены некоторые ограничения, в частности, аудиторская фирма не может быть акционерным обществом открытого типа, аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельности.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке в России подлежат акционерные общества открытого типа независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала, банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные, благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, все организации, в уставном капитале (уставном фонде) которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам, другие экономические субъекты, обязательная ежегодная проверка которых предусмотрена законодательно.

Экономический субъект (кроме находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежит обязательной аудиторской проверке, если объем его выручки за год в 500 раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда либо сумма активов его баланса превышает на конец года этот размер в 200 раз.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Практическое регулирование аудиторской деятельности осуществляют Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, созданная Распоряжением Президента РФ от 04.02.1994 N 54-рп, центральные аттестационно — лицензионные аудиторские комиссии Минфина России и Центрального банка РФ (ЦАЛАКи). При Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации действует Консультативный совет.

Основными инструментами государственного регулирования аудиторской деятельности, кроме законодательных и иных нормативных правовых актов, являются аттестация и лицензирование, осуществляемые по установленным государством правилам.

Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению экономического субъекта, по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки к аудитору (аудиторской фирме) могут быть применены санкции.

Важнейшую роль в становлении и развитии аудиторской деятельности призваны сыграть Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

В настоящее время разработаны, одобрены и опубликованы для практического использования 20 отечественных Стандартов. Подготовлен и издан Перечень терминов и определений, используемых в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации решила признать соблюдение Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных и рекомендованных ею к применению, основным критерием оценки качества аудиторских проверок и заключений.

Применение Правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечит признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/31703-sistema-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-audita-rossii

Вопрос 23: Аудит: понятие, место в системе финансового контроля, задачи, правовое регулирование

Финансовый контроль – регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.

аудит (аудиторская деятельность) — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

Аудит — форма финансового контроля. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. К таким органам относятся Счетная палата, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, входящая в структуру Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральная таможенная служба, а также Банк России и иные органы и их территориальные подразделения.

Аудит как форма независимого контроля может охватывать все экономические субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности. Цели аудита и других видов финансового контроля схожи. Так, целью налоговой проверки хозяйствующих субъектов является соблюдение налогового законодательства: правильное исчисление, полнота и своевременность внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Основная цель банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России, — развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Цель аудита -выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов, внутрихозяйственный контроль, аудиторский (независимый) финансовый контроль.

Контроль финансово-кредитных органов — денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Читайте так же:  Формы финансового бюджетного контроля

Способы банковского контроля: предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливающий право на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т. е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег Другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.

Внутрихозяйственный контроль — проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.

Главный бухгалтер является ключевым звеном в системе хозяйственного контроля.

Полномочия главного бухгалтера состоят в следующем: совместно с руководителем предприятия он подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры; не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину; осуществляет предварительный финансовый контроль за правильностью и законностью расходования средств. Функции главбуха: формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, обеспечение соответствия российскому законодательству всех осуществляемых предприятием, учреждением хозяйственных операций, составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Отдельный вид негосударственного контроля — аудит.

1) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации; 2) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

3) самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

2) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

3) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

4) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому-лицу.

Аудитоская проверка по общему правилу проводится на основе гражданско-правового договора, заключаемого между аудитором и клиентом (аудируемым лицом) и регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательством об аудите, носит возмездный характер.

Другие формы финансового контроля осуществляются уполномоченными на то органами на основании принадлежащих им властных полномочий и не носят коммерческого характера.

Виды аудиторских проверок:

обязательная — проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду;

инициативная — проводится по решению хозяйствующего субъекта.

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

Вопрос 24: Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные (собственные) и консолидированные. Их виды и назначение. Структура (составные части) бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит, целевые бюджетные фонды. Понятие и краткая характеристика

Понятие бюджет можно рассматривать в трех смыслах:

1) в юридическом — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и мсу;

2) в экономическом — совокупность экономических отношений по распоряжению государственным централизованным денежным фондом;

3) как правовой акт бюджет — государственный финансовый план по распоряжению государственным централизованным денежным фондом.

1) доходная часть — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2) расходная часть — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В идеале доходная часть бюджета должна равняться расходной части. В случае их неравенства образуется дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Бюджетным кодексом РФ предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/6706442/page:22/

Аудит в системе финансового контроля российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here